Работы альфонса мухи в хорошем качестве. Альфонс муха и его женщины. Любовь в жизни художника

25.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Альфонс Муха - чешский художник, имя которого стало на Западе символом Золотого века живописи, практически не известен в нашей стране. Между тем, талантливый мастер оставил глубокий след в истории искусства, введя свой собственный неповторимый стиль, до сих пор носящий название «стиль Мухи». В чем тайна и трагедия судьбы известного художника? Об этом наша статья.

Биография

Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Отец его был судебным чиновником, а мать - дочерью зажиточного мельника. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Экзамены он провалил, поэтому ему пришлось искать себе работу. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен.

Признание

После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Однако к этому времени его покровитель умирает, и художник остается без средств к существованию. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь, изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари. Но судьба благосклонна к гению. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Художник моментально становится знаменитым. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В это же время Альфонс Муха начинает писать авторские картины, организует персональные выставки в Париже.

Любовь

Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. В 1906 году мастер женится на Марии. Позже у них рождаются две дочери и сын. В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года. Здесь он получает несколько заказов на портреты, а также читает лекции в Нью-Йоркском университете. Но мечты о родине не покидают художника, и вскоре он возвращается в Чехию.

Последняя дань родине

После возвращения в Прагу Альфонс Муха, картины которого становятся известны по всему миру, приступает к самой грандиозной своей работе. Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Этому же периоду принадлежит работа Мухи над созданием официальных банкнот и марок независимой Чехословакии. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта.

Забытый гений

После 30-х годов интерес к творчеству мухи начинает падать, а к началу 2-й мировой войны его и вовсе вносят в список врагов III Рейха. Его посадили в тюрьму по подозрению в пропаганде антифашистских и националистических настроений. После серии арестов и допросов в 1939 году Альфонс умирает от пневмонии, успев в 1939 году опубликовать свои мемуары. Похоронен Муха в Чехии на Вышеградском кладбище.

Семья

Муха прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив после себя талантливых потомков. Мария, ученица и супруга мастера, пережила мужа на 20 лет. Иржи, сын художника, стал известным журналистом, а дочери и внуки мастера унаследовали творческие способности. Так, внучка Мухи Ярмила, которая жива до сих пор, создала проект по созданию декоративных изделий по эскизам своего дедушки.

Творчество

Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Получив образование в Брно, а затем в Мюнхене и в Париже, начал свой творческий путь автор с иллюстраций в модных журналах. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В представлении принимала участие Сара Бернар. Великая актриса была очарована работой. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка.

Самые знаменитые серии картин

Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Среди самых известных работ значительное место занимают знаменитые серии "Времена года", "Цветы", "Месяцы", "Драгоценные камни", а также популярная на весь мир "Славянская эпопея". Рассмотрим историю написания самых автора.

"Славянская эпопея"

В конце своей жизни художник Муха Альфонс задумывает создать серию работ об истории славянских народов. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Приведем краткое Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Основная цель творчества Мухи - помочь людям понять друг друга, стать ближе. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, "Славянская эпопея" сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера, имя которого Альфонс Муха.

"Времена года"

В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Картины обрамляли изящные выполненные в восточном стиле. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Весна, например, изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Лето - с помощью ярких зеленых оттенков, осень - насыщенно-оранжевой, а зима - прозрачно-холодной. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.

Рекламные плакаты

Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Его композиции, как правило, изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в в модных газетах и журналах. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях, игральных картах, рекламных этикетках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. От хороших заказов просто не было отбоя, и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа», и художник заключает с ним выгодный контракт. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.

Музей Альфонса Мухи в Праге

Является единственным официальным музеем художника. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда», изменившую жизнь гения. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Посетители узнают и детали личной жизни автора. В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям.

Заключение

Альфонс Муха дал начало новому став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX—XX столетий. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства.

Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши, иллюстратор, ювелирный дизайнер. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В нашей стране имя художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», - начала «серебряного» веков... Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) - «стилем Мухи». Или - «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так. Слева автопортрет художника.

Максим Мрвица - Claudine



Весна

Зима
Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор, и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А.М.» — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Возможно, причина в том, что где-то здесь родилась его первая юношеская любовь, в память о которой Муха назовет свою дочь Ярославой.

Ярослава, 1925

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.

Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами. В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника. Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.

Девушка в чешском костюме

В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование. Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства: Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились, и Муха остался без средств к существованию. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923), блистательная французская актриса. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Портрет Milada Cerny

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги.

Ничего подобного до Мухи никто не делал. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна д’Арк». Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.


Цветы, 1897

Фрукты, 1897

Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.

В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и драгоценности, а мужчины демонстрировали дам — в общем, театр был пищей для вдохновения и сплетен. И, конечно, Сара Бернар, а в особенности ее личная жизнь, всегда были объектом внимания журналистов и публики. Поводов находилось предостаточно. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей.

Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Виктор Гюго подарил Бернар бриллиант, символизировавший слезу, которою он не смог сдержать во время спектакля с её участием. Актриса любила подыграть публике. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына, и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения».

Геральдическое рыцарство

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин? «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.

Весенняя ночь

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.



Поэзия, 1898

Музыка, 1898

Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете. Скорее, это было покровительство, в чём-то, может быть, сродни покровительству старшей сестры.

Дорогой Муха, — писала Бернар художнику в 1897 году, — просите меня, чтобы я Вас представила обществу. Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас слово… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу. Сжимаю обе Ваши руки в своих, мой дорогой Муха. Сара Бернар.

Девушка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920

В год их знакомства Саре было пятьдесят, а Мухе — тридцать четыре. Муха писал, что, конечно, Бернар прекрасна, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Муха восхищался Бернар как актрисой, даже когда ей было за шестьдесят. В те годы Муха жил в США, а Сара Бернар приезжала в эту страну на гастроли. Они не раз встречались, и об этих встречах Муха непременно писал своей невесте Марии Хитиловой (Marie Chytilová), заверяя, что между ним и Бернар всегда были лишь приятельские отношения.

Женщина с горящей свечой, 1933

Мария Хитилова долгое время была натурщицей Мухи. Ее черты легко угадываются на многих картинах художника. Оснований доверять Мухе гораздо больше, чем газетным сплетням — слишком Муха был благороден, чтобы обманывать свою невесту. Однако Муха не представлял собой и того целомудренного аскета, каким его представил в своей книге Иржи Муха — сын художника. Иржи утверждал, что до знакомства с его матерью Альфонс якобы не знал женщин. Но это не так. Например, Муха прожил целых семь лет с француженкой Бертой де Лаланд.

Саломея

С Хитиловой художник познакомился только в 1903 году — сама Мария Хитилова устроила их встречу. Она была чешкой, закончила среднюю художественную школу в Праге и в двадцать один год уехала в Париж. За кров и стол она жила во французской семье, помогала по хозяйству и заботилась о детях. Впервые Мария увидела Муху в пражском Национальном театре и по-девичьи влюбилась, хотя годилась мэтру в дочери — была младше его на двадцать два года. Девушка попросила своего дядю, историка искусств, рекомендовать её Мухе как соотечественницу и начинающую художницу. К рекомендации она приложила своё письмо с просьбой принять её в тот день и час, когда Альфонсу будет удобно. И Муха пригласил Марию в своё ателье…



Дневной порыв, 1899

Утреннее пробуждение, 1899


Гвоздика, 1898
Лилия, 1898

А вскоре стал называть ее Марушкой и писать нежные письма: Мой ангел, как я благодарен тебе за твоё письмо… В мою душу пришла весна, распустились цветы… Я так счастлив, что готов разрыдаться, петь, обнимать мир.

В своих письмах Муха признавался Марушке, что до неё был влюблён лишь однажды, в шестнадцать лет. Той девушке было пятнадцать, видимо, это её звали Ярославой. Она умерла — туберкулёз уносил в конце девятнадцатого века немало жизней. Её смерть для тонкой и чувствительной натуры Мухи стала трагедией. С той поры Муха, как сам пишет, всю свою горячую любовь обратил к родине и народу нашему. Люблю их, как свою возлюбленную... Всех, кто был у него до Хитиловой, Альфонс называл «чужими женщинами», которые доставляли ему только муки. А он так мечтал «все годы изгнания о сердце чешском, о чешской девушке».

Красный плащ, 1902

Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток, игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин. Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Фотографии моделей он снабжал комментариями — «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»… а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.

Ярослава и Иржи - дети художника

Но после женитьбы на Марушке в 1906 году художник всё меньше рисовал привычных зрителю полубогинь — по-видимому, реальная женщина заменила собой мираж и воспоминание. Муха с семьей переехал в Прагу, где приступил к созданию «Славянской эпопеи», разработал эскиз витража собора Святого Вита и написал много портретов жены, дочери Ярославы, сына Иржи. Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно, что его даже включили в именные списки врагов рейха.

Мадонна с лилиями, 1905

Марушка оставалась с мужем до его последнего вздоха. Она пережила супруга на двадцать лет, пыталась писать о нём мемуары. Любовь, которая была между Мухой и Хитиловой, по-чешски называют «láska jako trám» — то есть очень сильное чувство, дословный перевод: «любовь, как балка».

Из письма Мухи: Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…

Способны ли на подобные слова мужчины двадцать первого века?..

Вокруг Света


Аметист, 1900

Рубин, 1900


Портрет Ярославы (дочери художника), 1930

Пророчица, 1896

Дух весны

Вечерие грезы - Ночной сон, 1898

Плющ, 1901

Судьба, 1920

Zdenka Cerny, 1913


Портрет женщины

Портрет мадам Mucha


Портрет жены, Maruška, 1908

Позолоченный браслет

Сезоны, 1898

Голова византийки. Блондинка, 1897

Утренняя заря

Голова византийки. Брюнетка, 1897

Славяне на своей Земле. 1912

Введение славянской литургии. Фрагмент. 1912

Продолжаю тему великого чешского художника - АЛЬФОНСА МАРИИ МУХИ .
Это третий пост, посвященный жизни и творчеству художника. Не люблю делать ссылок на самого себя в своих постах, поэтому, кому интересно, могут найти предыдущие посты по тэгу "А. Муха" .

С уважением к моим читателям, Сергей Воробьев.

Будь то плакаты, календари, этикетки, упаковки, карты меню, почтовые открытки или пригласительные билеты - очень скоро после начала сотрудничества с Сарой Бернар "стиль Мухи" проникает повсюду.
В то время как Сара Бернар ведет судебный процесс из-за нелегальной продажи афиш "Жисмонды", типография Фердинанда Шампенуа по всем правилам книгопечатания начинает превращать произведения Мухи в звонкую монету. На этот раз с художником заключают эксклюзивный договор с астрономической суммой гонорара - речь идет о 4000 франков в месяц, который должен окупиться для обеих сторон, даже несмотря на то, что впоследствии Муха часто сетует на непосильный объем работ, возлагаемый на него Шампенуа.

В 1896 году появляется первый цикл декоративных панно "ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА".

Сквозь год с Альфонсом Мухой.
Слева направо: Весна, Лето, Осень и Зима

С учетом всех вариантов всего будет создано почти пятьдесят серий на эту тему, из которых "Четыре искусства", "Четыре времени суток", "Луна и звезды", "Четыре драгоценных камня" и "Четыре цветка" и сегодня являются одними из самых популярных произведений Альфонса Мухи.

Эти панно имеют вытянутую форму - они узкие и высокие; их печатают как в дешевых вариантах, так и в дорогих, использующих последнее слово полиграфической техники. Они задуманы как настенные украшения, как массовое искусство для каждого, которое "будет прекрасно смотреться и в прихожей, и на лестничной клетке", как пишет, вполне благосклонно, один из художественных критиков.

Шампенуа и его художник попали в самый "нерв". Всего годом раньше торговец художественными изделиями Самюэль Бинг основал в Париже салон "Ар Нуво" . Пока художественного течения с таким названием еще не существует, однако растущий с каждым днем поток произведений этого стиля, ставшего известным под различными именами в разных странах (в России - модерн), начинает подрывать строгий этикет салонного и монументального искусства. Искусство поступает в серийное производство, Belle Époque - Прекрасная эпоха - создает самую большую в истории галерею, состоящую из множества разнообразных предметов обихода.

"ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА" (1898 г.)

Развивающиеся волосы и танцующие листья,
в прозрачности утреннего света,
передающие играющую легкость движений
в панно
"Танец"

Ранние сумерки в панно "Поэзия"

Интимность лунного вечера и жест прислушивания
в панно "Музыка"

Радость дневного света
в панно "Живопись"

Здесь Альфонс Муха находит плодотворное поле деятельности: "Я был рад, что делал искусство не для закрытых салонов, а мог делать искусство для народа. Она было дешевым, его каждый мог себе купить, и оно попадало как в семьи имущих, так и в семьи неимущих".

Панно Мухи идут нарасхват. Шампануа дополнительно печатает около 150 мотивов на почтовых открытках, введенных во Франции как средство корреспонденции в 1873 году, и эти открыта разносят "стиль Мухи" по всему миру.

Один из самых популярных циклов Альфонса Мухи -
"ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ СУТОК" (1899 г.).

Слева направо: "Утреннее пробуждение", "Дневные дела",
"Вечерние мечтания" и "Ночной покой"

"ЛУНА И ЗВЕЗДЫ" (1902 г.)

"ЧЕТЫРЕ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯ" (1900 г.)

"ЧЕТЫРЕ ЦВЕТКА"

Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно,
в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор,
и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего.

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств,но безуспешно.
После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника
художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии.
В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации
к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в
чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.
Там он познакомился с графом Куэн-Беласи -человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль.
Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами.
В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника.
Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.
В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование.
Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства:
Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали
каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились,
и Муха остался без средств к существованию.
В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами,
начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом,
а его живопись переводили на язык ксилографии.
Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар -
блистательная французская актриса.
Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Сара Бернар

Сара Бернар

Сара Бернар на плакате Мухи к спектаклю «Жисмонда».

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда»
театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате —
длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха
украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность,
создав общее настроение нежности и неги. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Чтобы заполучить плакат, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.
Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка»,
«Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».


Дама с камелиями

Самаритянка


Гамлет

Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.
В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и
спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и
драгоценности, а мужчины демонстрировали дам —
в общем театр был пищей для вдохновения и сплетен.


Драгоценные камни

Аметист

Изумруд

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии:
«Времена года», 1896,"Времена суток", 1899, "Цветы», 1897, «Месяцы», 1899, «Звезды», 1900,
которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров.

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались


моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках,
игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов,
дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
К художнику пришёл успех.


Поэзия

Живопись

Музыка

Чуть позднее Муха стал также сотрудничать с известным в то время
ювелиром Жоржем Фуке, который создавал по эскизам художника ювелирные
изделия. Украшения «в стиле Мухи» популярны до сих пор.
В тот же период Муха разработал множество упаковок, этикеток и
рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода —
начиная от дорогого шампанского Moet & Chandon и заканчивая
туалетным мылом.


Клеопатра

Голова византийки Блондинка

Эти две композиции, на одной из которых изображён профиль блондинки, а на другой — брюнетки,
являются одними из самых выразительных произведений Альфонса Мухи. Кроме искусно запечатлённых лиц
и богатства нюансов цвета, их очарование кроется в роскошных и фантастических головных уборах,
вызывающих в воображении исчезнувшее великолепие византийской культуры.

Голова византийки Брюнетка

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом Мухой
возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их
переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и
плеяды многих других мужчин? Конечно,репортеры не обошли молчанием
отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было
по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына
«Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.
Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.
Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был.
В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете.


Зодиак

Мечтательность

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы,
он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся
в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком.

А. Муха Автопортреты

У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи
«La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и
эскизов. Она пользовалась невероятным успехом, и вскоре жители Вены,
Праги и Лондона получили возможность увидеть все это тоже.

Aльфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на
его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.
«Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») —
томные, пышные и грациозные.
Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета.
Чешского художника Альфонса Муху, как и многих других художников его времени,
пронзила стрела нового искусства. Интересно то, что вкусы художника потребовали от него даже
новых технических решений в области литографии. Ар-нуво, или модерн, охватил Европу с
начала 1880-х, и только Первая мировая война вернула к прозе жизни
любителей прекрасного.


Плющ

Чертополох

А тогда рушились академические нормы, громко спорили искусствоведы,в моду
входили восточные мотивы. Живописцы отказывались от прямых линий,
на полотнах цвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи,
порхали бабочки и стрекозы. Художники ар-нуво верили в возможность достижения
гармонии с природой, простоту и умеренность, противопоставляя их викторианской роскоши.
Выраженные в искусстве, эти добродетели должны были способствовать гармонизации
отношений между людьми — ведь красота представлялась теперь не чем-то отвлеченным,
красота стала синонимом истины.
И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового.


Цветы

Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский живописец и искусствовед Джон Рескин.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие
традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то-есть «до Рафаэля»).
В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз, Джон Эверетт Милле, Данте Габриэль Россетти …
те, кем сейчас гордится Англия. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ
la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») — таинственный, мистический и прекрасный.
Музами художников были Прозерпина, Психея, Офелия, Леди из Шалотт —
жертвы трагической или неразделённой любви. А вдохновение живописцы черпали из своей бурной
личной жизни. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху.

Гвоздика


Принцесса Гиацинт


Луна

Созданные им серии «Сезоны», «Искусство», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и
прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток,
игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин.
Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их
в роскошных драпировках. Фотографии моделей он снабжал комментариями —
«красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»…
а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их
несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.


Натура

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно
прислушивались в кругах художественной общественности.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли "стилем Мухи".
Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника
«Декоративная документация».
Это наглядное руководство для художников, на страницах которого
воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки
мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги,
необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни:
создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
В этом же году он женится на своей ученице Марии Хитиловой, которую он страстно любил и
которая была моложе его на 22 года.

Мэтр Муха среди женских образов серии «Четыре сезона».
Изображение на стене ювелирного бутика в городе Остин, Техас.

О монументальных исторических полотнах Альфонса Мухи знают немногие,
а вот его «женскими коллекциями» мир восхищается до сих пор,
хотя сам художник считал только эти полотна главным делом своей жизни..
В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает
на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар
чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

В это же время он разработал эскиз витража собора Святого Вита в Праге
(чествование святых Кирилла и Мефодия)
и написал много портретов жены, двух дочерей, сына Иржи.
После провозглашения в 1918 г. республики, Мухе было поручено изготовление первых чехословацких
почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Панно из цикла "Славянская эпопея"

Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла.
Художник побывал в Санкт--Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею.
Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева Лавра.
Выбор года путешествия в Россию был не случаен. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.

Отче наш

И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты
(достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты).
Его личная, семейная жизнь. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был
счастлив любовью к единственной. В 1906 году, уже сорокашестилетним,
прославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и
соотечественнице Марии Шитиловой. Она была и оставалась до конца жизни
его любимой Музой, его моделью. Была младше художника на 22 года. И
обожала его. Искренне и бескорыстно. Ибо к моменту их брака его долги
были гораздо больше его состояния. Однако они оба знали: «деньги - вещь
наживная» - и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили сына и
двух дочерей - рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на
ослепительную мать. Потом он рисовал и их, дочерей,и в
поющих линиях их фигур, в их чертах находил все ее же, свою обожаемую
Марию, ибо до последнего часа не хотел и не мог избавиться от ее чар.


Дочери

Дочь Ярослава


Художница

Юная девушка в моравском костюме


Женщина с горящей свечой

Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы
в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно,
что его даже включили в именные списки врагов рейха.


Судьба

Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге,
экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни
в отреставрированном здании быв. суда в Иванчице.
Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка,
недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи».


24 июля исполняется 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника, иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи . Его называют одним из самых известных представителей стиля модерн и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.



Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.



После занятий в Мюнхене Муха переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу, Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. А когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформил множество афиш, костюмов и декораций к ее выступлениям.





В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.





Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль – Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».





В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян, что стало поводом создания цикла «Славянская эпопея». С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над «Славянской эпопеей».





Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.



Творчество Альфонса Мухи и сегодня находит своих продолжателей:

Последние материалы сайта