Как снимался фильм 17 мгновений весны. «Семнадцать мгновений весны»: как снимали легендарный фильм. На Кубу с любовью

25.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

11 августа 1973 года в СССР начался показ фильма «Семнадцать мгновений весны». 12-серийный советский фильм, режиссером которого стала Татьяна Лиознова, был снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Уже во время премьерного показа военная драма завоевала огромную популярность в Советском Союзе. А спустя три года после выхода первой серии фильм был удостоен Государственной премии РСФСР.
Один из самых любимых шпионских сериалов страны был разобран на цитаты, а великолепная музыка Микаэла Таривердиева во вступительных титрах до сих пор пробирает до самого сердца и души.
Представляем вам 17 фактов о культовом фильме, о которых старались особо не распространяться.
Штирлиц был гестаповцем-повесой

Вячеслав Тихонов, Вильгельм Леман

У Штирлица был реальный прототип - гестаповец Вильгельм Леман, который был завербован советской разведкой. Правда, на сотрудничество он пошел не по идейным, а по меркантильным соображениям. И ничего общего с образом, придуманным Юлианом Семеновым, не имел. Как внешне (у Вячеслава Тихонова явно не арийский тип лица), так и по содержанию. В фильме герой Тихонова ведет скромный, почти затворнический образ жизни. Леман же был полной противоположностью - играл на скачках, залезал в долги и менял молодых любовниц как перчатки.

Не похож на реального Мюллера и Броневой. На самом деле шеф гестапо был значительно моложе своего киноперсонажа - в 1945 году ему было 45 лет. А вот потомки Шеленберга, которого сыграл Олег Табаков, с удовольствием пересматривают «17 мгновений», потому что актер оказался очень похож на него. Они даже письмо Олегу Павловичу написали, мол, когда хотим взглянуть на «дядю Вальтера», смотрим фильм.

Леонид Куравлев оказался неубедительным Гитлером

На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Но, поговаривают, Арчил накануне съемок расстался с режиссером Татьяной Лиозновой. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!»

Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.

Светличная хотела оправдать любвеобильность Исаева


Светлана Светличная, Вячеслав Тихонов

Светлана Светличная (Габи Набель) призналась нам, что хотела сыграть сразу две роли: «Я сказала Лиозновой, что было бы неплохо, если одна актриса сыграет и Габи, и жену Штирлица. Чтобы это был один стиль женщины. Это тогда оправдывало бы, почему полковник Исаев вдали от Родины увлекся Габи. Идея Лиозновой понравилась, но я ее поздно озвучила - на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею - получилось бы очень интересно. Не скажу, что расстроилась. Но со стороны режиссера было бы нетактичным отказывать актрисе, которую уже утвердили.

Моя героиня по сценарию была влюблена в Штирлица. Тихонову тогда симпатизировали все женщины СССР. Если бы мне в пару дали старого никчемного актера - пришлось бы фантазировать. Но в данном случае не фантазировал ни Вячеслав Васильевич, ни я. У нас были приятные взаимоотношения, и уверена: он чувствовал то же самое. Поэтому у нас так идеально получилась сцена, где мы танцуем в его доме. Она уникальна! Там нет объяснений, поцелуев, а лишь неимоверная тяга друг к другу. Там все сказано глазами: Габи обожает Штирлица, а он, увы, как разведчик не мог иметь в Германии любимую женщину. Даже легендарный Сергей Герасимов сказал: “Эту сцену нужно показывать студентам ВГИКа”».

Тихонов наколол себе «Славу» и скрывал

Ходит легенда, что у Вячеслава Тихонова на кисти левой руки была наколка «Слава», сделанная еще в молодости. Естественно, у Штирлица такой быть не могло. И когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, это были руки дублера - ассистента художника Феликса Ростоцкого. Этот факт подтвердила нам «жена Штирлица» - актриса Театра им. Вахтангова Элеонора Шашкова: «Да, в юности Тихонов сделал такую наколку. Это была ошибка молодости, поэтому даже князя Болконского он играл в перчатках. Но Слава наколол себе “славу” на всю жизнь - напророчил. А Лиознова обожала Тихонова и не хотела даже малейшей черноты в его биографии, поэтому про наколку все молчали».

Броневой-Мюллер дергался из-за костюма


Леонид Броневой

Многим зрителям запомнился Леонид Броневой в роли Мюллера, в том числе нервными подергиваниями головой в напряженные моменты. Но эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Увидев такой жест, режиссер предложила его оставить, решив, что такой нервный тик лишь добавит колорита фигуре Мюллера.

Еле хватило денег на последнюю серию


«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины - тайна, покрытая мраком. Но современные кинопродюсеры сказали нам, что если бы сейчас снималась картина с таким же размахом, то стоимость каждой серии обходилась бы в 100 тыс. долларов минимум.

Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах. Шутка ли, только для Тихонова были пошиты 100 рубашек! Что уже говорить о построенных на студии им. Горького декорациях - коридорах рейхсканцелярии, кабинете Мюллера, квартире Штирлица и многом другом. Прибавьте к этому съемки на натуре - картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Правда, то, что Цветочная улица Берна находится на самом деле в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходит на Кавказе, позволило сэкономить бюджет.

Тихонов попросил «глаза»

Элеонора Шашкова

Один из самых романтических эпизодов картины - встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

«Жена Исаева» Элеонора Шашкова рассказала нам, как это было: «На съемочную площадку меня привел один из ассистентов по актерам, с которым мы работали на съемках “Двух жизней”. Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление! Хотя я красивых мужчин не воспринимаю. Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: “Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?” В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: “Может, я вижу тебя последний раз в жизни…”

А на самом деле мы снимались с Тихоновым по отдельности. То, что вы видели в кадре, - монтаж. Раньше же снимали всего одной камерой и на пленку, по две сцены в день. Все было отрепетировано, обдуманно. Это сейчас сплошной конвейер! В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании… И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло! А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: “Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу”. И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза».

Поехали в Германию со своим «Мерседесом»


Говорят же, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Однако в Берлин съемочная группа поехала со своим «Мерседесом» для Штирлица. В первый же день съемок машина заглохла, и завести ее уже было невозможно. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, который разыскал своего приятеля Гюнтера Клибенштайна, коллекционировавшего ретроавто. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица. Однако модель «Мерседес-седан», доставшаяся «штандартен-фюреру», на самом деле слишком рядовая для такого звания. Хотя в романе Семенова еще более существенный ляп - Штирлиц разъезжает на машине марки «Хорьх» ВКР-821. На самом деле на такой машине в те времена ездили члены правительства, а трехбуквенных номеров не было.

Во время пыток дети улыбались


В эпизоде, где грудного ребенка радистки Кэт распеленывают у открытого окна (на улице холодно, и немцы надеются, что сердце матери дрогнет и она сдаст Штирлица), малыш должен плакать, потому что мерзнет. На самом же деле детям (в сцене пыток одного малыша играли сразу 18 детей, поскольку съемки проходили долго, а младенцу в присутствии матери разрешено было находиться на съемках не более двух часов) было тепло, поэтому они улыбались и посапывали. Записать детский плач не удалось, поэтому звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы там записать крик.

Ляпы: пистолет Макарова и советские вагоны


В эпизоде, где Штирлиц убивает провокатора Клауса (его сыграл Лев Дуров), в руках у нашего разведчика почему-то пистолет Макарова, которого на вооружении германской армии быть не могло по определению. Да и нахваливать песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф, которая появилась лишь в 1958 году, - явный прыжок в будущее. А вот в эпизоде, где Кэт прощается со Штирлицем на вокзале, на вагоне было по-русски написано: «56 тонн». А в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом.

В Германии Тихонова чуть не побили

Прогулка от гостиницы до съемочной площадки чуть было не стоила Тихонову обвинения в пропаганде фашизма. Дело в том, что на улицу он вышел в форме штандартен-фюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его нацистом и устроили разборки. К счастью, заваруху услышали киношники и отбили артиста.

Лиознова лишила композитора звания

Лиознова хотела, чтобы в титрах она была как режиссер и как соавтор сценария, поскольку придумала некоторые сцены, но Семенов был против. Разгорелся скандал, и композитора «Мгновений» Микаэла Таривердиева призвали в качестве судьи. Он решил, что Лиознова неправа. И не получил Госпремию РСФСР (а значит, звание и крупную сумму), которая в 1976-м досталась за фильм Лиозновой, Семенову, Тихонову и оператору Петру Катаеву. Его из списка получающих вычеркнули.

Из-за Кобзона ставили кордоны с доносчиками

Микаэл Таривердиев отказывался быть композитором картины, мол, не пишет для фильмов, в которых снимают Сталина. В итоге создал 18 мелодий, но вошли только две. И сразу пошли разговоры, что его «Не думай о секундах свысока» похожа на «Историю любви» Леграна. Был скандал и с исполнителями. Прослушали Лещенко, Ободзинского, Магомаева, но остановились на Кобзоне. Хотя Таривердиев был против: они поссорились. И когда Кобзон записывался, режиссеру приходилось расставлять кордоны, которые извещали о приближении композитора!

Кэт родила в клинике, которая обследовала Тимошенко


Клиника в фильме «17 мгновений весны»

В сцене, где Штирлиц и радистка Кэт с новорожденным на руках выходят из роддома, задействована настоящая университетская клиника Charite в Берлине. С тех пор много времени прошло: высокого дерева перед зданием уже нет, дорожки переделаны и светильники на столбах другие.

Клиника «Шарите» основана в 1710 году, относится к старейшим медицинским учреждениям Германии и является одной из старейших университетских клиник Европы. Сегодня об этом учреждении наслышан почти каждый украинец в связи с экс-премьером Юлией Тимошенко, которую обследовали врачи из этой клиники. Кстати, в роли новорожденного ребенка радистки Кэт снялась Мария Миронова (дочь актеров Екатерины Градовой и Андрея Миронова). Но кроме нее в фильме в этой роли были задействованы еще пять других младенцев.


Клиника сейчас

Из-за языка Дуров снимался в лесу


Лев Дуров

Сцену, в которой Штирлиц убивает Клауса (Лев Дуров), должны были снимать под Берлином. Но, как нам рассказывал Лев Константинович, с поездкой в Германию не сложилось, поскольку его не выпустили из Советского Союза, и все из-за чувства юмора артиста: «Перед выездом за границу я, как и все выезжающие, должен был пройти собеседование в выездной комиссии. Меня попросили описать флаг Советского Союза. Я вдруг выдал, мол, ну как-как, черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг “Веселый Роджер”. Завернули меня и снимали в лесу под Москвой».

Мы хотели поздравить актера с юбилеем картины, но с 81-летним Львом Константиновичем случилось несчастье. Как нам рассказали его друзья, он упал в своей квартире и получил перелом шейки бедра: «Лев Константинович - в тяжелом состоянии, он находится в Боткинской больнице Москвы. Актера готовят к операции по замене сустава, после которой он будет оставаться в больнице не менее месяца».

Гафт получил роль американца вслепую

Валентин Гафт (сыграл американца Геверница, участвовавшего в переговорах о капитуляции Германии) рассказал нам: «Я должен был уезжать в отпуск, но мне нужны были деньги. И тут меня пригласил Олег Табаков. Я ехал на съемки и не знал, какого именно персонажа придется играть. Там познакомился с Лиозновой. Она даже к малейшему эпизоду относилась крайне серьезно. Мой мы обсуждали целый день. Не сравнить с сегодняшним процессом съемок!»

Лановой не хотел быть врагом


Василий Лановой

Василий Лановой, который на тот момент полюбился зрителю в фильме «Офицеры», признался нам, что Лиознова еле уговорила его стать обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: “Он не враг, он ваш противник - мощный и умный”.

Ее слова мне очень понравились, так как я считал, что играть врагов Родины - мартышкин труд. Но я крайне огорчен, что фильм сделали цветным. Это ужасно! Ведь это документальная картина. Голову оторвал бы за такое!» А самой удачной Василий Семенович назвал сцену, когда его Вольф прилетает на самолете и его арестовывают: «В ней актер Лановой был наиболее точен, как мне кажется».

8 февраля 1928 года на свет появился Вячеслав Васильевич Тихонов – киноактер, народный артист СССР. В 12-серийном художественном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль – разведчика Исаева-Штирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской Германии. Фильм стал настоящим хитом, однако, когда в начале 1973 года он был смонтирован и его показали высокому телевизионному начальству, на голову режиссера посыпались первые упреки… Какие скандалы вызвал фильм, кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль «не осилил» Куравлев, почему Фаина Раневская назвала сценарий ахинеей – эти другие неизвестные факты об известной картине в нашем фоторепортаже.

История кинокартины начинается в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий 13-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» и выбрали для него режиссера. Роман Юлиана Семенова, послуживший основой, тогда еще даже не издавался отдельной книгой.

В самый разгар подготовительных работ за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссер – 46-летняя Татьяна Лиознова, ведь сначала выбрали не ее.

Лиознова позвонила самому Семенову, который сообщил ей, что продал сценарий «Ленфильму», но она так упорно настаивала на своем, что в итоге автор отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Татьяне.

Режиссером Лиознова была очень дотошным, а потому актеров для своей картины подбирала с невероятной точностью. Например, Юлиан Семенов был уверен, что Штирлица может сыграть только Арчил Гомиашвили (на фото).

Ассистенты режиссера настаивали на Олеге Стриженове. Пробовался на роль и Иннокентий Смоктуновский (на фото), но он тогда жил в Ленинграде и покидать его на два года съемок был не согласен.

Вячеславу Тихонову гримеры поначалу приклеили усы как у Буденного, но Лизнова и под ними рассмотрела верную кандидатуру.

Радистку Кэт могла сыграть вместо Екатерины Градовой Ирина Алферова, но не сложилось.

На роль супруги Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи. Женой же советского разведчика стала актриса Театра Вахтангова Элеонора Шашкова, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться даже сама Фаина Раневская, персонажа для которой – фрау Заурих – Лиознова попросила Семенова сочинить специально, чтобы еще и смягчить слишком уж серьезного героя.

Семенов нехотя что-то сочинил, но когда это показали Фаине Георгиевне, она просто ужаснулась. «Это что за идиотство? Разве это можно сыграть?». И наотрез отказалась.

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлев – Айсмана.

Куравлев вспоминал: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против».

А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.

Ефим Копелян также сначала должен был играть в фильме, но в итоге стал “голосом за кадром”. Режиссер вспоминает: «Я позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит».

Когда Лиознова прочитала окончательный вариант сценария Юлиана Семеновича, она была просто шокирована: ей нравилась сюжетная линия и детали в книге, а в сценарии все было совсем не то.

«Катастрофа! Я работала по 12 часов в сутки, не помню, спала ли. Но не скажу, что не получала удовольствия, ведь у меня были развязаны руки, к тому же, я не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его», – говорит режиссер

Большинство актеров параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью.

«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», – вспоминал о съемках Юрий Визбор.

На съемки в ГДР группе пришлось взять почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького). Немецкие умельцы, осмотрев «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет.

Киношники посмеялись, однако в первый же съемочный день «мерс» и вправду заглох. Пришлось брать авто напрокат.

Съемки Штирлица за рулем мчащегося автомобиля проходили весьма курьезно: авто раскачивали около десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Конечно, без шуток-прибауток не обходилось, и Тихонов умолял этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.

Кстати, однажды актера чуть не арестовали: он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки в форме штандартенфюрера СС. Берлинцы сочли его за приверженца фашизма и собирались передать в полицейский участок.

Остальную натуру снимали уже на родине: в Риге – Цветочную улицу, в Тбилиси и Боржоми – переход Шлага через Альпы, а прогулки Штирлица в лесу – в Подмосковье.


Съемки шли в напряженном графике, иногда по полторы смены – 12 часов. Лионзова хотела сделать идеальными даже мелочи.

Эпизод встречи Штирлица и Шлага, где наш разведчик кормит его супом, от которого вверх поднималась струя пара, был снят не сразу: пар никак не получался, то его было мало, то, наоборот, много.

В кадре, где показывали руки Штирлица пришлось снимать руки художника фильма Феликса Ростоцкого: у Тихонова на правой руке была татуировка, сделанная еще в юности – «Слава» ,которую гримерам никак не удавалось замазать для крупных планов.

В эпизоде, где эсэсовцы мучили ребенка радистки Кэт, в роли малыша выступило около двух десятков детей из ближайшего детского дома. Снимать каждого можно было не больше двух часов в день, при этом с интервалами не менее пятнадцати минут для пеленания и кормления.

Однажды Тихонов рассказал, как добивался напряженного, думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Секретом оказалась таблица умножения, которую он прокручивал в голове несколько минут, пока оператор снимал очередную сцену.

Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть»

Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, хотя сначала отказался писать ее к шпионской картине: до этого его дважды постигла неудача с подобной тематикой.

В процессе работы композитор написал десять песен, однако в фильм вошли только две из них: «Где-то далеко…» и «Мгновения». Восемь других пришлось просто выкинуть, поскольку им не нашлось места в картине.

Когда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки.

Громче других возмущались военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Лиозновой пришлось исправлять ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.

Премьера фильма состоялась в конце лета 1973 года: с 11 по 24 августа вся страна буквально прильнула к экранам телевизоров. Согласно милицейским сводкам того времени, по всей стране резко снизилась преступность.

В один из премьерных дней на киностудию позвонила москвичка, которая передала свой огромный привет создателям картины и поблагодарила за то что вот уже несколько дней, пока идет фильм, ее муж сидит дома и не пьет, поскольку и все его собутыльники заняты просмотром сериала.

Актеры в мгновение ока стали суперзвездами. Например, Екатерина Градова, выйдя погулять с собакой и заскочить в гастроном «Новоарбатский» попала в неожиданный плен.

Покупатели ее узнали, стали целовать ее, обнимать, просить автографы. Почти два часа Градова простояла, прижатая толпой к прилавку, после чего недовольные продавцы вызвали милицию.

Сериал был настолько популярен, что многие новоиспеченные мамаши называли своих детей если не Штирлицами, то Юлианами – в честь Юлиана Семенова. Кстати, жертвой моды стал и будущий известный певец Юлиан.

А вот Таривердиеву пришлось не сладко. Как-то он заехал на Всесоюзное радио, где ему заявили: «Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора Фрэнсиса Лея, с его фильма «История любви».

«Что за бред?» – возмутился Таривердиев. «Бред, не бред, но это – факт», – ответили ему. На студию имени Горького, где снимался фильм, также позвонил некий гражданин, представившийся работником французского посольства, и выразил возмущение тем, что музыка «Мгновений» – плагиат музыки Лея

Едва композитор переступил порог приемной председателя Союза композиторов, как секретарша протянула ему телеграмму… от Фрэнсиса Лея. В ней сообщалось: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей».

В итоге Таривердиева отговорили от визита во французское посольство… КГБ-шники, которые по своим каналам связались с Леем. Тот категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны» и сообщил, что никакой телеграммы с обвинениями своего советского коллеги в плагиате не посылал.

Кстати Юлиан Семенов снабдил коллег по фильму – Таривердиева, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова, специальными удостоверениями Комитета Госбезопасности, где было написано: «Без права остановки», и стояла подпись: «Андропов».

Однажды Таривердиев специально заехал на своей машине на территорию Красной площади: «У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже я медленно и вальяжно проехал мимо него».

Штирлиц стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, а также персонажем советских и российских анекдотов.

В 2011 году скульптор Александр Бойко объявил о начале сбора средств на установку памятника Штирлицу во Владивостоке возле гостиницы «Версаль», в которой жил и, возможно, придумал образ разведчика Юлиан Семенов.

Первая серия легендарного телефильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» вышла ровно 43 года назад – 11 августа 1973 года. Лента настолько захватила внимание советских телезрителей, что во время ее трансляции улицы городов пустели – все внимание в это время было приковано к экранам. Мы отыскали 17 интересных фактов о картине и задействованных в ней актерах.

Кто последний на Штирлица?

Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение.

Загадочный Брайтенбах

Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер - А201). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Жена появилась вдруг

Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма.

Несостоявшаяся роль Светланы Светличной

Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. И хотя Светличная в конце концов прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи, она долгое время жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль. Хотя, к слову, ее исполнение Габи высоко оценили и зрители, для которых ее героиня стала воплощением безусловной и преданной любви, и критики, отмечавшие большой драматический талант актрисы.

Одним только взглядом

Интересная история связана с актрисой Элеонорой Шашковой, которая в итоге сыграла роль жены полковника Исаева. По воспоминаниям Шашковой, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу, сидя один на один с режиссером, она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини. К слову, сам Вячеслав Тихонов рассказывал, что создавать напряженный и сосредоточенный взгляд Штирлица ему помогала таблица умножения: когда ему нужно было «тяжело» смотреть на кого-то, он просто начинал вспоминать примеры и пытался их решить.

Ребенок всех переиграл

Кстати, в эпизоде свидания Исаева с женой должен был быть маленький ребенок – сын полковника, которого он увидел впервые в жизни. Однако прямо во время съемок Лиознова скомандовала убрать ребенка, оставив Штирлица с женой тет-а-тет. Она рассудила, что, если в кадре появится ребенок, это добавит и без того перегруженной эмоциями встрече лишней сентиментальности, к тому же все внимание перейдет со взрослых на ребенка, который своей очаровательностью сведет на нет игру Тихонова и Шашковой.

Съемки под колпаком

Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается.

Еврейский взвод СС

Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. Когда все кадры с участием немецкой армии были отсняты, некий консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС – евреи. Второй консультант, действовавший независимо от первого, вынес то же резюме: у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме.

Покажите руки

В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий – не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера – писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.

На Кубу с любовью

Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.

100 рубашек для разведчика

Все костюмы в картине были сшиты под присмотром консультанта – некоего полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились – настолько все было реалистично. Кстати, специально для Штирлица действительно на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек – на всякий случай, чтобы советский разведчик выглядел на экране безупречно.

Эффект присутствия

В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.

Держи фашиста!

Съемки «Семнадцати мгновений весны» не обошлись без курьезов. Так, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося – на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.

«Чей же ты, дурашка?»

Знаменитая сцена, где Штирлиц разговаривает с собакой, была импровизацией. Во время съемок парковки машины Вячеслав Тихонов, как было предписано сценарием, неторопливо вышел из автомобиля, и в это же время к нему подбежал пес, с который гулял с хозяином неподалеку. Актер не растерялся, присел, протянул руку собаке и под прицелом камер, в образе Штирлица, спросил: «Чей же ты, дурашка?» Пес ткнулся в ладонь Тихонова и стал ласкаться. Татьяне Лиозновой очень понравилась эта сцена, и она решила включить ее в финальный монтаж фильма.

«Веселый Роджер» и Лев Дуров

Гестаповец Клаус, которого в фильме сыграл Лев Дуров, должен был умереть в ГДР, однако актера отказались отпускать за границу. Когда Дуров пришел получать разрешение на выезд, ему стали задавать стандартные вопросы: опишите советский флаг, расскажите о союзных республиках… Дуров, однако, не захотел отвечать на вопросы, и вместо советского флага стал описывать пиратский «Веселый Роджер», а в качестве столиц СССР упомянул Лондон, Париж, Брюссель и еще несколько городов, которые никогда даже близко не были советскими. В итоге Дуров не поехал в ГДР из-за формулировки «плохое поведение», а Клаус умер где-то в подмосковном лесу.

«Семнадцать мгновений весны» и уровень преступности

«Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы те или иных городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности – все были прикованы к экранам.

Кобзон, который не Кобзон

Исполнять песни к «Семнадцати мгновениям весны» хотели Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский и еще целый ряд популярных в то время певцов, но Татьяна Лиознова отклонила почти все кандидатуры, за исключением Иосифа Кобзона. Однако при встрече с певцом Лиознова сделала совершенно неожиданное для Кобзона заявление: его манера исполнения фильму не подходит, и если он хочет петь, то должен будет использовать другой тембр. Знаменитую композицию «Не думай о секундах свысока» Кобзон переписывал по меньшей мере десять раз – и каждый раз в разном исполнении.

По столичным местам, где ступала нога Штирлица и других героев фильма, «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова .

Германия... в Москве

У нас обычно принято считать, что всю заграницу в Советском Союзе снимали в Прибалтике. Но «17 мгновений весны» - подтверждение тому, что Европу вполне себе можно найти на территории Москвы - у нас тут и Берн, и Берлин. Минимум половина натуры - лесные массивы, старинные особняки - снято в столице.

Помните момент, как штандартенфюрер СС Штирлиц (Вячеслав Тихонов ) под именем господина Бользена прогуливается с фрау Заурих (Эмилия Мильтон ) в небольшом лесу на берегу красивого пруда?

Оказывается, эти живописные места снимались у нас на северо-востоке, на Челобитьевском шоссе, соединяющем Алтуфьевку и Дмитровку, примерно в километре от МКАД. Герои идут по лесу. (1) На момент съёмок там сохранились лесопарковые массивы бар-ской усадьбы XVI века Архангельское-Тюриково. Ясени, клёны, дубы - эта растительность была характерна для парков в Европе. Поэтому трасса Берн - Берлин и прогулки якобы близ Берлина снимались в этой местности. Интересно, что у Юлиана Семёнова фрау Заурих не было, её придумала режиссёр Татьяна Лиознова , чтобы «очеловечить» строгого Штирлица. Гуляя, фрау срывает травку и спрашивает Штирлица-Бользена: «У вас болят почки?» - «Нет».- «Жаль. Очень жаль. Потому что этот отвар очень помогает при больных почках».

Эти живописные места снимались на Челобитьевском шоссе. Фото: Кадр из фильма

В картине Штирлиц ездит на «Мерседес-Бенц» 1938 года. Для съёмок в Москве, Риге и Восточном Берлине было найдено три абсолютно одинаковых автомобиля. Только у одной машины дворники были сверху, у другой - снизу лобового стекла, а у третьей машины дворников вообще не было. С дворниками сверху был московский «Мерседес»... Именно в нём Штирлиц заснул на 20 минут. А проснулся в «Мерседесе» с дворниками снизу...

По сюжету во второй серии Штирлиц убивает агента и провокатора Клауса (Лев Дуров ). Вячеслав Тихонов был уже известным актёром и привлёк огромное количество зевак на съёмочную площадку в Архангельском-Тюрикове. Особенный ажиотаж начался, когда Штирлиц выбросил пистолет в пруд. Мест-ные мальчишки, несмотря на холодную погоду, ещё несколько дней ныряли, чтобы это оружие отыскать.

А переговоры немцев и американцев снимались фактически под стенами КГБ - в усадьбе Черткова в начале Мясницкой улицы, 7 (2) . Эта жемчужина центра Москвы (в тот момент её занимало общество «Знание») в пятой серии - особняк специального ведомства США в Берне. Василий Лановой, играющий обергруппен-фюрера СС Карла Вольфа , был невероятно знаменит и считался главным секс-символом страны. А в обществе «Знание» работали преимущественно женщины. И все на Ланового хотели посмотреть. Василий Семёнович великолепный актёр, но, когда его отвлекали, он забывал текст. И женские мордашки, появляющиеся в дверном проёме, невероятно мешали ему сосредоточиться. В итоге пришлось даже наряд милиции вызывать, дабы отснять нужные эпизоды.

Переговоры немцев и американцев снимались фактически под стенами КГБ - в усадьбе Черткова в начале Мясницкой улицы, 7. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Наш московский Рижский вокзал отметился в картине «17 мгновений весны» аж в двух сериях. (Рижская пл., 1) (3) В шестой он сыграл роль приграничного немецкого вокзала - с него профессор Плейшнер (Евгений Евстигнеев ) уезжал на задание в Берн. А уже ближе к финалу, в двенадцатой серии, Рижский показан нам уже как вокзал в Берне. Оттуда Штирлиц отправлял во Францию спасённую радистку Кэт (Екатерина Градова). Там есть забавный киноляп. На вагоне мы видим надпись на немецком языке о количестве мест в вагоне и о его классе. А чуть-чуть ниже написано на русском - «тара 58 т».

Рижский вокзал отметился в картине аж в двух сериях. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Штирлиц... в посольстве Грузии?

В восьмой серии радистка Кэт арестована. На конспиративной квартире гестапо пытается выбить из неё шифры. На самом деле мы видим в фильме угол Хлебного и Малого Ржевского переулков. Этот особняк был построен в 1901-1902 гг. архитектором Соловьёвым для своей семьи и стал одним из главных шедевров московского модерна (М. Ржев-ский пер., 6) (4) До 2008 года его занимало посольство Грузии, сейчас он находится в неопределённом статусе. Так что можно загадывать загадку: что делал Штирлиц в посольстве Грузии?


Радистку Кэт держат на конспиративной квартире гестапо. Съёмки были на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков, мы видим особняк Соловьёва в стиле модерн.

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

А «внутренности» гестаповской квартиры снимали на Киностудии им. Горького (ул. С. Эйзенштейна, 8) (5) Лиознова вспоминала: очень долго не могли от «сына Кэт» добиться крика. По фильму гестаповец кладёт раздетого малыша на холод, открыв окно. А снимали сцену в павильоне, и под тёплыми лучами софитов ребёнок начинал радостно улыбаться.

В «17 мгновениях весны» фигурирует культовое, не побоюсь этого слова, кафе-бар «Лира» на Пушкинской площади. Зимой 1990 года на месте «Лиры» открыли первый в Советском Союзе «Макдоналдс» (Большая Бронная ул., 29) (6) А жаль, москвичи старшего поколения рассказывают, что в 1970‑е годы сюда ходили «поиграть» в заграницу - там латиницей было написано «bar», подавали коктейли с трубочками и кофеёк в изящных фаянсовых чашечках... И Лиозновой по этой же причине кафе приглянулось - в стенах «Лиры» снимали эпизод, когда дама с лисой (Инна Ульянова ) пристаёт к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным. Пьяная женщина заявляет: «В любви я - Эйнштейн». Штирлиц, чтобы отвязаться от неё, просит подо-ждать его на улице: «Иди начерти пару формул».

А вот встреча Штирлица с женой (Элеонора Шашкова ) в кафе «Elefant» снималась не в ресторане, а в павильоне киностудии им. Горького. Кстати, изначально этой сцены не было ни в книге, ни в сценарии. Идею режиссёру подал Вячеслав Тихонов. Историю про то, как агенты разведки вынуждены тайком, издалека видеться со своими жёнами, ему рассказал знакомый полковник, действовавший под именем Гордон Лонсдейл.

Искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. После прочтения она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации. Сценарий был уже готов и даже передан в «Ленфильм», но Лиознова не отступила и добилась передачи сценария ей.

Сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Семёнова добавить в сюжет мелодрамы и личной жизни разведчика. У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.

Вообще этот фильм стоил Лиозновой многих отношений. На неё был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине». Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере, так как не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил.


В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных. Их обидело ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты.


Главным претендентом на роль Штирлица был . У них с Татьяной Лиозновой был роман, да и Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Но худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился…
На роль главного киноразведчика страны пробовались , и , но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от . Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а пообщавшись она поняла, что лучшего Штирлица не будет.


Роль Мюллера сначала предложили , но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили , хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо. пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично и его утвердили на роль Айсмана. Радисткой Кэт режиссёр видела Екатерину Градову или , а так как Алфёрова не приехала на пробы — выбор стал очевиден. был утвержден на роль Шеленберга, как оказалось, к большой радости потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился один в один, и когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «Семнадцать мгновений весны».

Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Вячеслава Тихонова, а работавшего на картине художника. Дело в том, что у актёра на тыльной стороне кисти был привет из молодости — большая чернильная татуировка «Слава». Гримом её скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть никаких татуировок. Если присмотреться, то можно отметить, что вообще на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука. За шифровки в кадре тоже писал художник — у актёра был такой отвратительный почерк, что все буквы и цифры были похожи друг на друга.


Съёмки шли три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарской границей — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.
Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в Тбилиси, доходил до Цветочной улицы и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс».


Съёмки убийства Клауса, которого играл , пришлось проводить в Подмосковье не просто так. Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер. Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так в нём не состоит.
Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет…


Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Вячеслав Тихонов предложил показать разведчику не только жену, но и их ребёнка. Идея была хорошей, но режиссёр боялась, что ребёнок может отвлечь внимание зрителя, а ей хотелось бы показать силу женских чувств. Жену Штирлица рвалась сыграть . Она уже снималась в роли влюблённой Габи, и ей хотелось второй ролью подчеркнуть женский типаж, который нравится разведчику, но Лиознова не захотела снимать с роли .
На самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно… А Тихонов для того, чтобы сделать взгляд проникновенным, вспоминал таблицу умножения.


Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нём были рассекречены гораздо позже, чем Юлиан Семёнов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.



Последние материалы сайта