Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
1)Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
2) Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
3) Почему история Бэлы, произошедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора?
4) Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
5) Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
6) Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.
7) Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
8) Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
9) Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
1) Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
2) Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
3) Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
4) Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?
6) Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?
«Журнал Печорина».
Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
1) Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
2) Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?
3) Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
4) Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
5) Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
6) Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?
7) Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
8) Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
1)Зачем Печорин добивался любви Мери?
2) Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
3) Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми?
4) Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
5) Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
6) Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
7) Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
8) Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
9) Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
11)Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?
12) Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?
13) Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
1) Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
2) Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?
3) Ищет ли Вулич смерти?
4) Ищет ли смерти Печорин? Почему?
5) Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?
7) Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
8) К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
9) Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
После прочтения романа посмотрите видео и подготовьте ответы на следующие вопросы.
Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
1)Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
2) Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
3) Почему история Бэлы, произошедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора?
4) Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
5) Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
6) Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.
7) Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
8) Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
9) Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
1) Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
2) Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
3) Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
4) Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?
6) Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?
«Журнал Печорина».
Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
1) Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
2) Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?
3) Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
4) Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
5) Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
6) Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?
7) Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
8) Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
1)Зачем Печорин добивался любви Мери?
2) Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
3) Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми?
4) Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
5) Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
6) Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
7) Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
8) Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
9) Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
11)Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?
12) Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?
13) Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
1) Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
2) Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?
3) Ищет ли Вулич смерти?
4) Ищет ли смерти Печорин? Почему?
5) Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?
7) Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
8) К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
9) Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.
Разделы: Литература
Не было бы добрых людей,
жизнь бы давно остановилась
В.Шукшин
До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.
Краткое знакомство с биографией В.М.Шукшина (сообщение учеников).
Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.
Шукшин различал несколько типов рассказов:
"Алеша Бесконвойный"
Какое впечатление произвел на вас рассказ "Алеша Бесконвойный"?
Что показалось странным, забавным, серьезным?
Почему Алеша в субботу "выпрягается"? Это прихоть, каприз или потребность? Чем могли бы объяснить ее: "безответственностью", "неуправляемостью" или чем-то иным?
Как писатель воссоздает духовный мир своего героя?
Найдите и перечитайте те места в тексте, где автор передает ход мыслей Алеши, развитие его чувств, настроений, воспоминаний?
Как раскрыто его отношение к семье, детям, окружающим людям, к природе?
Как писатель относится к своему герою и почему он его заинтересовал?
Баня - это очищение духовное для Алеши. Нет церкви, т.к. их разрушают "крепкие" мужики ("Мастер"). Человеку нужно очищаться. В церковь ходили как на праздник, любя обряд. Обряд бани есть омовение души (т.е. вместо церкви).
Почему всех раздражает субботняя радость Алеши?
Алеша - человек духовный, он тоскует по обряду.
Нет точного портрета, всегда размыт. Образы всегда высокие, худые, длинные, жилистые или "крепкие", низкие, приземистые.
Мог бы Алеша жить в городе?
Нет, он погиб бы нравственно или физически.
У Шукшина стремление к единению всех, жизнь со всеми, на виду у всех. Алеша ищет связи с миром. Опорой у Алешиной жизни стала его любовь ко всему живому, к детям, к природе, чувство ответственности перед ними. Эта любовь приносит ему душевное равновесие.
Какое впечатление от рассказа "Срезал"?
Что вас насмешила позабавило, удивило, навеяло грустное настроение?
Какие еще чувства вызывает изображенная Шукшиным ситуация?
Что представляет из себя Глеб Капустин?
Почему он жаждет "срезать"? От чьего имени он выступает?
Перечислите монологи и реплики Глеба и подумайте, как оценить его эрудицию? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?
Интересно проследить развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любил "взвиваться"?
Почему кандидаты наук оказались побежденными в глазах мужиков? Почему Глеб "срезает" их вроде бы без особых усилий?
Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина? Она высказана в начале и в конце рассказа. Почему в таком случае писатель воспроизводит словесный поединок? Почему никто не останавливает Глеба и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен? Цель авторских "Исследований"?
Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он "срезает"? Что интересного видят люди в этих поединках? Почему никто не останавливает Глеба?
Какие общепринятые суждения, общественные оценки, идеологические установки отражены в рассказе?
Как решается Шукшиным традиционная для русской литературы тема: "Человек из народа - интеллигенция народа"?
Что показалось интересным, точно подмеченным?
В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?
какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"
Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?
Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?
В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?
Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.
В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.
Творческие задания
Какими изображены герои, их отношения?
Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.
Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?
Своеобразие рассказов Шукшина
В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.
Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.
Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.
Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.
"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилось настоящее . И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего , то там есть - тоска по нему, по настоящему " (из рабочих записей Шукшина).
Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.
Как связаны ситуации и характеры?
Кто такие "чудики"?
Есть ли пейзаж и его особенности?
Почему финалы отсутствуют?
Кто ведет повествование?
"Будь человеком" - призывает своим творчеством В.Шукшин.
Почти все рассказы отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые часто кажутся примитивными. "Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? Как он думает? Чего хочет? :мы ведь так и составляем понятие о человеке - послушав его"
Темы творчества:
Важна жизнь духа , а не факты биографии героев.
Обобщение знаний по творчеству В.Шукшина
Назовите рассказ, где диалог движет действия.
Проследите за развитием сюжета. В каком легко найти кульминацию и развязку?
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»
Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
Противоречивость главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.
4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».
5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:
1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
23 -й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.
4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.
Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.
УРОК 29. «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
УРОКИ 3031 . «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.
Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.
УРОК 32. «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа
В центре урока раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.
1-я группа. Печорин и Максим Максимыч
2-я группа. Печорин и Грушницкий
3-я группа. Печорин и Вернер
4-я группа. Печорин и Вулич
Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.
Мужские образы романа двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
УРОК 33. «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
1-я группа. Печорин и Бэла
2-я группа. Печорин и девушка-ундина
3-я группа. Печорин и Мери
4-я группа. Печорин и Вера
Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва » Литературная критика об образе Печорина
На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
УРОКИ 3536 . Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1 В. Г. Белинский.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»
Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.
4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».
5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:
1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
2—3-й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.
4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.
Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.
УРОК. «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
УРОКИ. «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.
Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.
УРОК. «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа
В центре урока — раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.
1-я группа. Печорин и Максим Максимыч
2-я группа. Печорин и Грушницкий
3-я группа. Печорин и Вернер
4-я группа. Печорин и Вулич
Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
УРОК «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
1-я группа. Печорин и Бэла
2-я группа. Печорин и девушка-ундина
3-я группа. Печорин и Мери
4-я группа. Печорин и Вера
Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина
На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
УРОКИ 35—36. Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
П е ч о р и н | |||
Черты характера | Разрешение ситуации | Ситуация | |
Максим Максимыч |
|||
Бэла |
|||
Грушницкий |
|||
Княжна Мери |
|||
Вернер |
|||
Вера |
|||
Вулич |
Вариант 2.
а) год; б) месяц; в) неделя.
а) 25; б) 21; в) 18.
а) Вера; б) Мери; в) Бэла.
а) 32; б) 18; в) 6.
а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
а) стрелялся из револьвера; б) обезоружил обезумевшего казака; в) прыгнул в море.
а) немец; б) русский; в) англичанин.
Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 2.
а) Григорий Александрович; б) Сергей Иванович; в) Александр Григорьевич.
а) год; б) месяц; в) неделя.
а) заплакал; б) разозлился; в) расхохотался.
а) 25; б) 21; в) 18.
а) юнкер; б) прапорщик; в) поручик.
а) сделаться героем романа; б) проявить геройство в сражении; в) дослужиться до генерала.
а) Вера; б) Мери; в) Бэла.
а) Грушницкий; б) драгунский капитан; в) Вернер.
а) 32; б) 18; в) 6.
а) Ефимыч; б) Иваныч; в) Григорьич.
а) поручик; б) прапорщик; в) капитан.
а) Иван; б) Янко; в) Дмитро.
а) 25 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
а) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»; б) В. Скотт «Шотландские пуритане»; в) В. Скотт «Айвенго».
а) от Веры; б) от Вернера; в) от Мери.
а) женщины; б) игра; в) табак.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
а) 18; б) 25; в) 40.
а) коня; б) шашку; в) седло.
Тест на знание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 1.
а) Штабс-капитан; б) поручик; в) рядовой.
а) 15; б) 20; в) 10.
а) Убил Бэлу; б) убил Азамата; в) убил отца Бэлы.
а) городишко; б) деревня; в) область.
Но смешивать два этих ремесла
Есть тьма охотников - я не из их числа.
а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига; б) с птицей, парящей в вышине; в) с героем романа.
а) судьба есть; б) судьбы нет; в) никто не знает, есть ли судьба.
а) Грушницкий оклеветал Мери; б) Свидание Печорина с Верой; в) Грушницкий узнал, что Мери любит Печорина.
а) черкешенка; б) грузинка; в) осетинка.
а) 18; б) 25; в) 40.
а) Казбич застрелил; б) Печорин застрелил; в) Казбич зарезал кинжалом.
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
а) вальс; б) мазурку; в) кадриль; г) котильон.
а) застрелился; б) зарублен пьяным казаком; в) на дуэли.
а) муж Веры; б) друг Печорина; в) друг Грушницкого.
а) повесил в кабинет; б) покрыл им лошадь; в) подарил Вере.
а) на Кавказ; б) в Персию; в) в Турцию.
а) коня; б) шашку; в) седло.
19. Кто, по мнению странствующего офицера, «ввёл моду скучать»?
а) англичане; б) немцы; в) итальянцы.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами