Библейские аллюзии в романе преступление и наказание. Библейские мотивы в романе “Преступление и наказание”. Сочинения по темам

27.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого бога и сына его Иисуса Христа была общепринятой русской религией с достопамятных времен. Не избежал этой участи и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Религия в романе представлена автором как возможность, предоставленная главному герою, для того чтобы вырваться из морально-этических бездн раскаяния. Главную мысль романа можно выразить так: человек должен быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением «истинной веры». Это чисто христианская точка зрения, поэтому произведение можно охарактеризовать как «роман-проповедь».
Грех и добродетель, гордыня и раскаяние четко противопоставлены друг другу в романе Достоевского. Особенно ярко выражен в произведении образ добровольного мученика. Не случайно автором вводятся в текст такие персонажи, как Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Миколка. Эти герои олицетворяют собой чистоту и сострадание к окружающим.
Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, кроме того, она помогает Раскольникову раскаяться и подталкивает его к признанию с помощью чтения Библии и увещеваний. Мне кажется, что сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Эпизод чтения Евангелия в романе психологически наиболее напряженный и интересный. Старания героини увенчались успехом. Апофеозом совместных бесед стали слова Раскольникова: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Образ Сони сравним с образом Марии Магдалены, небезызвестной библейской блудницы.
Дуня, сестра главного героя, жертвует собой ради брата и семьи, давая согласие выйти замуж за Лужина, чтобы Раскольников перестал жить в нищете. Образ Дуни ассоциируется с Иисусом Христом, принявшим свою участь во искупление грехов наших и просто из человеколюбия.
Миколка тоже пытается «пострадать за других», взяв на себя вину; его можно назвать двойником Дуни, но сравнивать его с сыном божьим нельзя, потому как он шел на бессмысленную жертву, возможно помешавшую бы Раскольникову раскаяться и признаться, и его благой душевный порыв обратился бы во зло.
Интересным для понимания позиции Достоевского является образ Свидригайлова, который можно сопоставить с образом Иуды. Марфа Петровна выкупает Свидригайлова из тюрьмы и дает ему безбедную жизнь, а он предает жену, отдавшую ему расписку, становится причиной ее смерти. Позже к нему приходит раскаяние, как и к Иуде, и он совершает грех самоубийства. Этот поступок можно сопоставить с самоповешеньем Иуды на осине. Свидригайлов уже при жизни имеет собственное представление о загробном мире. Его ад предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами».
В романе очень сильна связь с религией. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, – это цифры три и семь. Достоевский неоднократно использует эти символы: так, Раскольников три раза звонит в колокольчик у двери и столько же раз бьет старуху по голове; происходят всего три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь тоже несет определенную смысловую нагрузку: Свидригайлов прожил с Марфой Петровной семь лет; Раскольников узнает, что именно в седьмом часу не будет дома Лизаветы, следовательно, совершает преступление «в седьмом часу»; в эпилоге герою остается отбыть семь лет каторги. Таким образом, Достоевский хочет показать, что у каждого героя свой путь к Богу и, что бы ни происходило, герой этот путь пройдет.
Сам Родион Раскольников олицетворяет образ раскаявшегося грешника. Убив старуху, герой начинает испытывать душевные терзания, несовместимые с его тонкой, интеллигентной душевной организацией. Раскольникову было изначально предопределено наказание, но не за убийство старухи и Лизаветы, а за его греховную теорию, заключавшуюся в делении людей на два сорта, низшего – «тварей дрожащих» – и высшего – «Наполеонов», что абсолютно противоречит канонам христианства, ведь в этой религии все люди равны.
Также в романе присутствуют такие религиозные образы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и в этом заключается своеобразное наказание героя, как бы постоянное напоминание о содеянном. Кроме того, Соня надевает Раскольникову на шею свой крест, а сама берет Лизаветин, и понятие «крест» приобретает переносное значение: они оба несут общий крест страдания и раскаяния, за которыми последуют духовное очищение, возрождение к жизни.
Итак, можно сделать вывод, что замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что герои проходят путь страдания, для того чтобы прийти к истине, и именно библейские мотивы и образы помогают читателю понять смысл произведения.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). (По произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова) - -

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

    проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

    показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

    • в развенчании теории Раскольникова;

      в понимании образов героев;

    развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

    формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

    создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

    воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Оборудование:

    Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

    «Христос в простыне» И.Н. Крамского;

    Картина И. Глазунова «На складе»;

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    Библия;

    Слайд – шоу;

    Эйдос – конспект;

    Кейс – конспект;

    Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок – исследование.

Метод: частично – поисковый.

Эпиграф:

«Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная».

Н.С. Лесков

Ход урока.

Учитель:

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского – какой – то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но!.. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

    портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

    «Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении – спасти человечество от греха и смерти.

Учитель:

Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

Ученик:

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель – спасти человечество.

Учитель:

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса – топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть – взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

    самостоятельная работа с критической литературой;

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия;

    результат).

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение , мнение автора, точка зрения Библии (т.к. в Библии истина) и УК Украины .

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

    Можно ли оправдать чье-либо убийство:

    1. да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

    координатора (организатора работы);

    секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

    ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше .

Учитель дает общее задание учащимся:

    В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

    • кто это?

      как вы определили?

      на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

    Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

    В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» - критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов – 10 баллов, у кого меньше – 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Учитель:

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?

    (На экране слайд «Убийство Авеля»)

Работает 1-я группа.

Содержание «кейса»:

    1. Зачитайте стихи из Библии.

      Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок – убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова – это путь к духовному возрождению – через покаяние).

4. О наказании Каина – несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова – 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» - справа от изображения Иисуса Христа и Библии – 1-я параллель).


    Учитель:

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Работает 2-я группа.

    1. Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).

    Учитель:

Слайд Мария Магдалина - грешница.

Работает 3-я группа.

Содержание кейса:

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

(«пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.


    Работает 4-ая группа

Слайд «Воскрешение Лазаря».

Содержание кейса:

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) – воскресение и жизнь . Кто проявляет в меня веру , даже если и умрет, оживет »).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

    Ценить жизнь, свою и чужую.

    В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

    Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос - конспект, составленный на доске по материалам урока.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного – не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.

Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творче­стве использовал Библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман “Преступление и наказание”. Так, путь, который проходит главный герой произведения. обращает нас к образу первого на земле убийцы – Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником.

С образом Раскольникова связан также мотив смерти и воскресения. В тексте романа Соня совершившему преступление герою читает евангельскую притчу об умершем Лазаре, которого воскресил Иисус. Параллели между Раскольниковым

И библейским Лазарем отмечали многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, ведь мотив смерти и воскресения нашел свое отражение непосредственно в тексте произведения. Например, после совершения преступления главный герой становится своеобразным духовным мертвецом, лицо его мертвенно-бледное, он замыкается в себе, ему “все надоели смертельно”, Разумихину он говорит о том, что “очень был бы рад умереть”, он не может общаться с людьми, а квартира его похожа на гроб. И если к воскресению Лазаря причастны его сестры, Марфа и Мария, которые приводят к брату Иисуса, то возрождению Раскольникова способствует Соня Мармеладова. Это она вселяет в его омертвевшее сердце любовь, что и приводит к его духовному воскресению.

Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творче­стве использовал Библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман “Преступление и наказание”. Так, путь, который проходит главный герой произведения, обращает нас к образу первого на земле убийцы – Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником.

С образом Раскольникова связан также мотив смерти и воскресения. В тексте романа Соня совершившему преступление герою читает евангельскую притчу об умершем Лазаре, которого воскресил Иисус. Параллели между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, ведь мотив смерти и воскресения нашел свое отражение непосредственно в тексте произведения. Например, после совершения преступления главный герой становится своеобразным духовным мертвецом, лицо его мертвенно-бледное, он замыкается в себе, ему “все надоели смертельно”, Разумихину он говорит о том, что “очень был бы рад умереть”, он не может общаться с людьми, а квартира его похожа на гроб. И если к воскресению Лазаря причастны его сестры, Марфа и Мария, которые приводят к брату Иисуса, то возрождению Раскольникова способствует Соня Мармеладова. Это она вселяет в его омертвевшее сердце любовь, что и приводит к его духовному воскресению.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Библия – книга, известная всему человечеству. Ве­лико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей,...
  2. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  3. Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе “Преступление и наказание”...
  4. Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые...
  5. Ф. М Достоевского называют великим писателем – гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой...
  6. Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” не только фон, на котором развертываются драматические события, но это художественный...
  7. Для понимания содержания романа “Преступление и наказание” важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе...

В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.

Много примеров этого мы можем найти в произведениях русской литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» этому аспекту придается огромное значение.

Не случайно о религии, пути к Богу, отношении к христианским заповедям рассуждают главные герои романа, но чувства и мысли автора выражает только Соня Мармеладова. С мой точки зрения, эпизод, в котором Родион Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие, является центральным в произведении Достоевского.

Вчитываясь в один и тот же фрагмент о воскрешении Лазаря, герои по-разному его воспринимают, а ведь мы, читатели, помним, что Ф.М. Достоевский противопоставляет

Соню и Раскольникова, их убеждения и переживания.

Для Сони в вере в Бога заключается смысл ее жизни. Страдания. Терпение, любовь – все познается героиней через Веру, глубокую и страстную, в которой она находит спасение и утешение, исцеление души. При чтении Евангелия в голосе Сони звучали радость, восторг, «она вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». Эмоциональное состояние героини писатель умело передает через деталь портрета: глаза Сони расширялись и темнели. Таким образом, автор хотел показать, насколько сильна и искренна ее Вера.

Именно ее, такую хрупкую и наивную девушку, Достоевский призывает спасти Раскольникова. Соне мечталось, что он уверует в Бога, и тем самым произойдет его чудесное духовное исцеление.

Однако Раскольников настроен скептически и отрицает существование Бога. Заключительные слова легенды о Лазаре: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовавший в него», – герой понимает как призыв к людям уверовать в него самого, в его теорию, как иудеи уверовали в Мессию.

Раскольников призывает Соню отречься от ее Веры и пойти с ним по его пути. Помочь в осуществлении целей. Она, по его мнению, должна оставить Христа, убедиться в правоте Раскольникова, поверить ему и попытаться вместе с ним искоренить страдания человеческие. Герой делает Соню своей соучастницей, напоминая, что она тоже, пусть жертвуя ради своей семьи, загубила собственную жизнь и совершила преступление: «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…»

Яростно сопротивляясь убеждениям Сони, Раскольников формулирует свое кредо, кредо маленького наполеона, который хочет безгранично владеть миром, осуществить «Царство Бождие» на земле исключительно по собственной воле: «Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!…»

Страдание Раскольникова, как он сам считает, – это великое страдание, а не то, которое проповедует Соня и благославляет христианство. Раскольников не понимает Соню, но, прикоснувшись к ее Вере, находит в себе силы следовать убеждениям этой удивительной девушки. Она, как светлый лучик, преображает главного героя, всеми силам своей Веры и любви помогает нравственному воскрешению Раскольникова.

Такова основная мысль автора. Не случайно в этом эпизоде Достоевский приводит краткие выдержки из Евангелия. Композиционно это очень важно соответствует авторскому замыслу: Лазарь умирает от болезни и воскресает, благодаря Чуду, которое совершил Иисус. Также и Раскольников одержим своей болезненной идеей, подтолкнувшей его к преступлению, и автор верит в духовное воскрешение своего героя с помощью Сони. Эта героиня несет свет христианской правды как высшей Правды человеческой, в ее уста писатель вложил свои мысли об истинной Вере, слове Божием.

Соня спасает Раскольникова и до конца остается верна Богу. Раскольников открывает Евангелие, ведь эта Книга рядом с ним даже на каторге. Он признает убеждения Сони, но его признание в совершенном преступлении – это признание в собственной слабости и несостоятельности. Герой не дает себе пощады за то, что не устоял и сломался, не смог «проверить» себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Сама же идея Раскольникова остается незыблема и непоколебима.

Герои верны своим убеждениям, хотя вера их очень разная. Но Бог един для всех, и он наставит на истинный путь каждого, кто ощущает Его близость. По мысли автора романа, каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает жизнь и свое место в ней. Поэтому, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский пишет, что «… начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Итак, воскрешение человека – это великое дарование Богом новой жизни, но дается оно не каждому. Только те люди, которые способны на настоящий, великий нравственный подвиг, получают прощение и надежду на лучшую новую жизнь.

Разделы: Литература

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”



Последние материалы сайта