Под словом «романс» понимают особый жанр произведений литературы или же музыки . Мы будем рассматривать значение данного термина именно с музыкальной точки зрения. Согласно определению получим, что:
Романс – это маленькое произведение музыки, предназначенное для вокального исполнения, имеющее основой лирические стихи. Он даёт возможность исполнителю импровизировать от чётко прописанных тактов и квадрантов.
Также его характеризует цельность текста и музыки, соотношение которых должно быть один к одному и которые невозможно отделить друг от друга.
Чтобы подробнее разобраться в этом жанре, углубимся немного в историю и узнаем, на какие направления он дробится.
Романс – дяденька старый, и ведёт он своё происхождение со времён «тёмного» Средневековья. Родом он из Испании. Появился он в эпоху Ренессанса, когда человечество радикально меняло свои взгляды, отходило от церковных канонов, что приводило к появлению светской культуры. Её частью и был романс.
Тогда они представляли собой стихи известных поэтов, положенные на музыку и передававшие самые сокровенные переживания стихотворцев.
Ещё в романсах могли быть отражены исторические события, войны и сражения; воспевались подвиги легендарных личностей. И в целом этот жанр был близок к балладе. К светскому искусству его относили потому, что он исполнялся на родном для испанцев языке, а не на латинском, на котором пелись все церковные песни.
Зачастую песен было так много, что их объединяли в вокальные циклы, каждый из которых звучал на свою тематику. Это могли быть романсы, посвящённые любви и прекрасной даме , или посвящённые героям из легенд, их грандиозным свершениям и масштабным событиям старины.
Гораздо позже этот термин перекочевал во Францию, где его до 18 века объединяли с понятием «шансон».
Расцветом романса принято называть две последние четверти девятнадцатого века. Именно в это время звучат небезызвестные имена композиторов, вложивших огромный вклад в развитие музыкального жанра.
Больше всего потрудились немцы: это и Ф.Э. Бах, Л. Бетховен, прославившиеся на весь мир своими композициями; это и Гёте и Гейне – их стихи послужили основой для многих песен романса. Вскоре этот жанр возник и в опере.
Примерами могут послужить опера «Иоланта» П. Чайковского , в которой прозвучал романс Водемона, романс Синодала в «Демоне». Романс в первом действии «Гугенотов» Дж. Мейербера или в «Алеко» С. Рахманинова также являются представителями «оперного» романса.
Расцветая всё больше и больше, романс становится настолько значимым романтическим жанром, что постепенно обрастает различными школами. Чаще всего все равнялись на немецкую, французскую и российскую школу.
Возникает не только высококлассная классика, но и её бытовой аналог.
В России романс разбивался на несколько направлений:
В России существовало множество талантливых людей, способных создать замечательные романсы. Примерами могут служит музыкальные произведения («Не уходи, не покидай») Н.Зубов, (Не искушай меня без нужды») М.Глинка или («Восточный романс») Римский-Корсаков. Многим людям пришлось по душе исполнение сёстрами Керн Пушкинского произведения «Я помню чудное мгновенье…».
В двадцатом веке жанр ищет способы как-то иначе реализовать себя, открыть новые направления. Это было проблематично. Основу проблем также составляло соединение стиха и музыки.
Люди начинают не только петь, но и декламировать стихотворения под музыкальное сопровождения, что позже выльется в то самое новое направление, которое пытался отыскать романс. Послушать пример этой декламации можно, включив творения, вышедшие из-под рук Дебюсси, коими являются «Песни Билитис».
Появление новой аппаратуры для прослушивания музыки – граммофонов и пластинок – в целом изменяет плавное звучание романса. Однако лишь благодаря этому изобретению человечества мы в полной мере можем насладиться творчеством таких романсистов, как: А. Вальцевая, Н. Тамара.
В этой статье мы постарались подробно изложить, что же такое значит термин «романс», как он развивался и во что вылился, и какова его богатая история. Надеемся, что смогли в полной мере удовлетворить интерес читателя и что вы почерпнули что-то новое из неё.
Цель: Обозначить понятия вокального жанра песни и романса
Задачи: Дать определение понятиям «песня» и «романс». Познакомить с музыкой этих жанров.
Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.
Вокальная музыка иногда исполняется без инструментального сопровождения, такое исполнение называется a cappella .
Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.
И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.
Песня - наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песня = стихи + несложная мелодия.
Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.
Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).
Виды песни:
Народная песня
Лирическая песня
Историческая песня
Революционная песня
Бардовская песня
Эстрадная песня:
Свойства песни:
Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)
Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)
Обычно есть припев, но иногда нет
Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"
Вопросы:
К какому виду относится эта песня? (лирическая )
Есть ли адресат у этой песни? (нет )
Есть ли припев? (нет )
Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.
Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен носили название "романсеро". В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.
Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.
Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.
Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.
2 вида романса: бытовой (городской) и классический ("высокий")
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой романс .
А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,
Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.
Свойства романса:
Лирическое, чаще всего любовное содержание
Обращён к кому-то, имеет адресата
Одинаково значимы слово, музыка и исполнение
Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню
Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига "Соловей" относится к бытовому романсу.
Время создания романса: около 1725 года.
Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.
Вопросы:
Чем отличается этот романс от песни "Жаворонок"? (есть адресат: соловей )
Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое )
Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс )
что такое романс?
…С определнной долей условности можно отличить три основные стиля исполнения романсов: академический (оперно-классический) , эстрадный и цыганский. Исполнители чистого академического стиля (да простят мне отличные вокалисты мой комментарий) довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных. Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключнных в поэтическом тексте и музыке романса. Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные примы цыганской манеры пения.. .
…Городской или бытовой романс интимен, порой мелодраматичен, но не слащав, живое чувство любящей души бьется в нем, переживая эпохи, пристрастия вождей. Романс как жанр зародился в среде разночинцев, мелкого чиновничества, в нем сердце униженных и оскорбленных кем бы то или чем бы то ни было судьбой, разлюбившей женщиной, увядающей природой; в нем стремление быть верным любовной клятве, в нем та жизнь человека, которая невыразима ни в каком ином искусстве. Потому романс порой становится безысходной драмой, оставаясь преисполненным сентиментального чувства.
Романс зарождался и развивался в ресторанах, кабаках, в квартирах композиторов, например, у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного Не лукавьте, дружившего с драматургом А. Островским, братьями Рубинштейнами.. .
…Если принять, что романс это не только текст и ноты, а именно то, что входит в наши уши и души, то соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные исполнения создают разный конечный продукт. В упрощнной схеме потенциальное художественное и эмоциональное воздействие романса на слушателя определяется основными его компонентами в следующей пропорции:
Музыка 30%
Текст 20%
Исполнение 35%
Аккомпанемент 15% …
…С определнной долей условности можно отличить три основные стиля исполнения романсов: академический (оперно-классический) , эстрадный и цыганский. Исполнители чистого академического стиля (да простят мне отличные вокалисты мой комментарий) довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных. Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключнных в поэтическом тексте и музыке романса. Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные примы цыганской манеры пения.. .
…Городской или бытовой романс интимен, порой мелодраматичен, но не слащав, живое чувство любящей души бьется в нем, переживая эпохи, пристрастия вождей. Романс как жанр зародился в среде разночинцев, мелкого чиновничества, в нем сердце униженных и оскорбленных кем бы то или чем бы то ни было судьбой, разлюбившей женщиной, увядающей природой; в нем стремление быть верным любовной клятве, в нем та жизнь человека, которая невыразима ни в каком ином искусстве. Потому романс порой становится безысходной драмой, оставаясь преисполненным сентиментального чувства.
Романс зарождался и развивался в ресторанах, кабаках, в квартирах композиторов, например, у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного Не лукавьте, дружившего с драматургом А. Островским, братьями Рубинштейнами.. .
…Если принять, что романс это не только текст и ноты, а именно то, что входит в наши уши и души, то соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные исполнения создают разный конечный продукт. В упрощнной схеме потенциальное художественное и эмоциональное воздействие романса на слушателя определяется основными его компонентами в следующей пропорции:
Музыка 30%
Текст 20%
Исполнение 35%
Аккомпанемент 15% …
38 Нравится Пожаловаться
11 ОТВЕТОВ
Татьяна Трусова Просветленный (20642) 7 лет назадРоманс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском (романском) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сат
Романс это жанр вокально-инструментальной музыки. Р
Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.
В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.
В России появился совершенно новый вид романса цыганский романс. Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.
Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Серебрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.
Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied , англ. Song ) .
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Жанровые разновидности романса - баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
"Романс к И..." - Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
романс - См … Словарь синонимов
романс - а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМАНС - (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия
РОМАНС - (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied , англ. Song ) .
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Жанровые разновидности романса - баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
- (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
См … Словарь синонимов
романс - а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Современная энциклопедия
- (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
Пример ,как заполнить бухгалтерский баланс , интересует многих бухгалтеров, как начинающих, так и опытных, особенно если возникает сложная ситуация. Примеры заполнения бухгалтерского баланса можно увидеть на сайтах практически всех справочно-правовых си
Акне (угри, угревая болезнь, прыщи) – воспалительный процесс, который возникает в волосяном фолликуле и сальной железе. Это самое распространенное поражение кожи. Его проявления в разной мере ощущал на себе каждый. Данная проблема является особенно актуа
Эндокринные заболевания многочисленны и разнообразны, а их течение и симптоматика часто непредсказуемы. О том как определить заболевание эндокринных органов и о их специфике поговорим в этой статье. Эндокринная система выполняет важнейшую функцию — рег
Понятие "Генетическая экспертиза (ДНК-анализ, ДНК-тест, Экспертиза ДНК)": Генетическая экспертиза (экспертиза ДНК, судебная генетическая экспертиза, ДНК-анализ, независимая генетическая экспертиза, тест ДНК) – это один из видов молекулярно-генетической э
Острый перец способен вызвать достаточно неприятные ощущения при употреблении. К таким ощущениям относятся: слезоточивость, жжение, затрудненное дыхание. Однако, несмотря на все последствия употребления жгучего перца, многие все же не могут отказаться от
Занесение жизни из космоса на Землю. (Панспермия).Панспермия: развитие идеи. Если попытаться кратко охарактеризовать панспермию, суть ее можно свести к следующему: существуют зародыши жизни, рассеянные по всей Вселенной и в принципе способные заселить люб