Неуверенное поведение. Что значит «уверенность в себе

22.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Социальные навыки

2.2.1 Личные навыки и социальные разделить сложно. Социальные навыки можно определить как формы социально условного поведения, к которым индивид прибегает при социальном взаимодействии с целью добиться от окружающих поощрительных реакций.

Поощрение того или иного поведения может быть:

Хорошая беседа;

Профессиональное собеседование, например, заканчивающееся приемом на работу;

Назначение свидания (личного, делового…).

Таким образом – понятие социальных навыков это:

Навыки ведение беседы;

Умение договариваться, назначать свидание или встречу.

Социальные навыки особо важны в межличностной ориентации, т.к. значительная часть профессиональной деятельности менеджера состоит в общении с другими людьми, здесь же происходит и приобретение навыков. Социальные навыки влияют на нормы поведения в различных ситуациях.

2.2.2 Способы приобретения, передачи социальных навыков:

a) один из важных способов – наблюдение за чужим поведением, т.е. модель (наблюдаемое лицо). Имитировать или не имитировать поведение других людей зависит от нескольких факторов: возраст модели, пол, привлекательность или не привлекательность, наличие сходства.

Модели могут быть:

Люди ближайшего окружения, поведение которых желательно;

Телегерои;

Вымышленные люди.

Наблюдая за ними, необходимо усовершенствовать свою способность идентифицировать социально грамотное поведение. Пословица «с кем поведешься, того и наберешься» - как нельзя кстати.

б) второй способ в развитии социальных навыков – обратная связь, которая представляет собой позитивную или негативную информацию, поступающую в качестве реакции на ваше поведение и которую можно использовать как орудие оценки собственного поведения.

Обратная связь проявляется:

В форме прямого заявления, например, «Не думаю, что Вы меня слушали, потому что Вы на меня не смотрели»;

В виде невербальных намеков.

Использована литература /4/.

2.3.1 Уверенное поведение является межличностным поведением требующим честного, откровенного, прямого и эффективного выражения чувств.

Уверенность в себе – это форма поведения, основанная на осознании своих прав и обязанностей. Это собеседование на равных.

Уверенное поведение прежде всего необходимо в общении с конкретными людьми (начальником, учителем…), в определенных ситуациях (при обращении с просьбой, высказывания своего мнения…).

Цель уверенного поведения:

Честно, эффективно и прямо выражать свои мысли, чувства, желания и убеждения;

Вести себя уверенно, отстаивать свои права, не нарушая прав других.



2.3.2 Пассивные люди не хотят быть уверенными, т.к. бояться что их поведение будет воспринято как агрессивное.

Агрессивные люди бояться, что недостаточная их агрессивность будет восприниматься как пассивность.

Агрессивное поведение – цель доминировать, оскорблять, унижать, очернять, манипулировать. Агрессивные люди отстаивают свои права за счет других людей;

Пассивное поведение (неуверенное) – цель угодить окружающим, избежать конфликта, восприниматься окружающими как приятный человек и скрывать собственные чувства. Пассивные люди держат свое мнение при себе и не отстаивают своих прав. Их права часто ущемляются другими людьми.

2.3.3 Существуют некоторые моменты, объясняющие проявления неуверенного (пассивного поведения):

Порицание (в прошлом было наказано уверенное), например «Не высовывай носа», высмеивание Ваших взглядов…;

Позитивное закрепление (согласительная политика, похвала…);

Негативное закрепление (неуверенное поведение является формой уклоняющегося поведения). Избегание возможного конфликта и несогласия устраняет негативное возбуждение;

Моделирование (наблюдение, подражание поведению других людей – родителей, друзей).

Ситуации (межличностные), которые связаны с неуверенным поведением приводят к развитию конфликта, люди подвергаются хроническому стрессу, так, например:

Получая комплимент, Вы смущаетесь;

Просьба о прибавке к жалованию или служебном повышении вызывает сильную тревогу, не можете найти нужных слов;

Негодуете по поводу плохой еды в ресторане, но ничего не говорите официанту, т.к. не хотите поднимать шум;

Вы идете на «поводу» друзей, в то время как сами предпочли заняться чем-то другим…

В межличностном общении иногда используются все три типа поведения, но каждый тип поведения отличается не только словами, но и языком тела.

2.3.4 «Быть или не быть уверенным в себе», действовать или бездействовать зависит от людей и ситуаций.

Так, некоторые люди считают себя безопасным просто «плыть по течению», «сжать» зубы и потерпеть.

Например, - «в банке «нагрели», но я сейчас хорошо зарабатываю – зачем биться в поисках правды?» - Бездействовать означает решение остаться пассивным.

Необходимо осознать, что большинство людей сильно преувеличивают возможность негативного разрешения ситуаций, в которых они принимают уверенное поведение. Большинство людей хотят иметь дело с уверенным человеком, нежели неуверенным;

Важно отслеживать уровень своего негативного возбуждения (тревоги, гнева…) не только в ситуации, но и после нее с целью изменения поведения в следующей аналогичной ситуации;

Если Вы не уверенны в себе по той причине, что находитесь в ситуации, представляющей опасность, то надо выйти из нее, вместо того чтобы проявлять уверенное поведение в ней.

Использована литература /4, 9/.

Определение - что такое модель уверенного поведения?

Уверенное поведение (или самоутверждение, самоуверенность) включает в себя выражение чьих-либо чувств, предпочтений, потребностей или мнений - в особой манере, которая не содержит ни угрозы, ни наказания по отношению к другому лицу. Кроме того, уверенное поведение исключает несвоевременное или несоразмерное ситуации чрезмерное беспокойство, тревогу или страх. В противоположность популярному мнению, главная цель самоутверждения - не в том, чтобы получить то, что хочется, и уж тем более это не способ контролировать других людей и манипулировать ими. Уверенное поведение - это прямое сообщение о своих потребностях, желаниях, мнениях - причем без наказания, угрозы, или унижения другого лица. Оно также подразумевает свободное от какого-либо неоправданного страха отстаивание своих законных прав, и не ущемляющее права других людей. Таким образом, самоутверждение не представляет из себя ни панацеи, ни простого решения вечных мировых проблем - это просто способ непосредственного, прямого и честного общения между индивидуумами. Основной упор делается на вашей способности выражать свои чувства и мнения соответствующим образом.

Уверенное поведение следует рассматривать как ситуативно зависимое, специфичное подведение, которому учатся. Здесь мы имеем в виду, что самоутверждение, самоуверенность не является врожденным качеством, - и это не то, что люди имеют или не имеют, как, скажем, голубые глаза. Это навык, или способ поведения, которому можно научиться, и тем самым, которому можно обучить. Кроме того, это не обязательно преобладающий способ поведения. Люди не могут быть самоуверенными и самоутверждаться во всех ситуациях. Скорее всего, люди учатся разным способам поведения в разных ситуациях. Один и тот же человек может испытывать трудности с выражением несогласия со своими родителями, но при этом не испытывать ни малейших затруднений при разногласиях с друзьями. В обеих ситуациях человек научился вести себя по-разному. Другой человек может вполне нормально вести себя, выражать свои чувства и мнения с родителями, но испытывать замешательство, получая комплименты от своего супруга / супруги. Таким образом, вы видите, что люди не являются в целом самоуверенными или неуверенными, но их поведение зависит от ситуации.

Уверенное поведение состоит из ряда моделей поведения, адресованных разным людям. Мы сгруппировали эти модели по трем общим категориям: выражение положительных чувств, самоутверждение, и выражение отрицательных чувств. Некоторые из людей, которые играют важную роль в самоутверждении - это друзья, супруги, любимые (если вы не женаты), родители и другие члены семьи, общественные деятели, деловые партнеры, коллеги и подчиненные.

Как вы видите, выражение положительных чувств включает в себя умение сделать и получить комплимент, обратиться с просьбой, выразить симпатию, любовь и восторг, завязать и поддержать разговор. Самоутверждение включает в себя выражение законных прав или отказа, выражение личного мнения. Наконец, отрицательные эмоции включают выражение резонного (оправданного) раздражения, неудовольствия и праведного гнева.

Как часто вы самоутверждаетесь, - это, несомненно, варьируется в пределах указанных категорий - широких и обобщенных. Возможно, что вы самоутверждаетесь в пределах одной из этих моделей поведения чаще, чем в других. Например, для вас может быть гораздо проще выразить свое раздражение, чем просить кого-либо о чем-либо. Кроме того, вы, возможно, выражаете свои истинные чувства и намерения чаще перед одними людьми, чем перед другими. Возможно, для вас гораздо проще разговаривать со своим начальником, чем со своими шуринами - деверьями - золовками. Как уже было сказано, уверенное поведение - это не общий способ поведения, - это навык, которому мы обучаемся, и который имеет отношение к ситуации, с которой мы сталкиваемся. Другие факторы также влияют на вероятность уверенного поведения. Некоторые из них обозначают условности, принятые в той или иной культуре, а также людей, которые вовлечены в эту ситуацию. Перечисленные факторы влияют, когда уверенное поведение имеет под собой почву и основания, - то, что составляет суть уместного и обоснованного поведения.

Упражнения в этом сборнике были смоделированы с тем, чтобы научить вас более эффективному самовыражению, дать более широкий выбор самоутверждающих моделей поведения и научить обращению, взаимодействию с более широким кругом людей, с которыми вам приходится общаться изо дня в день.

Почему так важно уверенное поведение?

Есть ряд причин, отвечающих на этот вопрос. Прежде всего, способность самовыражения представляется желательным и порой необходимым для человеческого выживания навыком. Помимо всего прочего, способность уверенного поведения является важным компонентом, по которому на протяжении многих лет судят об умственном (психическом) здоровье. Часто обнаруживается, что лица, которые испытывают трудности с самовыражением во многих ситуациях, и с разными людьми, страдают от низкой самооценки, депрессии и неоправданной неуверенности в межличностных ситуациях. Они сообщают о том, что они чувствуют себя недооцененными, их услуги считаются само собой разумеющимися, а сами они используются другими людьми. Они также жалуются на различные соматические или психосоматические расстройства, - такие, как головная боль или проблемы с желудком.

Напротив, люди, которые участвовали в тренировочных программах, развивающих сознательное (ответственное) уверенное поведение, часто сообщают о возросшем чувстве самоуважения, положительных реакциях со стороны окружающих, уменьшении чувства собственной неуверенности в различных общественных ситуациях, улучшении межличностного общения и сокращении соматических расстройств. Тренировочный курс по самоутверждению не представляет ни панацеи, ни сборника псевдо- советов, указывающих, как действовать в конкретной ситуации; тем не менее, по мере того, как мы учимся самоутверждению, многие из сопутствующих явлений, о которых мы упомянули выше, дают о себе знать. Таким образом, способность к уверенному поведению, которое мы выбираем и принимаем осознанно, представляет желательный навык, который следует развивать.

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения

Вы, наверное, уже задаетесь вопросом, каким образом у вас появилась привычка отказываться от самоутверждения в некоторых ситуациях. Возможно, на этот вопрос нет простого ответа, и, безусловно, в каждом конкретном случае, для каждого человека ответ будет разным. Тем не менее, существует ряд факторов, включающий наказание, принуждение, условия формирования, нехватку возможностей, культурные стандарты и личные убеждения, неуверенность в своих правах - все это может способствовать развитию неуверенности в себе. Часто люди терпят неудачу при самоутверждении в определенной ситуации, поскольку они до этого были наказаны - либо физически, либо словесно - за то, что они попытались самоутверждаться в этой ситуации. Нас наказывали наши родители, учителя, и другие люди - за определенный стиль поведения. Если вас в детстве наказывали за то, что вы выражали свое мнение, в частности, когда оно не совпадало с мнениями других, вполне возможно, что сейчас вы чувствуете себя дискомфортно или неуверенно в ситуациях, требующих от вас самоутверждения. Чувствовать неуверенность или тревогу - неприятно для большинства из нас, и это то, что мы стараемся устранить либо избежать. Один из способов сократить беспокойство, тревогу в вышеупомянутых ситуациях - не выражать свое мнение, а значит, вести себя неутвердительно.

Возможно, вы припоминаете, как кто-то из ваших преподавателей упрекал вас в том, что вы неправильно ответили на вопрос, или задали вопрос, который учитель счел неуместным. Может быть, вы помните, как были обижены презрением своего преподавателя и смущены в присутствии своих одноклассников. Тревога, вызванная несколькими случаями, как эти, может спровоцировать неспособность свободно самовыражаться в других групповых ситуациях.

Точно так же вы можете припомнить, как в детстве отказались помочь своему другу прибрать комнату для игр, потому что этот друг нарочно разбросал игрушки по всей комнате. К несчастью, в этот момент вошел один из ваших родителей, который не разобрался в ситуации, и настоял на том, что вы ведете себя неправильно. Вас заставили одного убрать комнату, да к тому же отправили в спальню - сидеть там до самого вечера. В этой ситуации вас несправедливо наказали, - за то, что вы отказались выполнить необоснованную просьбу. После ряда схожих опытов вы быстро усвоили, что гораздо лучше уступить большинству просьб, чем быть незаслуженно наказанным - за то, что не исполнили их.

Таким образом, один из путей, по которым мы учимся не выражать себя в определенной ситуации, - это повторяющиеся наказания за то, что мы выражали себя в этой ситуации, и таким образом, развитие чувства дискомфорта. Мы облегчаем это чувство дискомфорта, отказываясь выражать себя, свои чувства и мнение. К сожалению, чаще всего это ведет к тому, что развиваются и входят в привычку такие неутверждающие реакции, как пассивное несогласие, молчание, или притворное согласие, - покачиванием головы либо выражением мнения, которое отличается от того, что мы действительно думаем.

Кроме того, человек может научиться вести себя неуверенным, не само утверждающимся образом, потому что подобная модель поведения вознаграждается или навязывается в подобной ситуации. Очень велика вероятность того, что модель поведения, которая вознаграждается или навязывается, повторится в будущем - в этой же ситуации. Таким образом, если вы ведете себя неуверенно, и окружающие вознаграждают вас за это, то, скорее всего, вы так же поступите вновь. Представьте, например, что ваш друг просит вас специально съездить в центр города, чтобы забрать какой-то пакет, - но так, чтобы при этом он еще и не опоздал на свою еженедельную партию, в которой он перекидывается в картишки. Выполнить просьбу - означает создать себе на этот момент существенные неудобства. Если вы ведете себя неуверенно, не отстаиваете свои права, и уступаете - вполне возможно, что ваш друг вознаградит вас и скажет вам что-то приятное. И хотя вы подумали, что просьба не ко времени, навязчивость со стороны вашего друга увеличивает возможность того, что продолжите скрывать свои истинные чувства и уступать на его / ее запросы в будущем.

Во многих случаях, наказание самоутверждающего поведения и навязывание неуверенной, уступчивой модели - эти действия происходят одновременно. Например, исследования в области воспитания показали, что многие из моделей межличностного общения, которым дети учатся в школе, требуют от них пассивности, необходимости отмалчиваться и не высовываться, не раскачивать лодку. Послушный, тихий ребенок чаще всего ценится и вознаграждается (поддерживается) учителями, тогда как пытливый ребенок, обладающий собственным мнением, может рассматриваться как смутьян или нарушитель дисциплины, и его могут наказывать чаще, чем его товарища, который самоутверждается меньше. Таким образом, при формальном воспитании дети часто усваивают, что лучше или, возможно, безопаснее, чтоб тебя видели, но не слышали.

Модель поведения, которую обычно разыгрывали важные для нас личности в нашем окружении, - по мере того, как мы росли, - это другой важный источник, влияющий на развитие неуверенного, не- самоутверждающегося поведения. Многое из того, что мы усваиваем, происходит в процессе того, что мы называем моделированием. Моделирование включает наблюдение и имитацию поведения значимых для нас людей. Например, если ваши родители редко выражали чувство любви в открытую, возможно, что и вы научились скрывать это чувство. Точно так же, если ваши родители обычно уступали просьбам других, даже если это причиняло значительные неудобства, вы, скорее всего, научились приспосабливаться к другим, отказывая себе. Возможно, вы припомните своего соседа, который всегда занимал, но редко возвращал отцовские инструменты, которые тот получил как приз. И хотя папа ворчал, и жаловался на это за спиной у этого соседа, он продолжал одалживать эти инструменты, потому что он чувствовал себя обязанным вести себя как хороший сосед. А вы теперь не повторяете ту же самую модель поведения с друзьями и соседями?

Четвертый способствующий фактор, - это нехватка возможностей развить соответствующее поведение. Многие люди ведут себя неуверенно в общественных ситуациях, отказываясь от своих прав, потому что в прошлом у них не было возможности научиться соответствующим моделям поведения. Оказавшись в новой ситуации, они теряются - не знают, как нужно реагировать, и ко всему прочему чувствуют себя неуверенно в силу нехватки знаний вообще. Например, первокурсник в колледже, который только начинает бегать на свидания, поскольку до этого его / ее родители полагали, что ему / ей это еще рано, - такой первокурсник может чувствовать себя неуверенно, потому что я не знал(а), как начать разговор во время свидания, или я не мог(ла) выдавить и словечка, так как до этого у меня никогда не было подобных разговоров. Человек сообщает, что он / она был слишком пассивным, т.к. не знал, как вести себя. О другом примере рассказал человек, сообщивший о трудностях в общении с продавцами, поскольку раньше об этом заботились мои родители, делая это за меня, и я никогда не обращал особого внимания и не беспокоился, как вести себя в ситуациях, когда мне не нравилось то, что продавец показывал мне.

Другой фактор включает культурные стандарты и личные убеждения, которые служат заученными предписаниями против уверенного поведения. Разные культурные группы учат своих членов разным моделям поведения в общественных ситуациях. Например, одна женщина заявила, что культурные стандарты, которые она усвоила в детстве, были совершенно бесполезны и неплодотворны для нее - как для человека взрослого и профессионала. Она сообщила, что ее воспитали в одной из латиноамериканских стран, где ей внушали, что женщина должна быть пассивна и не выражать открыто своего мнения. Тем не менее, будучи взрослой и оказавшись в США, она обнаружила, что чувствовала себя крайне напряженно и неловко, скованно, потому что ее часто просили высказать свое мнение, в частности, о профессиональной работе. Культурные стандарты, которые она усвоила в детстве, в зрелый период вошли в противоречие с требованиями ее личной и профессиональной жизни, и причиняли ей существенный дискомфорт, вызывая замешательство.

В добавление к культурным стандартам, существуют разнообразнейшие личные убеждения, которые могут соединяться с уверенным поведением. Мы учимся и действуем согласно убеждениям типа если не можешь сказать ничего приятного о ком-либо, то совсем ничего не говори, меня все должны любить. Строить свое поведение в жесткой зависимости от этих и подобных установок - это чаще всего означает запрет на выражение своих чувств, отношения, мнения.

Наконец, людям часто не удается вести себя утвердительно, поскольку они не уверены в своих правах в данной ситуации. Вполне возможно, они никогда и не знали, что такое их права. Если вы не уверены в своих правах, и в правах окружающих, перспектива уверенного, утверждающего поведения в той или иной ситуации - значительно сокращается.

Это пособие имеет своей целью помочь вам развить уверенное, самоутверждающее поведение - в тех ситуациях, в которых раньше вы вели себя неуверенно. Во многом развитие самоутверждающего поведения идет по тем же принципам, что и неуверенного. Таким образом, по мере того как вы будете учиться уверенному поведению, мы попросим вас развить возможности и ситуации, которые требуют уверенного поведения, а также практиковать уверенное поведение регулярно и вознаграждать себя за это. В добавление, мы попросим вас изучить свои культурные стандарты и убеждения, которые, может быть, запрещают вам вести себя уверенно в конкретно взятой ситуации.

Как отличать неуверенное (не-самоутверждающее), агрессивное и уверенное поведение

Для того чтобы вести себя самоутверждающим образом в той или иной ситуации, вы должны понять, что же это такое вообще - уверенное поведение. Самый эффективный способ понять это - сопоставить рассматриваемую модель поведения с агрессивной и неуверенной реакцией на ситуацию. Этот способ был предложен Р. Альберти и М.Л. Эммонс - Ваше законное право: Рекомендации по развитию уверенного поведения (R.E.Alberti, M.L. Emmons, Your perfect Right: A Guide to Assertive Behavior).

Неуверенное поведение

Когда человек ведет себя неуверенно в той или иной ситуации, ему / ей не удается выразить свои чувства, потребности, мнение, предпочтения, или же он/она может выражать их обиняками, намеками, в косвенной или скрытой манере. Например, соглашаясь на словах сделать что-то, такой человек на самом деле не заинтересован в этом, или ему не удается попросить о чем-то даже если для этого нужно всего лишь дать понять, что он отклоняет, не принимает чье-то мнение, интересы, потребности. Сопровождать словесный отказ, отрицание могут такие невербальные признаки неуверенного поведения, как стремление избежать прямого взгляда, речевые обороты, свидетельствующие о колебаниях, тихий голос, напряженная позиция тела, нервные или неподходящие ситуации движения.

Утверждения типа Мне кажется, мы могли бы пойти в кино или Я бы хотел знать кого-нибудь, кто согласился бы научить меня, как поднимать домкратом машину - свидетельствуют о косвенных, имплицитных словесных сообщениях, которые за этим скрыты, на основании которых собеседник должен догадаться, сделать вывод о том, что же говорящий хочет, и что он на самом деле думает. Одна из трудностей, когда имеешь дело с непрямым, неполным, или имплицитным общением, кроется в том, что оно может быть интерпретировано массой способов, и, таким образом, высока вероятность того, что оно может быть неправильно понято. Причина этого в том, что при таком поведении подаются разные сообщения одновременно. В некоторых случаях, словесное и несловесное поведение человека несовместимы или противоречивы. На словах человек говорит о том, что он/она были бы рады оказать эту любезность, но одновременно он/она имеет недовольный вид. В других случаях, словесное сообщение само по себе является несовместимым - например, поужинать в "Андре" - неплохая мысль, а вы знаете хоть кого-нибудь, кому так уж понравилась бы еда в этом ресторане?

Вести себя неуверенно в той или иной ситуации - значит отказываться от своих прав или ограничивать их, потому что вам не удается выразить свои чувства, или вы выражаете их обиняками. Кроме того, когда вы ведете себя неуверенно, вы возлагаете ответственность за принятие решений, которые касаются всех в этой ситуации, исключительно на других людей.

Объяснением такого поведения может служить ряд последствий, нежелательных для обоих лиц - для того, кто ведет себя неуверенно, и для того, с кем он имеет дело. Вероятность того, что потребности того, кто ведет себя неуверенно, будут удовлетворены, или того, что его мнение будет правильно понято, значительно сокращается - по причине недостаточности, неполноты в общении, или недомолвок. Человек, который ведет себя неуверенно, часто будет чувствовать себя неправильно понятым, помыкаемым, используемым. Кроме того, вполне вероятно, что он/она может сердиться на исход ситуации, или чувствовать враждебность или досаду по отношению к другому лицу. Он/она может чувствовать себя скверно вследствие своей неспособности адекватно выражать свое мнение/чувства. Это может привести к чувству вины, депрессии, беспокойству и пониженной самооценке. У людей, которые в ряде ситуаций ведут себя характерно, неуверенным образом, могут развиться такие психосоматические недуги, как головная боль и язва, - вследствие подавления сдерживаемых эмоций. В дальнейшем, если одна и та же ситуация, в которой человек ведет себя неуверенным образом, будет повторяться, может последовать и взрыв его эмоций. Есть предел подавлению личных интересов, которые человек хранит в себе. К несчастью, в подобный момент степень выражаемой досады или гнева чаще всего не соответствует конкретно ниспровергаемой ситуации.

Носитель неуверенной модели поведения также может испытать на себе ряд негативных последствий. Необходимость постоянно догадываться о том, что на самом деле хочет сказать человек, или читать его мысли - это тяжкий и обременительный труд, который может привести к чувству подавленности, досады или гнева по отношению к человеку, который ведет себя неуверенным образом. Беспокоиться о том, что ты правильно кого-то понял или чувствовать вину из-за того, что ты использовал человека, который не говорит того, что он на самом деле думает, - очень неприятно, и в результате это ослабляет любые положительные чувства, которые вы к нему испытываете. В конце концов, это тяжкая ноша - необходимость принимать решения за другого человека, и последующее открытие, что он неудовлетворен тем выбором, который вы сделали за него.

Агрессивное поведение

При агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнение, но делает это в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Человек с поведением, которое в определенной ситуации является агрессивным, пренебрегает или ущемляет права других. Таким образом, при агрессивном поведении чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, очень мало принимаются в расчет, а то и вовсе не принимаются. Наконец, человек, который ведет себя агрессивно в той или иной ситуации, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.

Агрессивное поведение в определенной ситуации может выражаться прямым или косвенным образом. Прямая словесная агрессия включает вербальные нападения, обзывания, угрозы, унижение и враждебные замечания. Невербальный компонент может включать враждебные или угрожающие жесты, такие как размахивание кулаком, вызывающий вид и физическое нападение. Вот примеры вербально агрессивных заявлений:

Ну-ка займи мне 5 долларов.

Хочешь - не хочешь, а ты пойдешь со мной.

Непрямая словесная агрессия включает саркастические замечания, едкие комментарии и злобные сплетни. Непрямая и невербальная агрессия включает физические жесты, выполняемые в тот момент, когда чужое внимание направлено на что-то другое, или физические действия, направленные на других людей и предметы.

Сарказм. Коллега отдал вам окончательный вариант своей половины отчета по проекту, над которым вы какое-то время работали вместе. Вы читаете его и находите, что он требует много доработок. Вместо того чтобы сказать ему / ей об этом прямо, вы саркастически заявляете: Эй, Джо/Джейн! Этот отчет, который ты дал(а) мне, не так уж и плох для первого черновика.

Злобная сплетня. Вы здорово разозлились на своего соседа, потому что с месяц тому назад вы сказали ему, что планируете устроить вечеринку в День независимости. Наконец все готово, вы только не успели разослать приглашения, и вот - вы получаете аналогичное приглашение от него/нее на тот же день. Вместо того чтобы устроить с ним /нею очную ставку, вы начинаете говорить остальным соседям, что этот человек украл вашу идею, что они не должны ходить на эту вечеринку, так как он/ она только использует их, что вы не можете доверять ему/ей, что он/она устраивает эту вечеринку только оттого, что у него/нее проблемы с супругой/супругом и он/она хочет произвести впечатление на свою половинку.

Основная черта агрессивного поведения - это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а также за их счет. Агрессивное поведение часто рассматривают как напористое поведение, поскольку кто-то пытается достичь своих целей любой ценой, отталкивая людей и другие помехи по ходу дела.

Агрессивное поведение часто ведет к нежелательным последствиям, как для агрессора, так и для объекта агрессии, т.е. реципиента. Отрицательный эффект подобного поведения для реципиента очевиден - его права попираются. Он/она может чувствовать себя униженным, ущемленным, поруганным. Кроме того, реципиент может чувствовать себя обиженным или обозленным и желать мести прямым или косвенным образом.

Хотя человек, который ведет себя агрессивно в данной ситуации, может и достичь желаемых целей, он/она может испытать нежелательные последствия как сразу же, так и в последствии. В итоге агрессивное поведение часто ведет к немедленной и более мощной, прямой котрагрессии - в форме физического или вербального оскорбления. Агрессия может также вести к косвенной контрагрессии в форме мягко подаваемой саркастической колкости или вызывающего взгляда. Долговременные последствия могут включать напряжение в межличностных отношениях с другим человеком, или его попытки избежать последующего контакта. После агрессивного поведения человек может страдать от чувства вины и упрекать себя за свое поведение. Тем не менее, поскольку он /она уже достиг(ла) желаемой цели, навязанной агрессивным поведением, скорее всего, он/она продолжит вести себя агрессивно в подобной ситуации в будущем, и будет попросту терпеть угрызения совести, которые затем могут возникнуть - и то если они будут достаточно ощутимы.

Уверенное поведение

Уверенное поведение включает прямое выражение своих чувств, потребностей, защиту законных прав, или мнений - без угрозы и ущемления других. Кроме того, уверенное поведение исключает чрезмерную или неуместную вообще степень страха или беспокойства. Такое невербальное поведение, как взгляд, выражение лица, положение тела, тон и громкость голоса, - также важны, и могут что-то добавить к тому, что утверждается на словах, или опровергнуть. Эти бихейвиоры (признаки поведения) должны быть в гармонии с вербальным содержанием самоутверждающего сообщения. Например, когда кто-то выражает чувство любви, тон и громкость голоса звучат совершенно по-другому, чем при выражении досады или неудовольствия.

В противоположность неуверенному, уверенное поведение означает честное и открытое выражение своих чувств и мнения, а не скрытые надежды на то, что другой человек поймет чужие мысли. Например, вместо того, чтобы неуверенно сказать своим соседям: У вас дома есть яйца?, следует сказать: У вас найдется два яйца - одолжить мне для пирога, который я собираюсь печь сегодня вечером? В неуверенном замечании ваши соседи не знают о том, что вы собираетесь занять у них два яйца. На самом деле, они могут подумать, что это у вас есть лишние, которые вы можете одолжить им. В уверенном заявлении вы ясно говорите о том, что хотели бы взять взаймы два яйца. Трудно представить, чтобы ваши соседи неправильно поняли эту прямую просьбу. Важно подчеркнуть, что сколько бы не было яиц у ваших соседей, хоть два, хоть тысяча, они не обязаны одалживать вам эти яйца, вне зависимости от той манеры, в какой вы просите об этом. Ваше дело - попросить об этом в уверенной манере, так чтобы ваша просьба прозвучала ясно, и при этом уважать ответ другого человека. В зависимости от ответа вашего соседа, вам либо понадобится, либо нет, повторить свою просьбу. Если ваш сосед дает определенный ответ типа конечно, вот тебе два яйца или извини, я не могу нынче одолжить два яйца, то вы должны уважать чужие желания. Тем не менее, если ваш сосед спрашивает Ну, а сколько тебе надо? или А они тебе нужны обязательно сегодня? вам следует ответить на его / ее вопрос и повторить свою просьбу, если необходимо. Повторная просьба представляется уместной в том случае, если не получен ясный ответ. Здесь постоянно требуются пояснения, что может быть уместным и уверенным в конкретной ситуации.

Агрессивный подход к просьбе в рассматриваемой ситуации может выражаться в требовании этих двух яиц, или в повторных просьбах, когда был получен окончательный ответ. Кроме того, требование двух яиц может сопровождаться саркастическими или унижающими комментариями и враждебными жестами. Например:

Первый: Эй, дай мне парочку яиц. Я вечером буду печь пирог.

Второй: Знаешь, у меня, в самом деле, их маловато, я сейчас их сам пеку и яйца мне самому нужны. Нет, в самом деле, я не могу одолжить их тебе.

Первый: Да ладно, не делай проблемы. Дай мне всего-то два яичка.

В этой ситуации кажется, что первый человек пытается вынудить или заставить второго удовлетворить свои потребности. Поведение, которое демонстрирует первый, - это попытка ущемить права второго в данной ситуации.

Основная цель уверенного поведения направлена не на то, чтобы достичь своих целей любой ценой. Скорее, его цель - это ясное, прямое и неоскорбительное сообщение о своих потребностях, мнении и т.д. При условии, что все это имеется в наличии, шансы на то, чтобы достичь своих целей, не ущемляя права других, возрастают.

Уверенное поведение выражается в признании прав, осознании своей ответственности и всех последствий. Человек, выражающий себя в той или иной ситуации, должен понимать, в чем заключаются его права в этой ситуации, и в чем - права других. Человек также должен четко осознавать свою ответственность в этой ситуации и последствия, которые может повлечь выражение его/ее чувств. Например, если ваш друг не смог прийти на назначенную встречу, и не позвонил вам, чтобы предупредить о том, что все отменяется, вы имеете право выразить свои чувства, однако при этом вы должны выяснить, были ли у него какие-то особые обстоятельства. Вы должны выслушать объяснения своего друга в том случае, если ситуация была неизбежна (кто-то неожиданно заболел, машина сломалась в месте, где поблизости не было телефонов, и т.д.). Вы пожелаете выразить свое отношение, свои чувства, однако помня о последствиях того, что вы говорите. Например, если ваш друг попросту забыл или решил пойти куда-то еще, вам нужно осознавать последствия того, как вы выразите свой гнев. Конечно, ваш друг будет чувствовать себя немного расстроенным, но по большому счету ему, скорее всего, не захочется поступать так впредь, и тем самым возрастет вероятность того, что между вами установятся более удовлетворительные отношения.

Всегда ли уверенное поведение означает отсутствие конфликта между двумя сторонами? Нет. Полное отсутствие конфликта между ними - невозможно. Есть некоторые ситуации, в которых уверенное поведение уместно и желательно, но может вызвать некоторую досаду и раздражение другого человека. Например, возврат товара, неисправного по вине производителя, служащему опустошенного склада, в самоутверждающей или в какой-нибудь другой манере, может вызвать отнюдь не теплые чувства. Точно так же, выражение оправданного раздражения или законной критики в подобающей манере может вызвать первоначально негативную реакцию. Взвесить все последствия для обеих сторон, которые могут последовать немедленно или позже - вот что главное. Мы полагаем, что по большому счету уверенное поведение имеет своей целью увеличение благоприятных и сокращение неблагоприятных для людей последствий.

Уверенное поведение в той или иной ситуации, в общем и целом ведет к благоприятным последствиям для людей, которые в нее вовлечены. Человек, который выразил себя, может достичь своих целей или нет, но, в общем, он чувствует себя лучше от того, что он способен выразить свое мнение. Ясное утверждение своей позиции, скорее всего, увеличит возможность того, что другой человек будет уважать эту позицию и будет вести себя соответственно. Таким образом, люди, которые ведут себя уверенно в определенной ситуации, - такие люди выражают свои права, делают свой выбор, сами принимают решение и берут ответственность за свое поведение.

Благоприятные последствия возможны также для человека, который выступает объектом уверенного поведения в этой ситуации. С этим человеком общаются четко и ясно, им никто не манипулирует - в отличие от невыраженного и имплицитного общения (через недомолвки, намеки), которое относится к неуверенному поведению. К тому же он/она получает скорее запрос о новом бихейвиоре (поведенческом признаке) или утверждению, свидетельствующем о позиции другого человека, а не требование нового бихейвиора, что свидетельствует, скорее всего, об агрессии. Как следствие, остается очень мало вероятностей для неправильного истолкования. Также другой человек может не согласиться с тем, к чему относится уверенное поведение, может его принять или ему это может понравиться (я люблю тебя; мне нравится твое платье; я сержусь на то, что ты не позвонил/а мне, как было обещано; мне не хочется разрешать тебе вести мою машину), манера, в которой это сообщается, не ущемляет его/ее прав, не унижает его/ее, и не принуждает принять другое решение или взять на себя ответственность за чужое поведение.

Что происходит, когда обе стороны ведут себя самоутверждающе в ситуации? Возможно, это очень желательное положение вещей. Если позиции или мнения двух сторон совместимы, в таком случае обе стороны будут удовлетворены своим взаимодействием. Если позиции несовместимы, в таком случае обе стороны могут четко признать это и попытаться найти компромисс или провести переговоры - если они этого пожелают или если они просто уважают право других не согласиться, и не пытаются навязать свои требования друг другу. В последнем случае, каждый может чувствовать себя удовлетворенным от того, что он/она выразил себя, признавая и принимая тот факт, что его/ее цель могут быть и не достигнуты.

Психология уверенного поведения

Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно - около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к ассертивному поведению - это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.

Кроме этого, ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.

Нам привычно выражение "права человека". Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких "психологических прав", о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать "я Вас не понимаю" и не испытывать угрызений совести по этому поводу .

Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

· Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

· Способность выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.

Подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи обращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к завершению данного периода человек получает некое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты, ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального сравнения).

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно, чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими. тренинг уверенный поведение ассертивность подросток

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения ? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса -- очень важное для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность, качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел, отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредника между несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейными менеджерами и простыми служащими.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком.

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только спокойная уверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Уверенность -- это состояние духа. "...И по вере воздастся вам".

Чем меньшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда выступают в роли лидера -- деятельного, активного, способного на риск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

* вялость, слабость во всем теле, бледность;

* скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы;

* речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;

* враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

* ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;

* ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность:

* легкость во всем теле;

* ощущение внутренней силы;

* непринужденность жестов и поз, грациозность движений;

* позитивное восприятие мира;

* эмоциональная окраска и образность речи;

* ощущение собственной значимости, гордость;

* ощущение полного контроля над ситуацией.

Ассертивность представляет собой своеобразную "золотую середину" между пассивностью и агрессивностью - двумя заведомо проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои мнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будет исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над ситуацией.

Напротив, агрессор "бросается" на проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой стратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант "пассивно-агрессивного" поведения. О таком говорят "в тихом омуте черти водятся". Люди, склонные к этому, любят "копить обиды" и строить планы мести исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы, бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются продуктивными и "проигрывают" ассертивному поведению .

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

1) Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.

2) Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.

3) Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед группой.

4) Ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.

Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашептывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»

И. Хилл. Закон успеха

Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:

♦ Целенаправленное. Цели – это образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во‑первых, они должны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей и ограничений. Во‑вторых, должны быть конкретными, такими, чтобы точно представлять, на основе чего, по каким именно критериям можно было бы судить, достигнуты они или нет. В‑третьих, более целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, что хотелось бы избежать.

♦ Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся достижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует относиться как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по‑разному. Для неуверенного человека они превращаются в такие препятствия, которые вызывают массу негативных переживаний, но конструктивную активность, направленную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возникших препятствий, которые в реальности вообще не преодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И сталкиваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми, такой человек не «ломится лбом в закрытую дверь», а пересматривает цели или ищет другие способы их достижения.

♦ Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно прячется за какую‑то социальную роль, ведет себя согласно ей без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как‑то иначе).


♦ Социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встречается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночество (движение «от людей»), либо противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой‑либо из этих стратегий, то при возникновении жизненных затруднений такая склонность тоже усиливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно – переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к тому, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в результате такого поведения усиливаются еще больше.

♦ Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действительности) он готов взять их под контроль.

♦ Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверенное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во‑первых, в таких конфликтах он концентрируется именно на отстаивании своих интересов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседника как личность. Во‑вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из‑за чего возникла напряженность, для партнера важнее, чем для этого человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации.

♦ Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи.

Человек ориентирован на то, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу, и стремится именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он «проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во‑первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во‑вторых, когда мы детально представляем что‑либо, то волей‑неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений – достаточно представить себе какое‑либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных тренировках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое – что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительности.

♦ Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окружающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе, где побеждает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дурную привычку – заменить ее хорошей. Отказаться от неэффективного способа мышления или поведения – выработать другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность – значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит народная мудрость, «лучше бороться за что‑то, чем против чего‑то».

«Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения»

(Старшенбаум, 2006, с. 92).

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.

Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно‑зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям .

Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивнозависимым и агрессивным.

Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить

0 своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.

Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, агрессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают руками, смотрят с презрением и т. п. Агрессивность в поведении, как это ни покажется странным, тоже признак неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.

В табл. 8 (Алберти, Эммонс, 1998, с изменениями) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.

Таблица 8

Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психологических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления неуверенного поведения.

В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность приводит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрессии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен приписывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на других людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»). Схематично это можно отразить следующим образом (см. рис. 7):

В российской ментальности уверенность в себе нередко воспринимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравнивать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается действиями, направленными против окружающих, призванными нанести им какой‑либо вред.

Рис. 7

Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно‑высокую самооценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что принимает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично – т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько дифференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачастую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось – значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все остальное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов. Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в ситуациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает такие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях:

♦ Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барьером, в результате действия которого люди даже не пытаются наладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хорошего из этого не выйдет.

♦ Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен», «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно выполнить дело или выстроить отношения с интересующим его собеседником.

♦ Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необоснованные обобщения («Доверчивость никому и никогда не приносит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась – значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженствовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показывать свои истинные чувства»).

♦ Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание всяческих личных проявлений из опасения, что они могут кого‑то задеть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.

♦ Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких‑то внешних предметов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств.

Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков достаточно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напротив, отсутствие таковых:

♦ Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспросить его о каком‑либо товаре, попросить продемонстрировать его, перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.

♦ Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или магазин, торгующий определенными товарами.

♦ Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии выставления оценки за какую‑либо работу, выяснить условия сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по непонятному вопросу

♦ В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажиров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус, во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.

♦ На дискотеке, в клубе и т. п. – завязать разговор с понравившейся девушкой (для девушки – с парнем), пригласить или быть приглашенной на танец, обменяться телефонами или адресами электронной почты.

Несмотря на то что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками. Это дает широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы подростки научились такому поведению, совершенно недостаточно рассказов о нем, на необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, в собственном жизненном опыте. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.

Тренинг, направленный на развитие уверенного поведения, включает несколько последовательно реализуемых задач (Старшенбаум, 2006, с. 96):

♦ Обучение внешнему выражению чувств, связанных с общением.

♦ Обучение согласованности внешне выражаемых и внутренне переживаемых чувств.

♦ Закрепление новых стереотипов поведения с помощью обратной связи.

♦ Обучение использованию местоимения «Я».

♦ Тренинг спонтанности и гибкости.

♦ Обучение самоодобрению и самопохвале.

В то же время такой тренинг не сводится исключительно к играм и дискуссиям, направленным непосредственно на тренировку различных навыков уверенного поведения. Как отмечает И. В. Бачков (2007, с. 134), он «помимо упражнений, развивающих умения уверенного поведения в сложных ситуациях, обязательно должен включать и упражнения на сплочение участников и развитие представлений о своей группе». От себя добавим, что этот тренинг также должен содержать блоки, направленные на развитие, как минимум, еще двух групп навыков; речь идет об эффективной коммуникации и использовании различных средств общения, а также тренировке навыков саморегуляции эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений, особенно в ситуациях неопределенности.

Предлагаемая программа направлена на развитие перечисленных навыков. Она рассчитана на старших подростков (14–16 лет) и может использоваться в группах, включающих 6‑16 участников. Допустимо и большее число, однако тогда тренинг потребует некоторых модификаций и будет предъявлять повышенные требования к организаторским способностям ведущего. Упражнения сгруппированы в 12 занятий, длительность каждого составляет ориентировочно 3 академических часа (т. е. в целом программа рассчитана на 36 часов). Однако следует учитывать, что реальная длительность проведения того или иного блока работы зависит от очень многих факторов и заранее определяется лишь очень условно. Представленное количество упражнений, скорее всего, фактически окажется для указанного времени избыточным, что оставит ведущему возможности для их выбора.

Следует обратить внимание, что далеко не все упражнения, входящие в состав каждого из занятий, узко направлены именно на ту тему, которая вынесена в его название. Название занятия – это лишь обозначение ключевой идеи, которой посвящен соответствующий фрагмент работы. Наряду с упражнениями, нацеленными непосредственно на ее раскрытие, в каждом занятии представлены и разминки, и игровые упражнения, касающиеся основной темы лишь вскользь. Кроме того, программа выстроена спирально, и ключевые темы «всплывают» в разных контекстах на протяжении тренинга неоднократно (так, например, навыкам саморегуляции посвящено отдельное занятие, но вместе с тем они актуализируются и в теме «Преодоление стрессов», и «Противостояние влиянию»).

Тренинг тесно перекликается и с двумя другими программами, представленными в этой книге (так, об эффективной коммуникации и конструктивном поведении в конфликтах речь идет также в тренинге общения, а об уверенном поведении в ситуациях неопределенное‑ти – в тренинге креативности). Мы намеренно не стали стремиться к такой группировке материала, которая исключала бы параллели в затрагиваемых темах. Даже если тренинги проводятся последовательно с одними и теми же участниками, к некоторым ключевым моментам целесообразно вернуться несколько раз, рассматривая их в разных контекстах (тем более, что конкретное содержательное наполнение этих тем во всех случаях различается).

Отметим, что для проведения с подростками тренинга уверенного поведения ведущему не обязательно иметь базовое психологическое образование. С этим вполне успешно справляются и другие специалисты (педагоги, социальные работники, врачи‑психотерапевты, спортивные тренеры), изучившие по литературным источникам методику проведения тренингов и, что немаловажно, имеющие собственный опыт участия в них. Более того, по нашим наблюдениям, для успешного проведения подобных тренингов зачастую важнее оказываются не фундаментальные психологические знания, а наличие опыта педагогической работы с молодежью. Разумеется, сказанное ни в коей мере не отрицает необходимости качественного знания ведущим тех прикладных психологических аспектов, которые имеют непосредственное отношение к тематике тренинга (психология малой группы, компетентность в общении, влияние и противостояние влиянию, механизмы саморегуляции, основы конфликтологии и т. д.), а также психологических особенностей подростков.



Последние материалы сайта