“Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство” (Б. «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство» (Б. Окуджава). Поэзия Юлии Друниной

28.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Война - самое ужасное испытание, которое человек придумал для себя.

Великая Отечественная война, - сколько беззащитных людей погибло. Дети, старики, женщины, мужчины, обломанные судьбы.... А все ради победы, Родины, чтобы земля, а вместе с ней и народ были свободными.

Каждый год мы празднуем свою победу над фашизмом. Народ радуется и плачет, вспоминая ужасные годы и тех, кому не довелось дожить до победного начала. Начала новой жизни.

В повести «А зори здесь тихие» Васильев без изменений романтики и пафоса начинает повествование о девушках-зенитчицах, несущих службу на севере. Война вовлекает пятерых девушек во главе со старшиной Васковым в кровавую бойню. Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкина, Женя Камелькова, Рита Осянина - эти девушки, движимые разными целями,


«Сочинения на свободные темы»

мечтами, до конца выполняли свой воинский долг.

Соня Гурвич - образованная, интеллигентная, погибает первой.

Следующей жертвой стала Галка Четвертачок. Автор описывает ее маленькой беззащитной, испуганной, у нее не было никого и ничего, кроме мечты о настоящей, светлой и чистой любви.

Лиза Бричкина - спокойная, рассудительная, тонко чувствующая и понимающая этот сложный и прекрасный мир, погибает. Мне кажется, ее смерть была нелепой, но страшной случайностью. Ее засосало болото. Она умерла от рук самой природы, хотя, может, это лучше, чем от пули.

Женя Комелькова - красавица. Казалось бы, что может делать на войне красота и женственность. Мстить. На войне она стала свидетелем расстрела своей семьи. Ее жажда мести и справедливости осуществится, но только через три года. Она до последнего отвлекала фашистов от раненой Риты.

Последней из девушек погибает Рита Осянина, которая хранила тайну. Перед смертью она ее поведала Васкову. Рита была матерью.

Вину за гибель своего маленького отряда чувствует лейтенант Васков. На его глазах оборвались так нелепо, пять еще толком не начавшихся жизни.

Ф. Е. Васков - самый старший, много знает и умеет. Он не многословен и ценит только поступки.

Васильев описывает лишь один из немногих эпизодов войны - трагичный в своей сути, но, вероятно, в жизни было еще суровее.

«А зори здесь тихие» написаны, чтобы мы не забывали подвиг отцов и матерей, никогда не захотели повторения этого ужаса, сохраняли мир...

Повесть «В списках не значится» рассказывает о самых первых драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность дому, желание до последнего служить Родине.

Лейтенант Плужников - главный герой повести. Николай Плужников до войны закончил общевойсковое училище, стал профессиональным военным. Он едва успел приехать в Брестскую крепость накануне войны. Пройдя по крепости ночью, он не может сориентироваться, но он точно знает, что не отступит перед трудностями, только смерть может стать причиной ухода с позиции. Но, поддавшись панике, лейтенант бежит из костела, который ему было приказано удержать. Плужникова не расстреливают только потому, что жалко патронов. Это послужило жестоким уроком Николаю. Отныне он хорошо запомнит, что покидать крепость приказа не было. Николай не уйдет из Бреста, когда появится возможность, он станет «русским солдатом», отстаивающим порученный ему рубеж. Все было на его пути: страх и ужас первого боя, минутная слабость, обретение уверенности в себе и в своей высокой миссии защитника крепости. Здесь, в этом аду Николай полюбил искренне и сильно. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, рождала великое чувство ответственности за любимую. Николаю и Мирре нужно было расстаться, во имя будущего ребенка они идут на это.

Плужникову не дано было пройти еще через одно испытание - увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка. Чем дальше идет повествование, тем труднее становится понять и поверить, что в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести «свою войну».

Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям Россия выстояла и победила фашизм.

Борис Васильев помогает молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.


«Сочинения на свободные темы»

82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...»

Великая Отечественная война - к этим трем словам можно подобрать определения «смерть, кровь, разрушенные судьбы, голод, жажда мести и победы, предательство». Даже на войне, когда люди одержимы идеей победы, есть небольшая часть людей, которые хотят жить просто для себя.

В повести Быкова «Сотников» рассматриваются два разных качества, героизм и предательство.

Хилый больной Сотников и смелый сообразительный Рыбак. Вместе они идут на выполнение задания, и каждый с совершенно разными мыслями, чувствами, не зная, что их ожидает впереди. И только угрожающая жизни опасность может сделать так, чтобы человек показал, кто он есть на самом деле.

Сотникова пытали, он терял сознание, но до последней минуты не предал Родину, как бы ему ни хотелось жить.

Я задумываюсь над вопросом, а для чего он это делал. Может, он хотел, чтобы им гордились, может, им двигало чувство долга перед Родиной, может, он хотел, чтобы ему подражали, но в последние минуты своей жизни он понимает, что не вправе требовать от других того же, что и от себя.

Рыбак повел себя по-другому. Он согласился стать полицейским и не пожалел Сотникова, он во что бы то ни стало хотел выжить, потому что слишком любил себя и жизнь. Это человек, который хотел жить, чувствовать и любой ценой продлить эти мгновения. Он пытался убедить себя, что он не предатель. Но умирать ему не хотелось, и поэтому он проговорился следователю. Но разве можно осуждать человека за то, что он хочет жить?

Я представляю себя на месте Сотникова и на месте Рыбака и задумываюсь над вопросом, что бы я выбрала, героическую смерть или жизнь предателя? Но ответа на этот вопрос я не нахожу, вроде бы и смерть героя впечатляет, а с другой стороны - жизнь, не важно какая.

Когда Сотникова вели на казнь, он не искал сочувствия в толпе, он не хотел, чтобы о нем плохо подумали. Рыбак выполнял обязанности палача, постоянно извинялся перед Сотниковым.

Рыбак сам хотел повеситься, но обстоятельства помешали ему, судьба дала ему шанс искупить свою ошибку. Он запутался, ему хотелось верить, что поступки его правильные и он не предатель. Сотников для него был героем, честным человеком, выполнявшим свой долг перед Отечеством и народом.

В повести «Сотников» ставится проблема нравственного выбора на войне, когда человек попадает в экстремальную ситуацию жизни и смерти.

Сотников - человек, который до конца остался верен своему долгу: он не думал о том, как спасти свою жизнь, а о том, как найти силы и с достоинством встретить смерть, для него с самого начала не существовало проблемы выбора - он был очевиден. По мнению Сотникова, в жизни есть более страшные вещи, чем смерть, - это трусость и предательство. Он нравственно оказывается выше Рыбака.

В. Быков избирает ситуацию, где его герои стоят перед выбором: цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства.

Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание?

Измученный пытками, шантажируемый фашистами, он остается несломленным. Истоком


«Сочинения на свободные темы»

его героизма и мужества явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его.

В этом произведении сильный оказался слабым, а слабый - сильным.

Повесть «Сотников» заставляет задуматься о жизни и смерти, о человеческом долге. Поступок Рыбака можно рассматривать по-разному, с одной стороны - страстное желание жизни, а с другой - жизнь ценой чужой жизни, предательства своей Родины и своего народа.

Читая это произведение, представляешь себя на месте героев и постоянно думаешь: а как бы я поступил? Но ответа на этот вопрос не находишь и отвечаешь на другой: а как бы я хотел поступить? И представляешь себя героем, что поставят тебе памятник и будут восхищаться тобой. Но ведь Сотниковым двигали совершенно другие цели, ему было это все не важно, он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру.

Мы не вправе осуждать Рыбака. Человечество должно учится понимать и прощать, нами должны двигать благородные идеалы людей, они должны служить нам примером.

В заключение хотелось бы процитировать строки Б. Пастернака «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...»

Роман Дудинцева "Белые одежды" обращается к трагическому эпизоду в истории нашего общества. Речь идет о кровавой эпохе сталинизма, одной из жертв которой стала генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и являются главными героями книги. Сам автор идею своей книги выразил так: "Ведь невозможно спокойно видеть тех, кто умеет совлечь с одержимого большим делом человека его сияющие одежды, кто залезает в них сам и щеголяет, обманывая других своей заимствованной привлекательностью и громкими словами. Здесь целый мир сложностей. В романе "Белые одежды" я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла. Или, как сказал один мой читатель, создать инструментарий добра".

Роман "Белые одежды" - это мужественный шаг писателя на пути восстановления исторической правды. Суровая оценка сталинского террора, данная писателем, позволяет нам, читателям, ощутить масштабы не только научных, хозяйственных, но и человеческих потерь. Пристальный взгляд Дудинцева на наше прошлое заставляет серьезно задуматься и о настоящем. "Счастье искать нельзя. Обреченное дело! Кто ищет, тот, естественно, старается для себя. А это усилия второго сорта. Счастье таких усилий не любит, обходит.

…Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать ближних… Прольешь кровь, переплывешь моря страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышлявшего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест… Счастье еще свободно выбирает достойного ". Эти слова принадлежат одному из героев романа Василию Степановичу Цвяху. В них заключена ориентация на бескомпромиссный нравственный выбор - необходимость бороться со злом во имя добра. Писатель верит в торжество высокой правды и истинного счастья, выстраданного дорогой ценой.

Добро и Зло - вот вечные противоборствующие силы жизни. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: "Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло - чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя - под величайшее добро…". Федор Иванович считает, что право свободного нравственного выбора должно оставаться за человеком. Но человеческое "я" не должно деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Фигура "народного академика" Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на абсолютную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: "Касьяна вашего к нам заслал не царь, - говорит полковник Свешников Дежкину,- не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь - изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…".

Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет "народной непосредственностью", которая была в то время "удобной ширмой для карьеры" и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: "И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти… Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы". Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности.

Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями. "И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность". Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикрипову, Краснову - "щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами". Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной деградации.

Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти. Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны. В. Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Для любимых героев Дудинцева характерно умение сохранить в себе высокую духовность независимо от ударов, которые наносит им судьба. Для Стригалева и Дежкина, для Цвяха и Лены Блажко жизнь складывается так, что страдания становятся для них необходимым условием существования добра. Они выстрадали научное открытие нового морозоустойчивого сорта картофеля, оставаясь верными своим нравственным принципам. Они утверждают добро дорогой ценой - ценой страдания: "Картошка! Гибрид! Пища! Это же не минута простого насыщения. Концентрат пережитого. Вкус мечты". Зло еще является самостоятельной субстанцией, и потому страдание, пока существует зло, будет всегда атрибутом добра. В философских обобщениях о добре и зле проступает подлинная человечность автора "Белых одежд".

Дудинцев - мастер притч-метафор. В них находят выражение его философские обобщения. Метафоры "спящая почка", "честный пионер", "парашютист", "песочные часы" помогают распознать добро и зло. В "песочных часах" воплощается идея романа, "это графическое изображение нашего сознания - как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже уходит в бесконечность, у которого нет дна, это я…

Пока не научились записывать наши мысли и чувства,.. до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила". Так определяет образ бытия Федор Иванович Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру, и добро, и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. "Белые одежды" - это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество "белыми одеждами" с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, спокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать. Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло; учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра и правды должен пройти каждый из нас.


В бой идёт, святой и грешный,

Русский чудо - человек.

А. Т. Твардовский

Войну выигрывает не тот, кто выбирает лучшие и единственно правильные позиции, не тот, кто превосходит противника численностью войска и количеством вооружения. Войну выигрывает сильнейший духом, тот, кто нравственно превосходит противника; тот, в ком сильна совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство нравственной ответственности за свои поступки, тот, кто способен пренебречь личными интересами ради других, тот, в ком есть чувство достоинства, кто поступает сообразно с требованиями правды и чести.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


"Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"... Эти слова Булата Окуджавы можно отнести к главному герою повести Вячеслава Кондратьева "Сашка". Мы так и не узнаем ни отчества, ни фамилии героя. Просто - Сашка. Один из многих. Простой русский солдат, деревенский парень, который всегда поступает согласно своей совести, всегда благородно жертвует собой ради других и в тяжелейших условиях "окопной" войны сохранил в себе чувство собственного достоинства, человечность, отзывчивость.

Повесть начинается с того, что Сашка, заступив на ночной пост, решает отправиться за валенками для ротного. Заприметил он валенки на мёртвом немце, лежащем на взгорке. Жалко Сашке ротного. Пимы командира насквозь пропитались водой - "и за лето не просушить". В этом - весь Сашка. Среди мёртвых деревень, под противный вой мин и шелест снарядов он думает не о себе.

Наиболее ярко раскрывается характер Сашки, его человечность в эпизоде с пленным немцем. Комбат приказал: "Немца - в расход". Ничего не сказал немец, молчал на допросе. А комбат только что похоронил любимую девушку - медсестру Катю. Глаза у комбата - мёртвые, пустые, взгляд ненавидящий. Но Сашка не может выполнить приказ. Обещал он немцу, что не расстреляют его, листовку с обещанием жизни пленным показывал. Не мог он расстрелять беспомощного и безоружного человека. Много смертей повидал на войне Сашка, "но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании". Поразили Сашку глаза немца - "посветлевшие какие-то, отрешённые, уже с того света будто бы". Оттягивает солдат как можно дольше выполнение приказа. Впервые в его сознании столкнулись "в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали". Герой понимает, что за невыполнение приказа его могут расстрелять, но поступить против своей совести, нарушить закон человечности он не может. Психологический поединок с комбатом закончился победой простого солдата. Рядовой встретил взгляд капитана прямо, без страха, с отчаянной решимостью не уступить - и комбат отменил своё приказание.

Благородство и человечность Сашки проявляются и во взаимоотношениях с медсестрой Зиной. Зина предпочла ему другого человека. Но нет у безответно влюблённого Сашки зла ни на Зину, ни на её избранника - лейтенанта. Герой умеет понять другого, умеет сохранить в себе чувство человеческого достоинства, не поддаться мелкому чувству зависти, ревности, злобы. Проанализировав всё, что у него было с Зиной, он приходит к выводу, что Зина "неосудима", просто война.

В конце повести Сашка, раненный в руку, едет на побывку к матери. Он идёт по спокойной, мирной Москве, видит девушек на каблучках - "словно и войны никакой!" Он почувствовал связь между спокойной Москвой и "горящим, задымленным, в грохоте и в тяготе" фронтом - и его дело на войне стало видеться ему значительнее. И он уже не стыдится своего небритого лица, оборванной, обожжённой телогрейки. В нём пробуждается чувство собственного достоинства, самоуважения: он делает нужное дело, честно исполняет свой долг "ради жизни на земле".

Такие, как Сашка, и выиграли войну в 1945 году, потому что убеждены были в одном: "Люди же мы, не фашисты", потому что война - это проверка на человечность, и это испытание герой писателя - фронтовика В. Кондратьева выдержал с честью.

Обновлено: 2017-09-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

Да, это мое поколенье,
И знамени скромен наряд,
Но риск, и любовь, и терпенье
На наших погонах горят.

Повесть «Полюби меня, солдатик…», опубликованная впервые в тысяча девятьсот девяносто шестом году в журнале «Дружба народов», принадлежит перу известного писателя Василя Быкова. Тема великой Отечественной войны, которая раскрыта в этом произведении, для автора не нова. Он обращался к ней в раннем творчестве (повести «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск»). Об этом же его более позднее произведение «Карьер».
Почему же вновь и вновь внимание автора привлекают события, от которых отделяет нас более чем полвека? Дело в том, что война в понимании писателя – это не просто историческое событие, а время, когда человек проявляет свою сущность. Пройдет ли человек это испытание? Не растеряет ли на трудных фронтовых дорогах «совесть, благородство и достоинство»?
Повесть «Полюби меня солдатик…» рассказывает о самых последних днях войны. Произведение невелико по объему, в нем не много действующих лиц, да и сюжетная линия достаточно проста: молодой лейтенант в самом конце войны встречает девушку, в которую влюбляется. Но им не суждено быть вместе.
Определяя жанр своего произведения, В. Быков пишет: «маленькая повесть». Но после прочтения остается ощущение, что познакомился с большим произведением, в котором показана правда о войне. В повести нет деления героев на своих и врагов, привычного для данной темы. Цель автора – убедить читателя, что люди во все времена должны оставаться людьми. И не важно, на чьей стороне они воюют.
Повесть написана от первого лица: события, лежащие в основе произведения, показаны через восприятие молодого лейтенанта, которому едва «перевалило за двадцать», но который уже прошел через испытание войной.
Действие происходит в небольшом австрийском городке, где еще не установилась власть. Пока неизвестно, кто будет здесь хозяевами – немцы, американские, русские.
Открывает произведение пейзажная зарисовка: «В Австрийские Альпы пришла весна, на пустыре зеленела осыпанная лютиками трава, в палисадниках зацветала сирень, днем пригревало солнце». На фоне цветущей, обновленной природы автор раскрывает душевное состояние тех, кто сумел пережить войну, у кого «Впервые появилась надежда выжить». Главный герой Дмитрий Борейко, как мальчишка, едет на «попавшемся под руку» велосипеде. Он переполнен радостью жизни, «предчувствием молодой, бездумной удачи». Ведь сегодня- завтра объявят, что закончилась война, и поэтому совсем негрозно, а как-то по-отечески звучат слова командира, когда лейтенант, «с хорошего разгона, загремев на асфальт», буквально падает под ноги командира. «Посмотрите на него!- прозвучало грозным командирским тоном.- он думает, что война кончилась! Уже готов сломать себе ногу на дороге!» Главный герой произведения – это настоящий солдат, истинный защитный своей родины. С таким товарищем и командиром не страшно идти в бой.
Начало повести буквально переполнено бытовыми описаниями. Все заняты своим делом: кто-то «дымит самокруткой», кто-то спит, «накрывшись с головой палаткой», кто-то «просто сидит на траве, ожидая завтрак»… Все уже настроены на мирную жизнь, на возвращение домой, и поэтому главный герой, узнав, что в ближайшем коттедже живет девушка родом из Белоруссии, не прочь с ней познакомиться: «очень хотелось встретиться с землячком, вспомнить знакомые обоим места, узнать что-либо о родственниках, связь с которыми оборвалась».
И все-таки война еще не закончилась. Василь Быков необычно для произведения о войне показывает ее разрушительную силу. Мы не видим полностью разрушенных городов. Автор приковывает наше внимание к деталям: «взрывы разносили черепичные крыши, уродовали фасады, деревья, отполированную брусчатку мостовых». Создается впечатление, что рассказчику
По-хозяйски жаль исчезающей красоты, которая не сохраниться для мирной жизни: «Прежде о том не думалось: стреляют, ну и пусть, рушат, ну и ладно. На войне ничего никогда не создается, всегда разрушается – так было всегда. Но вот возникло сейчас иное отношение как к человеческим жизням, так и к материальным ценностям, появилась жалость – как, наверное, полагается в конце всякой войны».
Душа Дмитрия не очерствела. Он по-прежнему открыт по отношению к людям. Наверное, поэтому герой вознагражден судьбой. Он встретил свою первую настоящую любовь: «На пороге коттеджа стояла она – моя землячка». Автор вводит в повествование портретную характеристику Франи: «Взглянув на ее курносенькое, с несколькими веснушками на переносье лицо, я сразу вспомнил наш полузабытый девичий облик – вежливо-сдержанный, тронутый мгновенным милым смущением при виде незнакомого человека. С виду она была совсем девочка, одновременно похожая и на подростка-мальчишку». Писатель не зря вводит в произведение любовную линию. Ведь любовь – это еще одно испытание для главного героя. Несмотря на то, что перед нами обыкновенный солдат, мы видим и ценим его благородство. И тут мы снова понимаем, что перед нами настоящий русский солдат, которого не сломают никакие трудности. Писатель очень тонко выделяет черты характера человека, который, в свою очередь является примером для подражания. Ведь об этом очень важно говорить и сейчас.
Трогательно, заботливо относится главный герой к девушке. В нем просыпается желание оберегать слабого. И в то же время мы видим его смущенным: «сперва я старался скрыть злополучную прореху, но потом забыл про нее, и это не ускользнуло от быстрого взгляда Франи».
И мы вместе с Дмитрием сочувствуем девушке, когда она рассказывает о своей судьбе. Многое пришлось испытать Фране: и фашистскую оккупацию, и потерю близких… А еще разочарование в людях. Для главной героини понятие «враг» не определяется словом «немец». На этот счет она имела собственное мнение: «А не только Гитлер – и другие не лучше». Автор приводит несколько сцен, где советские ведут себя хуже фашистов. Среди этих «людей» и командир партизанского отряда, способный унизить девушку своими домогательствами, и санинструктор, заботящийся о том, как бы получше устоится в этой жизни, и солдаты – мародеры, грабящие мирное население. По мнению Франи, «все-таки в нас мало божеского. Или еще не приобрели, или растеряли».
Но завершается рассказ трагически. Митя уезжает из города, не попрощавшись с Франей, «только торопливо обнял за плечи и отпрянул» и, застеснявшись, «даже не поцеловал ее». А когда спустя сутки герой возвращается в городок, «боясь опоздать», и, не застав Франи, он видит ужасную картину: «маленькое Франино тело неподвижно распласталось на каменных плитах посередине, где вчера стоял столик. От всей одежды на ней осталась лишь разодранная на груди кофточка. Короткие русые волосы веером разлетались вокруг закинутой на пол головы, по остренькому подбородку стекла и запеклась тоненькая струйка сукровицы. Широко раскрытые глаза удивленно уставились в темень высокого потолка».
Натуралистично описанная сцена поражает читателя. Мы вместе с главным героем растеряны и ошеломлены: «Кто учинил такое? Что это – месть или ограбление? Или, может, политика?» Тем трагичнее воспринимается это событие, что происходит оно в «самом конце войны, в радостный день победы». Автор не дает ответа, кто сотворил это кощунство – «свои или коммунисты». Он выносит приговор: «Кто бы они ни были - они нелюди и гады!» И риторическим остается вопрос, что делать герою дальше, как пережить все это. В этот момент рушится его вера в людей. И пророческими становятся слова Шарфа, хозяина дома, где служила Франя, погибшего вместе с ней от руки нелюдей, разграбивших его дом, надругавшихся над его женой, старой, беззащитной женщиной: «После тяжелой войны следует не менее тяжелый мир. Божественный плод победы может оказаться горьким».
Финальная сцена произведения на первый взгляд может показаться затянутой или даже лишней. Автор подробно описывает, как герой хоронит Франю и стариков Шарфов, вводит новых героев. Но именно в этой сцене раскрывается идея произведения: люди, встретившиеся главному герою, так же, как и он, потрясены произошедшим. Они разных национальностей, разного вероисповеданья, принадлежат к разным сословиям, но их объединяет одно: пережив страшную войну, они сохранили в себе человечность, а это самое главное. Мир держится именно на таких людях, принадлежащих к «святому воинству», чье оружие «совесть, благородство и достоинство».

Война - самое ужасное испытание, которое человек придумал для себя.

Великая Отечественная война, - сколько беззащитных людей погибло. Дети, старики, женщины, мужчины, обломанные судьбы.… А все ради победы, Родины, чтобы земля, а вместе с ней и народ были свободными.

Каждый год мы празднуем свою победу над фашизмом. Народ радуется и плачет, вспоминая ужасные годы и тех, кому не довелось дожить до победного начала. Начала новой жизни.

В повести «А зори здесь тихие» Васильев без изменений романтики и пафоса начинает повествование о девушках-зенитчицах, несущих службу на севере. Война вовлекает пятерых девушек во главе со старшиной Васковым в кровавую бойню. Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкина, Женя Камелькова, Рита Осянина - эти девушки, движимые разными целями, мечтами, до конца выполняли свой воинский долг.

Соня Гурвич - образованная, интеллигентная, погибает первой.

Следующей жертвой стала Галка Четвертачок. Автор описывает ее маленькой беззащитной, испуганной, у нее не было никого и ничего, кроме мечты о настоящей, светлой и чистой любви.

Лиза Бричкина - спокойная, рассудительная, тонко чувствующая и понимающая этот сложный и прекрасный мир, погибает. Мне кажется, ее смерть была нелепой, но страшной случайностью. Ее засосало болото. Она умерла от рук самой природы, хотя, может, это лучше, чем от пули.

Женя Комелькова - красавица. Казалось бы, что может делать на войне красота и женственность. Мстить. На войне она стала свидетелем расстрела своей семьи. Ее жажда мести и справедливости осуществится, но только через три года. Она до последнего отвлекала фашистов от раненой Риты.

Последней из девушек погибает Рита Осянина, которая хранила тайну. Перед смертью она ее поведала Васкову. Рита была матерью.

Вину за гибель своего маленького отряда чувствует лейтенант Васков. На его глазах оборвались так нелепо, пять еще толком не начавшихся жизни.

Ф. Е. Васков - самый старший, много знает и умеет. Он не многословен и ценит только поступки.

Васильев описывает лишь один из немногих эпизодов войны - трагичный в своей сути, но, вероятно, в жизни было еще суровее.

«А зори здесь тихие» написаны, чтобы мы не забывали подвиг отцов и матерей, никогда не захотели повторения этого ужаса, сохраняли мир…

Повесть «В списках не значится» рассказывает о самых первых драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность дому, желание до последнего служить Родине.

Лейтенант Плужников - главный герой повести. Николай Плужников до войны закончил общевойсковое училище, стал профессиональным военным. Он едва успел приехать в Брестскую крепость накануне войны. Пройдя по крепости ночью, он не может сориентироваться, но он точно знает, что не отступит перед трудностями, только смерть может стать причиной ухода с позиции. Но, поддавшись панике, лейтенант бежит из костела, который ему было приказано удержать. Плужникова не расстреливают только потому, что жалко патронов. Это послужило жестоким уроком Николаю. Отныне он хорошо запомнит, что покидать крепость приказа не было. Николай не уйдет из Бреста, когда появится возможность, он станет «русским солдатом», отстаивающим порученный ему рубеж. Все было на его пути: страх и ужас первого боя, минутная слабость, обретение уверенности в себе и в своей высокой миссии защитника крепости. Здесь, в этом аду Николай полюбил искренне и сильно. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, рождала великое чувство ответственности за любимую. Николаю и Мирре нужно было расстаться, во имя будущего ребенка они идут на это.

Плужникову не дано было пройти еще через одно испытание - увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка. Чем дальше идет повествование, тем труднее становится понять и поверить, что в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве можно было не только существовать, но и вести «свою войну».

Благодаря таким беззаветно преданным и смелым людям Россия выстояла и победила фашизм.

Борис Васильев помогает молодежи осознать место в жизни, найти свою дорогу в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.



Последние материалы сайта