Гетеры древней греции. Кто такие гетеры в греческой мифологии и в современном мире? Что должны были уметь гетеры

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

"Половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий", и обязанностью гетеры, жрицы любви в Древней Индии, было дарить это наслаждение мужчинам. В трактате о любви "Камасутре" есть много глав, посвященных искусству доставления сексуального наслаждения. Эта книга была адресована каждому индусу, но для гетеры она была живой "библией".

Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини (Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ - ритуальное половое сношение, считавшееся средством обретения божественности.

Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.

"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра.).

Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).

Гетера должна была в совершенстве владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т.д.

Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.

К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало, чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников.

В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.

Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":

"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".

Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение спадало, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.

Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.

Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.

Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.

Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.

Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.

Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.

В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.

В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни.

Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.

"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские певцы, танцоры и музыканты), а этот дом - за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".

Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот “подарок” за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.

Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащимся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.

Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые, согласно древним легендам, живут на райских планетах. Если какой - то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.

Екатерина Некрасова

По афинским законам женщина была ограничена в политических правах и не могла сама выбирать себе мужа. До замужества она следовала слову родителей, после замужества подчинялась мужу. Браки по любви были редким явлением. Если развода желал супруг, это осуществлялось по первому его требованию, дети оставались у него. Если расторгнуть брак хотела женщина, государство всячески этому препятствовало.

Alcibiades with Hetaerae. Athena Parthenos.


Женщины в основном занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, имели ограниченный духовный кругозор, не принимали участия в зрелищных мероприятиях и пиршествах, не вовлекались в общественную и интеллектуальную сферу. Добродетель их заключалась в послушании, верности, скромности и умении быть как можно менее заметными. Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам — интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

Греческое "ἑταίρα" переводится как подруга, спутница.
Нetaira - это предшественница куртизанки, женщина разносторонне образованная, тонко разбирающаяся в поэзии, музыке, литературе и искусстве, умеющая поддержать интересную беседу на любую тему.
Для гетер существовали специальные школы, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.
Искусство красоты требовало немалого умения, так как девушки не были приучены к этому с детства. Приличным дамам краситься не полагалось и считалось дурным тоном. Знатные матроны могли себе позволить лишь массаж, уход за волосами и притирания восточными благовониями. Гетерам же краситься не только полагалось, но и считалось обязательным. После бурных ночей это помогало маскировать следы усталости. Гетера Аспазия написала "Трактат о сохранении красоты" в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания и всевозможные способы ухода за телом, в который тайно с большим интересом заглядывали благородные афинянки.
Макияж гетеры был долгим и сложным и не обходился без помощи служанки. Чтобы выбелить кожу на лицо толстым слоем накладывались свинцовые белила, как это делали японские гейши, щёки подрумянивали соком тутовника или алканны. Ресницы тогда еще не красили, а брови соединяли в сплошную линию, что считалось красивым, и густо подводили сурьмой. Губы и соски подкрашивали кармином, а все волосы на теле удаляли специальными смолами. Специально обученная рабыня завивала локоны и с помощью золотых игл и шпилек укладывала волосы в сложную причёску. Завершала туалет полупрозрачная туника, украшенная живыми цветами. Убранная таким образом гетера в любом возрасте выглядела прекрасной.

Гетера развлекала мужчин интеллектуально и вполне могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Социальный статус гетер был очень высок, позволить себе такую роскошь могли не многие, а добиться ее благосклонности было непросто. Чтобы встретиться с гетерой, мужчина писал ей послание на специально установленной в Афинах городской доске - Керамик, и если та соглашалась на свидание, то посылала слугу указать внизу "визитки" время и место свидания.

В античную историю вошли такие имена подруг великих людей, как Белистиха — подруга египетского фараона Птолемея II, Археанасса - подруга Платона, Компаста и Таис - любовницы Александра Македонского, Аспазия - вторая жена афинского правителя Перикла, легендарная гетера Фрина, муза и вдохновительница многих великих.

Леэна из Афин.
Вошла в историю в связи с заговором Гармодия и Аристогитона об убийстве правителя-тирана Гиппия, в который Леэна была посвящена. Заговорщики были раскрыты и план провалился. Гармодий был сразу убит телохранителями Гиппия, Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Леэна также предпочла смерть предательству и по легенде, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. За это афиняне воздвигли на Акрополе в честь ее статую, изображающую львицу без языка, а еще позже в честь ее воздвигли храм. (Леэна переводится как Львица)

Лаис из Коринфа
Родилась на Сицилии. В возрасте семи лет попала в число пленников армии генерала Никия, была отвезена в Афины и продана в рабство художнику Апелессу. Подросшую девушку он первым посвятил в тайны любви, а через несколько лет, пресытившись, отпустил на свободу. Лаис отправилась в Коринф и окончила там специальную школу для гетер, где обучалась искусству любви, музыке, философии и риторике. Завершив обучение, по древнему обычаю, она пожертвовала доход от своей "первой ночи" коринфскому храму Венеры и осталась в этом городе навсегда.

Ганс Гольбейн Младший. Lais of Corinth. 1526. Базель. Художественный музей.

Лаис считала роскошную гетеру Фрину своей соперницей, все заработанные деньги вкладывала, чтобы также окружить себя роскошью и преуспела настолько, что народ толпами собирался смотреть на ее выезды в свет. Одетая в самые драгоценные ткани Востока, в шикарной колеснице, она блистала и поражала своей красотой и грацией. Слава о ней разлетелась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные суммы.
Потерявший от нее голову Демосфен не просто добивался ее любви, но и готов был жениться, а жениться на гетере считалось тогда позорным. Но вздорная и капризная Лаис не оценила жертву и потребовала за ночь 10 000 драхм, зная, что он не имел и десятой части этой суммы. Из мести Демосфен сочинил на Лаис свою знаменитую язвительную речь, которую по сей день считают эталоном ораторского искусства.
Тогда Лаис назло Демосфену предложила себя Ксенократу, ученику Платона, совершенно бесплатно, даже не предполагая как будет разочарована. Ксенократ отказался от нее. Возможно, он просто не интересовался женщинами, но это больно ударило по ее самолюбию. "Я взялась соблазнить человека, а не статую", - сказала Лаис, добавив кое-что нелестное о мужских достоинствах философа, но в веках эта фраза так и осталась в урезанном виде.

Лаис прославилась незаурядным умом, несравненной красотой, чрезмерным корыстолюбием и контрастами в любовном выборе, будучи одновременно любовницей изящного тонкого умом Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась чуть ли не публично.
Плата за ее услуги была огромна. Она была так богата, что передавала часть денег на строительство храмов в своем родном городе. В Коринфе на ее деньги построены храмы Венеры и Афродиты.
Сохранилась биография Лаис, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть. Якобы Лаис влюбилась в Гиппострат и оставила Коринф чтобы следовать за ним в Фессалию. Но фессальские женщины не захотели принять в городе распутницу. Они объединились, и заманив ее в храм Афродиты, забили там до смерти.
Коринфяне, в благодарность за царскую щедрость и дары их городу, воздвигли в честь Лаис памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: "Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". (340 до н.э.)


Lais_in_Hades. Print of Lais. 1902

Sappho.
Знаменитая античная поэтесса с острова Лесбос. Родилась 625-570 до н.э. (все биографические данные очень приблизительны). Ее отец Скамандроним занимался торговлей, был представителем знатного рода и "новым" аристократом. В шесть лет Сапфо осиротела, и родственники отдали ее в школу гетер, где она смогла развить врожденное природное чувство ритма, начав писать оды, гимны, элегии, стихотворные эссе, праздничные и застольные песни.

Фреска в Помпеях
После пришествия к власти тирана Мирсила (612-618 до н.э.) многие аристократы, в том числе род Сапфо, были вынуждены бежать из города. Сапфо находилась в изгнании на Сицилии и смогла вернуться на родину только после смерти Мирсила (595-579 до н.э.)
На Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого родила дочь. Муж и ребенок Сапфо прожили недолго. В честь дочери Сапфо написала цикл стихов.


Густав Климт. Сапфо с дочерью. Венский исторический музей.

Сафо приписывают страстную любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, отчего она якобы бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение "броситься с Левкадской скалы" стало поговоркой, означающей "окончить жизнь самоубийством от отчаяния".

Женщины на острове Лесбос пользовались большей свободой, чем в остальных частях Греции, не имели почти никаких социальных ограничений, даже часть семейного имущества могла передаваться по женской линии. Как и мужчины, они могли объединяться в содружества - фиасы. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь Афродиты, который называла "своим домом муз". Одной из целей фиаса была подготовка к замужеству знатных девушек, которых там обучали музыке, танцам и стихосложению.


Рафаэль. Sappho. 1510—1511. Ватикан.

О лесбийских отношениях Сапфо ходило немало вымыслов и неоднозначных мнений, толковавшихся превратно. Именно здесь, на острове Лесбос было заложено понятие лесбийской любви. Слово лесбиянка по происхождению также связано с Сапфо и ее фиасом.
Однополая любовь между женщинами считалась такой же нормой в социально-культурной традиции того времени, как и однополая любовь мужчин, никто не осуждал спартанских эфебов или Сократа за его отношения с учениками.
В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи откровенного страстного содержания, отражающие древние культы женственности, свободы чувства и действия. Это было что-то вроде литературно-поэтического соревнования. Такая поэзия в узком женском кругу естественным образом приобретала откровенное содержание.

Яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее поэзия пользовалась уважением и почитанием Алкея, Солона, Платона и Горация, Катулла. Ммитиленцы помещали на своих монетах ее изображения.
Солон, услышав на пиру одно из ее стихотворений, тотчас выучил его наизусть, добавив, что "не желал бы умереть, не зная его на память". Сократ называл ее своей "наставницей в вопросах любви" (уж кого он только не наставлялся)), Страбон говорил, что "напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии".
Платон назвал Сапфо десятой музой:
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду. Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"

Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей.

Таис афинская
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, вечно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти сведения о том, что именно Таис была зачинщицей пожара в захваченном Александром царском дворце в Персеполе. Во время празднования победы над персами, Таис обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец.
Ее речь была очень пылкой, дерзкой и воинственной. Играя на тщеславии Александра, она сумела убедить его в том, что из всех великих дел, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему огню Афины, месть варварам. Она взывала к тому, что хочет получить хоть небольшую награду за все те лишения, которые испытала в скитаниях по Азии, и наградой ей будет разрешенение Александра позволить ей собственноручно, на глазах у всех первой поджечь дворец.
"И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота!". Ее слова потонули в гуле одобрения и рукоплесканий захмелевших воинов. Александр первым метнул свой горящий факел, а следом за ним Таис и все остальные.
Огромное строение из кедра сразу заполыхало и дворец вскоре был полностью уничтожен.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе.
Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г.Симони

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра. Известно, что после возвращения в Египет Таис стала второй женой царя Птолемея I и родила ему двоих детей.

Campaspe.
Легендарная гетера, чьи многие изображения историки до сих пор не могут отделить от изображений Фрины. Плиний полагает, что не Фрина, а именно Кампаспа послужила Апеллесу моделью для Aphrodite Anadyomene. В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой и некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, попавшей в коллекцию кого-то из римских полководцев. Другие исследователи настаивают на том, что моделью служила именно Фрина, которая вошла в историю, хорошо при этом заработав на позировании.


John William Godward. Campaspe. 1896.

Кампаспа была любовницей и первой женщиной, которой по настоящему увлекся Александр Македонский. О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: "Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель.

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe.

Александр, решив, что великий Апеллес сможет как художник оценить красоту Кампаспы лучше него самого, преподнес Капмаспу ему в подарок. Так он доказал себе, что велик не только в отваге, но еще более велик в самообладании и щедрости." (Pliny the Elder).

Ланглуа. Александр уступает Компаспу Апеллесу. 1819.


Оттин. Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра.


Жак-Луи Давид. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра. 1813. Рисунок на бумаге, акварель, чернила. Sotheby’s.

Jacques-Louis David. Alexander the Great Presenting Campaspe to Apelles.
Wood, (96 x 136 cm.) Musee des Beaux-Arts, France.


Giovanni Battista Tiepolo. Alexander the Great and Campaspe in the Studio of Apelles. 1740.


Apelles Painting Campaspe. 1720.

Gaetano Gandolfi.Alexander Presenting Campaspe to Aptlles. 1797.

Jodokus Winghe. Apelles paints Campaspe. 1686.
(210 x 175 cm.)Венский исторический музей.

«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится
- Позу сумейте найти телосложенью под стать.
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь.
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Атлантида касалась ногами
- Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть - невеличке к лицу, а рослой - нисколько:
Гектор не был конем для Андромахи своей
…»
Публий Овидий Назон

Здравствуйте уважаемые! Давайте сегодня поговорим о такой несколько провокационной теме. Рассказ мой будет о гетерах. Давайте определимся кто это вообще. В наше время это слово стало синонимом проститутки, или используя обороты 19 столетия падшей женщины. Однако это в корне не верно. Слово Проститутка и слово Гетера не могут и не должны использоваться как синонимы. Гетеры - это уникальное явление, характерное только для Древней Греции и очень ограниченно для древнего Рима. Даже само наименование их (от греческого слова Ethes — друг, товарищ) говорит об основном предназначении, зачастую далеком от постельных утех.

Так выглядела гетера, по мнению большинства наших современников


Там очень немало отличий, искусство гетер всегда отделяли от добровольной, принудительной или храмовой проституции. Скажу даже больше, некоторые из исследований данного вопроса в анналах древних текстов выделяют гетер в отдельных подкласс, помещая рядом с ними еще и авлетрид и свободных диктериад. Особо в тему различий я углубляться сегодня не буду, могу лишь посоветовать, у кого возникнет подобное желание книгу Эдмонда Дюпуи «Проституция в древности» (хотя книг и исследований на эту тему немало). Так что глубоко внедряться в тему не будем (простите за невольный и фривольный каламбур), но в 2-х словах сказать об особенностях гетер следует.

Благословенный Коринф. на заднем плане (предпологаемо) знаменитая школа гетер

Гетеры - это свободные женщины, которые специально учились в специализированных школах (одной из лучших была школа в Коринфе) музыке, искусству, риторике, танцам, умении одеваться, науке, а главное - самому главному умению - умению понравится. Хорошо образованные, окруженные роскошью и блестящими мужчинами эти женщины сами выбирали себе поклонников, выбирали то, как быть, с кем быть и когда быть. Да, чаще всего подобное связь имела возмездный характер, но это не было правилом - все зависело только от самой гетеры - ее понимания жизни, ситуации, а главное свободы. Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. Как писал в своей книге упомянутый мною выше Э. Дюпуи гетеры «создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, облагораживали вкусы и, зажигая в сердцах огонь любви, содействовали развитию науки, литературы и искусства; в этом была их сила и обаятельность. Очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего поклонения ». Естественно, что не все так было радужно и прекрасно. Нередко гетеры были причиной «позорных кутежей, расточительности и целого рода других безумств. Под их же влиянием портились нравы, бледнели гражданские доблести, расслаблялись характеры, развращались души ». Однако некоторые из них стали настоящей легендой и украшением своего народа. Как я уже говорил гетеры это явление редкостное.

Отчасти, но только отчасти с ними схожи некоторые куртизанки «галантного века (такие как Нинон де Ланкло, например) и кое-кто из знаменитых японских гейш, называемых таю, но это и все. «Штучный товар», как говорится, женщины, которые просто своим нахождением рядом с великим героем, политиком или оратором могли или еще больше укрепить славу такого великого человека в веках или уничтожить его репутацию. О некоторых из таких великих гетер, а конкретно о 4-х из них, мы поговорим с Вами, мой дорогой читатель, ниже.

обложка книги "Таис Афинская"

Самой известной у нас гетерой является, безусловно, некая Таис из Афин. Известна она по талантливому и интересному роману Ивана Антоновича Ефремова «Таис Афинская». Пересказывать эту книгу не вижу смысла, те, кто читал, тот знает, тот, кто не прочел - никогда не поздно. Скажу лишь, что автор прочел кучу античных и не очень античных источников, начиная от Плутарха и Курция Руфа и заканчивая Данте Алигьери, но ее биографию он сочинил. В действительности же мало что известно о Таис, кроме того, что она следовала в обозе Александра Македонского и, по-видимому, была возлюбленной его и некоторых из его диадохов (полководцев). В историю она вошла, прежде всего «геростратовой славой». После того как Александр Великий взял в 330 году до н.э. Персеполис, она де уговорила его разрешить ей поджечь дворец Дария III, дабы слабые женщины из свиты македонского царя получили возможность отомстить персам за Грецию.


Особо смачно эту ситуацию описывает Диодор Сицилийский. Если ему верить, "в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице. Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец. Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс - был сожжён до тла и разрушен….Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить ". Вот как то так…. Каприз и месть ветреной и аморальной женщины разрушили одно из самых прекрасных строений того мира.


сэр Энтони Хопкинс в роли Птолемея в кинокартине О. Стоун "Александр"

Впоследствии говорили о том, что она вышла замуж за Птолемея I Сотера, одного из самых удачливых диадохов Александра, ставшего царем Египта и основоположником династии (знаменитая Клеопатра была его пра-пра-правнучкой), и родила ему 3 детей. Детей она ему правда родила - сыновей Леонтиска и Лага и дочь Эйрену, но вот замужем она за Птолемеем не была. Была возлюбленной и свободной гетерой до конца жизни.


Картина Ханса Холлбейна младшего Лаиса Коринфская. Правда в средневековой одежде...такое вот видение

Следующая по счету у нас Лаис (или Лаиса) Коринфская. В древней истории известно несколько гетер под именем Лаиса и посему принято после их имени, для того, чтобы не путать, писать и прозвище по их месту проживания, так сказать. Хотя справедливости ради эта самая Лаиса родом вовсе не из Коринфа. Родилась она на Сицилии и вполне вероятно была вовсе не эллинкой. В одном из военных набегов она была захвачена в плен и продана в рабство в Афинах. Попала она к известному художнику Апеллессу, который был к ней добр, а через несколько лет отпустил. Лаис решила избрать для себя путь гетеры и для этого отправилась в город Коринф, в котором существовала самая известная школа обучения сей профессии. Она была одной из лучших по философии и музыке, а Коринф настолько покорил ее, что она решила в нем остаться навсегда.


Реконструкция Древнего Коринфа

Она быстро стала самой известной куртизанкой города, так как была красива, умна и очень высоко (в денежном выражении) себя ценила. Деньги она тратила в основном на богатейшие украшения, редкие одежды и притирания. Всегда было видно, когда она выезжала на богато украшенной колеснице на вечерний моцион. Подобное вложение денег оправдало себя - среди ее поклонников были далеко не самые последние и не самые бедные люди не только Коринфа, но и всей Греции. В своих пристрастиях Лаиса была очень капризна в своих предпочтениях, но особую страсть питала к философам. Перед ее чарами пал даже знаменитый оратор Демосфен. Высокомерная Лаиса потребовала с него плату. Не много ни мало, а 10 000 коринфских драхм. За одну(!) ночь. В драхме содержалось чуть меньше 3 грамм серебра. Сиречь куртизанка хотела 30 килограмм серебра.

аверс Коринфской драхмы

У небогатого Демосфена естественно таких денег не было. "Я не покупаю раскаяния такой дорогой ценой! " - ответил ей оратор и покинул ее. Демосфен сочинил против Лаисы знаменитую речь, которую до сих пор считают образцом ораторского искусства. В отместку Лаиса сама предложила свою любовь его сопернику в ораторских спорах, философу Ксенократу, одному из лучших учеников школы Платона. Пикантность была в том, что Ксенофонт был строгим аскетом, а еще в том, что свою любовь и свое искусство в постели Лаиса предложила бесплатно. Однако Ксенократ не поддался. Лаиса была разочарована, но вышла с честью из неудобной для нее ситуации. "Я взялась пробудить страсть в человеке, а не в статуе ", - сказала она, и сей афоризм остался в истории. Еще одним известным ее фиаско была попытка соблазнить знаменитого победителя 93-х Олимпийских игр в беге на стадий (192 метра) Евбата из Кирены. Олимпиец отказался от ласк гетеры.

Основоположник гедонизма Аристипп из Кирены

Но сии ситуации были скорее исключениями. В целом и общем чарам Лаисы было противостоять трудно. Самым известными ее любовниками были, безусловно, Аристипп из Керены и Диоген из Синопа. Да-да, те самые известные основатели школ гедонистов и киников (циников). Столь большой контраст был как раз во вкусе лукавой гетеры. История сохранила несколько диалогов знаменитых философов по поводу общей возлюбленной. Мне больше понравился следующий:
"Как-то во время философского диспута один из оппонентов Аристиппа не без ехидства заметил:
- Вот ты, Аристипп, осыпаешь Лаис бесчисленными дарами, а с Диогеном она ложится задаром.
- Да, - невозмутимо ответил философ, - я действительно делаю ей много подарков, что не запрещено делать и любому другому, если он того пожелает.
- Но, Аристипп, - вмешался Диоген, - ты ведь понимаешь, что натягиваешь самую обыкновенную шлюху? Или отбрось прекраснодушие и стань киником, как я, или откажись от таких отношений.
-Диоген, - спокойно спросил Аристипп, - ты не считаешь предосудительным жить в доме, где до тебя кто-то уже проживал?
- Нет, конечно, - ответил Диоген. - Какая мне разница, кто там проживал?
- А плыть на корабле, на котором плавали другие?
- Стану я об этом думать!
- Вот видишь. Так чем же плоха связь с женщиной, которую обнимали другие?"



собака (киник) Диоген.

И это при том, что Диоген пользовался ее прелестями абсолютно бесплатно, а вот Аристиппу она обходилась очень дорого. Говорят, он мог позволить себе ее общество только два месяца в год. Однако ему, любителю женщин и большому знатоку женского пола, общение именно с Лаисой приносило наибольшее удовлетворение.
Умерла Лаиса насильственной смертью и будучи молодой. Она покинула Коринф, чтобы последовать за своим очередным увлечением в Фессалию, но там ревнивые жены умертвили ее.. После ее смерти коринфяне воздвигли в ее честь памятник, изображающий львицу, разрывающую на части барашка. На ее могиле, на том месте, где она была убита, была построена гробница со следующей эпитафией: "Славная и непобедимая Греция была покорена божественной красотой Лаисы. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии ". Такая реакция горожан неудивительна. Она была просто по-царски щедра к города - жертвовала гигантские деньги нуждающимся, устанавливала памятники, сады, всячески прославляла Коринф, считая его самым прекрасным местом на Земле, а ее жителей - лучшими в Элладе.

Продолжение следует....

] У уважающего себя грека есть три женщины: жена - для продолжения рода, рабыня - для чувственных утех и гетера - для душевного комфорта.
Демосфен

Слово гетера происходит от греческого ἑταίρα - подруга, спутница. В современной нам культуре гетерами иногда называют проституток, но во время нашей игры деградация профессии еще не случилась. Да, к ногам гетер больше не бросают царства, как это было при Таис Афинской, но профессия все еще считается достаточно респектабельной. По смыслу это некий синтез функционалов аниматора, музейного работника и психотерапевта.

Как вы можете сделать свою игру, то есть жизнь своего персонажа, интереснее и лучше при помощи гетер.
Обратите внимание, что речь тут пойдет именно о профессиональных и, соответственно, оплачиваемых услугах гетер. Вы можете иметь с какими-то конкретными гетерами какие-то личные отношения независимо от этого.

Во-первых, любой свободный житель Помпей, мужчина или женщина, может посещать собрания в Доме Культуры. На собраниях гетеры выступают перед гостями, каждая в своем роде искусства, проводят беседы и разнообразные игры.

Есть три типа собраний в Доме культуры
1. Большие собрания. Многолюдные и веселые. Туда может придти любой свободный житель Помпей, мужчина или женщина. Отказать в участии в общем собрании могут тому, кто каким-то образом испортил свои отношения с гетерами, а по умолчанию рады всем.

2. Малые собрания. Туда попадают по личным приглашениям гетер или по рекомендации приглашенного. Немноголюдные и спокойные. Если вы хотите, чтоб ваш персонаж имел приглашение на малые собрания на начало игры - напишите мне об этом.

3. Женские собрания в Доме Культуры. Открыты для всех свободных женщин. На них, помимо разговоров о том, что мужчинам знать не следует, и развлечений, проводятся уроки пения и танцев.

За участие в любом из этих собраний гости подносят гетерам подарки - преимущественно в денежной форме. Размер подарка остается на усмотрение гостя, сообразно его статусу. Подарки ожидаются и от мужчин, и от женщин, но если к женщине в стесненных обстоятельствах гетеры отнесутся с пониманием, то для мужчины отказаться поднести подарок после собрания - позор.

Объявления о времени проведения разных собраний будут вывешиваться у Дома Культуры. Также мы будем отправлять рабынь с приглашениями. Не стесняйтесь заходить и уточнять.

Во-вторых, вы можете приглашать гетер на ваши мероприятия - симпозиумы, празднества, иные собрания. Пригласить (именно в профессиональном качестве) одну гетеру нельзя - только двоих или более. Участие в мероприятии гетер - показатель его высокого уровня. На самом деле, если вы не пригласили гетер на важное событие, ваши гости могут подумать, что ваши дела не очень-то хороши.
Размер подарка обсуждается сразу при заключении договоренности.

Вы можете оставить свое приглашение на специальной доске объявлений около Дом Культуры. Ваше предложение будет рассмотрено, но сам факт того, что вы оставили заявку, не означает, что договоренность заключена. Договоренность заключается только лично.

Любой свободный мужчина может претендовать на статус покровителя одной из гетер. Вести переговоры об этом надо с ней самой (а до игры можно обращаться ко мне). Статус покровителя гетеры дает не только возможность интересно и весьма разнообразно проводить с ней время, но и эксклюзивное место в ложе гетер на Арене. Приглашение на мероприятие покровителя одной из гетер будет рассмотрено Домом Культуры в первую очередь.

Также приглашения в эту ложу получают друзья и подруги гетер, щедрые и преданные.

Традиционно гетеры охотно принимают участие в любой деятельности, связанной с искусством или с философией. Могут актерствовать, позировать художнику или скульптору, помочь оратору составить речь, первыми выслушать - и раскритиковать - новый трактат философа.

Вы можете навещать гетер или приглашать к себе в гости и в частном порядке, не в их профессиональном качестве. Подарки дарить в таком случае не нужно, но и развлекать вас гетеры не будут.

Каждое утро к 11 часам мы ждем у себя всех греческих женщин для выработки общей политики на женском собрании. Это частные встречи, не имеющие статуса собрания, потому подарки приносить не нужно, кроме разве что сладостей к утреннему чаю.

Про гетер

Электра

Самая уважаемая - ну не говорить же "старейшая" - гетера Помпей. Достигла популярности за счет не столько неземной красоты, сколько за счет обаяния и острого, несколько циничного ума; благодаря им и остается в профессии на шестом десятке лет. К Электре приходят за советом разные люди в разного рода делах - от любовных до финансовых. Особо благоволит грекам и женщинам - говорят, никому из них не отказала в помощи. Дружна со многими этрусками. Но и римлян приняла в свое время, помогла многим из них стать частью местного общества. Вскоре после поселения римлян в Помпеях приняла покровительство Марка Сертория, что изрядно способствовало интеграции его и других римлян в социум.

Игрок Лота

Изначально гетерами становились рабыни, которых хозяйки учили прислуживать мужчинам-господам и обучали разным наукам. Тем не менее, позднее профессию гетер стали выбирать для себя и свободные . Она была не только популярной, но и почетной. Демосфен даже говорил, что столь же необходима гетера для душевного комфорта, как необходима рабыня для плотских утех.

Нередко гетеры играли очень важную роль в общественной жизни города. Они были хорошо образованны, талантливы, красивы и умны, поэтому могли судить о политических событиях, а также давать ценные советы. Нередко куртизанки открывали в своих домах «вечера» и принимали каждую неделю гостей – поэтов, политиков, философов, скульпторов. Они могли влиять на судьбы людей, помогали заводить полезные связи и решать важные вопросы.

Гетеры могли выходить замуж, однако в большинстве случаев они предпочитали оставаться незамужними. Чаще всего у таких женщин были богатые покровители, которые содержали их и обеспечивали всем необходимым. Нередко любовников гетеры превращали в спутников жизни, и оставались с ними подобно супругам. Однако благосклонность таких женщин обходилась очень дорого. Поклонники назначали гетерам свидания, если были готовы заплатить установленную ими цену, однако девушки могли как согласиться, так и отказаться от встречи в зависимости от того, нравился ли им мужчина. Многие из представительниц этой профессии были очень разборчивы.

Что должны были уметь гетеры

Ошибкой было бы полагать, что гетеры продавали свои тела, подобно ночным бабочкам. Напротив, в то же время наравне с ними существовали и женщины для любовных утех. Гетеры же были хороши не только в плотских наслаждениях, но и в общении. Ум, хорошее образование, умение четко и правильно выражать свои мысли, были основой образа гетеры. Эти женщины не только соблазняли мужчин, но и утешали их в горе, давали советы, учили новому, повышали уровень их образования. Яркими примерами могут служить Клеонисса, написавшая несколько работ по , которые, увы, были утеряны вместе со многими ценными трудами времен античности, а также Пигарета, известная среди современников благодаря потрясающему таланту в области математики. Стоит упомянуть и умную гетеру Аспасию, покорившую своей образованностью и красотой военачальника Перикла.

Многие гетеры умели не только рассуждать на научные темы, но также красиво петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, позировать для художников и скульпторов.



Последние материалы сайта