Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей. Как живут современные цыгане: три истории Цыганская жизнь какая

09.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот


Цыгане - загадочные люди, которые отличаются организованностью и сплоченностью. А еще они не привязаны к какой-то определенной местности. Что и говорить, если на цыганском флаге изображено колесо. Да и другие признанные ими символы не говорят о стабильности и оседлости: кибитки, колоды карт, подковы.

Несмотря на то, что представители данной народности ведут преимущественно кочевой образ жизни, всё же есть и те, кто выбрали оседлое бытие. Но даже пребывание на одном месте совершенно не способствует ассимиляции цыган. Как правило, они держаться обособленной группкой, постоянно конфликтуя с окружающими.


Отношения к цыганам у многих довольно спорное. Их образ жизни вызывает удивление и непонимание у представителей соседних народов. Пока цыганские бароны роскошествуют, утопая в богатстве, простые цыгане и их дети вынуждены жить за счет попрошайничества и воровства.

Цыгане не слишком жалуют образование, поэтому малограмотных или вообще неграмотных среди них людей пруд пруди. Это можно считать одной из главных трудностей ассимиляции, ведь работу найти без элементарного образования очень трудно.


Неудивительно, что не имея какого-нибудь заработка, огромное количество цыган живет в нищете. И стихийные рынки, на которых торгуют и женщины, и мужчины - один из способов заработать денег на питание.


В таких условиях детям и правда не до учебы и они всеми правдами и неправдами пытаются добыть для себя и семьи денег на еду. Поэтому уже в раннем возрасте они нарушают закон.


Одним из способов заработка для бедных цыган является попрошайничество. Но они вынуждены идти на обман не от хорошей жизни и не ради развлечения. На это их толкает безденежье, отсутствие работы, жилья и голод.

Важные вопросы в селениях решают бароны. Причем слово «барон» означает большой, а ни в коей мере не означает дворянский титул. Баронами становятся взрослые, богатые и влиятельные мужчины, которые пользуются уважением в своих кругах. Они дают одобрение на бракосочетания, помогают решить проблемы с органами правопорядка.


Рождению девочки не сильно радуются. Ведь у цыганских женщин сложная судьба. Все права в семье принадлежат мужчинам, все обязанности - женщинам.


К слову, именно семья решает каким образом женщина будет зарабатывать деньги. Иногда такие решения принимает единолично муж. Цыганку могут принудить к воровству, гаданию или попрошайничеству без ее на то согласия. За любое непослушание мужу следуют побои. Его слово - закон.


Главная задача мужчины в цыганской общине (кроме зарабатывания денег, конечно) быть нарядным и принимать гостей. Тогда как жена обязана раньше всех вставать, на всех готовить и за всеми убирать. Причем к этому цыганок готовят с детства, поэтому они безропотно всё выполняют.


В цыган всё еще существует традиция воровать невесту. Так если жених засылает сватов, но ему отказывают - он может украсть невесту и лишить ее девственности. Тогда родители будут вынуждены выдать девушку замуж, ведь в приличную семью попасть ей уже не получится.


Если согласие родителей девушки получено - семьи начинают готовиться к свадьбе. Иногда для помпезной свадьбы цыгане могут заложить дом, а затем годами отдавать долги. Кроме того выходить замуж или жениться можно только на цыганах. Связать себя узами брака с «гаджо» (нецыганом) означает вызвать на себя гнев семьи и лишиться наследства.


Хотя западные тенденции все-таки сказываются и на семейных традициях. Так даже однополые браки понемногу входят в их жизнь. Правда, такие свадьбы редко обходятся без скандалов и драк. Что говорит о серьезном сопротивлении цыган всему новому.


Цыгане удивительны своей культурой. Конечно, в процессе проживания бок о бок с другими народами, они растеряли часть духовного наследия. Но распространение цыган по миру способствует не только обогащению их собственной культуры, но и мир много берет от красоты их музыки и танцев, от силы характера, от их стремления к свободе, наконец.

А как ты относишься к цыганам? Разделяешь ли ты весь негатив который постоянно слышен в их сторону?

На протяжении веков отношение к цыганскому народу было весьма противоречивым, а их образ жизни всегда и у всех вызывал по меньшей мере недоумение и непонимание. В то время как у большинства людей цыгане ассоциируются с ворами и попрошайками, цыганская элита буквально утопает в золоте и богатствах. На сегодняшний день некоторые цыгане продолжают вести кочевой образ жизни, постоянно находясь в дороге, а некоторые выбрали оседлую, стабильную жизнь, что, к слову, совершенно не мешает им неизменно держаться обособленной группой и никоим образом не ассимилироваться с остальным обществом. TravelAsk представляет 20 ярких и красноречивых снимков, которые в полной мере демонстрируют особенности жизни, быта и культуры цыганского народа.

Город Мусорщиков

Цыганский квартал


Когда мусора становится очень много, его убирают.

Цыганские дома


В домах богатых цыган свой стиль.

Резиденция цыганского барона в Молдавии


Местные жители возводят даже копии всемирно известных памятников архитектуры.

Внутренняя отделка домов


Внутреннее убранство дворцов подстать внешнему виду.

Жилище...

А вот такое жилье домом вряд ли можно назвать. Автор фото: Максим Беспалов.

Золотая BMW


Шик цыганских мажоров.

Средство передвижения

А простому цыгану хватает одной лошадиной силы.

Цыганский барон

На золото с цыганских украшений можно было бы кормить сотни простых цыган долгое время.

Цыганский «король» Румынии

Самый влиятельный и уважаемый барон.

«Золотая» молодежь


Жизнь полна роскоши в окружении золота и драгоценностей.

Ромы


Семья цыган разгребает лопатами опилки, которые они используют для отопления дома. Автор фото: Максим Беспалов.

Родители и дети


Мама и дети.

Живем в грязи и без дорог


Добытчик


Шпалы - тоже дрова.

Баронесса

Столько золота не каждая королева может себе позволить. Автор фото: Максим Беспалов.

Типичный представитель цыганской «элиты»

Одежда и украшения должны быть как можно богаче.

Цыганская свадьба


Цыганская свадьба - закрытый обряд. Посторонних на праздник не приглашают.

Цыганская гей-свадьба

Веселье закончилось массовой дракой, из-за пьяного гостя, пожелавшего узнать, что у невесты под юбкой.

Платье невесты


Шикарный наряд из-за большого количества золота весит больше десяти килограмм.

Настроение сейчас - отл:)

В России цыгане появились триста лет назад. Первые таборы пришли со стороны Польши и практически сразу получили российское подданство. Сенатским указом 1733 года им разрешили «жить и торговать лошадьми», а также дозволили приписываться к любому сословию. Так, кроме цыган-крестьян появились цыгане-мещане и купцы, а XIX век ознаменовался и многочисленными браками между русскими дворянами и солистками цыганских хоров.

Положение цыган в Российской империи можно назвать даже привилегированным. К примеру, любой «беспачпортный бродяга» подлежал отправке по этапу по закону о бродяжничестве - только не цыган. Закон, конечно, не переписывали, просто решили, что он не про вольные таборы писан.

Вплоть до революции основными занятиями русских цыган были мена и перепродажа лошадей, но пришла новая власть, которая считала торговлю крайне подозрительным занятием. Однако цыганские активисты выдвинули тезис о «народе в лохмотьях». Это на время смягчило сердца большевиков, именно тогда на волне умиления был организован театр «Ромэн». Но идиллия длилась недолго. Вскоре начались расстрелы, облавы и массовые высылки в Сибирь.

Несмотря на все страдания во время Великой Отечественной войны цыгане добровольно уходили в партизанские отряды и сражались в рядах Красной Армии, в том числе и в артиллерийских, танковых, летных войсках. Многие из них были удостоены боевых наград. Так что у фронтовика Будулая из знаменитого кинофильма Александра Бланка немало реальных прототипов.

Около четверти советских цыган погибло во время геноцида. Потери были бы больше, если бы не помощь славянского населения. Цыган предупреждали о появлении карателей и прятали с риском для жизни. Объяснялось это в том числе и тем, что цыгане приносили местным крестьянам ощутимую пользу: одни снабжали мужиков дешевой кустарной продукцией, другие подряжались вскапывать огороды, возить дрова и торф.

После войны попыток навязать цыганам оседлый образ жизни не предпринималось до 1956 года, когда был издан указ, поставивший бродяжничество под запрет.

В начале 1990-х годов жизнь цыган вновь изменилась. Они стали первыми «челноками» во время перестройки. Ныне, увы, многие семьи погрязли в криминальном бизнесе - наркоторговле. Но по-прежнему существует и цыганская интеллигенция, артисты и музыканты; многие цыгане работают на производстве и в строительстве.

По официальным данным, численность российских цыган - 183 тысячи человек. Но словом «цыгане» обозначается множество разных этнических групп, из которых в России представлено более двадцати; мы описали некоторые из них.

Руска рома

Занятия: Торговля лошадьми, гадание, музыка.
История: Пришли в Россию в начале XVIII века. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но и артистами, купцами и крестьянами. Ныне большинство имеет хорошее образование и владеет различными профессиями Особенности: Cамая многочисленная группа. Русско-цыганский диалект - язык межгруппового общения. Очень гостеприимны; легко идут на контакт с представителями других национальностей.

Занятия: Мена лошадей, кузнечное дело, гадание, музыка (исполняют песни русских цыган).
История: Украинские цыгане. Пришли с румынских земель, проживают на Украине с начала XVII века, значительное их число осело в России (Ростов, Воронеж, Самара).
Особенности: Одна из самых образованных этногрупп. Многие известные цыганские артисты России (Сличенко, династия Эрденко) - сэрвы.

Занятия: Музыка и ремесла (изготовление кирпича, плетение корзин).
История: Несколько столетий жили оседло, подверглись сильной ассимиляции. В границах СССР появились в середине XX века после присоединения Закарпатья. В советские годы работали на заводах и в сельском хозяйстве. После 1990 года многие лишились работы и стали выезжать в Россию.
Особенности: Говорят по-венгерски. По вероисповеданию католики и протестанты.

Занятия: Торговля, кузнечное дело, гадание.
История: Перекочевав на Крымский полуостров, приняли ислам, в диалекте появилось много заимствований из языка крымских татар. Голод 1930-х годов вынудил часть крымов переместиться в Закавказье, на Украину и в Россию.
Особенности: Считаются лучшими танцорами. Консервативны. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

Кишиневцы

Занятия: Торговля, гадание.
История: После отмены крепостного права перекочевали из Молдавии на Украину и в Россию. До революции происходил процесс формирования купечества. До указа 1956 года имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость занялись легальным бизнесом.
Особенности: Сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Зажиточны, строят просторные красивые дома - образцы «цыганского вкуса».

Занятия: Торговля лошадьми, гадание.
История: Первые таборы перебрались в Россию из Венгрии в 70-х годах XIX века. Не выдержали конкуренции с русскими цыганами - торговцами лошадьми, лучше знавшими рынок, и долгое время жили на заработки женщин-гадалок.
Особенности: Cейчас завершается переход от католичества к православию. Имеют среди цыган репутацию богатых и несколько заносчивых людей.

Лингурары

Занятия: Изготовление деревянных ложек, корыт и прочей утвари.
История: Часть лингураров перекочевала в Молдавию из балканских стран в середине XX века.
Особенности: Православные христиане. Цыганский язык лингурарами утрачен - говорят по-молдавски. Подвержены ассимиляции. Женщин, продающих ложки, можно встретить и сейчас, в том числе за пределами Молдавии.

Котляры (кэлдэрары)

Занятия: Лужение посуды, изготовление котлов, гадание, перепродажа металла.
История: Румынского происхождения, православные. Переселились в Россию в конце XIX - начале XX века, живут большими замкнутыми общинами.
Особенности: Имеют богатый фольклор, соблюдают строгий свод нравственных норм, основанный на понятии «осквернения» - пэкэлимос. Женщины продолжают заниматься гаданием.

Занятия: Кузнечное дело и гадание.
История: Предки проживали в придунайском княжестве Валахия уже в XVII веке. Наиболее многочисленны на Украине и в южных областях России.
Особенности: Женщины до сих пор носят национальные костюмы. Сохраняют свой диалект цыганского языка. Большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. До сих пор изготавливают тяпки, подковы, цепи и т. п.

Люли (мугат)

Занятия: Ремесла, мена скота, музыка, гадание.
История: Прямые потомки выходцев из Индии, осели в Средней Азии, не дойдя до Византии. Многое в обычаях и в одежде заимствовали у коренного населения (хотя, например, паранджу среднеазиатские цыганки никогда не носили).
Особенности: Мусульмане. Родные языки - таджикский и узбекский. После 1992 года вынуждены были выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сельхозработы и стройки, но зачастую единственным источником доходов становился сбор подаяния.

Занятия: В прошлом - выступления с дрессированными медведями.
История: Молдавские цыгане, православные. В XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечное дело; женщины в советское время нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы.
Особенности: Продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за ее пределы; несколько семей до сих пор выступают с медведями.

Почему цыгане называют себя "ромалэ" и существуют ли у них "бароны"? Умеют ли цыгане гадать? Правда ли, что существует цыганский гипноз? Как управляется табор? Почему у цыган такие роскошные свадьбы и не менее шикарные похороны? Воруют ли цыгане детей и кто такие ирландские пэйви? На эти и многие другие вопросы Марии Бачениной и Даниилу Кузнецову ответил этнограф, путешественник, создатель Музея кочевой культуры, действительный член "Русского географического общества" Константин Куксин.

Мария Баченина: Здравствуйте!

Константин Куксин: Здравствуйте!

Даниил Кузнецов: Добрый день.

М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?

К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, - все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед - цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня - еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.

М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.

К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.

С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане - это "ромалэ" , "рома" .

М.Б.: Они так себя называют, да?

К.К.: Да, это самоназвание. А все остальные - "гажи" . "Гажи" ("гаджи") - не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между "гажи" и "ромалэ". И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.

Д.К.: И как это происходит?

К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.

Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.

А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.

М.Б.: То есть они друг другу не гадают?

К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.

Д.К.: А гадание - это всегда обман?

К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать - это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь - не продашь.

М.Б.: А они в переписи населения участвуют?

К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, - очень сложно.

М.Б.: А как к ним относятся в мире?

К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.

Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные - идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: "Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много". Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.

Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане - воры и мошенники?

М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?

К.К.: Расскажу анекдот ещё царской эпохи. "Как-то цыгана спросили: "Что бы ты сделал, если бы стал царём?" Цыган почесал голову и сказал: "Как что? Украл бы сто рублей и сбежал".

М.Б.: Понятно, ментальность не та.

К.К.: Они не хотят и не могут. Это - удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган - ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.

М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует - безземельное, безгосударственное?

К.К.: Да.

М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?

К.К.: Первое - это миф о том, кто такой "цыганский барон". Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского "баро" - большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что "вот он, наш барон". Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: "Какой ты нам барон?" И уйдут. Всё решает не барон, а "крис" - сход цыган. Решение криса - закон даже для барона.

Д.К.: То есть у цыган практически республика?

К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.

М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.

К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.

М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?

К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. "Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили".

М.Б.: То есть это такая наивная вера?

К.К.: Очень живая, подлинная вера.

М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?

К.К.: Экскаватор вызывают!

М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.

К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это - пережитки язычества.

М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?

К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.

М.Б.: Мстительные? Око за око?

К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они - очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.

М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.

К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь - карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть - да, это даже не очень-то и грешно, а убить - нет. Но вот деревню запалить - запросто.

М.Б.: "Не обидчивый, но дом спалю".

Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.

К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.

М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?

К.К.: Ему скажут: "Ну и иди отсюда, живи с "гажи", поступи в университет". Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове - уже нет.

М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?

К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед - цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.

Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.

М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?

К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.

М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?

К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня - мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: "У вас товар, у нас купец, давайте поговорим". Две недели вы говорите "нет", а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.

А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками - все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.

Д.К.: А 15 лет - это уже поздно?

К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.

М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять "целомудрие" до свадьбы.

К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.

М.Б.: Изнасилований тоже нет?

К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.

Д.К.: А разводы бывают?

К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.

М.Б.: Адюльтеры?

К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.

При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: "Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы". Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня - ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: "Обвенчай, любим друг друга". Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.

М.Б.: А свои простят когда-нибудь?

Д.К.: Или как накажут, если поймают?

К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: "Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь". Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.

Д.К.: А другой табор может их принять?

К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.

М.Б.: При всех этих цыганских "понтах" попрошайничество не считается унизительным занятием?

К.К.: А что в нём унизительного?

М.Б.: Мне, например, сложно сказать: "Дайте мне денег".

К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с "лексусом" у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное - тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая - это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.

М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.

К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: "Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе".

М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?

К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.

Д.К.: Загипнотизировать.

К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет - это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.

Д.К.: А вас гипнотизировали?

К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные - суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто - нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?

М.Б.: Там много народа.

К.К.: В метро ещё больше.

Д.К.: Человек в растерянности?

К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом - а вдруг получится?

М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке...

К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.

М.Б.: То есть у них разные способы?

К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом - очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.

Д.К.: : Это обычная колода или Таро?

К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.

М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.

Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?

К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: "Вот видишь, вижу тебя". Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: "Всё о тебе знаю!" И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.

С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница - ученица шаманки. Это была "Битва экстрасенсов". Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: "Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит". В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.

М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: "Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть - это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк". Про зеркальце - это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?

К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.

М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.

К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: "Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?" Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят... Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.

М.Б.: А кто дома хозяин?

К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.

М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?

К.К.: Первое - за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: "Мы купили её, кто она такая?" Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, - это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.

М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?

К.К.: Конечно.

М.Б.: А почему них дети такие грязные?

К.К.: Цыгане говорят: "Грязный ребёнок - счастливый ребёнок".

М.Б.: Это не только цыгане говорят.

К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: "Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так". Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!

Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?

К.К.: В 11–12 лет мальчик - уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он - цыган!

М.Б.: А что они готовят?

К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: "А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне"? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: "Перешей в цыганское!" Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.

Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.

Д.К.: С иголками?

К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.

М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?

К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.

Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго "Человек, который смеётся". Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.

К.К.: А ещё у него есть книга "Собор Парижской Богоматери" про украденную Эсмеральду.

Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?

К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой "Ведомости" ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской - особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. "Ведомости" описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе - русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: "Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане". А он им с акцентом: "Зачем мне говоришь это? Я - цыган, вон моя мать в шатре гадает". Вот откуда все эти мифы.

Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они "скрещиваются" между собой и происходит накопление рецессивных генов...

М.Б.: Ошибок.

К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.

Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.

К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия - женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.

М.Б.: Его выгнали за это?

К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.

М.Б.: А пьянство у цыган есть?

К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: "У этого мерзкого народа есть одна черта - не пьют". Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный - это позор. Напоить русские деревни - это нормально, а сами умеренно употребляют.

М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?

К.К.: Много.

М.Б.: А самый любимый?

К.К.: Мне очень нравится "Заяц над бездной". Он очень смешной - о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: "Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя". И фильм о том, как он эту машину ищет.

М.Б.: А они стали менее популярными по сравнению с советскими временами? "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Жестокий романс", "Неуловимые мстители". Это же был какой-то бум, романтика.

К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ "нового цыгана".

М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?

К.К.: "Табор уходит в небо" - хороший фильм.

М.Б.: Там Земфира.

К.К.: Земфира - это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс - и в погоню. И барон навстречу: "Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, - нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера". Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.

Д.К.: Обманули поэта.

К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме "Цыганы".

М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?

К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско - производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.

М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?

К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.

Д.К.: А язык у них индоевропейский?

К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.

М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?

К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.

Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом "Большой куш", там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все - ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, - ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык - цыганские. Почему?

К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя "рома" - ромеи . Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов - кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу - тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что "Большой куш" - очень правдивый фильм...

М.Б.: Но интересный.

К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное - разбить брешь между "гажи" и "рома". Мне удалось, удастся и вам!

ПОЛНУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ:

Оригинал взят у platinym в Как живут современные цыгане

Как правило, цыган видели все народности мира. Эта кочующая нация расселилась практически повсеместно, вливаясь и перенимая многое у тех, с кем она бок о бок соседствует. Во время Второй мировой войны, геноцид цыган был таким же ужасающим, как и «решение еврейского вопроса», однако достоверных данных, ввиду того, что у цыган не было паспортов или еще каких-то документов, удостоверяющих личность, по-прежнему нет.

Историками называются лишь приблизительные цифры в районе 200 тысяч человек. Сейчас цыгане, благодаря огромной плодовитости восстановили свою мировую численность и увеличивают ее год от года. У них появились свои развитые и просвещенные бароны, они освоили последние достижения техники, однако большинство, так и остались верны своей средневековой культуре.

Итак, что мы знаем о современных цыганах?

Язык

Большинство цыганских народностей давно утратили свой родной язык, только 20% цыган по всему миру сохранили верность родному наречию, остальные же переняли языки той страны, в которой они остановились. Только в России цыгане говорят по-цыгански, и здесь количество носителей одного языка необычайно велико. Алфавит у цыган также отсутствует, однако по всему миру они пишут либо русскими, либо румынскими, либо венгерскими буквами, в зависимости от места рождения. Также именно эти три вышеперечисленные страны считаются у цыган нечто вроде «родины».

Обычаи

Хоть и лошадей в промышленных масштабах цыгане красть перестали, однако подкова - главный символ удачи. Найти на дороге подкову, что с наступлением прогресса стало делом невероятно сложным, у цыгана - главное событие жизни, однако если он нашел ее концами к себе - то она считается испорченной - из нее расплескается счастье. Если же подкова обращена к цыгану выпуклой стороной, значит, ее скорее надо подбирать и тогда удача никогда не покинет цыгана.

У каждого цыгана в ходу два или три имени. Одно для паспорта, второе, короткое, для повседневного обращения в таборе. Третье имя - удачливое, имеет звучание сходное с драгоценностями или цветком: Лилия, Роза, Рубинчик, Валюта.

Свадьба - не менее главное обрядовое событие

Женятся обычно в 16-18 лет, хотя можно и раньше, по согласию родителей. Сначала происходит сватовство, потом родители невесты оценивают, хорош ли жених или нет, если все гладко - устраивают пышную свадьбу, которая все чаще проходит в кафе или ресторане. Диджеев, тамаду и прочих свадебных персонажей приглашать считается дурным тоном.

Старший или влиятельнейший родственник берет на себя обязанности распорядителя и объявляет - танцует семья такая-то, и все от мала до велика обязаны танцевать. Под утро жениха с невестой отправляют в опочивальню, а родственники стерегут дверь, им обязаны показать простынь с доказательствами того, что свадьба была «честная».

Свадьба неизменно записывает на видео, и данный видеоматериал - богатство и своеобразная валюта у цыган. Дальние таборы приходят специально «купить свадебное видео», а посиделки с просмотром и пересмотром «своей свадьбы, чужой свадьбы и свадьбы родственников» заменяют наши привычные сериалы и походы в кино.

Внешний вид

Цыганки в цветастых широких юбках - это не только дань прошлому, но и дань цыганской моде, которая неизменна из века в век - чем шире, блестящее и богаче выглядит юбка - тем красивее цыганка. В брюках ходить нельзя, так как брюки слишком выделяют все то, «нечистое», что находится ниже пояса. По той же причине цыганской женщине необходимо уметь ловко управляться со своей широкой юбкой, ей нельзя задевать ей мужчин - это оскорбление.

Ношение большого количества золота, цыгане современности объясняют просто

Во-первых, это фамильные драгоценности, память о родителях. Во-вторых, ведя непрерывную кочевую жизнь сложно брать с собой и перевозить нажитое имущество, а если все переведено в золотые украшения - задача упрощается. На каждого ребенка покупаются браслеты, цепочки, серьги, еще с рождения. Невесту должны обеспечит солидным золотым приданным, а цыганские бароны нередко носят большой золотой крест еще и как символ своего высокого положения.

Заработок

Цыгане работать не любят - это общепризнанный факт. Однако мужчинам, которые в основном проводят свое время за игрой в карты и дружескими посиделками, хочется есть, поэтому у цыган заработок происходит следующим образом. Самые младшие, под присмотром одной-двух «мамок» идут попрошайничать, молодняк постарше предоставлен сам себе - они собирают железный лом, бутылки, но так или иначе тоже должны поставлять деньги.

Старшие, как правило, занимаются торговлей. Торгуют цыгане в основном одеждой или предметами домашнего обихода (ковры, куртки, тапочки) либо, поддавшись веяниям времени, перепродают китайские мобильники и планшеты. Мужчины в этом случае обеспечивают охрану и надзор.

Воровство или сбыт наркотиков, вопреки распространенному мнению, редкость для цыган. В среднестатистическом таборе, попавшийся на таком сородич изгоняется из сообщества, человеку перестают помогать и приглашать в гости. Переезд в другой город ничего не даст - цыганская почта работает как часы, и весть о «плохом ромале» передастся очень далеко.

Очень узкий сегмент, те самые просвещенные и окультуренные цыганские семьи занимаются недвижимостью - сдают в аренду помещения или держат свои кафе и рестораны. Именно их называют баронами, и именно у них отстроены большие особняки, рядом с которыми стоят внедорожники последних моделей.

Образование и медицина

Вот в чем цыгане безнадежно отстали и вовсе не горят желанием сокращать разрыв. В школы отдают детей неохотно, так как учеба мешает заработку. Даже поступивший туда цыган вряд ли сможет полноценно закончить ее, так как к получению любых документов, аттестатов, паспортов и прочее - цыгане относятся с неприязнью.

Свидетельство о рождении - даже этот документ считается у цыган вовсе необязательным и его же отсутствие первое препятствие для поступления в школу. Только с наступлением неумолимого прогресса, когда для социальных льгот, проживания и пересечения границ стал обязательно требоваться паспорт, цыгане стали получать его, зачастую ставя в графе «прописка» первый попавшийся город.

Лечатся цыгане исключительно травами и заговорами

В аптеках, по их мнению, нет ничего кроме химии, а настойки трав, ягод и испытанный секретный заговор - лучшее средство от болезни. Если же цыган все-таки умирает, значит просто подошел его жизненный путь к концу, надо обязательно выбросить все его вещи, кроме золота, и по возможности сломать его дом.



Последние материалы сайта