Чик кориа. Armando’s Rhumba – История восхождения Чика Кориа Собственный лейбл Stretch Records

25.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чик Кориа - одна из наиболее знаковых фигур среди джазменов последних десятилетий. Никогда не удовлетворяясь достигнутыми результатами, Кориа всегда всецело увлечен сразу несколькими музыкальными проектами, и его музыкальная любознательность никогда не знает предела. Виртуозный пианист, который вместе с Хэрби Хэнкоком и Китом Джарретом был одним из самых топовых стилистов, появившихся после Билла Эванса и МакКой Тайнера, Кориа - также и один из немногих «электро-клавишников», имеющих оригинальный и узнаваемый стиль исполнения. Помимо этого, он - автор нескольких классических джазовых стандартов, таких как «Spain,» «La Fiesta» и «Windows.»

Кориа начал играть на фортепиано, когда ему было всего 4 года, и в период формирования его музыкальных пристрастий наибольшее влияние на него оказали Хорас Силвер и Бад Пауэлл. А серьезный музыкальный опыт он приобрёл, играя в составе оркестров Монго Сантамария и Вилли Бобо, Блу Митчелом, Херби Мэнном и Стэном Гетцем.

Его дебютной записью в качестве лидера группы был альбом «Tones For Joan’s Bones» в 1966 году, а альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом в 1968 году, расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

После короткого периода работы с Сарой Вон, Кориа присоединился к Майлзу Дэвису, заменив в оркестре Хэнкока, и оставался с Майлзом в течение очень важного переходного периода 1968-70 годов. Он участвовал в таких внушительных работах Майлза, как «Filles De Kilimanjaro», «In A Silent Way, «Bitches Brew».

В составе группы «Circle» с Энтони Брэкстоном, Дэйвом Холландом и Бэрри Элтчулом он начал играть авангардный акустический джаз после того, как ушел от Дэвиса. А в конце 1971 опять сменил направление.

Оставив проект «Circle», Кориа недолгое время играл со Стэном Гетцем и затем сформировал группу «Return To Forever» со Стенли Кларком, Джо Фаррелом, Аирто и Флорой Пурим, которая дебютировала в духе бразильской мелодической традиции. В течение года Кориа с Кларком, Биллом Коннорсом и Ленни Вайтом пытался преобразовать Return To Forever в ведущий высокоэнергетический фьюжн бэнд; в 1974 году место Коннорса занял Эл ДиМеола. В то время, когда музыка была ориентирована на рок и использовала джазовые импровизации, Кориа оставался вполне узнаваемым даже под завесой электронного звучания.

После распада группы в конце 70-ых годов, Кориа и Кларк играли в различных оркестрах, придавая этим коллективам особую значимость. В течение нескольких следующих лет Кориа, в основном, ориентировался на акустическое звучание и появлялся на широкой публике то с дуэтом Гари Бартона и Херби Хэнкока, то в квартете Майкла Брекера, даже исполнял классическую академическую музыку.

В 1985 году Чик Кориа создал новую фьюжн группу «Elektric Band», которая в конечном варианте включала басиста Джона Патитучи, гитариста Фрэнка Гембэйла, саксофониста Эрика Мариентала и барабанщика Дейва Уикла. Через несколько лет он инициировал свое «Акустическое трио» с Патитучи и Уиклом.

В течение 1996-97 годов Кориа гастролировал в составе «звездного» квинтета, включающего Кенни Гаррета и Вэллэси Рони, который исполнял современные версии композиций Бада Пауэлла и Теллониуса Монка.

В настоящее время он играет музыку, в которой виртуозно переплеты сложные пассажи аранжировок с сольными партиями в стиле фьюжн. Он возвращает былую силу джазу, и каждая фаза его творческого развития прекрасно представлена его дисками.

Этот музыкант за свою более чем пятидесятилетнюю карьеру выпустил несчитанное количество пластинок, неоднократно меняя стиль. Он участвовал в куче проектов, записывался как с отдельными личностями, так и с различными ансамблями и оркестрами и оставил после себя богатое наследие. Армандо Энтони Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси (штат Массачусетс). Пианино он начал осваивать с четырех лет, а слушать предпочитал таких исполнителей как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бад Пауэлл, Лестер Янг. Большое влияние на него оказали также произведения Бетховена и Моцарта, разбудившие композиторские инстинкты Чика. Свою творческую карьеру Кориа начал в ансамблях Монго Сантамарии и Вилли Бобо, а после работал в компании трубача Блю Митчелла и помогал записывать пластинки Херби Мэнну и Стэну Гетцу. В 1966-м состоялся его студийный дебют как бэнд-лидера, но все равно Кориа был не против поработать и на других артистов.

Примерно с год Чик аккомпанировал Саре Воэн, после чего присоединился к ансамблю Майлза Дэвиса , где играл на электропиано. Следующим шагом в карьере музыканта было создание авангардно-импровизационной группы "Circle". Проект просуществовал три года, пока Кориа не сменил ориентиры. Его новый коллектив назывался "Return To Forever" и исполнял более мягкую музыку с заметным латиноамериканским влиянием.

Сделав два альбома в таком духе, Чик Кориа взялся за электронный фьюжн, близкий к "Mahavishnu Orchestra ", усилив звучание команды с помощью барабанщика Ленни Уайта и гитариста Билла Коннорса. Отрабатывая свой уникальный стиль на синтезаторе "Moog", Чик вместе с "RTF" выпустил такие инновационные альбомы как "Where Have I Known You Before", "No Mystery" и "Romantic Warrior". После роспуска "Return To Forever" Кориа начал склоняться к акустической музыке, причем зачастую работал в дуэтах, трио или квартетах, а иногда съезжал из джаза в классику. В середине 80-х Чика опять потянуло на электронный фьюжн, в результате чего на свет появился проект "The Chick Corea Elektric Band". Группа просуществовала довольно долго, однако уже к концу декады Кориа создал для поддержания баланса "Akoustic Band" (который являлся по сути урезанным составом "EB"). В 1992 году Чик осуществил свою давнюю мечту, основав собственный лейбл "Stretch Records". Однако у него оставались обязательства перед прежней фирмой "GRP Records", и в 1996-м тот контракт был завершен выпуском 5-дискового бокс-сета "Music Forever & Beyond", составленного из записей периода 1964-1996 годов.

Теперь Кориа мог издавать пластинки на своем лейбле, и его первым релизом на "Stretch" стал альбом, посвященный пианисту Баду Пауэллу. В том же году Чик сделал запись с "St. Paul Chamber Orchestra" под руководством Бобби МакФеррина. За этим последовала вторая дуэтная пластинка с Гэри Бёртоном (первая вышла в 1977-м), которая принесла музыканту девятую награду "Grammy".

В конце 1997-го Кориа собрал новую команду, в которой вернулся к акустическому пианино. Записанный вживую дебютник "Origin" имел такой успех, что вскоре появился шестидисковый бокс-сет "A Week At The Blue Note", основанный на трех концертах группы в клубе "Blue Note". Вдоволь наимпровизировавшись с "Origin", Чик в очередной раз обратился к классической музыке. В 1999-м он сделал запись с Лондонским Филармоническим Оркестром, а на следующий год издал две сольных пластинки: одну со своими вещами, а другую с классическими стандартами. Нулевые Кориа разменял с проектом "The Chick Corea New Trio" ("Past, Present & Futures"), а спустя некоторое время в очередной раз возродил "Elektric Band" ("To The Stars"). В 2005-м Чик отдал дань латинской музыке в программе "Rhumba Flamenco", после чего устроил музыкальный трибьют своему немузыкальному увлечению сайентологией ("The Ultimate Adventure").

Урожайным на релизы выдался 2007-й год: после дуэтного альбома с банджистом Белой Флеком Кориа выдал серию из пяти дисков, записанных в составе различных трио. На следующий год он впервые со времен майлзовского "Bitches Brew" объединился с Джоном МакЛафлином , а также собрал для гастролей новую версию "Return To Forever". Остаток нулевых и начало десятых также занимали в основном коллаборационные работы с другими музыкантами, а в 2013-м неутомимый Чик Кориа представил публике свою новую команду "The Vigil".

Last update 25.07.13

12 июня празднует 75-летний юбилей Чик Кориа - один из наиболее влиятельных и авторитетных джазовых музыкантов мира, обладатель более чем двух десятков премий Grammy (точнее, на настоящий момент - 22) и более 40 номинаций на эту престижнейшую награду в области звукозаписи, а также множества других международных премий.

В 2012 г. престижную премию международной Ассоциации джазовых журналистов Jazz Award-2012 в категории «Лучшее фото года» получил постоянный автор «Джаз.Ру», публикующийся у нас с 1998 года - мастер российской джазовой фотографии Павел Корбут. Премии была удостоена его работа 2011 года «Пианист Чик Кориа», послужившая основой для обложки журнала «Джаз.Ру» №2-2011.


Вручение премии состоялось в августе 2012 на сцене московского фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж».


Антонио Армандо Кориа (Чик - «Цыпа» - его музыкантское прозвище) родился 12 июня 1941 в Челси, штат Массачусетс (пригород Бостона). До 1958-го он жил с родителями в доме № 149 на Честнат-Стрит, которая в 2001 г. была в честь своего знаменитого уроженца переименована в Chick Corea Street . В 1956-м, когда Кориа учился в девятом классе, он был избран «президентом» своего класса и, согласно школьной характеристике, проявил себя «самым устремлённым к успеху, самым открытым для сотрудничества и самым музыкальным». Согласно той же характеристике, он тогда, в 15-летнем возрасте, хотел «стать джазовым музыкантом и писать песни». Его бывшие одноклассники вспоминают, что он был очень скромным, что его папа руководил любительским ансамблем, который играл на всех школьных мероприятиях (для тех мест это было необычно - во всех окрестных школах просто заводили пластинки), а сам Чик играл в школьном оркестре на трубе и аккомпанировал школьному хору на рояле.

Большая джазовая карьера Чика Кориа началась в Нью-Йорке в первой половине 1960-х гг. в составе джазовых коллективов, которыми руководили Монго Сантамария, Уилли Бобо, Хэрби Мэнн и Стэн Гетц . Тогда же он сделал первые сольные записи.

Важнейшим этапом в жизни музыканта стало приглашение в ансамбль великого революционера джаза - трубача Майлза Дэйвиса , в сотрудничестве с которым были записаны важные альбомы Майлза конца 60-х: «Filles de Kilimanjaro », «In A Silent Way », «Bitches Brew ».

ВИДЕО: 29 августа 1970, Майлз Дэйвис играет на рок-фестивале на острове Уайт (Великобритания) 38-минутную импровизацию, позже названную им «Call It Anything».
В составе: Чик Кориа и Кит Джарретт - клавишные, Гэри Бартц - саксофоны, Дейв Холланд - бас-гитара, Аирто Морейра - перкуссия, Джек ДеДжонетт - барабаны.

С тех пор Чик Кориа неоднократно обращался к самым разным стилевым направлениям - от авангардного акустического джаза до фьюжн и пост-бопа. В конце 80-х и в 90-х годах Чик Кориа увлекся крупными концертными формами, им был создан фортепианный концерт с симфоническим оркестром (записан с Лондонским филармоническим оркестром), а также джазовые версии концертов В.А.Моцарта и другие крупные формы в манере crossover (на стыке джаза и академической музыки).

В разные годы Чик Кориа работал с самыми разными собственными составами - Circle , Return To Forever, Elektric Band, New Trio и др.

ВИДЕО: Чик Кориа со своей группой Return To Forever, 1973

На счету Чика Кориа - выступления на всех крупнейших и престижнейших концертных сценах Америки, Европы и Азии, участие в важнейших фестивалях и сотрудничество с прославленными музыкантами (Бобби Макферрин, Джон Маклафлин, Пако де Лусия, Хёрби Хэнкок, Эл ДиМеола, Джон Патитуччи, Бэла Флек и др). Чик Кориа выпустил более 100 альбомов.


Особую роль в жизни Чика Кориа сыграло сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бёртоном . В далёком 1972 году на мало кому ещё известном европейском лейбле Editions for Contemporary Music («Издательство современной музыки»), ныне всем известном просто как ECM , был записан альбом дуэта Чика Кориа и Гэри Бёртона, озаглавленный «Кристальная тишина», «Crystal Silence ». Идея тишины вообще изрядно занимала бессменного главу и продюсера ECM Манфреда Айхера, недаром творческий девиз его фирмы грамзаписи переводится на русский как «Самый красивый звук, после тишины». Чик и Гэри случайно пересеклись в 1971 году в Мюнхене, где расположена штаб-квартира фирмы, на джазовом фестивале, и внезапно обнаружили, что на фестивальный джем-сешн после концерта пришли только они двое. Они попробовали играть вместе, и - что называется, «щёлкнуло». Так начался этот дуэт. Интересно, что двумя годами ранее, когда Чик ещё играл у Майлза Дэйвиса, а у Гэри уже был собственный джаз-роковый квартет, они уже пытались поиграть вместе, но - в квартете, и тогда «не щёлкнуло»: активная ритм-секция оказалась избыточной для их совместной игры.

Когда Кориа начал играть в дуэте с Бёртоном, он только что создал собственный фьюжн-проект, Return to Forever , которому было суждено стать одной из самых известных групп классического джаз-рока 70-х годов. Но на первом совместном альбоме с Бёртоном не было ни фри-джаза (как в более раннем проекте Кориа Circle ), ни джаз-рока. Была действительно кристально ясная, светлая музыка невероятно острой ритмической природы, поскольку оба музыканта использовали свои инструменты, рояль и вибрафон соответственно, подчёркивая острую перкуссивность, ударность их звучания. Но всё это, как обычно в звуковой эстетике фирмы ECM , звучало очень сдержанно и романтично.

ВИДЕО: концерт Чика Кориа и Гэри Бёртона в Токио, 1981

Альбом имел успех, и дуэт гастролировал почти каждый год, когда Чик отправлял свою джаз-рок-группу в отпуск. В жарком июле 1982 года Чик Кориа и Гэри Бёртон впервые приехали в Москву, но то был один из самых напряжённых моментов холодной войны, отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки были как никогда враждебными, и публичного концерта не было. Кое-кто смог попасть на их закрытое выступление в Спасо-Хаузе, резиденции американского посла, а на следующий день был джем-сешн в зале Союза Композиторов - где советские джазмены, как говорят многочисленные свидетели, несколько перестарались, пытаясь произвести впечатление на заморских «суперстаров».


Кориа и Бёртон слушают джем в Москве, 1982 (среди окружающей публики – А.Е.Петров, А.Градский, Н.Левиновский, В.Фейертаг и др.) Фото Александра Забрина из книги «Советский джаз», 1987

Впоследствии и Чик, и Гэри неоднократно приезжали уже в постоветскую Россию, каждый со своими сольными проектами.


Так, Чик Кориа выступал в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, посвящённого 100-летию прославленной концертной площадки, в апреле 2001. Ансамбль, с которым он тогда приехал - The Chick Corea New Trio , то есть он сам, контрабасист Авишай Коэн из Израиля и барабанщик Джефф Баллард , фактически представлял собой ритм-секцию тогдашнего большого ансамбля Кориа, The Origin . Тогда же в БЗК прозвучало и симфоническое произведение Кориа - «Концерт №1», исполненный маэстро вместе с трио и с симфоническим оркестром Большого зала консерватории (в основе своей - студенческим). Дирижировал руководитель оркестра Юрий Ботнарь.


ВИДЕО: Чик Кориа и его «Новое трио» в эфире программы «Антропология» на НТВ, ведущий Дмитрий Дибров (2001).
Интервью и уникальная живая запись трио с Авишаем Коэном и Джеффом Баллардом в концертной студии.

Дуэт с Бёртоном вновь появился на московской сцене только в 2006 году, когда отмечал 35-летие своего первого совместного альбома мировым турне. Два года спустя на ЕСМ вышел их альбом «The New Crystal Silence », в очередной раз отмеченный премией «Грэмми».


И в апреле 2011 в ходе нового мирового тура дуэта Чик Кориа - Гэри Бёртон два прославленных музыканта выступили в России в третий раз.

ВИДЕО: Chick Corea & Gary Burton «La Fiesta»
Выступление на фестивале Jazzwoche Burghausen , 2011

«Джаз.Ру» очень много писал о творчестве и выступлениях Чика Кориа - по крайней мере, обо всех его приездах, начиная с концертов в БЗК 2001 г. и заканчивая выступлением в дуэте с вокалистом Бобби Макферрином в 2012. Но в день 75-летия прославленного пианиста мы решили воспроизвести тексты двух его интервью: первое взял у него наш ереванский корреспондент Армен Манукян за кулисами Ереванского джаз-фестиваля 2000 г., а второе взял у него по телефону перед выступлениями в Москве 2001 г. музыкальный журналист Андрей Соловьёв , впоследствии - многолетний соавтор нашего джазового подкаста «Слушать здесь».


Чик Кориа: «Мое предназначение - развлекать людей» (2000)

Текст эксклюзивного интервью, которое великий пианист дал ереванскому журналисту Армену Манукяну за кулисами Ереванского джаз-фестиваля (больше за весь свой визит в Армению в начале июня 2000 он не дал ни одного интервью).

Сейчас многие пытаются предсказать дальнейший путь развития джаза. Одни видят его в союзе с электроникой, другие - в симбиозе с фольклором или классикой. Каково ваше мнение?


Меня часто спрашивают о будущем джаза, и это очень хороший и нужный вопрос, мы действительно должны задать его себе сейчас. Так вот, для меня не столь важно, будет ли джаз внешне больше похож на симфоническую музыку, или фольклорную, или же будет больше или меньше внимания уделяться импровизации. Для меня самым главным является ситуация, в которой рождается и исполняется музыка. Настоящая музыка может существовать лишь в спокойной, мирной атмосфере. Если же ситуация в стране напряжённая, люди запуганы, то страдает в первую очередь искусство, и музыка в том числе. Потому что музыка - это в первую очередь музыканты, а музыканты - это люди, которые живут в стране. Так, что если мы хотим, чтобы наша музыка процветала, мы должны создать спокойную обстановку, дать музыкантам свободу творчества, одним словом, счастливую жизнь. Это очень трудная задача, но мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы выполнить её. А вот в какой форме найдет своё выражение творчество музыканта - уже не столь важно.

Существует мнение, что джаз в последнее время утратил свое первоначальное предназначение - развлекать и веселить людей. Став музыкой профессионалов, джаз ушёл из клубов и баров, переместившись в филармонические залы. Джаз стал слишком сложным, элитарным искусством.

Любая музыка, становясь слишком серьёзной, лишается души, эмоциональности, наконец, теряет своих слушателей. И это не только джаз. Подобная проблема свойственна любому другому виду искусства. У каждого жанра есть свои профессионалы и любители, и джаз в этом смысле - не исключение. Джаз лишь тогда может считаться настоящим джазом, когда он хорошего качества, когда его понимают люди, когда они его чувствуют, получают удовольствие. Сегодня на концерте в Ереване мы смогли доставить удовольствие слушателям, хотя наша музыка не такая уж простая. Я не думаю, что вопрос в сложности или простоте музыки. Дело в том, что для достижения успеха должен установиться духовный контакт между исполнителем и слушателем. И главным исполнителем этой задачи является музыкант, а не публика. Он должен создать атмосферу взаимопонимания и доверительности, только тогда он сможет быть понятым людьми.


Вы много выступаете и записываетесь. Чего следует ожидать вашим поклонникам в ближайшем будущем?

У меня много разных идей. В настоящее время я увлечён проектом со своим секстетом Origin - мы много выступаем в самых разных странах мира. Я также довольно-таки часто выступаю со своими сольными проектами, и только что выпустил два альбома, записанных во время моих сольных выступлений в Японии и Европе. Я сотрудничаю с Лондонским филармоническим оркестром, исполняя свои фортепианные концерты. Ну и, конечно, я много экспериментирую и работаю с электроникой у себя в студии. Вряд ли из этого получится что-либо путное, но зато в результате подобных экспериментов могут родиться новые идеи.

Вы часто меняете свои пристрастия - играли и электронную музыку, и акустическую, и классическую. Какой их периодов своего творчества вы любите больше всего?

Дело не в стиле музыки, которую я исполняю. Я музыкант, и моё предназначение - развлекать людей, и естественно, что я не хочу без конца повторяться. Если бы я был актёром, то каждый сезон менял бы своё амплуа - трагик, комик. Делал бы что-нибудь авангардное для узкого круга зрителей, развлекательное для широкой публики. То же я делаю, будучи музыкантом. Я все время стараюсь создать что-нибудь новенькое, чтобы доставить людям радость и удовольствие.

Мы очень хорошо знаем Кориа-музыканта и в то же время почти ничего не знаем о его жизни вне музыки.

У меня двое детей. Хотя они уже давно не дети. Мой сын, Фабиус, играет на ударных инструментах, пишет музыку. У него своя группа, и совсем недавно они выступали в Лас-Вегасе в шоу под названием Blue Men Group . Он женат на прекрасной девушке по имени Трейси. Она - танцовщица и хореограф, часто выступает в бродвейских мюзиклах. Моя дочь Лиана, прекрасная пианистка, очень любит свой инструмент, часто выступает со своими друзьями, играя джаз. Она любит и предпочитает старый джаз 40-50-х годов. Мой отец скончался 12 лет тому назад, и именно ему я посвятил свое произведение «Armando’s Rhumba » и совсем недавно - «Armando’s Tango ». Он тоже был музыкант, у него была своя группа, они часто собирались у нас дома, играли, так что я вырос в музыкальной среде. У отца была огромная коллекция старых пластинок на 78 оборотов, я часто слушал их. Первое моё знакомство с джазом произошло через эти пластинки. Это была музыка Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла. Я рос среди музыкантов и окружавшей меня джазовой музыки.

ВИДЕО: сольное выступление Чика Кориа на фестивале Jazz à Vienne, Франция, 2012

Чик Кориа: «Мне не стыдно учиться» (2001)

Накануне приезда Чика Кориа в Россию в 2001 г. журналист Андрей Соловьёв связался с ним по телефону и задал несколько вопросов. Первым делом, конечно же, попросил пианиста прокомментировать сам факт его выступления в цитадели русской академической музыки - Большом зале Московской Консерватории .
Неужели классика интересует вас теперь больше, чем джаз?

Когда я выступаю или записываюсь с каким-то ансамблем или оркестром, я стараюсь не думать слишком много о стиле и его границах. Мне гораздо важнее понять музыкантов, с которыми я работаю. От того, как складываются отношения между исполнителями, зависит результат. Здесь все дело не в стиле или направлении, а в том, как удаётся нащупать какой-то определённый звук. Я меньше всего думаю о категориях - классическая это музыка, джазовая или какая-то другая, я отталкиваюсь прежде всего от звучания. С этой точки зрения академическая музыка - будь то камерный или симфонический оркестр - отличатся особыми звуковыми красками и возможностями. Я определил для себя поле деятельности и могу сказать: всё, что я делал в последнее время, внутренне связано, во всех моих работах много общего. Я просто пользуюсь разными средствами для того, чтобы воплотить свои замыслы.


За последние 30 лет вы неоднократно возвращались к идее синтеза джаза с академической музыкой - это связано с каким-то жизненным ритмом, внутренним ощущением потока времени?

Не думаю. Когда я размышляю о музыке или что-то читаю о ней - мне часто кажется, что конструкции и схемы, связанные со временем, с процессом истории, содержат в себе слишком большую вероятность ошибки. Мне кажется, что дело обстоит проще. Я работаю с классическими составами тогда, когда мне это интересно, и когда есть благоприятная возможность.

Одна из ваших известных записей («Mad Hatter ») представляет собой звуковую параллель сказки об Алисе в Стране чудес. Есть ли какая-нибудь литературная основа у других работ?

Мне кажется, что «Mad Hatter » - это скорее исключение из правил, и я не старался буквально следовать сюжетным линиям, заимствованным у Льюиса Кэрролла. То же самое можно сказать и об альбоме «My Spanish Heart », в котором часто пытаются найти тот или иной программный замысел. Здесь нет буквальных параллелей с литературными произведениями, но я всегда интересовался испанской культурой - поэзией, живописью - и всё это могло повлиять на мою работу.

Все знают вас как одного из пионеров в области синтеза джаза и рока. Как вы относитесь к тому, что происходит в рок-, поп- и танцевальной музыке сегодня?

Я по-прежнему с интересом слежу за тем, что происходит в этой области. Здесь, как всегда, сосредоточено очень много творческих людей, которые все время изобретают что-то необычное. Мне не стыдно учиться у них, я всегда пытаюсь понять, что они хотят сказать, и благодарен за свежие идеи тем, кто записывает сегодня электронную музыку для танцев. К сожалению, джазмены нередко ведут себя высокомерно и считают поп-музыку искусством второго сорта. Это вредит только им самим. Обмен идеями и внимательное отношение к тому, что делают «соседи», не приносит музыкантам ничего, кроме пользы.

В первой половине 80-х годов вы уже выступали в России в дуэте с вибрафонистом Гэри Бёртоном. Какие впечатления оставила эта поездка, кто из наших музыкантов вам тогда запомнился?

Да, конечно, я помню эти гастроли, было много разных впечатлений. Из русских музыкантов мне особенно понравился тогда пианист Николай Левиновский , я играл с ним на джем-сешн и познакомился с его семьёй. В Санкт-Петербурге я встретился также с Игорем Бутманом и ещё с несколькими прекрасными музыкантами - к сожалению, я не запомнил их имён. Но вообще-то мне больше знакомы те русские, которые постоянно живут в Нью-Йорке или часто приезжают в Америку. А в самой России мня больше поразили не музыканты, а слушатели, потому что интерес к моим выступлениям был очень высок. Русские, как мне показалось, очень любят джаз.

Все знают вас как одного из самых техничных виртуозов в современном джазе. Как вы относитесь к тем музыкантам, которые технически хуже подготовлены, но тем не менее пытаются проложить свой путь в искусстве?

Не знаю, к сожалению или к счастью, но меня очень многое интересует. Более того, я понял, что музыкантам не так часто удаётся совершить прорыв, необходимый для того, чтобы музыка стала по-настоящему свободной. И зависит это не от техники и не от образования. Стать свидетелем такого события всегда интересно и волнительно. Но времени на их поиски, к сожалению, не хватает.


А удаётся ли найти время на реализацию новых проектов и замыслов?

К сожалению, это не только вопрос времени. Многое зависит от денег. Музыкантам нужно платить, большие расходы связаны с гастролями, с приглашением артистов из разных стран. Я не свободен в решении этих проблем - не пишу музыку к фильмам (многие хорошо зарабатывают на этом), не раскручиваю коммерческих проектов. Поэтому всякий замысел, особенно если его воплощение предполагает участие большого числа людей, требует финансовой поддержки, а сам я не располагаю достаточными средствами. Чем больше ансамбль - тем дороже удовольствие с ним работать.

Что вас больше привлекает в музыке в первую очередь - возможность говорить о серьёзных вещах, отражать возвышенные стороны жизни или наоборот - остроумие и ирония?

Мне кажется, что не стоит заострять внимание на выборе между этими состояниями. Ирония, как и серьёзное отношение к жизни - это скорее следствие большой работы, результат. Всякое эмоциональное состояние (а музыка может выразить очень широкий спектр человеческих переживаний) зависит от того, насколько искренне общаются музыканты. Контакт с аудиторий тоже очень важен, порой весьма непросто его наладить. Если дух общения царит на концерте - музыка может глубоко повлиять и на слушателей, и на самих исполнителей.

А что вам сегодня дороже - творческая свобода или дисциплина, порядок?

Я не думаю, что «свободу» и «порядок» вообще следует рассматривать как пару противоположностей. Отсутствие «свободы» означает, скорее, «рабство», а «порядку», в свою очередь, противостоит «хаос». Свобода и дисциплина никогда не мешают друг другу. Быть свободным - значит обладать способностью самостоятельно и ответственно принимать решения, выбирать. Чтобы добиться этого, часто приходится заставлять себя и делать что-то против желания.

Вы были одним из тех, кто впервые ввёл синтезаторы и другую электронику в джазовый обиход. Однако последнее время вы чаще выступаете с акустическими программами, хотя техника стала намного совершенней, чем во времена Return To Forever . Значит ли это, что вы разочаровались в электронике и считаете её непригодной для джазовой музыки?

Нет, я ничего не имею против электроники, просто мне кажется, что вся эта техника гораздо полезнее дома, чем на сцене. Я пользуюсь многими устройствами и приборами - они облегчают мне работу с партитурой, но на сцену я беру разве что Fender piano. Не потому, что мне неинтересно - просто это влечёт за собой слишком много дополнительных технических сложностей, прежде всего с отстройкой звука и координацией исполнителей.

ВИДЕО: Чик Кориа с новым составом группы Return to Forever на фестивале в Монтрё, Швейцария, 2008 - «Hymn of the Seventh Galaxy»
Чик Кориа - электронные клавишные, Эл ДиМеола - гитара, Стэнли Кларк - бас-гитара, Ленни Уайт - барабаны

Чик Кориа не имел музыкального образования, что не помешало стать ему всемирно известным джазовым пианистом

Сегодня речь пойдет об одной из наиболее знаковых фигур среди джазовых пианистов последних десятилетий – Армандо Энтони «Чик» Кориа. Американского музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора называют основоположником джаз-рока, чьи музыкальные эксперименты не знают границ.

Армандо Энтони «Чик» Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс, в семье итальянского происхождения. Его отец был джазовым музыкантом и научил сына игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а с восьми лет – на ударных инструментах. Несмотря на то, что Чик Кориа не получил специального музыкального образования, он продолжал занятия музыкой и дебютировал в бэнде своего отца, затем играл в оркестрах Билли Мэя и Уоррена Ковингтона.

В 1962 году, в 22 года, Чик Кориа перебрался в Нью-Йорк, где начал профессиональную карьеру в оркестре Монго Сантамарии, исполняющих музыку в латиноамериканском стиле. В середине 1960-х Кориа знакомится с трубачом Блю Митчеллом, флейтистом Херби Манном, саксофонистом Стэном Гетцем и сотрудничает с ними вплоть до 1968 года. С ними же он сделал первые профессиональные записи. Первый успех Кориа приносит пластинка Tones For Joan’s Bones , записанная в стиле «хард-боп» в 1966 году. Еще большую известность в 1968 году получил альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом. Сегодня он расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

В конце 1968 года Кориа присоединяется группе Майлза Дэвиса, с которой записаны пластинки Filles De Kilimanjaro, In A Silent Way, Bitches Brew, Live-Evil . В этот период Кориа использует электронное пианино, что открывает свежее звучание и рождается новое направление в джазе. В 1970 году Кориа стал лидером группы, которая выступила перед 600-тысячной аудиторией на музыкальном фестивале в Англии.

Cirkle

В поисках нового звучания Чик Кореа с Дэйвом Холландом и Барри Альтшулем создали фри-джазовое трио Circle

Вскоре после успешного выступления на фестивале, Кориа вместе с басистом Дэйвом Холландом покинули группу Дэвиса в поисках собственного авангардного звучания. С барабанщиком Барри Альтшулем они организовали фри-джазовое трио Circle , к которому позже присоединился саксофонист Энтони Брэкстон. Новая группа стала играть авангардный акустический джаз и много гастролировала по Европе и США. Несмотря на то, что группа Circle просуществовала недолго, музыканты выпустили три пластинки, лучшей из которых называют Paris Concert (1971). Вскоре Чик Кориа сменил направление в сторону сольных фортепианных импровизаций и уже в апреле 1971 года записал на лейбле ЕСМ несколько композиций, предугадав тем самым популярность современной фортепианной музыки.

Return to Forever

В конце 1971 года Кориа собирается группу Return to Forever, в состав которой вошли басист Стэнли Кларк, саксофонист и флейтист Джо Фаррел, барабанщик и перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Таким составом в феврале 1972 года они записали дебютный альбом для лейбла ECM, в который вошла очень известная композиция Кориа «La Fiesta». Уже в марте были записаны очередные хиты – “500 Miles High,” “Captain Marvel”. Группу не покидало вдохновение. Эта блестящая команда создавала классические и легкие джазовые мелодии с бразильскими ритмами. Они стали лучшими в 1970-е годы в стиле «фьюжн».

В начале 1973 года в группу вошли электрогитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт, с которыми группа нашла новое электронное звучание. Родилась новая музыкальная волна, когда рок и джазовые импровизации слились в едином звуке. Именно в этом году Кориа был назван «композитором номер один» в журнале Down Beat, а с 1975 года был лучшим исполнителем на электропианино.

В 1974 году на смену гитаристу Коннорсу пришел 19-летний безудержный и скоростной Эл ДиМеола. Он вдохнул энергичное, роковое и смелое звучание. С ним группа покорила новую публику и набрала толпы поклонников рока. Складывается впечатление, что Кориа отдает дань моде. Но он идет дальше, дополняя группу струнными и духовыми инструментами, а также используя приемы классической музыки.

Начиная с 1972 года Кориа и Return to Forever записывают по альбому в год- Light As A Feather (1972), Return To Forever (1973), Hymn Of The Seventh Galaxy (1973), Where Have I Known You Before (1974), No Mystery (1975), The Leprechaun (1976), My Spanish Heart (1976), The Mad Hutter (1977), Music Magic (1977). С 1976-1977 группа находится на вершине успеха и завоевала три премии Grammy.

Творческие дуэты и сольные альбомы

В 1978 году Чик Кориа находит вдохновение в дуэте с Херби Хенкоком, при этом продолжая работу с Return to Forever (RTF). Чик и Херби играют исключительно на акустическом пианино и вместе получили блестящий результат: были сделаны записи в 1978 Corea / Hancock, 1980-х Вечер с Херби Хэнкоком и Чик Кориа.

Также Кориа сотрудничает с Майклом Бреккером, Китом Джарретом. Весной 1981 году Кориа посетил Москву и Санкт-Петербург вместе с Гэри Бертоном. Это не были гастроли в обычном смысле этого слова, он приехал в Советский Союз, движимый любопытством к советской жизни, и дал несколько выступлений в узком кругу посвященных.

Помимо творческих союзов, Кориа записывает сольные и классические альбомы. Так, в 1984 году вышел “Концерт для двух клавиров” Моцарта.

Elektric Band

В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл.

В 1985 году Чик Кориа открыл новый проект – «Elektric Band», в стиле фьюжн. В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл. Вместе они записали пять альбомов: Elektric Band (1986), Light Years (1987), Eye of the Beholder (1988), Inside Out (1990) и Beneath the Mask (1991).

Через несколько лет он собрал «Акустическое трио» с Уиклом и Патитучи. В 1993 году Кориа записывает множество фортепианных джазовых импровизаций и следующие годы много гастролирует.

Музыка Чика Кориа виртуозна и непредсказуема, полна живых чувств и страсти. Кориа – универсальный пианист, который безупречен в любом жанре. Его заслуга в том, что он не остановился только на джазе – он постоянно выходит за рамки и открывает новое. Он стоит у истоков направления джаз-рока.

Кориа всецело посвятил себя музыке, много и плодотворно работает, зачастую занимаясь несколько проектами одновременно. Сегодня он известен как виртуозный пианист и композитор, чьи джазовые стандарты стали классическими, а стиль всегда узнаваем.

Знаменитый джазовый пианист о культуре России, Большом зале консерватории и селфи на сцене.

15 мая в Москве выступил знаменитый джазовый пианист Чик Кориа, являющийся рекордсменом по количеству полученных «Грэмми».

Вместе с басистом Эдди Гомесом и ударником Брайаном Блейдом они поставили яркую точку в гастрольном туре трио, сыграв под занавес знаменитую композицию «Spain», - аудитория зала имени Чайковского подпела музыкантам хором.

После концерта 75-летний Чик Кориа рассказал Евгению Коноплеву о том, как живется джазовому классику во времена YouTube.

В последний раз вы выступали в Москве в 2012 году. Многое произошло с тех пор - в нашей стране, в вашей стране, в мире. Вы почувствовали изменения во время нынешнего визита или, по вашим ощущениям, это все та же Россия?

В этом мире неизбежна одна вещь - изменения. Все меняется - и, по-моему, меняется все быстрее и быстрее. Но это тема для социолога, а не для музыканта.

Что же до меня, то мой инструмент познания культуры и мира - это аудитория, которую я вижу перед собой. Это живые люди, они пришли, и вот они здесь. Сегодняшний концерт был очень теплый, аудитория была очень восприимчивая, и я получил огромное удовольствие. Вот это и будет то, что я запомню для себя как ответ на вопрос: «Как вам нынешняя Москва?»

Очень много сошлось для меня в сегодняшнем концерте. У нашего трио были очень успешные, прекрасные гастроли, и сегодняшний вечер стал их завершением.

Концерты во время этого тура были все лучше и лучше, группа становилась все более и более единой. Сегодня мы поставили точку. И мой концерт в Санкт-Петербурге уже будет сольным - фортепианным.

Много лет назад вы участвовали в концерте, сборы от которого пошли на ремонт и восстановление Большого зала консерватории, легендарной московской площадки. И вы вписали свое имя в историю этого зала.

О, мне нравится эта идея! Этот зал имеет огромное значение для меня - это место, где был записан величайший концерт Владимира Горовица, когда он уже в годах приезжал сюда, ему было 83 года.

Я смотрел его много раз на DVD, потому что я большой фанат этого пианиста.

Для вас Россия - это страна Рахманинова или Игоря Бутмана и других джазовых музыкантов, которых вы упоминали в интервью?

Россия для меня - это все вместе. Невозможно отбросить историю России, потому что эта история дала такие сокровища культуры - в музыке, в балете, во всех направлениях. А вот с 50-60-х годов прошлого века здесь возник такой большой интерес к джазу. Сначала подпольный, а теперь свободный.

Вы знаете, мне сегодня одну вещь показали… пластинку. И я очень горжусь тем фактом, что после выхода в 1972 году моего альбома «Return to Forever» он уже через несколько лет был выпущен на фирме грамзаписи «Мелодия» и стал то ли первой, то ли одной из первых джазовых пластинок, изданных в России официально.

В общем, я не разделяю культуру России на «старую» и «новую». Для меня это все один поток.

Музыканты сходятся во мнении, что ваша техника игры запредельна. А значит, вы готовы к исполнению сложнейшей музыки. Часто ли вы ощущаете, что, хотя вам и хотелось бы показать что-то совершенно новое и сложное, публика может быть просто не в состоянии воспринять эти вещи?

Я думаю, что это вопрос баланса. Ведь можно сделать так, чтобы аудитории было комфортно в моем зале, в моем пространстве. Я считаю - и мой опыт убеждает меня в этом, - что если аудитория чувствует себя комфортно, я могу показывать ей вещи разной сложности.

Если вы заметили, во время сегодняшнего концерта были некоторые части, когда звучала очень и очень тонкая музыка, и слушатели были к ней очень и очень восприимчивы.

Мне нравится, когда аудитория понимает посыл и идею. Поэтому я стараюсь создать атмосферу, в которой слушатель сможет понимать самые разные идеи и я смогу показывать что-то, чего люди никогда не слышали, и комбинировать это с вещами, с которыми они уже знакомы… и так продолжать качественный диалог.

- А как вы ощущаете «новую аудиторию»? Сложно ли джазовому музыканту доносить свою музыку в век YouTube?

Да, вокруг столько всего разного, и мир такой разный. Каждые пять лет общество и культура кардинально меняются… Но я считаю, что искать способы общения, взаимодействовать с публикой - это все-таки ответственность артиста.

И у вас, надо сказать, весьма живо получается искать новые способы общения. Сегодня аудиторию очень повеселили и ваша съемка со сцены на мобильный телефон, и селфи, которое вы с музыкантами сделали во время финальных аплодисментов.

Ну, это просто мне на память. И жене показать. Но еще я думаю, что это позволяет и зрителям чувствовать себя чуть более расслабленно, не так формально. Не люблю слишком формальные концерты.


Чик Кориа. Фото – Ольга Карпова

Вы видели много периодов развития музыки. У вас нет ощущения, что сегодня она в целом теряет свое значение? Некоторые люди считают, что сегодня и рок-звездой, и рэпером быть менее престижно, чем пару десятилетий назад. Что намного круче податься в инвестбанкиры или в IT-предприниматели.

Это кто так считает? Я так не считаю. Вы знаете, люди настолько индивидуальны - в каждой семье, городе, культуре, возрастной группе…

Человечество такое разное. Так что невозможно сказать, что «они» думают «вот это». Они думают разные вещи. И для меня путь к настоящей коммуникации, к настоящей командной работе, к настоящему созиданию лежит именно через признание людей как индивидуальностей.

Да ведь в одной семье может быть и пять, и десять человек - и каждый будет непохожим на другого. Так что не надо обобщать. Я думаю, что только так и можно искать истину и строить отношения.

Не могу не задать вопрос вам как обладателю 22 статуэток «Грэмми». Сколько их должно быть, чтобы вы сказали: «Все, мне достаточно»?

- (Смеется.) Это не от меня зависит! Не я же выбираю. Это групповая работа. Мы записываем диск, и потом эксперты «Грэмми» за него голосуют. И каждый раз это новый альбом и новая музыка.

Награды придают уверенности, но и подталкивают вперед, потому что обязывают каждый раз выдавать что-то еще лучше. У меня просто нет права записывать и выпускать все время одну и ту же музыку.

Редакция Colta.ru благодарит устроителей московского концерта, компанию «Рам Мьюзик», за организацию интервью.



Последние материалы сайта