Смысл жизни в произведении горького старуха изергиль. Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль". Смысл жизни матери

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой легенды?

Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии

1. Отношение к толпе

2. Толпа - герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это одно из ранних произведений писателя, но оно уже проникнуто глубокими философскими идеями и размышлениями о смысле жизни, добре, любви, свободе и самопожертвовании.

Рассказ состоит из трех глав, в каждой из которых излагается одна законченная история. Первая и третья главы - это легенды о Ларре и Данко , а вторая - это честный рассказ Изергиль о своей интересной, «жадной», но нелегкой жизни.

Размышления о смысле человеческого существования мы находим во всех трех главах произведения. Идея первой главы, рассказывающей о Ларре - сыне женщины и орла, заключается в том, что жизнь не имеет смысла без людей. Само имя Ларра означает «отверженный». Люди отвергли этого юношу за то, что он был горд и считал, что «таких, как он, нет больше». В довершение ко всему, Ларра был жесток и на глазах у своих соплеменников убил невинную девушку.

Долго пытались люди «придумать казнь, достойную преступления» и в конце концов решили, что наказание Ларре - «в нем самом», и отпустили юношу. С тех пор он под «невидимым покровом высшей кары» обречен вечно скитаться по свету, не зная покоя.

Антиподом Ларры в рассказе является юноша Данко, который пожертвовал собой ради спасения соплеменников: Данко вырвал свое сердце, и, словно факелом, осветил им путь из непроходимого леса в спасительные степи. Смыслом жизни для этого юноши было самоотверженное служение людям, которых он очень любил, несмотря на их «звериную» сущность.

Обе этих легенды (и о Данко, и о Ларре) звучат из уст героини Изергиль. Автор отнюдь не случайно наделяет ее правом судить об этих героев, поскольку эта пожилая женщина прожила долгую жизнь, также наполненную смыслом. Весь ее опыт говорит о том, что жить можно с людьми и в то же время - только для себя.

Изергиль близок образ Данко, и она восхищается самоотверженностью этого юноши, но сама женщина так не может, поскольку Данко - романтический герой, а она реальный человек. Но в ее жизни также нашлось место подвигам ради людей, и совершала она их тоже во имя любви. Так, рискуя быть схваченной и убитой, она отважилась отправиться вызволять своего возлюбленного Аркадэка из плена.

Именно в любви Изергиль видела главный смысл своего существования, и любви в ее жизни было достаточно. Эта женщина сама любила многих мужчин, и многие любили ее. Но вот, в возрасте сорока лет, столкнувшись с безответной любовью Аркадэка и разглядев неприглядную сущность этого человека («Вот какая лживая собака была это»), Изергиль смогла найти для себя новый смысл: она решила «завести гнездо» и выйти замуж.

На момент общения с автором этой женщине уже около семидесяти лет. Муж Изергиль умер, «время согнуло ее пополам», взгляд черных глаз потускнел, волосы поседели, а кожа покрылась морщинами, но, несмотря на это, старуха находит в себе силы радоваться жизни, смысл которой она теперь видит в общение с молодыми молдаванами, работающими вместе с ней на сборе винограда. Женщина чувствует, что нужна им, и что они любят ее. Теперь Изергиль, благодаря накопленному с годами опыту, может почти так же, как и Данко, служить людям, рассказывая им поучительные истории и освещая их путь светом своей спокойной мудрости.

Aquilam volare doces*

Ларра шел уже третий день. Палящее солнце, голод и жажда изнурили его тело, босые ноги были стерты в кровь, в глазах двоилось. Шелест травы не был слышен, да и сама она, как Ларра, склонилась над землей, будто бы та способна спасти ее от зноя. Жара даже ночью не давала покоя. Юноша шел, превозмогая себя. Он отчаянно искал пропитания, но поблизости ничего не росло и не было ни одного племени, у которого можно было бы что-нибудь украсть. Ларра не мог попросить. Ноги кровоточили. Ему казалось, что трава должна служить им подушкой, но засохшие и затвердевшие корни ее торчали, разрывая кожу подобно ножу. Сейчас он был непохож на птиц, гордо летавших над ним. Когда его отец ослаб, он кинулся на скалы: а что делать Ларре? У него не было оружия, не было крыльев, не было ничего. Но раньше он и не нуждался в этом. Он чувствовал, что его разум теряется. Ноги подкосились, и перед глазами все потемнело.

Живительная влага - первое, что Ларра почувствовал после пробуждения. Она застлала горло, и он выплюнул ее, боясь захлебнуться. Но кто-то совсем рядом произнес «Тише, тише», и юноша понял, что это не сон. Он жадно приложился к бурдюку с водой, протянутому незнакомцем, и разочарованно вздохнул, когда его отняли. - Тяжко, да? - произнес невидимый. Он не смог различить интонацию, с которой человек произнес эти слова, но ему было все равно. Ларра привык к унижениям. Чего еще стоило ожидать от людей? Быть может, он напоил юношу именно для того, чтобы продолжить его мучения, чтобы насмехаться над его несчастной долей. И Ларрой овладело чувство ненависти, он захотел посмотреть в глаза этому человеку, а затем разорвать его на части. Он с трудом разлепил глаза, и когда его взор прояснился, со злобой взглянул на говорившего. В изумлении Ларра замер. Перед ним стоял юноша его лет, русые волосы обрамляли его красивое лицо, а синие глаза лучились…добротой. Ларра смутился того, что хотел убить его. - Ты один? - прохрипел с непривычки Ларра. - Нет, там позади идет мое племя. Меня отправили на разведку как молодого и зрячего. И я нашел посреди степи тебя. - юноша улыбнулся ему, как будто бы нашел сокровище. В его голове промелькнула мысль, успеет ли он ограбить этого юношу и убежать, но Ларра впервые не смог заставить себя сделать это - не поднялась рука. - Хочешь есть? - будто бы услышав мысли Ларры, спросил юноша. Ларра чуть заметно кивнул. Юноша открыл котомку и вынул оттуда еду. Перекусив, Ларра набрался сил. - Встать можешь? - вновь спросил незнакомец. Ларра оттолкнулся руками от земли и быстро вскочил на ноги, но ноги отозвались чудовищной болью, и он рухнул обратно. Казалось, что после перерыва они совсем не смогут идти. - Полежи здесь, я сейчас приду, - услышал он удаляющийся крик незнакомца. Обернувшись, Ларра увидел, что он несется в ту сторону, откуда должно было прийти его племя.

Люди. Много людей, и все как-то странно озираются на него. Он не хотел быть среди людей, он их презирал . Ноги Ларры еще ныли, и поэтому он ехал сейчас в повозке, которая была предназначена для стариков и убогих. Тащил повозку тот незнакомец, нашедший его в степи. Ларра даже не удосужился спросить его имя. Люди, шедшие за повозкой, посмеивались над ним, и в душе Ларры загорался огонь негодования. Что смешного они увидели? И ответ был незамедлителен: даже старцы и женщины идут, а он не может. - Остановись. - Сказал Ларра юноше. Тот через плечо обернулся, будто хотел что-то сказать, но все же остановился. - Я хочу идти. - проговорил сын орла. - Раны на твоих ногах зажили? - поинтересовался юноша. - Нет, но… - он был прерван грохотом вновь закрутившихся колес. - Но это унизительно! - с чувством произнес Ларра. - Помощь не унизительна, - ответил юноша, - а вот это - да. - И на этих словах поднял вверх поручни повозки, за которые держался, так что Ларра слетел с нее, как мешок картошки. Ему было неприятно, а незнакомец уже стоял на ним, и в его глазах сверкал вопрос: «Понял разницу? ». И Ларра действительно понял, поэтому опустил взгляд, не в силах больше смотреть в синие, как небо над ними, глаза юноши. Он посмотрел вниз и заметил ноги своего спасителя. Они были изранены так же, как и его собственные, но тот ни разу не роптал на это. Ларра бы и не заметил, если б не увидел своими глазами. - Твои ноги…- проговорил Ларра после того, как они снова двинулись в путь. - Почему ты не сказал мне, не попросил меня ни о чем? - Помощь должна быть бескорыстной. А если бы я попросил у тебя что-то взамен, то какая бы это была помощь? - ответил юноша. Ларра еще долго обдумывал сказанное, но твердо решил, что когда-нибудь и сам поможет этому юноше за то, что тот тащил его, несмотря на боль, как будто бы не замечая ее. Он впервые захотел помочь человеку. Ему было спокойно с этим юношей, была твердая уверенность, что он не сделает ему ничего плохого. Они были абсолютно разными, и хоть Ларра не хотел признаваться, но ему начинал нравиться этот странный юноша с вечно сияющими глазами.

Солнце катилось к горизонту. Обойдя всех стариков и немощных, Данко остановился у найденного им юноши, сжимая в руках покрывало. Он спал, изредка вздрагивая в дреме. Грудь ровно вздымалась, черные как смоль волосы развевал почти невесомый ветер. Несмотря на все их различия, Данко казалось, у них есть что-то общее. Он подошел к юноше и укрыл его покрывалом. Ему было радостно, что он нашел его тогда, в степи. Никто не заслуживает умереть забытым всеми. Он отошел и остановился, все также разглядывая юношу. - Когда он поправится, он должен будет уйти. - послышался рядом голос одного из старейшин. - Пусть выживает сам, мы сделали для него все, что могли. Грядут тяжелые времена, и лишний рот будет для нас проблемой. - А разве лишние руки нам помешают? Он может нам помочь. - ответил Данко. - Он изгой. Как он может помочь тем, кого презирает? Он говорит только с тобой. - Он ведь такой же человек, как и мы. Почему мы должны гнать его? - Изгои прокляты Богами, а с этим нельзя шутить. Это коснется всего племени, если мы приютим его. - Старейшина замолчал, а потом, посмотрев на Данко, пробормотал, - Не жертвуй собой, он погубит тебя. Подумай, что бы об этом сказали твои родители. - Вы знаете, что они сделали бы так же. - глухо сказал подавленный Данко, уходя. Подойдя к спящему в повозке юноше, он уселся рядом с ним, опершись спиной на стенку повозки. Данко овладела грусть, что придется выгнать его. Ему казалось немыслимым спасать человека, чтобы снова бросить. Он даже представить себе не мог, как отреагирует на эту новость юноша.

Полдень - время сильного солнцепека. Племя расположилось вблизи высокого леса, в его тени. Данко возвращался с совета старейшин. Как ни пытался он отговорить их, ничего не вышло. Они приняли решение выгнать юношу и приказали Данко сообщить ему об этом. Кто-то из людей оклеветал его, сказав, что видел, как тот крадет припасы по ночам. Но Данко знал, что по ночам тот спал рядом с ним. И он сказал старейшинам об этом, но те не хотели ему верить. Они спросили, знает ли он за что юношу изгнали, и у Данко не было ответа на этот вопрос. Поэтому старейшины решили бросить юношу, сказав при этом, что они делают ему услугу, ведь их в дремучем лесу ждет куда страшная учесть, а тронуть изгоя любое племя побоится. Данко покоробило такое отношение к спасенному им юноше: он ведь не виноват, что его изгнало племя, он не должен всю жизнь расплачиваться за это, у каждого есть второй шанс. Но его никто не слушал. Юноша сидел, скрестив ноги, отдаленно от всех других людей. Данко медленно приблизился, вымученно улыбнувшись. - Скажи, что ты делал тогда в степи один? Почему племя тебя бросило? - тихо задал вопрос он. - А какая тебе разница, Человек ? - грубо промолвил юноша, сверля Данко взглядом орла, загнанного в угол. Он как будто бы чувствовал опасность. Данко задела грубость, из уст юноши слово человек прозвучало так ничтожно. - Я вижу перед собой такого же человека, как я. Кем ты себя ни мнил, у тебя нет за спиной крыльев, как и у меня. - проговорил он. Юноша перестал прожигать его и, потупив взгляд, уставился на траву. А Данко подумал, что, быть может, он назвал его человеком просто потому, что не знал, как его зовут. - Я Данко. - неожиданно выпалил он. Юноша поднял на него черные глаза и, с секунду подумав, промолвил: - Они назвали меня Ларра. И после этих слов еще трудней стало Данко сообщить о решении старейшин. Он присел рядом с Ларрой и, посмотрев на него, произнес: - Ты должен уйти, твои ноги уже в порядке, и ты не можешь здесь больше оставаться. - Он хотел сказать это, глядя ему в глаза, но столкнувшись с взглядом Ларры, полным боли, в бессилии отбросил эту идею, почувствовав себя столь ничтожным и жалким. Как же трудно ему было сказать эти слова и как же не хотел он его отпускать. Данко успел привязаться к Ларре. Но сейчас больше всего он боялся, что юноша подумает, что он тоже хочет, чтобы он ушел. Данко ожидал чего угодно - что Ларра откажется уходить, что он устроит резню, что он попытается убедить старейшин оставить его. Но ничего из этого не последовало. - Хорошо, я уйду, - равнодушно произнес Ларра, - Если ты просишь меня об этом, я уйду. Ларре было больно, люди снова отвергли его. А больно-то было от того, что с этим решением к нему отправили именно Данко, человека, который заботился о нем, человека, который его не бросил. Ларра без труда поднялся на ноги и побрел прочь. - А как же припасы? - крикнул ему вслед Данко. - Я пришел сюда ни с чем и ухожу ни с чем. Мне ничего вашего не надо . - проговорил Ларра. А Данко смотрел, как силуэт человека, которого он не хотел терять, удалялся в сторону горизонта, и на его глаза наворачивались слезы.

Несколько дней в лесу подкосило десятки людей. Они замертво падали прямо на глазах Данко, и он ничем не мог им помочь. Юноша сосредоточился на поиске выхода из леса. Он просыпался и ложился с этой мыслью. Данко знал, что выход должен быть, но долго ли до него добираться и сколькими людьми надо будет пожертвовать, ему было неизвестно. Они остановились на ночлег. Люди жались от страха перед тенями, что плясали от костра. Рядом с Данко вдруг зашелестела листва, и он решил проверить, что там. Взяв факел, он прошел мимо раскинувшихся корней, казавшихся живыми и готовыми схватить в любую минуту, обогнул деревья, ствол которых невозможно было объять руками. И среди деревьев ему показалось, что он видит чей-то силуэт. Отойдя подальше от своего племени, он крикнул: - Выходи! Листва вновь зашелестела. Данко не мог поверить своему счастью. Он лишь безумно улыбался, увидев человека, вышедшего ему навстречу. - Ты же сказал, что уйдешь. - промолвил он. - Я не смог. - улыбаясь, признался Ларра, приближающийся к Данко. Последнему показалось, что это первый раз, когда он видит его улыбку. - Я пришел за тобой. - За мной? - Переспросил Данко. - Я понял, что свобода моя мне не мила. Моя свобода теперь твоя. И я был бы самым большим глупцом на свете, если бы упустил тебя. - Синие глаза напротив черных. Освещенный лишь факелом Ларра выглядел поистине магически и волшебно. Бледная кожа контрастировала с черными глазами и волосами. - У меня было много девушек, но они приходили и уходили, будто их и не было вовсе. Никто не задержался в моем сердце… Кроме тебя. И повинуясь порыву, Ларра приложился к приоткрытым губам Данко, руками зарываясь в его русые волосы. Но вскоре отстранился, прошептав: - Пойдем со мной. Не жертвуй собой ради людей, они этого не заслуживают. - Они соприкоснулись лбами. - Я пойду с тобой, куда ты захочешь, только дай мне спасти этих людей. Они умрут без меня, я их единственная надежда. - Заметив недоверчивый взгляд Ларры, Данко добавил, - а потом мы с тобой отправимся хоть на край земли. Но Ларра будто смотрел на кого-то, стоящего за ним, и, обернувшись, Данко увидел старейшину. Тот косился на них с неприкрытой злобой. Ларре все же разрешили остаться, чем остальные люди остались недовольны. И в эту ночь сын орла спал, прижавшись к человеку, которого полюбил, слушая сердцебиение Данко и чувствуя его тепло.

Они блуждали по лесу, и всем, кроме Данко, казалось, что дни их сочтены. Данко же шел впереди всех, указывая путь. Ларра слышал недовольство людей, идущих за ними. И вот однажды старейшины обвинили во всем их. - Я изначально был против того, чтобы ты, Данко, приводил этого изгоя. Он проклят, а с ним и ты. Поэтому нас карают Боги, поэтому они убивают нас одного за другим. Поэтому мы не можем выйти из этого леса, потому что ведешь нас ты. - сказал тот старейшина, что видел их в лесу. К ним начали подтягиваться разъяренные люди и стали окружать юношей. – Вы сказали: «Веди!» - и я повел! - крикнул Данко. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! Ряды людей вокруг них стали смыкаться. Люди вопили, что они умрут. И у Ларры пронеслось в голове, что если они хотя бы дотронутся до Данко, он разорвет их в клочья. Он посмотрел на юношу и увидел, как тот раздирает свою грудь и вытаскивает оттуда горящее сердце. В Ларре что-то оборвалось. Данко ринулся вперед, и побежавшая за ним изумленная толпа оттеснила назад Ларру. Он знал, что это его последние моменты в жизни, он понимал, что теряет самое важное. Из-за людей он практически не видел Данко, он видел лишь его сердце, освещающее путь. Он побежал быстрее, расталкивая людей, и не сразу понял, что свет уже исходит не от сердца Данко, а от солнца, светившего над степью, куда они вышли. Впереди стоял Данко, любуясь открывшимся видом. Когда Ларра поравнялся с ним, то Данко повернулся к нему и тепло улыбнулся, а затем его глаза остекленели и он упал замертво. Ларра встал перед бездыханным телом на колени. Ему стало невыносимо слышать радостные возгласы людей. Он во что бы то ни стало сдерживал слезы. Они не увидят его слабости. И тут он заметил, как старейшина наступил на сердце Данко, и оно разлетелось на осколки. В отчаянии Ларра кинулся к осколкам, собрав их руками, будто бы сердце могло собраться из них вновь, но сильный порыв ветра снес их с его ладоней, развеяв их по земле.

Он шел навстречу племени. Завидев его, люди насторожились, готовясь к бою. «Моя свобода теперь его, - повторял он про себя, - но теперь его нет, а значит нет и свободы. Я должен умереть, чтобы вновь стать свободным и воссоединиться с ним. » Люди выставили перед ним копья, но он продолжил идти, желая напороться на них. Но люди поняли его замысел, и убрали оружие. Стояли и смеялись, а Ларра дрожал от отчаяния. Он было подумал, что сможет разорвать свою плоть, как Данко, и принялся драть ногтями кожу, но кожа была словно каменная и вовсе не поддавалась, как бы он ни пытался. Тогда Ларра бросился на людей в надежде, что они случайно убьют его, то те уворачивались от него. Он увидел кем-то оброненный нож, схватил и ударил себя в грудь, но нож не принес ему никакого вреда. И тогда он понял. Это и есть его проклятие. Боги смеются над ним. Как только он обрел счастье, они отняли его, и его уже не вернуть. Теперь, когда много времени прошло с тех пор, и солнце иссушило его тело, он не помнит уже ничего, кроме одного имени. Он ищет и ищет по всей земле осколки сердца Данко, надеясь собрать их воедино, будто бы это может вернуть его любовь к жизни. * - Ты учишь орла летать (лат.)

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Ларра Данко
Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив.
Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем.
Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени
Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать всё что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь.
Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их.
Смысл образа уверенное осуждение эгоистичности и уверенности в своей чрезмерной важности. Дань, дать, дающий. Что я дам людям? Что сделаю ради людей?
Причины «наказания» Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце.
Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки.
Истинное счастье Смерть Жить для других.
В итоге Одиночество
Герой с толпой Конфликт
Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом.
Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло)
Ключевая мысль Гордость — прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование.
Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям.
Цитаты
  • «он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
  • «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь»
  • «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула».
  • «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»
  • «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце»
  • «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]


  • Последние материалы сайта