Пушкинская эпоха в русской культуре. Величие россии в образах искусства пушкинской эпохи. Сочинения по темам

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Действенным инструментом социокультурного, экологического и экономического развития страны является волонтёрство, которое сегодня развивается в нашей стране достаточно активно. Волонтёрская деятельность напрямую связана с проявлением таких качеств личности, как гражданственность, милосердие, человеколюбие и отзывчивость.

Классный час (тематическое занятие) «Стать волонтёром» направлено на популяризацию волонтёрской деятельности в детско-подростковой среде.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: популяризация волонтёрской деятельности среди обучающихся.

Задачи:

  • обобщение знаний обучающихся о волонтёрском движении в России;
  • мотивация обучающихся к добровольческой деятельности;
  • формирование нравственных ориентиров обучающихся.

Методический материал (сценарий) носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Задание. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы.

Вопросы:

О чём рассказывает и к чему призывает этот видеоролик?

Кто такие волонтёры?

Задание. Используя сюжет видеоролика, сформулируйте тему нашего разговора.

Учитель: Основным принципом волонтёрской деятельности является безвозмездность.

Вопрос: Как вы понимаете это слово?

Задание. Попробуйте составить перечень побуждений, мотивирующих людей заниматься волонтёрской деятельностью.

Учитель: Сегодня в нашей стране волонтёрство развивается достаточно активно. На слайде представлены виды волонтёрства.

Задание. Ознакомьтесь с содержанием слайда и выполните задание № 1 в рабочем листе.

Вопрос. В каком виде волонтёрской деятельности вы смогли бы принять участие? Свой ответ аргументируйте.

Учитель: Стать волонтёром сегодня может любой гражданин нашей страны, чей возраст достиг 14 лет.

Задание. Выполните задание № 2 рабочего листа и определите последовательность действий человека, желающего заняться волонтёрской деятельностью.

Учитель: Развитию волонтёрского движения в России в настоящее время уделяется достаточно большое внимание. Президент РФ В. В. Путин объявил 2018 год Годом волонтёра.

Некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам за ЕГЭ дополнительные баллы за волонтёрский опыт. Всё больше работодателей при приёме на работу стали обращать внимание на добровольческую деятельность кандидата, что позволяет ему получить преимущество по сравнению с другими соискателями на вакансию.

Задание. Предположите, почему развитие волонтёрского движения приобретает большую значимость и поддержку на государственном уровне.

Задание. Подберите ассоциативный ряд слов к слову «волонтёр».

Вопрос: Можно ли в построенном ассоциативном ряду слово «добро» поставить на первое место?

Задание. Л.Н. Толстой сказал: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Согласны ли вы с ним и почему?

Задание. Посмотрите видеоролик , озвучьте его, сочинив текстовое сопровождение к сюжету.

Указом Президента России 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтёра). Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, отмечается, что «добровольчество – фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости». В Декларации подчеркивается, что добровольчество – способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Проведение Года добровольца станет признанием заслуг перед обществом и оценкой колоссального вклада волонтёров в развитие страны и напомнит обществу о том, что в нём есть место взаимопомощи, доброте и состраданию.

Попробовать себя в такой роли может каждый, ведь никогда не поздно сделать мир лучше!

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цели: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине; формирование активной гражданской позиции, готовности к общественно полезной деятельности на основе добровольчества, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участие в деятельности общественных объединений.

Задачи:

Воспитывать у обучающихся личность гражданина – патриота Родины, способного к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;

Воспитывать интерес обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколения, а также неравнодушного отношения к людям, животным, нуждающимся в помощи;

Развивать умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах источниках информации, аргументированно высказывать свою точку зрения;

Формировать позитивное отношения к волонтёрству.

Прочитайте фразы, произнесённые в разные исторические периоды. Что между ними общего?

«В чём суть жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это, прежде всего, мужество, бесстрашие души.» В. Сухомлинский

Во все времена были люди, которые стремились помочь окружающим просто потому, что приносить пользу другим для них было смыслом жизни. Человек добровольно помогал другим людям, при этом ничего не требуя взамен. Со временем таких людей становилось очень много. Они стали объединяться. Так формировались общественные движения, поставившие своей целью помощь окружающим.

Вопрос: Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем занятии?

6 декабря 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца. Это произошло на церемонии в честь окончания Всероссийского форума волонтеров и добровольцев.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Толстой

Тематическое занятие (классный час) «Добровольцы (волонтёры)» знакомит обучающихся с волонтёрским движением, с Всемирным днём добровольца (волонтёра). Добровольчество (волонтёрство) – фундамент гражданского общества. Один из основных принципов добровольческого (волонтёрского) движения – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Добровольцы (волонтёры) – это непрофессиональные добровольные помощники, которые бескорыстно стараются сделать жизнь лучше, нуждающихся в помощи людей – счастливее, мир – добрее. Волонтёром (добровольцем) движет потребность приносить пользу другим людям, быть им нужным. В современном мире добровольчество (волонтёрство) всё увереннее становится трендовым и актуальным стилем жизни.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (классного часа) «Добровольцы (волонтёры)».

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование социально активной позиции обучающихся, развитие добровольчества (волонтёрства) в классе, в образовательной организации.

Задачи:

  • систематизировать знания обучающихся о добровольцах (волонтёрах);
  • мотивировать обучающихся к добровольческой деятельности;
  • разработать варианты практического осуществления идеи добровольчества (волонтёрства).

Конспект урока в 9 классе учителя

надомного обучения Прониной Лидии Владимировны

Тема: Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Цели : обобщить и углубить знания о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности; показать широту изображения русской действительности в романе; найти лирические отступления, выяснить, как они связаны с изображаемыми событиями и героями произведения.

Задачи урока:

Предметные:

*познакомить с понятием «реализм»;

*представить общую характеристику романа;

*провести обзор содержания романа;

*найти лирические отступления.

Метапредметные:
*осуществление системно - деятельностного подхода: развитие умений и навыков проектной деятельности;

Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности.
развитие интереса учащихся к предмету
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в диалоге;

умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

Коммуникативные :

*создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

*воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;

*воспитание ценностного отношения к слову.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы учащихся : самостоятельная, индивидуальная работа

Ход урока

Эпиграф к уроку:

…Первый русский реалистический роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг.

А. М. Горький

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

Сегодня мы начинаем изучать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Слово учителя об истории написании романа.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - очень сильное стихотворное произведение, повествующее о любви, характере, эгоизме и, в целом, о России и жизни ее людей. Он создавался почти 7,5 лет (с 9 мая 1823 по 25 сентября 1830 г), став для поэта настоящим подвигом в литературном творчестве. Изначально предполагалось, что роман будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина». В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Беседа по содержанию романа

Как автор представляет нам своего героя? (Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами, бессмысленным прожиганием жизни. Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Мы может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков. Отношение автора к герою романа Евгению Онегину довольно трепетное. Он с нежностью описывает его образ, прощает ошибки, ставит перед лицом трудных ситуаций) .

Какие еще герои встречаются на страницах романа?

Какое перед нами предстает столичное и провинциальное дворянство? (Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость, бессодержательность жизни. Быт семьи Лариных - классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты.)

Какова картина народной жизни? (Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. В рассказе “Филипьевны седой” мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить. Душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, “собирая ягоду в кустах”, в сказках, обычаях, обрядах.)

Какова роль описания природы? (Пейзаж всегда реалистичен. Огромное значение имеет пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы проникнуты чувством любви к родине.)

III . Постановка целей и задач.

Если вернемся к словам В.Белинского, то "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Почему критик так сказал?

(Из романа, как из энциклопедии, можно узнать практически все об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, о чем люди разговаривали, какими интересами жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил среду, в которой живут герои его романа- Татьяна Ларина и Евгений Онегин.)

Тема урока: Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Исходя из темы урока, попробуем сформулировать его цель. С чем нам сегодня предстоит познакомиться?

Итак, в ходе урока мы должны познакомиться с понятием «русский реалистический роман» или «реализм», а также увидеть исторические факты, запечатленные в романе «Евгений Онегин».

IV . Усвоение новых знаний.

1. Реализм

Реализм – литературное направление, появившееся в Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного периода. Основные черты реализма:

Вопрос учителя:

Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» русским реалистическим романом. Почему?

2. Историзм романа.

Евгений Онегин» - родоначальник русского реалистического романа, первый общественно-бытовой и психологический роман в России.

Реалистический фон романа - широкая картина жизни России 20-х годов XIX века. Со стра­ниц романа встаёт более пятидесяти образов, воплощающих дух и настроения эпохи - то ярких и волнующих глубиной своих переживаний (Онегин, Татьяна, Ленский), то мелькающих перед нами, как силуэты, иногда непосредственно связанных с разви­тием интриги (мать Татьяны, муж Татьяны, её няня, Зарецкий и др.), иногда появляющихся только в отдельных эпизодах ро­мана (гости на именинах Татьяны, представители московского и петербургского света и др.), а иногда просто упоминаемых в ро­мане (отец и дядя Онегина, отец Татьяны, писатели Державин, Баратынский, Языков, Богданович и др.

Сюжет романа раскрывается реалистически плавно. Действие продолжается около 3 1/2 лет. Композиция романа всюду обнаруживает следы упорной борьбы автора с ро­мантическими традициями и с погоней за занимательностью сю­жета. Узел интриги отодвинут: в романе к третьей главе («Пора пришла - она влюбилась»), и вместо внезапной и эффектной завязки мы находим в двух первых главах бытовой фон и харак­теристики героев.

В развитии интриги - три кульминационных момента: отповедь Онегина Татьяне в саду, именины Татьяны с трагическим финалом - дуэлью Онегина с Ленским - и по­следнее объяснение Татьяны с Онегиным. Все три момента - в том числе и сцена дуэли - раскрываются в романе в чисто реалистическом плане. Отсутствует в романе и эффективный конец. Герои разошлись, затаив в душе горе, и роман на этом кончается.

    Лирические отступления.

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Работа с текстом

Четвертую часть романа занимают лирические отступления. О чем они? Какую роль они играют?

1) Характеристика творческого пути Пушкина (строфы 1–5 из главы 8).

2) О значении любви в жизни поэта (строфы 55–59 из главы 1).

4) Прощание с читателями и своим романом (строфы 49–51 из главы 8).

В этих лирических отступлениях поэт вводит нас в свой душевный мир. В щедро разбросанных в романе строках отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.

5) О театре, драматургах и артистах в строфах 18–19 из главы 1.

6) О писателях и поэтах – современниках Пушкина в строфе 30 из главы 3, в строфе 3 из главы 5, в строфе 22 из главы 7.

7) О литературных направлениях в строфе 55 из главы 7, в строфе 26 из главы 1.

Пушкин нарисовал идейные течения той эпохи, деятелей декабристского движения, состояние литературы и искусства, различные экономические теории и др. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».

V .Закрепление изученного материала

VI . Рефлексия деятельности.

Продолжите текст

Онегин – это герой времени или _______________________________________________

_______________________________________________

VII . Домашнее задание.

2. Задание творческого характера. Написат небольшое сочинение «Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский (по желанию)

Увы! друзья! мелькают годы -
И с ними вслед одна другой
Мелькают ветреные моды
Разнообразной чередой...
А. С. Пушкин


Сейчас в музее А.С. Пушкина на Пречистенке проходит очень красивая выставка "Мода пушкинской эпохи". Хочу от всей души поблагодарить всех, кто принимал участие в организации этого прекрасного проекта! И, в частности, одного из реставраторов костюмов, талантливого, замечательного человека - Ларису Мецкер lameta

Выставка "Мода пушкинской эпохи" охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры первой трети XIX веха. Ее цель - показать, как понятие "мода" находило отражение в предметах и явлениях быта - вещественного, нравственного и социального. Следуя за великими историческими событиями, волновавшими Европу и Россию в начале ХIХ века, менялись и эстетические вкусы общества. Менялась мода на архитектуру и интерьер зданий, на литературу и искусство, на манеру поведения в обществе и, конечно же, на костюмы и прически. Ведь костюм отражал род занятий, принадлежность к определенному классу, уровень материального благосостояния и круг интересов своего хозяина. Таким образом, мода была не только причудой щеголей, но и знаком социальной принадлежности человека, знаком его политических пристрастий и господствующих в обществе идей.

Экспозиция посвящена распорядку дня светского человека, жизнь которого отражала общее для дворянской культуры стремление к ритуализации быта. В течение дня человек вынужден был переодеваться несколько раз, так как правила хорошего тона требовали определенного типа одежды для разных этикетных ситуаций. Сюртук, вполне уместный для утренней прогулки, был неприемлем для обеда или вечерних визитов, а в тюрбане или берете светская дама не могла появиться в первой половине дня - они предназначались для бала или театра. Не случайно один из пушкинских современников относил "искусство хорошо одеться" к "числу изящных искусств", сравнивая его с даром быть "великим музыкантом или великим живописцем, и может быть, даже великим человеком".

Прости, халат! товарищ неги праздной,
Досугов друг, свидетель тайных дум!
С тобою знал я мир однообразный,
Но тихий мир, где света блеск и шум
Мне в забытьи не приходил на ум.
П.А. Вяземский


Домашней одеждой для первой половины дня для мужчин были шлафор и халат. Утренний туалет для женщин заключался в платьях особого покроя. У столичных модниц это были дорогие парижские туалеты, у провинциальных барышень - простенькие домашние платья. В утреннем уборе выходили к завтраку, виделись с домашними или близкими друзьями. К обеду полагалось переодеваться, особенно - если ждали гостей.

В своих произведениях русские писатели XIX века часто акцентировали внимание читателей на утренних нарядах своих героев. Герой пушкинской повести "Барышня-крестьянка" Алексей Берестов, приехав в дом Муромских рано утром, застает Лизу, читающую его письмо, в "белом утреннем платьице". Героиня романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Наташа Ростова встречает князя Андрея, приехавшего к ним с визитом, в "домашнем синем платье", Мать Татьяны Лариной, выйдя замуж, "обновила, наконец / на вате шлафор и чепец". Шлафор, или шлафрок - просторную одежду без пуговиц, подпоясанную обычно витым шнуром - могли носить и мужчины, и женщины. Особой популярностью он пользовался в 1830-е годы. В одном из номеров журнала "Молва" за 1832 год сообщалось: "Для мужчин мода на шлафроки до того утвердилась, что изобретены для них узоры и материи. Шали более всего к тому пригодны".

Однако наибольшего внимания русских литераторов удостоился халат, служивший с XVIII до середины XIX века "парадным неглиже". В поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголь с иронией замечал, что председатель палаты "принимал гостей своих в халате, несколько замасленном". В "Евгении Онегине" халат сопутствует обывательской и бездуховной жизни родителей Татьяны Лариной и рассматривается как один из вариантов судьбы Ленского:

Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат.
Носил бы стеганый халат...


Больше, чем любая другая домашняя одежда халат зависел от моды. "Сшитый в виде длинного сюртука с бархатными отворотами", халат героя повести В.А. Соллогуба "Аптекарша" "свидетельствовал о щеголеватости привычек" своего хозяина. Герой "Египетских ночей" Чарский, в своей одежде всегда "наблюдавший самую последнюю моду", ходил дома "в хохлатой парчовой скуфейке" и "золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью".

В то же время П.А. Вяземский и Н.М. Языков воспели халат как "одежду праздности и лени", противопоставляя офицерскому мундиру или "гостиной ливрее". Именно в халате В.А. Тропинин изобразил А.С. Пушкина, А.И. Иванов - Н.В. Гоголя, В.Г. Перов - А.Н. Островского, И.Е. Репин - М.П. Мусоргского. Таким образом, и в русской поэзии, и в русской живописи халат стал символом свободы творческой личности.

Одной из светских обязанностей были визиты. Как и другие этикетные ситуации, обычай принимать визиты был подвластен моде. Во времена Екатерины II считалось модным принимать гостей во время одевания, однако в начале XIX века этого обычая придерживались лишь пожилые дамы. Кроме визитов, целью которых было засвидетельствовать свое почтение, существовали поздравительные, благодарственные, прощальные визиты и, наконец, визиты для изъявления участия... Поздравительные визиты наносились на Новый год, на Пасху, в день именин. После получения приглашения на бал или обед непременно следовало отдать благодарственный визит. Свадебные визиты молодожены наносили в первые две недели после свадьбы, если сразу же не отправлялись в свадебное путешествие. Визиты для изъявления участия были необходимы, когда навещали больного или приносили соболезнования после похорон.

Точность соблюдения правил визита безошибочно указывала на принадлежность человека к светскому обществу. Во многих домах существовали дни, когда принимали посетителей. Утренние визиты принято было наносить между завтраком и обедом. Если швейцар отказывал визитеру в приеме, не объясняя причины, это означало, что ему отказывают от дома вообще.

Большое значение придавалось визитному костюму. В журнале "Московский телеграф" регулярно сообщалось о новых визитных костюмах для мужчин и женщин. Визитный костюм для утренних посещений должен был быть изящным, нарядным, но не парадным. Это могло быть воспринято в обществе как конфуз и стать темой всеобщих насмешек. Мужчины приезжали в сюртуках с жилетами, женщины - в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений. После вечернего визита можно было отправиться в театр или клуб, поэтому визитный костюм мало отличался от вечернего наряда. Если мужчина наносил визит начальнику по службе, он должен был быть одет в мундир. Однако герой "Анны Карениной", Стива Облонский, отправляясь с визитом к начальнику, счел нужным надеть сюртук, так как они были светскими знакомыми. По воспоминаниям современника, приехавший в Москву А. П. Ермолов не мог "засвидетельствовать свое почтение" великому князю "не имея ничего, кроме фрака и сюртука». Великий князь приказал передать ему, "что увидит его у себя с удовольствием и во фраке".

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-bееf окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
А.С. Пушкин


В XIX веке пообедать можно было дома, в клубе или ресторации. Великолепие званых обедов русской знати поражало современников. Побывавший в России в конце XVIII века французский путешественник не без удивления отмечал: "Было введено обычаем праздновать дни рождения и именин всякого знакомого лица, и не явиться с поздравлением в такой день было бы невежливо. В эти дни никого не приглашали, но принимали всех... Можно себе представить, чего стоило русским барам соблюдение этого обычая; им приходилось беспрестанно устраивать пиры". Обычай принимать всех желающих "отобедать" сохранялся и в начале XIX века. В дворянских семьях за столом собиралось, как правило, тридцать пять - сорок человек, а в большие праздники - сотни три гостей. Однако время вносило свои коррективы. Обедать садились уже не в полдень, а около четырех часов пополудни. Уходил в прошлое обычай носить блюда "по чинам". И, разумеется, менялась мода на украшение столовой и сервировку стола. Испытание временем выдержали только вазы с фруктами и цветы.

Светский этикет требовал определенного костюма приглашенных. Один из современников Пушкина, описывая обед у московского генерал-губернатора Д.В. Голицына, замечал: "Только англичанам позволено быть такими свиньями; мы все были наряжены в параде, хотя и не в мундире, а этот чудак явился в сюртуке...".

Однако в Петербурге и Москве домашним обедам молодежь предпочитала клуб или ресторацию. Хороших ресторанов было немного, каждый посещался определенным, устойчивым кругом лиц. Появиться в том или ином модном ресторане (у Талона или позже Дюме) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи - "львов" и "денди". В 1834 году в одном из писем Наталье Николаевне Пушкин сообщал: "...явился я к Дюме, где появление мое произвело общее веселие...", и спустя несколько дней: "Обедаю у Дюме часа в 2, чтоб не встретиться с холостою шайкою".

Разумеется, диктат моды распространялся и на гастрономию. В романе "Евгений Онегин" Пушкин упоминает многие модные новинки меню конца 1810 - начала 1820-х годов. Среди них - блюдо английской кухни "roast-beef окровавленный" и "страсбургский пирог" - паштет из гусиной печени, привозившийся в консервированном виде. Ананас - традиционный для пушкинского времени десерт, известный в России с середины XVIII века - уже не воспринимался как диковинка, но по-прежнему оставался одним из любимых угощений. Жителям обеих столиц, привыкшим обедать дома, достаточно было послать за ананасом в соседнюю лавку, а "светские львы" и "денди" могли заказать его в дорогих ресторанах Петербурга или Москвы. В большой моде было и "вино кометы" - шампанское урожая 1811 года, своим названием обязанное яркой комете, которую можно было видетъ с весны 1811 по начало зимы 1812 года. Три военных года затруднили его путь в Россию, но после поражения Наполеона французские виноторговцы поспешили доставить его в страну-победительницу. В течение многих лет "вино кометы" не теряло своей популярности, а в литературных произведениях было воспето столь часто, что превратилось в один из поэтических штампов.

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
А.С. Пушкин


Кабинет - комната для уединенных занятий - принадлежал хозяину дома и играл важную представительскую роль в общественной жизни его владельца. Больше, чем любая другая комната, он давал представление о характере, уровне образованности, положении в свете и потребностях своего хозяина. Кабинет графа из повести А.С. Пушкина "Выстрел" поражал роскошью: "около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами". "Светло-голубые французские обои", покрывавшие стены кабинета Печорина в повести М.Ю. Лермонтова "Княгиня Литовская», "лоснящиеся дубовые двери с модными ручками и дубовые рамы окон показывали в хозяине человека порядочного". Интерьер кабинета: мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, книги и картины, бюсты французских энциклопедистов или "лорда Байрона портрет" не только отражали интересы человека, но и демонстрировали модные тенденции времени. В соответствии со вкусами эпохи кабинет Чарского, героя пушкинской повести "Египетские ночи", был полон "картин, мраморных статуй, бронзы, дорогих игрушек, расставленных на готических этажерках". Кабинет Онегина украшало все, что было изобретено человечеством "для роскоши, для неги модной": "янтарь на трубках Цареграда", "фарфор и бронза на столе", и - модная новинка начала XIX века - "духи в граненом хрустале". Московский знакомый Пушкина А.Л. Булгаков так описывал свой кабинет: "Кабинет мой теперь почти устроен, - пять больших столов... В углу диван, перед ним стол круглый, на котором книги и газеты, напротив его шкап (для меня драгоценный) с трубками. Все трубки приведены в порядок".

В кабинете работали и отдыхали, принимали управляющего и обсуждали с секундантами своего противника условия поединка. После званого обеда мужчины, как правило, уходили в кабинет хозяина дома "курить трубки", и постепенно кабинет превратился в зал для мужских приемов. Трубки с длинными чубуками, экспортируемые из Турции, как и респектабельные мужские аксессуары к ним, были необходимой принадлежностью парадного кабинета. В России они вошли в моду в первой трети XIX века в связи с общеевропейским увлечением Востоком, с творчеством Байрона, воспевшего восточную экзотику в поэме "Гяур".

Каждый вид приема подразумевал определенные темы разговоров, регламентированные светскими правилами. В кабинете велись беседы, неуместные на балу или в гостиной. Их разнообразие отражало весь мужской мир: круг личных интересов и политические взгляды, вопросы семейной жизни и ведения хозяйства, служебной карьеры и чести.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А. С. Пушкин


В пушкинское время театр был предметом всеобщего увлечения. Обычно представление начиналось в шесть и заканчивалось в девять часов вечера, так что молодой человек успевал, побывав в театре, отправиться на бал, маскарад или в клуб.

Театральное пространство состояло из лож, партера и райка. Ложи посещались семейной публикой и, как правило, абонировались на весь сезон. Партер включал в себя 10-15 рядов кресел и собственно партер, где спектакль смотрели стоя. Места в креслах стоили дорого и, как правило, их занимали вельможные и состоятельные зрители. Билеты в партер были значительно дешевле. Раек - самый верхний ярус балкона - предназначался для демократической публики, которая, по словам современника, "не снимая верхнего платья, валом валила на галереи". Это объясняется тем, что в то время в театре не было гардероба, и верхнюю одежду сторожили лакеи.

Для остальной части посетителей светский этикет предъявлял строгие требования к костюму. Женщины могли появиться в театре только в ложах - в вечерних туалетах, в беретах, в токах, в тюрбанах, которые не снимали ни в театре, ни на балу. Мужчины надевали мундир или фрак. Возможны были и нарушения этикета с целью эпатировать публику. "Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него, столпившись, стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними", - писал Л.Н.Толстой в романе "Война и мир".

Для петербургского франта первой трети ХIХ века театр был не только художественным зрелищем, но и местом светских встреч, любовных интриг и закулисных увлечений. В связи с этим правила хорошего тона распространялись не только на костюм, но и манеру поведения театрала. В зал было принято входить в последнюю минуту перед началом спектакля, обмениваясь поклонами и приветствиями. Так, например, Онегин, опоздав к началу спектакля, "идет меж кресел по ногам". И еще одна деталь поведения щеголя - рассматривать зрительный зал в лорнет. Онегин "Двойной лорнет скосясь наводит/ На ложи незнакомых дам".

В Английском клубе как в chambre obscure отражается вся Россия.
П.А. Вяземский


Впервые клубы появились в Великобритании. В России они вошли в моду при Екатерине II. В Петербурге в 1770-1795 годах было основано семь клубов, среди которых самым престижным считался Английский. Вскоре Английский клуб появился и в Москве. Вступив на престол, Павел I запретил Английские клубы, как и прочие общественные собрания. С воцарением Александра I они вновь были разрешены. Избрание в члены клуба было сопряжено со многими строгостями и ограничениями. Во-первых, в Английский клуб принимали только мужчин. Во-вторых, имя нового члена оглашалось заранее, и если за ним были известны неблаговидные поступки, вопрос об его избрании сразу же снимался. Если же кандидатуру не отклоняли, то члены клуба голосовали за его принятие - каждый по выбору клал белый или черный шар.

Известность, которую Английский клуб приобрел в обществе с начала XIX века, привела к тому, что он стал не только модным заведением, но и оказывал воздействие на общественное мнение столицы. Основными занятиями членов клуба были разговоры, игры и чтение газет. Впрочем, разговоры о политике - хотя и велись в клубе - были запрещены уставом.

Газетная комната, куда поступали русские и иностранные периодические издания, была непременным атрибутом клуба. Свежие газеты и журналы раскладывались на специальном столе, их можно было свободно брать и читать. Издания прошлых лет отдавались на хранение в библиотеку, откуда их можно было взять на дом, расписавшись в особой книге. За соблюдением порядка в газетной комнате наблюдал особый служитель. Но, как правило, она не была многолюдной. По воспоминаниям современника, однажды П.А. Вяземский "объехал по обыкновению все балы и все вечерние собрания в Москве и завернул, наконец, в клуб читать газеты. <...> Официант начал около него похаживать и покашливать. Он сначала не обратил на это внимания, но наконец, как тот начал приметно выражать свое нетерпение, спросил: "Что с тобою?" - "Очень поздно, ваше сиятельство". - "Да ведь ты видишь, что я не один, и вон там играют еще в карты". - "Да ведь те, ваше сиятельство, дело делают".

Карты - "одна из непреложных и неизбежных стихий русской жизни" - завелись в Английском клубе сразу же после его учреждения. Долгое время в нем процветали и коммерческие, и азартные игры - несмотря на то, что последние в России конца XVIII - начала XIX века формально были запрещены. В отличие от коммерческих игр, свойственных солидным людям, азартные игры носили характер "всеобъемлющей моды". Кроме того, одно время даже существовала "мода проигрываться". Неоднократно предпринимались попытки искоренить азартные игры, способные разорить почтенных членов клуба, и, в конце концов, они увенчались успехом.

По случаю знаменательных событий в клубе устраивались обеды. Один из таких обедов был описан Л.Н. Толстым в романе "Война и мир". Кроме того, существовали ежедневные клубные обеды и ужины. Они стоили дорого, но зато здесь всегда было избранное общество, а для людей неженатых клуб заменял домашний уют.

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!..
А.С. Грибоедов


В пушкинское время главной торговой улицей Москвы - святилищем роскоши и моды, был Кузнецкий мост. После указа Екатерины II о привилегиях иностранным торговцам в районе Кузнецкого моста французы начали открывать свои магазины модных и галантерейных товаров. В 1812 году именно это спасло улицу от пожара: наполеоновская гвардия охраняла своих соотечественников от огня и разорения. После изгнания захватчиков из Москвы французские надписи были запрещены, а к французским лавкам добавились английские, итальянские и немецкие. Магазины на Кузнецком мосту были модными и дорогими. Один из путеводителей того времени сообщал: "С раннего утра до позднего вечера видите вы здесь множество экипажей, и редкий <.> из них поедет, не обоклав себя покупками. И за какую цену? Все втридорога; но для наших модников это ничего: слово "куплено на Кузнецком Мосту" придает каждой вещи особенную прелесть". Со временем множество модных магазинов превратило улицу в место гуляний и встреч аристократов.

В Петербурге модные магазины были сосредотены на Невском проспекте. Обозреватель газеты "Северная пчела" отмечал сходство и различие двух столиц: "Кузнецкий мост в полном блеске: пропасть магазинов всякого рода, модных лавок; тут можно в один день истратить бездну денег. Великолепных магазинов, какие нередки у нас в Петербурге, там нет; помещение тесно, комнаты темны и низки, но товары группированы изящно и продаются так же дорого, как в Петербурге. В последнем Кузнецкий мост не отстает от Невского проспекта". Однако, по наблюдению иностранцев, петербургские магазины уступали европейским. Английскому путешественнику, посетившему Россию в 1829 году, они показались "не столь приметными, как лондонские", а выбор товаров в них - не столь богатым. Тем не менее, в Петербурге торговля предлагала богатейший выбор изделий, в том числе по качеству и по цене.

Продолжение следует...

Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть “Пушкинской эпохой”. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъем свободомыслия – и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы “стать с веком наравне” – и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и ее проза… Двойственность.

Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни – характерная черта “Пушкинской эпохи”.

В романе “Евгений Онегин” перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты “во весь рост” сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей – и все это согрето живым, заинтересованным отношением автора.

Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией

И неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.

Петербург, Москва и провинция – три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создает индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, – образ жизни. Кажется, что даже время течет в России по-разному: в Петербурге – быстро, а в Москве – помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи “гнезда” живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни “глубинки” резко отличается от столичного, но в романе и московские “корни” тянутся все-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке – дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.

Петербургская жизнь предстает перед нами блистательной и разнообразной. И ее картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть еще и поэзия, шум и блеск “неугомонной юности”, “кипение страстей”, полет вдохновения… Все это создается присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба – главные ценности “петербургской” юности автора, времени, о котором вспоминает в романе. “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”

Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло ее образа в “Евгении Онегине”. Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов – мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да еще лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от “гостиных”. Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.

А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных – классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев. Конечно, и в провинции однообразие может “взять в плен” человека, превратить жизнь в существование. Пример тому – дядя главного героя. Но все же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о “старине”, о новой литературе, посвященной непритязательным, естественным человеческим чувствам.

Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как “золотой век” русской культуры. Сложные, драматические черты “Александровского” времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.

Сочинения по темам:

  1. В годы Великой Отечественной войны М. Исаковский на­писал одно из лучших своих произведений - стихотворение «Русской женщине», создав в нем...


Последние материалы сайта