Шекспир гамлет о чем проблемы. Гамлет» — философская трагедия. Главные герои и их характеристика

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Трагедии Шекспира. Особенности конфликта в трагедиях Шекспира (Король Лир, Макбет). Шекспир писал трагедии с начала литературной деятельности. Одной из первых его пьес стала римская трагедия «Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны в продолжение семилетия 1601-1608 гг. В этот период были созданы четыре великих трагедии - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра» и менее известные пьесы - «Тимон Афинский» и «Троил и Крессида». Многие исследователи связывали эти пьесы с аристотелевскими установками жанра: главный герой должен быть выдающимся, но не лишённым порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определённые симпатии. Все трагические протагонисты у Шекспира имеют способности и к добру, и ко злу. Драматург следует доктрине свободной воли: (анти)герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року.

Особенности конфликта в трагедиях Шекспира.

Трагедии - творческий стержень наследия У.Шекспира. Они выражают мощь его гениальной мысли и суть его поры, именно потому последующие эпохи, если они обращались к У. Шекспиру за сопоставлением, прежде всего через них осмысливали свои конфликты

Трагедия «Король Лир» - одно из самых глубоких социально-психологических произведений мировой драматургии. В ней использованы несколько источников: легенда о судьбе британского короля Лира, рассказанная Холиншедом в «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» по более ранним источникам, история старого Глостера и его двух сыновей в пасторальном романе Филиппа Сиднея «Аркадия», некоторые моменты в поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей». Сюжет был известен английскому зрителю, потому что существовала дошекспировская пьеса «Истинная хроника о короле Леире и его трех дочерях», где все кончалось благополучно. В трагедии Шекспира история о неблагодарных и жестоких детях послужила основой для психологической, социальной и философской трагедии, рисующей картину господствующих в обществе несправедливости, жестокости, корыстолюбия. Тема антигероя (Лир) и конфликт тесно переплетены в данной трагедии. Художественный текст без конфликта является скучным и неинтересным читателю, соответственно, без антигероя и герой - не герой. Любое художественное произведение содержит в себе конфликт «добра» и «зла», где «добро» является истинным. То же самое следует сказать о значимости антигероя в произведении. Особенностью конфликта в данной пьесе является его масштабность. К. из семейного перерастает в государственный и охватывает уже два королевства.

У.Шекспир создает трагедию «Макбет», главным героем которой становится подобная личность. Трагедия была написана в 1606 году. «Макбет» - самая короткая из трагедий У.Шекспира - в ней всего 1993 строки. Ее сюжет заимствован из «Истории Британии». Но ее краткость нисколько не отразилась на художественных и композиционных достоинствах трагедии. В этом произведении автор поднимает вопрос о губительном влиянии единоличной власти и в особенности - борьбы за власть, которая превращает храброго Макбета, доблестного и прославленного героя, в ненавистного всем злодея. Еще сильнее звучит в этой трагедии У.Шекспира его постоянная тема - тема справедливого возмездия. Справедливое возмездие обрушивается на преступников и злодеев, - обязательный закон шекспировской драмы, своеобразное проявление его оптимизма. Его лучшие герои погибают часто, но злодеи и преступники погибают всегда. В «Макбете» этот закон проявляется особенно ярко. У.Шекспир во всех своих произведениях уделяет особое внимание анализу и человека и общества - в отдельности, и в их непосредственном взаимодействии. «Он анализирует чувственную и духовную природу человека, взаимодействие и борение чувств, многообразные душевные состояния человека в их движениях и переходах, возникновение и развитие аффектов и их разрушительную силу. У.Шекспир акцентирует внимание на переломных и кризисных состояниях сознания, на причинах духовного кризиса, причинах внешних и внутренних, субъективных и объективных. И именно такой внутренний конфликт человека и составляет основную тему трагедии «Макбет».

Тема власти и зеркального отражения зла. Власть - вот самое притягательное в эпоху, когда еще в полной мере не осознана сила золота. Власть - вот то, что в эпоху социальных катаклизмов, которыми был отмечен переход от средневековья к новому времени, может дать сознание уверенности и прочности, предохранить от того, чтобы человек стал игрушкой в руках капризной судьбы. Ради власти человек тогда шел на риск, на авантюру, на преступление.

Исходя из опыта своей эпохи, Шекспир пришел к сознанию, что страшная сила власти губит людей не меньше, чем сила золота. Он проник во все изгибы души человека, который охвачен этой страстью, заставляющей его ни перед чем не останавливаться для осуществления своих желаний. Шекспир показывает, как властолюбие уродует человека. Если прежде его герой не знал предела в своей храбрости, то теперь он не знает предела в своих честолюбивых стремлениях, которые превращают великого полководца в преступного тирана, в убийцу.

Шекспир дал в «Макбете» философское истолкование проблемы власти. Полна глубокой символики та сцена, где леди Макбет замечает свои окровавленные руки, с которых уже никак нельзя стереть следы крови. Здесь обнажается идейно-художественный замысел трагедии.

Кровь на пальцах леди Макбет - это кульминационный момент развития основной темы трагедии. Власть добывается ценой крови. Трон Макбета стоит на крови убитого короля, и ее не смыть с его совести, как и с рук леди Макбет. Но этот частный факт переходит в обобщенное решение проблемы власти. Всякая власть покоится на страданиях народа, хотел сказать Шекспир, имея в виду общественные отношения своей эпохи. Зная исторический опыт последующих столетий, можно отнести эти слова к собственническому обществу всех эпох. В этом глубокий смысл трагедии Шекспира. Путь к власти в буржуазном обществе - кровавый путь. Недаром комментаторы и текстологи указывали, что слово «кровавый» так много раз употребляется в «Макбете». Оно как бы окрашивает все происходящие в трагедии события и создает ее мрачную атмосферу. И хотя эта трагедия заканчивается победой светлых сил, торжеством патриотов, поднявших народ на кровавого деспота, но характер изображения эпохи таков, что заставляет поставить вопрос: а не повторится ли история? Не найдутся ли другие Макбеты? Шекспир так оценивает новые буржуазные отношения, что ответ может быть только один: никакие политические перемены не гарантируют, что страна снова не будет отдана во власть деспотии.

Настоящая тема трагедии - тема власти, а не тема беспредельных, необузданных страстей. Вопрос о природе власти является существенным и в других произведениях - в «Гамлете», в «Короле Лире», не говоря уже о хрониках. Но там он вплетается в сложную систему других социально-философских проблем и не был поставлен, как кардинальная тема эпохи. В «Макбете» проблема власти встает во весь рост. Она определяет развитие действия в трагедии.

Трагедия “Макбет” - это, пожалуй, единственная пьеса Шекспира, где зло всеобъемлюще. Зло превалирует над добром.. Добро кажется лишённым своей всепобеждающей функции, в то время как зло теряет свою относительность и приближается к абсолюту. Зло в трагедии Шекспира представлено не только и не столько тёмными силами, хотя они тоже присутствуют в пьесе в образе трёх ведьм. Всепоглощающим и абсолютным зло постепенно становится лишь тогда, когда оно поселяется в душе Макбета. Оно разъедает его ум и душу и разрушает его личность. Причиной его гибели является, в первую очередь, это саморазрушение и уже во вторую усилия Малькома, Макдуфа и Сиварда. Шекспир рассматривает в трагедии анатомию зла, показывая различные стороны этого явления. Во-первых, зло предстаёт феноменом, противоречащим человеческой природе, что отражает взгляды на проблему добра и зла людей эпохи Возрождения. Зло предстаёт также в трагедии силой, разрушающей естественный мировой порядок, связь человека с Богом, государством и семьёй. Другое свойство зла, показанное в “Макбете”, также, как и в “Отелло” - это его способность воздействовать на человека через обман. Таким образом, в трагедии Шекспира “Макбет” зло всеобъемлюще. Оно теряет свою относительность и, превалируя над добром – его зеркальным отражением, приближается к абсолюту. Механизмом воздействия сил зла на людей в трагедиях Шекспира “Отелло” и “Макбет” является обман. “Макбете” эта тема звучит в главном лейтмотиве трагедии: “Fair is foul, and foul is fair” .Зло всеобъемлюще и в образной сфере трагедии, о чём свидетельствуют развитие главного лейтмотива пьесы “Fair is foul, and foul is fair”, преобладание в трагедии мрачных, зловещих образов таких, как ночь и темнота, кровь, образов ночных животных, являющихся символами смерти (ворон, сова), образов растений и отталкивающих животных, ассоциирующихся с колдовством и магией, а также присутствие в пьесе визуальных и слуховых образов-эффектов, создающих атмосферу таинственности, страха и смерти. Взаимодействие образов света и тьмы, дня и ночи, а также природные образы отражает борьбу добра и зла в трагедии.

Проблема ренессансного человека или проблема времени в «Гамлете». Конфликт и система образов. «Трагическая история о Га́млете, принце датском» (англ. The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke) или просто «Га́млет» - трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551 слов.

Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Часть исследователей связывают латинское имя Amletus с исландским словом Amloði (amlóð|i m -a, -ar 1) бедняга, несчастный; 2) халтурщик; 3) дурак, болван.

Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида Испанская трагедия.

Наиболее вероятная дата сочинений и первой постановки 1600-01 (театр «Глобус», Лондон). Первый исполнитель заглавной роли - Ричард Бёрбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета.

Трагедия «Гамлет» написана Шекспиром в эпоху Возрождения. Основной идеей Возрождения стала идея гуманизма, человечности, то есть ценности каждого человека, каждой человеческой жизни самой по себе. Время Ренессанса (Возрождения) впервые утвердило идею о том, что человек имеет право на личный выбор и на личную свободу воли. Ведь ранее признавалась только воля Бога. Еще очень важной идеей Возрождения стала вера в большие возможности человеческого разума.

Искусство и литература в эпоху Ренессанса выходят из-под неограниченной власти церкви, ее догматов и цензуры, и начинают размышлять над «вечными темами бытия»: над загадками жизни и смерти. Впервые возникает проблема выбора: какое вести себя в тех или иных ситуациях, что является правильным с точки зрения человеческого разума и морали? Ведь люди уже не довольствуются готовыми ответами религии.

Гамлет, принц датский, в эпоху Возрождения стал литературным героем нового поколения. В его лице Шекспир утверждает ренессансный идеал человека могучего ума, сильной воли. Гамлет способен в одиночку выйти на борьбу со злом. Ренессансный герой стремится изменить мир, влиять на него, и чувствует в себе силы сделать это. До Шекспира героев такого масштаба в литературе не существовало. Поэтому история Гамлета стала «прорывом» в идейном содержании европейской литературы.

Конфликт в трагедии «Гамлет» произошел между Гамлетом и Клавдием. Причиной этого конфликта было то, что Гамлет оказался лишним в обществе, и Клавдий хотел избавиться от него. Гамлет слишком любил правду, а окружающие его люди были лгунами. Это одна из причин нена­висти Клавдия к Гамлету. После того, как Гамлет узнал, что Клавдий убил его отца, он решил отомстить. Конфликт между Гамлетом и Клавдием на­столько силен, что мог закончиться лишь смертью кого-либо из них, но Гамлет единственный справедливый человек, а могущество находилось на стороне Клавдия.

Но стремление к справедливости и скорбь по умершему отцу помогли Гамлету одержать верх. Хитрый и лживый король был убит.

Центральный образ в трагедии Шекспира – образ Гамлета. С самого начала пьесы понятна главная цель Гамлета – месть за жестокое убийство его отца. В соответствии со средневековыми представлениями – это обязанность принца, но Гамлет – гуманист, он человек нового времени и его утонченная натура не приемлет жестокую месть и насилие.

Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через кротость девушки к искреннему сочувствию. Но и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом, и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаерт, Клавдий (который, видев свою очевидную «негативность», все же мучается укорами совести…).

Каждый из героев произведения Вильяма Шекспира воспринимается читателем неоднозначно. Даже образ Гамлета можно воспринимать как слабого человека (разве в нашем современном мир, частично воспитанном на комиксах и фильмах сомнительного качества, тот кто не выглядит супергероем в борьбе со злом, не кажется слабым?), а можно – как человека чрезвычайного ума и жизненной мудрости. Невозможно дать однозначную оценку образам Шекспира, но я надеюсь, что осмысление их и формируется со временем в сознании каждого, кто читал это величественное произведение, и поможет дать собственный ответ на вечное шекспировское «быть или не быть?».

К вечным произведениям относится трагедия У. Шекспира “Гамлет” , созданная во второй период творчества драматурга (1600-1601 гг.). Однако история датского принца была известна в ли тературе давно. Первая запись легенды о Гамлете была сделана ещё в XIII веке Самсоном Грамматиком, существовала и не сохранившаяся до нашего времени пьеса о Гамлете, написанная старшим современником Шекспира Томасом Кидом. Шекспир использовал в своей трагедии старый сюжет, но наполнил его новым содержанием.


В “Гамлете” конфликт разворачивается на двух уровнях — внешнем (противостояние и противоборство действующих лиц трагедии) и внутреннем, психо логическом, который проявляется в столкновении противоположных чувств и намерений в душе героя.

Внешний конфликт — столкновение принца Гамлета и короля Клавдия. В их противостоянии можно выделить несколько сторон: личную, нравственную, социальную и историко-фило софскую. Личная сторона внешнего конфликта заключается в том, что любящий сын Гамлет стремится наказать Клавдия как убий цу своего отца и соблазнителя своей матери.

Гамлет, студент Виттенбергского университета, получает известие о смерти отца и возвращается на родину. Официальная версия смерти короля — укус змеи, которая ужалила его, когда Гамлет -отец отдыхал в са ду. Но в Дании принц начинает сомневаться в правдивости этой версии. С самого начала он ощущает, что в королевском замке неблагополучно, что в мире что-то не так, что все человеческие связи и отношения перепутались . Принц потрясён новым, поспешно заключённым браком матери с Клавдием, братом её первого мужа. Он ожидал увидеть безутешную вдову отца, а видит счастливую жену дяди. Размышляя над этой ситуацией Гамлет горестно и недоуменно восклица ет:

Как это всё могло произойти? Два месяца, как умер... Двух не будет. Нет месяца! И целы башмаки, В которых гроб отца сопровождала В слезах...

Ощущение неблагополучия вскоре получает подтверждение в сообщении офицеров стражи, от которых принц узнает, что уже несколько раз в полночь перед королевским замком появлялся призрак его отца “в воору женьи с ног до головы”. Считалось, что появление царственного призрака — это знак неблагополучия и грядущих бедствий для страны.

Гамлет противопоставлен Клавдию не только как любящий сын убийце отца, но и как человек высоких моральных принципов аморальному властолюбцу. Он чтит своего отца прежде всего как человека:

Он человек был в полном смысле слова.

Принц неуютно чувствует себя в Дании, он презирает раболепство придворных, их стремление угодить новому королю. Придворные в Эльсиноре демонстрируют полное моральное разложение: они там шпионят, предают: Полоний следит за Гамлетом, а за собственным сыном поручает следить своему слуге. Королева Гертруда предала память о своём первом достойном муже, выйдя замуж за его брата практически сразу после похорон. Гамлет, сравнивая двух королей, говорит о Клавдии: “этот жирный сгусток мяса…”

Полоний вынуждает Офелию предать Гамлета: она должна сыграть роль приманки и выведать заветные мысли принца, во время свидания молодых людей Полоний и Клавдий подслушивают.

В трагедии У. Шекспир изображает падение нравов: Розенкранц и Гильденстерн, университетские друзья принца, соглашаются передать Гамлета в руки палача. Эти герои символизируют беспринципность и карьеризм: ради возвышения при дворе они готовы способствовать убийству своего товарища. Гамлет сравнивает их с губкой, которая впитывает мнение короля. Когда это мнение нужно будет поменять, их достаточно выжать, и они станут впитывать другие суждения. Шекспир не случайно изобразил двух героев, подчеркнув, что предательство и карьеризм не являются в Эльсиноре исключительными, людей, подобных этим двум, много. Их место занимает Озрик, придворный, готовый на любую подлость ради достижения высокой должности.

Клавдий и Гамлет противопоставлены и в социальном плане: принца любит народ, он легко находит взаимопонимание с простыми людьми: актёрами, могильщиками, пираты пощадили его (об этом он сообщает в письме к Горацио). Поэтому Клавдий не может уничтожить принца в Дании, опасаясь народных волнений. Гамлет воспринимает короля как символ социального зла. После разговора с Призраком он думает не только о личной мести, но и о том, как восстановить справедливость:

Век расшатался — и скверней всего,

Что я рождён восстановить его!

Герой смел, деятелен, способен на решительные поступки (разговор с Призраком), прозорлив (он понимает, с какой целью его отправляют в Англию, и находит путь к спасению). Гамлет умелый фехтовальщик, он постоянно упражняется в этом искусстве и демонстрирует своё умение в поединке с Лаэртом.

Шекспир изобразил своего героя как всесторонне развитую личность и носителя гуманистических идеалов. Но после возвра щения в Данию взгляды принца меняются его гуманистические представления о мире и человеке переживают кризис. В разговоре с Розенкранцем и Гиль денстерном сразу после их появления в Эльсиноре Гамлет расска зывает, что раньше он считал землю цветником мирозданья, небо — царствен ным сводом; теперь они кажутся ему бесплодной скалой и скопле нием вредных вонючих паров. Изменилось его представление о человеке. Раньше принц считал его чудом природы, теперь — лишь горсточкой праха.

Судьба Гамлета, изменение его взглядов отражают кризис гума нистических представлений, столкнувшихся с исторической реаль ностью начала XVII в. Дания изображена драматургом как абсолютистское государство, а Клавдий — как абсолютный монарх, правитель нового типа. Отец Гамлета придерживался старых феодальных норм, ре шая споры с другими королями в рыцарских поединках. Клавдий использует дипломатическое давление, государственную машину. Деятельность Клавдия как короля обрисована Шекспиром доста точно бегло. Однако она успешна. При помощи дипломатии Клавдию удаётся раз решить давний территориальный спор между Данией и Норвегией, который прежний король пытался решить при помощи рыцарского поединка с королем Норвегии. За тем образом правле ния, который Клавдий создает в Дании, — будущее. Но этот новый мир Клавдия полон подлости и вероломства. В нём нет места гуманистическим идеалам, которые так важны для Гамлета. Принц не может победить ход исто рии, его попытки исправить век безнадежны. В решении своей глав ной задачи — борьбы с мировым злом — шекспировский герой обре чён на поражение.

Трагедия Гамлета — в его одиночестве. Принц выступает не только против Клавдия, но и против всего придворного общества, которое активно поддерживает короля. К лагерю противников Гам лета принадлежат Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Озрик, отчасти королева и Офелия. На его стороне находятся только Го рацио и офицеры стражи, которые являются достаточно пассивны ми персонажами. Симпатии народа к Гамлету в трагедии не получают конкретного воплощения.

Обречённость борьбы Гамлета определяет внутренний, психологический конфликт трагедии, который разворачивается в душе героя. Гам лет человек мыслящий, способный постигат ь суть явлений. Он хорошо знает свой мир и понимает, что со смертью Клавдия ничего не изменится, мир не станет совершенным. О со знание бесплодности борьбы удерживает его от действий. Но как человек благород ный Гамлет не может примириться с окружающим злом, борьба с ним является его внутренней потребностью. В душе героя сталкиваются ярко вы раженное стремление исправить мир и ясное понимание того, что все усилия, направленные на это, будут напрасны. В столкновении жажды деятельности и понимания её обреченности заключается внутренний конфликт пьесы, который усиливает её трагическое звучание .

Гамлета часто упрекали в медлительности, нерешительности, отсутствии воли. Имея серьёзные причины для борьбы с Клавдием и его миром, принц медлит, колеблется, прежде чем начать действовать. Во-первых, принц не вполне до веряет словам Призрака и не начинает действовать, пока поведение Клавдия во время придворного спектакля (сцена Мышеловка ) не доказывает его винов ность. Во-вторых, медлительность принца объясняется его пониманием того, что победить мировое зло он не может. Сам Гамлет хорошо понимат : “Так трусами нас делает сознанье”.

Английский драматург отразил в своей пьесе вечную ситуацию выбора между отказом от идеалов и жизнью или борьбой за них, ко торая неминуемо ведёт к гибели. Если бы Гамлет примирился с Клавдием и его миром, он остался бы, но погиб как личность. Борьба со злом приводит героя к физической гибели, но он сохраняет верность своим идеалам. Выбор между отказом от борьбы и борьбой, который означает выбор между жизнью и смертью, труден для героя, трудность выбора объясняет колебания и медлительность принца. Величие Гамлета, значение шекспировской трагедии для последующих поколений за ключается в том, что несмотря на все свои сомнения Гамлет выбирает борьбу.


Этот образ оказался необычайно привлекательным для художников последующих эпох: к нему обращался И. С. Тургенев в повести “Гамлет Щигровского уезда”, в статье “Гамлет и Дон-Кихот”. Особенным вниманием пользовался этот герой у русских поэтов: А. Григорьева, А. Блока, М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого. Конечно же, каждый из них давал свою трактовку этого вечного образа. Имя Гамлета стало символом человека, исполненного внутренних противоречий.
© Елена Исаева
противоречий и сомнений.

II семестр

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

УРОК № 65

Тема. Философская проблематика трагедии Шекспира «Гамлет»

Цель: определить философские проблемы, поднятые в трагедии «Гамлет»; проанализировать инсценированные отрывки; устанавливать межпредметные связи; развивать творческие способности; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: реквизит для инсценировки; тексты трагедии «Гамлет»; репродукция картины Е. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище».

Увы, бедный Йорик!

В. Шекспир

ХОД УРОКА

I. Франко так писал о трагедии Шекспира: «“Гамлет” является не только наиболее личной, но также наиболее філософічною драмой Шекспира. Герой трагедии - мыслитель, а события трагедии подталкивают его мнению разборка важнейших, самых тяжелых вопросов о цели существования, о ценности жизни, о природе нравственных понятий и социального строя».

Поэтому и мы сегодня, вслед за Гамлетом, попробуем выяснить поставленные Шекспиром вопрос, и, возможно, найдем на них ответы.

II. Обобщение и систематизация изученного

Отрывок первый

Рука ненатруджена, всегда чувствительнее... »

Второй могильщик (копает и поэт)

В дни молодой любви, любви,

Я думал - милей всего

Коротать часы - ох! - с огнем - ух! - в крови,

Я думал - нет ничего.

Гамлет

Или этот молодец не чувствует, чем он занят,

что он поет, роя могилу?

Горацио

Привычка превратила это для него

в самое простое дело.

Гамлет

Так всегда, рука, которая мало трудится,

всего чувствительнее.

Первый могильщик (поет)

Но старость, крадучись, как вор,

Взяла своей рукой

И увезла меня в страну,

Как будто я не был такой.

(Выбрасывает череп.)

Гамлет

У этого черепа был язык, и он мог петь когда-то; а этот мужик швыряет его оземь, словно это Каинова челюсть, того, что совершил первое убийство!

Может быть, это башка какого-нибудь политика, которую вот этот осел теперь перехитрил; человек, который готов был провести самого господа бога,- разве нет?

Горацио

Возможно, принц.

Гамлет

Или придворного, который говорил: «Доброе утро, дражайший государь мой! Как вы себя чувствуете, всемилостивейший государь мой?» Быть может, что государь мой Такой-то, который хвалил лошадь государя моего Такого-то, рассчитывая ее выпросить, - разве нет?

Горацио

Да, мой принц.

Гамлет

Вот именно; а теперь это - государыня моя Гниль, без челюсти, и ее стукает по крышке заступ могильщика; вот замечательное превращение, если бы только мы обладали способностью его видеть. Разве так дешево стоило вскормить эти косты, что только и остается играть и в рюхи? Моим костям больно от такой мысли.

Первый могильщик (поет)

Лопата и кирка, кирка,

И саван бел, как снег;

Ах, довольно яма глубока,

Чтоб гостю был ночлег.

(Выбрасывает еще череп.)

Гамлет

Вот еще один. Почему бы ему не быть черепом какого-нибудь законоведа? Где теперь его крючки и каверзы, эго казусы, эго кляузы и тонкости? Почему теперь он позволяет этому грубому мужику хлопать эго гряВНОй лопатой по затылку и не грозится привлечь его за оскорбление действием? Хм! Быть может, в свое время этот молодец был крупным скупщиком земель, со всякими закладными, обязательствами, купчими, двойными поручительствами и взысканиями; неужели все эго купчие и взыскания только к тому и привели, что его землевладельческая башка набита гряВНОй землей? Неужели все его поручительства, даже двойные, только и обеспечили ему из всех его приобретений что длину и ширину двух рукописных крепостей? Даже эго земельные акты вряд ли уместились бы в этом ящике; а сам обладатель только это и получил?

Горацио

Ровно столько, мой принц.

Отрывок второй

«О, бедный Йорик!»

Гамлет

Сколько времени человек пролежит в земле,

пока не сгниет?

Первый могильщик

Да что же, если он не сгнил раньше смерти - ведь нынче много таких гнилых покойников, которые и похороны едва выдерживают,- так он вам протянет лет восемь, а то и девять лет; кожевник, тот вам протянет девять лет.

Гамлет

Почему же он дольше остальных?

Первый могильщик

Да шкура у него, сударь, вот ремесла такая дубленая, что долго не пропускает воду; а вода, сударь, великий разрушитель для такого собачьего мертвеца. Вот еще череп; этот череп пролежал в земле двадцать лет и три года.

Гамлет

Чей же это?

Первый могильщик

Сумасброда одного собачьего; по-вашему, это чей?

Гамлет

Право, не знаю.

Первый могильщик

Чума его разнеси, шалопая сумасбродного! Он мне однажды бутылку ренского на голову вылил. Вот этот самый череп, сударь, это - череп Йорика, королевского шута.

Гамлет

Этот?

Первый могильщик

Этот самый.

Гамлет

Покажи мне. (Берет череп.) Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раВНОсил меня на спине; а теперь - как отвратительно мне это себе представит! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселье, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом; посмеши ее этим.- Прошу тебя, Горацио, скажи мне одну вещь.

Горацио

Какую, мой принц?

Гамлет

Как ты думаешь, у Александра был вот такой же

вид в земле?

Горацио

Точно такой.

Гамлет

И он так же пахнул? Фу! (Кладет череп наземь.)

Горацио

Совершенно так же, мой принц.

Гамлет

На какую низменную потребность можем мы уйти, Горацио! Почему бы воображению не проследить благородный прах Александра, пока оно не найдет его затыкающим бочечную дыру?

Горацио

Рассматривать так - значило бы рассматривать слишком пристально.

Гамлет

Нет, право же, ничуть; это значило бы следовать за ним с должной скромностью и притом руководясь вероятностью; например, так: Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину, и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнут пивную бочку?

Государственной Цезарь, обращенный в тлен,

Пошел, быть может, на обмазку стен.

Персть, целый мир страшившая вокруг,

Латает щели против зимних вьюг!

Но тише! Отойдем! Идет король.

2. Беседа по содержанию инсценированных отрывков

Отрывок первый

Поражающая Гамлета на кладбище? (То, что копатель могил поет во время своей работы.)

Как, по мнению принца, он должен был себя вести? (С уважением к умершим, сдержанно, без песен.)

Почему копатель могил оправдан Гамлетом? (Он объясняет себе это поведение тем, что копатель привык к особенностям своей работы.)

О чем размышляет Гамлет, увидев черепа, выкопанного из земли? (О том, кем мог быть этот человек по жизни; выражает сожаление, что после смерти человек теряет все.)

Объясните название инсценированного отрывка. (Гамлет оправдывает копача словами: «Рука, что ненатруджена, всегда чувствительнее», объясняя, что цинизм могильщика связан с многолетней работой в таких условиях. А мозоли могут возникнуть не только на руках, но и на душе, если человек живет среди зла или горя. Гамлет чувствителен к человеческому горю и поражен тем, во что превращается человек после смерти.)

Отрывок второй

Объясните слова копатели могил о тех покойников, которые сгнили раньше смерти». (Не впервые в трагедии встречаются слова, обозначающие гниль - это проявление высшей степени испорченности, неспособности жить полеВНОй и радостной жизнью.)

Как характеризует Гамлет Йоріка, королевского шута? (Принц вспоминает время, проведенное с Йоріком, с грустью, вспоминает его как веселую, остроумную, творческого человека. Гамлет поражен тем, что держит в руках его череп - все, что осталось от Йоріка.)

Йорик - только королевский шут. Гамлет размышляет о судьбе «сильных мира сего». К каким выводам он приходит? (Гамлет приходит к выводам, что и большие, и обычные люди имеют один конец: после смерти они превращаются в прах, землю. И даже Александр Великий не исключение, и теперь часть его может находиться в бочке из-под вина.)

3. Философские проблемы в трагедии Шекспира

Трагедию «Гамлет» называют философским, потому что в ней затронуты проблемы, связанные с основами человеческого бытия.

Совокупность проблем в произведении называют проблематикой.

Определим, какие вопросы (проблемы) нарушает автор трагедии.

Проблема жизни и смерти является лейтмотивом всей пьесы. Большинство героев произведения умирают, почти все из них рассуждают о смерти и жизни. Важным моментом для осознания скоротечности человеческой жизни есть сцены на кладбище.

Проблема борьбы и бездействия

Что лучше: смириться или бороться со злом? А бывает ли добро с кулаками? Не превращается ли оно в это время на зло? Больше вопросов, чем ответов.

Проблема любви и предательства

Измена - понятие, которое присутствует в пьесе почти постоянно. На предателей и шпионов превращаются даже близкие для Гамлета люди. Почему королева изменяет память отца Гамлета, Офелия - Гамлет, Клавдий - брата, Розенкранц и Гильденстерн - друга?

Ясно одно: настоящая любовь и измена несовместимы.

Худ. Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище

III. Итоги урока

Составить сенкан на тему «Трагедия “Гамлет”» (И вариант) или «Гамлет» (II вариант).

умный, благородный,

думает, борется, умирает,

одинокий борец со злом,

мыслитель-герой.

IV. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «В чем трагедия Гамлета?»

Материал для написания сочинения

Сочинение-размышление отличается от других произведений своим построением и содержанием.

Во вступлении нужно высказать точку зрения на вопрос (тему) - общепринятую или ту, что принадлежит известному человеку.

В основной части необходимо высказать ваше мнение по данному вопросу (согласны или не согласны) и привести доказательства, аргументы, подтверждающие справедливость вашей позиции. В заключении подводите итоги защиты вашего мнения относительно раскрытия вопроса «В чем трагедия Гамлета?»

Цитаты для использования в произведении (по желанию учащихся)

«“Гамлет” - это художественное произведение, а не трактат; не поучительная история, а драма о том, как открывается человеку жизнь в ее найтрагічнійших проявлениях». (А. Анікст)

«Трагедия Гамлета является трагедия познания человеком зла». (А. Анікст) «Гамлет не мог решить вопрос. Величие его заключается в том, что этот вопрос был им поставлен». (М. Морозов)

«Величие и трагизм Гамлета порожденные разрывом между долгом мыслителя и борца». (С. Нельс)

«Гамлет уверен, что печальная повесть о его жизни нужна людям - как урок, предостережение и призыв... Своей судьбой он свидетельствует о трагические противоречия истории, тяжелую, но все более упорную работу по очеловечиванию человека. И доказывает особое значение мужественной индивидуальной жертвы трагических обстоятельств». (М. Урнов)

«От природы Гамлет человек сильный: его желчная ирония, его мгновенные вспышки, его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая ненависть к дяде - все это свидетельствует об энергии и величие души». (В. Г. Белинский)

«Гамлет - синтетический портрет гуманистов эпохи Шекспира». (М. Морозов)

Жил и творил на рубеже XVI–XVII веков. Его творчество делится на несколько этапов. Ранний период отражает мировоззрение эпохи Возрождения и является воплощением гуманизма. Пьесы первого периода наполнены оптимизмом, радостью жизни, содержат элемент сказочной фантастики (пьеса «Двенадцатая ночь»). Наступивший XVII век принес с собой настроение подавленности, ужесточение власти церкви, костры инквизиции, упадок в литературе и искусстве. В творчестве Шекспира появляются мрачные исторические хроники («Ричард III», «Генрих IV»), трагедия «Макбет», в которых выведена целая галерея злодеев и тиранов.
В знаменитой пьесе Шекспир отразил трагедию гуманизма в современной ему Англии. Чтобы не вызвать нападок властей, Шекспир переносит место действия своей пьесы в Данию, в королевство Эльсинор. В произведении Шекспир переработал сюжет староанглийской пьесы о принце Гамлете. Но в своей пьесе автор поставил сложные вопросы современности и попытался их решить.
Гамлет – принц Датский – замечательный образ гуманиста, столкнувшегося с враждебным миром средневекового мышления. Вероломное убийство отца раскрывает перед Гамлетом все зло, царящее в стране. Обязанность отомстить за короля превращается для принца в общественный долг, в большую и трудную задачу. Гамлет ощущает себя наследником престола, который должен навести порядок в королевстве: «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его!»
Однако в борьбе с врагами Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездействие. В старой критике был широко распространен ложный взгляд на Гамлета как на слабовольного человека, мыслителя и созерцателя, неспособного к действию. Но Гамлет, как просвещенный человек и гуманист, хочет сначала убедиться в виновности своего дяди Клавдия, а затем уже мстить. Гамлет вернулся из Виттенбергского университета, он страстно любит искусство, театр, пишет стихи. В его уста Шекспир вкладывает глубокую мысль о реализме в искусстве.
Принц Гамлет – человек критической мысли. Эта черта была ярко выражена в эпоху Возрождения. Сообщение о смерти короля Гамлет не принимает на веру, как это сделал бы человек со средневековым мировоззрением. Он придумывает способ узнать правду. Принц пишет пьесу для труппы бродячих актеров и занимается ее постановкой. Содержание пьесы точно воспроизводит картину убийства его отца. По реакции королевы Гертруды и Клавдия Гамлет убеждается в правоте своих подозрений. Он проницателен и глубоко анализирует явления, с которыми сталкивается.
В образе Гамлета показана мощная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он горячо любит отца, гибель которого вместе с позорным браком матери вызывают в нем беспредельную боль и гнев. Гамлет любит Офелию, но разочаровывается в ней. Его жестокость и оскорбительные слова в обращении с девушкой свидетельствуют о силе его любви и разочарования.
Принц благороден и исходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Он видит в людях сначала хорошие черты. Именно отсюда его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и злодейства.
Гамлет способен на большую и верную дружбу. Ему чужды феодальные предрассудки. Людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают. Единственным его другом оказывается бедный студент Горацио. Гамлет презирает придворных-царедворцев, но дружески и радостно встречает людей искусства – нищих актеров. Гамлета любит народ. Об этом с тревогой говорит король Клавдий.
Гамлету свойственны сила воли, способность увлекаться борьбой, также характерная для людей эпохи Возрождения. Разгадав замысел своих врагов, он говорит матери, что согласен вступить в бой с ними. Высказывания его весьма решительны. Гамлет способен на смелые поступки. На корабле, когда его везут в Англию на смерть, он с молниеносной находчивостью изобретает способ спастись и вместо себя послать на казнь предателей.
Гамлет – человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений. В результате глубоких размышлений он приходит к мрачным выводам. Он называет мир «буйным садом, плодящим лишь дикое и злое семя». Принц заявляет, что «Дания – тюрьма, и весь мир – тюрьма». В знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет высказывает сомнения в ценности самой жизни, он перечисляет различные бедствия человека, рисует нравы общества, где царят гнет и несправедливость. Трагедия Гамлета в том, что он одинок. Он не в силах противостоять системе, в которой ведущими являются отношения злобы и ненависти.
Образ Гамлета намного опередил свое время. Проблемы, которые поднимаются в пьесе, до сих пор не решены человечеством. Трагедия Шекспира сохраняет свою актуальность и остроту и в наши дни. Она с успехом идет на сценах лучших театров мира.

Проблематика

Проблема нравственного выбора

Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни человек руководствуется высшими, благородными порывами, он, скорее всего, не решится на антигуманный и преступный шаг, не нарушит известные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д. Однако в трагедии Шекспира «Гамлет» мы становимся свидетелями несколько иного процесса. Главный герой в порыве мести убивает нескольких человек, его поступки вызывают неоднозначные чувства, но осуждение в этом ряду стоит на последнем месте.

Узнав о том, что его отец пал от руки злодея Клавдия, Гамлет встает перед сложнейшей проблемой выбора. Знаменитый монолог «Быть иль не быть?» воплощает душевные сомнения принца, совершающего сложный нравственный выбор. Жизнь или смерть? Сила или бессилие? Неравная борьба или позор малодушия? Такие сложнейшие вопросы пытается разрешить Гамлет.

Известный монолог Гамлета показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных - все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что «Дания - это тюрьма» и «век расшатался». Отныне главный герой остается один на один с ханжеским миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.

Гамлет постоянно ощущает противоречие: его сознание ясно говорит, что он должен сделать, но ему не хватает воли, решимости. С другой стороны, можно предположить, что отнюдь не отсутствие воли оставляет Гамлета долгое время без действия. Недаром тема смерти постоянно возникает в его рассуждениях: она находится в прямой взаимосвязи с осознанием бренности бытия.

Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим. Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец.

Поиск смысла жизни и смерти

Монолог «Быть или не быть» демонстрирует нам, что в душе Гамлета происходит огромная внутренняя борьба. Все происходящее вокруг настолько тяготит его, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти: что она такое - сон или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь?

«Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом?» (5, с.44)

Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей вернуться в реальность и не помышлять о «безвестном крае, откуда нет возврата».

Несчастная любовь

Отношения Офелии и Гамлета образуют самостоятельную драму в рамках великой трагедии. Почему любящие друг друга люди не могут быть счастливы? В «Гамлете» отношения между любящими разрушаются. Месть оказывается препятствием для единения принца и любимой им девушки. В «Гамлете» изображена трагедия отказа от любви. При этом роковую роль для любящих играют их отцы. Офелии отец приказывает порвать с Гамлетом, Гамлет рвёт с Офелией, чтобы всего себя отдать мести за отца. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинять боль Офелии и, подавляя жалость, беспощаден в своём осуждении женщин.

Анализ поэмы "Медный всадник"

Одним из основных вопросов творчества А.С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема "маленького человека". Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему...

Анализ произведения Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства...

Анализ романа У. Эко "Имя розы"

События в романе наталкивают нас на мысль, что перед нами детектив. Автор с подозрительной настойчивостью предлагает именно такое истолкование. Лотман Ю. пишет, что «уже то...

Основные жанровые особенности руской повести 40-х годов.

Теперь перейдем к литературной проблематике направле-ния. Направление -- это прежде всего творческое единство пи-сателей. Направление на зачаточной стадии может сущест-вовать стихийно, без ясно осознанной и сформулированной программы...

Проблематика и поэтика лирико-философской повести И.А. Бунина "Митина любовь"

бунин герой любовь жанровый При анализе проблематики данной повести мы опирались на работы А. Волкова, О. В. Сливицкой. Проблематика повести тесно переплетена с образами главных героев...

Проблематика и поэтика цикла стихотворений Б. Пастернака "Когда разгуляется" (импрессионистические тенденции)

Концепция времени. "…Хочу понять <…>, как Пруст нашел потерянное время…". "Я мир трущоб избрал жилищем…". Особенности поэтики цикла: Метафора. Элементы импрессионистической техники...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

1. Перехід до індустріального суспільства, капіталізму (масштабне капіталістичне сільськогосподарське виробництво перетворює вільного землевласника до становища безликого і безсловесного придатку машини. З однієї сторони - Джоуди...

Роль эпиграфа в романе Грэма Грина "Комедианты"

грин художественный комедианты эпиграф В «Комедиантах» (1966) писатель подвергает беспощадной критике реакционные режимы, в том числе тот, который установлен с помощью США на Гаити...

Роман Дж. Д. Селінджера "Над прірвою в житі"

Холден не розуміє міркувань свого кращого вчителя, застерігає про безодні, що звилася перед молоддю: "Безодня, в яку ти летиш, - жахлива прірву, дуже небезпечна. Той, хто в неї падає, ніколи не відчує дна. Він падає, падає без кінця. Це буває з людьми...

Сравнительный анализ "Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А.Н. Толстого

Впервые сказка итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио. История одной марионетки", увидевшая свет в 1883 году, была переведена на русский язык в 1906 году и опубликована в журнале "Задушевное слово"...

Тема народа в романе "Война и мир"

Огромное количество статей и книг написано о романе «Война и Мир». Но основными проблемами были и остаются: композиция и жанр, «мысль народная», историческая правда в романе и основные образы...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость - важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби...

Трагедия Шекспира "Гамлет"

Проблема нравственного выбора Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора...

Традиции жанра антиутопии в западной литературе

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора...

Художественные особенности антиутопии Е. Замятина "Мы"

Две основные проблемы, которые поднимаются в данном произведении - это влияние развития техники на человечество, а так же проблема «тоталитаризма». Остальные проблемы уже являются порождением, последствием этих двух. Рассмотрим...



Последние материалы сайта