Рассказ по сюжетной картине для дошкольников. Рассказы по картине. Общие требования к организации работы с картиной

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чумичева Р.М., Ушакова, Смирнова, Сидорчик, Курзнецова, Савушкина Типы картин: 1) Предметные 2) Сюжетные 3) Пейзаж 4) Натюрморт 5) Графика 6) Портрет. О роли наглядности в системе работы с детьми общепризнанна (ученые - Коменский, Песталоцци, Ушинский, Флерина, Соловьева, Тихеева): 1) Упражняет в способность наблюдать; 2) Поощряет сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов; 3) Развивает язык ребенка; В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Используются и репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.; натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна». Требования к отбору картин для занятия: 1) содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; 2) картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; 3)условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; 4)следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. 5)Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка. Ход занятия по рассказыванию по картине Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей. Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Вопросы по картине: 1) Направленные на объект; 2) на действия объекта; 3) на обстановку; 4) для установления связей между частями картины, обстановки и действия ("Для чего?") 5) для переходя за пределы изображаемого; 6) вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины; 7) для активизации словаря; 8) для раскрытия замысла художника, для выявления художественных особенностей; 9) вопросы для внесения общего смысла в понимание содержания;

Т.А. СИДОРЧУК, А.Б. КУЗНЕЦОВА

Рисунки Дмитрия Майстренко

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом, на наш взгляд, сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов («ну»..., «потом»..., «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Из отзывов педагогов можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. Тем не менее трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
Однако мы позволили себе усомниться в том, что:

1) надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;
2) рассказы, составленные воспитателем и детьми, которых вызывают первыми, должны служить примером для подражания другим ребятам;
3) именно такая форма занятия по составлению рассказов позволяет эффективно решать задачи речевого развития, не говоря уже о том, чтобы способствовать формированию творческих способностей детей.

Возникшее противоречие мы попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности.
Предлагаемая методика рассчитана на два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

Фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;
- описание картины как раскрытие заданной темы;
- развернутое описание конкретного объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

Фантастическое преобразование содержания;
- рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Предлагаемое пособие включает в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть - опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Публикация статьи произведена при поддержке образовательного учреждения «Ученики Пифагора». Образовательное учреждение «Ученики Пифагора» - это русскоязычная школа и детский сад, располагающиеся в республике Кипр. Воспользовавшись услугами образовательного учреждения «Ученики Пифагора», Вы сможете записать Вашего ребенка в школу на Кипре, что позволит ему получить высококачественное образование, сохранив любовь к русскому языку и культуре. Высокоэффективные программы обучения , использование самого современного оборудования, большой опыт работы и профессионализм педагогов школы «Ученики Пифагора», помогут ребенку раскрыть его богатый потенциал в спорте и самых разных науках. Узнать больше об образовательном учреждении «Ученики Пифагора», и записаться в школу онлайн можно на сайте http://pithagoras-school.com

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
на примере картины «Собака со щенками»

1. Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Кто в кружочке живет?»

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.

Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например:

собака - щенок 1 - щенок 2 - щенок 3 - дом - будка - миска - ель

Игра «Ищу родственников»

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

1) природный мир - рукотворный мир;
2) живая - неживая природа;
3) целое - частное;
4) по месту нахождения;
5) по выполняемой функции.

Например:

1) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко - природный мир.
Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир.

2) Собака, щенки, трава - живая природа.
Небо, земля - неживая природа.

3) Крыша, труба, окна, стены - дом.
Голова, туловище, ноги, хвост - собака.

4) Береза, ель, кусты, трава - опушка леса.
Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом.

5) Дом, будка - здание, сооружение.
Миски глубокая и мелкая - посуда.

2. Установление взаимосвязей между объектами

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо - плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Примеры:

Собака - дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».

Веревка - собака.
«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»

Цели:

Учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;
- подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;
- упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.

Например:
Щенок - ель.
«Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».

Другие примеры:
Собака - дом; щенок 1 - будка; щенок 2 - миска; щенок 3 - ель.

Игра «Живые картинки»

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

дом - Оля,
будка - Лена,
собака - Вася,
ель - Оксана,
веревка - Федя.

Дом-Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
Будка - Лена: Позади меня дом, а впереди - собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.
Ель - Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади дома.
Собака - Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.
Веревка - Федя: Я - веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.

3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:
- учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
- побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.
Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки - жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно».

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Цели:
- учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
- уточнить представления о способах и продуктах питания;
- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит - не любит, вкусно - невкусно, сытый - голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

1. «Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».

2. «Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».

4. Составление образных характеристик объектов

Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

Например:

Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)

Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.

Игра «Сравни по материалу»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.
Составление открытых загадок.
Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д.
Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как...» или «Но не...».

Например:

Загадка про веревку: «Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок».

Загадка про ель: «Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик».

5. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

Ход занятия:

1. Объекты на картине разделяются на три категории:

а) рукотворный мир;
б) живая природа;
в) неживая природа.

2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:

Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».
- Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
- Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
- Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

Примерная последовательность вопросов к детям:

1) Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)

2) В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)

3) Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее.

Пример рассказа.

«Миска с молоком»

«Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».

6. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа.

«Мудрая береза»

«Я - береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА

С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме.

Использовать такие игры можно начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Игра «Да - Нет»

(на загаданный объект, его часть или однородное множество)

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.
Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.
Правила игры.
Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да» или «Нет», хотя возможны также ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта).
Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты.
Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.

Алгоритм сужения поля поиска загаданного объекта

Загаданный объект относится к рукотворному миру или к нерукотворному?

Необходимо также задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного, о времени создания объекта или о его возрасте.
Вопросы могут задаваться детьми не строго в указанной последовательности.

Пример 1.

Ведущий загадал окно дома.
Примерная последовательность детских вопросов, на которые ведущий должен ответить «Да»:
- Это относится к рукотворному миру?
- В нем живут?
- Люди?
- Это часть дома?
- Это сделано из дерева и из стекла?
- Его форма плоская? Прямоугольная?
- Размер этого примерно в рост человека?
- Это одного цвета?
- Эта часть сооружения служит для освещения жилища?

Пример 2.

Загаданы облака на небе.
Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:
- Это относится к природному миру?
- Это относится к неживой природе?
- Это газообразное и жидкое?
- Это приносит пользу человеку? (Ответ ведущего: «И да и нет».)
- Это находится в верхней части картины?
- Это множество одних и тех же объектов?

Пример 3.

Загадана ветка березы с листьями.
Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:
- Это природный мир? Живая природа?
- Мир растений? Дикорастущее?
- Это дерево?
- Ствол у этого дерева белый?
- Загадана часть березы? Та, которая находится над землей?
- Ветка эта имеет больше десяти листочков? (Ответ: «Не имеет значения».)

Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.
Например, в первом случае ребенок говорит: «Была загадана часть дома «окно», которое сделано, как и дом, руками человека. Окно состоит из дерева и стекла. Оно плоское и прямоугольное по форме. Стекло прозрачное, а дерево покрашено в голубой цвет. По размеру окно примерно равно росту человека. Окно люди делают в доме для того, чтобы было светло в комнате и видно происходящее на улице».

Игра «Аукцион»

Цели:
- учить как можно более полному перечислению составляющих объекта;
- формировать понятие об отношениях «целое - часть - подчасть».
Игровое действие: ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них - подчасти, в подчастях - составляющие и т.д.
Сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих.

Например:

Конура собаки состоит из крыши, пола, двух боковых стенок, одной задней и одной передней. У пола две части: та, что находится на земле, и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки - это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева.

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим.
Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у встречных дружбы или разгадывающий их не очень добрые замыслы (то есть связи данного объекта с другими раскрываются с точки зрения «хорошо - плохо»).

Примеры описаний.

Выбранный объект - щенок с коричневыми пятнами (ему можно дать имя, например, Забияка).

1. Описание отношений Забияки с другим щенком (он с костью, поэтому его можно назвать Обжоркой): «Забияка совсем не обращает внимания на Обжорку, потому что ему не нужна кость - он сыт. Но потом, когда он проголодается, Забияка обязательно начнет отбирать кость у Обжорки!».

2. Описание отношений Забияки со щенком по имени Игрун: «Забияке всегда хочется подраться, но Игрун только делает вид, что злится, а на самом деле он играет с Забиякой. Да и Забияка не по-настоящему лает на братика, только так, чтобы потренировать свой голос и показать остренькие зубы».

3. Описание связей Забияки и дома: «Когда Забияка дерется, он все время поглядывает на дом: а вдруг выйдет хозяйка и будет сердиться на то, что он такой задира. Хорошо, если из дома выйдет сын хозяйки - с ним и подраться можно!»

Педагог может объявить конкурс среди детей по поиску связей заданного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей - объяснение связи заданного объекта с изображенным на картине.

Игра «Путешествие на машине времени»

Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.
Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила игры:
- нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;
- не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.

Пример рассказа.

«Травинка»

«Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа - люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

Модель работы с картиной как целостной системой

1. Выделение объектов, изображенных на картине.
2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.
3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.
4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
5. Представление объектов в рамках времени их существования.
6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Главная сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

Основные операции анализа объекта

1. Выбор основной (возможной) функции объекта.
2. Перечисление составляющих объекта по принципу «матрешки».
3. Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.
4. Представление «жизни» объекта на временной оси.

Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (не только дошкольного возраста) описанию пейзажной или предметной картинки. Перспективен данный подход и при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ И ИГР ПО КАРТИНАМ

(разработаны Ириной Гуткович, завучем научно-методического центра № 242 г. Ульяновска)

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «БЕЛКА»

(Вторая младшая группа)

Задачи:

Учить определять состав картины,
- устанавливать связи и взаимодействия между основными объектами,
- сравнивать объекты по форме,
- побуждать детей к составлению рассказа из 3-4 предложений.

Первая игра

Воспитатель (В.): Дети, сегодня у нас в гостях Волшебник Деления. Он подарил всем по подзорной трубе, через которую на картине виден только один предмет или одно живое существо. Посмотрите на картину в свои волшебные подзорные трубы и скажите: кого или что вы там видите?
(По мере называния объектов воспитатель схематично обозначает их в кружочках на большом листе бумаги.)
Дети:
- Белку.
- Бельчонка, который бежит по дереву.
- Еще одного бельчонка, который сидит в дупле.
- Бельчонка, которого держит белка.
- Дупло.
В.: А дупло - это часть чего? (Ответы детей.) Верно, дерева...

Вторая игра

В.: А сейчас к нам пришел Волшебник Объединения и все соединил между собой. Он соединил белочку с веточкой - как вы думаете, почему?
Дети: Она на ней сидит.
(По мере нахождения и объяснения связей между объектами воспитатель чертит линии-соединения.)
В.: А еще с кем или с чем объединил белочку Волшебник?
Дети: Белку с бельчонком. Потому что белка держит его в зубах.
В.: А вот этого бельчонка?
Дети: С деревом. Потому что он по дереву бежит. А бельчонка в дупле - с дуплом, потому что он в дупле сидит...

Третья игра

В.: А сейчас ваша подзорная труба видит только то, что имеет круглую форму. Назовите, что вы видите.
Дети: Дупло.
В.: На что оно похоже?
Дети: На тарелку, на колесо...
Глазки у белочки и бельчат тоже кругленькие.
В.: Какие они, на что похожи?
Дети: Они похожи на бусинки.
В.: Да, глазки маленькие, как бусинки. А представьте, что вы гладите белку; какая она?
Дети:
- Мягкая.
- Пушистая.
- Гладкая.

Занятие с подгруппой

В.: В гостях у нас любимая картина. Кто на ней изображен?
Сейчас Настя расскажет про белочку и ее бельчат.
Настя: Одна белочка была мамой. У нее были бельчата. Один в дупле, один на дереве, одного она держит в зубах. Они маленькие, пушистые. Глазки, как бусинки.
В.: Катя, а теперь ты расскажи...
Катя: Белочка сидит на дереве. Она пушистая, гладкая, глазки маленькие. Это мама. У нее есть бельчата: один в зубах - она его носит. Другие - на дереве.
В.: Миша, расскажи нам про белочек.
Миша: На дереве сидит белка. Она держит бельчонка в зубах. Один бельчонок сидит в дупле, один бежит по дереву. Бельчата маленькие, пушистые.

Игры-занятия проводила Н.БУРМИНСКАЯ.

ИТОГОВОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ “КОШКА С КОТЯТАМИ”

(Вторая младшая группа)

В.: Расскажите, что вы видите на картине.
Алена: Я вижу на картине, как около мисочки котенок играет клубком, а из мисочки другой пьет… и у него капает с носика…
В.: А что еще ты видишь?
Алена: Кошка-мама спит, и у нее шкурка теплая, а на улице солнышко не светит, вот ей и холодно. Носик свой греет.
Наташа: В корзине клубочки раньше лежали, а котенок-киска стал играть и все свалил. Бабушка хотела носочки вязать, а теперь все спуталось…
В.: Кому бабушка хотела связать носки?
Наташа: Внучку своему, потому что холодно зимой. А котенок-киска все испортил. Клубочки рассыпал.
(Воспитатель просит превратиться в кого-нибудь на картине.)
Сережа: Я на картине котенок - вот этот, спящий.
В.: А как тебя зовут?
Сережа: Меня зовут Сережа-котенок. Я сплю-сплю, потому что ночью не спал. (Дети смеются.)
В.: Почему же ты не спал?
Сережа: Мама ходила мышей ловить, а я плакал и не спал.
В.: Что еще ты хочешь нам рассказать?
Сережа: Братики спали, а я нет. Все.
Марат: Здесь кошечка с котятами. Один играет, второй, в пятнышках, молоко пьет. У него лапки маленькие, и коготков не видно, у другого вон видно (показывает). Когда эти царапаются у мамы, то сильно, а у котят - нет.
В.: А еще в чем различия между котятами и их мамой?
Марат: Ушки и носики у них маленькие, а у нее большие, и усы (показывает на себе) такие. Кошка на половичке лежит полосатом, и сама полосатая. Котятки разные у нее.
В.: Настя, как бы ты назвала эту картину?
Настя: “Котятки и кошка”.
В.: В кого ты превратишься?
Настя: Я – глаза кошки-мамы. Смотри-смотри, как играет один мой сынок, весь перепутался. Лапки у него черные и в нитках. Другой сыночек…
В.: А может, это дочка?
Настя: Нет, сыночек молоко пьет. Мне не оставит…
В.: Жалко?
Настя: Нет, я попила уже, пусть пьет. И еще котеночек под боком лежит, теплый такой и урчит “мр-мр”.

Игры-занятия проводили Е.МАШКОВА и Н.БУРМНСКАЯ.

ИГРЫ В КАРТИНКАХ

Какой поросенок из нижнего ряда должен занять пустующее место?

Опыт работы воспитателя детского сада. Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картинам.

Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.
Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина. Вторым вспомогательным средством будет моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась педагогами В.К.Воробьёвой, В.П.Глуховым.
Л.С.Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной работе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Исходя их этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников с ОНР, наряду с традиционными методами и приёмами, мною используются средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:
пересказу,
составлению описательного рассказа о единичных предметах,
составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине,
рассказыванию с элементами творчества.
Виды занятий с картинным материалом, которые я использую в своей работе.
1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
При работе над серией катин у детей формируется представление об основных принципах построения построения связного высказывания: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приёмы работы по серии сюжетных картин:
Установление последовательности серии картин.
Отбор из нескольких картинок тех, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
Восстановление последовательности событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
Определение недостающей картинки (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; только тогда выкладывается недостающая картинка).
Найти лишнюю картинку.
Распутывание двух сюжетных линий об одном главном герое.
Подбор к сюжетной картинке отдельных предметных изображений.
Использование семантических абсурдов (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке из серии и изображали её в виде пиктораммы (схематичного рисунка). Таким образом, составляется графический план рассказа.
2. Составление рассказа по сюжетным картинам.
Для составления рассказов я использую многофигурные картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).
Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Детям нужно предлагать и жанровую живопись, способную взволновать ребёнка, вызвать желание обсудить увиденное («Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П.Решетникова, «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря», «Алёнушка» В.М.Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина). Нужно, чтобы ребёнок видел особенности композиции, цветовой палитры картины, сумел выразить своё отношение к изображённому на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
Вопросительный знак (название картины).
Схематичное изображение леса и города обозначает место действия.
Карточки с изображением времён года и частей суток – обозначает время действия.
Карточка со стрелками – обозначают композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины).
Схематичное изображение человека и животного – действующие лица, изображённые на картине.
Их одежда.
Смайлики с различными эмоциями – настроение и характер действующих лиц.
Радуга – цветовая палитра.
Символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
3. Описание пейзажной картины.
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображённые объекты, выражают своё отношение к картине (символы: время года, части суток, погода, композиция, слова-признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце).
Требования к картине
Реалистичное изображение.
Картина должна быть высокохудожественной
Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка)

Этапы работы по составлению рассказов по картине.

I. Подготовительная работа.
Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы:
1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
Вопросы, направленные на:
анализ сюжета картины;
пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
* Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
* Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
* Построение синонимических рядов;
* Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
- «Кто внимательный» - Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
- «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов;
- «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
- «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
- «Что с чем?»;
- «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
- «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
Сенсорные игры.
- «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
- «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
- «Я - другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
- «Раскрась так же»;
Языковые игры.
- «Скажи ласково»;
- «Я - Мы» - образование множественного числа;
- «Действия»;
- «Поэты» - подбор рифмы;
- «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
Описания предмета по образцу;
Описание предмета по вопросам логопеда:
Описательный рассказ по схеме;
Описательный рассказ по сенсорным символам;
Описательный рассказ по мнемотаблице;
Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
Сравнительное описание по аналогии.
Сравнительное описание по вопросам;
Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
по традиционной методике.
по системе ТРИЗ;
по вопросам логопеда;
по плану;
частичное описание картины;
с помощью ориентировочных схем;
с помощью схематично изображенных деталей;
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
по опорным словам;
по аналогии;
по сюжетной картине и стихотворению;
по предложениям, составленным из опорных слов;
по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
начала рассказа;
конца рассказа;
рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
придумывание сказки (кантоминация);
придумывание рассказа на тему.
аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Требования к рассказам детей
точная передача сюжета;
самостоятельность;
образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
наличие связей предложений и частей рассказа;
выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов;
плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы
Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  1. формат (демонстрационные и раздаточные);
  2. тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
  3. содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);
  4. характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);
  5. функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

Общие требования к организации работы с картиной:

  1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

  1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.
  2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
  3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
  4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия:

  1. Часть - вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
  2. Часть - основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
  3. Часть - итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

  • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Методика обучения рассказыванию по картине.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства)

Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

Виды рассказывания по картине

1.Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Методика занятий.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы - подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя - основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными.

Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.

В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.

В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи - обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация .

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.



Последние материалы сайта