Талант любви в произведении куприна гранатовый браслет. Любовь в произведении "Гранатовый браслет" Куприна: сочинение. Анализ произведения "Гранатовый браслет": тема любви. Любовь или душевная болезнь

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Оборудование урока: запись Второй сонаты Бетховена.

Методические приемы: комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества — любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь — это талант сродни музыкальному. (Возможно прослушивание музыкального отрывка.) В основе произведения лежит реальный факт — история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

I I . Прототипы рассказа

Учитель читает следующий отрывок из воспоминаний Л. Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называл себя и подчеркивал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывал по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимое. На чужбине, 1963

III. Аналитическая беседа сопоставительного характера

— Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?

— Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?

— Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

— Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шеиной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

— Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси «Поединка», «Гранатового браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и «Чистый понедельник»). Что сближает и чем резко отличаются эти два писателя-ровесника в других компонентах творчества — обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?

I V . Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»

— Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа ХХ «Но равнодушною княгиней, / Но неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы») — тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности а в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым, другом их отца.)

(Куприн «собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

— Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

— Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

(Подарок Желткова — «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь! — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, — фамильную драгоценность.)

— Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, — нитку красных бус.)

— Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда — короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» — говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас — пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство — ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» — любовь.)

— Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

— Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка.

Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

V . Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Подумаем над словами Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.

VI . Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна (см. Приложение в конце книги)

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.


Любовь-одно из величайших чувств, дарованных человеку. Это настоящий талант, и он сродни музыкальному. Так писал о нем знаменитый русский писатели А. Куприн, создавший ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера, но суть ее одна– она безгранична. Особенно ярко это можно рассмотреть на примере двух произведений- «Олеся» и «Гранатовый браслет».

В повести «Олеся», написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси, девушки из глухой деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу.

Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой ведьмы Мануйлихи. Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству. Однако очень по-разному они проявляют себя в нем. Олеся ради своей любви готова на все, но именно это делает ее беззащитной, приводит к гибели. Зная, что эта любовь принесет ей много горя и страданий, несмотря на то, что она нагадала несчастье и плохой конец именно для неё самой, Олеся не противится своим чувствам, подчиняясь велению сердца. Что же касается Ивана Тимофеевича, то это человек с «холодным и ленивым» сердцем, не способный на глубокую и искреннюю любовь в силу своей испорченности светским обществом. Он не может стать выше социальных предрассудков, не представляя Олесю, «одетой в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, исторгнутой из этой очаровательной рамки старого леса". Иван Тимофеевич хотя и добрый человек, но очень слабый. Узнав о решении возлюбленной пойти ради него в церковь, он не предпринял абсолютно ничего, чтобы ее остановить, хотя ужасные последствия для Олеси были очевидны:"Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…". Так, избитая деревенскими жителями, закиданная камнями Олеся, несмотря на сильную любовь и привязанность, приняла самое верное решение, которое ранило ее саму, но в то же время отгораживало ее возлюбленного от дальнейших неудобств: она покинула дом вместе с бабушкой, покинула Ивана Тимофеевича навсегда. Невольно возникает вопрос. Любил ли Иван Тимофеевич Олесю? Да, любил, однако совсем не так, как она его. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Именно поэтому для него оно осталось лишь воспоминанием, случаем из жизни, а для неё-болью в душе и разбитым сердцем.

Такую возвышенную, чистую любовь мы можем увидеть и на страницах «Гранатового браслета», написанного Куприным в 1907 году. Это история безответной, но невероятной силы любви. Главная героиня Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Василий Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, однако между ними нет любви, скорее тёплые дружеские отношения. Их спокойную жизнь нарушают лишь анонимные послания для Веры от ее поклонника, некоего Г.С.Ж.

Для мужа княгини Веры история с письмами - лишь предмет насмешек, для брата Веры в этом чудится нечто опасное, угрожающее чести семьи. Мужчины этого круга в принципе не способны на любовь, для них это что-то непонятное и ненужное в этом мире, где так редко встречается такая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". И только господин Желтков, который и является тем самым тайным поклонником Веры Николаевны, оказывается способным любить по-настоящему, любить так, как об этом мечтают. Встретив однажды Веру, он влюбился в неё настолько сильно, насколько это возможно. Однако он понимал, что их разный социальным статус не позволит им быть вместе, но это Желткову и не было нужно. Он был счастлив просто любить, жить для и во имя любимой. В знак своего чувства Желтков

дарит Шеиной самое дорогое, что у него было-гранатовый браслет матери. Что примечательно, он даже поменял браслет на украшении ради того, чтобы рука его возлюбленной была первой, которая к нему прикоснется. Его чувства не были болезнью души, ведь он ничего не требовал взамен. Они были настолько сильны, что Желтков решил добровольно уйти, покинуть этот мир, лишь бы не мешать и не доставлять неудобств своей любимой. Даже в своём предсмертном письме он пишет о своей бесконечной любви, благодарит за неё Веру: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое". Его голос звучит и в музыке, которую, по его завещанию, слушает княгиня Вера: "Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки". Именно тогда к Вере приходит осознание того, что это была та самая настоящая любовь, такая чистая и нежная, и она прошла мимо неё.

Произведения Куприна- гимн такому великому и бесконечному чувству любовь. Автор так мастерски описывает нам ее, такую искреннюю, преданную, бескорыстную. Любовь, о которой мечтает каждый, ради которой можно совершить все, что угодно. Любовь настоящую, которую так редко можно встретить, почувствовать и пронести сквозь время, препятствия и трудности жизни. Каждое произведение Куприна несёт в себе очень важную мысль: именно во имя такой любви и стоит жить. Это великий талант, который делает счастливым того, кто им обладает.

Тема любви является главной в творчестве абсолютного большинства русских писателей, к ним относится и И.А. Бунин с А.И. Куприным.

Но у этих двух писателей, друзей, ровесников были совершенно разные понятия любви. По Бунину – это «солнечный удар», короткое мгновенное счастье, а по Куприну любовь-трагедия. Но они оба понимали, что это чувство может принести не только высочайшее счастье и блаженство, но часто и муки, страдание, горе и даже смерть. Именно это и хотят показать нам авторы.

Характерной чертой произведений И.А. Бунина следует назвать отсутствие ровной, продолжительной и умиротворенной проходящей любви. Любовь, которую воспевал И.А. Бунин, – это короткая, мимолетная ослепительная вспышка. Она отличается своим внезапным появлением и длительным и ярким следом в воспоминаниях влюбленных. Люди, в сердцах которых вспыхнуло это неожиданное и бушующее чувство, заранее обречены на расставание.

Именно этот феномен яркой, безумной, но недлительной страсти, чувство, отличающееся своей мимолетностью, но сладким шлейфом воспоминаний, и является истинным проявлением любви по Бунину. Он, словно указывает читателям, что только мимолетно возникающее чувство, которое не станет началом новой истории долгой совместной жизни, будет жить в памяти и сердцах людей вечно.

Любовь с первого взгляда – мимолетная, пьянящая, завораживающая – именно о таком чувстве кричит каждое слово рассказов « » и « ».
В «Солнечном ударе» сложность осознания И.А. Буниным любви заключается в воспевании не чувственности и продолжительности чувства, а в его мимолетности и яркости, которые и насыщают любовь неведомой силой.

Уходя, женщина говорит:

«Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…»

В «Чистом понедельнике» история людей, познавших чувство любви, немного отличается от истории героев «Солнечного удара». Молодой человек уже давно ухаживает за дамой. Она отвечает ему взаимностью. Их любовь возникла неожиданно, но у нее было продолжение. Но именно это продолжение изо дня в день показывает, что влюбленные в душе совершенно разные, даже противоположные личности. И это подводит их к неминуемому финалу – расставанию.

Внешне похожие люди имеют слишком много различий на духовном уровне. Оба героя посещают концерты, «капустники», театр, читают произведения модных писателей, но внутренний мир героини намного сложней. Она не такая, как все. Она особенная, «избранная».

Мы видим ее длительные поиски своего места в жизни среди современных, богатых людей. К сожалению, мир, в котором она существует, мир празднества и моды, заведомо обрекает ее на погибель. Она сможет вырваться из этой клетки, найдя спасение в Боге. Героиня находит приют в церкви, обители. Но там нет места плотской любви, невзирая на ее силу и чистоту. Девушка делает решительный шаг – расстается с любимым. Этот шаг дался ей нелегко, но именно она спас ее от губительного финала.

Читая строки произведений Бунина, понимаешь, что любовь прекрасна, но именно поэтому она обречена.

А.И. Куприн был певцом светлых чувств, как и И.А. Бунин, но его мнение на их счет было немного иным.

По-моему, его отношение к любви в полной мере объясняет генерал Аносов из « ».

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей трагедией в мире»,

Генерал Аносов для осознания всего смысла произведения имеет большое значение. Именно он пытается заставить Веру Шеин отнестись к чувству таинственного П.Ж. серьезнее. Ему принадлежали пророческие слова:

«…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Он медленно, но верно подводит ее к выводу, который давно сделал и сам автор: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим достойным ее людям. Видимо, бедный был именно таким человеком: восемь лет в его сердце «пылало» это неразделенное чувство, которое «сильно, как смерть». Он пишет ей письма полные любви, обожания, страсти, но не надеется на взаимность и готов отдать все.

Последнее, предсмертное письмо Желткова поднимает тему неразделенной любви до высокого трагизма, каждая его строчка, словно наполнена глубочайшим смыслом. Он не упрекает любимую в том, что не обращала внимания. Нет. Он благодарит ее за то чувство, которое познал только благодаря ей, своему божеству.

Именно как к божеству, он обращается к Вере своими последними словами:

«Да святится имя твое».

Только потом, слушая вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна понимает, что в нескольких шагах от нее прошла настоящая любовь, «которая повторяется один раз в тысячу лет» . Она шепчет слова, которые моги прозвучать только из уст Желткова. Смерть «маленького» человека словно пробуждает саму Веру Шеин от долгого духовного сна, открывает ей доселе неведомый мир прекрасных и чистых чувств. Любовь хоть на миг, но соединяет две души.

Рассказ «Гранатовый браслет» повествует не только о любви, которая «сильная, как смерть», но и о любви, победившей смерть:

«Ты обо мне помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко…»

Все произведение окрашено светлой печалью, тихой грустью, сознанием красоты и величия все побеждающей любви.

Любовь – самое замечательное чувство, которое существует на земле. Когда человек любит, мир кажется ему прекраснее, даже когда объект почитания не отвечает взаимностью, как это нередко случается в произведениях А.И. Куприна. Также любовь может развиваться годами, но может и нагрянуть, как гром среди ясного неба, как обычно и случается у И.А. Бунина

Разделы: Литература

  • Образовательная : углубить представления учащихся о мастерстве А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героини; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы "маленького человека".
  • Развивающая : развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление.
  • Воспитательная : способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы.

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

...Любовь - это талант сродни музыкальному.
А. И. Куприн.

Музыка - единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В 1910 году А. И. Куприн написал "Гранатовый браслет", удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев: "Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена", - писал И. А. Бунин. "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей", - писал В. Шекспир. "Любовь - талант сродни музыкальному", - устами героя повести "Поединок" сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - ":единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко".

3. Беседа по содержанию рассказа

Как входит в рассказ музыка?

(Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви).

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?

(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).

Что такое талант? Любовь?

(Ответы учащихся).

Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Объясните значение фразы "талант любви".

(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви).

Кто из героев рассказа обладал таким талантом?

(Г. Желтков).

Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе "Гранатовый браслет".

О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).

Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства).

Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу "сводить концы с концами").

Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка).

Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?

(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев).

4. Практическая работа с текстом в группах по карточкам

Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления.

2. Какие подарки получает Вера?

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?

(Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества. С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого.

Вера, ожидающая чего-то "счастливо-чудесного", получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: "прекрасные серьги из грушевидных жемчужин" от мужа, "маленькую записную книжку в удивительном переплёте" от сестры. Подарок Желткова -"золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, "Точно кровь!" - думает Вера. Это тревожное предзнаменование.)

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте его автора.

2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы Желткова и Аносова?

3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?

(Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование Николая Николаевича, находящего "эту переписку дерзкой и пошлой", волнующегося о "добром имени" Василия Львовича, насмешки мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани.

Отвечая на расспросы "девочек" о любви, генерал рассказывает две притчи - о том, что есть "не любовь, а какая-то кислятина" (подделка, заблуждение), а одна - история из собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.)

1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3. Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича(речь, жесты). Какой приём использует автор для их изображения.

("Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека". Куприн не описывает внешность гостей, но портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту:пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы. Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". Изображая героев, автор использует приём антитезы).

1. Прочтите эпизод со слов: "В комнате пахло ладаном:". Что испытывает Вера, всматриваясь в лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова, Пушкина, Наполеона?

2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он уходит из жизни? Почему она чувствует себя виноватой?

3. Почему он "заставляет" Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть (стихотворение И. Мятлева "Розы", И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы"), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - "громадное счастье". Прощаясь с ней, он пишет: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром. Шеину он обещает, что больше не потревожит его, Вере - она отказывается его слушать - он говорит о том же.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

5. Обобщающая беседа

Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato".

На фоне музыки звучат слова в исполнении подготовленного ученика, которые слагались в уме Веры: "Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя твое".

Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою - слава тебе.

Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю - слава тебе!

:Ты ведь единственная и последняя любовь: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки":

О чем рассказала Вере музыка?

(Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка проясняет Веру самой себе. Это главный дар Желткова, который объяснил Вере её совершенство. Так быстро всё объяснить человеку могут музыка, любовь, смерть. Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь. Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.)

В чём проявился талант любви Желткова?

(В силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека).

Как соотносятся стихи А. С. Пушкина и рассказ Куприна? (Чтение подготовленными учащимися стихотворений "Я вас любил: любовь, ещё быть может:", "На холмах Грузии лежит ночная мгла:").

(В обоих произведениях: рассказе и "Я вас любил:" выражено преклонение перед любимой, самопожертвование и боль страдающего сердца. В стихотворении "На холмах Грузии" и в рассказе объясняется природа любви: ":И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может".)

Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?

(Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью).

6. Заключение

Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

Домашнее задание. Написать письмо одному из героев рассказа.

Литература

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе.- М., 2004.
  2. Куприн А. И. Повести. Рассказы. - В 2 т. Т. 1. - М., 2002.
  3. Полякова И., Крицкая Н. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды:// Литература. Приложение к журналу "Первое сентября". - 2006. -№18. с. 32-35.
  4. Пушкин А. С. Сочинения в 3 т. Т. 1. - М., 1985.

Цель урока : показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Оборудование урока : запись Второй сонаты Бетховена.

Методические приемы : комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

Рассказ «Гранатовый браслет» , написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь - это талант сродни музыкальному. (Возможно прослушивание музыкального отрывка.) В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

II. Прототипы рассказа

Учитель читает следующий отрывок из воспоминаний Л. Любимова:
«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называл себя и подчеркивал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывал по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л. Любимов. На чужбине, 1963

III. Аналитическая беседа сопоставительного характера

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
- Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
- Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
- Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шеиной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?
- Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси «Поединка», «Гранатового браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и «Чистый понедельник»). Что сближает и чем резко отличаются эти два писателя-ровесника в других компонентах творчества - обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?

IV. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»

- Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа ХХ «Но равнодушною княгиней, / Но неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности а в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым, другом их отца.)

- Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
(Куприн «собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

- Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь! - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность.)

- Каково символическое звучание этой детали?
(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

- Как развивается тема любви в рассказе?
(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

- Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

- Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
(Мертвый Желтков приобретает глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка.
Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

V. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Подумаем над словами Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».
Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по рассказу А. И. Куприна.

Темы сочинений:
1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

Дополнительный материал (работа над сочинением)

1. Этапы работы над сочинением

Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

1) обдумывание темы сочинения;
2) определение основной идеи сочинения;
3) определение жанра сочинения;
4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);
5) составление плана сочинения;
б) обдумывание вступления к основной части;
7) составление подробного плана основной части;
8) анализ заключения.

(«Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, - «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения - А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».
«Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

3. Формулировка идеи сочинения.

(«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной - это любовь, а не сумасшествие».
«Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова».
«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».
«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.
«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:
Нам говорит согласье струн в квартете,
Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».
(Эпиграф - строки из стихотворения Тютчева:
Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Оно изноет наконец».

«Мне показалось, - говорил князь, - что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек». А. И. Куприн

«Мне понравились слова Омара Хайяма:
Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая - любовь.
Но еще не любовь - соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, - любовь!
Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

5. Составление плана сочинения.

План - это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.
1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.
2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:
а) генерал Аносов о любви;
б) обретенные чувства;
в) любовь и письма Желткова;
г) бездушные люди;
д) последнее письмо;
е) соната номер два.
3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:
1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».
2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.
Основная часть состоит из пунктов.
а) глубина чувств Желткова;
б) последнее письмо Желткова;
в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.
3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6. Выбор вступления.

Вступление - первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.
Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).
2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).
3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).
4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).
5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

(1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.
«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
Какая красивая сказка... - подумал я. - А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка - Желтков и Солнце - Вера».
Я считаю, что это лирическое вступление.

2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».
Это вступление лирическое.

3. «Любовь - излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков - в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь, - гласит преданье, -
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».
Это вступление сравнительное.)
При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

7. Обдумывание вариантов заключения.

Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.
1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».
2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».
3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».



Последние материалы сайта