Имена сказочных героев русских сказок список. Сказочные персонажи русской народной литературы. Принцесса на Горошине

20.02.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Копировать
Русские народные сказки с их удивительными героями знакомы нам всем с малых лет.

Русские народные сказки являются самым любимым и популярным жанром русского фольклора и знакомят читателей с историей и культурой своих предков.Русские народные сказки — это кладезь народной мудрости. В своей занимательной, увлекательной форме, они содержат глубокий поучительный смысл. Благодаря русской народной сказке , дети открывают окружающий мир, знакомятся с понятиями чести и совести, на примере взаимоотношений сказочных героев учатся добру и справедливости.

Русские народные Сказки можно условно разделить на три вида: волшебные, о животных, и бытовые, сатирические. Все они пришли к нам из тех далеких времен, когда всем природным явлениям и вещам давали магическое, сакральное объяснение. Поэтому многие мифологические герои, такие как Водяной, Кикимора Болотная, Леший, русалки и домовые связаны со стихийными силами природы и языческими поверьями.

Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.


Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.

Положительным героям Русские народной сказки , как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.

Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказках чаще всех остальных.

Русские народные сказки настолько уникальны своей поэтичностью и содержанием, так ярко передают дух русского человека, что со временем интерес к ним не уменьшается. Хоть и более современным языком, сказки продолжают рассказывать в семьях и экранизируют мультипликаторы, заставляя детей и взрослых смеяться и сопереживать их героям.

Иван-дурак

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей Русских народных сказок . По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

По другим версиям, «дурак» — это его имущественный статус. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках). Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.

Емеля

Емеля — персонаж русской народной сказки «По щучьему веленью». К серьёзным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян, по одной из версий, в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу (щука становится «волшебным помощником» деревенского дурачка).

Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях — заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии управляет печкой (так как не хочет оставить любимую лежанку). Езда на печи — один из ярких эпизодов сказки. Интересно, что, управляя своими транспортными средствами, Емеля безжалостно давит людей («А зачем они под сани лезли?»). Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность.

Ба́ба-Яга́

Ба́ба-Яга́ - персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом, она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Выделяют три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Кощей (Кащей)

Кощей связан со стихией воды: вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.

Кощея Бессмертного представляли в виде скелета, увенчанного короной, с мечом, сидящего на лошади-скелете, а называли Кощея Костеем Бездушным. Он, по поверьям, сеял ссоры и гнев, а его лошадь олицетворяла погибель всего домашнего скота. Она распространяла разнообразные болезни, убивающие домашних животных.

В тексе Русские народные сказки врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника.

Змей Горыныч

Змей Горыныч - многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

Многоголовость змея - непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост — стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей - ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Жар-птица

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней: жар – птица как олицетворение огня, света, солнца. Она питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Дед Мороз

Дед Мороз (Дедко Морозко) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. Волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.

Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.

Первоначально имел в своём гардеробе только синюю (преимущественно) и белую шубы, но в середине XX века был переодет в красную шубу. Изменение цвета костюма играло две роли: с одной стороны красный цвет являлся национальным цветом СССР, с другой красный цвет перекликался с цветом шубы Санта-Клауса, который был популярен в Европе.

Снегурочка

Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Мифы, сказки и легенды окружают человечество с момента его появления. Наши предки, что жили в пору язычества, верили в огромное количество волшебных существ, которые и стали центральными персонажами разнообразных историй. У каждого народа они были особенные, имеющие свой уникальный стиль и героев, но одни из самых популярных – конечно же, славянские мифы.

Интересно то, что спустя множество столетий, некоторые дошли и до нас. А ведь людям двадцать первого века очень интересно взглянуть на мир глазами жителя стародавних времен. К тому же, многие из персонажей старинных славянских легенд легли в основу добрых русских сказок, которые известны почти каждому с самого детства.

Именно о них и пойдет речь в данной статье. Топ-10 самых популярных мифические существ, приятного прочтения!

Наши предки считали их демоническими существами, низшими духами.

Сказания, дошедшие до нас, рисовали упырей как весьма вредоносных существ, высасывающих кровь из всего живого. Их равняли с мертвецами, что поднимались из своих могил ночами, для убийства населения или домашнего скота.
Легенды рассказывают о том, что упырями становились те люди, чья смерть была «неестественной», то есть самоубийцы, спившиеся люди или насильственно убитые. Конечно же, к этому списку причисляли и колдунов, которых наравне с перечисленными ранее, не принимала земля. Именно поэтому все они были обречены на бесконечные скитания. При всем этом, подобных людей запрещалось хоронить на территории кладбища, и все старались обходить места их упокоения стороной.

Для того, чтобы покойный не смог обратиться в темное существо и начать бродить по городу или поселку, ему подрезали сухожилия колена. Был и еще один «метод» - горшок с тлеющими угольками на могиле или просто рассыпанные угольки по земле. Однако самым распространенным стало забивание в могилы длинных осиновых кольев, именно они считались лучшим средством борьбы с упырями.

Мифическое существо – полуженщина-полурыба. Живут эти создания в разных водоёмах, это могут быть и озёра, и реки, моря, и, конечно же, пруды и болота. Водоёмы они выбирают вблизи дремучих лесов или места, куда людям трудно добраться.

Внешне они похожи на красивую девушку с зелёными (иногда синими) длинными волосами, очень бледной (белой) кожей, а ещё у них длинные руки, но это не всегда заметно. От людей русалок отличает лишь рыбий хвост вместо ног.
Днём встретить этих красавиц почти невозможно, их стихия – ночь. Они могут ночами ради своего веселья пугать засидевшихся рыбаков, заманивать отдыхающих подальше в лес, любят они и красивые вещи, иногда воруют их у отдыхающих, а иногда и попросить могут вежливо. И тогда надо обязательно что-то подарить русалке, чтобы на дно с собой не утащила.

Хотя по сути своей русалки не злые существа – они не нападают на людей, вот только одиноки они очень, поэтому часто зазывают мужчин для общения. А так как люди не уметь дышать под водой, то для них такие встречи часто заканчиваются печально. А вот детей русалки берегут, и даже заблудившимся малышам помогают найти дорогу домой и спастись от диких животных.

Эти девушки-рыбы подчиняются водяному (считается, что они его дочери), а им подвластны все рыбы и другие обитатели водоёма. Они быстро передвигаются в воде, у них прекрасный голос, который всех буквально завораживает, а ещё они обладают гипнозом и способны лишить человека воли. И если кто-то попадёт под гипноз русалки, то шансов вырваться и спастись, у него нет. Говорят, что помогает железо, а если уколоть одну русалку железной иглой, то все остальные её подружки испугаются и убегут.

Злой женский дух, именно такой считают кикимору в народе. Внешне её представляют маленькой, скрюченной, кособокой, уродливой старушенцией, хотя это может быть и женщина средних лет, но обычно неухоженная, неряшливая. Она одета в старую грязную и рваную одежду. Обитать она может в сарае, в хлеву, в бане, но чаще всего они предпочитают селиться в жилище человека. В доме они выбирают себе укромное местечко - подальше от глаз.

Днём кикиморы почти не заметны, их любимое время – ночь! Вот уж когда они могут в волю порезвиться – по всему дому будет слышаться стук, скрип, вздохи и стоны, может падать одежда, посуда, овощи. Она может мучить животных, но если те сразу дадут ей отпор, то от них она отвяжется раз и навсегда. А уж если эта злючка одержит верх, то муки животных будут бесконечными. Любимое занятие у неё прясть, только выходит всё неуклюже: то пряжу всю спутает, то порвёт.

Как же может кикимора появиться в доме? Либо она сама выберет дом, либо кто-то намеренно может наслать её на жилище. В первом случае бороться с ней бесполезно – ведь это её выбор. А вот если её «подкинули» в дом надо постараться отыскать куклу-кикимору и сжечь.

Вообще-то, сильных неприятностей она не причиняет человеку, а уж когда сильно расшалится, то её можно приструнить, но если она кого-то сильно не взлюбила, то тут добра не жди – может выжить человека из дома. И тогда только молитвы и заговоры помогут.

О происхождении этого сказочного чудовища ведется много толков. Ведь глядя на него невозможно определить от кого же он произошёл. Василиск имеет голову петуха, туловище жабы, хвост змеи и крылья летучей мыши. Его голова увенчана гребнем, причём расположен он не как у петуха, а как диадема. Наверное, поэтому его называли царём зверей. По поверьям на свет он появляется из яйца, которое снёс петух, а высидела жаба.

Всех своих врагов Василиск убивал одним взглядом или огненным дыханием, от которого сгорала трава в округе и могли потрескаться скалы. У него опасно всё: взгляд, дыхание, касание и вонь, которая от него исходит.
Обитает он в пещерах, где у него нет проблем с едой, ведь в пищу он употребляет лишь камни. Свой дом он может покинуть лишь с наступлением темноты, а всё потому, что смертельно опасен для него крик петуха. Есть и ещё один способ справится с василиском – показать ему его отображение в зеркале.

Это мифическое чудище считается злым разбойником, который жил в лесу и обитал в своём гнезде, которое свил он на девяти (а по некоторым источникам на двенадцати) дубах. Заложил он «прямоезжую» дорогу к Киеву на тридцать лет. И никто по ней не мог передвигаться ни человек, ни зверь, ни даже птица.

Изображали его в виде человека с кривыми ногами, либо человекоподобного чудища с крыльями. Обладал соловей-разбойник сверхъестественными способностями. Мог своим посвистом сносить и убивать всё на своём пути, жутким шипением навевать смертельный ужас, а если зарычит по-звериному, то всё живое в камень мог обратить.

Его жилище хорошо было защищено, в нём и жила его большая семья. Удивительно то, что все дети были на одно лицо. Оказывается, Разбойник их специально женил только меж собой – чтобы род не выводился.

Противостоять ему смог только Илья Муромец, избавил свой народ от чудища страшного и набегов его опустошительных.

На сайт мы много рассказывали, как достичь гармонии в доме и семье. Наверняка, каждому хочется, чтобы в его доме, была доброта, чистота, покой, уют и любовь. Издавна на Руси есть такой помощник, который должен быть в каждом доме – Домовой. Он настоящий хозяин и покровитель дома, охраняет его от всевозможных напастей – пожаров, воров и непрошенных гостей… Он следит и за домочадцами, чтобы те не болели, никто их не сглазил и не обидел.

Не любит ленивых людей, злых и жадных, в семьях, где часто ругаются и домовой ночью может пошалить – кашляет, стучит, ворчит, посуду бьёт, может и уйти из этого дома. А уж тогда точно – жди беды. Ведь как дом останется без хозяина? Когда люди переезжают обязательно надо позвать своего домового с собой (сделать специальный обряд).

Он может находиться везде и сразу, поэтому его всегда и считали хозяином, который успевает следить за своим хозяйством.

В доме он выбирает себе укромный уголок, похож на маленького доброго старичка, который вечно ворчит, хлопочет, но всё равно добрый!

Это злой низший дух, обитающий в лесной чаще и часто встречающийся в русских сказках. Его считают враждебным и опасным для человека, а всё, потому что он живёт далеко от людей. У него нет одного обличья, леший может предстать в совершенно разных обличиях. Может обернуться деревом, медведем, ядовитым грибом, часто он появляется как седовласый старец с бородой, кожей серого цвета, у него нет бровей и ресниц, всегда спутанные волосы, с торчащими из них листьями. В общем, напоминает он обычного деревенского мужичка, только кафтан на правую сторону застёгнут, и обувь обута наоборот. Обладает он невероятной способностью изменять свой рост: может быть выше деревьев, а может меньше травинки стать.

Без его разрешения в лес заходить не стоит, потому что он там главный. Он постоянно осматривает свои владения, поэтому его можно встретить в любом уголке леса. Он не сделает человеку зла, если тот не будет пакостить в его владениях: ломать деревья, оставлять мусор, обижать животных. Он добрый и заботливый хозяин леса, но если его разозлить, то тогда пощады не жди – может и убить, либо зверя дикого нашлёт, либо в топь заведёт, а то и ещё что похуже придумает. Но любит лешак и повеселиться: то путника закружит, собьёт с тропинки, то смехом диким напугать…

Лешие не стареют и не умирают, то есть они бессмертны. И убить его невозможно. Чтобы защитить себя от лешего нужно переодеть одежду на левую сторону, а если несколько человек встретят его, то им лучше поменяться одеждой.

Один из самых известных персонажей русских сказок и сказаний. Внешность у этого персонажа очень колоритная. Чудовище сочетает в себе черты зверя, человека, птицы и пресмыкающегося. Его тело покрыто чешуёй (чёрной или красной), на лапах большие когти, как будто из металла, за спиной огромные крылья и венчает всё это три змеиных головы. Бывают змеи и с шестью, девятью и т.д. головами. Обычно это свидетельствует о том, что Горыныч уже побывал в битвах, и ему отрубали головы, вместо которых тут же вырастали несколько новых.

Обитают они в огромных пещерах, в горах, встречались они и около воды, куда приходили попить и подкрепиться рыбкой. Предпочитают жить в одиночестве, в отдалении от людей, если ему будет не хватать еды для себя и для детёнышей может напасть и на людей, домашний скот, а может и затребовать приносить ему как жертву девушек, детей или женщин.

Змей-Горыныч умеет летать, извергать огонь, его чешуя настолько крепкая, что её не получится пробить никаким способом, а если вдруг прольётся кровь «змеиная» то вся земля, куда она попала, будет выжжена.

Это существо сочетает в себе одновременно все стихии: земля, вода, огонь и воздух, а значит, он наделён уникальной силой и властью. Он практически неуязвим, единственное беззащитное место находится на шее у самой головы, и вот это место можно пробить любым оружием. Практически совсем беззащитны детёныши-змеёныши, но с возрастом их чешуя становится непробиваемой. А ещё, судя по русским преданиям убить Змея можно только с помощью «Плётки-Семихвостки».

Наверняка, очень трудно найти человека, который не знал бы об этом персонаже, все её знают с самого раннего детства с самых первых сказок. Всем известно, что обитает она в дремучем лесу в избушке, её владения окружает забор из человеческих костей, на шестах торчат человеческие и лошадиные черепа, да и остальные кости пошли в дело, из одних засовы сделаны, из других замок и т.д.

Баба-Яга обладает многими «талантами» она хорошо колдует, носится по воздуху в ступе, да и избушка у неё не просто на курьих ножках, а ещё и поворачивается по её команде.

А вот внешность у неё совсем не привлекательная. Обычно это большая горбатая старуха, огромным крючковатым носом (в некоторых случаях её нос поддерживает специальная жердь), с длинными нечёсаными волосами и одна нога у неё костяная, а в руке у неё помело. Ей прислуживают змеи, лягушки, вороны и чёрные коты, да гуси-лебеди являются её волшебными помощниками.

С одной стороны Баба-Яга считается хозяйкой лесных зверей и птиц, с другой – она охраняет вход в иной мир - царство мёртвых.

В общем, Яга считается отрицательным персонажем, она любит заманивать малых детей или юношей в лес, чтобы зажарить и съесть. Но иногда и она совершает добрые поступки, особенно для тех, кто выдержал испытания предложенные ею.

Один из самых могущественных персонажей тёмного царства. Обычно его описывают как высокого, костлявого старика с седой или лысой головой, иногда вместо головы у него может быть череп. Он обладает сверхъестественной силой, прекрасно владеет мечом, очень могущественный чародей, может одним взглядом превращать людей в камни, приковывать их цепями под землёй. Кащей может превращаться в чёрного ворона или змея летучего. Быстро и легко передвигаясь по миру, он крадёт всё, что ему понравилось. И чаще всего он выбирает молодых красивых девушек, хочет на них жениться, но ни одна, даже за все сокровища мира не согласилась на такой брак.

Есть несколько версий образования его имени. По одной из них имя можно перевести как «худой, сухой, тощий», а по другой оно образовано от слова «кощун» - колдун.

Главной же особенностью этого злобного чародея считается его смерть. Хоть и называют его бессмертным, но всё-таки она есть. И Кащей очень трепетно хранит тайну её местонахождения. Вся его жизненная сила сосредоточена на кончике иглы, которая спрятана в яйце, а оно в утке, да и утка не находится на свободе… Поэтому найти смерть кащееву нелегко, но уж коль нашли, то это сразу отразится на его самочувствии – ему сразу становится плохо, силы покидают его и т.д.

А ещё он считается лучшим другом Бабы-Яги, которая охраняет дорогу к нему.

Познакомимся с жителями популярных детских книжек поближе?

В детстве любимые персонажи выдуманных историй оживали в воображении и нередко становились нам хорошими друзьями. Их реалистичность объясняется не только удивительными способностями фантазии, но и мастерством сочинителей сказок, которые создавали героев, основываясь на внешности и характере настоящих людей.

1. Робин Гуд

Прототип: Робин Локсли.



Существует несколько версий происхождения баллад о благородном разбойнике, грабящем богатых для помощи бедным. Согласно одной из самых достоверных теорий, Робин родился в 12 веке в селе Локсли и был йоменом (свободный крестьянин). Еще в юности он сколотил немаленькую банду, с которой орудовал в лесу Шервуда. Правда, намерения разбойников отличались от сказочных преданий, жестокие молодчики просто мародерствовали, и наживались абсолютно на всех. Деньги они, конечно, никому не раздавали.

2. Кристофер Робин и Винни Пух


Прототип: Кристофер Робин Милн и медведица Виннипег.



Алан Милн, можно сказать, скопировал главного героя историй о приключениях Винни Пуха со своего сына. Кристофер рос застенчивым и тихим ребенком, а его единственным другом была игрушка по имени Эдвард – медвежонок серии «Тэдди» фирмы «Фарнелл». Автор даже не стал менять имя мальчика, только его спутник был назван иначе, в честь медведицы Виннипег из Лондонского зоопарка. Ее настолько приручили к человеческому вниманию, что местные дети, включая Кристофера, часто подкармливали животное сгущенкой и гладили.

3. Алиса в стране чудес


Прототип: Алиса Лидделл.



Льюис Кэролл в молодости был дружен с семьей Лидделл, которая воспитывала нескольких дочерей. Писатель проводил много свободного времени с детьми, рассказывая им захватывающие истории о маленькой девочке, однажды повстречавшей на прогулке говорящего кролика. Когда скопилась целая серия приключений, Кэролл записал сказки, добавив в них интересные детали и новых персонажей. Книжку он подарил Алисе Лидделл на Рождество, которую она, будучи уже взрослой, продала за баснословные деньги для оплаты счетов.

4. Белоснежка


Прототип: Мария София Катарина Маргарета фон Эрталь.



Эта история началась в 1725 году, когда у судьи Филиппа фон Эрталя и его жены, баронессы Марии Евы фон Беттендорф, родилась очаровательная дочь, к слову, пятая в семье. Спустя 13 лет супруга многодетного отца скончалась во время родов десятого ребенка. Судья тосковал недолго, и уже через год женился на такой же «безутешной», но очень зажиточной вдове, Клаудии Хелене Элизабет фон Райхенштайн. Немолодая по тогдашним меркам дама (36 лет) больше всего злилась на Марию. Девочка с каждым днем взрослела и хорошела, а красота новой папиной жены заметно увядала. Неизвестно, почему Клаудия Хелена взъелась именно на пятую дочь судьи, ведь в замке проживало еще много детей от его первого брака, но Марии постоянно доставалось от мачехи. Однажды девочка узнала, что отцовская супруга замышляет ее убить, и сбежала, поселившись в хижине бедных рудокопов. Судейская дочь вернулась домой лишь после смерти Клаудии Хелены, и жила там до своей кончины в 1796 году. Замуж за принца Мария, естественно, не вышла, и вообще побывать в законном браке ей не довелось.

5. Карлсон


Прототип: Герман Геринг.



Дикое, но симпатичное привидение с моторчиком, оказывается, не просто реальный мужчина, но еще и один из лидеров нацистской партии, рейхсмаршал Великогерманского рейха и рейхсминистр Имперского министерства авиации. Астрид Линдгрен, автор сказки про Карлсона, была лично знакома с летчиком-асом еще с юности, и весьма симпатизировала ему, как и ультраправой партии в Швеции. Поэтому Герман Геринг стал прототипом главного героя в произведениях писательницы, в книгах упомянуты даже фирменные фразочки рейхсмаршала: «Я – мужчина в полном расцвете сил», «Мелочи – дело житейское». Да и внешне Карлсон очень напоминает Геринга, не говоря уже о намеке на его профессию в виде пропеллера.

6. Шрек


Прототип: Морис Тийе.



Уильям Стейг, автор детских рассказов об огромном зеленом огре с добрым сердцем, создал своего персонажа, впечатленный Морисом Тийе. Этот французский рестлер родился в России, на Урале. В детстве он был очаровательным маленьким мальчиком с нежными чертами лица, за что его прозвали Ангелом. Но к 17 годам у Мориса диагностировали акромегалию – заболевание, вызывающее разрастание и утолщение костей, особенно черепа. Парню, мечтавшему стать адвокатом, пришлось отказаться от своих стремлений из-за постоянных издевательств и насмешек над его внешностью. Тогда Морис и подался в рестлеры, причем на спортивной ниве он добился потрясающих успехов. Современники Тийе описывают его как сильного, доброго и приятного в общении великана с прекрасным чувством юмора. Типичный Шрек, не правда ли?

7. Дуремар


Прототип: Жак Булемард.



Продавец пиявок в сказке «Золотой Ключик» в реальности был весьма востребованным московским врачом французского происхождения по фамилии Булемард. Он жил в 1895 году и пользовался популярностью среди российской знати. Дело в том, что доктор практиковал экзотический на то время метод лечения с помощью пиявок, причем опыты с ними он показывал прямо на себе. Чтобы его не кусали комары во время ловли «лекарств», Булемард носил длинный плотный балахон. Малышня, которая все время околачивалась возле странного врача, дразнила Жака Дуремаром, коверкая его фамилию.

8. Пиноккио


Прототип: Пиноккио Санчес.



Если уж заговорили о Буратино, стоит упомянуть и оригинал этой сказки, написанный Карлом Коллоди. Ведущего персонажа детской книжки, конечно, никто не вырезал из полена, он даже не был ребенком, просто отличался очень маленьким ростом. Настоящий Пиноккио – герой войны, который после службы в армии потерял ногу и, как ни странно, нос. Благодаря стараниям врача Бестульджи мужчина смог начать относительно полноценную жизнь, хирург изготовил для него протезы взамен утраченных частей тела. Именно после встречи с Санчесом и его деревянным носом Коллоди придумал куклу Пиноккио.

9. Барон Мюнхгаузен


Прототип: Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен.



Самый бессовестный фантазер действительно существовал, он родился в 1720 году в Германии (город Боденвердер, Нижняя Саксония). Стрела амура заставила дворянина переехать в Россию, на родину его возлюбленной жены, где барон поступил на службу в армию офицером. Когда судьба все же позволила Иерониму Карлу Фридриху вернуться домой, во время дружеских посиделок он начал рассказывать соотечественникам о невероятных и курьезных приключениях, произошедших с ним в России. Истории Мюнхгаузена благодаря его бурной фантазии постоянно пополнялись новыми удивительными деталями и обстоятельствами.

10. Питер Пен


Прототип: Майкл Дэвис.



Вдохновителем Джеймса Барри, автора сказки о мальчике, который не хотел взрослеть, и фее Динь-Динь, стал сын его близких друзей, Сильвии и Артура Дэвис. Малыш Майкл был любознательным, озорным и общительным 4-хлетним ребенком, постоянно выдумывающим различные истории. Он действительно боялся стареть и периодически страдал от кошмаров, в которых присутствовал страшный моряк (капитан Крюк) и злые пираты. Барри настолько любил шалунишку, что наделил своего Питера Пена мельчайшими чертами характера и особенностями поведения Майкла.

Святогор

Сирин

Снегурочка - героиня русских народных сказок, не любит всё, что связано с теплом, огнём, но она – девушка душевная, искренняя.

Снежная королева – из одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Снежная королева холодна, как лёд, неприступна, как айсберг...

Спящая красавица - принцесса - красавица, которая погрузилась в длительный сон и проспала сто лет

Из каких краёв пожаловал к нам дедушка Само – никто и не припомнит. С любым делом был он на «ты». А делал он многое не для себя, для трудовых людей старался. Особенно для тех, кто с головой любил совет держать. Попадётся дедушке Само такой человек – он его обязательно отметит. Было у мастера Само и ещё одно удивительное свойство - умел он рабочему инструменту имя своё передать. О замечательном дедушке Само нам поведал Евгений Пермяк в своей сказке «Про дедушку Само».

Стойкий оловянный солдатик,

Свинья-копилка,

Соловей – эти сказочные персонажи на букву С явил миру знаменитый датский писатель Г.Х. Андерсен.

Соловей Разбойник

Сказочные герои на букву Т

Табаки - шакал, неизменный спутник тигра Шерхана из сборника рассказов «Книга джунглей»

Тараканище - грозился всех проглотить и никого не помиловать

Тихей Молчанович

Тихогром - гном из одноименной сказки братьев Гримм, маленький проворный человечек, с большой головой и длинными руками.

Три толстяка -

Тыква (кум)

Торопыжка

Тортилла - черепаха, жительница пруда, дама сердечная, которая передала Буратино золотой ключик (повесть-сказка А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Тугарин Змей

Сказочные герои на букву У

Уконда - один из семи подземных королей

Умка – это белый медвежонок, добродушный и забавный

Ургандо - один из древних Хранителей времени Подземной страны

Уорра - предводитель Летучих Обезьян

Урфин Джус

Сказочные герои на букву Ф

Фасолинка - сын тряпичника Фасоли и друг Чиполлино из сказки Д.Родари «Приключения Чиполлино»

Федора (б абушка) – большая любительница посуды

Феи – частые гостьи сказок и авторских и народных

Финист- ясный сокол

Фока – на все руки дока, человек - придумщик из одноименной сказки Евгения Пермяка

Фокстрот - начальник полиции из «Приключения поросёнка Фунтика»

Фрекен Бок – домработница, обладательница большого кулинарного таланта в плане выпекания плюшек («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен)

Фунтик

Сказочные герои на букву Х

Хаврошечка – девочка, не знающая материнской любви, в заботах-работах проходила жизнь её

Харт из «Огненного бога Марранов» и «Жёлтого Тумана» А.Волкова

Хитрован Петрович – из сказки «Долговекий мастер» Евгения Пермяка

Хоттабыч – старик, умеющий творить чудеса

Хозяйка Медной горы – особа царственная, важная. Царство у неё своё, особенное, драгоценное

Хваста (з аяц)

Хромоног из «Приключений Чиполлино» Д.Родари

Хрюша

Сказочные герои на букву Ц

Царевна-лягушка - волею судеб стала женой Ивана-царевича, младшего сына царя

Царь-птица (она же Жар-птица)

Царь Салтан - герой сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цахес - с ын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить, Цахес пугал окружающих своей внешностью (герой сказки Эрнста Теодора Амадеия Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»)

Цезарь - из сказок А.Волкова «Огненный бог Марранов» и «Жёлтый Туман»

Сказочные герои на букву Ч

Чародей – обыкновенный колдун

Чебурашка – зверёк, относящийся непонятно к какому семейству животных

Черёмуха - доктор из сказки Д.Родари ««Приключения Чиполлино»

Черника - кум из сказки Д.Родари ««Приключения Чиполлино»

Чёрт (из сказки братьев Гримм «Черт с тремя золотыми волосами»).

Чиполлино – это отважный мальчик-луковка из повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

Чиполлоне - отец Чиполлино из сказки Д.Родари ««Приключения Чиполлино»

Чихуны из сказки Генриха Сапгира «Мигуны и Чихуны» любят слушать стихи

Чудо-птица (из сказки братьев Гримм «Чудо-птица»)

Чудо - Юдо

Чуридило из сказки Генриха Сапгира круглолицый, как луна; у него сорок ручек и сорок ножек, и даже сорок синих глаз

Сказочные герои на букву Ш

Шалтай-Болтай - сказочный персонаж, который сидел на стене и свалился во сне

Шапокляк - старушка, которая организует недобрые розыгрыши над безобидными жителями города

Шерхан - тигр, персонаж из «Книги джунглей» ("Маугли") английского писателя Редьярда Киплинга, главный антагонист Маугли

Шляпник из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла

Шоколад - б егемот из «Приключения поросёнка Фунтика»

Шпилечка - художница , живущая в сказочных историях о Незнайке автора Николая Носова

Шприц - доктор

Шпунтик - мастер,

Штучкин - режиссер , живущий в сказочных историях о Незнайке автора Николая Носова

Шурупчик - изобретатель, живущий в сказочных историях о Незнайке автора Николая Носова

Шушера -крыса из повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Сказочные герои на букву Щ

Щелкунчик - поначалу был уродливой куклой, но в конце сказки стал весьма важной персоной…

Щука - персонаж немного чудной, она обладает магической силой, и может наделять этой силой других

Сказочные герои на букву Э

Элиза - героиня сказки Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»

Элли - девочка кроткая, тихая, однако умеет постоять за себя из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Эльвина - бывшая королева Подземного царства

Эльгаро – рудокоп

Эльяна - один из последних королей Подземного царства

Эльф, эльфы -

Эхо лесное - никто его не видел, но каждый слышал

Сказочные герои на букву Ю

Юма - марранская княгиня, супруга князя Торма, сказочная героиня из книги А.Волкова «Огненный бог Марранов»(серия сказок «Волшебник Изумрудного города»)

Юкси (по-русски значит первый) – старший гусёнок, он первым вылупился из яйца, и вскоре потребовал, чтобы все его слушались из сказочной истории Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Южный Ктототам – это зверь, которого «забыла» создать природа, но его придумал замечательный писатель, настоящий чудослов Борис Заходер

Сказочные герои на букву Я

Яблоня - сказочное дерево что из русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Якоб - мальчик, который вместе с матерью торговал на базарной площади

Сказочные страны...

Буян - волшебный сказочный остров, встречающийся в русских сказках и повериях. Этот остров считается пупом земли, он находится посередине моря-океана и на нём находятся множество волшебных предметов: бык печёный, в боку чеснок толчёный, да нож точёный; на нём живут мифологические персонажи, христианские святые, злые болезни - лихоманки; волшебный камень алатырь, исцеляющий любые раны и болезни... Сказочный Буян также стал широко известен благодаря Пушкину: на острове Буяне хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям, и растет волшебный дуб (Мировое древо). Многие народные заговоры и заклинания начинались со слов: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Священный камень алатырь в славянской мифологии обозначал центр мира.

Реальный Буян - немецкий остров Рюген на Балтике. В древности на острове жило западнославянское племя руянов, и в их честь остров назывался Руян. На острове находилась Аркона - главное языческое святилище балтийских славян. В последующие века в славянском фольклоре название трансформировалось в Буян.

А сказочный «бел-горюч камень Алатырь» - меловая скала «Королевский трон», возвышающаяся над морем. По традиции претендент на руянский престол должен был один ночью взобраться по отрогам скалы на самую вершину (что, видимо, было сложно и страшно).

Лукоморье - далёкая сказочная страна... Сказочное Лукоморье позаимствовано Пушкиным из фольклора восточных славян. Это заповедное северное царство на краю мира, где люди впадают в зимнюю спячку и просыпаются с первыми лучами весеннего солнца. Там находится Мировое древо («У Лукоморья дуб зеленый»), по которому, если идти вверх, можно попасть на небо, если вниз - в подземное царство.

Реальное же Лукоморье, вопреки детской песне со словами «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», изображено на многих старинных западноевропейских картах: это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области.

Вообще же «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега», и в древнерусских летописях этот топоним упоминается не на Крайнем Севере, а в районе Азовского и Черного морей и низовьев Днепра. Летописное Лукоморье - одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались - «лукоморцы». Например, в связке с этими областями Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». В «Задонщине» в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве.

Тридевятое царство - «иная, далекая, чужая, волшебная» земля (страна).

Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко». Происхождение выражения связано с тем, что в древней Руси словом «земля» называли, в частности, территорию, подчиненную одному правителю (например, Ростово-Суздальская земля - территория, подчиненная князьям, жившим в городах Ростове и Суздале). Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ.

Естественным фоном для действия русских мифов служило привычное место обитания (поле, лес). В качестве противопоставления предусматривалась «Иная», чужая, странная земля: Тридевятое царство, Тридесятое государство… Изначально это были степи, пустыни, а также часто леса и непроходимые болота и другие сказочные препятствия (к примеру, реки с огнём) и т. п.

Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) - двадцать семь, тридесять - тридцать.

Страна Оз - окруженная со всех сторон горами и пустыней, страна Оз вполне могла бы существовать в реальности. Некоторые утверждают, что Фрэнк Баум аллегорически представил в своей книге Соединенные Штаты, но существует мнение, что настоящая страна Оз находится в Китае, а Сиднею, Чикаго и Дубаю прочат лавры Изумрудного города. В любом случае, отправляясь искать страну Оз, будьте осторожны, ведь первый фильм по этому произведению внесен в список «проклятых», из-за множества несчастных случаев на съемочной площадке. Кроме того, многие постановки произведения также были омрачены неприятностями, происходившими с актерами, причем чаще всего доставалось тем, кто играл роль злой волшебницы Гингемы.

Страна Чудес - путешествие через кроличью нору в наши времена кажется более фантастическим, чем полеты в космос, хотя в позапрошлом веке последнее казалось менее реальным. Волшебную страну, где обитают Чеширский кот и Мартовский Заяц, вполне можно найти, если как следует прогуляться в окрестностях Оксфорда, где когда-то учился Льюис Кэрролл. А тем, кто хочет поближе познакомиться с героями книги, стоит отправиться в небольшой городок Рипон в Северном Йоркшире. Именно украшения местного кафедрального собора послужили для Льюиса источником вдохновения при создании образов.

Неверленд - согласно легенде, на остров могут попасть лишь дети, а взрослым вход сюда запрещен. Хотя, обладая чистыми детскими помыслами, вполне можно проследовать маршрутом Питера Пэна над вершинами деревьев и через пещеры и оказаться в стране, где обитают Капитан Крюк, феи, русалки и пираты. Говорят, Джеймс Барри написал свою книгу будучи под впечатлением от поездки в Австралию, но многие также утверждают, что настоящим прототипом острова «Нет и не будет» является Мадагаскар.

Нарния - королевство Нарния, где животные умеют разговаривать и работает магия, появилось благодаря Клайву Льюису, описавшему ее в цикле из семи детских фэнтези-книг. Однозначного мнения, где же Льюис черпал вдохновение для описания удивительных пейзажей, не существует. Хотя многие склонны верить, что дремучие леса, зубчатые замки и высокие горы, о которых говорится в книге, можно найти в Северной Ирландии в графстве Давн. Однако создатели фильмов о Нарнии нашли декорации для съемок своих хроник лишь в далекой Австралии. А третья картина цикла, запланированная к выходу в декабре 2010 года, снимается в Новой Зеландии, на Белом острове, расположенном в заливе Изобилия.

Средиземье - пожалуй, трудно найти несуществующую страну с более подробной картой и более полной задокументированной историей. Написанных Джоном Толкиеном «исторических свидетельств» о Средиземье существует даже больше, чем у некоторых реальных стран. Благодаря автору фильма-трилогии «Властелин Колец» Питеру Джексону, в умах туристов Средиземье прочно связалось с Новой Зеландией и послужило массовому притоку туристов в эти дальние края. Если отправляться настолько далеко не хочется, можно найти места и поближе: Аргентина, Шотландия, Румыния и Финляндия также имеют отношение к великому произведению.

Чудесный лес - Стоакровый лес, с легкой руки Бориса Заходера ставший «чудесным», на самом деле находится в Англии, в графстве Восточный Суссекс и называется Эшдаун. Во всяком случае, именно так утверждает сын Алана Милна - Кристофер, в своей автобиографии. Некоторые места, о которых написано в книге, действительно можно найти в лесу, который, благодаря Винни-Пуху, давно обрел туристическую популярность. Увы, но увидеть игрушки, послужившие прототипами героев сказки, в Англии не удастся. Еще в 1947 году они были вывезены в США на выставку и ныне хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Правда, вопрос возвращения экспонатов на родину не дает покоя британцам и даже поднимался в 1998 году в Британском парламенте. Зато в Оксфордшире можно принять участие в ежегодном чемпионате по игре в «пустяки», появившейся благодаря книге.

Боян — в восточнославянской мифологии эпический поэт - певец.


Домовой

Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.
Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них - словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел.
За эту верность в иных местах его так и называют: доможил.
Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть не до смерти или сбрасывает с постелей. Впрочем, помириться с рассерженным домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или сделать любой подарочек: разноцветный лоскут, горбушку хлеба... Если хозяева своего суседку любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом: поскребут под порогом, соберут мусор в совок - и посыплют его в новой избе, не приметив, как с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забывать принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!»

Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка - маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от древности и пыли. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он примет облик хозяина дома - ну как вылитый! Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только понадобятся вещи человеку.

Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет большая нежданная беда, дедушка извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню...

Кикимора

Кикимора, шишимора— в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина - невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева — звуки прядения К. в доме предвещают беду): может выжить хозяев из дому; враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам. Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами, темнотой) Кикимора схожа с мокушей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши. Название “Кикимора” — сложное слово. вторая часть которого — древнее имя женского персонажа мары, моры.

Кикимора — персонаж, известней преимущественно на Русском Севере. Появляется в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Ее появление в доме или в хозяйственных постройках (на гумне, в хлеву или бане) считалось недобрым предзнаменованием. Считалось, что она поселялась в домах. построенных на “нечистом” месте (на меже или там, где был погребен самоубийца). Известна быличка о том, что во вновь выстроенном доме завелась Кикимора, которую никто из жильцов не видел, но постоянно слышался голос, требующий, чтобы севшие обедать домочадцы убирались из-за стола: непослушных она забрасывала подушками и пугала по ночам до тех пор. пока не выжила всю семью из дома (Вятская губ.).

Банник

Банник, байник, баенник, байнушко и др., белорус. лазьник — у русских и белорусов дух - обитатель бани. Живет за каменке или под полком. Бывает невидим (по некоторым поверьям, имеет шапку-невидимку) или показывается в виде человека с длинными волосами, голого старика, покрытого грязью и листьями от веников, собаки, кошки, белого зайца и др. Есть поверье, что БАННИК первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица. Считается, что БАННИК моется в бане и ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он брызжет кипятком, кидает раскаленные камни, напускает угару. Входя в баню, принято было говорить: «Крещеный на полок, некрещеный с полка» (Смоленская губ.).

Анчутка

Анчутка - одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку.

Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик - как, впрочем, и остальная нежить. Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.

Впрочем, говорят, в воде тоже есть свой анчутка - помощник водяного или болотника. Он необычайно свиреп и противен. Если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа.

Леший

Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.

Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и б пенниками, - особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стада, и если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, - то дело ясное: значит, лешие целой артелью вели азартную игру и побежденная сторона гнала проигрыш во владения счастливого соперника.

Кикимора болотная

Кикимора - Злой, болотный дух в славянской мифологии. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина ворет маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить их до смерти.

Русалка

В славянской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с “мавками” — от старославянского “навь”, мертвец) — детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).

Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые “берегини”), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.

Болотницы

Болотница (омутница, лопатница) — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотницы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.

Бродница

Девицы - Красавицы с длинными волосами, охранительницы бродов. Они живут вместе с бобрами в тихих заводях, подправляют и стерегут броды, мощенные из хвороста. Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или омут.

Лихо одноглазое

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.

От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Упырь

Упыри низшие духи, демонологические существа. В "Слове об идолах" говориться о древнем почитании славянами упырей. В народных представлениях - это злые, вредоносные духи. Упыри (как и вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот. автор энциклопеди Александрова Анастасия
По народным поверьям, упырями становились люди, умершие "неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья. Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало "успокоить" - выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом.
А для того, чтобы умерший, не доживший "свой век", не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями.
Специальным днем повиновения покойников у восточных славян считался Семик. В этот день обязательно поминали и всех безвременно скончавшихся родственников: некрещеных детей, девушек, умерших до вступления в брак. Кроме того, в Семик принимали особые меры против заложеных покойников, способных по преданию нанести вред человеку. В их могилы забивали осиновые колья или острые металлические предметы.
В Семик устраивали захоронения тех, кто по тем или иным причинам оставался непогребеным. Для них выкапывали общую могилу и хоронили с молебном и отпеванием. Считалось, что иначе заложенные покойники могут отомстить живущим, насылая на них различные бедствия: засуху, бурю, грозу или неурожай

Баба - Яга

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии.

Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек.

Змей - Горыныч

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна

Индрик - зверь

Индрик-зверь — в русских легендах “всем зверям отец”, персонаж Голубиной книги. Индрик — искаженное имя бога Индры (варианты “инорог”, “инрок” могут вызвать ассоциацию с единорогом, но при этом ИНДРИК описывается с двумя, а не с одним рогом). ИНДРИКУ приписывались свойства других фантастических образов средневековой книжной традиции — царя вод, противников змея и крокодила — “онудра” (выдры) и ихневмона, сказочной рыбы “еньдроп”.

Согласно русскому фольклору, Индрик — подземный зверь, “ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью”; он наделяется чертами хозяина водной стихии, источников и кладезей. И. выступает как противник змея.

Алконост

Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.

Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.

Ирий, ирье, вырий, вырей — мифическая страна, находящаяся на теплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи.

Гамаюн

Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

А.Ремизов. Гамаюн
Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»

Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:

Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!

Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер - Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:

Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.

Это невозможно, - сказала Правда. - Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо.

Это возможно, - возразила ее сестра. - Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.

Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро.

Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!»

Так оправдалось пророчество вещей птицы Гамаюн.

Сирин

Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Жар - птица

Жар -птица - в славянской мифологии огненная птица размером с павлина. Перья ее светят голубым светом, а подмышки малиновым. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото. Жар-Птица стережет цветок папоротника.



Последние материалы сайта