Национальность - это что. Как определить национальность. Open Library - открытая библиотека учебной информации Национальная принадлежность человека

14.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Национальная принадлежность

Статья 26 Конституции РФ регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе - с национальностью.

Для того чтобы уяснить предписания части первой, необходимо обратиться к предшествующей практике. В течение длительного времени графа «национальность» содержалась во всех анкетах, которые заполняли в обязательном порядке граждане России (при приеме на работу, выезде за границу, при вступлении в общественное объединение и т.д.). Эта графа сохранена и в настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на территории страны.

На законодательном уровне в Российской Федерации признано существование народов, в отношении которых в годы сталинского террора но признакам национальной или иной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений (статья 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»).

В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации и пока еще официально не отмененными, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверениях личности. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.

В новой Конституции сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определенной национальности не может служить основанием для ограничения его прав (см. комментарий к статье 19). В частности, это не может служить основанием для ограничения участия или неучастия тех или иных лиц в общественных объединениях граждан, относящих себя к определенной этнической общности, зарегистрированных в качестве национально-культурной автономии (часть третья статьи 4 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»).

Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России (см. раздел III Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г.). Так, в Уголовном кодексе РФ в качестве состава преступления рассматривается нарушение равноправия граждан в зависимости от национальности (статья 136).

Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык - это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

В части второй комментируемой статьи используется группа понятий, характеризующих различные элементы статуса языка. В настоящее время такие понятия не получили законодательного толкования, однако их определение имеет существенное значение для усвоения содержания данного конституционного положения.

Под родным языком обычно понимается язык родителей или лиц, их заменяющих, тот язык, на котором ребенок произносит первые в жизни слова. Как правило, родной язык - язык той этнической группы, к которой принадлежит данный человек. Однако в определенных случаях это может быть и язык иной этнической группы (например, если ребенок усыновлен в младенчестве родителями другой национальности).

Понятие «язык общения» достаточно широкое, включающее в себя те средства общения, которые данный человек использует в межличностных контактах как на бытовом, так и на официальном уровне. Языком общения может быть родной язык, государственный язык, язык иной этнической группы.

Под языком воспитания понимается тот, который используется при формировании навыков поведения ребенка в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях.

Языком обучения считается тот, па котором ведется преподавание в образовательных учреждениях.

Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем пли иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим (часть третья статьи 9 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР»), однако этот выбор обусловлен теми возможностями, которые предоставляет система образования (пункт 2 статьи 6 Закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»).

В сфере образования граждане Российской Федерации могут реализовать свои права, связанные с национальной принадлежностью, в рамках национально-культурной автономии. В целях обеспечения права па получение основного общего образования па родном языке. на выбор языка воспитания и обучения общественные объединения граждан, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные и образовательные учреждения с обучением на родном языке, разрабатывать для них учебные программы и издавать необходимую учебную литературу, вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о создании государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на родном языке и углубленным изучением родного языка, истории и культуры (статья 11 Федерального закона «О национально-культурной автономии»). Вопрос о реализации предоставленных прав свободно решают сами лица, принадлежащие к определенной этнической общности. Органы исполнительной власти и местного самоуправления с учетом конкретных условии региона лишь создают возможности для сохранения культурно-национального своеобразия.

Под языком творчества понимается тот, который применяется для создания произведений культуры и науки, а также для их интерпретации. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре (статья 10), каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, причем реализация права человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на любительской, так и на профессиональной основе.

С точки зрения юридической техники положения части второй комментируемой статьи сформулированы недостаточно четко. Реализация закрепленных на конституционном уровне прав зависит не только от желаний конкретного человека, но и от объективных условий и возможностей, предоставляемых государством в данной сфере. Так, для получения образования на родном языке необходимо, чтобы существовали соответствующие образовательные учреждения, где преподавание ведется на этом языке специалистами - носителями языка и имеются все необходимые учебно-методические материалы для обучения. Использование родного языка в качестве средства общения зависит от того, есть ли другие представители данной этнической группы, владеющие этим языком, в той местности, где проживает данный человек.

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населœения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и всœе граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определœенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определœению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. По этой причине трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всœегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.

При этом следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определœенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Вместе с тем, принадлежность к конкретному народу всœе же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом данный вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всœех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 11 декабря 2002 ᴦ.). Российская Федерация гарантирует всœем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всœестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Указанный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы; это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 ᴦ.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан РФ в делœе развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 ᴦ.).

Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом ("американец", "француз", "немец").

Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились от смешанного брака.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще должна исчезнуть.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме тога, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР (в ре-Глава И- Личные права и свободы 191

Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики припятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан Российской Федерации в деле развития культуры языка и т. д. способствует Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.

Страница

Эти и многие другие нормы создают широкую систему гарантий конституционной нормы на пользование родным языком и связанных с этим других прав.

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 11 декабря 2002 г.). Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Указанный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы; это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 г.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан РФ в деле развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право

Конституционное право.. Российской Федерации.. допущено министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений обучающихся по..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и роль
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Предмет конституционного права
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства гос

Социальная природа российского конституционного права
Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или

Конституционно-правовые отношения и нормы
Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На са

Конституционное право и политическая система
Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство - составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политич


Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из норм

Система конституционного права
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений

Коллизии в конституционном праве
Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых

Ответственность в конституционном праве
Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения

Права России и науки о нем
В XX веке в России сменилось два типа конституционного права: 1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархи

Дореволюционное конституционное (государственное) право
Со второй половины XIX века (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил

Тоталитарное конституционное (государственное) право
Оно начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. О государственном праве собственно

Демократическое конституционное право
С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом б

Конституция и государство
Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII веках, хотя государство возникло намного раньше. Именн

Прямое действие конституции
Конституция - это фундамент конституционного права, а следовательно, только часть его. Каждая норма основного закона обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, но при этом во

Виды конституций
Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам. Различаются, например, писаные и неписаные к

Конституции в федеративном государстве
Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образов

Соблюдение и охрана конституции
Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деят

Толкование конституции
Под толкованием конституции понимается официальное общеобязательное разъяснение конкретных норм и принципов конституции, даваемое уполномоченным конституцией органом. Чтобы толкование носи

Необходимость смены Конституции
До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закрепл

Конституционная комиссия
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На I Съезде народных депутатов (22

Конституционное совещание
12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве соз

Развитие конституционного кризиса
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Достижение согласия с

Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
Возникший в стране конституционный вакуум (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только прези

Конституционное развитие после принятия Конституции
С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения

Понятие конституционного строя
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие

Человек, его права и свободы - высшая ценность
Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - госуд

Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она

Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент д

Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Ко

Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточ

Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравнило

Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству,

Органы государственной власти
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов являетс

Местное самоуправление
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституцио

Принципы рыночной экономики
В Конституции РФ нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардиналь

Собственность
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарном государстве господствуют гос

Земля и другие природные ресурсы
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находил

Идеологическое и политическое многообразие
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы не

Общественные объединения
В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда в

Учение о свободе
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

Природа конституционных прав и свобод
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового

Права человека и права гражданина: в чем отличие?
Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и

Международно-правовой базис прав человека
После Второй мировой войны началось интенсивное осознание мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в ре

Ограничения прав и свобод
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на

Равенство и равноправие
Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение всего комплекса

Право на жизнь
Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая нор

Достоинство личности
Это качество человека равнозначно неотъемлемому праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство пр

Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, то есть возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип

Право на частную жизнь
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность е

Неприкосновенность жилища
По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. «Мой дом - моя крепость» -гласит английская поговорка, утвержд

Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие

Свобода совести и вероисповедания
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога. Эта свобода особ

Свобода мысли и слова
Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состо

Свобода печати и информации
Без всякого преувеличения можно сказать, что это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждог

Право на объединение
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные и

Право на мирные собрания и публичные манифестации
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения («признается право на мирные собр

Право избирать и быть избранными
Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного

Право участвовать в отправлении правосудия
Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным

Право обращений
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможно

Право на экономическую деятельность
Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ

Право частной собственности
Это право с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы лич

Трудовые права и свободы
Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Защита материнства, детства и семьи
Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют

Право на социальное обеспечение
Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или с

Право на жилище
Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо сообра

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

Право на образование
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалее

Свобода творчества
Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и т. д.) н

Право на участие в культурной жизни
Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художеств

Самозащита прав и свобод
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самоз

Судебная защита
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые реше

Международная защита
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международ

Возмещение вреда
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реали

Возраст
Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятел

Гарантии подсудности
Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом тако

Право на юридическую помощь
Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основе к

Презумпция невиновности
Данная гарантия запрещает кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и т

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим дос

Запрет обратной силы закона
Динамичность жизни порождает потребность в изменении законов. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, чт

Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживаю

Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4

Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственно

Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая зад

Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем сам

Понятие гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая свя

Двойное гражданство
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок,

Гражданство и брак
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним

Приобретение гражданства
В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Феде

Прекращение гражданства
Этот институт регламентирует правовую возможность прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого

Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов

Правовое положение иностранцев
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать - постоя

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада С

Право на политическое убежище. Экстрадиция
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей деклараци

Понятие и формы государственного устройства
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. С

Исторические этапы российского федерализма
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936); 2) утверждение фактического унитаризма в государстве

Общая характеристика современного российского федерализма
Конституция 1993 года продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые куль

Государственный язык
На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Эта норма Конституции (ч. 1 ст. 68) очень важна в государстве, в котором проживают лица более 100 национальност

Таможенная, денежная и налоговая системы
С экономической точки зрения Российская Федерация являет собой единый рынок. На ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободн

Организация исполнительной власти. Федеральные округа
Организация исполнительной власти в федеративном государстве - сложный вопрос. Органы этой власти не могут составлять слишком жесткую вертикаль, ибо это ведет к фактическому унитаризму и парализует

Единая судебная власть и прокуратура
Согласно Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаю

Участие в межгосударственных объединениях
Содружество Независимых Государств. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право неограниченно участвовать в межгосударственных объедине

Государственные символы и столица
Обязательным атрибутом государства являются государственные флаг, герб и гимн. Эти символы Российской Федерации устанавливаются федеральными конституционными законами: «О Государственном флаге Росс

Особенности правового статуса автономий
В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью тр

Понятие органа государственной власти
Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Э

Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти

Значение выборов в демократическом государстве
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными

Понятие избирательной системы и избирательного права
Эти два понятия во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется. Понятие избирательной системы складываетс

Система правовых актов о выборах и референдуме
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлен

Международно-правовые стандарты
С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стандартам по проведению вы

Референдум
Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо доку


Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент.

Прекращение его обязанностей
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и других федеральных законов. Общие условия выборов Президента

Исторические корни принципа народного представительства
В XVII-VIII веках в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве д

Порядок выборов депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», многие положения которого повторя

Внутренняя организация палат. Регламенты
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Этим оно отличается от Верховного Совета РСФСР в советский период, а также от Съезда народных депутатов РФ, которые собирались на кратко

Порядок принятия федеральных законов
Законодательный процесс. Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в си

Общая характеристика роли исполнительной власти
Роль исполнительной власти в жизни общества. В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу г

В системе органов государственной власти
Разделение властей и Правительство. Правовое положение. Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст.

Общая характеристика организации и функций судебной власти
Роль судов в демократическом государстве. В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности

Конституционно-правовой статус судей
Общие требования к судьям. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Закон

Органы исполнительной власти
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполни

Органы судебной власти
В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ со

Конституционно-правовые основы
Понятие и истоки. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостояте

Органы и должностные лица местного самоуправления
Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральным и региональными законами, а также с уставами муниципальных образований. Тем самым в ме

Формы прямого волеизъявления граждан
Местный референдум. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, который по своей юридической силе выше актов органов местного самоуправления. Референдум необходим по крайней

Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местно

Гарантии местного самоуправления
Самой общей гарантией выступает закрепленный Законом запрет на ограничение прав местного самоуправления. Закреплено также, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органо

Местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Их отв

Правомочной изменять конституцию
О значении и возможности изменения конституции. Теперь, когда рассмотрены содержание Конституции РФ и основные конституционно-правовые институты, мы можем понять логику закрепленного в Конституции

На современном этапе развития глобального мирового сообщества к пониманию такой важной социальной категории, как национальная принадлежность, сложилось неоднозначное, двойственное отношение. На это имеется несколько причин.

Социальная общность

Главным образом, раскол во взглядах на понимание природы национальной принадлежности на сегодняшний день наблюдается по линиям стран условного Запада и Востока. В наиболее общем смысле принадлежность к какой-либо группе следует рассматривать как одну из форм социальной общности.

Их существует масса, и все они соответствуют различным критериям. Известны языковые, культурные, религиозные. Наивысшим проявлением социальной общности является принадлежность к цивилизациям. Ученые приводят различные классификации цивилизационных общностей, но в условиях современных реалий целесообразней всего рассматривать 9 основных: западная, исламская, синская, японская, индуистская, южноамериканская, африканская, православная и буддистская.

Данная классификация основана на территориально-географическом и религиозном критериях.

Ещё более высокой формой общности выступает принадлежность к расе, коих традиционно выделяют три: европеоидная, монголоидная и негроидная.

В попытке раскрыть сущность понятия национальной принадлежности следует двигаться от большего к меньшему. Нац. общность - это еще одна форма разделения внутри конкретной цивилизации. В рамках православной, например, выделяют русских, украинцев, белорусов и т. д.

Разность подходов к пониманию на Западе и Востоке

Возвращаясь к вопросу о противоречивом отношении к понятию национальной принадлежности, сразу стоит указать, что в западных странах, в первую очередь в Европе и США, не принято акцентировать внимание на происхождении человека.

Причина тому - гипертрофированная мультикультурная политика. Её цель - упразднить всякие различия по национальному признаку и создать единое, однородное общество.

В западных научных кругах данная концепция получила название «Плавильного котла», пример которого можно наблюдать в Соединенных Штатах. Современная американская общность является производной слияния множества национальностей: это и англичане, и латиноамериканцы, и афроамериканцы, и китайцы, и представители множества прочих национальностей.

Коренные же американцы представляют собой нынче дискриминированное меньшинство, вынужденное жить в резервации, дабы не утратить свою культуру и самобытность. Данный подход к пониманию национальной принадлежности хоть и помогает в определенной степени интегрировать общество, но, тем не менее, содержит и ряд проблемных моментов.

В частности, на примере Европы, где также продвигается политика мультикультурализма, можно наблюдать превалирование выходцев стран из Северной Африки и Ближнего Востока над коренными немцами, французами, англичанами и т. д. Такое положение вещей обусловлено отказом народов Европы от защиты целостности своих наций и их культурного достояния. По мнению стран Запада, разделение по национальному признаку порождает конфликты и противоречия между людьми разного происхождения.

Поэтому в большинстве европейских документов данное понятие истолковывается максимально корректно. «Национальность» в них подразумевает исключительно территориальную принадлежность к какому-либо государству. Гражданство, по сути. А антропологический, культурный и исторический факторы во внимание не принимаются.

Каковы последствия от усреднения понятий?

Смещение акцентов с права на национальную принадлежность в пользу построения универсального общества чревато постепенным размыванием целых национальных идентичностей, что сейчас можно наблюдать на примере Франции, где арабское население преобладает над французским.

С другой стороны, по линии стран постсоветского лагеря можно наблюдать обратную тенденцию. Бывшие советские государства, особенно страны СНГ, склонны проявлять настойчивость в сохранении целостности и поддержании незыблемости своих национальностей.

Все без исключения народы, проживающие на территории России и в ближнем зарубежье, очень трепетно относятся к своему историческому происхождению. Русские, белорусы, украинцы, казахи, армяне, азербайджанцы, грузины - каждый представитель данных общностей чтит и бережет свою национальную историю.

Разница между национальной и этнической принадлежностью

Учитывать её обязательно. Прежде чем определить признаки национальной принадлежности человека, необходимо обозначить отличия таких пересекающихся категорий, как национальность и этнос.

Грань между понятиями очень тонка. Термин нации происходит от этноса. А это - возникшая и устоявшаяся на протяжении истории социальная группа, которая не всегда привязана к конкретной территории, склонная к изоляционизму.

Нация - социальная общность, объединяемая языком, культурой, историей, территорией, особенностями экономической жизни и общим социально-политическим строем. Трансформация этноса в нацию происходит тогда, когда этнос становится субъектом международных отношений. И, соответственно, обретает общемировое признание.

Хоть нация и является производной этноса, это понятие всё равно более многоаспектное, широкое. По итогу оно содержит в своем составе множество этносов. Яркий пример - китайская нация. Она включает этносы ханьцы, хуэйцзу и другие.

Почему стоит сохранять национальную самобытность

Теперь стоит перейти к не менее важной теме. А именно - к признакам национальной принадлежности, которые, собственно, и формируют ту или иную народность. К ним относятся:

  • антропологические характеристики (биолого-физиологические особенности);
  • культурная составляющая (обычаи, традиции, творчество, фольклор);
  • общая лингвистическая база (единый язык, свойственный нации);
  • территориально-географическое место происхождения (не обязательно место проживания, так как многие национальные меньшинства рассеяны по всему миру: еврейская коммуна в Одессе, украинская диаспора в США и Канаде, и т. д.);
  • общая история;
  • существование консолидированного национального стержня, представленного государством с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, политической системой.

Каждая из рассмотренных составляющих представляет собой особую значимость. Утрата хотя бы одной из них является признаком, свидетельствующим о деградации нации и о регрессе данной социальной общности.

Удручающим является факт, что некоторые страны сознательно отказываются от признания уникальности культуры и истории собственной нации лишь из страха задеть чужие чувства. В полноценном обществе осознание и принятие отличий народной индивидуальности не должно быть поводом для общественного порицания. Каждый обязан это усвоить и не бояться определять и указывать свою национальную принадлежность в социуме.

Национальная принадлежность как социальная характеристика

Она является формирующим элементом в процессе социализации граждан. На процесс взросления человека и его становления как личности (главным образом на социальное позиционирование) национальная принадлежность влияет самым непосредственным образом.

В качестве примера стоит привести события в Германии в преддверии Второй мировой войны, когда сильно возросший градус общественной неприязни к евреям побудил их стесняться собственного происхождения и заставил утаивать свою национальность, дабы не подвергаться унижениям и побоям. В данных условиях евреи не просто стали социальными аутсайдерами Западной Европы. Они превратились в заложников своего происхождения. Таким образом, национальная принадлежность в ощутимой мере является детерминантом социального положения человека.

Положения конституции РФ

На них тоже стоит обратит внимание. Точнее, на ту статью, где рассказывается про право на национальную принадлежность. Не углубляясь в философию и абстрактные рассуждения, за обоснованием данного права достаточно обратиться к фундаментальным нормативно-правовым документам, регламентирующим принципы социального устройства государства.

Статья 26 Конституции РФ регламентирует наличие у каждого гражданина нашей страны права на свободное и добровольное определение своей национальной принадлежности. Статьёй предусматривается, что гражданин не обязан предъявлять биологические и документальные доказательства своего происхождения при её выборе.

Данные положения действительны как в случаях рождения гражданина в смешанной семье, где родители являются представителями разных национальностей, так и в случаях, когда он появился в семье одной народности, но вырос в приёмной.

На основе этих двух случаев можно дать совет. Он будет полезен тем, кто не знает, как определять свою национальную принадлежность в документах. Всё просто. Выходец из смешанной семьи абсолютно свободно имеет право указать национальность одного из родителей на собственное усмотрение. А если человек родился в одной семье, а воспитался в другой? Тогда ему следует выбирать национальность, язык, культуру и менталитет, которые он впитал в большей степени.

Русская антропология

На научное осмысление вопрос русской национальной принадлежности был поставлен в конце 19-го века. Именно тогда стали зарождаться антропологические исследования в России. С 1890 по середину 20-го столетия в отечественной науке был окончательно выработан общий «русский портрет».

Отмечается высокая антропологическая однородность русских популяций. Все они обладают одинаковыми разрезами и формой губ, шириной носовой кости и хряща, шириной черепа. По данным параметрам они схожи с популяциями Западной Европы. По абдоминальным параметрам и объемам конечностей русские сродни центральным европейцам.

Есть и другие характеристики:

  • относительно светлая пигментация кожных, волосяных покровов, оттенков глаз; процент светлых оттенков волос составляет примерно 30%, а глаз - 46-50%;
  • средний рост бровных дуг и лицевого волосяного покрова;
  • доминирование высокого горизонтального профиля и средне посаженной переносицы;
  • средняя ширина черепа и лица;
  • слабый наклон лобной части и более малое развитие надбровий.

Напоследок хотелось бы сказать, что все национальности по-своему уникальны и особенны. Каждый должен помнить о своей принадлежности и не допускать дискриминации или ущемления по этому признаку. Потому что все мы живём на одной планете - это наш общий дом.



Последние материалы сайта