Психология развития ребенка от рождения до года. Развитие ребенка от рождения до года по месяцам

09.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Психологические особенности развития ребёнка до года.

Первый год жизни имеет особое значение и занимает главное место в развитии ребенка. Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста называют младенческим возрастом. В этом возрасте выделяют три этапа:

Новорожденность (это первый месяц после рождения);

Первое полугодие;

Второе полугодие.

Младенческий возраст заканчивается «кризисом первого года», это свидетельствует о формировании личности ребенка.

1-ый год жизни – тот старт, который предопределяет во многом будущее малыша – его самооценку, желание узнавать мир, рвение отыскать в нем свое место. Мало кто знает то, что чрезвычайно принципиально, чтоб в этот период родители поняли потребности малыша, исходя из особенностей его развития.

После рождения малыша процесс его развития характеризуется 3-мя поочередными шагами: впитывание информации, подражание и личный опыт. Впитывание информации протекает на клеточном уровне. Само - собой разумеется, ни в один из моментов собственной предстоящей жизни человек не развивается настолько интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клеточки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, владеющее, как мы выражаемся, необычными возможностями и неугасимым рвением к познанию.

В младенческом возрасте происходит развитие таких процессов как:

Познавательное развитие ребенка;

Движение и действие;

Эмоциональное развитие;

Обобщая можно сказать, что в этом возрасте малыш пробует ходить; выполняет разные деяния с предметами; его деяния и восприятие можно организовать при помощи речи, потому что он как раз осознает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативная и многозначная. Очень хочется подчеркнуть то, что познавательное и эмоциональное развитие, основывается сначала на потребности в разговоре со взрослыми. Ребенок становится на биологическом уровне независим.

Во время воспитания малыша родители должны:

Научить малыша самообслуживанию и гигиене (к году малыш должен самостоятельно кушать и ходить на горшок);

Физически развивать малыша и закаливать его (различные гимнастики, обливание водой, обучение плаванью);

Формирование положительных и отрицательных привычек (смотреть, чтобы не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал без помощи других, без укачивания);

Неизменное нахождение рядом с малышом и выполнение всех его желаний;

Рвение как можно ранее сделать из малыша «самостоятельную личность», которая, будет развиваться и расти и без присутствия рядом родителей.

Воспитание – принципиальный процесс в развитии малыша. Всем известно о том, что это не механическое ремесло, допускающее постоянно применение одних и тех же приемов и способов. Мало кто знает то, что для правильного воспитания недостаточны опыт и советы остальных, какими бы хорошими они не были. Каждый родитель должен сам ощущать и находить нужные способы и приемы для собственного малыша.

Татьяна Арифова- психолог, город Симферополь

> От рождения до трех месяцев

Пользовательскогопоиска

Развитие ребенка от рождения до трех месяцев.
Этапы развития ребенка. Игрушки, используемые для эффективного развития

Развитие детей в первые месяцы жизни происходит так быстро, что новые навыки и умения рождаются буквально на глазах.

Первый месяц жизни уходит в основном на приспособление новорожденного к новым условиям существования.

Со второго месяца ребенок начинает активно познавать окружающий мир, чему способствует появление к этому сроку зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Со второго месяца жизни постепенно нарастает двигательная активность. Мощным стимулом развития становятся разнообразные движения малыша во время бодрствования.

В этом возрасте он способен приподымать на короткое время голову, лежа на животе. Выкладывание ребенка несколько раз в день во время пеленания на живот на ровную твердую поверхность (стол, покрытый легким одеялом или теплой пеленкой) способствует дальнейшему укреплению мышц шеи и туловища и дальнейшему освоению двигательных умений и физическому развитию малыша .

Лежа на животе, малыш первое время удерживает голову приподнятой очень короткий срок. Постепенная ежедневная тренировка заметно его увеличивает. Ребенок каждый день поднимает голову все выше и выше. Чтобы это умение развивалось интенсивнее , полезно каждый раз выкладывать перед малышом то одну, то другую яркую игрушку и при этом еще с ним разговаривать, что будет побуждать тянуть голову и на звук голоса.

Чтобы процесс развития движений не тормозился, со второго месяца жизни малышу нужна свободная одежда . На него надевают во время бодрствования ползунки и свободную кофточку. Дети, лишенные возможности активно двигаться из-за тугого пеленания, развиваются хуже, им труднее дается координация движений .

С месячного возраста ребенок способен фиксировать взгляд на ярких крупных предметах. Чтобы развивать это умение, необходимо подвесить над кроваткой малыша прямо перед глазами на расстоянии 60-70 см от груди 3-4 яркие погремушки.

С этого возраста игрушки для ребенка становятся подспорьем в совершенствовании движений. В 2 месяца малыш уже не только рассматривает игрушки, но может следить глазами за их перемещением . Поэтому целесообразно периодически подтолкнуть то одну, то другую игрушку, чтобы они пришли в движение, издали звук.

Следя за игрушками, ребенок будет поворачивать голову в сторону движения и звука, и это явится тренировкой для мышц шеи . Находясь на руках у взрослого, ребенок осваивает способность держать голову вертикально . Чем больше ему будет предоставляться такая возможность, тем быстрее он сможет это сделать.

Укрепление мышц шеи и способность двухмесячного малыша хорошо держать голову и свободно поворачивать ее в стороны увеличивают возможность обзора. Взгляд ребенка становится все более осмысленным, он задерживает его на ярких предметах, лице разговаривающего с ним взрослого.

А слышать человеческую речь младенец должен с первых дней своей жизни . С ним надо ласково разговаривать при пеленании, кормлении, выполнении гигиенических процедур. И хотя ребенок еще не может понять обращенных к нему слов и сам не скоро ответит словами, но понимать речь научится намного раньше. А в 2 месяца на ласковую речь мамы он ответит радостной улыбкой .

К 2,5-3 месяцам ребенок становится очень эмоциональным . Стоит только подойти к нему и заговорить, как он начинает оживленно двигать ручками и ножками, радостно улыбаться, гулить. Трехмесячный малыш громко смеется, когда с ним играют.

Кроме игрушек, подвешенных высоко, на которые ребенок может смотреть, теперь надо уже повесить несколько удобных для захватывания погремушек , колечек так, чтобы до них могла достать вытянутая рука ребенка. Это примерно на расстоянии 30-40 см над грудью. Беспорядочно двигая ручками, ребенок случайно наталкивается на погремушку и как бы замирает, вслушиваясь в издаваемый ею звук. Такая ситуация повторяется неоднократно, и к малышу постепенно приходит сознание, что он сам может вызвать звучание погремушки, и он уже осознанно тянется к ней руками. Это первый элемент его самостоятельности . Малыш начинает сам себя развлекать.

Длительно гулит в период бодрствования. Способность произносить звуки - врожденная, генетически заложенная функция организма, но осуществлять ее ребенок учится. Поэтому так важны мамины «агу», обращенные к малышу. Они стимулируют первый лепет.

Ребенок капризничает. Как успокоить ребенка

Абсолютно нормально, если младенец плачет. Так он общается с вами. Возможно, с ним что-то не так, но совершенно не обязательно это что-то серьезное. Очень скоро вы научитесь понимать, чего же он на самом деле хочет. Не бойтесь избаловать своего ребенка, откликаясь на каждый его крик, – в таком возрасте это невозможно.

Почему ребенок капризничает и плачет?

  1. Он голоден – это самая частая причина плача младенцев.
  2. Ему одиноко – все вокруг еще так ново, незнакомо, непонятно, он чувствует себя спокойно только в тесном контакте с вами.
  3. Он устал , и ему надо помочь заснуть. Вы можете дать пустышку, и он успокоится.
  4. Он испугался . Яркий свет, громкий шум, резкое движение – все это может испугать.
  5. Ему стало скучно . Он лежал один, ему не на кого и не на что было даже посмотреть.
  6. Ему неудобно . Возможно, слишком жарко, холодно или слишком сыро.
  7. Он протестует , ему что-то не нравится. Может быть, он раскрылся, или возле него происходит что-то такое, к чему он не привык.
  8. У него что-то болит или у него колики. Это будет плачь, отличающийся от других криков, – он может быть короче или на более высоких тонах.

Попробуйте использовать следующие способы, чтобы успокоить малыша:

  • Используйте качание. Это может быть качание на руках, качание в кроватке, коляске.
  • Предложите ему пустышку, его кулачок или палец.
  • Сделайте малышу массаж, погладьте его.
  • Искупайте его в теплой воде.
  • Прижмите его к своей груди так, чтобы он слышал биение вашего сердца.
  • Спойте малышу песню.
  • Нежно погладьте по животику, подуйте на пальцы рук и ног.

Игрушки для ребенка - не просто забава, но и эффективный инструмент развития и совершенствования органов чувств, понимания речи. Они нужны ребенку с первого месяца жизни.

Уже в этом возрасте ребенок начинает познавать мир при помощи зрения, слуха, осязания . Для ребенка до 3 месяцев игрушка должна быть самой простой, без лишних деталей. Не покупайте погремушку, если она покажется вам тяжелой. Кроха должен держать ее без особых усилий. Звуки, издаваемые игрушкой не могут быть резкими, чтобы не пугать ребенка. Чаще всего производители используют естественные шумы: например, пересыпающегося пшена или гороха.

Вначале для привлечения внимания используются яркие крупные пластмассовые или резиновые погремушки, которые малыш сначала рассматривает, что тренирует функцию глаз, а затем пытается взять в руку, удержать, подвигать, что стимулирует активные движения рук.

Работа рук дает пищу и для работы ума : ребенок начинает тщательно обследовать предмет. Он его ощупывает, рассматривает, встряхивает, тянет в рот, облизывает, пытается грызть. В такую сложную деятельность включаются зрение, слух, движения, обоняние и осязание. Идет интенсивное накапливание личного опыта.

Учитывая эти моменты, надо стараться предлагать малышу игрушки разнообразного звучания и цвета, разной формы, сделанные из различных материалов. Поверхность одних может быть гладкой, других - шероховатой, ворсистой, ребристой. Такой набор игрушек развивает тактильную чувствительность .

Игрушки вашему малышу следует показывать, когда он спокойно лежит на спине. Это может быть музыкальная шкатулка с нежной мелодией и не очень яркой раскраски. Можете использовать подвесные погремушки на расстоянии примерно 20 см от ребенка, чтобы при желании он мог дотянуться и потрогать предмет. Выбирайте фигурки разного размера, формы, цвета, периодически меняйте. Следите за тем, чтобы игрушки были прочными.

Его действия с игрушками постепенно усложняются. Он пытается захватить игрушку рукой. На первых порах ему надо в этом помочь, вложив погремушку в руку, чтобы он ощутил ее и попытался удержать. Если такие действия повторять несколько раз в течение дня, то вскоре ребенок при первом же соприкосновении с игрушкой раскроет ладонь и цепко ее захватит.

Ему нравится наблюдать движущиеся предметы, яркие цвета.

Если вы интересуетесь тем, как заниматься с ребенком, как его развивать, как раскрыть все его способности , то советую вам обратить внимание на . В нем вы найдете огромное множество игр и занятий с ребенком на каждый месяц первого года жизни малыша, которые будут способствовать его развитию.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Понравилась страничка? Нажмите кнопку "Нравится" или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу.

В этой статье:

В вашей семье счастливое прибавление: родился малыш. Все трудности родового периода позади, и вот счастливая мама держит на руках свой драгоценный комок счастья. Мутными серыми или голубыми глазками малыш смотрит в пространство, еще не понимая, что он рожден на свет. Сейчас самое важное для него – быть с мамой, чувствовать её, слышать голос, знать запах. Так ребенок чувствует себя в безопасности.

Первые минуты вместе

Новорожденные дети похожи на маленькие бутоны цветов: они словно сжаты в плотный кулачок на цветоножке, но уже завтра вы увидите массу изменений. Кожа младенца разглаживается буквально по часам, приобретает нормальный цвет, личико становится милее, и ребёнок уже как будто начинает фокусировать взгляд на мамином лице.

Выписка и прибытие домой

После родов мама и малыш на несколько дней остаются в послеродовой палате под наблюдением врачей. Мама получает необходимый инструктаж по обращению с ребёнком, учится пеленать, мыть и обрабатывать пупочек, ушки, носик. После выписки мама и малыш остаются наедине. Да, часто старшие родственники и близкие подруги спешат на помощь молодой маме.

Однако во многих случаях случаях у женщины после родов просыпается материнский инстинкт, который можно сравнить с животным. Мамочка не рада гостям, её раздражают советы, у нее возникает чувство дискомфорта, даже от действительно искренней помощи родной бабушки ребёнка. Это нормальное поведение здоровой родившей женщины. Поэтому подругам и родственникам лучше договариваться о возможном визите заранее.

Мама посвящает все свое время уходу за малышом. Разглядывает его, ухаживает, радуется каждой минуте, проведённой вместе. А малыш, улавливая положительные флюиды мамы, начинает своё развитие.

Первая неделя жизни: как должен вести себя малыш

Первая неделя жизни – это адаптация. Сейчас главными для маленького человечка являются хорошая еда и сон. Малыш может вдруг начать плакать и также быстро успокаивается. На это есть ряд нормальных причин.



Взяв малыша на руки, мама интуитивно начинает догадываться, почему плачет её ребёнок. Как происходит такое взаимопонимание, для науки остаётся загадкой. Принято считать, что инстинкт основан на общей, связующей все живое хромосоме в составе ДНК.

Вторая неделя: что нового?

На второй неделе адаптация к окружающей температуре, воздуху, запахам подходит к концу. Малыш начинает более активно вести себя в кроватке. У него формируется фокусировка взгляда, и он может несколько минут разглядывать мамино и папино лицо. Чтобы осознание
визуального общения пришло к нему как можно скорее, нужно улыбаться в ответ своему ребёнку, говорить добрые слова.

Утверждается сосательный рефлекс. Ребёнок видит грудь и уже осознаёт, что это его «тарелка вкусной еды». Часто недельный ребёнок может сосать и одновременно дремать – это здоровое умение. В такие моменты вашему малышу особенно хорошо. В конце первой недели вы заметите, что ваш малыш лежит и просто моргает, рассматривает люстру, карусель в колыбельной или шторку.

Три недели правильного развития ребёнка

В три недели ребёнок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг него. Если вы перевернёте его на
животик, он будет поднимать голову на короткое время, чтобы видеть, что происходит прямо перед ним. Хаотичные движения конечностей сменяются последовательными, и малыш осознаёт, что перед ним его собственные ручки. На данный момент ребёнок уже запомнил мамин запах и основные очертания, он знает, что есть папа и ещё несколько близких людей (бабушка, дедушка), но с изменением маминой прически или сменой духов может возникнуть проблема ассоциации, и ребёнок не признает родственника.

Что должен уметь малыш к первому месяцу жизни?

На первом месяце жизни ребёнок учится смеяться, фокусировать внимание на родственниках, тянуть ручки к маме и папе. На 4-й неделе вы всё чаще слышите, как малыш «гулит», и видите, как он тянется к вам навстречу осознанно и с радостью. К этому времени многие детки начинают смеяться взахлёб и повизгивать, выражая свои эмоции. Малыш интересуется звуками, реагирует на улыбку, слушает сказки и песенки.

Дальнейшее развитие ребёнка по неделям до года

После первого месяца жизни ваш маленький «цветочный бутончик» окреп и готов распускаться, показывая себя с новых сторон. Перемены приходят ежедневно, радуя

родителей открытиями.

На 5-й неделе малыш всё чаще поднимает голову в любопытстве и упорстве. Ему становится скучно просто лежать в кроватке. Он требует маминых и папиных рук. Лёжа на животе всё дольше с поднятой головой, он может начинать петь протяжные «угу – ауу». Смех и визг в доме слышится всё чаще и говорит о хорошем настроении вашего малыша. Если по какой то причине ребенок не выполняет что-то из вышеперечисленного, значит, начнёт это делать на следующей неделе. Помните об индивидуальности развития каждого ребёнка и не забывайте о ежемесячных походах к участковому врачу, ведущему карточку здоровья вашего малыша.

6-я неделя

На шестой неделе ребенок покажет вам готовность к познанию мира. Вы заметите движения, напоминающие ползанья. Совсем скоро ваш карапуз будет передвигаться по дому на коленках. Но пока он похож на маленького лягушонка, проделывающего свой небольшой путь при помощи смешных движений ножками и
тельцем.

Ребёнок на 6-й неделе умеет подпевать любимой мелодии, взвизгивает, если видит яркую картинку – она ему нравится. Несмотря на то, что ваш малыш часто выглядит довольным при виде телевизора или звуков музыки, не стоит увлекаться этими процедурами. Сейчас ребёнок очень быстро устаёт. Иногда он и сам не понимает, что ему уже пора спать – начинаются капризы, выгибания спины, отказ от приёма пищи. В таких случаях ребёнка необходимо отвлечь ласковыми мамиными словами, умыть, приласкать и накрыть мягким одеяльцем. После непродолжительного сна малыш придёт в норму.

7-я неделя

В этот период разжимаются детские кулачки, и ребёнок начинает показывать вам свои ладошки. Кроме того, с удовольствием демонстрирует точное попадание «ладушек» и захват любимой игрушки. К трём месяцам ребёнок способен переворачиваться с боку на бок и даже на живот. Ползательный рефлекс развивается очень динамично – оставлять малыша одного на кровати уже не рекомендуется. Понятие о расстоянии от края дивана до пола ещё не сформировано, а вот навыки падения запросто могут быть приобретены, если вы недоглядите за чадом.

Малыш объясняется с вами интонациями: плачет, если ему неудобно или больно, смеётся, если у него игривое настроение, распевает свои песенки «агулюлю», если находится в состоянии комфорта.

8-я неделя

Недели в уходе за ребёнком пролетают, как пара дней. Не успели вы осознать всю важность родительской опеки, как ваш маленький сын или крошечная дочка уже поняли, что именно вы их родители, а не та тётя, которая пришла с большим подарком в руках. Ребёнок запомнил голоса родственников и знает, как они выглядят. Он продолжает стремиться к ползанью, захвату игрушек. На этой неделе его начинает интересовать гремящая посуда, цветные погремушки.

9-я неделя

Начинают интенсивную работу слюнные железы. Идёт подготовка к первым зубкам. Малыш знакомится с окружающим миром посредством пробования на вкус всего, что попадает в его маленький кулачок. В том числе и сам кулачок на данный момент имеет поразительное свойство то и дело оказываться во рту у юного исследователя. Первый зуб не обязательно появляется именно на 9-й неделе. Есть дети, уже рожденные с молочными зубками, а есть такие, у кого зубки начинают пробиваться на 7-9 месяце жизни. Но обильное выделение слюны – стопроцентный знак скорого появления первых зубов.

10-я неделя

К 3 месяцам ребёнок уже осознаёт полезность общения. С удовольствием «гулит», «поёт», общается с людьми. Просится на ручки, требует внимания. Его движения становятся осмысленными, не спонтанными. Можно заметить, как он плавно перебирает игрушки в руках, разглядывая их со всех сторон, и уже не так часто засовывает предметы в рот.

11-я неделя

Сейчас ребёнок уже не только держит головку, но и поднимается до груди. Его опорой служат локотки и раскрытые ладошки. Ползает малыш по простыням и по полу с удовольствием, но недолго. Укрепляются его кости, мышцы, суставы. Теперь можно чаще держать малыша в вертикальном состоянии.

12-я неделя

Достигнув трёхмесячного возраста, маленький принц или принцесса вашего родительского сердца вступает в полноправные мыслящие члены семьи. Да, до первых разумных разговоров ещё далековато, но интонация, жесты и мимика безошибочно дают вам понять, чего хочет ваш ребёнок.

Ползанья по дому превращаются постепенно в гонки по кругу. Актуальным становится манеж. В 3 месяца ребёнок способен самостоятельно поднять бутылочку с соской и употребить питание. Развитие мышления вносит коррективы в желание общаться, и ребёнок становится несколько настороженным к незнакомым людям. То же самое можно сказать и о незнакомых местах, куда малыш может попасть в сопровождении родителей.

4 месяца

В четырёхмесячном возрасте начинается закрепление всех навыков и постепенное развитие новых. За одну неделю происходят небольшие сдвиги в развитии. Это вовсе не означает, что само развитие останавливается
или у вашего ребёнка какие-то отклонения.

Просто малыш взрослеет, и его элементарные навыки, требующие закрепления, открывают ему новые возможности, бо́льшие, чем просто битье игрушек друг о друга. Скоро малыш поймет, что монотонные удары скучны, и захочет собирать и раскладывать другие игрушки, открывать коробки, играть со своим отражением и т.д. Но для этого ему необходимо подготовиться и закрепить все то, чему он научился, прожив на земле всего 3 месяца.

5-6 месяцев

Малыш переходит в новую фазу – назовем её вертикальной. Косточки и суставы ребёнка достаточно окрепли, чтобы он начал свои собственные тренировки по вставанию на обе ноги. Для этого ему требуется пол или кровать и любая подручная устойчивая вещь.

Используя опору, расположенную выше его сидячего положения, малыш начинает подтягиваться и занимает вертикальное положение. Такие действия могут начаться и в 7-8 месяцев. Также может случиться, что именно ваш малыш вовсе не захочет ползать, зато в 8 месяцев уже пойдёт без опоры. Если случится недостаток в развитии, его обязательно увидит участковый педиатр, к которому вы обязаны регулярно водить ребёнка до 12 месяцев и после по назначению.

От полугода до года

За первые полгода ваш ребёнок постепенно превращается в маленького требовательного человечка, похожего на сказочного эльфа. Его смешной голос высказывает на непонятном языке недовольства и предпочтения. Он с удовольствием бьёт пальчиками по игрушечному пианино, издавая волшебные мелодии маленького гения. Ребёнок может взять в руки карандаш и начать водить на листе зигзаги и круги. Ему очень нравится орудовать разными яркими карандашами.

Он может проползти через весь дом и после с упоением и хихиканьем «рассказывать» о своем маленьком – большом путешествии. Ребёнок хорошо обращается с поильничком, сидит в коляске на прогулке. Его сон сокращается до одного полного раза в день или иногда двух раз короткого отдыха. В отрывистых звуках можно расслышать нечастые «мама, папа, дай». Осмысленны эти слова или нет, откровенно говоря, не может доказать никто, но именно в этот период они звучат наиболее трогательно.

Ребёнок не умеет разговаривать, но прекрасно понимает родную речь и может обращать внимание на предметы, о которых разговаривают взрослые. Развитие позволяет ребёнку самостоятельно учиться ходить и запоминать короткие слова. К рубежу 12-го месяца становится понятно, что ходить лучше в туалет, а не в трусики, что кушать надо из ложки, что домашние животные – это друзья. Иными словами, за первый год жизни ребёнок осваивается в своём мире и уже подготавливается шагнуть навстречу сознательному общению со своими сверстниками.

Насколько заметно понедельное развитие до года?

Первые 3 месяца вы можете замечать изменения в своём ребёнке каждый день. Развитие элементарных навыков происходит достаточно быстро. За один день ребёнок может приобрести до 3 навыков и за ближайшие сутки закрепить их. После трёх месяцев явные изменения можно замечать с разницей от недели до двух, когда головка малыша начинает беспрестанно быть поднятой, когда он попытается уползти от вас, когда потянет в рот игрушку – всё происходит несколько медленнее, поскольку действия ребёнка становятся сложнее и осознаннее. В следующие месяцы, при достижении полугодовалого возраста ребёнок приобретает ещё более сложные навыки. У него появляется желание учиться ходить, самостоятельно есть, общаться с родственниками.

Если развитие ребёнка не совсем отвечает этим нормам, это еще не повод переживать за его здоровье. Скорее всего, здесь играет роль окружающая среда и генетический фактор.
Если к 6 месяцам у ребёнка ещё нет зубов – это не отсталое развитие. Если ваш малыш отказывается ползать – это тоже не означает плохое развитие ребёнка. Главное – вовремя обращаться за советом к специалисту. Даже если вы полностью уверены, что у вас всё отлично, необходимо записать все положительные показатели в карточку ребёнка для удобного сравнения его роста и развития в дальнейшем.

Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений. О том, как меняется Ваш ребенок физически и психологически в течение первых 12 месяцев его жизни, расскажет эта статья.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.


Период новорожденности длиться до 2-3 месяца.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.

1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

На 2-4 месяце развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами. Восприятие приобретает предметность и константность.

2-4 месяца – рассматривает и захватывает предмет рукой.

3-5 месяцев – дотягивается до предмета рукой.

4 месяца – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

5-5,5 месяцев - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

В 5-7 месяцев уже может перекладывать предмет из руки в руку.

В 5-8 месяцев (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

В 7-13 месяцев начинает ходить с поддержкой.

9-14 месяцев – осваивает «пинцетный захват» (держит предмет между большим и указательным пальцами).

10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

9-17 месяцев (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.


НЕРВНО ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 0-1 ГОДА.


МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО.

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

То, что при рождении у ребенка нет врожденных форм поведения – это не слабость, а его сила. Это дает малышу безграничные возможности приобретения нового опыта и развития.

Для нормального созревания мозга новорожденного необходима активная работа анализаторов (зрения, слух и т.д.). Если ребенок не получает достаточно чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется.

Особенность развития новорожденного – деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Особенно быстро развиваются зрение и слух. На их основе формируется ориентировочный рефлекс, и складываются разнообразные условно-рефлекторные связи.

Уже в первые 10 дней после рождения у малыша появляется первый условный рефлекс – положение при кормлении.

К 2-3 месяцам у ребенка появляются особые формы реагирования на появление взрослого (матери): появляется эмоционально-двигательная реакция – «комплекс оживления» - ребенок концентрирует взгляд на лице, склонившегося к нему человека, улыбается ему, радостно двигает ручками и ножками. Если ребенок растет в бедной на чувственные воздействия среде (в сенсорной изоляции) этот комплекс может не выработаться.

Появление комплекса оживления знаменует переход от новорожденности к младенчеству.

МЫШЛЕНИЕ.


В младенчестве появляется тенденция к преднамеренным действиям: тянется к определенной игрушке. К концу младенческого возраста проявляется большая подражательная способность.

Подражательные и преднамеренные действия свидетельствуют о развитии интеллекта. После начала преднамеренного манипулирования предметами (трясти, стучать) в действиях детей можно обнаружить элементарные проявления мышления. При действиях с предметами перед ребенком возникают и им решаются интеллектуальные задачи. Таким образом, мышление ребенка развивается в действии.

ЗРЕНИЕ МЛАДЕНЦА.


В первые недели жизни дети по-разному рассматривают различные объекты. Малыши 5-7 дней отроду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяют движущиеся и объемные предметы. Все эти черты характерны для человеческого лица, и их ребенок готов воспринимать уже с первых дней своей жизни.

10 дней – ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет.

18-20 дней – способен удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

1 месяц – сосредотачивает взгляд на предмете или лице человека, может плавно проследить за движущимся предметом.

5 месяцев – переводит взгляд с одного предмета на другой.

6 месяцев – рассматривает все вокруг предметы, людей.

12 месяцев – узнает на фотографии знакомое лицо, различает две контрастные формы предметов.


СЛУХ.


Младенцы слышат и различают звуки по высоте. Они особенно чувствительны к человеческой речи .

10 дней – при резком звуке вздрагивает и мигает.

2-3 месяц – поворачивает голову на звук, прислушивается, ищет глазами говорящего.

9 месяцев – танцует под мелодию вместе со взрослыми.

ОБЩЕНИЕ.


Жизнь младенца полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет физические и психические потребности ребенка. Ребенок оживляется, когда его берут на руки и носят, так развивается его сенсорный опыт.

Выготский Л.С. «Отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным отношением».

Младенец – социальное существо. Во всякой ситуации в его жизни присутствует другой человек. Сейчас взрослый – это посредник в общении ребенка с внешним миром. Основная форма общения ребенка и взрослого в этот период – совместная деятельность. Взрослый вызывает у ребенка активность к внешнему миру, ребенок сам призывает взрослого к активному общению.

В возрасте 1 месяца появляется первая улыбка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.


2 месяца – появляется гуление, которое к 3-5 месяцам становиться певучим.

6 месяцев - лепет, на основе которого появляются фонемы родного языка.

8 месяцев – четко произносит и повторяет разные слоги.

9 месяцев – повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в лепете.

10 месяцев – повторяет за взрослым новые слоги, которых до этого не было в его лепете.

11 месяцев - первые слова (мама, папа, дай)

К концу первого года понимает многие слова. Обычно произносит 10-20 слов.

К концу первого года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Ребенок ищет называемый предмет и находит его. Это начальная форма понимания речи.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни.


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДЕНЦА


Впервые о ребенке принято говорить, как о личности к трем годам. Однако формирование личности малыша начинается уже в течение первого года жизни и происходит это скрыто от внешнего наблюдения. В это время закладываются основы личностных качеств, которые мы можем увидеть в сформированном виде в более позднем возрасте. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми в первый год жизни малыша. Уже в младенчестве у ребенка начинает формироваться любовь и симпатия к близким людям, формируется так называемое чувство привязанности.

В этом возрасте также происходит оформление качеств темперамента ребенка. Как известно, темперамент зависит от врожденных особенностей нервной системы. Однако большое влияние на его внешние проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые впитывает ребенок с первых дней жизни из взаимоотношений со взрослыми.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи. Ребенок может например бояться незнакомцев, плакать при расставании с близкими людьми, в незнакомой обстановке и т.д. Наиболее сильно страхи проявляются в возрасте 15-18 месяцев.

Конец первого года – начало второго знаменуется кризисом первого года . Дети начинают проявлять непослушание, которое выражается в упрямстве, повторении запрещенных родителями действий. Это происходит потому, что ребенок активно изучает окружающий мир. Он экспериментирует, с настойчивостью и интересом повторяет действия, чтобы посмотреть на результат. Такая любознательность часто наталкивается на непонимание и запреты взрослых. В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают. В ответ на запрет он может начать плакать, громко кричать, бросать предметы, падать на пол, демонстративно не слушаться. Все происходящее свидетельствует о развитии ребенка и переходе его на следующий этап. Возросшие возможности и потребности ребенка рождают в нем неудовлетворенность местом, которое он занимает среди других людей и стремление это изменить. Сопротивление требованиям взрослых - по-сути есть попытки расширить границы своего поведения и указать взрослым на то, что им необходимо пересмотреть свое поведение и требования по отношению к уже подросшему малышу.

Важно знать, что в первые месяцы своей жизни ребенок развивается не просто быстро, а стремительно. В возрасте до трех лет темп развития остается максимально быстрым, по сравнению с более поздними периодами в жизни ребенка. Поэтому родителям важно предоставить как можно больше возможностей для развития малыша:

Любовь и заботу;

Свободу для физической активности (Зачем мы тормозим развитие наших детей?),

Развивающую среду и игрушки (Как выбрать развивающие игрушки для ребенка?).

Эти рекомендации справедливы и в дальнейшем. О том, как развивается ребенок после 1 года читайте в материале: Возрастные особенности и психология детей 1-3 лет.

Подпишитесь на почтовую рассылку . Будет еще много интересного!

Также можно узнать о темах будущих статей.

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать . Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

: график посещения врачей.

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.


На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.



К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, мы поговорим в нашей следующей статье.

Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

​Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!



Последние материалы сайта