Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада Конспект занятия чтение ху

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 «Лейсан» комбинированного вида ЕМР

Составила: воспитатель Юсупова М.М.

Елабуга

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы»

на тему: «Чтение сказки «Живая ель»

Цель:

    Сформировать представления у детей о деревьях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о деревьях.

    Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям дерева.

    Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

    Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.

    Развивать разговорную речь, внимание, память.

Методические приемы: чтение сказки вопросы воспитателя; загадки; пальчиковая гимнастика «Большая ель» ; физкультминутка «Деревце»; Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы); анализ занятия; домашнее задание «Экология».

Предварительная работа: Чтение сказки, рассматривание и рисование иллюстраций к ней; рассуждения на тему «Экология».

Материалы и оборудование: картинки с деревьями (пазл), сказка Юсуповой М.М. «Живая ель».

Ход занятия

Организационный момент

Вот стоит большая елка, Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.

А на ней растут иголки. Сжать кулачки.

Есть на елке также шишки, «замок» - пальцы сложены,

А внизу – берлога мишки. большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу.

Загадки

Зимой и летом Одним цветом. (Ель, сосна)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)

Чтение сказки «Живая ель»

Воспитатель читает детям экологическую сказку «Живая ель»
Давным-давно, в тёмном лесу, жила-была ель. Своей красотой она славилась на всю округу. Только не всем свою красоту показывало деревце.
Вот как-то раз проезжал мимо леса купец. Захотелось ему полюбоваться на деревце. Долго плутал по лесу купец. Наконец на поляне он увидел её. Только ничего в ней необыкновенного не было. «Врут люди, - подумал купец, и собрался уходить. Тут ему навстречу вышел лесничий. Он спросил у купца, понравилось ли ему ель, но купец только махнул рукой. Тогда лесничий повёл купца обратно, а по дороге рассказал, что много людей приходило к ели и, увидев её красоту, хотели срубить её и оставить себе на забаву. С тех пор ель стала хорониться от злых умыслов людей. Вот они пришли обратно. Тут лесничий подошёл к деревцу и, протянув руку, погладил её по веткам. Говорил с ней как с человеком, спрашивал о житье, о здоровье. Слушал купец и дивился. Вдруг ель преобразилась: стала стройная, ветки распустились, иголочки излучали изумрудный свет. Потрогал купец ветку ели и вдруг, вместо колючих иголок появились маленькие листья. Понял купец, что ель тоже живое, сказочно-красивое дерево.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо «машут» кистями рук к себе.

И качает деревцо. Руки подняты, кисти качаются вправо – влево.

Ветерок все тише, тише. Плавные движения кистями вверх-вниз

Деревцо все выше, выше. Руки поднять вверх, потянуться.

Беседа по содержанию сказки «Живая ель»

1. Вам понравилась сказка?

2.. Как она называется?

3. Почему ель не показывала своей красоты людям?

4. Как лесничий обращается с елью?

5. А почему, как вы думаете, сказка называется «Живая ель»?

6. Чему учит нас эта сказка?

7. В чем польза деревьев?

Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.

Воспитатель. С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами. Вот какую пользу приносит лес.

Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы).

Дети собирают из отдельных геометрических фигурок елочки. Сравнивают их по высоте.

Итог:

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей земли. Там. где лес, всегда свежий воздух. Лес – это дом для птиц и зверей. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Так давайте к деревьям мы будем относиться, как друзья!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами послушали сказку о ели. Я предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, нарисовать рисунок к сказке «Живая ель», а завтра показать их друг другу в детском саду.

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему»

Вершинина Наталья Александровна,

воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ № 3 «Морозко» г. Северодвинск

Программное содержание:

Подвести детей к восприятию художественного произведения, пониманию авторского замысла;

Создать условия для осмысления детьми содержания текста и значения пословиц;

Подвести детей к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков героев;

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением, используя слова и словосочетания из текста; умение вести диалог;

Закреплять умение рассматривать иллюстрации;

Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; умение работать в подгруппах;

Воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя;

Воспитывать уважительное отношение к близким, сопереживание.

Словарь: фотографическая карточка.

Материалы: выставка книг В.А. Осеевой, портрет автора, приложение – мультимедийная презентация «Иллюстрации к рассказу», ребус «Собери пословицу» (из букв, сделанных с помощью пластилиновой аппликации), дидактическая игра «Собери пословицу» (из слов).

Предварительная работа: чтение произведений В. Осеевой, пластилиновая аппликация «Буквы» (грунтование).

Методические приёмы: организационный момент, объяснение воспитателем новых слов, выразительное чтение рассказа воспитателем, беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций, ребус «Собери пословицу», дидактическая игра «Собери пословицу» (из слов), физминутка.

Ход:

Ребята, мы вчера с дочкой ходили в детскую библиотеку и встретили там мальчика, который читал книгу и был очень расстроен. Мы спросили его, что с ним случилось. Оказалось, что мальчик переживал о том, какая история случилась с героем из книги Валентины Осеевой. Конечно же, библиотекарь предложила взять эту книгу к нам в детский сад. Хотите услышать эту историю? (дети проходят на места )

Обратите внимание, что у нас в группе выставка книг В. Осеевой, которые мы с вами уже читали. Вы помните, что Валентина Осеева писала свои книги очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькими? (обратить внимание на выставку и портрет писателя )

Какие рассказы вы помните, о чём они? («Волшебное слово», «Синие листья», «Три товарища», «Просто старушка»; все рассказы о детях, о дружбе, о доброте и т.д. )

Рассказ называется «Почему». Давайте я сначала объясню вам незнакомые слова, которые вы услышите в рассказе.

Карточка, фотографическая карточка – так раньше называли фотографию.

Чтение рассказа воспитателем. Беседа.

- Как называется рассказ?

- Кто главные герои?

Что произошло в начале рассказа? Кто на самом деле разбил чашку?

Почему мама так расстроилась из-за разбитой чашки? (чашка – память о папе )

Что сказала мама, когда услышала звон разбитой чашки? (зачитать отрывок

«-Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она.» )

Как вы думаете, мама догадалась, кто на самом деле разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

- А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? (Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: «Если ты нечаянно...» )

По каким словам в рассказе вы поняли, что мама очень расстроилась из-за обмана сына?

Давайте я прочитаю, как об этом пишет автор. (« У неё лицо потемнело, а потом она о чём-то задумалась. »; « Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала. - Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке .»)

Как вы думаете, о чем могла думать мама? (Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?» )

Почему мальчик сразу не сказал маме правду?

А как бы поступили вы?

Как вёл себя Бум после того, как его выгнали из дома?

Как вёл себя мальчик, о чём он думал? Что произошло ночью? (дождь, сильный ветер )

- Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?

Почему мальчик не спал сам и разбудил ночью маму?

А как вы думаете, Бум простил мальчика? В чём это выражается? (Отрывок из текста: «Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы… Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?» )

Можно ли обманывать друзей? (Собака – друг человека. Значит, мальчик свалил свою вину на друга. )

Дети, вы немного устали, давайте отдохнём.

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вбок, вперёд смотри – это «три».

На «четыре»– поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Работа с иллюстрациями

Сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к этому рассказу и вспомнить, какие части рассказа они передают. (Мальчик разбил чашку, Бум, мама расстроилась, Бум на улице, мальчик жалеет Бума, начинается дождь, сильный ветер, мальчик не может уснуть, будит маму, Бум дома ). Ребята, посмотрите, на этой иллюстрации мы видим папину карточку. (на первой – на стене ) – беседа по иллюстрациям.

Скажите, так вы себе представляли героев рассказа или как-то по-другому?

А сейчас вам нужно разделиться на 2 группы и выполнить задания.

1 группа собирает пословицу из напечатанных на карточках словах – «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (на обратной стороне карточки проставлены номера – последовательность слов в пословице).

2 группа собирает пословицу из заранее приготовленных букв – «Не мил и свет, когда друга нет». (см. приложение)

Как вы думаете, подходят ли пословицы к этой истории?

Ребята, чему нас учит этот рассказ? (Нельзя обманывать родителей, нельзя сваливать вину на других . Важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям . Согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить свою ошибку. )

Какое новое слово вы сегодня узнали? (фотографическая карточка )

Книгу мы с вами вернём в библиотеку. И возьмём еще какую-нибудь интересную историю.

Вы сегодня – молодцы! Особенно постарались (имена детей) ….

Приложение

Лариса Коваленко
Конспект открытого занятия по чтению художественной литературы. Сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Тема Сказки русских писателей . В. Сутеев “ Палочка-выручалочка” .

Цель : Знакомство детей с новой сказкой В . Сутеева .

Образовательные :

Ввести в круг чтения детей новую авторскую сказку ;

Формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему;

Углублять знания детей о творчестве В. Г. Сутеева ;

Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение ;

Учить пересказывать отрывок из сказки , опираясь на иллюстрацию.

Развивающие :

Развивать интерес и любовь к книге;

Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

Воспитательные :

Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.

Материалы и оборудование (дидактические, наглядные, технические и др.) : иллюстрации к сказке В . Сутеева «Палочка-выручалочка » , книги для выставки В. Сутеева , презентация PowerPoint(2003, аудиозапись сказки В . Сутеева «Палочка -выручалочка » , посылка с предметами (елочка, яблоко, мешок, яблоки, гриб, палочка , сказка В . Сутеева “ Палочка-выручалочка” .

Планируемые результаты : знает имя автора сказки , умеет пересказывать содержание сказки , опираясь на иллюстрации.

Виды детской деятельности : коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) ; восприятие художественной литературы и фольклора ; музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений) ; двигательная.

Ход деятельности.

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбку друг другу.

А теперь, подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем добра и счастья.

2. Основная часть.

Ребята, обратите внимание на эту выставку детских книжек. Они вам знакомы? Как вы думаете, кто их автор? Верно, все эти сказки написал Владимир Сутеев . Может быть, среди этих сказок есть те , которые вам особенно запомнились? Назовите их. Ребята, так вы догадались, о чем пойдет сегодня речь на занятии ? А вы что-нибудь знаете об этом писателе? А человека, который может двумя руками одновременно творить такие чудеса, каким словом можно назвать? Художник и писатель в одном лице - это настоящий волшебник! Жил да был на свете волшебник - Владимир Сутеев . Он рисовал картинки для детских книжек,сочинял сказки и снимал для ребят мультфильмы. И были у него три волшебные палочки –карандаш , кисточка и авторучка. Возьмет он одну в руку – история сочиняется, возьмёт две другие- рисунок чудесный выходит, красочный. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!

Сюрпризный момент. В группу вносят посылку.

Стук в дверь. В группу вносят посылку. Ребята, давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, яблоко, мешок, гриб, палочка ) . Кто бы мог прислать нам эту посылку?

Угадайте, из каких сказок эти предметы ? (Дети называют сказку ) .

Ребята, в нашей посылке остался еще один предмет. Посмотрите, вот он (палочка ) .

Как вы думаете, почему она среди этих вещей?

Может быть, она волшебная? Или самая обычная?

Какую услугу она нам может оказать?

Эта палочка принадлежит одному из героев произведений Сутеева – ежу .

И оказывается, простая палочка может пригодиться , помочь, а как она может помочь, вы узнаете, познакомившись с произведением В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка » . Послушайте текст.

Первичное слушание произведения. (С показом слайдов – иллюстраций к сказке ) .

Понравилось ли вам произведение?

Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку ) .

О ком эта сказка ?

Кто главные герои сказки ?

Кто вам понравился больше и почему? (Больше понравился ежик, потому что оказался смелым и добрым, не бросал своего друга в беде, а все время его выручал).

Что еще вы можете сказать про Ежа ? Какой он? (Вежливый, воспитанный, смелый, добрый, умный, находчивый, сообразительный)

Почему УМНЫЙ, почему СМЕЛЫЙ, почему НАХОДЧИВЫЙ?

А что вы можете рассказать о Зайце ? Какой он? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный) .

(Дети показывают картинку с качеством, соответствующим характеристике главного героя).

. Сутеев ).

Какую помощь оказывала друзьям эта палочка ?

Как назвал Еж палку в первый раз? Во второй раз? В третий? В четвертый?

Физкультминутка.

Представьте, что у вас такая палочка . Покажите, что она скакалочка, вытягалочка, поднималочка, выбивалочка.

Итак, какое произведение вы слушали? (сказка “ Палочка-выручалочка” В . Сутеев ).

Я уже поняла, что сказка вам понравилась . Скажите, сколько же всего происшествий случилось с Зайцем и Ежом по дороге домой?

Попал ли домой Заяц?

Кто его там ждал?

Кто же на самом деле выручал Зайца из беды, кто был его палочкой-вы-ручалочкой ?

Изменился ли заяц, когда его выручил ежик? (Он сказал ему спасибо ) .

Что понял заяц в конце истории?

Почему палочку зайчик назвал волшебной?

В чьих руках простая палочка может стать волшебной.

- О чем гласит эта пословица : «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце» ?

2-ая физминутка.

Вы, наверное, устали? Да!

И, поэтому, все встали!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

А теперь все замолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

А как вы думаете, может быть, Еж напрасно помогал Зайцу, насмешнику и зазнайке? (Еж добрый, умный, пропуская мимо ушей обиды, «дразнил-ки» , сам хуже от этого не становится. А Зайца он учит ценить добро и делать добро другим).

Здесь уместна еще одна пословица : «Только тот и хорош по-настоящему, с кем дорога вдвое короче, а трудности вдвое легче».

Чему учит нас сказка ? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).

4. Работа по содержанию.

Пересказ понравившегося фрагмента сказки с опорой на иллюстрацию.

Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

Что главное из сказки вы для себя узнали ?

В чьих руках простая палочка стать волшебной ? (У кого умная голова да доброе сердце) .

(Не только палка, но любая вещь может стать волшебной, может приносить пользу, оказывать помощь, если окажется в руках умного и доброго человека).

Так что важнее - палка или ум?

(Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце) .

Стихотворение детей :

Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то и радуйся,

Награды не надо большей.

Рефлексия.

Под песню «Мир похож на цветной луг…» дети выбирают картинку, соответствующую их настроению.

Дома расскажите эту сказку родным и придумайте продолжение сказки о том , как заяц использовал палочку-выручалочку .


На тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы
(разработан в соответствии с тематической неделей «Домашние животные»)
Составитель:

Воспитатель подготовительной группы
Катайск, 2013г.
Цель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Вид деятельности: Интегративная (коммуникативно-познавательная). Восприятие художественной литературы, продуктивная.
Форма проведения: Фронтальная.
Задачи НОД: Чтение художественной литературы.
Интеграция (образовательные области): познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Задачи по образовательным областям:
Чтение художественной литературы: Воспитывать желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему. Развивать умение детей последовательно передавать литературный текст, умение выражать своё отношение к событиям рассказа.
Познавательная: Расширять кругозор детей, развивать умение слушать. Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.
Коммуникация: Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать слуховое внимание. Обогащать и активизировать словарь детей.
Социализация: Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать навык культуры поведения. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.
Физическая культура: Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Формировать умение согласовывать движения с речью.
Художественное творчество: Закреплять умение рисовать и закрашивать их в пределах контура. Развивать у детей навыки работы с кистью и красками.
Предполагаемый результат: Полный ответ каждого ребёнка на вопрос воспитателя. Умение детей последовательно передавать литературный текст.
Умение слушать сверстника.
Словарная работа: Роскошно, соболя, парча, рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, осунувшаяся крыша, князь, стреха, единодушно.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Ушинского. Подготовка с детьми рассказа об К. Д Ушинском. Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности (работа с родителями). Выставка книг К. Ушинского (работа с родителями). Рисунки детей по произведениям К. Ушинского.
Оборудование: портрет и выставка книг, заготовки контуров лошадей, восковые мелки, цветной зелёный и жёлтый картон, колечки Су-Джок, сердечки из цветной бумаги с пословицей «Друга ищи, а найдёшь, береги».
Методы: Наглядные, словесные, практические.
Приёмы: Показ, загадка, речевое общение, поощрения, вопросы, сообщения детей об авторе.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если буквы будешь знать,
Сможешь книжку прочитать.
И услышишь в тот же час,
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет.
Почему весной – цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Мирный, сильный и большой.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
2. Выставка книг Ушинского.
- Вот и на нашей выставке, которую вы сами составили, принеся книги из дома, много разных произведений. А что объединяет все эти книги, произведения? Кто автор этих книг?
- Ребята, вы узнали кто это?
3. Рассказ об Ушинском.
- Сегодня девочки Вера и Лиза Тюкалова приготовили для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем их внимательно.
Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком.


Учился на хорошо и отлично. (Вера)
После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. (Лиза)
- Ребята, какие произведения вы знаете? О ком эти произведения?
- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой. О ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:
4. Сюрпризный момент.
Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это – резвая...(Лошадка)
5. Словарная работа.
Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.
Соболя – мех хищного зверька (соболь).
Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Рогатина - большая палка с развилиной на конце.
Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.
Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.
Хворать - болеть, хилеть – становиться хилым.
Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.
Князь - правитель города.
Стреха - нижний, свисающий край крыши деревянного дома , избы, а также сама крыша, кровля , обычно соломенная.
Единодушно - полное согласие во мнениях, действиях.
6. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
7. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –
Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
8. Разбор прочитанного.
- О ком эта сказка?
- Кем был для Уседома Догони-Ветер?
- Что однажды приключилось с купцом?
- Кто спас Уседома?
- Что обещал хозяин своему коню?
- Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой?
- Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?
- Как чувствовал себя Догони-Ветер? (Одиночество.) /Как вы понимаете слово «одиночество»?/
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
- Чем закончилась сказка?
- Вот какой у нас получился пересказ «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта сказка?
9. Пословицы о дружбе, доброте.
- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
«Дружба дороже денег», «Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят», «Сам погибай, а товарища выручай».
10. Пальчиковая гимнастика «Скакала лошадка»
Скакала лошадка
По полю, по полю.
Скакала лошадка
На воле, на воле.
Скакала лошадка,
И ветер летел, за быстрой лошадкой
Угнаться хотел!
Су-Джок с мизинчика и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Бежали за нею (безымянный)
Толпою овечки.
По мостику стала (средний)
Лошадка бежать
За ней лягушата (указательный)
Решили скакать!
Лошадка, лошадка, (большой)
Довольно скакать,
Всем вместе приходит
Пора отдыхать!
11. Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лошадка, вам нужно определить её масть и раскрасить, работать будем восковыми мелками. Затем, когда ваши лошадки будут готовы, мы поместим их в специальный большой загон для лошадей, где они могут пощипать зелёную травку. Вы удивитесь и спросите, какая же может быть травка? Ведь кругом лежит снег, но, ведь наши лошадки особенные, и загон для них мы подготовили заранее, в нём всегда найдётся достойный корм для всех лошадей.
Работа с восковыми мелками. Раскрашивание лошадок.
Составление коллажа «Лошадиная ферма».
12. Рефлексия.
- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
- Как называется сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»
- Я хочу подарить вам эти сердечки, на которых написана эта пословица.

Конспект открытого занятия по художественной литературе в средней группе детского сада произведение К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха»

Цель: познакомить детей с новым художественным произведением К.И.Чуковского; воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям сказки; расширять кругозор детей и пополнять словарный запас; учить детей давать полный ответ используя строки из сказки и опираясь на иллюстрации.

Материалы: игрушка кузнечик, произведение К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха», портрет автора, иллюстрации к произведению, маски-картинки с изображением насекомых, аудиозапись весёлой музыки, раскраски с насекомыми, цветные карандаши.

Словарь: кузнечик, клоп, букашка, сороконожка, восхвалять, смелый, отважный, бесстрашный, гостеприимная.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Ребята сидя в кругу и передают соседу цветок и приветствуют его с улыбкой: «Доброе утро, …»

— Ребята, к нам в гости кто – то пришёл. И что бы узнать кто это, вы должны угадать загадку.

— Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Это кузнечик)

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький… (Кузнечик)

— Конечно, ребята, это кузнечик! Познакомьтесь, пожалуйста, нашего гостя зовут кузнечик Кузя! Он живёт на лужайке в парке. Много слышал о нас и вот заглянул в гости. Поприветствуйте Кузю! (Дети здороваются с кузнечиком)

— Кузя по секрету мне сказал, что он слышал об одной удивительной сказке, в которой герои насекомые. Скажите, а вы знаете такую сказку? (Ответы детей.).

— Нееет? Тогда давайте знакомиться с новой сказкой!

II. Основная часть

— Сказку написал детский писатель К. И Чуковский, а называется она «Муха — Цокотуха».

— Ребята, садитесь поудобнее. Кузя, и ты устраивайся. А теперь внимательно слушайте!

Чтение сказки «Муха — Цокотуха» с показом иллюстраций.

— И так, друзья, вам понравилась сказка? (Ответ)

— Посмотрите, какая Муха – Цокотуха красавица, какая она гостеприимная хозяйка. Пригласила к себе на именины гостей.

— Ребята, мне Кузя сейчас сказал, что не всех гостей Мухи-Цокотухи запомнил. Давайте поможем ему вспомнить! (Дети соглашаются)

— Кого же пригласила Муха – Цокотуха?

(Дети перечисляют насекомых из сказки, воспитатель вывешивает соответствующие маски-картинки)

— Что делали гости у именинницы? (Ответы детей, воспитатель помогает строить ответы опираясь на иллюстрации и используя строки из сказки)

— Ребята, посмотрите, мне кажется наш кузнечик Кузя немного испугался!..

— Кузя говорит, что он немножечко боится паука. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

— Кузя говорит, что вы правы.

— А, что хотел сделать с мухой злодей-паук? (Ответы детей)

— И погибла бы Муха-Цокотуха… Но, ребята, кто-то спас муху. Кто же это был? (Ответы детей)

— Да, это был маленький Комарик и в руке его горел маленький фонарик!

— Как вы думаете, каким был комарик? (Смелый, храбрый, бесстрашный и т.д).

— Да, ребята, праздник продолжался. И все были рады.

Физ.минутка

— И мы с вами можем побывать на этом празднике. Представим, что мы жучки, бабочки, блошки, пчёлки… и давайте потанцуем вместе с Мухой – Цокотухой. (дети надевают маски насекомых и танцуют).

III. Обобщение и закрепление.

— Ребята, вот вы сегодня познакомились с новой сказкой «Муха- Цокотуха». Расскажите, пожалуйста, нашему гостю, кто из героев вам понравился и почему?

— Комарик – он смелый, отважный, бесстрашный.

— Муха – она добрая, красивая, гостеприимная (любит гостей), другие возможные варианты)

— Хорошо! Кузнечик Кузя сказал, что ему очень понравилась сказка и он вам принёс подарок. Это фотографии его друзей. Но он сказал, что они не цветные и было бы очень хорошо, если вы их раскрасите.

Воспитатель показывает раскраски и предлагает детям выбрать, какую раскрасить.

Дети садятся за столы, раскрашивают картинки.

Затем воспитатель организует выставку детских работ.

IV. Заключение.

— Какое произведение мы сегодня прочитали? (Ответы детей)

— Сейчас кузнечик Кузя торопится к себе на полянку. Его там ждут друзья- насекомые. Кузя обещал рассказать им нашу сказку, что бы они все вместе порадовались.

— Давайте попрощаемся с Кузей! (Дети прощаются с гостем)

— Ребята, сегодня вы все были умницами, все хорошо работали и сейчас можете отдохнуть!



Последние материалы сайта