Наверное, Борис Ермилович, живя бурной, переполненной жизнью, работая, любя, наслаждаясь музыкой, природой, общением с людьми, вряд ли задумывался о посмертной славе, о новой “жизни после жизни”, вряд ли мысленно читал какую-либо книгу о себе. Но вот появилась необходимость в чей, внешне мотивированная восьмидесятилетним юбилеем своего героя и внутренне желанная и насущная для всех тех, кто его любит и помнит. Можно себе представить, как отдельные страницы этой книги взволновали бы Бориса Ермиловича, другие позабавили и даже рассмешили, где-то он задумался бы о незавершенном, об упущенном и невозвратном. Но сам факт появления этой книги говорит о том, что человек этот состоялся и как музыкант-профессионал, и как яркая одаренная личность, и как сын, муж, отец, несмотря на всю запутанность и сложность житейских отношений, органически присущих его судьбе, как судьбе любого настоящего человека искусства.
А то, что он был этим истинным творцом, художником, человеком искусства, мне довелось почувствовать не только с первых минут общения с ним, а с первых секунд заочного знакомства по радио и на пластинках, где с избыточной силой, звонким жизнелюбием, волнующей мелодической пластикой шумел целый океан его прозрачных вальсов, задорных полечек и очаровательных кадрилей. В нем жила светлая, непостижимая гармония всех русских самородков, таких как Есенин, Шаляпин, Суриков… В нем дышала страсть и тоска этих хрупких титанов отечественного искусства, в нем остро соприкасались край бытия и бескрайность таланта, в нем пела, буйствовала, замирала истинно русская душа.
Когда я познакомился с Борисом Ермиловичем, внутренне он мне, пожалуй, был более близок, чем своему зятю — моему младшему брату Александру. Мне были интересны и необходимы любые высказывания, воспоминания этого человека, этого музыканта, так как мои профессиональные пристрастия были обращены к искусству. Тогда я уже стал искусствоведом и членом МОСХа; интерес мой был прикован и к джазовым музыкантам. В то же время моей главной любовью стала поэзия. Такая находка для пишущего стихи — личное знакомство с душевным, неповторимым Тихоновым!
Ермилыч эпизодически появлялся в нашем доме, внося легкий аромат богемных странствий в аккуратно-простенькую среду профессорского обиталища. Он также заезжал к нам из своих знаменитых можайских рыбалок на скромную дачку в деревне Агафоново, где у него были кровать и одеяло. Нередко угощал нас свежим уловом, интересовался огородными успехами отца, словно ненадолго приникал своей скитальческой душой к нормальному семейному очагу. Были разговоры, шутки, уместное домашнее застолье. Ему с моим отцом было о чем поговорить: оба участвовали, каждый на своем месте, в прошедшей войне, оба много путешествовали, в том числе за желанными пределами нашей родины, нередко бывая в разное время в одних и тех же местах, оба были любознательны и информированы далеко за рамки своих столь не близких профессий. Ученый рассказывал музыканту о своих незабываемых встречах с Циолковским, перелистывал вместе с ним бесценные научные труды Константина Эдуардовича, собственноручно подаренные великим ученым и пророком моему отцу; профессор, начинающий художник-любитель, показывал музыканту свои этюды подмосковных мест, поделки из дерева, а музыкант вспоминал удачные гастроли, а также с неистощимым юмором повествовал о заветных перипетиях очередной рыбалки. И здесь отец, пытливый знаток и страстный любитель природы, находил в собеседнике родственную душу. Более того, он отзывался о нем по этому поводу с добрым чувством завистливого уважения: «Борис Ермилович — не поверхностный турист в лабиринтах природы, он ее сокровенная частица, ее неповторимая черточка — как дерево, овражек, озеро, звезда в небе, тропка в лесу…” Не ручаюсь за точность слов, но смысл их однозначен: это вроде бы не хитрый, но заботливо взлелеянный всей душой талант понимания и сопереживания природы; это ощущается и в музыке мастера, в его исполнительской манере, в его органическом чувстве поглощенности любимым инструментом, в красоте и вкусе всех его композиций, духовно соприродных благородному российскому пейзажу, простору русской души, народному характеру, раздольной стихии национального фольклора.
Нынешнее засилье в нашей эстраде компьютерных схем, убогого электронного звучания, где силовой форсаж неловко компенсирует авторское творческое бессилие, заставляют вспомнить золотые страницы отечественной легкой музыки, ненадолго засиявшие искренним трепетом и естественной самобытностью в 50-60-е годы. Б.Е.Тихонов вписал в эти страницы свое имя и имена коллег твердой рукой профессионала. Он расширил амплуа традиционного и любимого в народе инструмента, подняв его значение от лубочнопростонародного до универсально-многожанрового. Тихоновский баян объединил изначальную фольклорную природу и тщательное композиторское мастерство, воссоздал на даровитой песенной основе темпераментную джазовую манеру исполнения.
Борис Ермилович насмешливо-иронически относился к пышным эпитетам и громким титулам. Для него не было ни оскорбительным, ни уничижительным бытующее в профессиональной среде определение “лабух”, в которое он вкладывал сокровенный, выстраданный смысл. Лабух — это музыкант, который умеет абсолютно все: от частушки до симфонии; и абсолютно везде: от скромных деревенских похорон до высоких торжеств в Кремлевском дворце. Великими лабухами были Рахманинов и Чарли Паркер, славянский вещий Боян и греческий Орфей. Надеюсь, на этом фантастическом пиру искусств герой нашей книги был бы далеко не чужой.
В истории современной музыки Борису Тихонову воздастся по заслугам и за его композиторскую и исполнительскую практику, и за участие в одной из первых джазовых трупп — оркестре Кнушевицкого, и за создание собственного уникального квартета, запомнившегося многим искрометностью и артистизмом всех без исключения номеров. Эта же книга написана “домашним кругом” своего героя, поэтому, может быть, не слишком научно сбалансирована и композиционно увязана, но не тем ли она и драгоценна, что рождалась вне какого-либо социального заказа, без ремесленнической натуги, на легком дыхании любящего сердца, на быстром беге по клавиатуре увлеченных мелодией пальцев. И читать ее надо соответственно, радуясь вместе с терпеливым и старательным автором, не пеняя ему за некоторый перебор чувств и впечатлений, помня, что относятся они к человеку безусловно талантливому, яркому, замечательному.
До школьного возраста Бори мы жили в г.Калинине у бабушки (у моей матери). С самого раннего детства Боря интересовался музыкой, особенно народным инструментом баяном. Отец Тихонов Е.И. любил этот интрумент и купил ему маленький баянчик-гармошку, на котором Боря, будучи еще малышом, часто что-то наигрывал. А во дворе нашего дома жил хороший мастер по ремонту баянов, он также делал и новые инструменты. Боря частенько простаивал у его окна, слушая игру на баяне.
Отец был переведен на работу в Москву в Наркомат путей сообщения, и вся наша семья переехала в Москву. По приезде в Москву Боря пошел в школу, музыку не оставлял, занимался дома. В это время в Краснопресненском районе, где мы жили, был смотр талантов самодеятельности, и мы решили направить сына туда. Боря сумел раскрыть свои способности и занял первое место. Тогда же мы его отдали в детскую музыкальную школу, где он прошел большой конкурс. В музыкальной школе у него нашли абсолютный слух.
Выступал и Боря. Он получил премию и грамоту Ленинградского штаба конкурса юных дарований. Не знал тогда Боря, что ему еще придется побывать в Ленинграде, но уже в годы Великой Отечественной войны, когда он служил в ансамбле НКВД. Артисты ансамбля проехали по “Дороге жизни” через Ладожское озеро и во время блокады Ленинграда в тягчайших условиях давали концерты.
После демобилизации из армии Боря поступает в эстрадно-симфонический ‘ оркестр, дирижером которого был Кнушевицкий Виктор Николаевич. Во время работы в оркестре у Бори возникла мысль создать квартет в составе баяна, контрабаса, кларнета и гитары при оркестре. Радиокомитет пошел ему навстречу, и квартет был создан под его управлением. Этот квартет так и называли — “тихоновский” квартет. Таким образом, он стал первооткрывателем, основоположником новой формы ансамбля. Потом по его примеру стали организовываться такие квартеты в различных армейских подразделениях и во многих городах Советского Союза.
К этому времени мой сын стал талантливым композитором, им было создано много произведений, которые исполнялись всюду: и по радио, и по телевидению, и на эстраде. Квартет был как солирующая единица при эстрадно-симфоническом оркестре, но и с другими гастрольными бригадами кваргет выезжал в разные города Советского Союза, причем солистами квартета были такие актеры, как К.Шульженко, Н.Русланова, В.Нечаев, J1.Зыкина, JI.Исаева, В.Селиванов и другие. Было много поездок и за рубеж: в Финляндию, Германию, Чехословакию, Польшу, Сирию, Африку, Скандинавские страны и др.
Узнала о-Вашей книге от дочери Клены Борисовны, прочил ала с огромнейшим интересом. На мой взгляд, пот труд нужен всему поколению, а не только театральному, в нем каждый найдет, то что его интересует, чем восполнить свои знания, мысли, да и пересмотреть свое отношение к жизни и груду. Материал удивительный, уникальный. Спасибо Вам, Виктор Иванович!
Мне о Борисе Ермиловиче трудно высказываться на бумаге. Человек он был смолоду жизнерадостный, влюбленный в музыку, природу и людей. Страстный рыболов, рыболовом он оетавазся вею жизнь. Ловил везде и всюду, зимой и детом, особенно на родной ему Волге, что и побудило его приобрести дом иод г Ка.тязнном на самом ее берету. В своем творчестве Борис Ермилович отразил все по в таких произведениях, как “Кадязинская кадриль», “Нерльскнй вальс», этюд “Рыболовы”. Еще в детстве уходил он на Волгу чуть свет, а бабушка ему г оворила: ” Смотри, утонешь — домой не приходи!” Он порой и в семье употреблял эту фразу.
Борис Ермилович первый в Советском Союзе пошел на риск: переделал свой инструмент (клавишный аккордеон) на кнопочный, меняя внутреннюю систему, то есть планки, голоса, регистры. Он шел на любые эксперименты, порой отчаянно мучая мастеров (Малыгина, Колчииа и др.) Так появился кнопочный аккордеон. И второе новаторство — создание инструментального квартета.
Сын Бориса Ермиловича, Борис Борисович, окончивший музыкальное училище имени Октябрьской революции и Институт культуры, является педагогом музыкальной школы но классу баяна. Записался и снялся с Борисом Ермиловичем для телевидения, передача неоднократно повторялась. Дочь Елена Борисовна — учитель английского языка. Внуки, Дима и Антон Ивановы (со стороны дочери), занимаются в школе искусств но классу баяна,- гак что традиция пока не утеряна.
Трудился Борис Ермилович всегда много и упорно, а вот сочинительство и музицирование проходило легко и просто, вдохновенно! Борис Ермилович прежде всего был исполнителем с необыкновенно высокой техникой, большой культурой, огромным музыкальным дарованием. Его манеру игры всегда можно было различить среди других музыкантов (баянистов). Много осталось записей и пластинок — оркестровых, квартетных, где можно услышать исполнительскую и композиторскую деятельность.
7 ноября 1941г. был участником Праздничного концерта, состоявшегося после парада на Красной площади, в метро на станции “Маяковская”. Борис Ермилович шесть месяцев находился в легендарном Ленинграде во время блокады, работая в Выборгском Доме культуры, на передовых линиях фронта, на заводе им.Кирова. Во время гастролей по освободившимся городам Советского Союза: Одессе, Харькове, Львове, в Киеве — становится участником субботников но восстановлению Крещатика, пострадавшего от бомбежек. В 1944г. выезжает с концертной группой в Коми ССР, где обслуживает города республики, шахты, конвоированные части НКВД.
Выезжая с квартетом на гастроли за рубеж, Борис Ермилович интересовался народными мелодиями, например, в Финляндии, услыхав мотив народной польки, по приезде в Москву обработал ее для квартета и дал название “Карело-Финская полька”, которая стала очень популярной. Так случилось, что квартет вновь посетил Финляндию и исполнил там эту польку. Она имела огромный успех, и Борису Ермиловичу были высказаны слова благодарности. Выезжая в Сирию, квартет готовил в подарок арабскую песенку “Красивая девушка” в современной обработке. Исполняла ее солистка радио, заслуженная артистка РСФСР Л,Исаева. Предложена песня была Радиокомитетом. Она исполнялась на арабском языке, что приводило публику в восторг. По приезде в Москву песня исполнялась в концертах и была записана на пленку. С певицей Людмилой Исаевой были записаны на грампластинку румынские песни, переведенные на русский язык.
Я тогда был мал, но память о дедушке Боре сохранилась отчетливо. Мне он был близок больше как добрый друг и наставник. Особенно сильно нас сближала природа, отдых на даче и, конечно же, рыбалка. С пяти лег он уже брал меня в далекие и близкие поездки по России: Можайское водохранилище, Валдай, Волга… Там в условиях, близких к “диким”, он знакомил меня с чтим миром, не всег да доброжелательным. Он учил меня терпению, учил не бояться трудностей и с усердием заниматься делом, каким бы оно ни было.
Например, на одной из рыбалок я стал учиться ловить рыбу на спиннинг. В то время о безынерционных катушках еще не знали. Возможно, они еще не были изобретены. Поэтому неудивительно, что при первом забросе удилищем, оснащенным обыкновенной инерционной катушкой, у меня получилась “борода” (пучок спутанной лески). Я так расстроился, что заплакал. Тогда дедушка подошел ко мне и спокойно объяснил, что, во-первых, я распугал своим криком всю рыбу, и, во-вторых, я могу остаться без обеда и ужина, так как, чтобы что-то съесть, надо сначала что что-то поймать. Поняв “трагичность” положения, я молча начал распутывать леску…
Когда я еще не умел плавать, дедушка Боря в один из жарких июльских дней нежно выпихнул меня с.годки на мелководье реки Волги и сказал, чтобы я плыл. Обижаться было некогда, надо было работать руками и ногами. И я поплыл… Если возможно такое сравнение, то мне кажется, что дедушка Боря и актер Анатолий Папанов очень близки по характеру: такие оба взрослые, добрые “хулиганы”.
Наверное, многие дети предчувствуют приближение утраты близких родственников. Так было и со мной. Когда дедушка был у нас в “Орехово” в последний раз, воздух был наполнен надвигающимся горем. В тог день родители попрощались с ним как обычно, а у меня слезы наворачивались на глаза, и я молча кричал: “Дедушка, пожалуйста, не уходи от нас!” Уже за порогом, прямо посмотрев мне в глаза и, видно, поняв, о чем я думаю, он тихо, молча, грустно ответил мне, что гак надо, что таковы правила… жизни.
19 октября 1999г. |
Однажды летом я случайно оказалась на балконе в тот момент, когда он заиграл, и произошло чудо: я воочию увидела музыку, воплотившуюся в теплый вечерний воздух и медленно опускающееся к горизонту солнце, подгоняющее ко мне своим жарким дыханием туманную дымку дождя. Импровизации Бориса Ермиловича были красоты необыкновенной. Он эту музыку никогда не записывал и не повторял. После исполнения он откладывал инструмент в сторону с таким лицом, как будто сам не знает, где от только что был и что видел. Я теперь могу только пожалеть, что не ходила за ним с магнитофоном.
“Золотой баян мира”, “Легендарный Тихонов”,- так называли Бориса Ермиловича его современники-музыканты. Николай Александрович Глубокое никогда не скрывал своих чувств и прямо говорил отцу, что он — “двигатель всег о баянного дела, родоначальник маленьких составов, которому и он, и другие подражали, первый среди баянистов, настоящая звезда…” Дядя Коля, сам прекрасный музыкант и композитор, до сих пор восхищается силой таланта Бориса Тихонова и поражается тому, “ как долго он мог оставаться звездой!”
Отец рассказывал, что, когда ему было три года, он простаивал часами у окон Михаила Русина, который имел мастерскую на первом этаже их дома на Медниковской улице в Твери. Он делал гармоники и баяны. Мастер пробовал голоса, наигрывал народные мелодии, и маленькому Боре страсть как хотелось поиграть на гармошке. А Русин говорил: ’’Покажи руки… Иди, мой”. Борис шел и мыл, приходил опять, а тот снова отправлял его мыть руки. И так три раза. И только потом давал ему в руки баян.
Жажда творчества, творческого труда била в юном Борисе Тихонове через край. Работать он начал, еще когда был учащимся музыкального училища им.Октябрьской революции (сегодня это Музыкальный государственный колледж им. А.Шнитке). Он проявлял большую находчивость и огромное желание стать взрослым, независимым человеком, работать, помогать семье. Во время летних каникул он садился за телефон и обзванивал предприятия и учреждения, выдавая себя за директора музыкального училища, и предлагал “самого лучшего ученика Тихонова Бориса, который может играть любую музыку: и танцы, и песни, и классику,- для
Я вспоминаю, как папа сочинял один из лучших своих вальсов — “У моря”. Это было в 1954г. в Дагомысе на Черном море. Летом он там для семьи снимал комнату. Писал музыку ночью на терраске при ярком свете лампочки без абажура. Отец был очень сосредоточен, сочинял быстро, проигрывал на баяне, записывал сразу. Потом долго отшлифовывал отдельные места, добивался того, чего хотел.
Я наблюдала, как легко и весело мои родители дома вместе сочиняли бальный танец “Елочка”. Музыка к этому танцу была отмечена премией на Всесоюзном конкурсе бальных танцев в Москве. Я помню, как отец писал музыку к танцу ’Луноход” и спорил с балетмейстером Б.Ляпаевым по поводу характера исполнения этого бального танца, высказывал ему свою точку зрения. И как дружно музыканты подхватывали шутливую мелодию ганца “Ку-ка-ре-ку!”, исполняя это произведение. Потом была выпущена гибкая пластинка с этим танцем.
“Пушинка”- один из ранних папиных вальсов — была написана в год моего рождения. Он рассказывал, что показал эту вещь на своей работе — в эстрадном оркестре. Произведение понравилось своим лиризмом, легкостью, воздушностью. Но названия у него еще не было. Какие только названия не придумывали, пока одна опытная дама, музыкальный редактор, не сказала моему молодому отцу: ’’Боренька, это же — пушинка!” И вещь пошла под этим названием. Она осталась одним из любимых его произведений. Когда Борис Ермилович заказывал себе новый и, как оказалось, последний инструмент, то назвал его “Пушинка” и спрашивал Меня, как это слово записать латинскими буквами. Но играть на нем ему не пришлось.
С отцом работать было очень интересно. Он давал мне, на первый взгляд, простые, а на самом деле, очень трудные темы. Он не любил стихов ни о чем и учил, что писать надо ясно и понятно. И сочувствовал мне, так как считал, что ему легче: у него музыка — абстракция, а у меня — конкретное словарное слово. “Напиши об отношении детей к матери, к мачехе, об отношениях между братом и сестрой, о том, как ребенок заблудился в лесу, о хлебе…”- заказывал он. Отец заставлял меня работать над словом, учил думать. Он приводил в пример поэта Леонида Петровича Дербенева, который в поисках точного слова нервно ходил по своей комнате.
О работе композитора над песней Борис Ермилович рассказывал мне так: “Композитор берет в руки хороший текст и внимательно его читает. В голове сразу появляется мелодия. Потом он этот текст откладывает в сторону на некоторое время, записав мелодию. Когда он снова берет этот же текст, то слышит музыку немного другую — второй вариант. Потом наигрывает на инструменте, пробует разные варианты, записывает их…” Папа всегда возвращался к первому варианту.
Первые годы после смерти отец часто снился нам, его родным. Бабушке приснилось, что стоит она одна с большим чайным сервизом в руках. Сервиз тяжелый, но очень красивый — бросить жалко. А мимо в черном концертном костюме идет папа. Она его окликает: “Боря, мне тяжело, протяни мне руку, помоги!” А он, замедлив шаг, произнес: “Потерпи. Еще рано.” И ушел.
Ко мне уже обращаются музыканты с просьбой взглянуть на ноты Б.Е.Тихонова. Так, баянист Алексей Кочуров нашел в моем архиве “Цыганскую венгерку” и был первым ее исполнителем после Бориса Ермиловича. Баянист группы “Джаз-балалайка” Валерий Чернышов, заканчивая Российскую академию музыки им.Гнесиных, написал дипломную работу по творчеству Б.Е.Тихонова, чем вызвал огромный интерес комиссии и получил высший балл.
В радиоцикле “Маяка” “Звезды аккордеона” (музыкальный редактор С.Галаган) Народный артист России аккордеонист Валерий Андреевич Ковтун, рассказывая о творчестве Б.Е.Тихонова, говорит, что “во время гастролей во многих городах России — Саратове, Самаре, Уфе и других — из зала всегда присылают записки и даже настойчиво кричат: “Сыграйте вальс “Пушинку” Тихонова!” Только еденицы таких любимых народом музыкантов оставили после своей жизни очень большой след на эстраде.”
Конечно, родственникам сам бог велел о чем-то умолчать, что-то приукрасить… Да, отец выпивал, но он безумно переживал от того, что его долго не принимают в Союз; да, он развелся с моей матерью, Людмилой Евгеньевной, которую, единственную, и любил всю жизнь! Да, я мало пишу о брате. С детства помню загадочную папину шутку: ’’Люсек, когда мы с тобой оба загнемся, между Борей и Леной сразу же начнется судебный процесс!” Мама нервно хохотнула, а я подумала: ”А что такое “процесс?” Но постеснялась спросить.
Борис Ермилович Тихонов (17 ноября 1919, Тверь - 26 декабря 1977, Москва) - советский композитор, баянист.В 1939 окончил Московский обл. инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции по классу баяна В. С. Рожкова.В 1939 занимался в муз. училище им. Гнесиных по классу Ю. А. Шапорина.В 1939-1947 - баянист Ансамбля песни и пляски при Центральном клубе НКВД СССР. Участник Великой Отечественной войны.В 1947-1949, 1951-1959 - артист эстрадного оркестра Всесоюзного радио под упр. В. Н. Кнушевицкого. В 1947 г. впервые в СССР создал инструментальный эстрадный квартет.В 1949-1951 - баянист хореографического ансамбля «Березка» под упр. Н.Надеждиной.В 1959-1961 - артист Комитета Сов. М...
Борис Ермилович Тихонов (17 ноября 1919, Тверь - 26 декабря 1977, Москва) - советский композитор, баянист.В 1939 окончил Московский обл. инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции по классу баяна В. С. Рожкова.В 1939 занимался в муз. училище им. Гнесиных по классу Ю. А. Шапорина.В 1939-1947 - баянист Ансамбля песни и пляски при Центральном клубе НКВД СССР. Участник Великой Отечественной войны.В 1947-1949, 1951-1959 - артист эстрадного оркестра Всесоюзного радио под упр. В. Н. Кнушевицкого. В 1947 г. впервые в СССР создал инструментальный эстрадный квартет.В 1949-1951 - баянист хореографического ансамбля «Березка» под упр. Н.Надеждиной.В 1959-1961 - артист Комитета Сов. Мин. СССР по радиовещанию и телевидению.В 1964-1966 - солист-баянист и руководитель ансамбля Москонцерта.Об этом легендарном человеке я слышал еще с детства от отца, который сам замечательно играл на баяне. И была у нас одна пластинка, толщиной с пол-сантиметра и сквозь шипешие проигрывателя я старался не пропустить ни единого звука! Теплые воспоминания... Думаю, эта музыка понравится всем поколениям. Борис Ермилович Тихонов родился 17 ноября 1919 года в городе Твери. Увлечение музыкой в раннем детстве и первые школьное занятия будущего артиста-композитора принесли свой результаты. В 1924 году он занял первое место на конкурсе самодеятельных талантов Красной Пресни города Москвы, в 1934 году получил первую премию за оригинальные обработки русских песен и исполнительское мастерство на конкурсе самодеятельности города Ленинграда, посвященном 15-летию ВЛКСМ. Профессиональное образование Борис Тихонов получал в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революций по классу баяна В. С. Рожкова с 1935 года. Уже тогда некоторые из пьес Тихонова получили признание и были включены в учебный план, а в 1939 году он поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, в класс композиции Ю. Шапорина, но занятиям помешал призыв в ряды Красной Армии, в Ансамбль песни и пляски при Центральном клубе НКВД. В суровые для нашей Родины годы Великой Отечественной войны, выступления ансамбля проходили в воинских фронтовых частях, в том числе и в осажденном Ленинграде, и на прифронтовых концертных площадках. Медали, которыми был награжден Борис Ермилович Тихонов, хранятся в фондах музея Внутренних войск. Первые послевоенные годы артиста связаны с эстрадным оркестром Всесоюзного радиокомитета под управлением В. Н. Кнушевицкого, из музыкантов которого, в 1947 году впервые в СССР, был создан эстрадный инструментальный квартет, с которым связана вся последующая творческая жизнь Бориса Ермиловича Тихонова. Популярность квартета была черезвычайно велика: коллектив был частым гостем Центрального телевидения и радио, выпустил большое количество пластинок, выступал по всему Советскому Союзу и за рубежом. Борисом Ермиловичем Тихоновым было создано более 300 произведений для баяна, инструментального квартета, симфонического и эстрадного оркестров, оркестра народных инструментов. Незадолго до смерти (26 декабря 1977 года), Борис Ермилович Тихонов был принят в ряды Союза Композиторов СССР. (из блога"На завалинке"вспоминает [ссылка] Из заметок прозаика Валентина Волгурана-По радио шла передача Родное - далёкое. В приглушённом динамике еле слышно звучал аккордеон, - оборвав на полуслове разговор с приятелем, я добавил громкость: Аккордеонист Борис Ермилович С таким редким отчеством должен быть только Тихонов!Звучал рассказ о моём кумире Борисе Ермиловиче Тихонове. Записал всё до последней паузы! Жаль, что на жёванной кассете, - качество отвратительное, но всё равно буду слушать! Я узнаваемо-сносно мог проиграть почти все произведения Тихонова, - но больше любил его слушать! Помню, как меня заразил этой музыкой мой друг Юрий Мартынов, киномеханик, «кинщик», который с блеском играл эстрадные пьесы у себя в кинобудке.Попросив у Юрия 7-й выпуск «Играй мой баян», - начал «разучивать» произведения Тихонова! Я так и учился нотной грамоте «по ходу», - и первое, что я разучил и исполнил на сцене – это вальс «У моря». Как много воспоминаний всколыхнула во мне эта передача! Я даже не знал, что Тихонов умер в 1977 году. Как больно было это слышать! Хотелось бы услышать эту передачу вновь, продолжить рассказ и услышать другие его произведения: «Интермеццо», «Ручеёк», «Бальный» и другие. …Это было время, когда музыкальной культурой правили «фурцевы», не имеющие музыкального образования, а на периферии «кивали: ОДОБРЯМ-С!» партийные болванчики». Никакой пощады эстрадной музыке! А вдруг она испортит музыкальный вкус молодёжи? Она близка к джазу! Кто сейчас играет джаз – завтра Родину продаст!!! Тихонов был в прямом смысле «запрещённым композитором».Музыка Тихонова проповедовала свободомыслие, а в 60-х – 70-х годах обучение проходило на народной и классической музыке.Даже на экзаменах запрещалось играть на регистровых баянах! Играй на стандартной «голяшке» и - точка! Когда Тихонов принёс свом вещи на Всесоюзное Радио, ему предложили приобрести регистровый баян,(под 1м роликом...
Борис Ермилович Тихонов родился 17 ноября 1919 года в городе Твери. Увлечение музыкой в раннем детстве и первые школьные занятия будущего артиста-композитора принесли свои результаты: в 1924 году он занял первое место на конкурсе самодеятельных талантов Красной Пресни города Москвы, в 1934 году получил первую премию за оригинальные обработки русских песен и исполнительское мастерство на конкурсе самодеятельности города Ленинграда, посвященном 15-летию ВЛКСМ.
Профессиональное образование Борис Тихонов получал в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции по классу баяна В. С. Рожкова с 1935 года. Уже тогда некоторые из пьес Тихонова получили признание и были включены в учебный план, а в 1939 году он поступил в музыкальное училище им. Гнесиных в класс композиции Ю. Шапорина, но занятиям помешал призыв в ряды Красной Армии, в
В суровые для нашей Родины годы Великой Отечественной войны, выступления ансамбля проходили в воинских фронтовых частях, в том числе и в осажденном Ленинграде, и на прифронтовых концертных площадках. Медали, которыми был награжден Борис Ермилович Тихонов, хранятся в фондах музея Внутренних войск. Первые послевоенные годы артиста связаны с эстрадным оркестром Всесоюзного радиокомитета под управлением В. Н. Кнушевицкого, из музыкантов которого, в 1947 году впервые в СССР, был создан эстрадный инструментальный квартет, с которым связана вся последующая творческая жизнь Бориса Ермиловича Тихонова.
Популярность квартета была чрезвычайно велика: коллектив был частым гостем Центрального телевидения и радио, выпустил большое количество пластинок, выступал по всему Советскому Союзу и за рубежом. Борисом Ермиловичем Тихоновым было создано более ЗОО произведений для баяна, инструментального квартета, симфонического и эстрадного оркестров, оркестра народных инструментов. Незадолго до смерти (26 декабря 1977 года) , Борис Ермилович Тихонов был принят в ряды Союза Композиторов СССР.
|
|
|
|
|
|
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн