Деградация дворянства Можно ли быть свободным среди рабов? Изображение деградации дворянства в комедии д. и. фонвизина “недоросль” Не проявляет любви и заботы к детям, не любит ни одного из них, с мужем отношения странные, они почти чужие люди

20.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Взаимоотношения дворянства и народа, как и в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отображены в творчестве Д. И. Фонвизина и Л. Н. Толстого.

Так, проблема взаимоотношений дворянства и народа является одной из важнейших в историческом романе

Не случайно Белобородов требует вешать всех дворян. Жестокость мятежников ничуть не меньше жестокости правительственных войск. Представителям дворянского и крестьянского сословий сложно понять друг друга, у них разные идеалы и ценности.

Ещё одним произведением, в котором затрагивается тема взаимоотношений дворянства и народа, является пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль». Героиня данной комедии, госпожа Простакова,груба и жестока по отношению к своим людям. Портного Тришку она бранит, называет «воровской харей», а старая няня Еремеевна получает от неё «по пяти рублей на год да по пяти пощёчин на день». Однако, если в «Капитанской дочке» народ бунтует, восстаёт против самодержавной власти, то слуги Простаковой холопски покорны, преданны господам, в них нет протеста, ненависти к своим угнетателям.

Задумывался над проблемой взаимоотношения дворянства и народа и Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». В одном из эпизодов романа Л. Н. Толстой, как и А. С. Пушкин, описал русский бунт. Богучаровские крестьяне, поверив прокламациям французов о воле, отказываются дать лошадей княжне Марье Болконской для выезда из имения, отказываются взять господский хлеб. Однако это редкий случай такого поведения. В основном и крестьяне, и дворяне вместе противостояли французской армии. Перед Бородинским сражением все были охвачены единым патриотическим порывом: и простые солдаты, надевающие белые рубахи, и Пьер, и князь Андрей, и сам Кутузов. Это сильно отличается от происходящего в «Капитанской дочке», где народу и дворянам сложно понять друг друга, у них разные идеалы и ценности.

Таким образом, тема взаимоотношений дворянства и народа часто звучала в творчестве русских писателей. Однако в произведениях А. С. Пушкина, Д. И. Фонвизина и Л. Н. Толстого она раскрывается по-разному.

Обновлено: 2019-11-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений? В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения представителей дворянства и народа?

КГУ «Средняя школа № 42» акимата города Усть-Каменогорска

Бунь Инна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшего уровня квалификации высшей категории.

Методическая разработка урока по русской литературе в

10 классе – естественно-математического направления.

Пояснительная записка.

Появление профильных классов привело к необходимости разработки уроков к изучению курса литературы в профильных классах и методических рекомендаций к изучению творчества писателей.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Процесс социализации невозможен без языка, без изучения литературы.

Данный урок является третьим при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. На первом занятии учащиеся знакомятся с биографией писателя, сатирической направленностью в его творчестве. На данном уроке важно показать, что не только сатирическая манера изложения была у писателя, но и важные проблемы не прошли стороной его творчество.

Урок имеет важное воспитательное значение, так как воспитывает уважительное отношение к таким понятиям как «дом», «семья», «доброта», «уважение», «любовь», «взаимопонимание». Учащиеся формируют свои нравственные представления.

На урок отводится 1 час. На занятии ставиться проблема, проверяется знание текста, знания систематизируются, делаются выводы, и даётся оценка каждому образу романа. Изучая литературу на общеобразовательном уровне, необходимо сохранить фундаментальные основы курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы: личности ученика, его культурного багажа, в духовном развитии в целом. В рамках двухчасового курса литературы необходимо делать упор на текстуальное, а не на обзорное изучение произведений, включенных в обязательный минимум содержания образования ГОСО РК 2.3.4.01.-2010, формировать читательские умения, развивать культуру устной и письменной речи.

Целевая установка и задачи урока сформулированы в соответствии с моделью уроков по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: «Деградация русского дворянства и его вырождение глазами писателя» по роману М.Е.Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы».

Форма проведения: работа на уроке проходит по группам.

Цель урока: учащиеся продемонстрируют знание текста романа, определят главную идею романа и его особенности, связь с жизнью.

Задачи урока:

    Учащиеся смогут выявить особенности романа, раскрыть замысел, основные идеи, жанровое своеобразие произведения.

    У учащихся сформируется представление о ценностных ориентациях, идеалах, смысле жизни человека в семье на основе критического мышления, они будут выделять главное, составлять таблицу, ассоциативно мыслить, развивать устную и письменную речь, вести беседу, анализировать, развивая функциональную грамотность.

    Ребята будут слушать и слышать друг друга, работая в группах, классом; будут уважительно относиться к мнению других, у них обозначится отрицательное отношение к жадности и корыстолюбию, ценностное и уважительное отношение к семье.

Технологии, методы и приёмы решения поставленных задач: на уроке используется технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; для достижения поставленных задач используется стратегия трёхэтапного урока: на этапе побуждения - метод «Синквейн», на этапе реализации – метод «Концептуальная таблица», на этапе рефлексии – «Дискуссионная карта».

Оборудование, оформление: портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, книжная выставка произведений писателя, текст романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», учебник.

Материально-техническое оснащение урока: проектор, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал: схема с пятистишием «Синквейном», образец таблицы.

Межпредметные связи: с историей (период рубежа XIX -XX века).

Тип урока: комплексное применение знаний.

Определение типа и структуры урока: всё содержание урока - это практическое применение навыков анализа художественного текста, умение работать в группах.

Слайд №1

Эпизоды из жизни одной семьи.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Ход урока.

Слайд №2

Организационный этап.

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка их готовности к уроку, постановка общей цели урока, запись эпиграфа и пояснения к теме.

Проверка домашнего чтения. Актуализация знаний.

Слайд №3

Для проверки домашнего чтения даётся задание: допишите наиболее отличительные черты следующих героев. Героев распределить по группам.

Каждая группа даёт характеристику определённому герою.

Арина Петровна -…….,……….,………..,…………..

Порфирий -………,………….,………..,…………..

Степка - ……….,…………,………..,…………. и т.д.

Задание выполняется каждой группой и затем зачитывается вслух.

Слайд №4

Объяснение нового материала. Слово учителя.

В ходе этого этапа важно рассказать о замысле произведения, о том, как создавался роман и т. д.

Слайд №5

(Первоначально Салтыков-Щедрин хотел написать несколько рассказов из жизни помещичьих семей и включить их в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». Поощренный хорошими отзывами Н.А. Некрасова о главе «Семейный суд», писатель продолжил написание головлевской хроники и написал в 1880 году роман «Господа Головлевы». По мнению критиков, это одно из самых замечательных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Можно поручить подготовить такую информацию более сильному ученику.

Слайд №6

Затем уместно остановиться на тех впечатлениях, которые вынесли учащиеся после прочтения. Это своего рода личные наблюдения учащихся, и их даже не стоит корректировать, они сами сделают вывод, в конечном счёте.

Можно задать несколько вопросов на первичное восприятие текста:

    Кто из героев вам понравился?

    Кого из героев вы считаете вероломным?

    Какими красками вы описали бы всю семью, если бы рисовали их всех вместе на картинке?

    Кто их всех героев заслуживает жалости? …..

Слайд №7

    Побуждение - Применение знаний, умений – вызов - «Синквейн».

Учителю следует поставить перед учениками проблему для решения.

Задаётся вопрос:

Что для вас значит слово «семья»?

От каждой группы выступает по одному представителю, который высказывает своё мнение.

Затем предлагается составить пятистишие «Синквейн» по этому слову «Семья».

Если следовать правилу написания, то возможен следующий вариант:

    Само слово

    Определение слова

    (2 прилагательных)

    Действие слова (3 глагола)

    Фраза с этим словом из 4 слов.

    Слово-синоним, ассоциация.

Слайд №8

Семья

Счастливая, многодетная

Любит, помогает, оберегает

Опора в жизни человека

Дом!

После такой работы перед учащимися получается определение слова «семья», они уже могут выделить главные свойства этого понятия.

Слайд №9

    Реализация – Осмысление - «Концептуальная таблица».

Анализ текста произведения.

Предлагается таблица для работы.

Каждой группе даётся задание по определённому образу:

    найти в тексте описание героя,

    внести данные в таблицу, рассказать всё о жизни героя,

    использовать цитаты.

Каждая группа во время выступления задаёт вопросы.

Эта таблица чертится на доске и заполняется каждой группой во время ответа.

Получается общая картина семьи и характеристика каждого члена этой семьи в отдельности.

Герои

Черты характера

Судьба в конце романа

Арина Петровна

Владимир Михайлович

Стёпка-балбес

Пашка - тихоня

Анна

Порфирий (Иудушка)

Слайд №10

После выступления каждой группы таблица становится заполненной.

Слайд №11

Герои

Черты характера

Отношения с детьми, родителями

Судьба в конце жизни

Арина Петровна

Женщина лет 60, но ещё бодрая и привыкла жить на всей своей воле. Держит себя грозно, единолично и бесконтрольно управляет имением, живёт уединённо, скупо.

Характер самостоятельный и непреклонный, строптивый.

Жестокая крепостница, ловкая, хищница, жадная, мелочная.

Не проявляет любви и заботы к детям, не любит ни одного из них, с мужем отношения странные, они почти чужие люди.

«Эта старуха заест его, заест не мучительством, а забвением. Не с кем молвить слова, некуда бежать – везде она, властная, цепенящая, презирающая», «цепенеет в апатии власти» .

В конце жизни приходит к краху. Из «бесконтрольной обладательницы головлёвских имений» превратилась в скромную приживалку в доме сына.

Умерла, забытая своим сыном, на которого полагалась больше всего

Владимир Михайлович

Шут, пьяница, очень мечтательный, ненавидит жену, совсем непрактичный

К детям равнодушен, благосклонен лишь к Степану

Запивается и умирает, забытый всеми

Стёпка-«балбес»

Мальчик - умный, впечатлительный, податливый, нелюбимый.

Юноша - способный, образованный (университет, диплом), работать не хочет, приживал и попрошайка у богатых, дом прокутил.

Сорокалетний мужчина – длинный, худой, немытый, лицо распухшее, борода растрёпанная, простуженный.

В доме матери – полуголодный, слабохарактерный, безвольный, рабски покорный, труд не любит, может веселить всех. Отсутствие веры, душевных сил.

Матери боялся, от отца перенял кривляния и шутовство, с братьями не общался

Запился и умер, забытый даже собственной матерью

Пашка – «тихоня»

Мальчик – нет склонности к учению, к играм, к общительности, жил особняком, мечтал.

Юноша – апатичная и загадочно угрюмая личность, никому добра не сделал, охотно тратил деньги, никого не обидел был честен.

Мужчина – писал матери редко и кратко.

В доме матери – полуголодный, слабохарактерный, безвольный, рабски покорный, труд не любит, может веселить всех. Отсутствие веры,

Слабохарактерный, забитый, униженный, не совершает никаких поступков.

Мать его только ругала, а отец его не замечал, с братьями он не общался.

Возненавидел общество людей. Лежал совсем один.

Спился и умер в пустоте и одиночестве.

Анна

Решительнее братьев, но непрактичная, слабохарактерная.

Мать видела в ней помощницу, но Анна убежала с офицером.

Умерла после ухода мужа и оставила сиротами двух своих дочерей.

Порфирий

Петрович

(Иудушка)

Детство – любил приласкаться к маменьке, понаушничать, не сводит глаз с неё.

Двуличный человек, очень хитрый, льстивый, выбирает любые средства для достижения цели, подхалим, очень угодливый. Около 30 лет прослужил Порфирий Головлев чиновником в одном из департаментов столицы. Постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях, использовать их в своих корыстных целях.

Мать хотя и не доверяла ему, но он оказался самым практичным и сумел «выжить» даже собственную мать

Жизнь приводит его к запою, на пороге смерти он начинает понимать бессмысленность жизни, познаёт душевные муки, идёт к дальнему погосту, на могилу матери.

Запился и умер на улице (замёрз)

Вывод: Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых, вырождением семьи.

Слайд №12

Композиция романа помогает понять его идейное содержание.

«Семейный суд» - умирает Степан Владимирович,

«По-родственному» - умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович,

«Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева,

«Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петр, последний сын Порфирия,

«Расчет» - умирает Пофирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька.

- Что погубило семью Головлёвых?

Слайд №13

    Рефлексия- Обобщение и систематизация – «Дискуссионная карта».

Необходимо подвести учащихся к выводу: что сгубило семью и какие черты характера сгубили доверие и доброту.

Для этого предлагается сделать вывод в виде дискуссионной карты.

Учащиеся сначала индивидуально, затем в группах называют по 3 черты, которые свойственны и несвойственны для семьи.

(Учитель записывает на интерактивной доске).

Слайд №14

Слайд №15

Итог урока:

В результате учащиеся сами могут сделать вывод, опираясь на пятистишие и эту дискуссионную карту. Следует только отметить, что Салтыков-Щедрин выносит приговор слепой жажде стяжательства, расчёту, лицемерию, которые отравляют жизнь человека и целой семьи. Эти люди не ценят семьи, поэтому она распадается. Тема распада «дворянского гнезда», ее морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлевы. В их судьбе раскрывается главная мысль романа.

В чем причина вымирания Головлевых?

(Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, пьянство, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность).

2.Выставление оценок, отмечаются наиболее отличившиеся учащиеся за урок.

Слайд №16

Домашнее задание:

    Предлагается написать эссе-рассуждение о том, какой должна быть семья, и что погубило семью Головлёвых. Тему можно сформулировать самостоятельно;

    Подготовить устно биографический рассказ от лица одного из героев (по выбору учащихся).

Список использованной литературы:

    Колесников А. А. Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1999. С. 128.

    Николаев Д.П. М.Е. Салтыков – Щедрин: Жизнь и творчество. М.,1985.

    Павлова И. Б. Тема семьи и рода у Салтыкова-Щедрина в литературном контексте эпохи. М., 1999.

    Прозоров В.В. Салтыков – Щедрин Книга для учителя М., 1988.

    Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. - М.: Олимп; АСТ, 1999.

    Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 классов общеобразовательной школы естественно-математического напрвления / В. В. Савельева, Г. Г. Лукпанова, Г. М. Мичник, И. Р. Махракова, Н. М. Могилевская, Е. М. Лулудова, В. П. Проходова, Т. И. Сидихменова, Л. Ф. Туниянц. – Алматы: Жазушы, 2010. – 352 с.

    Русская классическая литература и современность: Хрестоматия. для 10 класса общеобразовательной школы / В. В. Савельева, Г. Г. Лукпанова, Г. М. Мичник, Л. Ф. Туниянц., Н. М. Могилевская, И. Р. Махракова, Е. М. Лулудова. – Алматы: Жазушы, 2010. – 320 с.

    Свительский В.А. Особенности авторской оценки и жанровая структура романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Русская литература 1870-1890-х годов. - Свердловск, 1981.

    Скабичевский М. Г. Щедрин как современный гениальный писатель: «Благонамеренные речи». Тип Иудушки // Критика 70-х гг. XIX века / Сост., вступит.ст., преамбул и примеч. С. Ф. Дмитренко.- М., ООО «Издательство "Олимп"»: ООО «Издательство АСТ"», 2002. (Библиотека русской критики).

    Телегин С.М. «Не так страшен черт, как его малютки»: [анализ романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»] // Рус.словесность. - М., 1997. - № 5.

    Успехи и вызовы сегодняшнего дня RWCT ./ Под ред. С. Мирсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. – Алматы, 2005.

    Философия и методы RWCT в действии. /Под ред. С. Мирсеитовой и А. Иргебаевой. Казахстанская Ассоциация по Чтению. – Алматы, 2004.

    Хализев В.А. Салтыков-Щедрин в русской литературе. М., 1999.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Нравственная деградация дворянства в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

2 слайд

Описание слайда:

М.Е. Салтыков – Щедрин в романе «Господа Головлёвы» ведёт речь о гибели человека в атмосфере бездуховности, утробного существования, о смысле и цели жизни, о мере ответственности человека за свою судьбу, неизбежной духовной гибели тех, кто подчиняется внешним обстоятельствам, о необходимости им сопротивляться.

3 слайд

Описание слайда:

Ещё в самом начале 60-х годов М.Е. Салтыков –Щедрин заговорил о скорой гибели «Ветхого человека», т.е помещичьего класса. Он попытался отыскать такие проявления человеческой деградации, которые сокрыты от поверхностного взгляда, от явных признаков вырождения.

4 слайд

Описание слайда:

Писатель исследует процесс разложения и распада дворянской семьи, обнажает его скрытые пружины. Гибель головлёвского рода происходит совсем не потому, что отмена крепостного права подточила его экономические устои. Причина трагедии залегла глубоко и разобраться в ней трудно.

5 слайд

Описание слайда:

Каждая из глав романа снабжена ёмким «говорящим» заглавием. Названия первых пяти глав прямо и непосредственно соотнесены с темой семьи, семейных отношений («Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости»). Каждое из этих пяти заглавий как будто бы намекающее на существование семейных уз, на самом деле содержит скрытый иронический намёк на необратимый их распад: остаются одни слова, не наполненные смыслом.

6 слайд

Описание слайда:

Степан Головлёв. Степан Владимирович, старший нелюбимый сын, с детства гонимый и унижаемый матерью: «он очень рано попал в число "постылых" и с детских лет играл в доме роль не то парии, не то шута». В студенческие годы – приживала и шут у богатых друзей. После окончания университета демонстрирует полную неспособность к труду. «Протекции у него не было, охоты пробить дорогу личным трудом - никакой. Праздная мысль молодого человека до того отвыкла сосредоточиваться, что даже бюрократические испытания, вроде докладных записок и экстрактов из дел, оказывались для нее непосильными». Московский дом, пожалованный матерью быстро проживается, служба в ополчении не даёт никаких результатов. Степан вынужден вернуться в Головлёво. Вернуться для того, чтобы умереть.

7 слайд

Описание слайда:

«Наконец он дошел до погоста, и тут бодрость окончательно оставила его. Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно, словно в ней не происходило ничего особенного; но на него ее вид произвел действие медузиной головы. Там чудился ему гроб. Гроб! гроб! гроб! - повторял он бессознательно про себя».

8 слайд

Описание слайда:

Павел Головлёв Павел Владимирович - «человек, лишённый поступков». Служил, вернее числился до определённого времени в армии, затем вышел в отставку, чтобы без помехи предаваться запою и медленно умирать. Воспитание и среда, в которой вырос герой, крайне обезличили его. Уже с самого детства Павел жил нереальной жизнью. «Шли годы, из Павла Владимировича постепенно образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой в конечном результате получается человек, лишённый поступков». Павел в итоге тонет в нереальности, а именно спивается.

9 слайд

Описание слайда:

«Арина Петровна сделала ужасное открытие: Павел Владимирыч пил. Страсть эта въелась в него крадучись, благодаря деревенскому одиночеству, и, наконец, получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу».

10 слайд

Описание слайда:

Арина Петровна Арина Петровна – глава Головлёвского дома, в начале романа «женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно: единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением». Крепостничество выработало в ней деспотическую натуру, привыкшую повелевать слабыми. Арина Петровна отравила жизнь мужа, свела его на положение шута и приживала, искалечила жизнь «постылым» детям, развратила детей -любимчиков. Она приумножила богатства мужа, но тем самым она ещё сильнее углубила и ускорила кризис, назревавший в Головлёве.

11 слайд

Описание слайда:

Долголетняя практика обезличивания слабых не научила Арину Петровну борьбе с подлинными трудностями. Отмена крепостного права подрывает её внутренние силы, внутренне ощущая лицемерие Иудушки, она, тем не менее, попадает в его сети и в итоге становится приживалкой в доме нелюбимого сына Павла, она подводит невесёлые итоги: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у неё с языка – и вдруг выходит, что семьи-то именно у неё нет!»

12 слайд

Описание слайда:

Глава «Семейные итоги» значительно углубляет образ Арины Петровны, удары судьбы «осветили в её умственном кругозоре некоторые уголки, которые мысль её, по-видимому, никогда дотоле не заглядывала», она смогла понять человеческие потребности внучек, рвущихся прочь из Погорелки. И когда Иудушка толкнул в пропасть своего второго сыны, она видит и осуждает в нём собственную былую жестокость. Душевный поров, нравственное прозрение заставляют её решиться на страшный шаг –проклясть родного сына, но это уже ничего не может изменить. Вскоре она умирает, «опутанная со всех сторон праздностью, пустословием и пустоутробием».

13 слайд

Описание слайда:

Аннинька и Любинька Аннинька и Любинька - племянницы Иудушки Головлёва, в детстве жаждавшие привета, тепла, любви, получали вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушку. Неприступная крепость семьи, так энергично и властно воздвигаемая Ариной Петровной, не дала «ни одного нравственного устоя, за который можно было бы удержаться». Гибель их в самостоятельной жизни оказалась неизбежной. Вылетев из родного гнезда, они оказались неспособны ни на что, кроме постылого и развратного существования, вместо настоящей жизни они попадают в «помойную яму».

СЕМИНАР ПО РОМАНУ А.И. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (1859)

1. История создания романа.

2. Смысл названия романа.

1. К какому типу названия романа относится «Обломов»?

1. связано с основным конфликтом или сюжетом.

2. название, в котором персонифицируется авторская идея.

3. формулирует основную идею.

2. Объясните значение слова «облом».

4. Отражается ли в характере героя черты русского богатыря?

5. Почему у героя совпадает имя и отчество?

3. Викторина «Проверь себя».

1. Имя жены Захара.

2. Символ беспечности, лени, предмет одежды Обломова.

3. Отчество Ольги Ильинской.

4. Яркая портретная деталь Захара.

5. Сколько рублей платил Обломов за квартиру Пшеницыной?

6. Символ любви Обломова и Ольги.

7. Страна, в которой побывал Штольц.

8. Герой, бравший вещи в качестве подарка у Обломова.

9. Герой, которому Гончаров дает несколько фамилий.

4. «Халатная тема» в русской литературе.

1. Какую роль играют образы сна, лени, халата в русской литературе?

2. Перечитайте стихотворения П.Вяземского и А. Пушкина.

А.С. Пушкин «Сон» П. Вяземский «Прощание с халатом»

Приди, о лень! приди в мою пустыню. Жизнь наша в старости - изношенный халат:

Тебя зовут прохлада и покой, И совестно носить его и жаль оставить.

В одной тебе я зрю свою богиню, Мы с ним давно сжились, давно, как с братом,

Готово все для гостьи молодой. Нельзя нас починить и заново исправить.

Все тихо здесь: докучий шум укрылся

За мой порог, на светлое окно Как мы состарились, состарился и он,

Прозрачное спустилось полотно, В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже.

И в темный ниш, где сумрак воцарился, Чернилами он весь расписан, окроплен,

Чуть крадется неверный свет дневной. Но эти пятна нам узоров всех дороже.

Вот мой диван, приди ж в обитель мира,

Царицей будь, я пленник ныне твой. В них отпрыски пера, которому во дни

Учи меня, води моей рукой. Мы светлой радости иль облачной печали

Все, все твое: вот краски, кисть и лира. Свои все помысли, все таинства свои

*** Всю исповедь, всю боль свою передавали.

Стократ блажен, кто может сном забыться

Вдали столиц, карет петухов! Но жизни также есть минувшего следы:

Но сладостью веселой ночи снов Записаны на ней и жалобы, и пени.

Не думайте вы даром насладиться И на неё легла тень скорби и беды,

Средь мирных сел, без всякого труда. Но прелесть грустная таится в этой тени.

Что ж надобно? - Движенье, господи!

Похвальна лень, но есть всему пределы… В ней есть предания, в ней отзыв наш родной.

*** Сердечной памятью еще живет в утрате.

Я не герой, по лаврам не тоскую. И утро свежее, и полдня блеск и зной

Спокойствием и негой не торгую, Припоминаем мы и при дневном закате.

Не чудится мне ночью грозный бой,

Я не богач - и лаем пес привратный Еще люблю подчас жизнь старую свою

Не возмущал мечты моей понятной С её ущербами и грустным поворотом.

Я не злодей, с волненьем и тоской И как боец, свой плащ, простреленный в бою,

Не зрю во сне кровавых привидений, Я холю свой халат с любовью и почетом.

Убийственных детей предрассуждений,

И в поздний час ужасный бледный страх

Не хмурится угрюмо в головах.

Почему поэты обращались к этой теме?

Что общего и различного в разработке «халатной» темы у Вяземского и Пушкина?

3. Какая художественная деталь служит для символического выражения духовного мира Обломова?

4. Найдите описание халата Обломова. (1-1)

5. «Досье» Обломова.

1. Соберите «досье» на Обломова, составив таблицу.

Примеры из текста

1. Портрет (1-1)

2. Сфера интересов (1-2,6)

3. История героя (1-5,6)

4. Я - концепция героя (2- 5,6,8)

5. Судьба героя (1- 5, 4 - 9,10)

6. Герои в оценке Обломова (1-2.3)

2. Составьте режим дня Обломова (1-1).

4. Зачем вводится образ Захара?

1. чтобы поставить проблему народа; 2. показать схожесть барина и слуги 3. для обличения крепостного права

6. Какова основная проблема романа?

1. проблема народа 2. проблема личности 3. проблема деградации русского дворянства

7. К какой разновидности романа относится произведение?

1. политический роман 2. любовный 3. социально-психологический

8. Какие черты жанра романа присутствуют?

1. объем 2. история развития характера героя 3. история личности и общества

9. «Отчего я такой?»

Запишите высказывания критиков о «Сне Обломова».

А.В. Дружинин: «Это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена. Он не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых сирен связал его с сердцем каждого читателя».

Ю.Н. Говоруха-Отрок: «Во всем романе нет ничего более безжизненного, более отталкивающего, чем этот эпизод. Гончаров рисует с какой-то страшной сухостью это мертвое царство. «Обломовцы» напоминают каких-то затхлых и заплесневелых мух, а не людей».

Какая из точек зрения вам ближе почему?

Перечитайте эпизод из второй части романа «Обломов» (спор Обломова и Штольца, глава 4, со слов «Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…» до слов «…какая-то обломовщина, - сказал он наконец».

Раскройте идейный смысл и художественное своеобразие эпизода, его роль в романе (спор героев, их жизненные позиции, сильные и слабые стороны характеров, особенности речевой характеристики, отношение автора к изображенному).

Перечитайте эпизод из второй части романа «Обломов» (последнее объяснение Обломова и Ольги, глава 11) с начала главы и до слов «Ольга побледнела и не слыхала заключения его фразы»).

Раскройте идейный смысл и художественное своеобразие эпизода, его роль в романе (особенности психологической характеристики, причины разрыва героев, драматизм изображенного).

"Бывшие люди" Дугласа Смита определенно стала для меня книгой года. И конечно я рекомендую ее всем, кто интересуется русской историей. Да, автор пишет о тех, чьи имена давно мне знакомы, да, я давно еще прочла "Окна на Неву" П.Граббе, "Записки уцелевшего" С. Голицына, мемуары Аксаковой-Сиверс и многих других. Дело не в новых фактах (хотя и они мне в этой книге тоже попадались). Главное в том, что Дуглас Смит наконец высказал несколько тезисов, которые давно уже есть в подсознании порядочных русских людей, но почему-то мало кто это озвучивает...

Александр Сабуров с женой Анной и детьми Борисом и Ксенией

"Уничтожение дворянства было трагедией России. Почти за тысячу лет дворянство, которое здесь называют "белой костью", породило поколения доблестных воинов и государственных мужей, писателей, художников и мыслителей, исследователей и ученых... Дворянство играло господствующую роль в политической, социальной и художественной жизни, несоизмеримую с его удельным весом. Конец дворянства в России отмечает конец долгой и славной традиции, в рамках которой создано многое из того, что мы считаем квинтэссенцией русской культуры: от величественных дворцов Петербурга до окружающих Москву усадеб, от поэзии Пушкина до романов Толстого и музыки Рахманинова".

Игра в теннис, Меньшово, 23 Августа 1909 года. Слева направо: Владимир Трубецкой, Николай Трубецкой, Мария Трубецкая (в замужестве Хрептович-Бутенева), Эли Голицына (будущая жена Николая), Николай Трубецкой, Валериан Ершов (сосед по имению).

Ведь все так и есть. Русская культура, какой мы ее любим и ценим была воспитана и выращена именно в аристократической среде. На смену русской аристократии пришли глупые, ограниченные оккупанты-парвеню, напрочь лишенные вкуса и чувства стиля. Результаты 100 лет большевизма и правления потомственного быдла мы все еще очень долго будем ощущать.

Немного о том, как приходили к власти заклеймленные проклятьем "строители будущего":

"26 марта «Новое время» опубликовало письмо князя Евгения Трубецкого из Калуги: «Деревня существует без суда, без управления, милостью Николая Угодника. Говорят, что мы спасемся глубокими снегами да распутицей. Но долго ли это продержится? Скоро злые элементы поймут, какие выгоды можно извлечь из беспорядка».

17 марта газета «День» сообщила, что недалеко от Бежецка крестьяне заперли местного помещика и сожгли его в усадебном доме. Сообщения о погромах и беспорядках стали поступать из губерний одно за другим. 3 мая «Новое время» напечатало рассказ о мятеже, охватившем город Мценск Орловской губернии. В течение трех дней около пяти тысяч солдат и крестьян устраивали пьяные дебоши и сожгли несколько близлежащих усадеб. Буйство началось, когда группа солдат, искавшая оружие в поместье Шереметевых, нашла огромный винный погреб. Напившись, они разгромили барский дом, а когда слухи о происходящем распространились, к ним присоединились крестьяне и солдаты гарнизона. Войска и даже некоторые офицеры, присланные для прекращения беспорядков, примкнули к погромщикам. Городские обыватели не решались вечером выходить из дому, поскольку на улицах орали, пели и пьянствовали толпы людей, вооруженных винтовками и ножами.

«Бывшие люди» убирают снег и лед с тротуаров Петрограда под присмотром представителя советской власти

«Еще летом 17 года… - писал позднее Иван Бунин, - сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода ». Черниговский крестьянин Антон Казаков утверждал, что свобода означает право «делать что хочешь». В июне помещик, живший близ деревни Буерак в Саратовской губернии, был застрелен в своей усадьбе, а его слуги задушены. Все вещи из дома были украдены. Через месяц восьмидесятилетний сын Ивана Киреевского, основателя славянофильства, был убит вместе с женой в своем имении группой дезертиров, собиравшихся завладеть его коллекцией книг и древностей. В Каменке, имении графини Эдиты Сологуб, взбунтовавшиеся солдаты растащили библиотеку на самокрутки .

Весной и летом провинция была полна «гастролеров», приезжих агитаторов-дезертиров. Даже советские историки признают их решающую роль в науськивании крестьян к нападению на помещиков.

В усадьбе Веселая «перемены были трудноуловимы, их было сложно описать, но они несомненно мрачно надвигались, - вспоминала Мария Кащенко. - Два старых кучера, целуя нам руки с обычной искренней почтительностью, испытывали неловкость и оглядывались по сторонам, как если бы опасались, что кто-то их увидит. В доме начали пропадать вещи - шарф, блузка, флакон одеколона; слуги стали перешептываться кучками и замолкали, когда кто-нибудь из нас приближался».

Алексей Татищев рассказывал, как в фамильное имение Ташан в Полтавской губернии пришла депутация крестьян поговорить с его теткой. Крестьяне ждали на открытой мраморной террасе, презрительно сплевывая на нее. А одна крестьянка, когда ее попросили не запускать коров в сад, взошла на террасу, задрала юбку и испражнилась прямо перед теткой Татищева, после чего велела хозяйке самой пасти своих коров."

И все эти "заклеймленные" вот уже 100 лет упорно доказывают, что они умеют только разрушать, построить им ничего не удалось, за что ни возьмутся - выходит или фарс или трагедия.

"Многое было уничтожено дворцы и усадьбы разработаны и сожжены, целые библиотеки пущены на самокрутки, картины разрезаны, статуи снесены и разбиты на куски, могилы разорены, церкви лишены святых реликвий, - и «бывшие люди» видели своё предназначение в том, чтобы по мере сил сохранять русское культурное наследие."

И в этом новом жутком мире бывшие люди пытались выжить вопреки всем обстоятельствам.

Мир, который мы знали, умер, завтра не существовало, было только сегодня. Будущее было туманно, а настоящее представляло собой хаос. <…> Многие бежали из страны. Другие, самые храбрые, приняли суровый вызов поверженной родины. Наши кошельки были пусты, в печах не было дров, не лучше обстояло дело и с нашими желудками, но мы выживали и боролись.- писала Галина фон Мекк

Это история всего нескольких дворянских семей: Шереметевых, Трубецких и Голицыных, а так же родственных им Сабуровых, Гудовичей, Осоргиных, Оболенских, Аксаковых-Сиверс. Это история о тех, кто прошел все круги ада только за то, что родился в дворянской семье. История о тех, кто смог остаться аристократом даже в тюрьмах, ссылках и лагерях, кто так и оставался до последнего вздоха белой костью в стране советских обезьян.



Последние материалы сайта