Сергей Тимофеевич Аксаков
С.Т. Аксаков - всемирно известный писатель, стоящий в одном ряду с общепризнанными российскими классиками. Общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист. А также великий семьянин, отец большого и уважаемого в обществе семейства, любитель природы, заядлый охотник и рыбак.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и дочери помощника Оренбургского наместника Марии Николаевны Зубовой. В семье было пятеро детей.
Благодаря матери он открыл для себя мир литературы. Серёжа рос в атмосфере большой любви и заботы и был очень любознательным и одарённым ребёнком: любил разыгрывать пьески из «Тысячи и одной ночи», декламировать стихи, рано приобщился к чтению. Любовь же к природе Серёжа унаследовал от отца.
Он получил хорошее образование для своего времени: в 1801 году он был определён в Казанскую гимназию, а в 1804 году стал студентом только что открывшегося Казанского университета. В студенческие годы Серёжа стал писать, увлёкся театром. Вместе с другом Александром Панаевым он выпускал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших знаний».
Одним из увлечений студента Аксакова было собирание бабочек, которое, хотя и недолго, но всецело владело им и оставило в памяти глубокое впечатление. Сергей Аксаков и его друг Александр Панаев собрали в окрестностях Казани целую коллекцию, которая позднее, летом 1806 года, пополнилась новыми экземплярами, пойманными студентом Сергеем Аксаковым на каникулах в родном имении Аксаково в Симбирской губернии.
В 1808 году Сергей Тимофеевич Аксаков переехал в Санкт-Петербург, где получил должность переводчика в комиссии составления законов. Там он сблизился с поэтом Г.Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А.С. Шишковым и другими литературными и театральными деятелями, проявляя большой интерес к искусству декламации.
В 1812 году Аксаков вернулся в родное имение в село Аксаково (Знаменское), посещая время от времени Петербург и Москву.
В 1816 году Аксаков женился на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной, и молодая семья поселилась в селе Аксаково (Знаменское) Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.
В 1821 году Сергей Тимофеевич вместе с женой и детьми отправился в имение Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Он всецело отдался любимым занятиям: ружейной охоте, ужению рыбы, переписке с московскими друзьями и чтению книг и журналов.
У него и его жены было четверо сыновей: Константин, Григорий, Иван, Михаил и семь дочерей: Вера, Ольга, Надежда, Анна, Любовь, Мария, Софья.
Семья была дружной. Существование её покоилось на согласовании наклонностей всех её членов, на гармонии настроений и взглядов. В семье много читали вслух, устраивали детские костюмированные праздники и разыгрывали спектакли.
В 1826 году семейство Сергея Тимофеевича поселилось в Москве. Сильное увлечение театром способствовало его дружбе со многими театральными деятелями и его становлению как театрального критика. В 1827 году Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета. В 1833 году он стал инспектором землемерного училища, а затем директором Константиновского межевого института.
Но службу Аксаков в 1839 году оставил, посвятив себя целиком литературной деятельности и общению с друзьями.
Двери дома Аксаковых всегда были открыты для гостей. В числе постоянных гостей здесь бывали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актёр М.С. Щепкин. Дом в Москве и подмосковное имение Абрамцево, приобретённое в 1843 году, стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналисты и критики, историки и философы.
Первым заметным опытом в прозе стал его очерк «Буран», опубликованный в 1834 году. Главное направление литературного творчества С.Т. Аксакова с этого момента - реализм.
В пятидесятые годы здоровье С.Т. Аксакова резко ухудшилось, но, несмотря на надвигающуюся слепоту, он продолжал работать. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. Сказка «Аленький цветочек», написанная для внучки Оленьки, увидела свет в 1858 году. Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая 1859 года в Москве.
Сергей Тимофеевич Аксаков стал известен во всём мире как мастер биографического жанра. В своих книгах он писал о преданиях своей семьи, своих впечатлениях от природы, о том, что хорошо знал и помнил. Он обладал незаурядным даром рассказчика, наблюдательностью, точностью и простотой языка, что и принесло ему заслуженное признание. Имя С.Т. Аксакова заняло достойное место в истории русской литературы.
Главный библиотекарь по краеведческой работе ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова» Клопкова Ольга Васильевна
* * *
Публикации:
Кичина, Т.Е. С именем Аксакова : [о "хоровой поддержке" в продвижении имени С. Т. Аксакова на территории Ульяновской области] / Т. Е. Кичина// Симбирскъ. - 2014. - № 7. - С. 58-61: фот. ()
Аксаковской тропою… : сборник материалов по итогам межрегиональной научно-практической конференции «IV Аксаковские чтения», посвящённой 225-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / составитель Е. А. Мошкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова. - Ульяновск, 2016. - 158 c. ()
Сергей Тимофеевич Аксаков : биобиблиогр. указ. / сост. Т. В. Ревякина; Ульян. обл. б-ка для детей и юношества. - Ульяновск, 2007. - 32 с. : ил. - (Писатели нашего края). ( )
Аксаковы и Симбирский край
: аннотированный рекомендательный список / составитель И. В. Бобылёва; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. - Ульяновск, 2016. - 12 с. (
)
Собирание бабочек : методические рекомендации по работе над очерком С. Т. Аксакова «Бабочки» / составитель О. В. Клопкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. - 2012. - 64 с. ( )
Имя Сергея Тимофеевича Аксакова, в первую очередь, неразрывно связано с «Детскими годами Багрова-внука» и «Аленьким цветочком». Эти произведения занимают отдельное место не только в русской, но и мировой литературе.
Творческий «диапазон» Сергея Тимофеевича Аксакова гораздо шире. Будучи заядлым рыбаком и охотником, весь свой собранный богатейший опыт он воплощает в «Записках об ужении рыбы», вышедших в 1847 году, «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» (1855).
Талантливый литературный и театральный критик, Аксаков тонко подмечает нюансы театральной жизни, что излагает затем в "Литературных и театральных воспоминаниях" (1858). По признанию многих литературоведов «Семейная хроника» Аксакова наполнена необъятной глубиной и широтой повествования, придающей значительность маленькому миру «хроники». К сожалению, из-за болезни неоконченной осталась "История моего знакомства с Гоголем", которая, несомненно, могла бы стать «жемчужиной» творчества С.Т. Аксакова.
В произведениях С.Т. Аксакова читателю открывается незамысловатый, простой и размеренный уклад нескольких поколений семьи, живописные картины природы. Язык произведений Аксакова чист, легок и совершенен.
Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в 1791 году в Уфе. Его отец, Тимофей Степанович, служил прокурором, мать, Мария Николаевна, потомственная аристократка, была очень умна и начитана. Сергей не просто любил, скорее, боготворил свою мать, отвечая на ее лаку, любовь и дружбу. Под влиянием матери Сергей увлекается литературой, старается подмечать интересные факты в природе, развивает чувство прекрасного.
Детство Сергея Аксакова прошло в имении отца - Ново-Аксаково Оренбургской губернии.
После домашнего обучения мальчик поступает в Казанскую гимназию, продолжает обучение он в Казанском университете. В гимназии у него просыпается стихотворный талант, и он начинает писать стихи. В студенчестве он с головой уходит в постановки студенческого театра, декламирует стихи. Слава о юном чтеце разносится по всей России, и даже Гавриил Романович Державин желал скорейшего приезда юноши в Петербург, чтобы услышать его чтение.
Петербургская жизнь 17-летнего Сергея Аксакова начинается с поступления на службу в качестве государственного чиновника. В Северной столице его знакомят с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, он начинает посещать шишковскую «Беседу любителей русского слова». Затем, в 1811 году Аксаков переезжает в Москву, где начинает заниматься переводами пьес Шиллера, Мольера, Буало, входит в близкий театральный круг Москвы, выступая в качестве театрального критика.
В 1812 году в свет выходит первая басня Аксакова «Три канарейки».
Московская жизнь по душе Аксакову, он становится центром театральной и литературной жизни столицы. Молодая жена, О.С. Заплатина, которую Аксаков привел в дом в 1816 году, проявляет себя радушной хозяйкой. Вся Москва на протяжении многих лет знала про аксаковские «субботники», где собирался весь «цвет» культуры и искусства. Частыми гостями у Аксаковых были актеры, историки, писатели, преподаватели вузов. С весны 1832 года в дом Аксаковых вхож Н.В. Гоголь, который на протяжении всей жизни сохранит привязанность к этой семье.
С взрослением сыновей, Константина и Ивана, в доме Аксаковых начинает собираться другое общество. Деятелей искусства сменяют славянофилы. Сергей Тимофеевич принимает активное участие в спорах с А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими.
В 1837 г. Сергей Тимофеевич переезжает в недавно купленное им имение Абрамцево, чтобы в тишине и покое начать работу над «Семейной хроникой». Проблемы со зрением наталкивают Сергея Тимофеевича на решение об оформлении своих мыслей в труды. Он, Аксаков, в эпиграфе к «Запискам об ужении рыбы, пишет, что собирается уединиться на лоне природы в тишине и покое. Это - четко намеченная линия всего дальнейшего его творчества. Затем, с интервалом в три года он выпускает "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах". Эта трилогия - уникальный сборник случаев из жизни охотников, охотничьих и рыбацких баек, наблюдений за природой.
В 1856 году выходят в свет «Семейные хроники», повествующие о неспешной патриархальной жизни трех поколений дворян Багровых. Продолжением Хроники» являются «Детские годы Багрова-внука». «Семейной хронике» «Детство» уступает в литературном плане, но является уникальной книгой о жизни ребенка от 1 до 9 лет. Она задумывалась как книжка для внучки Оленьки, но в процессе создания выросла в хронику жизни ребенка на лоне русской природы, в усадьбе 18 века.
Читателю открывается непередаваемо замечательный детский мир, полный новых каждодневных впечатлений и опыта. Читатель видит мир глазами взрослеющего ребенка, наивного, ранимого, в каждом листочке находящем открытие. С детской непосредственностью читатель начинает видеть мир глазами ребенка: ярким, бесконечным, огромным. Каждое событие для Сережи - важный момент жизни, будь то дедушкина смерть или рождение родного братика.
Главный герой повести - Сережа - автобиографичен. Он любит и понимает природу. Для него важен каждый миг ее рождения и пробуждения. Причем сама природа - самостоятельно действующий герой повести, наполняющий мир кружевом весеннего леса и душистыми запахами реки. Даже сейчас, в 21 веке, «Детские годы «Багрова - внука» являются одним из признанных эталонов русской литературы.
Язык произведений Аксакова неповторим и многогранен. О нем с восторгом говорили современники литераторы и литературные критики.
Скончался Аксаков от тяжелой болезни 30 апреля 1859 года в Москве.
Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аксакова Сергея Тимофеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.
Память о Сергее Аксакове
Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в городе Уфа, Республика Башкортостан. Мальчик появился на свет в семье служившего прокурором земского суда Тимофея Степановича Аксакова. Мать, Мария Николаевна Зубова, дочь товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Детство Сергея прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково. Большое влияние на его развитие оказал дедушка, Степан Михайлович.
В возрасте восьми лет мальчик поступил в Казанскую гимназию, но Мария Николаевна, не в силах выдержать расставание с сыном, вскоре забрала его назад. Возвращение в гимназию состоялось лишь в 1801 году. Через три года старшие классы гимназии преобразованы в первый курс Казанского университета. Аксаков оказался одним из его студентов и продолжал учебу в нем вплоть до 1807 года. В годы учебы Аксаков сотрудничал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В этих журналах были размещены его первые стихотворные опыты, написанные в сентиментальном стиле.
Пережив увлечение сентиментализмом, Аксаков познакомился с «Рассуждением о старом и новом слоге российского языка» Александра Шишкова, став приверженцем его литературно-лингвистической теории, что, однако, практически не отразилось на его собственном литературном стиле.
С 1806 года Сергей состоял в «Обществе любителей отечественной словесности» при университете. Также стал организатором студенческого театра, поставившего, в частности, пьесу, одним из соавторов которой выступал сам.
Через год Аксаков, окончивший университет переехал в Москву, а оттуда в 1808 году в Санкт-Петербург, поступив на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже переведен в Экспедицию о государственных доходах. Молодой человек совмещал чиновничью работу с занятиями литературой и декламацией. В попытках усовершенствовать свое декламаторское искусство близко сошелся с актером-трагиком Яковом Шушериным.
В 1811 году Аксаков переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где Шушерин познакомил его с литераторами Сергеем Глинкой, Николаем Ильиным, Федором Кокошкиным, Николаем Николаевым и Николаем Шатровым.
Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков покинул Москву, уехав в Оренбургскую губернию. В следующие полтора десятилетия в основном проводил время в Новом-Аксакове, а позже в выделенной ему отцом деревне Надеждино, посещая столицы только наездами. В это время увлекся переводами классической литературы. В частности, используя французский перевод Лагарпа, перевел на русский язык трагедию Софокла «Филоктет», а позже комедию Мольера «Школа мужей», поставленную на петербургской сцене.
По рекомендации Шишкова, в то время занимавшего пост министра просвещения, летом 1827 года Аксаков получает должность цензора в Московском цензурном комитете. Пребывание на этой должности оказалось недолгим. В 1828 году Николай I утвердил новый Цензурный устав, предполагавший более строгий отбор членов комитета. Несмотря на ходатайство московских литераторов, друзей Аксакова покинул должность.
В 1830 году произошло событие, имевшее серьезные последствия для Аксакова. В № 1 «Московского вестника» анонимно опубликован фельетон «Рекомендация министра», который очень не понравился императору. В связи с этим московским губернатором произведено расследование. После того, как арестован цензор, пропустивший фельетон, и опасность нависла над редактором журнала Михаилом Погодиным, отказавшимся раскрыть имя анонима, Аксаков явился в полицию и сам заявил о своем авторстве. В III отделении на него завели дело и только благодаря личному заступничеству бывшего его другом князя Александра Шаховского перед шефом III отделения Бенкендорфом Аксаков оказался не выслан из Москвы.
Испытывая материальные затруднения, Аксаков продолжал добиваться возвращения на службу, и летом 1830 года несмотря на историю с фельетоном «Рекомендация министра» ему все же удалось вновь занять должность цензора. В круг его обязанностей входила проверка текущих печатных материалов от рекламных листков до литературных произведений, а также журналов: «Атеней», «Галатея», «Русский зритель» и «Телескоп».
В 1831 году вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором опубликована статья Николая Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому Бенкендорфу. Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» Ивана Киреевского в № 1 журнала «Европеец». Журнал оказался закрыт.
Мнение начальства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Елистрата Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале 1832 года Аксаков уволен из Цензурного комитета.
После увольнения из Цензурного комитета Аксаков некоторое время пытался зарабатывать на жизнь сотрудничеством в прессе, но вскоре был вынужден снова искать возможности вернуться на службу. После долгих хлопот в октябре 1833 года писателю удалось занять должность инспектора в Константиновском землемерном училище. За время своей деятельности многое сделал для развития этого учебного заведения, подготовив полную его реорганизацию. Работа увенчалась успехом и в мае 1835 года указом императора училище преобразовано в Константиновский межевой институт, а сам Аксаков назначен его директором.
В 1838 году Сергей Тимофеевич увольняется с должности директора. Причиной этого стало значительное ухудшение его здоровья. Увольнение из института совпало по времени с решением окончательно оставить службу. В этот период основной составляющей творческой деятельности Аксакова являлись переводы, театральная и литературная критика и немногочисленные стихотворения. Лишь в 1833 году написал свое первое значительное прозаическое произведение, очерк «Буран», в следующем году анонимно опубликованный в альманахе «Денница».
После публикации «Буран» получил высокие оценки критиков. Примечательна в этом отношении хвалебная заметка в «Московском телеграфе» Николая Полевого, не подозревавшего о том, что автором очерка является его идейный противник Аксаков. По достоинству описание бурана оценил и сам Александр Пушкин.
После смерти своего отца Тимофея Степановича в 1837 году Аксаков унаследовал довольно крупные поместья: несколько тысяч десятин земли и 850 крепостных, а в 1843 году приобрел именье Абрамцево в подмосковье. В начале 1840 годов, однако, начало ухудшаться его здоровье: сначала начал слабеть один глаз, затем второй, и в конце концов писатель потерял способность писать самостоятельно, диктуя вместо этого свои сочинения дочери Вере.
В 1840 годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова, который приступил к написанию «Семейной хроники», а в 1845 году загорелся новым замыслом, написать книгу о рыбалке. Работа над книгой, по форме представлявшей собой подборку очерков бывалого рыболова, закончилась в 1846 году и на следующий год она увидела свет под названием «Записки об уженье». Критики приняли книгу с единодушным одобрением, в 1854 году вышло как «Записки об уженье рыбы» ее второе издание, переработанное и существенно дополненное, а еще через два года, третье прижизненное издание.
Положительные отзывы критиков вдохновили Аксакова в 1849 году начать в продолжение «Записок о рыбалке» новую книгу, на сей раз об охоте. Книга под названием «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» напечатана после трехлетней работы в 1852 году. По стилю напоминала предыдущую: каждая глава представляла собой законченный очерк. Эта книга также быстро стала популярна, весь ее тираж мгновенно распродан. «Записки ружейного охотника» получили восторженные отзывы критиков. Гоголь писал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мертвых душ» такими же живыми, как его птицы.
Аксаков, преданный любитель охоты, развивал эту тему и позже, почти до самой смерти. В периодической печати появлялись такие его очерки, как «Пояснительная заметка к «Уряднику сокольничья пути», «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье».
Память о Сергее Аксакове
Существует несколько музеев С. Т. Аксакова (см. Музей Аксакова).
Помимо подмосковного музея-заповедника Абрамцево, память об писателе увековечена в селе Ново-Аксаково, где в 1998 г. в заново отстроенном здании усадьбы Аксаковых открылась музейная экспозиция. В Уфе действует дом-музей С. Т. Аксакова.
В его честь назван один из парков г. Уфы.
Имя Аксакова присвоено улицам городов Уфа, Калининград, Оренбург, Стерлитамак, Белорецк, Кумертау, Нижний Новгород, Иркутск, Мелеуз, Октябрьский.
Имя Аксакова с 1959 по 1994 годы носил Филипповский переулок в центре Москвы.
В Театре имени Пушкина идет спектакль «Аленький цветочек» по произведению С. Т. Аксакова. Постановка включена в Книгу рекордов России как «самый продолжительно идущий детский спектакль».
Санаторий имени С. Т. Аксакова в селе Аксаково (Башкирия).
Именем Сергея Аксакова в 2012 году назван кратер на Меркурии.
В селе Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан открыт Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино». В состав центра входят Дмитриевский храм и усадебный дом Аксаковых, в котором создан Музей семьи Аксаковых.
Аксаковский народный дом (1909-1914, крупнейший на Урале, архитектор П. П. Рудавский, достроен в 1928-1935). В здании располагается Башкирский государственный театр оперы и балета (недоступная ссылка).
Русская литература XIX века
Биография
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг «Записки об ужении рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), «Семейная хроника» (1856); мемуаров «Литературные и театральные воспоминания» (1858), «История моего знакомства с Гоголем» (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести «детские годы Багрова-вкука» (1858) и сказки «Аленький цветочек», бывшей первоначально приложением к повести. Книги А. занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, - совершенен. «Все мы должны у него учиться," - писал И. С. Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.
А. родился в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М. Н. Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию.
Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи, „вирши без рифм“, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Слава А.-чтеца была широка, что Г. Р. Державин с нетерпением ждал приезда юноши в Петербург, чтобы послушать в его исполнении свои стихи.
В 1808 г. А. приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым, принимает участие в заседании литературного кружка, возглавляемого Шишковым, „Беседа любителей русского слова“. В печати дебютирует в 1812 г. басней ‘Три канарейки». В 1811 г. переезжает в Москву, сближается с московскими театральными кругами, переводит пьесы Шиллера, Мольера, Буало, выступает в печати как театральный критик.
С 1820-1830-х гг. дом А., который в 1816 г. женился на дочери суворовского генерала О. С. Заплатиной, становится одним из центров литературно-театральной жизни Москвы. На аксаковские «субботники» в течение многих лет регулярно собираются крупнейшие московские деятели культуры и искусства - актер М. С. Щепкин, историк М. П. Погодин, писатель М. Н. Загоскин, профессора Московского университета С. П. Шевырев и Н. И. Надеждин. Весной 1832 года у Аксаковых стал бывать Гоголь, который сохранил дружбу с А. на протяжении всей своей жизни. Когда подросли сыновья Константин и Иван (а всего в семье А. было 14 детей), в доме Аксаковых обосновался кружок славянофилов, в который входили К. и И. Аксаковы, А. С. Хомяков, братья Киреевские. А. принимал активное участие в их беседах и спорах.
В 1837 г. А. покупает имении Абрамцево, где принимается за работу над материалами «Семейной хроники». Заметное ослабление зрения подтолкнуло А. к интенсивному литературному труду Страстный охотник, рыболов и А. решает описать свой опыт ‘жизни в природе" и связанные с этим переживания и впечатления.
В 1847 г. выходят «Записки об ужении рыбы», которым предпослан эпиграф, во многом определяющий дальнейшее направление творчества А.: «ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы…» Книга имела большой успех. Затем появляются «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855). Охотничья трилогия представляет собой жанр свободных воспоминаний с включенными в текст повествования случаями, анекдотами, охотничьими байками и др.
Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В «Семейной хронике» (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга «детские годы Багрова-вкука» (1858) является продолжением «Хроники». При этом «детские годы» произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку «…про весну младую,// про цветы полей, // про малюток птичек (…)// про лесного Мишку,// про грибочек белый (…)». В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.
Основной предмет книги определил сам автор - жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений… Жизнь человека в дитяти". Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни - разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.
Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. - страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны - событие огромной важности в жизни Сережи: «…все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа». Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.- не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. «Наконец мы въехали в урему (пойму реки - И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (…) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!» - такой видит сибирскую весну Сережа.
В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга «детские годы Багрова-внука» была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого «детство», «Отрочество», «Юность». До сих пор «детские годы Багрова-внука» - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.
Аксаков Сергей Тимофеевич родился в семье прокурора в 1791 году 20 сентября по старому или 1 октября по новому календарю. Его отца звали Тимофеем Степановичем, а мать Марией Николаевной. Родители писателя были умны, образованы и выходили с чиновной аристократии. У Аксакова с матерью сложились отличные отношения, они понимали и доверяли друг-другу как никто другой. Семья проживала в Оренбургской губернии, Уфа, в своем особняке Ново-Аксаково. Все образование парень начал с гимназии в Казане, потом там же и оканчивает университет. Начал писать стихи. В 1808 году поэт идет служить в Петербург. В 1811 году переезжает в Москву, занимается переводом пьес немецких авторов. Аксаков знакомится с девушкой – дочерью генерала Ольгой Семёновной Заплатиной, на которой женится в 1816 году. Семья Аксаковых становится многодетной, а точнее 14 детей. В 1837 году семейство покупает особняк Абрамцева, где и начинает свою работу над «Семейной хроникой». Из-за усердного письма у автора заметно садится зрение. Он начинает увлекаться рыбалкой и охотой. Свои наблюдения он излагает в книге «Записки об ужении рыбы» в 1847 году. Далее берется за написание книг о охоте: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Так же большой успех среди читателей Аксакова имела его книга «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы…».
Сергей Тимофеевич Аксаков
Сергей Тимофеевич Аксаков - русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября (20 сентября по старому стилю) 1791 года в Уфе, где его отец был чиновником земского суда. Детство провёл в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Учился в Казанской гимназии и только что открывшемся Казанском университете. Участвовал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Выступал в любительском театре как актёр и декламатор.
С 1808 по 1838 год, с перерывами, Сергей Аксаков состоял на государственной службе. В 1808–1811 годах в Петербурге служил в Комиссии составления законов и Экспедиции о государственных доходах. В 1827–1832 годах был цензором Московского цензурного комитета. Уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников». В 1833 году назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт). С. Т. Аксаков был первым директором Константиновского межевого института с 1835 по 1838 год.
В Петербурге С. Т. Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым, принимал участие в заседаниях общества «Беседа любителей русского слова». В Москве сблизился с литературно-театральным кружком, играл в домашних спектаклях у Ф. Ф. Кокошкина.
К 1812 году относится первая публикация С. Т. Аксакова в печати - басня «Три канарейки» в журнале «Русский вестник». С. Т. Аксаков занимался переводами - поэтическими и для театра: в частности, переводил сатиры Буало и комедии Мольера. В 1821 году принят в «Общество любителей российской словесности». Сотрудничал с журналами «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» как литературный и театральный критик. Большое влияние на него оказало знакомство Н. В. Гоголем, состоявшееся в 1832 году. В 1834 году в альманахе «Денница» напечатан очерк С. Т. Аксакова «Буран», в котором видны стилистические черты будущих произведений писателя. На следующие четверть века приходится его зрелое художественное творчество - книги о русской природе и патриархальном укладе жизни.
«Записки об уженье» вышли в Москве в 1847 году (в 1854 году - второе, значительно дополненное издание: «Записки об уженье рыбы»). «Записки…» - наблюдения натуралиста, бывалого рыболова, и поэтичные картины природы. Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах» (1855, с приложением очерка И. С. Тургенева «О соловьях»). Главные сочинения С. Т. Аксакова - автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» (Москва: тип. Л. Степановой, 1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники» (Москва: тип. Каткова и К°, 1858). Книги высоко оценили И. С. Тургенев, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.
В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых (реальных Аксаковых) - русских помещиков в пограничных степях. «Детские годы Багрова-внука» - подробная, от младенчества до девятилетнего возраста, история Серёжи Багрова (самого Аксакова) с его глубокими впечатлениями от общения с людьми и природой. Повествовательной манере писателя присуща неторопливая, спокойная простота и ясность.
В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», слышанную в детстве от ключницы Палагеи (Пелагеи) и записанную в манере народной. Сказка о «купецкой дочери» - вариант сюжета «красавица и чудовище», наиболее известного по французской сказке Лепренс де Бомон «Красавица и Зверь». «Аленький цветочек» многократно издавался отдельно для детского чтения.
Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859). Кроме того, писатель оставил воспоминания о Г. Р. Державине, А. С. Шишкове, М. Н. Загоскине, Я. Е. Шушерине и других литературных и театральных деятелях. Воспоминания о Н. В. Гоголе Аксаков предназначал не современникам, а потомкам. «История моего знакомства с Гоголем со включением всей переписки с 1832 по 1852 год» полностью напечатана в 1890 году.
С. Т. Аксаков умер в Москве 12 мая (30 апреля по старому стилю) 1859 года. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище. Сыновья С. Т. Аксакова - Константин Сергеевич (1817–1860) и Иван Сергеевич (1823–1886) - стояли во главе славянофильского движения.
Подмосковная усадьба Аксаковых Абрамцево, в которой бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. П. Погодин, М. С. Щепкин, стала музеем в 1918 году Музеи С. Т. Аксакова и его семьи есть также в Уфе, в сёлах Аксаково в Оренбургской области и Надеждино в Республике Башкортостан.
Фильм, посвященный 225-летию Сергея Тимофеевича Аксакова.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами