Лев додин. Страшный рок над театром европы. Наиболее известные мировые постановки режиссера

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Художественный руководитель Малого драматического театра, один из самых известных и почитаемых в мире российских театральных режиссеров. В 1966 году окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа, работал в Ленинградском ТЮЗе, Театре на Литейном, ставил на малой сцене БДТ. С 1975 года работает в МДТ, с 1983 года становится его художественным руководителем. Мировая известность к Додину пришла после эпичной постановки «Братья и сестры» (по трилогии Федора Абрамова «Пряслины»), работа над которой длилась десять лет. Режиссер работал и работает со многими ведущими сценами мира. Во МХАТе он ставил «Господ Головлевых» по роману Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984); оперу Штрауса «Электра» для Зальцбургского фестиваля; «Пиковую даму» Чайковского в Нидерландской опере. Каждая новая работа Додина в МДТ - будь то «Коварство и любовь», «Вишневый сад» или «Гамлет» - становится одним из главных событий сезона в Петербурге. Спектакли Льва Додина регулярно номинируются на «Золотую маску» и практически всегда становятся лауреатами.

Лев Додин – петербургский театральный режиссер, воспитавший артистов и постановщиков, чьи имена сегодня известны по всей России. Лев Абрамович преподает в Российском государственном институте сценических искусств, дает мастер-классы в зарубежных театральных школах и является членом жюри театральных и литературных премий.

Художественный руководитель Малого драматического театра в Санкт-Петербурге является лауреатом многих престижных российских и иностранных премий в области искусства, обладателем наград «Золотая маска» и «Золотой софит».

Детство и юность

Лев Абрамович Додин родился 14 мая 1944 года в городе Сталинске, который сейчас носит название Новокузнецк. Там родители мальчика пережидали эвакуацию из Ленинграда в сложные блокадные времена. Когда война была окончена, жители города вернулись в свои дома, а вместе с ними и семья Додиных.

Маленький Лев увлекался театром с юности. Он часто ходил на детские, а затем и юношеские постановки петербургских сцен. Школьником он занимался в Театре юношеского творчества, организованном при Дворце пионеров. Именно в это время мальчик понял, что хочет связать жизнь с театральным делом. Первые знания о театре Льву подарил руководитель кружка Матвей Дубровин. Окончив школу, Додин точно знал, кем хочет стать.


В 1961 году он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, став учеником Бориса Зона. Однокурсниками молодого человека оказались Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский и другие артисты, в будущем ставшие известными театральными деятелями.

Додин учился на актерском направлении, но стал выпускником на год позже, так как параллельно осваивал профессию режиссера. Получив диплом в 1966-м, новоиспеченный постановщик уже спустя год преподавал в своей альма-матер актерское мастерство и основы режиссуры студентам.

Театр

Режиссерский дебют Льва Додина состоялся в 1966 году. Недавний выпускник выступил постановщиком телеспектакля «Первая любовь» по повести . Затем ему предложили работу в Театре юного зрителя в Ленинграде. В 1973 году состоялась премьера спектакля «Свои люди – сочтемся». В стенах ТЮЗа Додин сотрудничал с режиссером Зиновием Корогодским, перенимая его опыт и подход к работе с актерами.


Спустя некоторое время в Театре «На Литейном» он выпустил постановки «Недоросль» и «Роза Берндт». В 1975-м в жизни Льва Додина появился Малый драматический театр, с которым в дальнейшем будет связана биография постановщика.

Первым спектаклем в стенах театра, ставшего режиссеру домом, оказался «Разбойник» по произведению . Затем труппа была вовлечена в работу над постановками «Назначение» и «Татуированная роза». Премьерой, которая позволила заговорить о Додине как об одном из лучших режиссеров современности, стал спектакль «Дом» по роману . В 1983 году Лев Абрамович принял пост художественного руководителя МДТ и с тех пор бессменно занимает его.


Первой постановкой в новой роли для него был спектакль «Братья и сестры». Это проект с непростой судьбой, пробивавшийся на сцену через тернии цензуры и ставший показательным в отношении понятия «метод Додина». Художественные тенденции и инструменты, присущие творческой манере режиссера, сформировались именно в этот период. Спектакли постановщика мало кого оставляют равнодушными, а благодаря его школе всероссийскую известность обрел не один артист МДТ.

Метод Додина изучается театроведами. Критики делают вывод о том, что большую роль в постановках мастера играет слово, и с его помощью описываемое на сцене обретает глобальное значение. Монологи и диалоги в спектаклях режиссера крайне важны, а сам он создает свои работы как единое целое, в котором все взаимосвязано и присутствуют оправданные причинно-следственные связи.


Лев Додин пропагандирует концепцию театра-дома, в котором все участники творческого процесса работают сообща, создавая общий проект в качестве художников и творцов. На показах спектаклей Додина не бывает свободных мест. Билеты на постановки раскупаются вне зависимости от возраста.

Руководя Малым драматическим театром не одно десятилетие, Лев Абрамович Додин поставил на его сцене спектакли «Звезды на утреннем небе», «Gaudeamus», «Повелитель мух», «Братья и сестры», «Бесы», «Король Лир», «Коварство и любовь», «Бесплодные усилия любви», «Жизнь и судьба» и другие. Мастер уделяет большое внимание классическому репертуару и часто обращается к произведениям . В МДТ идут «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Пьеса без названия», неизменно собирающие поклонников творчества Додина и Чехова.


Лев Додин не отличается мягкостью в работе с актерами. Он требователен, рассчитывает на полное доверие и осмысление в совместном труде. Среди знаменитых артистов его театра и учеников – Петр Семак, Игорь Коняев, Леонид Алимов, Андрей Ростовский и другие. Додинская школа стала притчей во языцех в Петербурге и других театральных городах России.

В 1992 году МДТ вошел в состав Союза театров Европы и с 1998-го получил название Малый драматический театр Европы. В этом статусе он оказался третьим после парижского Одеона и стрелеровского «Пикколо» в Милане. В 2002 году Лев Додин стал директором МДТ. Его имя сегодня известно в Европе, и режиссер выступает представителем современного российского театрального искусства. Постановщик регулярно дает мастер-классы за рубежом, сотрудничает с заграничными театрами и является членом жюри на разнообразных конкурсах и премиях.


Сейчас Лев Додин – автор нескольких десятков оперных и драматических спектаклей, идущих на мировых сценах. В Финском национальном театре режиссер поставил «Банкрот», во МХАТе выпустил «Саломею» и «Электру», «Кроткую» и «Господ Головлевых». Главные музыкальные спектакли он выпускал в сотрудничестве с , Джеймсом Конлоном и Клаудио Аббадо, величайшими дирижерами современности.

Творческие достижения и успехи театрального деятеля отмечены государственными премиями СССР и РФ, а также Премией президента РФ.

Книги

Лев Абрамович делится восприятием театрального искусства, концепцией режиссерского метода и подходом к работе с произведениями в авторских книгах. В 2004 году издал произведение «Репетиции “Пьесы без названия”», повествующее о лаборатории, в которой ведется работа над будущей постановкой. Это запись репетиций, показывающая, как текст обретает визуальное воплощение на сцене.


Книга «Диалоги с миром» серии «Путешествие без конца» рассказывает о развитии и проблемах современной культуры и театра. Она объединила беседы с коллегами, описание мастер-классов и лабораторий, интервью и своеобразное повествование о жизни МДТ с 1984 по 2008 годы, а также записи репетиций.

Вторая книга, продолжив цикл, называется «Погружение в миры» и имеет схожую направленность. В ней заключены записи репетиций 3 программных постановок театра: «Бесы», «Gaudeamus» и «Чевенгур». Последующие книги цикла имеют аналогичную концепцию и описывают работу над спектаклем, взаимодействие с артистами, разбор литературной основы постановок, репетиционный процесс и прохождение материала с исполнителями.

Личная жизнь

Лев Абрамович не распространяется о взаимоотношениях с коллегами, партнерами по творческим проектам, друзьями и родственниками. Некоторые делятся этой информацией о Додине в интервью, однако личная жизнь режиссера остается в тени. Известно, что постановщик был женат на актрисе Наталье Теняковой, но брак распался.


Сегодня Лев Додин женат на артистке театра МДТ Татьяне Шестаковой. Их отношения не всегда складываются легко, но пара состоит в браке достаточно давно. Жена постановщика также не распространяется об отношениях в семье. Детей в их союзе нет. В Интернете опубликованы редкие фото, на которых запечатлена творческая чета.

Лев Додин сейчас

Лев Абрамович Додин продолжает режиссерскую и педагогическую деятельность. МДТ регулярно выпускает новые постановки, а его руководитель участвует в открытых мастер-классах и становится гостем передач о культуре и искусстве.


Театральные постановки

  • 1980 – «Дом»
  • 1985 – «Братья и сёстры»
  • 1987 – «Звёзды на утреннем небе»
  • 1990 – «Gaudeamus»
  • 1997 – «Пьеса без названия»
  • 2001 – «Чайка»
  • 2003 – «Дядя Ваня»
  • 2006 – «Король Лир»
  • 2007 – «Жизнь и судьба»
  • 2008 – «Бесплодные усилия любви»
  • 2009 – «Повелитель мух»
  • 2010 – «Три сестры»
  • 2014 – «Вишнёвый сад»
  • 2017 – «Гамлет»

Библиография

  • 2004 – «Репетиции «Пьесы без названия»
  • 2005 – «Journey Without End. Reflections and Memoirs. Platonov»
  • 2009 – «Путешествие без конца. Диалоги с миром»
  • 2009 – «Путешествие без конца. Погружение в миры»
  • 2010 – «Путешествие без конца. Погружение в миры. Чехов»
  • 2011 – «Путешествие без конца. Погружение в миры. «Три сестры»
  • 2016 – «Погружение в миры. «Вишневый сад»

Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944, Сталинск) - советский и российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002, 2015).

Биография

Лев Додин родился в Сталинске (ныне Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград. С детства увлечённый театром, Лев Додин вместе с одноклассником Сергеем Соловьёвым занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина. Сразу после школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс Б. В. Зона. Вместе с ним здесь в актёрской группе учились Ольга Антонова, Виктор Костецкий, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский, Наталья Тенякова, Владимир Тыкке. Но завершил обучение Л. А. Додин на год позднее своих однокурсников на режиссёрском отделении в мастерской Зона.

Окончив в 1966 году институт, Додин дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева. Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди - сочтёмся» А. Н. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актёров и режиссёров.

В 1975-1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором.

В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Семья

  • Супруга - народная артистка России Татьяна Шестакова.
  • Брат - Доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН Давид Додин.
  • Племянница - заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы Дина Додина.

Был женат на актрисе Наталье Теняковой.

Постановки

  • 1968 - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского. Художник З. Аршакуни
  • 1969 - «Наш, только наш…». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник М. Азизян
  • 1970 - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского. Художники З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц, В. Соловьёва (под руководством Н. Ивановой)
  • 1971 - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1971 - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова. Художник М. Смирнов
  • 1974 - «Разбойник» К. Чапека. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1977 - «Татуированная роза» Т. Уильямса. Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай
  • 1978 - «Назначение» А. Володина. Художник М. Китаев
  • 1979 - «Живи и помни» по повести В. Распутина. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1980 - «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1984 - «Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов (художественный руководитель постановки)
  • 1985 - «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1986 - «Повелитель мух» по роману У. Голдинга. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 1987 - «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина. Худож­ник М. Китаев
  • 1987 - «Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова. Худож­ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)
  • 1988 - «Старик» по роману Ю. Трифонова. Оформление Э. Кочерги­на, костюмы И. Габай
  • 1988 - «Возвращённые страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1990 - «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1991 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1992 - «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста.Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руководитель постановки)
  • 1994 - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1994 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1994 - «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1997 - «Пьеса без названия» А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой
  • 1999 - «Чевенгур» по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2000 - «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2001 - «Чайка» А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2002 - «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки
  • 2003 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2006 - «Король Лир» У. Шекспира. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2007 - «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина.
  • 2007 - «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки)Идея сценографии Д. Л. Боров­ский; Художник А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2008 - «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила
  • 2008 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира
  • 2009 - «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2009 - «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.
  • 2010 - «Три сестры» А. П. Чехова.
  • 2011 - «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина. Худож­ник А.Боровский
  • 2012 - «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Худож­ник А.Боровский
  • 2014 - «Враг народа» Г. Ибсена
  • 2014 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

Театр Европы, более известный как Додинский театр, или Малый драматический театр Санкт-Петербурга переживает очередной кризис. Обошлось пока что без смерти. Ведущая актриса театра Татьяна Шестакова, жена Льва Додина в Париже в конце декабря прошлого года выбросилась из окна. Она выжила, отделавшись переломами рук и ног.

Сам режиссер уже несколько месяцев находился в депрессии, не появлялся в театральном институте на своем курсе, приостановил репетиции "Мастера и Маргариты".

У Татьяны Шестаковой, по словам сотрудников театра, в последнее время был творческий кризис, поскольку с главных ролей ее перевели на возрастные.

О Додинском театре мрачные легенды ходят давно. Наиболее сильный шок у поклонников театра был после самоубийства известного артиста Владимира Осипчука, которое последовало несколько лет назад.

Это был затяжной творческий кризис актера, возможность жить без театра, столкнувшаяся с невозможностью жить дальше в нем. Впрочем, точных причин не знает никто. Да это и неважно.

Смерть Осипчука закрепила за театром мрачную славу Дома, откуда уйти невозможно.

Для актера стать учеником Додина было равно тому, чтобы вступить в добровольное рабство, отдать за успех душу. Они все становились у Додина крупными звездами — не на час, на всю жизнь. Но за это надо было отречься от себя, сложив жизнь к ногам Мастера. Таков его творческий метод и тут ничего не поделать.

У многих в последний момент сработал инстинкт самосохранения, как у Максима Леонидова — он почувствовал, что надо бежать...

"- Максим, вы ведь в свое время закончили в Ленинграде Театральный институт. Среди ваших учителей был Лев Додин, который считается сегодня одним из лучших театральных режиссеров. У вас не возникало желания поработать в одной команде со своим знаменитым учителем?

Было такое. Когда я ушел из группы "Секрет" и не собирался еще уезжать в Израиль, у меня состоялся серьезный разговор со Львом Абрамовичем. Мы даже решили, что я, наверное, приду работать в его театр. Но потом я испугался и испугался совершенно закономерно. Потому что, учась у Льва Додина, я прекрасно понимал, что такое его театр. Это абсолютное стопроцентное в театре и больше нигде. Это нужно отдать всего себя не только театру, но и непосредственно Льву Абрамовичу. Дело в том, что это особая режиссура, особые театральные отношения. В общем, это не для меня. Я довольно свободолюбивый парень и мне тяжело так безоговорочно отдавать себя в руки пусть даже и любимого учителя."

Но многие выбирали иной путь, и Осипчук был из них.

Додинский театр выковыривает из зрителя далеко спрятанные переживания, взывает к атавизмам сознания, будит рефлексы на уровне симпатической нервной системы. Но это дается актерам ценой собственной колоссальной работы, ценой жизни в иной системе координат. Ценой отказа от дневного света — в театральном зале, как известно, нет окон, а почти все время они проводят там.

О системе координат — в мире Додинского театра — свой язык и свои персонажи. О Додине уже написано как о Мастере, создавшем театральную школу и метод. О жертвах метода пока не написано, вероятно, потому, что они — добровольные и — во имя искусства. В переводе с театрального это значит — святые.

"Додин не употребляет слово "замысел", тем более его сниженные варианты вроде пресловутой "задумки". Его заменяет странное на посторонний слух существительное сговор и производные от него глаголы сговориться, сговариваться. Эти осторожные слова означают уровень взаимопонимания, достигнутый участниками работы, в противовес единоличной, персональной идее режиссера, выходящего к остальным участникам репетиционного процесса с замыслом.

Слово "репетиция" употребляется в разговорах с администрацией, художественно-постановочной частью, на пресс-конференциях и т.п. Артистам же и участникам известно слово проба, в общем, соответствующее немецкому "die Probe" (проба, опыт, испытание, образец, репетиция). Французское "la repetition" (повторение, репетиция) в корне противоречит творческой философии Додина, это будет ясно позднее. Нет места в лексике Додина и "прогону" - одному из самых распространенных словечек театрального арго. Если в процессе постановки спектакля пьеса или какая-либо ее крупная часть играется без остановок — это называется сквозная проба. Слово проба означает также и "этюд" - репетиционное сочинение артистов. При этом часто можно услышать этюдное самочувствие, не всегда в положительном смысле, в зависимости от ситуации.

В репетиционной и учебной работе нет "перерывов" или "антрактов" - всегда паузы. Пауза — содержательный структурный момент, когда накапливаются новые мысли, представления, видения, по додинской терминологии — внутренние тексты. На памяти автора в конце репетиции или урока ни разу не прозвучало "закончили" или "на сегодня всё" и т.п. Вместо этого говорится "на этом прервемся", что, очевидно, можно не комментировать.

Почему-то Додин не любит глагол "уйти" в его буквальном значении, означающем направление движения. Он предпочитает глагол разойтись, видимо, в силу его не такой уж полной завершенности.

В творческой лаборатории Додина сфера слова едва ли не доминирует. Все его основные идеи, намерения, импульсы выражаются преимущественно через слово, всегда оригинальное и выразительное. Шестичасовой монолог — не такая уж большая редкость в биографии Додина, педагога и режиссера. Автору по крайней мере трижды довелось быть свидетелем такой формы общения со студентами и артистами. И все три раза Додину было что сказать.

При этом отношение Додина к слову по меньшей мере двойственно. Он не любит академических терминов в работе. Большинство театральных слов с его точки зрения заплесневело, а иные так субъективно толкуются, что надежнее пользоваться своими собственными. Отсутствие спецтерминологии в общепринятом виде объясняется и одной из личных фобий Додина: страхом оказаться в рабстве у слов на подсознательном уровне. Их беспросветная власть исследовалась в спектаклях "Повелитель мух", "Бесы", "Клаустрофобия", "Чевенгур", отчасти в "Гаудеамусе".

Вообще лингвистический анализ режиссерско-педагогического метода Додина мог бы дать любопытные результаты. Изменения в творческой психологии ощутимы уже на уровне словаря. Вот высказывания пятнадцатилетней давности: "...я уверен: сегодняшнего зрителя нужно надолго и основательно выбить из его привычного течения жизни... Зрителя, который заскочил в театр, надо заставить понять... Для меня сегодня идеал театра — это не тот, который легко укладывается в мое привычное течение жизни, а тот, что вырывает меня из него, ставит под сомнение, требует что-то пересмотреть".

Слав почти что пророческие. И срок исполнился. Надо что-то пересмотреть. Срочно, потому что поступок Шестаковой — острый сигнал к тому, чтобы пересмотреть.

Актеры Додину преданы самозабвенно, по-детски, впитав его пиетет к процессу рождения театра, и отождествляя режиссера с творцом театра.

"- Я сейчас вспоминаю, что перед премьерой "Чайки" в питерском Малом драматическом театре актер Петр Семак получил серьезную травму шеи. Он настоял, чтобы премьеру не откладывали, играл в гипсовом воротнике, потому что не хотел подводить свой театр, своего режиссера...

Значит, в театре у Льва Додина создана команда и сформированы определенные ценности."

Это не совсем так. Потому что сформированы не ценности, а сверхценности, и если в системе происходит второй страшный сбой — пришло время сверхценности эти менять, иначе — рухнуть всему миру. Как рушится театральное здание Театра Европы на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге: "Мы побывали во многих театральных школах Европы, оттуда к нам обращаются за помощью, за советами, с просьбами о всякого рода стажах и курсах, но мы не можем здесь принять коллег, потому что если я их поведу по нашей лестнице, то их хватит кондрашка. Когда-то эта лестница была не менее безобразна, ее никак не хотели чинить. Но вдруг, на наше счастье, пронесся слух, что приедет тогдашний первый секретарь обкома — кажется, на спектакль "Братья и сестры". Обрадованный директор тут же позвонил в райком партии, прислали бригаду рабочих и всю лестницу обили железом, прикрыв многовековую гниль. Первый секретарь обкома не приехал, но долгие годы лестница выглядела пусть и странно по архитектурным признакам, но, по крайней мере, пристойно. Сегодня все отодрано, и снова многовековая гниль высунулась наружу. Среди всего этого ходим, репетируем. Конечно, никого молодого я туда пустить просто не могу, мне стыдно." - Говорит Лев Додин о здании театра...

Но Додинский театр жив не лестницей, а кулисами — духом кулис, атмосферой, которую создает Додин. Говоря об успехе, он немного лукавит.

" - За рубежом, как, впрочем, и дома, публику влечет встреча с подлинным искусством, — считает Лев Додин. — Никого нельзя заманить и заставить терпеливо высидеть в зрительном зале длительное время (а ведь наш спектакль в трех частях по роману Достоевского "Бесы" длится около 10 часов!), если происходящее на сцене не созвучно с мыслями и переживаниями публики. Актеры с предельной искренностью и страстью делятся размышлениями о современных моральных и духовных проблемах, которые волнуют всех. Считаю, что именно эту искренность и злободневность как раз и ценит зритель, будь то в Париже, Лондоне, Брюсселе, Амстердаме или в Петербурге."

Зритель ценит не искренность, зритель чувствует, как на додинской сцене из артиста вытекает настоящая жизнь, как тратится на него, зрителя, кровь и плоть, и потому театр Додина — настоящий.

"- Чувства художественной растерянности избежать не удается, потому что постоянно находишься в состоянии растерянности перед тем, что хотел бы выразить. Художественная растерянность — неотъемлемое свойство человека, который хотел бы что-то сказать. Когда сказать нечего, тогда немоты нет, слов хватает. А вот когда сказать и понять хочется многое, тебя охватывает немота, которую преодолеть очень трудно. Иногда хочется не раскрывать рта. Но я думаю, это не потому, что отстаешь от ритма сегодняшней жизни. Как от нее можно отстать? Сегодняшняя жизнь бьет тебя по голове своими событиями, унижает своим отношением к культуре. Она делает тебя беззащитным от кого бы то ни было. Она взрывает небоскребы в Нью-Йорке и дома в Москве. От чего ты отстаешь? Ты теряешься от того, что не можешь рассказать историю про небоскреб? Но ты и не должен ее рассказывать. Просто в том спектакле, который ты делаешь, сказываются твои нервы, которые это пережили. Если ты делаешь спектакль своими нервами, то волей-неволей этот небоскреб рухнет и в твоем спектакле. Если ты делаешь спектакль чем-то другим, ты тем более не будешь испытывать никакой растерянности, потому что все рецепты ясны и понятны."

Додинский небоскреб рухнул. Из окна в Париже. Надо теперь, чтобы уцелел мастер. Потому что все жизни актерские в додинском театре, как ниточки, зажаты в его руке. Они без него не могут, не хотят, не умеют. Они решили так сами, и это было последним решением. Или — предпоследним, что — самое страшное.

Родился в 1944 году в Сибири, в городе Сталинске (Новокузнецк). Начал театральную биографию в 13 лет в ленинградском Театре юношеского творчества под руководством Матвея Дубровина. В 22 года закончил Ленинградский государственный театральный институт, класс профессора Б.В. Зона.

Режиссерский дебют - телеспектакль «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева - состоялся в 1966 году. Затем последовала работа в ленинградском ТЮЗе. В соавторстве с Зиновием Корогодским и Вениамином Фильштинским сочинил спектакли «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», в 1972 году - первый самостоятельный авторский спектакль «Свои люди - сочтемся». После этих работ в Ленинграде заговорили о рождении серьезного режиссера. В 1975 году Лев Додин вынужден был пуститься в «свободное плавание», в «пору скитаний» осуществил более 10 постановок на сценах различных театров. Спектакли «Кроткая» с Олегом Борисовым в БДТ и во МХАТе и «Господа Головлевы» во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским признаны сегодня крупными вехами в истории русского театра.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» К.Чапека. Появившийся в 1980 году спектакль «Дом» по прозе Федора Абрамова определил последующую творческую судьбу Льва Додина и МДТ. Сегодня основная часть труппы состоит из выпускников шести курсов и трех стажерских групп Додина. Первые из них вошли в команду Додина в 1967 году, последние - в 2012-м. С 1983 года Додин - главный режиссер, а с 2002 - художественный руководитель-директор театра. В 1998 году создатель и президент Союза Театров Европы Джорджо Стрелер приглашает Льва Додина и Малый драматический театр в Союз.

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы - третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 году избран почетным Президентом Союза Театров Европы. Лев Додин - автор более чем 70 спектаклей, в том числе полутора десятков оперных, созданных на ведущих европейских оперных площадках, таких как парижский Театр Бастилия, миланский Ла Скала, флорентийский театр Коммунале, амстердамская Нидерландская опера, Зальцбургский фестиваль и другие.

Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами.В том числе Государственными премиями России и СССР, Премией Президента России, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», премиями имени К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль, премиями французских, английских и итальянских театральных и музыкальных критиков. В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссеров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру».

Лев Додин - почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, командор «Ордена звезды Италии», лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор, постоянный член жюри профессионального конкурса литературных произведений «Северная Пальмира», «Золотого Софита», редколлегии альманаха «Балтийские сезоны».



Последние материалы сайта