Шоу лазерной арфы «новаЯ» (уникальное лазерное шоу). Лазерная арфа - что это? Лазерная арфа

03.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

в чем-то напоминает историю Майкла Олдфилда. Вроде как музыка красива, и местами даже гениальна, а заниматься ею никто не хочет. И так до тех пор, пока не встречается мало-мальски толковый бизнесмен, которому нужен материал для продвижения своей студии. В случае с Майклом Олдфилдом это был Ричард Бренсон. В истории с Оксигеном Жан-Мишеля свое решающее слово сказал Франсис Дрэйфюс.

Этот человек вообще довольно много сделал для того, чтобы сформировать музыкальные вкусы Франции. Например, он открыл для французов таких известных нынче во всем мире исполнителей, как Pink Floyd и . Поверил Франсис и в молодого композитора по имени Жан-Мишель Жарр.

Те звукозаписывающие компании, которые с презрением отвергли молодого музыканта, потом в отчаянии кусали локти. Потому что Кислород покорил весь мир. Он занял первые чарты в хит-парадах всего мира, что для тех компаний было совершеннейшей неожиданностью.

Музыка Крафтверк была безжизненной. Об этом можно говорить с полным на то правом, так как этим гордятся сами музыканты этой группы.

А вот Оксиген стал настоящей симфонией в мире электронной музыки. В этой музыке не электроника подчинила музыканта, а, напротив, душа музыканта обрела свою форму в электронных созвучиях, облекшись в небывалую доселе поэтичность и красоту.

Оксиген 4, главная часть альбома, стал крайне популярной мелодией в самых различных фильмах.

Следующий альбом повторяет успех Оксигена. «Equinoxe» – «Равноденствие». Можно по праву утверждать, что благодаря этому альбому Жан-Мишель приобрел всемирную известность.

В 1981-м году совершается историческое событие: Жан-Мишель летит в Китай, чтобы исполнить серию из пяти концертов. После смерти Мао никто из европейских композиторов и музыкантов не посещал эту страну со своими концертами.

На тех концертах он нашел чем зацепить душу китайцев: он очень тонко и мастерски использовал хитрые переплетения китайских народных инструментов с электронными.

С тех пор Жан-Мишель довольно часто принимал участие в различных общественных мероприятиях. Как например, все та же самая дорогая в истории Франции пластинка, которая была продана один-единственный раз.

Тогда он как раз узнал о приближающейся выставке молодых художников. На ней было почти все из сферы современного искусства, включая картины и скульптуры. Но не было музыки, приуроченной специально к этому событию. Тогда Жан-Мишель запирается в своей студии на три месяца и выдает на выходе альбом «Музыка для супермаркетов». Мы уже рассказывали о судьбе этого диска в предыдущей статье. Он был грандиозно продан с аукциона, после чего Жан-Мишель разрешает всего один раз проиграть его на радио, строго-настрого запретив копировать записи. Все прочие записи этого альбома были демонстративно уничтожены. Жан-Мишель хотел, чтобы этот альбом стал чем-то вроде картины или скульптуры, которые существуют всего лишь в единственном экземпляре.

В следующем году он издает Zoolook, который принес музыканту очередную волну популярности. Особенно слушателей покорило то, что Жарр вовсю использовал в качестве инструмента человеческий голос. Для электронной музыки это было в диковинку.

Как-то раз NASA заказала у Жарра проведение одного грандиозного мероприятия. Сама NASA собиралась отметить свое двадцатипятилетие. Кроме того, как раз планировалось празднество стопятидесятилетия штата Техас. Поэтому решили поразить весь мир неслыханной новинкой.

Концерт назвали «Хьюстонское свидание». Он должен был быть сыгран и записан не где-нибудь, а в космосе!

Рон Мак-Нэр должен был сыграть его на саксофоне, будучи на борту космического челнока «Челленджер». Да-да, того самого, который взорвался во время взлета. Его изображение планировали передавать на стену здания, которое целиком превратили в фантастических размеров экран. Но… не получилось. И по вполне уважительным причинам.

Поэтому концерт в Хьюстоне все-таки состоялся, но из праздничного превратился в поминальный, как дань уважения Америке.

Полгода спустя Жан-Мишель решает заняться другим, не менее грандиозным мероприятием, и организовывает концерт в Лионе. Он как раз совпал по времени с приездом Папы Римского, и концерт снова едва не отменили. Едва удалось уговорить власти, после чего были мобилизованы лионские службы безопасности и впервые проведен концерт с использованием лазерной арфы.

Лазерная арфа – это удивительный музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются лучи света. Ее в основном использует на своих концертах Жан-Мишель Жарр, который ее изобрел и сам же и прославил. Этот инструмент примечателен тем, что имеет полую октаву, на которой можно играть абсолютно любые по высоте звуки. Диатонические ноты играются на зеленых лучах, а хроматические – на красных.

Revolutions

Следующий альбом Revolutions едва не запретили. После его запрещали как нецензурный, но с горем пополам выпустили. А все было из-за того, что на нем звучало арабское пение. Что ж, тогда времена были довольно суровые.

Жан-Мишель посвятил этот альбом Dulcie September, которая была убита в 88-м году в Париже, став жертвой апартеида.

В какой-то момент я оказался в замешательстве. Ну и причем тут политика раздельного проживания? В чем-то даже преимущественное поведение, которое дает возможности двум противоречащим культурам не мозолить друг другу глаза. Но на самом деле все несколько сложнее.

Сейчас апартеид ассоциируется с ЮАР. Точнее, это вики так его ассоциирует. Чтобы вам было понятней, это то же самое, что европейцы делали с коренными американцами. В лучшем случае, они позволяли индейцам жить в специально отведенных резервациях.

Например, законы времен апартеида запрещали браки между указанными расами, ставили половые отношения между мужчиной и женщиной этих рас вне закона (закон о безнравственности), смешанные браки были запрещены, регистрация населения проводилась по признаку цвета кожи, и прочие постановления, которые фактически являлись все теми же действиями, что были в свое время на тех же основаниях установлены Гитлером.

Но из-за того, что Гитлер был среди проигравших, его политику признали незаконной и неправомерной. А практически такую же политику выигравших стран считали вполне законной и достойной уважения. Вот с этим положением вещей и боролось, как ООН, так и Жан-Мишель Жарр.

После выпуска этого альбома Жарр решил выступить с концертом в Лондоне, что и сделал, несмотря на дождь. По некоторым моментам можно судить о том, что он и дождь сделал частью декораций, хотя тот и вывел из строя часть электронных инструментов.

В 1989-м году Жан-Мишель нарушает свои собственные правила, и вместо ставших привычными грандиозных концертов делает совсем небольшой, двадцатиминутный мини-концерт, посвященный столетию Эйфелевой башни.

С тех пор Жан-Мишель настолько часто приурочивал свои концерты к тем или иным датам, что не имеет смысла их все перечислять. Сотни концертов и все знаменательные. Он уже не столько музыкант, сколько музицирующий общественный деятель.

Впрочем, в девяностые годы он решает дополнительно расширить сферу своей деятельности и становится главным редактором журнала «Фигаро». Количество нереализованных и откровенно провальных проектов все возрастает.

Как общественного деятеля его использует ЮНЕСКО в 1993-м году, когда он дает серию концертов в стратегических местах. Тогда же он выпускает свой новый альбом, который называется «Хронология». И снова концерты, альбомы, продолжение Оксигена…

Если помимо группы LAFESTA на вашем мероприятии необходимо яркое шоу, вы можете существенно снизить затраты(на райдер, гонорар, трансфер), заказав дополнительно шоу лазерной арфы или шоу 3D платья , так как во всех этих шоу один и тот же основной состав: солистка Ольга Росси + 2-3 человека.

«novaЯ» – это единственная в мире оперная дива, играющая на музыкальном инструменте будущего (лазерной арфе). Уникальное шоу включает в себя живую игру на лазерных лучах различными звуками, чарующий оперный вокал, светящийся костюм, видео-проекцию, что сделает незабываемыми афишу и фотоотчет вашего мероприятия, вечеринки, презентации и гала-ужина. Оптимальное время выступления шоу лазерной арфы – 10 минут и состоящее из 6-ти разноплановых треков. При необходимости, можно провести интерактив по игре на лазерной арфе для гостей мероприятия (7-10 минут).

Шоу «novaЯ» уже выступало на таких знаковых мероприятиях, как: открытие церемонии награждения «Человек года» в Национальной опере Украины; гала-ужин в королевском дворце Бухареста (Румыния), свадьба сына шейха Рас-эль-Хайма (один из эмиратов ОАЭ), церемония награждения итальянских дизайнеров в «Доме Архитектуры» («Casa dell"Architectura», Рим, Италия); телевизионные шоу «Dizel show», «СуперИнтуиция»; а также множество других ивентов, презентаций и вечеринок.

Фрагменты выступлений шоу лазерной арфы «новаЯ» на различных ивентах (Лазерная арфа и лазерное шоу на корпоратив, праздник, вечеринку, свадьбу).

Ключевое отличие «novaЯ» от других лазерных шоу в том, что фронтвумен не имитирует игру на лазерных лучах, а по-настоящему играет на них. Ведь лазерная арфа – это не муляж, а настоящий музыкальный инструмент, что позволяет после выступления провести интерактив с гостями мероприятия и дать им возможность самим поиграть на лазерной арфе.

Мастер-класс на лазерной арфе. (Интерактив на лазерной арфе. Заказать оригинальное шоу).

Солисткой, играющей на лазерной арфе, является оперная дива (Ольга Росси), чей чарующий голос звучит в саундтреках к телепередаче «Светская Жизнь», «HD Fashion TV», «Madrid Fashion Week». Она одна из немногих в мире певиц, профессионально поющих тремя голосами: оперным, эстрадным и фолковым (народным). Также, возможно добавить в шоу еще одну очаровательную девушку (на выбор: балерину, или флейтистку).


Лазерная арфа является гармоничным сочетанием классики с инновационными технологиями и станет самым запоминающимся номером праздника.

Визуально лазерная арфа более всего напоминает настоящую арфу, но вместо струн имеет 13-ть лучей, которые веером расходятся к верху. Каждый луч отвечает за определенную ноту и, благодаря подключенному MIDI-контроллеру, на лазерной арфе можно играть множеством различных звуков, инструментов и эффектов. Это позволяет лазерной арфе идеально вписаться в любую концертную программу: будь то классический концерт симфонического оркестра или электронная танцевальная музыка в ночном клубе.


Шоу-проект «novaЯ» выступает с открытой лазерной арфой (т.е. не ограниченной рамками корпуса), лучи которой могут практически бесконечно уходить в небо, а на концертах в помещении ограничиваются лишь высотой потолка. Это смотрится очень эффектно, а на больших сценах оперных театров, концерт холлов одна лазерная арфа будет выглядеть более ярко и завораживающе, чем обычный оркестр.

РАЙДЕР

Шоу-проект «novaЯ» имеет простой райдер, так как привозит на концерты часть своего оборудования.

Технический райдер:

  • Хейзер (генератор тумана). Не дым машина!!! Если концерт проводится в небольшом ресторане или зале с невысокими потолками, достаточно 1 хейзера. В залах, вместимостью более 150 человек необходимо 2 хейзера. На открытой площадке от 3-х хезеров, т.к. направление ветра во время концерта может меняться.
  • Туман, вырабатываемый хейзером, должен быть защищен от сильного сквозняка, вытяжки или ветра, иначе, если дым рассеивается и из-за этого плохо видны лазерные лучи, выступление может быть отменено.
  • Лазерная арфа должна располагаться на сцене или в хорошо обозримом месте (между звуковыми порталами, находясь за ними). Высота потолка над лазерной арфой должна быть не менее 2,5 метров. От момента проведения саунд-чека и до окончания выступления «novaЯ», лазерная арфа не должна никем трогаться и сдвигаться!!!

  • Звукоусиливающее оборудование (колонки) в зависимости от размера площадки, где будет проводиться концерт, но не менее 2 кВт звука на каждые 100 человек/зрителей в зале.
  • Стол или большой рэк для аппаратуры звукорежиссера (устанавливается на расстоянии 2-4 метра от лазерной арфы.
  • Электропитание ~220 V с сетевыми удлинителями: на 1 розетку возле лазерной арфы; на 5 розеток возле стола/рэка звукорежиссера.
  • Сцена должна быть защищена от попадания воды и влаги и иметь температуру воздуха не ниже +16 С. Во время грозы выступление на открытой площадке невозможно.
  • 2 микрофонные стойки с держателями под радио и инструментальные микрофоны.
  • Провода: 1 стерео-пара XLR (подведены к месту звукорежиссера); 1 XLR и 1 Jack-Jack (5-8 метров в длину).
  • Во время выступления «novaЯ» (для идеальной видимости лазерных лучей) освещение на сцене и в зале должно быть максимально приглушено или выключено.
  • Если на концертной площадке имеется экран или проектор, мы предоставим специально созданное для лазерного шоу оригинальное видео на флэш-накопителе, при условии, что яркость экрана не будет мешать видимости лучей лазерной арфы.
  • Во время лазерного шоу должна быть обеспечена связь между нашим звукорежиссером (находящимся возле сцены) и VJ, световиком, звукорежиссером мероприятия.
  • Во время выступления на сцене не должны находиться посторонние люди (гости, зрители), иначе выступление может быть остановлено или отменено.

Бытовой райдер (для Киева)

  • Отдельная обогреваемая и чистая гримерная комната с 3-мя стульями/креслами, столом, зеркалом и утюгом.
  • Наличие в гримерной негазированной воды, чая/кофе, фуршетных или холодных закусок (не магазинная нарезка!). Если «novaЯ» находится на мероприятии свыше 3 часов (от приезда на саунд-чек до окончания выступления) – обеспечение полноценным питанием (горячие блюда) троих человек.

Бытовой райдер (гастрольный)

  • Оплата трансфера: до 300 км. – на личном автомобиле группы; 300-1000 км. – поездом (2 места СВ или полное купе); свыше 1000 км.– авиаперелет (эконом класс / 2 человека + 1 место для лазерной арфы, т.к. мы не можем сдавать ее в багаж, а в ручную кладь ее не пропускают из-за веса 20 кг.);
  • Встреча в аэропорту/вокзале и все поездки (в отель, на концертную площадку и т.д.) осуществляются на комфортном автомобиле с пустым багажником.
  • Если «novaЯ» находится в городе весь день или не успевает на ночной поезд/рейс, тогда необходимо проживание в отеле уровня 4* или 5* (1 двухместный номер).
  • Обеспечение трехразовым питанием (меню и тайминг обсуждаются с руководителем «novaЯ») или предоставление суточных (из расчёта: 20€ в Украине или 60€ в других странах на человека в день).
  • Отдельная обогреваемая и чистая гримерная комната с 3-мя стульями/креслами, столом, зеркалом и утюгом. Наличие в гримерной негазированной воды, чая/кофе, фуршетных закусок.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ О ШОУ ЛАЗЕРНОЙ АРФЫ:

1. Сколько места на сцене занимает лазерная арфа?

С виду она похожа на маленький черный ящик (как напольный звуковой монитор): высота 25 см / ширина 40 см. / глубина 30 см.

2. Сколько времени занимает установка и саунд-чек лазерной арфы?

Если на момент приезда на саунд-чек все пункты, указанные райдере, подготовлены вашими техническими подрядчиками, тогда весь процесс установки, подключения и настройки звука/света займет не более 30 минут.

3. Когда лучше устанавливать лазерную арфу и должна ли она все время оставаться на сцене?

Если лазерное шоу участвует в открытии мероприятия или в начале концертной программы, тогда лучше провести саунд-чек за 60 минут до прихода гостей в зал и оставить лазерную арфу на сцене до начала шоу. Если лазерное шоу выступает в конце программы или нет возможности подключиться сразу перед мероприятием, тогда можно провести саунд-чек раньше на несколько часов и убрать арфу со сцены. Время установки и убирания самой лазерной со сцены занимает 1-2 минуты.

4. Насколько темно должно быть в зале для хорошей видимости лазерных лучей?

Чем темнее, тем лучше видны лазерные лучи. В идеале, чтобы было полное затемнение, но подсветки на столах или в конце зала не будут мешать. Лучи лазерной арфы, светящееся платье солистки и экран (если таковой будет на мероприятии) уже сделают из полной темноты полумрак. Поэтому дополнительный свет будет только ухудшать видимость лазерных лучей.

5. Может ли продолжительность шоу лазерной арфы быть не 10 минут, а длиннее или короче?

Выступление может быть короче (7, 5, 3 минуты), но не длиннее, так как цель лазерного шоу вызвать у зрителей «вау» эффект. Для этого 10-ти минут более чем достаточно. Увеличить продолжительность программы можно за счет интерактива для гостей (10-15 минут), доведя общее время работы лазерной арфы до 20-25 минут.


6. Как проходит интерактив по игре на лазерной арфе?

Есть 2 варианта интерактива: на сцене и в отдельной зоне. На сцене интерактив проводится ведущим мероприятия сразу после лазерного шоу и длится 10-15 минут. Лучше всего вызвать на сцену 2-3 активных человек и дать им возможность самим по-импровизировать на лазерной арфе. Это всегда выглядит интереснее и веселее, чем попытки повторения короткой мелодии. Интерактив в отдельной зоне необходим, если цель – дать возможность как можно большему количеству гостей поиграть на лазерной арфе. Он может длиться от 30 до 180 минут. Под него нужно выделить отдельную зону в зале/холле (соответствующую условиям технического райдера), где каждый желающий может задать вопросы, поиграть на лазерной арфе и сфотографироваться с ней.

7. У нас большая сцена. Может ли в лазерном шоу участвовать больше артистов?

За отдельную плату мы можем увеличивать состав нашего шоу, добавляя других музыкантов, танцоров, струнный квартет или, даже, мини-оркестр.

8. У вас есть свой видеоряд для экрана и кто его запускает?

Да, мы имеем наш оригинальный видеоряд, созданный специально для лазерного шоу. Как правило, во время саунд-чека мы передаем видео вашему VJ на флеш-накопителе или заранее через файлообменник.

9. Как быть, если на нашем мероприятии не будет экрана?

Это не проблема, так как основное шоу – это сама лазерная арфа и оперная дива в уникальном светящемся костюме.

10. Сколько человек находится во время лазерного шоу на сцене?

Как правило, 2-3 человека: солистка и (на выбор) флейтистка или балерина. Наш DJ/звукорежиссер может располагаться сбоку от сцены (но в 3-4 метров от лазерной арфы).

11. Возможно выступление лазерной арфы под выбранный нами трек?

За дополнительную плату возможно исполнить практически любой трек (гимн компании, музыку презентации, первый свадебный танец) при условии, что для подготовки нового лазерного шоу достаточно времени и есть минус трека в хорошем качестве. Определенные мелодии и стили музыки не могут нами исполняться на лазерной арфе из-за несоответствия формату шоу.


Лазерная арфа - это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Она знаменита тем, что используется на концертах Жана Мишеля Жарра.

Лазерная арфа, которая получила свое имя из-за сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году. Китайская публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые показан публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

Французский инженер Филипп Гуерр (Philippe Guerre), интересующийся музыкой, внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях. Фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие.

Лазерная арфа с похожей конструкцией использовалась Жарром на концерте в Хьюстоне и дальнейших представлениях. Интеллектуальную часть инструмента составляет микрокомпьютер, использующий программу Laserharp, разработанную Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты, когда Жарр дотрагивается к световым «струнам». Когда Жарр перемещает руки вверх или вниз, тон ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается.

Лазерная арфа, которую использовал Жан-Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазерных лучей.


Жан-Мишеля часто критиковали за то, что на концертах он одевает огромные неуклюжие перчатки во время игры на лазерной арфе. Однако это не часть декорации, как думают некоторые, а средство безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные темные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Так же, лазерные арфы делает Джен Левин.

У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необычное хобби - она делает лазерные арфы. Что это такое? Это одновременно и музыкальные инструменты, и художественные инсталляции. Главный их элемент - лазерные лучи, которые и "отвечают" за звуковой эффект. Удивительно, не правда ли?

На самом деле всё просто и понятно. Но такова уж специфика современного искусства: автор непременно должен всё разъяснить, обязательно сдобрив свои пояснения туманными и загадочными понятиями. И, естественно, назвать всё это концепцией.


Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен: "Использование света вместо реальных струн меняет наше восприятие пространства и материи.

То, чего физически не существует (виртуальная струна), действует так, как если бы оно там было". Прямо поэзия!.

Взяв на вооружение эту - или какую-нибудь другую - "закрученную" формулировку, а то и вовсе без неё, Джен занялась лазерными арфами ещё в 1997 году и с тех пор успела сделать их 8 штук. Такое вот увлечение.
Она утверждает, что все арфы отличаются друг от друга: одни выполнены в виде элегантных деревянных скульптур, другие не так изящны, но зато водостойкие и устойчивые к погодным воздействиям.
Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант фонда Black Rock Art, представила её широкой публике в прошлом году на фестивале Burning Man, а сейчас показывает свой инструмент на Wired NextFest. Поэтому, по словам художницы, арфу пришлось защитить не только от ветров, дождей и грязи, но и от "физического воздействия посетителей".


Чтобы получше продемонстрировать возможности арфы и привлечь внимание зрителей, Джен решила сделать её составной. Инсталляция состоит из трёх арф, которые можно составлять каким угодно образом (каждая питается от автономного источника электротока). Кстати, Джен так и переставляла свои творения все дни выставки. То есть каждым утром инсталляция оказывалась как бы новой.
Впрочем, утром, как и днём, смотреть особо не на что - обычные стальные каркасы. А вот ночью происходило нечто волшебное. Вертикальные лучи, начинающиеся у самой земли и резко "обрывающиеся" на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в чистом поле, так сказать, - зрелище воистину чарующее. Но посетители не забывали и про музыкальную составляющую конструкций. И не зря - она тоже оказалась крайне необычной.
Ведь струны - это лучи, которые не только можно "дёргать", но и проходить насквозь. Можно даже сыграть целую композицию - пробегая (или проходя, в зависимости от музыкальных предпочтений) по разным арфам: разумеется, если конфигурация позволяет.
По прикидкам, лучей-струн хватает октав на пять: можно изобразить (до чего же подходящее слово!) что-нибудь очень симфоничное, тем более что играть могут несколько человек сразу. Но не для того делась арфа лазерной, чтобы её использовали как обычную. Поэтому Джен решила добавить в неё кое-какие "фишки", которые и не снились композиторам, сочинявшим партии для арф.


К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых разных сэмплированных звуков, амплитуда которых, к тому же, меняется в зависимости от скорости передвижения: чем быстрее, тем громче. Джен говорит, что так можно играть самые разные мелодии - в основном, медитативного и атмосферного характера.
На сайте Джен есть видеоролики с игрой на лазерных арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах - есть что посмотреть и послушать.
Заканчивая рассказ о замысле лазер-арф, Джен вдруг вспоминает о том, что её инсталляция "оснащена лазерами класса, признанного безопасным для использования при прямом воздействии". После такого интересного объяснения концепции слова о классе аппаратуры звучат как банальность.
Но Джен можно понять: ведь эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которых найдётся место в музыкальной индустрии - и даже не виртуальное.

Итак, своё распространение лазерная арфа получила и в России.

Российские музыканты решили не следовать западному опыту и попробовали построить лазерную арфу с нуля. В результате у конструкторов творческого объединения Deftaudio из Нижнего Новгорода получилась тоже корпусная лазерная арфа, но из восьми лучей. Как рассказали разработчики корреспонденту Infox.ru, в конструкции нижегородской арфы используется один промышленный лазер мощностью до 100 мВт, а также восемь отражателей и такое же количество сенсоров, которые крепятся на раме высотой около двух с половиной метров.


Единственный лазер копируется по тому же принципу, что и в инструменте Гуерра, но каждый получившийся в итоге луч принимается индивидуальным сенсором. Положение руки по высоте относительно луча в отечественной разработке может контролироваться при помощи инфракрасного датчика, который крепится к руке.

Как и ее аналоги, арфа Deftaudio подключается к синтезаторному оборудованию, что позволяет моделировать ее звучание на усмотрение исполнителя.

Мощность нижегородской лазерной арфы невелика, и для нее не обязательно использовать асбестовые перчатки. Поэтому лучше всего она смотрится в небольших затемненных помещениях, где работает дым-машина. Именно это позволяет использовать ее в клубах и концертных залах.

А вот так инструмет звучит на видео.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современные цифровые технологии изменили буквально все — от нашего быта до искусства, в любом его проявлении. Деревянная рама, струны, смычковый звук - первая ассоциация, возникающая при упоминании слова арфа. Но что если представить перед собой не один из древнейших щипковых инструментов, а инструмент, который работает по современным технологиям и издает музыку при движении рукой в воздухе? Все кажется непонятным и интригующим. К идее создания такого инструмента нас натолкнуло световое шоу французского композитора Жана-Мишель Жарра. Следует сказать, что электронные музыкальные инструменты появились еще в конце 70-х годов 20 века, такие как электронные гитары, синтезаторы, ударные установки. Первые технологии использования лазерного луча для создания музыкальных инструментов появились в прошлом десятилетии. К сожалению, на сегодняшний день они еще не получили широкого распространения. Причинами этого являются высокая стоимость данного устройств и отсутствие российского производства.

Объект исследования: процесс проектирования и создания электронных музыкальных инструментов;

Предмет исследования: использование лазера как технологической основы работы электронных музыкальных инструментов;

Цель проекта: создание музыкального инструмента - арфы, принцип работы которой основывается на использовании технологии лазерного луча;

Задачи исследования:

Изучить и обобщить информационные источники по теме исследования;

Проанализировать рынок подобных устройств;

Разработать прототип и спецификацию электронных компонентов лазерной арфы;

Смоделировать и изготовить дизайн данного устройства;

Осуществить сборку, комплектацию, программирование и тестирование прибора;

Выполнить технико-экономическое обоснование проекта и разработать рекомендации по его применению.

Методы исследования: изучение и систематизация информации, проектирование, компьютерное моделирование, кодирование (программирование), тестирование

Исторический аспект проекта

Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества (рис. 1). Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую арфу археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

В XX веке, в связи с появлением цифровых технологий была изобретена лазерная арфа. Впервые лазерная арфа была использована на китайском концерте JMJ еще в 1981 и произвела большое впечатление на зрителей. Более сложная - двухцветная лазерная арфа - была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли. Итальянский инженер по программному обеспечению и электронной аппаратуре создал портативную двухцветную лазерную арфу под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-250». Она базировалась на слабых (всего 80-100 mW) лазерных лучах, ведь это был всего лишь прототип существующей в настоящее время Лазерной Арфы. После этого Карелли разработал окончательную и более мощную версию Лазерной Арфы под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-450». Характерной чертой данного инструмента являлась сконфигурированная полная октава с зелёными лучами для любых диатонических нот и красными лучами для любых хроматических нот. Во второй половине 2010 года Маурицио Карелли также разработал полную цветовую версию лазерного устройства, не зависящую от дневного света автономную модель с 1W лазером под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-ПРО», а также другую версию лазерной арфы, способную управлять лазерными сканерами ИЛДА, используя синий/голубой цвет для реализации первого многоцветного лазерного регулятора: «КЛ-Контроль» (KL-Kontrol), прототипом которого был «КЛ-ИЛДА».

В рамках нашего исследования был проведен анализ рынка музыкальных инструментов подобного рода, в результате которого было выяснено, что существующие инструменты можно классифицировать по технологи функционирования:

безрамочная,

фреймовая,

по сфере применения:

кабинетная,

концертная.

Безрамочная (открытая) лазерная арфа — это обычно ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. Она потому и называется «открытой», что ни с боков, ни сверху, она ничем не закрыта. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках они могут свободно уходить в небо. (рис. 2)

Первые лазерные фреймовая (закрытые) арфы были одноцветными — обычно с зелеными лучами. Связано это с особенностью человеческого зрения: при одной и той же мощности лазерного проектора зеленый свет лазера гораздо лучше виден нам, чем красный. Но потом стали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы. (рис. 3)

Принцип работы лазерных арф

С точки зрения физических процессов в основе работы лазерной арфы лежит явление фотоэффекта - т.е. способность вещества испускать поток электронов под воздействием света - фотогальванический эффект (рис. 4). Впервые его наблюдал в 1839 году французский физик Антуан Анри Беккерель. В 1888 году Александр Столетов создал первый в мире фотоэлектрический элемент, а в 1905 году Альберт Эйнштейн в своей работе объяснил явление фотоэлектрического эффекта, за что был удостоен Нобелевской премии по физике в 1921 году.

Принцип работы открытых лазерных арф достаточно сложен, и основную роль тут играют специальные сенсоры, расположенные снизу, у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук исполнителя: когда музыкант накрывает своей ладонью тот или иной луч, его ладонь вспыхивает ярким светом. По принципу работы этих сенсоров открытая лазерная арфа подразделяется на аппаратную и программно-аппаратную.

В первой - сигналы от фоточувствительных элементов обрабатываются приборами на основе микроконтроллеров, во второй - сенсорами обычно выступают скоростные видеокамеры (от 60 кадров в секунду и выше), изображение от которых обрабатывается специальными программами на компьютерах в реальном времени (рис. 5).

В рамках своего проекта мы выбрали фреймовый вариант технологии. Арфа в этом случае представляет собой замкнутую конструкцию, у которой идущие вертикально лучи лазера попадают на фотоэлементы, как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро. Фотоэлементы в свою очередь в зависимости от яркости светового потока вырабатывают электрические сигналы определенного уровня, которые затем преобразуются в звуки (рис. 6).

Экономическое обоснование актуальности проекта

В рамках данного исследования нами был проанализирован рынок музыкальных инструментов с целью выяснения стоимости современных лазерных арф. По результатам анализа были получены следующие данные:

минимальная цена за закрытую арфу составляет 270 долларов (18500 руб.) на китайском сайте (Aliexpress).

самая высокая цена за инструмент составляет 490 тысячи рублей.

Проанализировав рынок подобных музыкальных устройств, мы делаем вывод о том, что в магазинах музыкальных инструментов лазерные арфы большая редкость, а в России они вовсе отсутствуют. Ниже представлены сведения о различных моделях лазерных арф (таблица 1):

Таблица 1

Характеристики лазерных арф

Фотография арфы

Цена, производитель

Название и характеристика

150000 руб., Китай

Винтажная лазерная арфа. - Лазеры: полупроводник, 100, 150, 200 мВТ; - Струны: количество струн-лазеров по выбору; - Габариты: бокс ~ 30х40х45 мм, рама ~ 120х90 мм, вес ~ 7 кг;

Питание: U=3В, A= 5А, питается от сети 220 В;

Интерфейс: USB (Virtual midi)

Разъемы: USB.

700000 руб., Китай

Классическая лазерная арфа (компьютерное устройство). комплектация:

Компьютер;

Звуковая карта;

Специализированное ПО;

Мощный лазер;

Midi, ILDA и другая коммутация;

Педаль переключения октав.

550000 руб., Китай

Лазерная арфа хай-тек, комплектация:

Компьютер;

Звуковая карта;

Специализированное ПО;

Мощный лазер;

Зеркала;

Сборно-разборная конструкция;

Midi, ILDA и другая коммутация

Арф закрытого контура сравнительно небольшое количество в сравнении с открытым типом. Страна производитель обоих типов - Китай. Аналогов данного устройства, выпускающегося в производстве в России, не существует. В отсутствии подобных устройств в нашей стране и высокая стоимость за границей определяет актуальность нашей работы.

Проектирование лазерной арфы закрытого типа

Для функциональной организации работы устройства нам потребовался следующий набор электронных компонентов:

Микроконтроллер Arduino UNO - контроллер построен на ATmega328. Платформа имеет 14 цифровых вход/выходов, 6 аналоговых входов, кварцевый генератор 16 МГц, разъем USB, силовой разъем, разъем ICSP и кнопку перезагрузки. Для работы необходимо подключить платформу к компьютеру посредством кабеля USB, либо подать питание при помощи адаптера AC/DC или батареи. (рис. 7)

Полупроводниковые лазеры - это лазеры с усиливающей средой на основе полупроводников, где генерация происходит, как правило, за счет вынужденного излучения фотонов при межзонных переходах электронов в условиях высокой концентрации носителей в зоне проводимости (рис. 8).

Резисторы и фоторезисторы. Основным функциональным элементом в нашем устройстве является фоторезистор - это датчик, электрическое сопротивление которого меняется в зависимости от интенсивности падающего на него света. Чем интенсивней свет, тем больше поток электронов и тем меньше становится сопротивление элемента (рис. 9 и 10).

Зуммер (пьезоэлемент) - сигнальное устройство, электро-механическое, электронное или пьезоэлектрическое. (рис. 11)

Лабораторный блок питания. (рис. 12)

С фотоэлементов электрический сигнал снимается и подается на пьезоэлемент, который издает звук.

Что касается дизайна будущего устройства, то рассмотрев все варианты, начиная от классического стиля до хай - тек, мы решили разработать свой собственный. Форма рамы арфы будет напоминать собой широко известный лист компании «СИБУР». Используя возможности среды 3D моделирования Fusion 360, мы разработали модель рамы будущего музыкального инструмента, который будет создан в итоге работы над проектом (рис.15)

Исходя из больших размеров арфы, нами было принято решение не печатать ее на 3D принтере, а воспользоваться лазерным станком для резки фанеры. Для этого мы воспользовались программой Sliser для Fusion 360. (рис. 16).

Программирование лазерной арфы

Данная система работает под управлением программируемого микроконтроллера Arduino UNO , средой программирования нами была выбрана IDE. IDE представляет собой единственную программу, в которой проводится вся разработка. Она содержит много функций для создания, изменения, компилирования, развертывания и отладки программного обеспечения. Фрагмент управляющей программы представлен ниже.

Зачастую образ арфы используется как символ музыки, но все знают о том, что это сложный инструмент, которым проблематично овладеть. Есть множество разных инструментов, которые создали электронными, и арфа не стала исключением.

Описание лазерной арфы: как возникла и где впервые появилась

Лазерная арфа - это музыкальный электронный инструмент, который состоит из нескольких световых лучей. Лазеры могут быть разной протяжности и количества, начиная с 5 и заказнчивая 28, и именно от этого зависит диапазон и звуковые возможности инструмента.

Данные лучи нужно перекрывать руками, и этот процесс похож на прикосновения к струнам на обычной классической арфе. Также из-за таких лучей ее и прозвали лазерная арфа. Эволюция такого инструмента наблюдалась еще в 1981 году, когда на китайском концерте JMJ стали использовать такой инструмент. В таком случае стоит отметить, что арфа произвела большое впечатление на зрителей, и также нужно сказать, что с того времени она и пробрела такого рода популярность.

Разработка инструмента была начата в 1979 году, и, как стало известно, спустя год работы над ней она стала появляться на концертах, а музыканты захотели узнать о ней подробнее и попробовать поиграть.

Самое интересное, что этот инструмент никак не схож с классической арфой, но это ее прототип, который может быть достаточно интересным по своему внешнему виду. Также в таком случае стоит отметить, что инструмент является неким подобием классической арфы, и его звучание также отличается от оригинала.

Как создавался инструмент

Для того чтобы создать такой инструмент, требовалось достаточно много времени и усилий, но это связано с тем, что соединение его с синтезатором стало проблематичным процессом. Также в таком случае для совершенствования ее вида постоянно вносились коррективы, но тот результат, который мы видим сейчас, говорит о том, что создатель такого инструмента очень сильно постарался, чтобы это выглядело наиболее красиво и эффектно.

Преимущества инструмента

Конечно же, для рук такой инструмент не будет нести никакой угрозы, ведь многие знают о том, что при игре на струнных постоянно грубеют подушечки пальцев. Особенно такой эффект является распространенным среди музыкантов, играющих на арфе, так как постоянное соприкосновение со струнами дает о себе знать.

Конечно, это не может сравниться с классическим звучанием арфы, но и лазерный вид ее создан для более современной музыки, ведь очень сложно представить перед своими глазами классическое выполнение, к примеру, Г. Ф. Генделя «Концерт для арфы и оркестра», в игре на лазерном виде инструмента.

Большей частью впечатление о таком инструменте создается в вечернее время, так как именно в таком случае лазеры могут быть очень красивыми, а движение рук музыканта с перерывами свечения лучей также имеет достаточно эффектный вид.

На дневных концертах такой вид инструмента не принесет такого куража и завораживающего вида, но стоит только наступить темноте, лазеры могут поразить даже опытных меломанов. Все знают о том, что использование разного вида инструментов в основном также строится на визуальном восприятии, так как в любом случае мы все смотрим на внешний вид, и это помогает нам хорошо прочувствовать музыкальное сопровождение.

Также благодаря такой арфе, можно создавать множество разных современных композиций, которые легко использовать в разных направлениях музыки. Это может быть электронная музыка, современный рок и панк-рок, поп-музыка и хип-хоп. Это становится достаточно удобным, так как можно понять, что данный инструмент может обладать разным звучанием. В зависимости от того, какой синтезатор был подключен.

Где используется звук лазерной арфы

Так как это дорогостоящий инструмент, его используют не так часто, да и научиться мастерски играть на нем достаточно сложно. В основном такой инструмент используют на концертах современной музыки. Лазерная арфа на мероприятие может быть принесена и использована в качестве аккомпанемента к разным стилям. Хоть это и не полноценное звучание арфы, но стоит отметить, что это может быть использовано большей частью как визуальное дополнение, так как выглядит она очень эффектно.

Как сделать лазерную арфу

Лазерная арфа своими руками может быть создана, но для этого потребуется достаточно много усилий, материалов и времени. Дело в том, что лазеры обязаны отлучаться небольшими специальными зеркалами, но и при этом данные лучи должны реагировать на преграду руки и в это время издавать звук.

В таком случае данный инструмент подключен непосредственно к синтезатору, и при прикосновении к лучам арфа издает звук.

Для того чтобы создать такой инструмент, потребуется синтезатор, блок питания, место под механизм работы (датчики, лампы, зеркала), датчики движения и лампы, которые будут отражать световые лучи. Все эти элементы должны быть так скреплены и присоеденены, чтобы вся конструкция имела качественный вид.

Очень важно обратить внимание именно на подключение датчиков движения к синтезатору, так как без этого фактора лазерная арфа не будет работать.

Для того чтобы создать такой инструмент у себя в домашних условиях, нужно знать специфику электронной музыки и разбираться в механизме синтезатора.

Фото инструмента

Вашему вниманию предлагаем рассмотреть, как выглядит лазерная арфа. Фото разных видов такого инструмента помогут понять принцип его работы, а также иметь представление, что это за инструмент и по какому механизму он работает.

Итог

Лазерная арфа - достаточно сложный инструмент, который способен заворожить только одним своим видом. Для того чтобы понять, по какому принципу он работает, стоит первоначально обратить внимание, что он подключен к синтезатору, который имеет возможность издавать разного рода звуки.

Большей частью лазерная арфа способна завораживать своим внешним видом, и для того чтобы играть на ней, требуется определенный навык. Арфа - вообще достаточно тяжелый инструмент для овладения музыкальным навыком, но такой вид мелодичного сопровождения требует большой точности.

Лазерная арфа на данный момент не так пользуется популярностью, так как большей частью музыканты могут отдавать предпочтение именно классическим инструментам, которые способны быть в то же время красивыми и качественными по звуку.



Последние материалы сайта