Додин лев абрамович театр европы. Додин лев абрамович. Наиболее известные мировые постановки режиссера

03.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Родился в 1944 году в Сибири, в городе Сталинске (Новокузнецк). Начал театральную биографию в 13 лет в ленинградском Театре юношеского творчества под руководством Матвея Дубровина. В 22 года закончил Ленинградский государственный театральный институт, класс профессора Б.В. Зона.

Режиссерский дебют - телеспектакль «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева - состоялся в 1966 году. Затем последовала работа в ленинградском ТЮЗе. В соавторстве с Зиновием Корогодским и Вениамином Фильштинским сочинил спектакли «Наш цирк», «Наш, только наш», «Наш Чуковский», в 1972 году - первый самостоятельный авторский спектакль «Свои люди - сочтемся». После этих работ в Ленинграде заговорили о рождении серьезного режиссера. В 1975 году Лев Додин вынужден был пуститься в «свободное плавание», в «пору скитаний» осуществил более 10 постановок на сценах различных театров. Спектакли «Кроткая» с Олегом Борисовым в БДТ и во МХАТе и «Господа Головлевы» во МХАТе с Иннокентием Смоктуновским признаны сегодня крупными вехами в истории русского театра.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» К.Чапека. Появившийся в 1980 году спектакль «Дом» по прозе Федора Абрамова определил последующую творческую судьбу Льва Додина и МДТ. Сегодня основная часть труппы состоит из выпускников шести курсов и трех стажерских групп Додина. Первые из них вошли в команду Додина в 1967 году, последние - в 2012-м. С 1983 года Додин - главный режиссер, а с 2002 - художественный руководитель-директор театра. В 1998 году создатель и президент Союза Театров Европы Джорджо Стрелер приглашает Льва Додина и Малый драматический театр в Союз.

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы - третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 году избран почетным Президентом Союза Театров Европы. Лев Додин - автор более чем 70 спектаклей, в том числе полутора десятков оперных, созданных на ведущих европейских оперных площадках, таких как парижский Театр Бастилия, миланский Ла Скала, флорентийский театр Коммунале, амстердамская Нидерландская опера, Зальцбургский фестиваль и другие.

Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами.В том числе Государственными премиями России и СССР, Премией Президента России, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», премиями имени К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль, премиями французских, английских и итальянских театральных и музыкальных критиков. В 2000 году ему, пока единственному из российских режиссеров, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру».

Лев Додин - почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, командор «Ордена звезды Италии», лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор, постоянный член жюри профессионального конкурса литературных произведений «Северная Пальмира», «Золотого Софита», редколлегии альманаха «Балтийские сезоны».

Российский театральный режиссер Лев Додин . Известен как директор и художественный руководитель Малого Драматического театра в Санкт-Петербурге, заведующий кафедрой режиссуры СПГАТИ. Додин является обладателем Золотой Маски, а также званий Народного артиста России и Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Лев Додин родился в 1944 году в городе Сталинск (Новокузнецк), где его родители спасались в эвакуации от ленинградской блокады. После окончания войны вместе с ними Лев вернулся в город на Неве, где и остался жить на долгие годы.

С раннего детства маленький Лев увлекся театром, был частым завсегдатаем ленинградских сцен для юных зрителей. Будучи школьником, начал ходить в Театр Юношеского Творчества при Дворце пионеров и там впервые ощутил силу искусства и осознание, что должен принадлежать этому миру.

Сразу же после окончания учебы в школе Лев успешно поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс знаменитого Бориса Зона, выпустившего немало талантливых актеров. Отучившись положенное количество лет на актерском, Додин продолжил обучение еще на год в студии режиссуры Зона и окончил институт только в 1966 году.

Спустя всего год после выпуска из института Додин сам становится преподавателем ЛГИТМиКа, обучая студентов режиссуре и актерскому мастерству. Этот пост останется за ним надолго.

Лев Додин: «Я не столько режиссер, сколько педагог. По крайней мере, первого для меня не существует без второго. И я давно бы перестал заниматься режиссурой, если бы в нее не входила педагогика».

Творческий путь Льва Додина / Lev Dodin

Первой самостоятельной творческой работой Льва Додина стал телеспектакль «Первая любовь», поставленный по повести Тургенева.

С 1967 Додин приходит в Ленинградский Театр Юного Зрителя, где за шесть лет ставит около 10 спектаклей.

В 1974 году он уходит в Малый драматический театр Санкт-Петербурга. Под его руководством МДТ входит в состав Союза Театров Европы, а затем получает и статус «Театра Европы».

Лев Додин является обладателем множества театральных и государственных премий. Среди них - Премия имени Георгия Товстоногова, Театральная премия «Золотой софит», Орден за заслуги перед Отечеством, Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, Государственная премия СССР, Государственная премия Российской Федерации, Европейская театральная премия.

В 1983 году Додина назначают художественным руководителем МДТ, а в 2002 году он соглашается занять пост директора театра.

Лев Додин: «Когда мне предложили этот пост, первая мысль была – отказаться. Но в это время в труппе уже были мои ученики, которые написали мне письмо с просьбой прийти в театр. Потом к ним добавились еще выпуски, еще. Со многими мы работаем уже больше четверти века. И пока – тьфу-тьфу – не только не устали друг от друга, но, как мне кажется, только начинаем друг друга понимать по-настоящему.».

Параллельно работе в МДТ Додин время о времени сотрудничает с другими театрами, в числе хоторых Ленинградский областной Театр драмы и комедии, Ленинградский театр Комедии, МХАТ им. М. Горького, Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Он также ставит свои спектакли на сценах Амстердама, Флоренции, Хельсинки и Зальцбурга.

В репертуаре Додина есть работы по произведениям таких классиков, как Антон Чехов , Уильям Шекспир , Федор Достоевский , Дмитрий Шостакович и др.

Лев Додин: «Режиссура - это ведь забег на длинную дистанцию. Более чем марафонскую. Она требует мощной жизненной закалки - надо вести куда-то большую группу артистов, вести театр в целом, всех сотрудников, тратить немалые деньги, принимая решения…».

О своей личной жизни Додин предпочитает не рассказывать. Известно только, что он женат на Татьяне Шестаковой, и это его второй брак после развода с Натальей Теняковой .

  • Фильмография Льва Додина / Lev Dodin

  • 2009 Чевенгур (фильм-спектакль)
  • 2009 Пьеса без названия (фильм-спектакль)
  • 2009 Московский хор (фильм-спектакль)
  • 2008 Бесы (фильм-спектакль)
  • 1989 Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль)
  • 1987 Кроткая (фильм-спектакль)
  • 1983 Ах, эти звёзды… (фильм-спектакль)
  • 1982 Дом (фильм-спектакль)
  • 1966 Первая любовь (фильм-спектакль)

Лев Абрамович Додин... Это имя хорошо известно в театральных кругах. Выдающийся режиссер, талантливый педагог и театральный деятель - он входит в число творческой элиты России. О нем и его работах вы сможете узнать из этой статьи.

Детство и юность будущего режиссера

Лев Додин родился 14.05.1944 г. в городе Сталинске, сегодня это Новокузнецк. Именно здесь его родители находились в эвакуации во время войны. В родной Ленинград они вернулись в 1945 году.

С ранних лет Лев стал посещать занятия в городском Театре юношеского творчества. В ту пору руководителем здесь был замечательный педагог М. Г. Дубровин. Под его влиянием у юного Льва Додина появилось стойкое желание посвятить свою жизнь театру. Окончив школу, Лев Додин становится студентом Государственного института театра, кинематографии и музыки Северной столицы. Его педагогом и наставником был выдающийся режиссер Б. Зон. Своими учителями Додин Лев Абрамович называет еще и Товстоногова, Любимова, Эфроса.

Первые режиссерские шаги

Лев Додин, жизнь и судьба которого после окончания института были всецело связаны с театром, стал осуществлять свои режиссерские задумки.

Его дебют как режиссера совпал с годом выпуска. Так, 1966 год отмечен в творческой биографии Льва Додина выходом телеспектакля «Первая любовь» по И. Тургеневу. Далее последовали работы в Ленинградском театре юного зрителя. Здесь он поставил спектакль «Свои люди - сочтемся» по А. Н. Островскому. В Театре драмы и комедии вышли его «Недоросль», а также «Роза Берндт».

Малый в судьбе режиссера

В 1975 году в жизни Льва Додина появился Малый драматический театр. Сначала режиссер просто сотрудничал с этим Поставил спектакль «Разбойник» К. Чапека. Позднее появились «Назначение» по А. Володину, «Татуированная роза» по Т. Уильямсу, «Живи и помни».

Судьбоносным для Додина стал спектакль «Дом» по роману Ф. Абрамова, вышедший в 1980 г. После этой постановки в 1983 г. Лев Додин получил предложение возглавить театр. С тех самых пор и по сей день он является бессменным руководителем МДТ.
Первой его работой уже в качестве главного режиссера стал спектакль «Братья и сестры». Постановка трудно пробивалась сквозь жернова цензуры. Однако благодаря спектаклям «Дом» и «Братья и сестры» сформировались те художественные основы, которые сегодня составляют такое понятие, как театр Льва Додина.

За 25 лет руководства Л. А. Додиным на сцене МДТ прошли спектакли: «Звезды на утреннем небе», «Повелитель мух», «Старик», «Московский хор», «Gaudeamus», «Бесы», «Король Лир», «Любовь под вязами», «Чевенгур», «Жизнь и судьба», «Клаустрофобия», «Молли Суини», «Бесплодные усилия любви» и другие, всех не перечислить.

В репертуаре театра много спектаклей по произведениям А. П. Чехова, который всегда был интересен Додину. Это знаменитый «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», «Пьеса без названия».

Преподавательская деятельность

Оригинальный художник, непревзойденный творец театрального эпатажа Лев Додин, спектакли которого в жанрово-стилевом формате почти вызывающе отличаются один от другого, все же по сути является последовательным традиционалистом.

Все его идеи, которые он воплощает на сцене, являются результатом личного, индивидуального осмысления. Он все пропускает через себя, всегда испытывая огромную духовную потребность познания. Наверное, поэтому довольно рано Лев Додин испытал непреодолимое желание и необходимость передавать свой накопленный духовный опыт кому-то другому. И, как результат, с 1969 года он начинает преподавать в Академии театрального искусства Санкт-Петербурга. Сегодня он является профессором Академии и возглавляет кафедру режиссуры. Большая часть обучения для актеров, режиссеров, согласно его методу, проходит в театре. Додин не повторил буквально никого из своих учителей. У него свой Станиславский, Мейерхольд, Дубровин, Зон, Стрелер...

Спектакли, поставленные Додиным, идут по много лет, не теряя своей актуальности, они, вместе с изменяющимся миром, наливаются новым смыслом. Его многочисленные ученики остаются таковыми на протяжении почти всей своей творческой биографии. Среди них - Мария Никифорова, Владимир Захарьев, Петр Семак, Олег Гаянов, Игорь Коняев, Татьяна Шестакова, Сергей Туманов, Наталья Кромина, Владимир Селезнев, Николай Павлов, Андрей Ростовский, Леонид Алимов и др., кто работал и продолжает трудиться с мастером в МДТ. Однако много и таких, кто и вне театра остаются его учениками, являясь приверженцами додинской школы.

Лев Абрамович проводит регулярные мастер-классы в различных театральных школах Европы, а также в Японии и в США. Он является членом жюри литературного конкурса «Северная Пальмира», а также одним из членов жюри питерской театральной премии «Золотой софит».

Метод Додина

Творчество этого замечательного режиссера, созданная им школа не оставляют равнодушным никого. Он обладает феноменальной силой притяжения. В его творческой лаборатории большое внимание уделяется слову. Все свои намерения, идеи, импульсы Лев Додин воплощает через выразительное и всегда оригинальное слово. Ему есть что сказать своим ученикам, поэтому додинские монологи могут длиться часами.

Его метод полностью направлен на создание театрального целого. У него есть свое философское понимание того, что есть театр. Он всегда боролся за Театр-дом, Театр-семью. Созданию такой сцены Лев Додин и посвятил всю свою жизнь. Согласно додинской модели, театр - это коллективный художник, у которого единая коллективная душа. Только в Театре-доме, по мнению Льва Абрамовича, можно создать спектакль, являющийся продуктом большой культуры.

Его творческие эксперименты, режиссерские постановки интересны зрителю. Небольшое по размерам помещение театра не всегда вмещает всех тех, кто желает побывать на его спектаклях.

Наиболее известные мировые постановки режиссера

Лев Додин, фото которого постоянно появляются в СМИ и изданиях соответствующей тематики, является автором более шестидесяти оперных, а также драматических спектаклей, имевших успех на различных мировых сценах. Наиболее известные из них - это «Банкрот», поставленный в Финском национальном театре, «Электра» и «Саломея» Р. Штрауса, «Леди Макбет Мценского уезда», «Господа Головлевы», «Кроткая» во МХАТе, «Пиковая Дама», «Мазепа», «Демон» А. Рубинштейна. Оперные постановки создавались им в сотрудничестве с выдающимися дирижерами: Мстиславом Ростроповичем, Клаудио Аббадо, Джеймсом Конлоном и др.

Награды и звания

Лев Додин является народным артистом России, лауреатом государственных премий СССР и РФ, премии Президента РФ. Его спектакли и театральная деятельность отмечены рядом российских и международных наград. В 1994 г. он был удостоен французского ордена Литературы и искусства.

Родился в 1944 году в городе Сталинске Кемеровской области. С детских лет занимался в Ленинградском театре юношеского творчества под руководством замечательного педагога и режиссера Матвея Дубровина, ученика Мейерхольда. В Ленинградском театральном институте закончил класс выдающегося режиссера и педагога Бориса Зона, ученика Станиславского.

В 1966 году телеспектакль «Первая любовь» по повести Тургенева стал режиссерским дебютом Льва Додина. После этого были десятки драматических спектаклей, в том числе «Кроткая» Достоевского в БДТ и во МХАТе, «Господа Головлевы» во МХАТе, «Свои люди - сочтемся» в ленинградском ТЮЗе и в Финском национальном театре в Хельсинки.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» Чапека. Постановка абрамовского «Дома» в 1980 году определила творческую судьбу Льва Додина и МДТ. В 1983 году Додин становится художественным руководителем театра. В 1985 году ставит в Малом драматическом спектакль «Братья и сестры» по трилогии Абрамова «Пряслины» - именно эта постановка станет художественно-человеческим манифестом МДТ. Ставя спектакли в МДТ и преподавая в Ленинградском театральном институте, Додин стирает грань между процессом обучения артиста и «службой» актера в профессиональном театре. Легендарные спектакли МДТ «Повелитель мух», «Gaudeamus», «Бесы», «Пьеса без названия», «Король Лир», «Жизнь и судьба» рождаются в творческом содружестве взрослых артистов труппы и совсем юных студентов. Сегодня практически вся труппа театра - ученики Додина разных лет выпуска. Процесс совместного постижения загадок большой литературы и тайн человеческой природы связывает Додина и несколько поколений его артистов общими идеалами постоянного художественного поиска. Недавние премьеры МДТ в постановке Додина: «Коварство и любовь» Шиллера, «Враг народа» Ибсена, новая постановка «Вишневого сада» - доказывают, что поиск этот безусловно интересен не только труппе театра, но и зрителям России и всего мира.

С начала девяностых годов и по сей день театр Додина ведет активную гастрольную деятельность в России и за рубежом. Спектакли театра были показаны на всех континентах, кроме Антарктиды - более восьмидесяти городов Европы, Австралии, Южной и Северной Америки, Азии принимали на своих сценах МДТ, и сегодня об уровне российского драматического искусства в мире судят во многом по постановкам Льва Додина и Малого драматического театра. В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы - третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной ассамблеи Союза театров Европы. В 2012 году он избран почетным Президентом Союза театров Европы. Недаром исследователи называют театр Додина «самым европейским театром в России и самым русским театром в Европе».

Знакомство и дружба с великим Клаудио Аббадо становятся первым шагом Додина к оперной режиссуре - в 1995 году Аббадо приглашает его поставить «Электру» Штрауса на Зальцбургском фестивале. С этого момента сочетание великой музыки и выдающихся дирижеров сопутствует Додину в его крайне тщательном отборе оперных постановок: «Электра» Штрауса с Аббадо в Зальцбурге, а потом и во Флоренции; «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича во Флоренции сначала с Семеном Бычковым, а затем с Джеймсом Конлоном; «Пиковая дама» Чайковского в Амстердаме с Семеном Бычковым; «Мазепа» Чайковского с Мстиславом Ростроповичем в миланском Ла Скала, «Демон» Рубинштейна в Валерием Гергиевым в Театре Шатле в Париже, «Отелло» Верди с Зубином Мета во Флоренции, «Саломея» Штрауса с Джеймсом Конлоном в Париже. Додин неоднократно возвращается к «Пиковой даме» - новые редакции амстердамской постановки сводят его в Парижской опере с замечательными дирижерами Владимиром Юровским, Геннадием Рождественским, Дмитрием Юровским.

И все эти оперы Додин ставит в счастливом художественном товариществе с великим сценографом Давидом Боровским. Додин - оперный режиссер не менее требователен к оперным солистам, хору, статистам, чем к собственной драматической труппе - всегда пытается вовлечь их в процесс совместного постижения истории, судьбы героев, мира, возникающего на сцене. Звезда сотворчества-соратничества-дружбы сопутствует Додину в его оперных постановках: в 2014 году он ставит в Венской государственной опере «Хованщину» Мусоргского: за дирижерским пультом Семен Бычков, сценография и костюмы Александра Боровского, свет Дамира Исмагилова - эти два художника постоянные соавторы Додина в спектаклях последних лет в Малом драматическом театре.

Театральная и педагогическая деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами. В том числе Государственными премиями России и СССР, Премией Президента России в 2001 году, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», Премией К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль и другими. В 2000 году ему первому и пока единственному из российских режиссеров присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру». Лев Додин - почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор.

Лауреат Государственной премии СССР в 1986 году
Лауреат премии имени Лоуренса Оливье в 1988 году
Лауреат премии французских театральных и музыкальных критиков в 1992 году
Лауреат региональной английской театральной премии в 1992 году
Лауреат Российской национальной независимой премии ТРИУМФ в 1992 году
Лауреат Государственной премии России в 1993, 2003 году
Лауреат итальянской премии UBU в 1994 году
Лауреат Премии Фонда имени К.С.Станиславского «За выдающиеся заслуги в педагогике» в 1996 году, «За вклад в развитие российского театра» в 2008 году
Лауреат премии «Золотой софит» в 1996, 2007, 2008, 2011, 2013, 2014 годах
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в 1997, 1999 и 2004 годах
Лауреат премии критики Италии Abbiati «За лучший оперный спектакль» в 1998 году
Награжден орденом литературы и искусства офицерского достоинства «За огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур» в 1994 году
Награжден Высшей театральной премией Европы «Европа - Театру» в 2000 году
Награжден Премией Президента России «За выдающиеся заслуги» в 2001 году
Премия имени Г.А.Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2002)
Лауреат независимой московской театральной премии «Чайка» в 2003 году
Лауреат премии Национальной ассоциации театральных критиков Италии за сезон 2003/2004 годов
Награжден орденом Российской Федерации «За заслуги перед отечеством» 4-й степени (2004)
Премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры, литературы и архитектуры в 2004 году
Награжден медалью венгерского правительства «За вклад в развитие культуры Венгрии» в 2005 году
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» в 2007 году
Лауреат Премии Федерации еврейских общин России «Человек года» в номинации «Театр» (2007)
Награжден орденом Российской Федерации «За заслуги перед отечеством» 3-й степени (2009)
Присвоено звание почетного академика Российской академии художеств (2010)
Премия «Прорыв» в номинации «Мастер» (2011)
Премия им. Андрея Толубеева в номинации «За сохранение и развитие методологии живого театра» (2011)
Платоновская премия в области литературы и искусства «За сохранение традиций русского репертуарного театра и выдающиеся постановки последних лет» (2012)
Почетный Президент Союза Театров Европы (2012)
Национальная актерская премия им. Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение русскому репертуарному театру» (2013)
Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013)
Царскосельская художественная премия «За выдающийся вклад в мировое театральное искусство» (2013)
Звезда Славы Льва Додина (г. Сибиу, Румыния, 2014)
Звезда театрала (лучший режиссер за спектакль «Вишневый сад»), 2014
Премия Правительства РФ (за создание спектакля «Коварство и любовь»), 2014

Список спектаклей Л.А.Додина

1. «После казни прошу...» В.Долгого. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник Г.Берман. Ленинградский театр юных зрителей, 1967
2. «Наш цирк.» Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина, В.Фильштинского. Художник З.Аршакуни. Ленинградский ТЮЗ, 1968
3. «Хозяин» по рассказам М.Горького «Хозяин» и «Коновалов». Постановка З.Корогодского, режиссер Лев Додин. Художник А.Е.Порай-Кошиц. Ленинградский ТЮЗ, 1968
4. «Модель 18-68» Б.Голлера. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник Н.Иванова. Ленинградский ТЮЗ, 1968
5. «Наш, только наш...» Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина и В.Фильштинского. Художник М.Азизян. Ленинградский ТЮЗ, 1969
6. «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина, В.Фильштинского. Художники З.Аршакуни, Н.Полякова, А.Порай-Кошиц, В.Соловьева (под руководством Н.Ивановой). Ленинградский ТЮЗ, 1970
7. «Гибель эскадры» А.Корнейчука. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник В.Доррер. Ленинградский ТЮЗ, 1970
8. «Открытый урок». Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина, В.Фильштинского. Художник А.Е.Порай-Кошиц. Ленинградский ТЮЗ, 1971
9. «А вот что бы ты выбрал?..» А.Кургатникова. Художник М.Смирнов. Ленинградский ТЮЗ, 1971
10. «Месс-Менд» В.Меньшова по роману М.Шагинян. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник М.Китаев. Ленинградский ТЮЗ, 1973
11. «Свои люди - сочтемся» А.Островского. Художник Э.Кочергин. Ленинградский ТЮЗ, 1973
12. «Разбойник» К.Чапека. Оформление Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Ленинградский областной Малый драматический театр (МДТ), 1974
13. «Роза Бернд» Г.Гауптмана. Художник Л.Михайлов. Ленинградский областной Театр драмы и комедии, 1975
14. «Недоросль» Д.Фонвизина. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Ленинградский областной Театр драмы и комедии, 1977
15. «Татуированная роза» Т.Уильямса. Сценография М.Китаева, костюмы И.Габай. МДТ, 1977
16. «Назначение» А.Володина. Художник М.Китаев. МДТ, 1978
17. «Братья и сестры» по трилогии Ф.Абрамова «Пряслины». Постановка А.Кацмана и Л.Додина. Художник Н.Билибина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1978
18. «Живи и помни» по роману В.Распутина. Сценография Э.Кочергина, костюмы И. Габай. МДТ, 1979
19. «Бесплодные усилия любви» У.Шекспира. Постановка А.Кацмана и Л.Додина. Художник Н.Билибина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1979
20. «Если бы, если бы...» Постановка А.Кацмана и Л.Додина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1979
21. «Продолжение Дон Жуана» Э.Радзинского. Сценография М.Китаева, костюмы О.Саваренской. Ленинградский Театр комедии, 1980
22. «Дом» по роману Ф.Абрамова. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1980
23. «Кроткая» по Ф.Достоевскому. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Ленинградский Большой драматический театр (ныне им. Г.Товстоногова), 1981
24. «Братья Карамазовы» по роману Ф.Достоевского. Постановка А.Кацмана, Л.Додина и А.Андреева. Художник Н.Билибина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1983
25. «Ах, эти звезды!» Постановка А.Кацмана, Л.Додина и А.Андреева. Учебный театр ЛГИТМиК, 1983
26. «Господа Головлевы» по роману М.Салтыкова-Щедрина. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Московский Художественный Театр им.М.Горького (ныне им.А.Чехова), 1984
27. «Скамейка» А.Гельмана. Руководитель постановки Л.Додин, режиссер Е.Арье. Художник Д.Крымов. МДТ, 1984
28. «Кроткая» по Ф. Достоевскому. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МХАТ им.Горького (ныне им.А.Чехова), 1985
29. «Братья и сестры» по трилогии Ф.Абрамова «Пряслины». Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1985
30. «Повелитель мух» по роману У.Голдинга. Художник Д.Боровский. МДТ, 1986
31. «Банкрот» («Свои люди - сочтемся») А.Островского. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Финский Национальный театр (г.Хельсинки), 1986
32. «В сторону солнца» по одноактным пьесам А.Володина. Художник Э.Кочергин. МДТ, 1987
33. «Звезды на утреннем небе» А.Галина. Художественный руководитель постановки Л.Додин, режиссер Т.Шестакова. Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1987
34. «Старик» по роману Ю.Трифонова. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1988
35. «Возвращенные страницы» (литературный вечер) Постановка Л.Додина, режиссер В.Галендеев. Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1988
36. «Gaudeamus» по мотивам повести С.Каледина «Стройбат». Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1990
37. «Бесы» по роману Ф.Достоевского. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1991
38. «Разбитый кувшин» Г.фон Кляйста. Художественный руководитель постановки Л.Додин, режиссер В.Фильштинский. Сценография А.Орлова, костюмы О.Саваренской. МДТ, 1992
39. «Любовь под вязами» Ю.О Нила. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1994
40. «Вишневый сад» А.Чехова. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1994
41. «Клаустрофобия» по мотивом современной русской прозы. Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1994
42. «Электра» Р.Штрауса. Дирижер К.Аббадо. Художник Д.Боровский. Зальцбургский Пасхальный фестиваль, 1995
43. «Электра» Р.Штрауса. Дирижер К.Аббадо. Художник Д.Боровский. Театр Комунале. Флорентийский музыкальный май. 1996

44. «Пьеса без названия» А.Чехова. Сценография А.Порай-Кошица, костюмы И.Цветковой. МДТ, 1997
45. «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича. Дирижер С.Бычков. Художник Д.Боровский. Театр Комунале, Флорентийский музыкальный май, 1998
46. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер С.Бычков. Художник Д.Боровский. Нидерландская опера (Амстердам), 1998
47. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер В.Юровский. Художник Д.Боровский. Парижская национальная опера, 1999
48. «Мазепа» П.Чайковского. Дирижер М.Ростропович. Художник Д.Боровский. Театр Ла Скала, 1999

49. «Чевенгур» А.Платонова. Сценография А.Порай-Кошица, костюмы И.Цветковой. МДТ, 1999
50. «Молли Суини» Брайена Фрила. Сценография Д.Боровского, костюмы И.Цветковой. МДТ, 2000
51. «Чайка» А.П.Чехова. Сценография А.Порай-Кошица, костюмы Х. Оболенской. МДТ, 2001
52. «Московский хор» Л.Петрушевской. Художественный руководитель постановки Лев Додин. Сценография Алексея Порай-Кошица, костюмы И.Цветковой. МДТ, 2002
53. «Демон» А.Рубинштейна. Дирижёр В.Гергиев. Художник Д.Боровский. Художник по костюмам Х.Оболенская. Париж, Театр Шатле, 2003

54. «Дядя Ваня» А.П.Чехова. Художник Д.Боровский. МДТ, 2003
55. «Отелло» Дж. Верди. Дирижёр З.Мета. Художник Д.Боровский. Флоренция, Театр Комунале, 2003
56. «Саломея» Р.Штрауса. Дирижёр Дж. Конлон. Художник Д.Боровский. Париж. Парижская национальная опера, 2003
57. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер Г. Рождественский. Художник Д.Боровский. Парижская национальная опера, 2005

58. «Король Лир» У.Шекспира. Художник Давид Боровский. МДТ, 2006
59. «Жизнь и судьба» В.Гроссман. Художник Алексей Порай-Кошиц. МДТ, 2007
60. «Варшавская мелодия» Л.Зорина. Художественный руководитель постановки Лев Додин. Художник Алексей Порай-Кошиц. МДТ, 2007
61. «Бесплодные усилия любви» У.Шекспира. Художник Александр Боровский. МДТ, 2008
62. «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича. Дирижер Дж.Конлон. Художник Д.Боровский. Театр Комунале, Флорентийский музыкальный май, 1998

63. «Долгое путешествие в ночь» Ю.О’Нила. Художник Александр Боровский. МДТ, 2008
64. «Повелитель мух» У.Голдинга. Сценография и костюмы Давид Боровский. Реализация сценографии Алексей Порай-Кошиц. МДТ, 2009
65. «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский. МДТ, 2009
66. «Три сестры» А.П. Чехова. Художник Александр Боровский. МДТ, 2010
67. «Портрет с дождем» А.Володина. Художник Александр Боровский. МДТ, 2011
68. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер Д.Юровский. Художник Д.Боровский. Парижская национальная опера, 2012

69. «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Художник А.Боровский. МДТ, 2012
70. «Враг народа» Г.Ибсена. Художник Александр Боровский. МДТ. 2013
71. «Он в Аргентине» Л. Петрушевской. Художественный руководитель постановки Лев Додин. Режиссер Т.Шестакова. Художник А.Боровский. МДТ, 2013
72.«Вишневый сад» А.Чехова. Художник Александр Боровский. МДТ, 2014
73.«Gaudeamus». Новая редакция. По мотивам повести С. Каледина. Художник А.Порай- Кошиц. МДТ, 2014
74. «Хованщина» М. Мусоргского. Дирижер С. Бычков. Художник А. Боровский. Венская государственная опера. 2014

Распечатать


Лев Абра́мович До́дин (род. 14 мая , Сталинск) - советский и российский театральный режиссёр , Народный артист Российской Федерации () , лауреат Государственной премии СССР () и Государственных премий РФ ( , , ).

Биография

Лев Додин родился в Сталинске (ныне Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград . С детства увлечённый театром, Лев Додин вместе с одноклассником Сергеем Соловьёвым занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина . Сразу после школы, в 1961 году, поступил в на курс Б. В. Зона . Вместе с ним здесь в актёрской группе учились Ольга Антонова , Виктор Костецкий , Леонид Мозговой , Сергей Надпорожский , Наталья Тенякова , Владимир Тыкке . Но завершил обучение Л. А. Додин на год позднее своих однокурсников на режиссёрском отделении в мастерской Зона .

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа , воспитал не одно поколение актёров и режиссёров.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром . С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором .

Семья

Постановки

Ленинградский ТЮЗ
  • - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского . Художник З. Аршакуни
  • - «Наш, только наш…». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник М. Азизян
  • - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского. Художники З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц , В. Соловьёва (под руководством Н. Ивановой)
  • - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова. Художник М. Смирнов
Малый драматический театр
  • - «Разбойник» К. Чапека . Оформление Э. Кочергина , костюмы И. Габай
  • - «Татуированная роза » Т. Уильямса . Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай
  • - «Назначение» А. Володина . Художник М. Китаев
  • - «Живи и помни » по повести В. Распутина
  • - «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • - «Скамейка» А. Гельмана . Режиссёр Е. Арье . Художник Д. А. Крымов
  • - «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • - «Повелитель мух» по роману У. Голдинга . Художник Д. Л. Боров­ский
  • - «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина . Худож­ник М. Китаев
  • - «Звёзды на утреннем небе» А. Галина . Режиссёр Т. Шестакова. Худож­ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)
  • - «Старик» по роману Ю. Трифонова . Оформление Э. Кочерги­на, костюмы И. Габай
  • - «Возвращённые страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1990 - «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1991 - «Бесы » по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1992 - «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста .Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руководитель постановки)
  • 1994 - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила . Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1994 - «Вишнёвый сад » А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1994 - «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1997 - «Пьеса без названия » А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц , костюмы И. Цветковой
  • 1999 - «Чевенгур » по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2000 - «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2001 - «Чайка » А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2002 - «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки
  • 2003 - «Дядя Ваня » А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2006 - «Король Лир » У. Шекспира. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2007 - «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману , инсценировка Л. Додина.
  • 2007 - «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки)Идея сценографии Д. Л. Боров­ский ; Художник А. Е. Порай-Кошиц .
  • 2008 - «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила
  • 2008 - «Бесплодные усилия любви » У. Шекспира
  • 2009 - «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский ; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц .
  • 2009 - «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.
  • 2010 - «Три сестры » А. П. Чехова.
  • - «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина . Худож­ник А.Боровский
  • - «Коварство и любовь » Ф.Шиллера . Худож­ник А.Боровский
  • - «Враг народа » Г. Ибсена
  • - «Вишнёвый сад » А. П. Чехова
Другие театры
  • - «Роза Бернд» Г. Гауптмана . Художник Л. Михайлов. - Ленинградский областной Театр драмы и комедии .
  • - «Недоросль» Д. Фонвизина . Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай. - Ленинградский областной Театр драмы и комедии.
  • - «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского . Оформление М. Китаева, костюмы О. Саваренской. - Ленинградский театр Комедии .
  • - «Кроткая » по Ф. М. Достоевскому . Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай. - Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького .
  • - «Господа Головлёвы » по М. Е. Салтыкову-Щедрину . Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай. МХАТ им. М. Горького .
  • - «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай. - МХАТ им. М. Горького
Постановки за рубежом
  • 1986 - «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся!») А. Н. Островского. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай. - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия.
  • 1995 - «Электра» Р. Штрауса . Дирижёр К. Аббадо . Художник Д. Л. Боров­ский . - Зальцбургский Пасхальный фестиваль.
  • 1996 - «Электра» Р. Штрауса. Дирижёр К. Аббадо. Художник Д. Л. Боров­ский . - Театр Коммунале, Флорентийский музыкальный май.
  • 1998 - «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича . Дирижёр С. Бычков. Художник Д. Л. Боров­ский . - Театр Коммунале, Фло­рентийский музыкальный май.
  • 1998 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Дирижёр С.Бычков. Худож­ник Д. Л. Боров­ский . - Нидерландская опера (Стопера), Амстердам. «Любовь под вязами».

Признание

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР ()
  • Народный артист Российской Федерации (26 октября 1993 года) - за большие заслуги в области театрального искусства
  • Государственная премия СССР (1986) - за спектакли «Дом» и «Братья и сёстры» по произведениям Ф. А. Абрамова в Малом драматическом театре
  • Государственная премия Российской Федерации (1992) - за спектакль «Для веселья нам даны молодые годы» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат» в Малом драматическом театре, г. Санкт-Петербург
  • Государственная премия Российской Федерации (2002) - за спектакль Академического Малого драматического театра - Театра Европы «Московский хор»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 марта 2009 года) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден за заслуги перед Отечеством IV степени (9 мая 2004 года) - за большой вклад в развитие театрального искусства
  • Орден Почёта (3 февраля 2015 года) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания, печати и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года
  • Офицер ордена искусств и литературы (Франция , 1994) - за огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур
  • Премия имени Георгия Товстоногова (2002)
  • Почётный доктор СПбГУП (2006)
  • Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2007)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • Почётный Президент Союза театров Европы (2012)
  • Театральная премия «Золотой софит» (2013) ,
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2014) за создание спектакля «Коварство и любовь» по трагедии Ф. Шиллера
  • Государственная премия Российской Федерации за 2015 год в области литературы и искусства ()

Книги

  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Погружение в миры. «Три сестры». Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2011. 408 с. ISBN 978-5-903368-59-4
  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Погружение в миры. Чехов. Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2010. ISBN 978-5-903368-45-7
  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Погружение в миры. Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны», 2009. 432 стр., 48 ИЛЛ. ISBN 978-5-903368-28-0
  • Додин Л. А. Путешествие без конца. Диалоги с миром. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. 546 с. ISBN 978-5-903368-19-8
  • Додин Л. А. Репетиции пьесы без названия. СПб.: Балтийские сезоны, 2004 . 480 с. ISBN 5-902675-01-4
  • Lev Dodin Journey Without End. Reflections and Memoirs. Platonov Observed: Rehearsal Notes / Foreword by Peter Brook. London: Tantalus Books, 2005.

Напишите отзыв о статье "Додин, Лев Абрамович"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Малого драматического театра .

Отрывок, характеризующий Додин, Лев Абрамович

Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.
В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего. Солдаты кавалеристы, входя в оставленный со всем добром купеческий дом и находя стойла не только для своих лошадей, но и лишние, все таки шли рядом занимать другой дом, который им казался лучше. Многие занимали несколько домов, надписывая мелом, кем он занят, и спорили и даже дрались с другими командами. Не успев поместиться еще, солдаты бежали на улицу осматривать город и, по слуху о том, что все брошено, стремились туда, где можно было забрать даром ценные вещи. Начальники ходили останавливать солдат и сами вовлекались невольно в те же действия. В Каретном ряду оставались лавки с экипажами, и генералы толпились там, выбирая себе коляски и кареты. Остававшиеся жители приглашали к себе начальников, надеясь тем обеспечиться от грабежа. Богатств было пропасть, и конца им не видно было; везде, кругом того места, которое заняли французы, были еще неизведанные, незанятые места, в которых, как казалось французам, было еще больше богатств. И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство.

Французы приписывали пожар Москвы au patriotisme feroce de Rastopchine [дикому патриотизму Растопчина]; русские – изуверству французов. В сущности же, причин пожара Москвы в том смысле, чтобы отнести пожар этот на ответственность одного или несколько лиц, таких причин не было и не могло быть. Москва сгорела вследствие того, что она была поставлена в такие условия, при которых всякий деревянный город должен сгореть, независимо от того, имеются ли или не имеются в городе сто тридцать плохих пожарных труб. Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители, и так же неизбежно, как должна загореться куча стружек, на которую в продолжение нескольких дней будут сыпаться искры огня. Деревянный город, в котором при жителях владельцах домов и при полиции бывают летом почти каждый день пожары, не может не сгореть, когда в нем нет жителей, а живут войска, курящие трубки, раскладывающие костры на Сенатской площади из сенатских стульев и варящие себе есть два раза в день. Стоит в мирное время войскам расположиться на квартирах по деревням в известной местности, и количество пожаров в этой местности тотчас увеличивается. В какой же степени должна увеличиться вероятность пожаров в пустом деревянном городе, в котором расположится чужое войско? Le patriotisme feroce de Rastopchine и изуверство французов тут ни в чем не виноваты. Москва загорелась от трубок, от кухонь, от костров, от неряшливости неприятельских солдат, жителей – не хозяев домов. Ежели и были поджоги (что весьма сомнительно, потому что поджигать никому не было никакой причины, а, во всяком случае, хлопотливо и опасно), то поджоги нельзя принять за причину, так как без поджогов было бы то же самое.
Как ни лестно было французам обвинять зверство Растопчина и русским обвинять злодея Бонапарта или потом влагать героический факел в руки своего народа, нельзя не видеть, что такой непосредственной причины пожара не могло быть, потому что Москва должна была сгореть, как должна сгореть каждая деревня, фабрика, всякий дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей. Москва сожжена жителями, это правда; но не теми жителями, которые оставались в ней, а теми, которые выехали из нее. Москва, занятая неприятелем, не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее не подносили хлеба соли и ключей французам, а выехали из нее.

Расходившееся звездой по Москве всачивание французов в день 2 го сентября достигло квартала, в котором жил теперь Пьер, только к вечеру.
Пьер находился после двух последних, уединенно и необычайно проведенных дней в состоянии, близком к сумасшествию. Всем существом его овладела одна неотвязная мысль. Он сам не знал, как и когда, но мысль эта овладела им теперь так, что он ничего не помнил из прошедшего, ничего не понимал из настоящего; и все, что он видел и слышал, происходило перед ним как во сне.
Пьер ушел из своего дома только для того, чтобы избавиться от сложной путаницы требований жизни, охватившей его, и которую он, в тогдашнем состоянии, но в силах был распутать. Он поехал на квартиру Иосифа Алексеевича под предлогом разбора книг и бумаг покойного только потому, что он искал успокоения от жизненной тревоги, – а с воспоминанием об Иосифе Алексеевиче связывался в его душе мир вечных, спокойных и торжественных мыслей, совершенно противоположных тревожной путанице, в которую он чувствовал себя втягиваемым. Он искал тихого убежища и действительно нашел его в кабинете Иосифа Алексеевича. Когда он, в мертвой тишине кабинета, сел, облокотившись на руки, над запыленным письменным столом покойника, в его воображении спокойно и значительно, одно за другим, стали представляться воспоминания последних дней, в особенности Бородинского сражения и того неопределимого для него ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они. Когда Герасим разбудил его от его задумчивости, Пьеру пришла мысль о том, что он примет участие в предполагаемой – как он знал – народной защите Москвы. И с этой целью он тотчас же попросил Герасима достать ему кафтан и пистолет и объявил ему свое намерение, скрывая свое имя, остаться в доме Иосифа Алексеевича. Потом, в продолжение первого уединенно и праздно проведенного дня (Пьер несколько раз пытался и не мог остановить своего внимания на масонских рукописях), ему несколько раз смутно представлялось и прежде приходившая мысль о кабалистическом значении своего имени в связи с именем Бонапарта; но мысль эта о том, что ему, l"Russe Besuhof, предназначено положить предел власти зверя, приходила ему еще только как одно из мечтаний, которые беспричинно и бесследно пробегают в воображении.
Когда, купив кафтан (с целью только участвовать в народной защите Москвы), Пьер встретил Ростовых и Наташа сказала ему: «Вы остаетесь? Ах, как это хорошо!» – в голове его мелькнула мысль, что действительно хорошо бы было, даже ежели бы и взяли Москву, ему остаться в ней и исполнить то, что ему предопределено.



Последние материалы сайта