Владимир Овчинников: «Наши педагоги до сих пор лучшие в мире. "В. П. Овчинников путь на музыкальный олимп" Министерство культуры вашу позицию поддерживает

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Владимир Путин подписал поручение, предписывающее сохранить систему 11-летнего профессионального обучения в спецшколах для одаренных детей.

Этот документ призван спасти от действия нового закона «Об образовании» восемь музыкальных школ в крупных городах страны, где детей с первого класса готовят к концертной карьере.

О проблеме сохранения школ рассказал директор Центральной музыкальной школы (ЦМШ), народный артист России Владимир Овчинников.

- Что значит для ЦМШ поручение президента?

Во-первых, важно, что на восемь специальных школ обратили внимание. Во-вторых, в поручении говорится о непрерывности профессионального образования в сфере искусства с 1-го по 11-й класс.

- Речь идет о терминологии?

Да, и это очень важно. Мы добиваемся права профессионально обучать детей музыке с первого класса. В этом случае мы по-прежнему сможем брать детей на конкурсной основе. В начале февраля у нас будет совещание с участием директоров восьми школ, а также представителей Минобразования и Минкультуры, обсудим, какие именно стандарты образования нам нужны. Затем мы должны представить их в Российскую академию образования.

В Китае и Японии, например, вместо наших 40 часов в неделю дети учатся гораздо больше, вообще без выходных. Но музыкантам, творческим людям необходимо время, чтобы побыть одному, снять напряжение, подумать. Душу нельзя только тормошить.

- Министерство культуры вашу позицию поддерживает?

Во многих вопросах оно идет навстречу. Но некоторые вещи, как мне кажется, до последнего времени не понимало. Например, если назвать начальное музыкальное образование «предпрофессиональным», приоритет будет у общеобразовательного, а не у музыкального цикла. К счастью, мы добились понимания - может быть, слишком эмоционально, скандально, но в итоге нас услышали.

А как вы восприняли открытое письмо педагогов Российской академии музыки имени Гнесиных? Они выступили за новый закон «Об образовании», с которым вы так активно боретесь.

Я воспринял это как полное непонимание ситуации. И уверен, что половина людей, подписавших письмо, вообще не знали, что они подписывают. Это похоже на заказ, ответную реакцию на нашу позицию.

В последнее время редкий коллектив может похвастаться отстутствием массовых писем против чего-нибудь или кого-нибудь.

Люди научились писать. И на меня тоже писали, и на других директоров, и даже на министров. Однажды, когда я работал в Великобритании, один из местных критиков написал гадкую рецензию на мой диск. Я очень переживал, в отчаянии позвонил Евгению Светланову, который эту запись высоко оценил и с которым меня связывала дружба. Он ответил: «Володенька, наплюйте. Главное в нашей жизни - честно делать свое дело». Иногда нам попадаются плохие люди на пути, и возраст в этом плане совершенно не помеха. Часто это заслуженные, уважаемые люди.

- Вы редкий пример концертирующего директора. Как всё успеваете?

К сожалению, успеваю не всё. Нет времени на новые программы, хотя это всегда было нормой моей концертной жизни. На старом багаже еще выруливаю. Недавно был большой сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, к которому я все же специально выучил несколько этюдов Скрябина. В тяжелые моменты, когда в школе не все спокойно, я сажусь за инструмент, и спустя полчаса игры с меня, как с гуся вода, сходят все проблемы.

К тому же, недавно меня пригласили в жюри конкурса Чайковского. Это дополнительная мотивация: имею ли я моральное право судить других, разучившись играть сам? Так что стараюсь держать себя в форме.

- Многие музыканты убеждены, что конкурсы - сплошь фикция и коррупция.

Фикция и коррупция могут существовать всегда и везде, и это говорит только о том, что всегда существуют личные интересы. Но если речь про детей, то, какая бы ни была коррупция, талант всегда слышно. Современные технологии, например, онлайн-трансляции, позволяют отследить любую нечистоплотность настолько легко, что никому не хочется создавать скандал.

Нам нужны результаты, а они могут быть только при честной игре. Те, кому дают первые премии, действительно этого заслуживают, даже если поначалу может казаться иначе. Так было с Григорием Соколовым и с Даниилом Трифоновым, который после конкурса играет все лучше и лучше.

- Каким должен быть пианист, чтобы вы сказали ему на конкурсе «да»?

Музыкант должен так видеть или чувствовать музыку, чтобы меня это убедило и расположило. Одной виртуозности не хватит - только десертом нельзя наесться. Для меня важно услышать лирику.

Очень важно, как музыкант находит контакт с публикой, улыбается, кланяется, выбирает программу. Есть знаковые произведения, по которым можно понять: это прекрасный музыкант, но не более. Что он будет показывать публике? Свою пустую душу? Или это будут серьезные высказывания, на которые люди пойдут, как в церковь, причащаться? Надеюсь, это будет главным критерием на конкурсе Чайковского.

- Политические события последнего времени школу не затронули?

К нам обращались с просьбой отправить в Крым музыкальную литературу, ноты. Мы отправили 50 коробок. При случае мы готовы принять в школу одаренных детей оттуда. У нас многонациональный коллектив, даже дети из Северной и Южной Кореи учатся вместе и живут в одном здании. Так что, думаю, все будет хорошо.

- Какой подарок вы, как директор, хотели бы получить к 80-летнему юбилею ЦМШ?

Мы уже начали получать подарки. Например, недавно благотворители пополнили наш скромный инструментарий двумя дорогостоящими арфами: маленькой, кельтской, и полноразмерной. Благодаря друзьям школы будет снят фильм о ЦМШ. Еще раньше мы получили щедрый подарок: внутри школы и по всему периметру установили видеокамеры, так что теперь школа стала более безопасной, и хулиганства со стороны учеников поубавилось.

- Дети, которые целый день сидят за инструментом, еще находят время хулиганить?

Один очень известный музыкант признался мне, что его выгнали из нашей школы за плохое поведение. Выплески энергии бывают у всех детей. Только у кого-то они происходят в рамках приличия, а у кого-то выходят за всякие рамки.

Конечно, в ЦМШ детям приходится в два раза больше времени тратить на учебу - из-за интеграции общеобразовательного цикла и музыкальных предметов. Но это не мешает им бегать, прыгать, играть. Ярчайший пример - Денис Мацуев, который не может представить свою жизнь не только без музыки, но и без футбола.

Играть больше ста концертов в год не всем под силу, и дело не только в одаренности. Дело в колоссальных физических нагрузках, не говоря уже о психологических стрессах. Это постоянный, нескончаемый процесс, и в какой-то момент человек может просто сломаться. Поэтому музыканту нужно постоянно воспитывать себя не только как личность, но и физически. Нужно быть стойким оловянным солдатиком.

- Критика начального профессионального образования за то, что оно лишает детей детства, необоснованна?

Конечно. Наоборот, это - счастливое детство, в котором дети уже нашли себя. Профессиональное музыкальное образование позволяет раскрыть художественные чакры. Но самое интересное, что дети, обучаясь музыке, уже учатся серьезно, добросовестно трудиться. Чтобы выучить самую простенькую пьеску, нужно посидеть, сосредоточиться, напрячь свои душевные силы, чтобы получилось еще и красиво. Я всегда говорю, что даже если из ребенка не получится профессиональный музыкант, он в любой профессии будет ценным сотрудником.

- Часто бывает, что ваши подопечные не становятся музыкантами?

В основном я встречал такие случаи во время перестройки, когда жизнь ломала многие судьбы, люди уезжали за границу. Среди моих одноклассников было много детей, которые считались очень талантливыми, но на них, видимо, оказывали сильное давление педагоги и родители, и в итоге они сознательно уходили в другие профессии. И все-таки я убежден: у детей, которые занимаются музыкой, совсем иной менталитет. Они дальше видят, глубже чувствуют, у них шире кругозор. Не говоря уже о том, что любой человек, умеющий сыграть на гитаре хотя бы три аккорда, становится душой компании. Музыка и дети - лучшее, что есть на свете.

Владимир Павлович Овчинников

«Им мог бы гордиться сам Лист». Именно так оценила шотландская газета «Глазго геральд» Владимира Овчинникова, восхищаясь тем, что во время его исполнения «трудно было поверить, что не целый оркестр находится на сцене», а испанская «Коррера делла сьера» назвала его «необыкновенным пианистом, воспитанным русской школой и направленным к самым высоким вершинам виртуозности».

Прошло 25 лет с первой победы на конкурсе в Монреале, когда он, будучи еще студентом консерватории, получил серебряную медаль и заявил о себе как о большом музыканте. После этого соревнования было еще три, на которых он никому не уступил пальму первенства.

Теперь наш земляк - профессор Московской консерватории, известный в мире солист Московской филармонии. Его огромный вклад в музыкальное развитие страны не остался незамеченным, и летом 2005 года Владимиру Овчинникову присвоено звание «Народный артист России».

Меня всегда удивляли и восхищали величие и королевская простота Владимира Овчинникова. Общаться с ним – просто счастье. Промелькнувшие годы странствий, неповторимые события и впечатления могли бы найти отражение в его записках из жизни артиста и стали бы еще одной главой в истории русской исполнительской школы ХХ – XXI вв. Но человек скромный и деликатный, он мало говорит о себе, все больше спрашивает и внимательно слушает собеседника. Чем реже он бывает на родине, тем с большим удовольствием смотрит открытки, альбомы с белебеевскими фотографиями, радуется, если видит знакомые лица. Все эти воспоминания из прошлого вызывают в нем живые эмоции, пробуждая и детские впечатления, и память о родных местах.

По окончании контракта с Англией в 1998 г. Володя посетил свою малую родину по печальному поводу – умерла мама; тогда в память о ней в уфимской филармонии состоялся его сольный концерт. Нина Павловна всегда следила за успехами сына издалека, из маленького Белебея, и терпеливо ждала вестей, хотя знала, что на письма у него нет времени. Учитывая его беспокойную жизнь странника, радовалась и успокаивалась, если слышала родной голос «Вовика» хотя бы по телефону. Она боялась самолетов, но Володя шутил, убеждая ее, что времена дилижансов прошли, а точное выполнение концертных графиков требует больших скоростей. Но на этот раз, как он ни торопился, все-таки не успел напоследок сказать самые теплые слова благодарности и выразить всю нежность сыновней любви... Все эти недосказанные чувства он поверял музыке, которая звучала в день сороковин.

Играл он ей одной, самому дорогому и близкому человеку. Зрителям же выпала роль молчаливых свидетелей музыкального приношения – исполнения Шопена, Листа, в чьих трагических сочинениях раскрывалась скорбящая душа самого музыканта.

Звуки навеяли воспоминания... Нину Павловну никогда не привлекала атмосфера ажиотажа, славословия, не старалась она попасть и в объектив любопытных фото- и телекамер. Как всегда, в своем темном скромном платье, затерявшись среди публики, эта самоотверженная женщина с большим волнением слушала его игру. Она знала, что люди искусства безжалостно сжигают свои нервы и, когда к ней подходили с поздравлениями, расспросами, чего бы ей хотелось пожелать сыну, любящая и заботливая мать отвечала: «Я хочу только одного – чтобы он был здоров». Как же теперь ему не хватает ее одобряющего взгляда и ласкового слова...

Его мама, Нина Павловна, работавшая в художественной самодеятельности и педучилище, играла на баяне. Ее знал и уважал весь Белебей не только как прекрасного человека, но и как мать, вопреки всем трудностям воспитавшую такого замечательного сына и выдающегося пианиста. Будучи профессиональным музыкантом, она внимательно присматривалась к своему ребенку. Сам Владимир считает, что он начал заниматься музыкой в 4 года. Но Нина Павловна все воспринимала по-своему.

В статье, опубликованной в «Советской Башкирии» (за 2 октября 1982 г.) она дала интервью собкору Н. Пентегову: «Музыке мы учили старшего сына, Юрия, а Вовик только-только ходить начал, а уж тянулся к клавишам, пытался повторять за Юрой, что тот играл. И пальцы сколько раз крышкой пианино себе отбивал, и со стула падал... Однажды npuxoжy домой – все стулья связаны. Оказывается, мама моя постаралась, чтоб не лез ребенок к пианино. А вообще-то мы не на шутку забеспокоились: думали, уж все ли ладно с ним... Повезли Вовика в Москву. Не к специалисту по музыке, а к невропатологу. Тот осмотрел сына и говорит: «Ребенок он у вас вполне нормальный. А вот слух у него просто необыкновенный: абсолютно музыкальный слух, такой редко встретишь». А Вовик рот открыл, головенкой вертит. «Видите, – говорит врач, – муха летает. Мы вот с вами ее не слышим, а для него ее жужжание все равно, что барабанный бой. Короче говоря, вам к музыкантам надо, а не к врачам». Находились мы тогда по музыкантам, да как-то все без толку. Так и вернулись домой. Один знакомый из Москвы потом написал, что есть такая учительница, Артоболевская, которая занимается с одаренными детьми. В 4 года повезли Володю к ней. Анна Даниловна послушала его, осталась довольна и сказала, что его непременно надо учить в ЦМШ. А пока надо учить его нотной грамоте».

Так начинался долгий и трудный путь на музыкальный Олимп мальчика из Белебея, родившегося 2 января 1958 года, – будущего лауреата самых престижных международных конкурсов. А пока, вплоть до окончательного отъезда в Москву, юный музыкант получал задания от Анны Даниловны, выполнял их самостоятельно и учился в первом классе белебеевской средней школы № 1. Период от четырех до восьми лет был годами становления, когда мать прививала ему упорство и трудолюбие. Несмотря на то, что мальчику уже исполнилось 8 лет, одного его в московский интернат не брали. Нужно, чтобы кто-то из родных был при нем, следил и помогал в домашних занятиях. Такова методика Артоболевской: с первого шага ребенку нужна ежедневная помощь в освоении нового, и именно родственники могут стать незаменимыми помощниками.

Поговорили, подумали, и ничего не оставалось делать, как отправляться с ним бабушке, которой в то время было 65 лет. Прожила она с внуком в Москве 5 лет. Это никак нельзя назвать иначе, как подвигом. Всем известно, как трудно пожилому человеку оторваться от дома, ехать куда-то в неизвестность, в большой шумный город, да еще быть в ответе за судьбу и здоровье маленького внука. А Нина Павловна работала и работала на Москву – столичная частная квартира и в то время стоила немалых денег. И лишь в 13 лет началась самостоятельная жизнь музыканта. Бабушка вернулась домой, и теперь все родные жили в ожидании коротких наездов своего любимца.

Знакомство мое с маленьким музыкантом состоялось в 1967 году, когда только начиналась моя педагогическая работа в музыкальной школе, а Володя проучился в Москве первые полгода. Как-то Нина Павловна пришла с просьбой послушать сына. Играл он концерт Кабалевского – самостоятельный разбор.

Помню одно: трудно было уследить одновременно за его пальцами и текстом в нотах. А весной у нас состоялся отчетный концерт. Приехавший на каникулы Володя Овчинников в качестве гостя подключился к выступлениям наших ребят и украсил программу «Ноктюрном» cis-moll Шопена. Какой колоссальный скачок за один год учебы в Москве! Ученики обычных музыкальных школ в редких случаях могут играть эту сложную пьесу в выпускном классе.

Методику Артоболевской профессор Московской консерватории Вера Горностаева назвала «педагогикой дальних результатов». Действительно, с самых ранних лет она дает ученику то, что позволяет ему в будущем стать личностью, пианистом-виртуозом. Ее заповедь – все накопленное учеником в занятиях должно быть показано в публичных выступлениях, поэтому в конце года каждый ученик на концерте-отчете демонстрировал, чего он достиг. Не это ли является мостиком к будущим конкурсным выступлениям, где требуются выносливость и большой объем программы? Ученик Артоболевской С. Слонимский пишет ей в письме: «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей или сухой тренировкой техники. И почему-то при этом 99% Ваших ребят – редкие виртуозы с блестящей техникой».

Яркий пример тому – Овчинников, великолепный мастер с прекрасным пианистическим аппаратом и потрясающей техникой.

Большая часть дня в консерватории отдавалась музыке, но Володя не был тихим мальчиком, не видевшим света белого из-за нее. Для отдыха он часто играл в футбол, гонял на велосипеде; у него было много товарищей, с которыми он часто приезжал на лето в Белебей.

В 1982 г. по всем каналам телевидения транслировался VII международный конкурс им. П. И. Чайковского. Вся страна могла слышать впечатляющую игру Владимира Овчинникова, московского музыканта с башкирской отметиной. В то время попасть в число участников конкурса было очень непросто. Самому соревнованию предшествовали тщательный отбор, бесконечные прослушивания и, наконец, Всероссийский конкурс, лауреату которого давалось право участвовать в этом ответственном состязании.

Большое видится на расстоянии. По прошествии почти четверти века вновь вспомнились конкурс им. П. Чайковского и яркое выступление нашего соотечественника, чье имя является гордостью Белебея, и не только. Во всей республике это единственный пианист, достигший вершин Олимпа и добившийся всеобщего мирового признания.

Конкурс Чайковского собрал для участия 74 представителя из 40 стран.

Работа жюри была чрезвычайно сложной и ответственной – в таком большом количестве участников не ошибиться в выборе достойных. Когда к третьему туру, где осталось 13 лучших, туман рассеялся, то стало очевидным лидерство уверенно идущего к победе Владимира Овчинникова. И как результат борьбы лауреатское – звание, разделенное с англичанином Питером Донохоу и серебряная медаль (первое место не присуждено). Вообще, решение жюри не всегда бывает стопроцентно верным. Как сказал профессор Московской консерватории Геннадий Цыпин, «оно оценивает музыкантов по состоянию на сегодняшний день», «в искусстве же истина есть процесс». В конце концов есть время, которое докажет, кто есть кто. «Успех вообще странная вещь и не всегда зависит от ценности или дарования исполнителя или исполнения».

Как жаль, что порой негласный поединок членов жюри решает судьбу конкурсанта, и в финал не проходит истинный музыкант. Зато, по мнению пианиста Владимира Ашкенази, «есть масса победителей», о которых после соревнования «сразу все забыли». К счастью, на VII конкурсе Чайковского – в отличие от последних, скандальных – было объективное жюри, угадавшее в Овчинникове необыкновенное дарование, которое в будущем раскроется максимально, и сегодняшнее «серебро» заблестит «золотом» высокой пробы.

В своих последних конкурсных «Итогах и размышлениях» профессор Московской консерватории Г. Цыпин пишет в газете «Советская культура»:

«Удачно выступил на конкурсе В. Овчинников. О нем можно сказать: прирожденный виртуоз. Труднейшие эпизоды в исполняемых пьесах он, как правило, выигрывает технически точно, ясно, чисто и абсолютно «честно».

Отлично прозвучали у Овчинникова этюды, многое в «Мефисто-вальсе» Листа, с блеском он сыграл Третью сонату Бетховена и «Петрушку» Стравинского. Импонирует и его манера поведения на сцене: он держит себя за клавиатурой рояля благородно-сдержанно, спокойно, с достоинством.

Овчинников – серьезный, умный исполнитель».

Эти выводы, которые являются ключевыми к характеристике его пианизма, поддерживает председатель жюри VII конкурса композитор Отар Тактакишвили: «Стиль Овчинникова я бы охарактеризовал, как наслаждение пианизмом. В нем щедрость, идущая от полной свободы владения инструментом».

А английская «Дейли телеграф» пишет: «Совершенно ясно, что Овчинников имеет трансцендентальную виртуозность, которой сам Прокофьев, как пианист, удивлял публику в начале века».

Говоря о его сопернике, англичанине Питере Донохоу, который поразил жюри и слушателей «Петрушкой» Стравинского, Тактакишвили подчеркивает, что «в этой пьесе не меньший успех имел и Владимир Овчинников. Он играл технически раскованно, совершенно по-другому, но не менее убедительно ».

Всего этого он добился благодаря своим наставникам – Анне Даниловне, которая взрастила этот талант и, оберегая его, передала в надежные руки своего любимого ученика Алексея Наседкина. В свою очередь, Наседкин занимался у знаменитого Генриха Нейгауза, чей класс всегда представлял созвездие талантов. Тем не менее, профессор отмечал этого даровитого пианиста как «лучшего из своих питомцев». И, будучи умным и музыкально одаренным учеником, Овчинников осваивал все самое ценное из традиций нейгаузовской школы. Алексей Аркадьевич стал для него близким человеком и непререкаемым авторитетом.

С отличием окончена консерватория. Не обошла его своим вниманием и госпожа Удача – открылась самая яркая страница музыкальной биографии молодого артиста. Теперь впереди – большие перспективы, концерты, гастроли.

В начале августа я получила приглашение на концерт, программа которого представляла произведения Чайковского – Тему с вариациями, «Баркаролу» из цикла «Времена года», «Петрушку» Стравинского, Седьмую сонату Прокофьева. О том, как принимали его на родине, говорят публикации белебеевской газеты «Вперед» – «День Овчинникова», «Музыка, сближающая сердца». Местных меломанов покорили талант и скромность молодого человека. Волнующие строки статьи Д. Курганова отразили впечатления от того концерта: «Шквал аплодисментов горячей, мощной волной хлынул на него, откатился назад и навсегда сблизил пианиста со своими земляками. Он приехал к нам из загадочного мира искусства и ввел нас в этот мир. Каким сказочно-богатым, пленительно-чарующим и светлым оказался он! Старый рояль, дождавшийся своего звездного часа, творил в этот вечер чудеса. И в этом мире он (Володя – О. К.) был признанным волшебником... ».

Осенью 1982 года он поступает в аспирантуру. К этому времени Владимир Овчинников уже солист Москонцерта, и ездить ему приходилось по всему Союзу – от Дальнего Востока до Белоруссии и Прибалтики, выступать на Кубе, в ГДР, ФРГ, Болгарии, Италии.

Итальянская пресса отмечала потрясающую энергетику «музыканта с детской застенчивой улыбкой и руками дьявола». В 1984 году итальянцы слушали Овчинникова со скрипачом А. Винницким на конкурсе камерных ансамблей в Верчелли, который принес им удачу – первую премию и золотую медаль.

Очень интересной работой, как мне сообщила Нина Павловна, были концерты в 1985 г. к 40-летию Победы. Венгрия собрала лучших музыкантов из стран социалистического содружества в симфонический оркестр, а солистом был приглашен Овчинников. Всего за 10 дней репетиций нужно было слиться в единый творческий союз и подготовиться к гастрольному турне.

Снова родной Белебей дождался его приезда в 1986 г., когда он дал концерт из произведений А. Н. Скрябина. Белебеевцы по достоинству оценили искусство своего выдающегося земляка и сделали ему памятный подарок – в 1989 году добились для него звания «Заслуженный артист РБ». Через 7 лет, в 1996 г., Владимир Овчинников получит звание «Заслуженный артист России».

А пока он шел к этой награде дорогой бесконечных выступлений, педагогических поисков, конкурсов, работой за рубежом.

В 1987 г. Владимир в очередной раз доказывает свой высокий исполнительский уровень на конкурсе в г. Лидсе (Великобритания) и вновь становится «золотым». Тогда ему выпала честь в числе других лауреатов играть перед Ее Величеством королевой Елизаветой. С этой страной у него вообще давние связи, он бывал там несчетное количество раз. А в 1993 г. ему предложили поработать в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании, где он пробыл в течение трех лет.

В Москве также состоялась педагогическая карьера, которую он начинал с ассистента, затем стал доцентом и, наконец, – профессором. В его классе выросла талантливая пианистка Екатерина Мечетина, имя которой достаточно хорошо известно в мире высокого искусства.

Кроме того, Владимир много времени и внимания уделяет своему сыну Илье, студенту Московской консерватории. Молодой музыкант пробует себя в различных инструментальных ансамблях и с удовольствием принимает музыкальные наставления отца. А тут подросла и младшая дочка, Леночка, которая серьезно увлеклась музыкой и тоже с нетерпением ждет папиных уроков.

В 2001 году Владимира Павловича пригласили на работу в Японию, в город Курасики в качестве профессора университета Сакуйо. Более трех лет он жил вдали от дома. Но Артист – гражданин мира, и нет ничего удивительного в том, что, работая на Востоке, Овчинников гастролировал в Европе и России.

Москва же всегда оставалась приоритетом творческой жизни музыканта, и он прилетал сюда, чтобы выступить в запланированных абонементных концертах и вновь умчаться к берегам Страны Восходящего Солнца.

Личная жизнь артиста подчинена строгому гастрольному расписанию, в котором нет места сбою. Русскому маэстро рукоплещут в престижных залах Европы и Америки: в «звездном» Карнеги-холл, Голливуд Боул и Линкольнцентре Нью-Йорка, в королевских залах Лондона и Мюнхена; с триумфом проходили концерты в Вене, Амстердаме и Токио; его звукам внимали утонченные французы в Театре на Елисейских полях и в элитном зале Плейеля в Париже...

Он играл с оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Гонконга, знаменитого лейпцигского Гевандхауза, с королевским филармоническим и оркестром Би-Би-Си Великобритании... Его партнерами были выдающиеся дирижеры Владимир Ашкенази и Евгений Светланов, Владимир Федосеев и Геннадий Рождественский, Яков Крейцберг и Георг Шолти…

В списке крупнейших дирижеров, с кем приходилось выступать Овчинникову, есть имя и профессора Юрия Симонова, приезжавшего в Уфу в начале октября 2005 года на гастроли с оркестром Московской филармонии. На пресс-конференции я поинтересовалась их прошлыми совместными выступлениями. Юрий Иванович с удовольствием вспомнил нашего уроженца – человека «скромного (отметив это редкое качество в музыкальной среде), симпатичного, замечательного музыканта и ансамблиста», с которым ему не однажды доводилось играть. Дирижеру особо запомнилось их успешное выступление с Лондонским симфоническим оркестром и в Санкт-Петербурге, куда Овчинников был вызван в экстренном порядке заменить отказавшуюся от концерта солистку. Цейтнот обязывал пианиста максимально сосредоточить свою творческую волю и с единственной репетиции выйти на эстраду.

Сколько же в его музыкальной биографии промелькнуло городов и стран!

Но к нашей всеобщей радости, он остался все тем же добрым, скромным Володей, не поддающимся дурману почестей и славы. Накануне 2006 года Владимир Овчинников, официальный представитель, артист всемирно известной американской компании «Steinway & Sons» приезжал по приглашению уфимской филармонии на презентацию концертного «Стейнвея», отличающегося беспрецедентным богатством звучания. Золотые руки маэстро, прикоснувшись к таинству звучащей души инструмента, освятили его в этом храме искусства и благословили на долгую жизнь. Слушая «звенящий лабиринт его рояля», забываешь самого себя и чувствуешь, как мысль и волшебные пальцы этого кудесника завораживают и погружают тебя в роскошный мираж, а то вдруг сопровождают во дворец, воздвигнутый им из божественного хрусталя.

О нашем «экстраординарном» мастере давно уже пишет мировая пресса, выражая свое восхищение и награждая его головокружительными эпитетами с многократными восклицательными знаками: «интеллигентный», «блестящий», «истинный талант». Газета «Дейли телеграф» «пропела» такие громкие дифирамбы, какие нечасто можно услышать в музыкальной империи строгих судей и прихотливых вкусов. И это все о нем, о выдающемся музыканте, нашем земляке: «Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект».

Ольга Курганская , заслуженный работник культуры РБ, член Союза журналистов РБ и РФ, лауреат премии имени Т. К. Максимовой газеты «Белебеевские известия»

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова - самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста - осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», - это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.

Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А.Д.Артоболевской, а в 1981 году - Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А.А Наседкина (ученика Г.Г.Нейгауза).

Овчинников - лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания,1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашен играть перед королевой Елизаветой.

Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр BBC (Великобритания), Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Оркестр «Гевандхаус» (Германия), Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Радио Франс, Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр и Государственный академический симфонический оркестр России.

Партнерами В.Овчинникова стали многие известные дирижеры: В.Ашкенази, Р.Баршай, М.Бамерт, Д.Бретт, А.Ведерников, В.Веллер, В.Гергиев, M.Горенштейн, И.Головчин, А.Дмитриев, Д.Конлон, Я.Крайцберг, А.Лазарев, Д.Лисс, Р.Мартынов, Л.Печек, В.Полянский, В.Понькин, Г.Рождественский, Г.Ринкявичюс, Е.Светланов, Ю.Симонов, С.Скровашевский, В.Федосеев, Г.Шолти, М.Шостакович, М.Янсонс, Н.Ярви.

Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в самых крупных городах Европы и США. В лучших залах мира проходили незабываемые концерты В.Овчинникова: Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга, Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Альберт-холл и Роял Фестивал-холл в Лондоне, Геркулес-холл и Гевандхаус в Германии и Мюзикферайн в Вене, Концертгебау в Амстердаме и Сантори-холл в Токио, Театр Camps- Elysees и Зал Плейель в Париже.

Пианист принимал участие в известных международных фестивалях, проходивших в разных странах мира: Карнеги-холл, Голливуд Боул и Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США); Эдинбург, Челтенхем и ВВС Промс (Великобритания); Шлезвиг-Гольштейн (Германия); Синтра (Португалия); Стреза (Италия); Сингапурский фестиваль (Сингапур).

В разное время В.Овчинников записал на компакт-диски произведения Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера с такими фирмами, как EMI, «Коллинз Классикс», «Русские сезоны», «Шандос».

Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течение нескольких лет В.Овчинников преподавал фортепиано в Королевском северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 г. началась его педагогическая деятельность в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. С 2001 года Владимир Овчинников также преподаёт в университете Сакуё (Япония) в качестве приглашенного профессора фортепиано, с 2005 года - профессор факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова.

Солист Московской государственной академической филармонии (1995). Народный артист России (2005). Член жюри многих международных конкурсов.

Владимир Павлович Овчинников - знаменитый российский пианист, вице-президент Совета ВОИС, лауреат престижных мировых конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Международный конкурс пианистов в Лидсе – во время своего визита на Мальту рассказал редакции «Мальтийского вестника» об истории своих взаимоотношений с островом, музыкальном образовании и концертной программе.

Какова история ваших взаимоотношений с Мальтой?

Давным-давно, еще в прошлом веке, я приезжал сюда давать концерты в Маноэль Театре. В то время я работал в Манчестерском королевском колледже, и у меня, после победы в Международном конкурсе пианистов в Лидсе, была серия концертов по всей Европе. Так я попал на Мальту впервые. Потом судьба бросала меня и в Японию, и в Америку, но сложилось так, что я снова прибыл на Мальту, в этот раз уже в связи с конкурсом пианистов, которые Европейский Фонд Поддержки Культуры проводит по всем миру. Здесь, на Мальте, проходил в апреле прошлого года главный финал.

У меня остались очень яркие впечатления от столицы Мальты Валлетты, в которой проходили и конкурсные состязания пианистов, и концерты Мальтийского международного музыкального фестиваля, где присутствовал, например, легендарный Гия Канчели. Современный молодой композитор Алексей Шор выступил в качестве композитора-резидента фестиваля.

Это был подлинный музыкальный праздник с очень большим количеством слушателей. В связи с участием в фестивале многих известных музыкантов и различных коллективов, это событие, как мне кажется, прогремело на всю Европу. Важно отметить, что и конкурс, и фестиваль становятся традиционными. Благодаря ярким музыкальным впечатлениям, я очень полюбил Валлетту, а также людей, которые работали на этом фестивале. В одном из предыдущих интервью я назвал Мальту островом радости, потому что это очень красивая и исторически невероятно интересная страна, где каждый камень с богатой историей отправляет нас в глубину веков. И для меня теперь здесь все окрашено в музыкальные тона. Я считаю, что приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Празднование Православного Рождества - тоже одна из прекрасных традиций Мальты. Как сложилось так, что вы прибыли на остров уже ради этого события?

Когда меня пригласил Константин Ишханов, я с удовольствием согласился. И у этого выступления есть тоже своя история. В этом году состоится Международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского. Я буду присутствовать в жюри этого конкурса по приглашению Дениса Мацуева. У меня уже был один концерт в рамках конкурса им. П. И. Чайковского, когда я играл вместе с Питером Донохоу, с которым мы разделили первый приз конкурса Чайковского в 1982 г.

В этот раз у меня была идея представить произведения Петра Ильича Чайковского в каком-то новом ракурсе. Идея оформилась в творческом сотрудничестве с Сергеем Жилиным, который ведает всей музыкальной частью известного российского телевизионного шоу «Голос». Мы решили объединить классику и джаз в одном концерте. В первом отделении я буду играть «Времена года» Чайковского, а во втором отделении Сергей Жилин с его джазовым трио исполнит часть этих же произведений, но уже в джазовой обработке. Концерт состоится на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории. Первую часть концерта я исполнил на Мальте.

Какие чувства вы вложили в исполнение этой концертной программы на Мальте, в Русской часовне?

На Новый год и в Рождество мы всегда думаем о будущем, строим творческие планы, мечтаем и верим, что самые невероятные фантазии обязательно случатся. Поэтому, как мне кажется, это самое подходящее время окунуться в атмосферу прекрасной музыки, которую многие из нас знают с детства. Такая музыка помогает нам начать год с очень теплых мыслей и чувств, окунуться в воспоминания и задуматься о том, что нас ждет. Я посвятил эту концертную программу именно будущему, которое всегда должно быть лучше, чем прошлое. И одновременно хотелось создать атмосферу тепла и уюта, знакомого с детства через гениальную и столь популярную музыку Чайковского.

Вы несколько лет руководили Центральной музыкальной школой в Москве. Как вы оцениваете те изменения, которые переживала и переживает система музыкального воспитания в России?

Времена меняются, изменяется и отношение к музыкальному образованию. Не так давно мы переживали тяжелый период, эпоху перестройки, когда было трудно думать о развитии культуры. Люди занимались просто выживанием, фокусировались не на созидании, а на торговле. Внимание к искусству возвращается тогда, когда страна начинает восстанавливаться, когда есть время подумать о прекрасном и непреходящем, сосредоточиться на возвращении культурных традиций, которые, слава Богу, у нас всегда были очень сильными. Хорошо, что эти традиции продолжают существовать. Замечательно, что ощущается поддержка со стороны государства.

Работая в сфере музыкальной педагогики, я замечаю, что интерес к этим занятиям возвращается, что очень важно. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ станут профессиональными музыкантами, но главное, что занятия музыкой совершенствуют человека, заставляют его думать, чувствовать, доводить любое дело до конца с отличным результатом. У нас существует очень сильная система музыкального образования, некоторые ее элементы были утрачены, но сейчас все возвращается на круги своя. Главное, что традиции у нас не только сохраняются, но и активно развиваются.

По опыту знаю, что человек, который занимается музыкой и намерен выучить пьесу на музыкальном инструменте, должен быть очень сосредоточен, внимателен. Он должен выдать результат, который будет радовать других людей, и для того, чтобы запустить этот процесс и довести его до конца, следует быть очень умным, внимательным, сосредоточенным, эмоциональным и т.д.

Я знаю людей, которые становились прекрасными компьютерщиками, имея за плечами музыкальный опыт. Музыка - это абстрактное искусство, оно сродни математике. Я считаю, что музыкальное образование нужно всем детям, начиная с детского сада.

Мы должны сохранять, всячески поддерживать и развивать музыкальную культуру нашей нации, которая дала миру столько известных имен от Глинки, Мусоргского и Чайковского до Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова - это не просто музыканты, которыми гордится наша страна: их творчество - огромная часть мировой культуры. С этой точки зрения отрадно отметить, что на Мальте в Русской часовне были исполнены произведения Петра Ильича Чайковского.

Одним из организаторов концерта, посвященного празднованию Православного Рождества на Мальте, является Европейский Фонд Поддержки Культуры. Есть ли у вас планы дальнейших совместных проектов по популяризации классической музыки?

Думаю, что в наступившем 2019 году у нас будут еще концерты, которые мы осуществим совместно с Фондом. Президент ЕФПК Константин Ишханов активно начал привлекать меня к различным проектам, и я благодарен ему за это. У Константина Ишханова очень хорошая команда, которая работает серьезно и по-деловому. То, что они делают, всегда становится важным событием, а сам Фонд приобретает все большую известность. Значит, количество интересных мероприятий существенно увеличится. И о них будут знать и говорить!

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», – это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.<
>

Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А. Д. Артоболевской, а в 1981 году – Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А. А. Наседкина (ученика Г. Г. Нейгауза).

Лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашён играть перед Её Величеством Королевой Елизаветой.

Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр Би Би Си, Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Гевандхауз-оркестр, Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Радио Франс, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Московской филармонии.

Творческими партнёрами В. Овчинникова были многие известные дирижёры: В. Ашкенази, Р. Баршай, М. Бамерт, Дж. Бретт, А. Ведерников, В. Веллер, В. Гергиев, И. Головчин, M. Горенштейн, А. Дмитриев, В. Зива, Т. Зандерлинг, Дж. Конлон, Я. Крейцберг, А. Лазарев, Д. Лисс, Р. Мартынов, Л. Печек, В. Полянский, В. Понькин, сэр С. Рэттл, Г. Рождественский, Г. Ринкявичюс, Е. Светланов, Ю. Симонов, С. Скровачевский, В. Синайский, С. Сондецкис, В. Федосеев, сэр Г. Шолти, М. Шостакович, М. Эрмлер, М. Янсонс, Н. Ярви.

Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в лучших залах мира. Сольные концерты музыканта проходили в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Санкт-Петербургой филармонии, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Карнеги-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Альберт-холле, Роял Фестивал-холле, Барбикан-центре и Уигмор-холле в Лондоне, Консерватории имени Дж. Верди в Милане, залах «Геркулес» и Гевандхауз в Германии, Мюзикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Сантори-холле в Токио, Театре Елисейских полей и Зале Плейель в Париже.

Пианист принимал участие в известных международных фестивалях в США (в Карнеги-холле, Голливуд-боуле, имени Вэна Клайберна в Форт-Уорте), Великобритании (в Эдинбурге, Челтенхеме, ВВС Proms), Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Синтре (Португалия), Стрезе (Италия), Сингапурском фестивале.
В разное время В. Овчинников записал на компакт-диски произведения Чайковского, Танеева, Н. Рубинштейна, Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера, которые вышли на лейблах EMI, Collins Classics, «Русские сезоны», Chandos, Gold Club, Olympia.

Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течение нескольких лет В. Овчинников преподавал фортепиано в Королевском Cеверном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 года началась его преподавательская деятельность в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. С 2001 года Владимир Овчинников также работает в университете Сакуё в Японии, а с 2005 года – на факультете искусств МГУ имени М. В. Ломоносова в качестве приглашённого профессора фортепиано. С 2011 по 2016 год Владимир Овчинников был директором Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Член жюри многих престижных конкурсов пианистов – имени Чайковского в Москве, имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, имени Бузони в Италии, Схевенинген в Нидерландах, PTNA в Токио, имени А.Д. Артоболевской в Москве.

Более 20 лет В. Овчинников выступает в концертах Московской филармонии. Удостоен званий Заслуженный артист Башкирской АССР (1989), Заслуженный артист России (1996), Народный артист России (2005). Награждён Почетным знаком «За заслуги в развитии культуры и искусства» Советом Межпарламентской Ассамблеи СНГ (2015).



Последние материалы сайта