Влияние природы на душу человека
А.П. Чехов «Степь »: Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и
превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно
и страдать, и радоваться, и тосковать.
Л.Н.Толстой «Война и мир»: Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном,
готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное
Любовь к природе
С.Есенин«Гой ты, Русь, моя родная»: поэт отказывается от рая ради Родины, ставя её
выше вечного блаженства, которое он обретает лишь на русской земле
Бережное отношение к природе
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»(спасает и вылечивает)
В. Астафьев «Царь-рыба»: Гоша Герцев несет наказание за высокомерный цинизм по
отношению к людям и к природе
4.Роль детства в жизни человека
Л.Н. Толстой «Война и мир»: накануне своей трагической гибели Петя Ростов в отношениях
с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в
родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту
С. Ш. Фрейд, «Леонардо да Винчи»: воспоминания детства и на них построенные фантазии
всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.
5.Роль семьи в формировании личности
Л.Н. Толстой «Война и мир »:В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте,
поэтому и дети - Наташа,Николай и Петя - стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье
Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты.
И. Полянская «Утюжок и мороженое»: Негативная атмосфера в семье и бездушие взрослых стали
причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости её сестры.
6.Взаимоотношение отцов и детей
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: ..измена Андрия сделала Тараса убийцей,он не смог простить сыну предательства
И. С. Тургенев «Отцы и дети»: У Базарова очень противоречивые чувства по отношению к родителям: с одной
стороны, он признается, что любит их, с другой - презирает «глупую жизнь отцов».
7.Роль учителя в жизни человека
В. Распутин «Уроки французского»: УчительницаЛидия Михайловна преподала герою не только уроки французского
языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В. Быков «Обелиск»: УчительМороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая,
что учитель всегда должен быть со своими учениками.
Важность процесса познания в жизни человека
И.А. Гончаров, «Обломов»: Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он
не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он
смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
И.С.Тургенев«Отцы и дети»: увлечение Базарова наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли
герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
9.Развитие и сохранение русского языка
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»: Автор исследует состояние современного русского языка,
перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды.
А. Щуплов «От съезда партии - к съезду крыши»: Публицистическая статья посвящена размышлениям о том,
как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам
10.Бессердечие, душевная черствость
А. Алексин «Раздел имущества»: Мать героиниВерочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую
и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»: Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили
похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны - страшное свидетельство того, во что превращается
человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.
11.Утрата духовных ценностей
Б. Васильев «Глухомань»: События повести позволяют увидеть,как культура уходит из нашей жизни. Общество раскололось,
в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших
веру в добро и справедливость.
Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло»: Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с
миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов.
12.Бесчеловечность, жестокость
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»: Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и
ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и
маленького Федю, родственника мужа.
Р. Брэдбери «Карлик»: Ральф, герой рассказа,жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало,
в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и
красивым. Однажды карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища,
отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.
Подлость, бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: Швабрин Алексей Иванович – бесчестный дворянин: посватавшись к Маше Мироновой
и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь,а во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину.
Ф.М.Достоевский: Пётр Лужин хочет жениться на Дуняше, так как хочет, чтобы та была его ниже по положению,прислуживала ему.
Лужин бесчестный человек. Он считает, что все продается.
Нравственная деградация, низость
А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.
Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,
превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального
благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества
Чинопочитание
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является
тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее
существо, готовое унижаться и лебезить.
А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав
лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после
неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
Чиновничество
Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.
Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,
начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.
Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже
на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное
равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной
власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа
Хамство
А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,
«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.
Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:
она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.
18. Эгоизм
Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.
А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.
Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Варварство, жестокость
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,
как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.
В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители
оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину
Вандализм
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что
на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого
памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».
И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что
зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,
разрушающую всё на своем пути.
Одиночество,равнодушие
А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.
Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.
Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.
А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет
кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю
извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.
В наши дни проблема социальной деградации личности, общества и человечества в целом – одна из главных проблем жизни на планете. Нравственные и моральные нормы созданы для того, что бы регулировать поведение такого огромного количества людей, которое населяет нашу планету. Однако все чаще и чаще люди не хотят принимать во внимание устои общества, нормы поведения. Такое движение приводит к беспорядкам, анархии, произволу.
Признаки деградации:
Теперь значительно легче понимать причины прогрессирующей деградации нашего общества. К чему беспокоится о нашем здоровье, если ценности семьи уже разрушены? Для чего жить стремлением к лучшему, когда все это можно заменить минутными наслаждениями?.. Из-за того, что в нашем сознании, к сожалению, преобладает потребительское мышление, мы всерьез не задумываемся о том, что ждет наше будущее поколение. В основном, именно потребительское отношение стало самой главной причиной экологическая катастрофы – расплаты современного человечества за цивилизацию.
Удивительно то, что мы пока только громко говорим о конце света, однако всерьез еще не занимаемся решением этой проблемы. Ломать – это не строить, и в том случае, если личность не занимается собой, собственным развитием – рано или поздно, но она деградирует. Чтобы постоянно поддерживать себя на высоком уровне, даже не говоря о развитии, необходим большой вклад времени и энергии. Невнимательность к собственной личности, абсолютное нежелание ее строить и совершенствовать – безнравственно и заканчивается часто очень грустно. Если не физической смертью – то точно духовной.
Духовная деградация сегодня прослеживается во враждебности, дискриминации прав окружающих людей (преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.). Морально деградирующего человека совсем не интересуют глобальные проблемы человечества, его культурные достижения. От этого возникает огромная проблема низкого нравственного развития. Кто-то винит в этом технические достижения. Но это всего лишь материальные вещи, которые сами не могут никак повлиять. Сами люди внедряют и распространяют в них информацию и, к сожалению, то время, когда телепрограмма начиналось с новостей о культурных достижениях, давно кануло в лету.
Причины нравственной деградации человек характеризуются также возвышением материальных ценностей. На пути к богатству человека не останавливают ни многочисленные смерти, ни проблемы экологии.
Мы пришли к тому, что деградация стала синонимом современности. Мы вроде как стремимся ликвидировать последствия, но не уничтожаем их причину. Только в случае если удастся прекратить деградацию мозга населения, то возможно получится избавиться от многих глобальных проблем.
Также очень важно понимать, что человек уже не способен конкурировать со стремительно развивающимся технологиям. Исследования показывают, что удвоение сложности микропроцессоров происходит почти каждые полтора года, а это значит, что в скором времени компьютеры окончательно затмят возможности человека. Процесс деградации и угасание духовного развития стремительно ведет к упадку интеллекта, таким образом процесс эволюции возвращается вспять. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.
Анализируя содержание и метод изложения произведений Достоевского, М.М. Бахтин в своих исследованиях отмечал, что писатель был способен передавать внутренний мир героев таким образом, что целостная структура романа представляла собой полифонию. В согласованной форме произведение вербальными средствами выражало не какую-то одну идею, творчески зарожденную в сознании автора, напротив, множественность внутренних образов, определяющих мировоззрение совершенно разных людей - героев романа, сочеталась тем целостным единством, которое именуется поиском смысла жизни. Особенность изложения Ф.М. Достоевского заключается в понимании того, что каждый человек - это целая Вселенная, поэтому путь поиска смысла жизни - уникальный, неповторимый процесс, который может осуществляться в рамках одного произведения, так же как и в исторических границах бытия, разными, иногда противоречивыми, способами
Роман писателя «Бесы» не является исключением. Однако проблема смысла личного бытия героев непосредственно связана с поиском пути общественного, государственного переустройства, которое бы помогло реализовать и личностный смысл. В таком случае центральными героями романа, именно центральными, а не главными, так как, по мнению М.М. Бахтина, в произведениях Достоевского нет второстепенных героев, являются Петр Верховенский и Николай Ставрогин. Характеристика П. Верховенского, которую дает автор, является неоднозначной и противоречивой, что выражает внутреннюю рассогласованность сознания героя: «Никто не скажет, что он дурен собой, но лицо его никому не нравится. Голова его удлинена к затылку и как бы сплюснута с боков, так что лицо его кажется вострым. Лоб его высок и узок, но черты лица мелки; глаз вострый, носик маленький и востренький, губы длинные и тонкие… Он ходит и движется торопливо, но никуда не торопится. Кажется, ничто не может привести его в смущение; при всех обстоятельствах и в каком угодно обществе он останется тот же. В нем большое самодовольство, но сам он его в себе не примечает нисколько… Выговор у него удивительно ясен; слова его сыплются, как ровные, крупные зернушки, всегда подобранные и всегда готовые к вашим услугам. Сначала это вам и нравится, но потом станет противно, и именно от этого слишком уже ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов. Вам как-то начинает представляться, что язык у него во рту, должно быть, какой-нибудь особенной формы, какой-нибудь особенно длинный и тонкий, ужасно красный и с чрезвычайно вострым, беспрерывно и невольно вертящимся кончиком» . Характеристика внешности, гармонично сочетающаяся с представлением манеры поведения и общения, однозначно указывает и на внутренний мир героя. Приятный, но никому не нравящийся, расположенный к диалогу, но в то же время отталкивающий, Петр Верховенский сам себя не оценивает как самодовольного и самовлюбленного человека, олицетворяющего морально-политический центр, относительно которого формируется революционное представление о новом строе и принципах его руководства. Раскрывая основные структуры управления, молодой человек откровенно выражает их ценностную оценку в диалоге, который состоялся между ним и Ставрогиным после посещения «наших» - собрания людей, которые, подавляемые волей Верховенского, образовали кружок «единомышленников». Выслушав предложение Шигалева о послереволюционном устройстве общества, в котором основная часть населения - это рабы, образующие бессловесное стадо, управлять которыми будут такие люди как Верховенский, этот последний заявляет: «У него (у Шигалева - С.К. ) хорошо в тетради, у него шпионство. У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны… Необходимо лишь необходимое - вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность…» . Свою роль в создании нового государственного устройства Петр Верховенский видит лишь в том, чтобы, заняв руководящий пост, обеспечить «судорогу» рабам, заставить их бояться и на основе страха воспитать полное послушание и покорность. Однако осуществлять такой принцип руководства Петр собирается не ради себя самого, выступая лишь деятельным исполнителем и преданным «апостолом» другого человека. Несмотря на то, что знаком дьявола в повествовании обозначен язык героя, который по описанию похож на змеиный, Верховенского нельзя назвать провозвестником дьявола - антихристом, хотя в романе есть еще несколько указаний на эту личину героя: во-первых, его блудное происхождение. Не стыдясь, молодой человек объявляет своему отцу Степану Трофимовичу о том, что видел письма матери, в которых она сама сомневается, кому приписать отцовство сына, намекая на интимную связь с проезжавшим и останавливавшимся когда-то в их доме поляком. Образ Петра Степановича напоминает скорее всего мага-чудотворца Аполлония из повести об Антихристе Вл. Соловьева. Этот человек, согласно описанию, обладал мистическим знанием Востока, а также знанием новейших технических средств, доступных цивилизованному миру Европы. «Так вот, - пишет Вл. Соловьев, - этот человек придет к великому императору (Антихристу - С.К. ), поклонится ему как великому сыну Божию,…, и предложит ему на службу себя и все свое искусство» . Невидимо манипулируя, маг, вызвав молнию с небес, направил ее на старца Иоанна, узнавшего во всеми любимом императоре антихриста. Смерть старца наступила мгновенно. Так же незаметно управляет ситуацией в городе и Петр Верховенский. Преднамеренно намекая на существующую сеть революционных ячеек, мошенник предлагает их сдать губернатору Лембке в течение шести дней, за которые происходит восстание рабочих шпигулинской фабрики, тонко спланированный дебош мещан на балу, протежированном женой губернатора, а также крупный пожар в одном из районов города, где были совершены два загадочных убийства. Когда же Петра Степановича открыто обвиняют в лжесвидетельстве, он даже не отказывается от своих слов, заявляя, что его не так поняли. Искажая смысл ранее высказанных речей, Верховенский доводит Лембке до потери здравого смысла. Ложь, слетавшая с уст молодого человека, является еще одним свидетельством, которое подтверждает дьявольскую направленность его воли, стремившейся воплотить идеал «антихристова» государства как результат его исполняющей, «апостольской» деятельности.
Какими же методами предлагает Верховенский приблизить будущее «справедливое» общественно-политическое устройство государства? Как он сам заявляет, надо, прежде всего, расшатать все нравственные и религиозные устои общества, компрометировать чиновников, людей, стоящих у власти, разрушить все связи, которые удерживают различные слои общества в единстве целого и боле менее гармоничного монархического строя. «Слушайте, мы сначала пустим смуту, - торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. - Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш». И, предвкушая момент приближения полного нравственного развала страны, Петр Степанович далее пророчествует: «Народ пьян, матери, пьяны, дети пьяны, церкви пусты. О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали…» . Верховенский выступал не только тайным, магическим организатором преступлений, но и сам был их непосредственным участником. У ворот ограды церкви, стоявшей в центре города, находилась икона Богородицы. Петр Степанович не только лично участвовал в ее похищении, но, и как оказалось в конце повествования, посадил на святое место иконы мышь, хотя по городу был пущен слух, что мышь посадил один из «наших» - Лямшин. В характеристике этого преступления нельзя не обратить внимания на диалог, который произошел между Верховенским и Федькой-каторжником, участвовавшим в краже. Обличая своего бывшего господина как идолопоклонника, отвергшего отеческую веру в Бога-Творца, Федька сознается и раскаивается в своем преступлении: «Я, видишь, Петр Степанович, говорю тебе это верно, что обдирал; но я только зеньчуг поснимал, и почем ты знаешь, может, и моя слеза пред горнилом Всевышнего в ту самую минуту преобразилась, за некую обиду мою, так как есть точь-в-точь самый сей сирота, не имея насущного даже пристанища… А ты пустил мышь, значит, надругался над самым Божиим перстом» . Как выясняется впоследствии, Федька-каторжник был загадочно убит. Загадочность объясняется тем, что никто в городе не знал о его местонахождении и передвижениях, поэтому найденный на дороге труп бывшего крепостного Верховенских для всех жителей города был связан с чем-то мистическим.
О противоречивости и парадоксальной гармонии русской души, носителем которой в романе является Федька, писал С.А. Аскольдов: «В составе же всякой души есть начало святое , специфически человеческое и звериное . Быть может, наибольшее своеобразие русской души заключается, на наш взгляд, в том, что среднее специфически человеческое начало является в ней несоразмерно слабым по сравнению с национальной психологией других народов. В русском человеке как типе, наиболее сильными являются начала святое и звериное » . Святое начало в человеке основывалось не на воле, а на религиозном чувстве, которое выражалось в терпении, смирении, в сораспятии Христу своими страданиями. Такой благодатный дар в сочетании со слабо развитой волей, по мнению С.А. Аскольдова, оправдывал «некоторое пренебрежение к моральному закону», объяснял «возможность быть «полнотою мерзости» и в то же время проясняться религиозным светом» . Верховенский же, напротив, олицетворяет собой начало специфически человеческое, фундаментальные принципы которого были заложены в этого молодого человека за границей в форме гуманистического идеала, направленного в своей волевой устремленности к созданию царства «благодати» на земле, в материально-природной действительности. Однако и его внутренний мир, будучи родовыми корнями связан со славянской культурной традицией, не смог до конца впитать образ гуманизма и раскололся на звериное и святое. Последнее, оторвавшись от всего божественно-просветляющего, постепенно угасло, а победившее звериное начало нашло свое выражение в действиях и поступках, никак не отвечавших тем гуманистическим принципам, относительно которых, казалось бы, и происходило формирование сознания героя.
Окончательное нравственное падение Верховенского, а также и членов пятерки «наших», происходит в момент принятия на собрании решения убить Шатова, человека, который, распознав сущностный смысл революционных идеалов, их гнилость, содержательную пустоту, отрекся от своего мировоззренческого заблуждения. Инициатором смертного приговора для Шатова был, естественно, Петр Степанович. В тексте прозвучал намек, высказанный Кирилловым, что Верховенский не смог простить личную обиду - плевок в лицо, когда своими лживыми доводами, а также и угрозами он пытался остановить Шатова от раскаяния. Петр Степанович, солгав, что их бывший товарищ донесет на них, решил кровью «окончательно скрепить пятерку» и «вместо того, чтобы представить факт в приличном свете,…, он только выставил грубый страх и угрозу собственной шкуре». Высвободившееся в людях звериное начало, выраженное в данном случае инстинктом самосохранения, требовало своего вожака, которому «приходилось дисциплину и порядок создавать насильственно путем устрашения и различных средств принуждения». Не случайно, принцип существования «пятерки» не подчиняется органическому единству, но, как отмечает С.А. Аскольдов, анализируя революционное движение, «получает противоречивый характер, поскольку эта форма стремится спаять в одно целое то, что неудержимо рассыпается в разные стороны» . После убийства Шатова и отъезда Верховенского «пятерка» распалась: Липутин бежал, бросив семью и не сказав никому ни слова, его нашли через две недели в Петербурге, где он «запил и стал развратничать безо всякой меры, как человек, совершенно потерявший здравый смысл». Лямшин, не выдержав угрызений совести, пошел доносить в полицию. Виргинский был взят после доноса Лямшина и, обрадовавшись, произнес «С сердца свалилось». Самый молодой участник «пятерки» корнет Эркель, влюбленный в Верховенского как идеал революционера, единственный либо молчал, либо извращал правду, покрывая, как он думал из гуманных побуждений, злые дела своего предводителя. Множество свидетельств Ф.М. Достоевского, которые он приводит в описании деятельной природы Петра Верховенского, недвусмысленно указывают на его дьявольскую сущность: это и образ «змеиного» по форме языка, и лживость речей, и намек на блудное происхождение, и собственноручное осквернение святого места, организация и непосредственное участие в убийствах. Однако антихристом в сущностном, содержательном понимании этого героя назвать нельзя. Это связано с тем, что Петр Степанович не любит самого себя, в нем отсутствует рефлексивное эгоистическое восприятие своей индивидуальности, более того, внутреннего мира как основы эгоистической индивидуальности у этого героя нет. Подтверждение нашей мысли находим в тексте романа. Себя Верховенский считает лишь организатором-предтечей, «апостолом», за которым придет «Иван-царевич» или подлинный антихрист в лице Ставрогина. «Ставрогин, вы красавец! - вскричал Петр Степанович почти в упоении. - …Я люблю красоту. Я нигилист, но люблю красоту. Разве нигилисты красоту не любят? Они только идолов не любят, ну а я люблю идола! Вы мой идол! Вы никого не оскорбляете, но вас все ненавидят; вы смотрите всем ровней, и вас все боятся, это хорошо…Вам ничего не значит пожертвовать жизнью, и своею и чужою… Мне, мне именно такого надо, как вы… Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк» . В завершении своей пламенной речи Верховенский берет руку Ставрогина и целует ее. Так и Вл. Соловьев в своей литературной работе «Краткая повесть об Антихристе», раскрывая сущность сверхчеловека-антихриста, пишет следующее: «Сознавая в самом себе великую силу духа, он всегда был убежденным спиритуалистом, и ясный ум всегда указывал ему истину того, во что должно верить: добро, Бога, Мессию. В это он верил , но любил только одного себя» .
Остается нерешенным вопрос: а как же сам Ставрогин оценивал свое положение, зная, какую роль уготовал ему Верховенский в будущей судьбе России? На этот вопрос можно ответить словами А.С. Аскольдова, который образно называет людей, типа Ставрогина, «бесцветная бледная немочь». Такие люди, обладая недюжинными способностями, не могут творчески преобразовать свою жизнь, а также изменить судьбу своих близких. В своем последнем письме к Дарье Павловне Николай Ставрогин пишет: «Я пробовал везде мою силу… Но к чему приложить эту силу - вот чего никогда не видел, не вижу и теперь… Я все так же, как и всегда прежде, могу пожелать сделать доброе дело и ощущаю от того удовольствие, рядом желаю и злого и тоже чувствую удовольствие. Но и то и другое чувство по-прежнему всегда слишком мелко, а очень никогда не бывает. Мои желания слишком несильны; руководить не могу…» . Потенциальную, нереализованную сущность этого человека, одинаково склонную и к добру и к злу, интуитивно чувствовал Верховенский, стремясь обольстить его идеалами революционного гуманизма и направить тем самым по пути безнравственного, злого формирования. Несомненно, если бы это удалось Петру Степановичу, Николай стал бы сильным и непреклонным лидером, создателем нового политического мировоззрения, основных его идеологических принципов, творцом революционных методов, деятельное воплощение которых стало бы компетенцией Петра Верховенского. Лиза и Дарья Павловна, напротив, стремились увидеть в Ставрогине доброго, но несчастного человека, предлагая для его нравственного совершенствования не только собственное тело, как Лиза, но и свою жизнь, как Дарья Павловна. Образ Николая Всеволодовича как «бледной немочи», внутренний мир которого наполнен страданием, утратившим смысл, «порождает уныние, один из смертных грехов. Оно прямой путь к небытию. Существо, впавшее в уныние, обыкновенно стремится покончить с собой путем повешения» , - писал Н.О. Лосский. Так и случилось.
достоевский герой роман бесы
Литература
НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ
Форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда. В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию. Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию. Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками. Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.
Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта. 2012
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ
АннотацияTHE PROBLEM OF MORAL DEGRADATION OF THE INDIVIDUAL
Irjanova Asel Amangeldievna
Magnitogorsk State University. GI Nosov
Institute of Education, Psychology and Social Work, Department of Social Work and psycho-pedagogical education
third-year student
В настоящее время люди часто говорят про нравственную деградацию личности. Это понятие не является редким и у людей не возникает вопроса «Что это такое?». Все примерно знают, что оно из себя представляет. Но его конкретную суть и насколько эта проблема опасна, знает не каждый. Потому что на первый взгляд, это не воспринимается как что-то серьезное и требующее к себе внимания. Рассмотрим детально понятие «нравственная деградация личности».
Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. Следует отметить, что нравственные принципы в разных странах и у разных наций могут отличаться друг от друга, что определено различиями культур, менталитета и исторической традиции народов. То, что принимаемо в одном обществе, может осуждаться и быть не понятым в другом.
Деградация личности – утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности; утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др.
Из всего вышесказанного можно дать суждение, что в целом нравственная деградация личности – это искажение ценностей личности и обеднение всех ее способностей под воздействием утраты психической уравновешенности и устойчивости.
Эта проблема прочно укоренилась в нашем обществе, и она требует немедленного рассмотрения и решения. Потому что процесс нравственной деградации в нашем обществе прогрессирует.
Чтобы лучше понять масштаб и серьезность проблемы, обратимся к статистике за 2014 год, взятой из новостного портала «Правда.Ру»: согласно данным исследователей Института социологии РАН, 40 % жителей России не читают книг, а те, кто изредка может провести досуг с книгой в руках, читает обычно легкие романы, или шуточные рассказы, мало кто интересуется классикой. Сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач понимают не более 14 % жителей России.
А так же отметим:
Увеличение числа больных алкоголизмом (от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек);
Рост наркомании (от употребления наркотиков ежегодно погибают от 70 до 100 тысяч человек);
Криминализация общества (доля т.н. «теневой экономики» составляет не менее 40 % от ВВП, причем, по словам академика В.Кудрявцева, подавляющая часть преступлений – это «бедная преступность», когда люди совершают кражи ради хлеба насущного, что свидетельствует об обнищании населения);
Массовая хроническая безработица (число безработных оценивается сегодня в 6-7 миллионов человек);
Маргинализация общества (доля пауперов всех возрастов в городах составляет не менее 10 %).
Это некоторые официальные данные, и, как правило, они не полностью отражают реальную ситуацию. Процесс деградации личности – это постепенный и медленный процесс, который идет незаметно для человека, что самое опасное. Посмотрим на жизнь подавляющего большинства людей в нашей стране.
Вот человек пришел с работы, уставший. И думает, что имеет право выпить с друзьями кружку пива после трудного рабочего дня или провести вечер, лежа на диване, смотря телевизор, либо посвятить себя социальным сетям. Все это он делает осознанно, с целью отдохнуть. Никто не запрещает людям так отдыхать, никто не санкционирует эту область, каждый волен выбирать свой досуг самостоятельно, так и должно быть. Поэтому большинство выбирают досуг, не требующий каких-то действий или сложностей. Люди забыли про книги, самообразование, хобби, занятия спортом. Про такое времяпрепровождение мало кто вспоминает. Конечно, это очень печально.
Так же постоянные стрессы и быстрый ритм жизни так же оставляют свои следы. Сейчас, большинство людей не умеют слышать друг друга, не желают помогать человеку в трудной жизненной ситуации. А рыночная экономика в нашей стране делает людей эгоистичными и меркантильными. Как следствие возникают раздражения, обиды, непринятие другого человека, и т.д.
Признаки деградации личности можно выявить у многих людей. На деградацию личности указывают такие факторы, как: повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов, что может выражаться в беспечности или безволии. Вдобавок, подобные проблемы присущи не только алкоголикам, наркоманам или умственно отсталым людям, но и вполне адекватным и нормальным личностям. В этом и скрывается угроза нравственной деградации личности.
Система ценностных ориентаций является не только частью духовной сферы, она параллельно представляет отношения людей к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил людей. Так же система ценностных ориентаций определяет настроение в обществе и выступает индикатором стабильности общества. От того, как уравновешена система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов, зависит динамика социально-политических преобразований в стране. Требуются серьезные поправки, как в самой системе, так и в механизме реализации государственной политики в области культуры.
В ходе нравственной деградации личности процесс ослабевания духовного развития быстро ведёт к падению интеллекта, таким образом, вызывая процесс регрессии общества. Поэтому осознанность и усовершенствование духовности остается единственной надеждой будущего поколения.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами