Нравственные проблемы в пьесе гроза. Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Гроза Нравственные итоги драмы гроза а н островского

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако его пьесы интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Так,именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя. Действие драмы Островского происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. "Пятьдесят лет я всякий день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется", – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Особенно учитывая то, что о высокой нравственности постоянно твердит Кабаниха- женщина, которая олицетворяет собой все «темное царство» Но почему же не стала жизнь в городе царством света и радости, а превратилась в "мир тюремного и гробового безмолвия"?

Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле. Как же выполняются эти законы в провинциальном волжском городке?

1. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег . Большие деньги Дикого развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину Мы видим, что основа всего в городе –деньги. Им поклоняются. Основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала . Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

2.Основа нравственности – уважение к старшим, к родителям, к отцу и матери. Но этот закон в Калинове извращается, потому что заменяется запретом на свободу, на уважение. От самодурства Кабанихи больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи - слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» - угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Е е возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. «Так-то вы старших уважаете…» -то и дело говорит Кабанова, уважение же в ее понимании -страх. Бояться надо, считает она.

3. Великий закон нравственности- жить в гармонии со своим сердцем, по совести. Но в Калинове любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Любовь- это грех. А тайком бегать на свидания – можно. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают».. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь

4.В городе нет места искреннему чувству . Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран.. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.».

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.

5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине . Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема - одна из основных в лирике Некрасова.

Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..

1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества . Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую….

…И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей . Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.

2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова -внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель - погибнуть за Отчизну: «...иди и гибни безупречно».

Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию , без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным . С этим соглашается и Поэт - действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения .

3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества :

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте,

4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу . Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.

«Поэт в России больше,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России, это прежде всего, человек с активной жизненной позицией . И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

Вид урока: урок- размышление

Используемые технологии : обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления

Цели урока:

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока;

Раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.

Развивающие:

Развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции;

Развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме;

Развитие умения работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- формирование у школьников нравственных ориентиров;

Формирование умения распознавать истинные и ложные ценности;

Формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения;

Привитие интереса к изучению художественных произведений.

Оснащение урока : портрет А.Н. Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи, словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, «Инструментальная пьеса» М.Таривердиева, репродукции картин, театральная афиша, доклады учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Мотивация познавательной деятельности. (2 мин.)

1. Вступительная беседа.

Ребята, вы, как и многие из нас, бывали в театре.

Какие пьесы вы смотрели? (разные: комедии, трагедии).

Если обратиться к афише театра, можно заметить, что в репертуаре довольно часто встречаются произведения классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского. (Обратим внимание на театральные афиши, репертуар самарских театров).

Чем вызван интерес современных зрителей к классической литературе? (сюжет, тема, проблема). То есть тематика произведений актуальна и в наше время.

II. Актуализация проблемы. (2 мин.)

1. Определение цели и задачи урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые драматург поднимает и решает в произведениях. В драме «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

2. Постановка проблемной задачи.

Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Был ли у Катерины иной путь?».

Цель нашей работы - раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины ее гибели.

III. Повторение и обобщение знаний и способов деятельности учащихся. (31 мин.)

1.«В зеркале действий...» (10 мин.)

Построение ситуации, носящей проблемно - ценностный характер и требующей от учеников понимания ее смысла. (Работа с текстом, заполнение таблицы «Судьба Катерины»).

На первом этапе, который называется «В зеркале действий...», мы будем работать в группах. Используя текст, каждой группе необходимо подготовить сообщение об определенном этапе жизненного пути Катерины и сделать вывод.

(На экране репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес», звучит музыка М. Таривердиева «Инструментальная пьеса»).

I гр. - жизнь в родительском доме

2 гр. - замужество

3 гр. - выбор Катерины

2. Усиление понимания учащимися исходной проблемной ситуации.

(4 мин.).

Составление схемы «Причины гибели Катерины».

Построение визуально - ассоциативного ряда (картины, образы).

Словарная работа над понятиями «гpex», «покаяние».

(Вывод записывается на доске. Нa экране иллюстрации для каждого этапа жизненного пути).

Детство-рай гармония души

замужество семья - клетка

грех - падение покаяние - гроза

гибель «Луч света...»

3. Выявление «веера» возможных позиций учащихся по отношению к проблемной ситуации. (5 мин.).

Вывод: Катерина погибает, но не идет на компромисс со своей совестью. Н.А.Добролюбов называет ее «лучом света в темном царстве».

Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова?

Как вы оцениваете ее поступок?

Сила это или слабость?

Случайность или закономерность?

(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель - это отказ от действий, преодоления трудностей)

Можно ли было избежать трагического финала?

(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).

Осуждаете вы ее или оправдываете?

(аргументируйте свой ответ)

Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.

4. Интерпретации пьесы современниками (9 мин.).

Переходим к следующему этапу работы - «Сквозь призму времени».

Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабанова, Дикой, Молчалин, Чичиков, Хлестаков.

Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала. Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы. 1-ой группе было предложено задание: Катерине изменить себя. Я-Я.

Составить диалог, используя фразу Катерины: «Куда теперь? Домой?...»

2-ой группе изменить взаимоотношения со свекровью. Я - ОНА

Начало диалога фраза Кабановой: «Приказывай жене-то, как жить без тебя...».

3-ей группе - изменить Бориса. Я - ОН.

Составить диалог, начиная с фразы Бориса: «Трудно мне в этом городе...».

Организация групповой работы (каждой группе выдаются листы с началом реплики героини (героя).

Сообщение 1-ой группы.

Сообщение 2-ой группы.

Сообщение 3-ей группы.

Выполнение заданий учащимися. Инсценировка эпизода.

5. Вывод (3 мин.): «Сквозь призму времени» мы видим, что многие проблемы характерны для современников. «Современная» Катерина также оказывается перед выбором. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, быть рядом с любимым человеком иной путь может быть найден.

Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора, великое множество.

За неумение выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей. Выбирать – это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него, любить или позволять себя любить.

Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении

Ю. Левитанский (текст на экране)

IV. Подведение итогов. (3 мин.)

1. Рефлексия.

Чему научил вас сегодняшний урок?

(каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях)

2. Выставление оценок.

Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.

Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте учителю.

V. Домашнее задание. (2 мин.)

Дифференцировано по уровням:

Задание №1 на оценку «3-4»

Задание №2 на оценку «4 -5»

Задание №3 на оценку «5»

Задание №1. Подготовить сообщение «Как сложится жизнь Бориса, Тихона после гибели Катерины?», «Что изменилось в городе Калинове после гибели Катерины?»

Задание №2. Написать эссе «Был ли иной путь у Катерины?», «Оправдываю или осуждаю поступок Катерины?»

Задание №3. Сравните нравственный выбор героинь А.С. Пушкина,

И.С. Тургенева, А.Н. Островского


Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако сегодня такие произведения, как «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие пьесы, интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Более подробно мне хотелось бы рассказать о пьесе «Гроза».

Символично, что в 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие», - уже в начале пьесы говорит Кулигин.

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность - это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам - «уму-разуму». Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова - те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего». Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия. Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», - гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» - та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться. Да и не хочет «выть» на крыльце - «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» - это неиз­бежно.

Молодое поколение - это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших - это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», - говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля - это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, - лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят её к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.

Здесь искали:

  • нравственные проблемы в пьесе островского гроза
  • Нравственная проблематика пьесы гроза
  • разум и чувства в пьесе гроза

На вопрос Помогите с сочинением. В чем нравственный смысл пьесы Островского "Гроза"? Не менее 250 слов. заданный автором Mary Struds лучший ответ это У каждого своя нравственная «гроза»
Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” - Катерина - женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она - первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами... ” В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она



Последние материалы сайта