Народные промыслы и ремесла Татарстана и татары в диаспорах. Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву Семейно-бытовые традиции и обряды

11.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В мае 2010 года Татарстан отметит свой юбилей. Вот уже 90 лет народ нашей республики достойно творит историю родного края и хранит традиции отцов. В последнее десятилетие особое внимание уделяется возрождению народных промыслов.

В Казани с каждым годом выявляется все больше мастеров и любителей вышивки, бисероплетения, кожевенного дела. Для их объединения и юридической поддержки в 2002 году была создана Палата ремесел РТ. Инициатор ее создания и директор, Нури Мустафаев, делится воспоминаниями.

В 1998 году, будучи заместителем министра экономики РТ и директором департамента малого и среднего бизнеса, я заметил, что часть представителей бизнеса занимаются выпуском сувенирной продукции. Фабрики и комбинаты, выпускавшие ранее продукцию традиционных промыслов, в 90-е годы разорились. Снизилась покупательская способность, рынки были уничтожены, была потеряна поддержка государства. Тем не менее, остались энтузиасты. Тогда мы с рабочей группой обратились в правительство РТ с просьбой учредить Художественный совет и подготовить программу господдержки народных промыслов и ремесел. Правительство пошло нам навстречу. В Художественный совет вошли Зиля Валеева, Гузель Сулейманова, ведущие эксперты Министерства культуры, музеев. Программу мы разрабатывали совместными усилиями, она была принята 30 декабря 1999 года. Она предусматривала создание инфраструктуры государственной поддержки народных промыслов. Ведь художнику некуда было обратиться, чтобы представить свой продукт на экспертизу, получить консультацию, заручиться поддержкой государства хотя бы в виде материальной помощи по оплате выставочных мероприятий. Палата ремесел - один из шагов реализации этой программы.

- Нури Амдиевич, как вы искали мастеров?

По выпускаемой продукции, по публикациям в СМИ, призывали их обращаться в департамент поддержки предпринимательства. Первоначально в Палату входило 43 человека. На сегодняшний день насчитывается 380 членов-мастеров, художников, ремесленников различных направлений. Они изготовляли свои работы с применением татарских и русских традиционных орнаментов, форм, которые ярко свидетельствуют: это продукт Республики Татарстан, его сделали наши люди.

Первым серьезным шагом стало издание книги «Татарский народный орнамент». Книга стала базовой для многих мастеров, она представляет собой историю татарского народного орнамента с архаичных времен до наших дней. Затем был издан каталог с фотографиями первых мастеров, их именами. Всего около 22 человек: кожевенники, ювелиры, лозоплетенщики и т.д. Через два года в новоизданном каталоге рассказывалось уже о 180 мастерах.

- На каких выставках довелось показать наши татарстанские изделия?

В 2002 году наша экспозиция впервые выехала во Францию, в Дижон. Эта выставка стала открытием не столько для нас, сколько для французов. Они увидели, что в России есть не только матрешки, балалайки, подносы и самовары. Россия богата и альтернативными промыслами! Нами был представлен восточный орнамент. Народ валом валил на «Дни Татарстана». Как сейчас помню: стою на сцене и вижу, как полицейский опускает шлагбаум и говорит: нет мест! Причем стоячих! Затем выставки стали регулярными: Германия, Португалия, Италия, Польша, Испания. Мастера, бывало, изготовляли изделия прямо на выставке. Вышивали золотом, вязали. Нашему переводчику сложно было бегать 30 метров туда, 30 метров обратно. Мы вызывали живой интерес. Достаточно сказать, что через три-четыре дня мы увидели в кафе, на дискотеках у молодежи наши тюбетейки! Кстати, в декабре прошлого года мы были награждены международным призом за совершенствование предпринимательства и сервиса в номинации «Народники».

- Какие еще мероприятия планируются по распространению культуры среди масс?

После образования Палаты ремесел был создан Государственный центр народных художественных промыслов. Летом планируется выездная вы-ставка в места компактного проживания татар: Екатеринбург, Тюмень, Тобол, города Поволжья и Центральная Россия. Первого апреля открылась Школа ремесел. А Палата ремесел снимает фильмы о промыслах.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В Россию из Египта бисер привез Ломоносов. Техника плетения украшений строго держалась в секрете каждой девушкой. Позже бисероплетение прижилось и у татар, изначально не являясь их народным промыслом. Постепенно оно вбирало в себя татарские традиции. В Татарстане украшения из бисера одновременно носят следы и православной, и мусульманской культур. Бисерные произведения искусства сегодня можно найти на любой казанской ярмарке, посвященной народным промыслам. За последний месяц выставки проводились и в Арт-галерее, и в Центре русского фольклора, и в Национальном выставочном центре.

Современные мастера рассказывают, что повальное увлечение бисером в Казани началось лет 12 назад. В моду входили фенечки в стиле хиппи. У многих любителей плетения из бисера все начиналось именно с них. Нитки были доступнее бусинок. Тогда не было ни литературы, ни хорошего бисера. Лучшим бисером считается чешский, сейчас он свободно продается в специальных магазинах. Пользуется спросом и бисер с Тайваня.

Инна Черняева - мастер РТ по бисероплетению, член Палаты ремесел. Сама она родом из Рязани, в Казани живет около девяти лет. Ее работы в числе прочих представляли Татарстан на международных мероприятиях. Основная работа Инны - педагог в центре детского творчества Азино. Кроме этого она проводит мастер-классы для взрослых.

Инна ломает стереотипные представления о том, что бисеро-плетение - занятие девочек начальной школы и пенсионерок. Она молодая женщина, весной хочет открывать свой магазин для продажи изделий из бисера. Инна Черняева не включает в свои работы ни русских, ни татарских орнаментов. Ее основное направление - бижутерия. Она рассказала о татарских традициях в бисероплетении как наблюдатель.

Есть изделия среди моих работ, которые в Татарстане считают традиционно своими. Хотя, честно говоря, я их подсмотрела у ирландцев. Работы с малазитом и бисером зеленого цвета татарстанцы тоже определяют как свои. У нас в республике татары любят украшения, которые закрывают шею и грудь. Выезжая в Москву на Сабантуй, я заметила, что там представителям татарской диаспоры больше по душе длинные бусы.

- Чем выделяются наши мастера на выездных выставках?

Наши мастера очень самобытны. Они надевают национальные костюмы. Кроме того, подавляющее их число не опускаются до того, чтобы привозить на выставку изделия, сделанные в Китае. Наши художники все делают своими руками. Во всех изделиях прослеживается казанская линия. Например, ювелир Ирина Васильева вывозит исключительно то, что носили казанские татары. Ну и, конечно, у татарстанских изделий более богатые узоры и яркие краски.

Существует несколько школ бисеро-плетения: московская, питерская, западная… Если бы существовала казанская школа, что было бы ее отличительной чертой?

Во-первых, вышивка (в том числе бисером) на бархате традиционных цветов: синий, бордовый, зеленый. Во-вторых, украшения, закрывающие грудь и шею.

Душа народа живет в танцах, песнях и несомненно в произведениях искусства, сделанных своими руками. Национальная культура жива до тех пор, пока она передается из уст в уста, из рук в руки, из поколения в поколение.

Радует, что в Татарстане не забывают о поддержании духовного и культурного наследия. Девяностолетний рубеж мы перешагиваем, не потеряв своей самобытности, своего лица.

МАРИЯ МАКСИМОВА, «ИТ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Выполнила: воспитатель I категории Хакимзянова Лилия Габдрауфовна

2 слайд

Описание слайда:

История национальных костюмов татар Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека. Традиционная одежда татар времен средневековья - распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали. Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна. Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

3 слайд

Описание слайда:

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли. Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

4 слайд

Описание слайда:

Давайте посмотрим, как менялась одежда татарина с его рождения и в процессе врубашку надевали не раньше, чем через полгода. И уже только в возрасте 3–4 лет детей начинали одевать в одежду очень похожую на одежду взрослых. Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, – в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

5 слайд

Описание слайда:

Период зрелости татарских мужчин и женщин отмечался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов. Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

6 слайд

Описание слайда:

Традиционным головным убором у мужчин была тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа),ритуальные уборы (чалма). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные - старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем - первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероят о, под влиянием турецко-исламских традиций (фяс).

7 слайд

Описание слайда:

Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек). Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны. Незамужним девушкам принято было носить «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «бурек» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

8 слайд

Описание слайда:

Национальной обувью татар считаются кожаные сапоги- ичиги. Именно их татары носили повсеместно и всесезонно. Для зимы это были высокие сапоги, с широким голенищем, для лета сапоги делали из сыромятной мягкой кожи с высокими каблуками и загнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

9 слайд

Описание слайда:

Ювелирные женские украшения - показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота «яка чылбыры», накосники. Еще в конце XIX века была обязательна нагрудная перевязь - синтез оберега и украшения. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры - «комешче» - работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов. Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов - всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками.

10 слайд

Описание слайда:

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения. На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову - тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Андрианова Арина, Макарова Дарья

Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан

Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.

Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;

2. прививать любовь к народным традициям;

3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.

Объект исследования: роспись по дереву

Предмет исследования: технология росписи

Участники исследования: учащиеся школы

Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.

Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.

Скачать:

Предварительный просмотр:

III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»

исследовательская работа

Работу выполнили

Андрианова Арина, Макарова Дарья

ученицы 5 класса

МБОУ «Юлдузская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

Руководитель работы

Андрианова Ирина Кабировна

учитель изобразительного искусства

Российская Федерация

Чистополь, РТ-2016

Полное название темы работы

Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву

Название секции

«Язык звуков и красок»

Тип работы

Исследовательская работа

Возрастная номинация

10-12 лет

Андрианова Арина,

Макарова Дарья

Место учебы

МБОУ «Юлдузская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

Класс

Место выполнения работы

Кружок «Палитра»

Руководитель работы

Андрианова Ирина Кабировна

учитель изобразительного искусства МБОУ «Юлдузская средняя

общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района РТ

E-mail: [email protected]

I. Введение…………………………………………………………………4

II. Теоретическая часть

1. Особенности народного промысла нашего края………………………5

1.1. История возникновения росписи по дереву………………………….5

1.2. Особенности татарского орнамента ………………………………….7

III. Практическая часть

1. Практическая значимость народного промысла……………………… 10

Материал изделия ………………………………………. …………………10

IV. Выводы…………………………………………………………………..11

V. Источники………………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан

Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.

Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;

2. прививать любовь к народным традициям;

3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.

Методы: - метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву;

метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства.

Объект исследования: роспись по дереву

Предмет исследования: технология росписи

Участники исследования: учащиеся школы

Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.

Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.

Теоретическая часть.

  1. Особенности народного промысла нашего края.

История возникновения росписи по дереву

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества - искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева.

Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921-1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII - начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба "глухая" и контурная, с конца XIX столетия - пропильная европейского происхождения.

Основные средства декорирования татарских построек - стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора - создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно - своеобразная полихромная (полосатая) раскраска.

Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот.

Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе - балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета - красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев - роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи - "древо жизни" и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды.

Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.

Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение)

1.2. Особенности татарского орнамента

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента:

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.

Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.

Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.

Сетчатая (ковровая).

Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.

Композиция в виде цветочного букета.

Цвет:

Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.

Практическая часть.

2.1. Практическая значимость росписи по дереву

Что необходимо мастеру:

Материалы. Основной материал для росписи - краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Инструменты.

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров: - круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской), - круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски,

Плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску.

Окончательная отделка расписанного изделия. Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы-олифа, лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для работы. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой.

Вывод:

Итак, подводя итоги исследования, мы делаем вывод, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Является неотъемлемой частью самобытности татарского народа. Роспись по дереву издавна привлекало внимание народных мастеров в архитектурном искусстве. К счастью, в республике Татарстан на сегодня сохранились и развиваются различные виды росписи по дереву, перекликаясь с народами России, и приобретая, свою национальную особенность в предметах быта.

Заключение

Мы убеждены, что следует, как можно раньше, приобщаться к народной культуре. Овладевая специальными навыками и особенно умениями, с увлечением включаешься в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

В процессе выполнения работы мы расписывали декоративные доски, научилась приёмам росписи. Наша задача состояла в том, чтобы познакомиться с историей развития художественного промысла татарского народа, пробудить интерес у сверстников к народному искусству, подарить радость творчества, с чем мы успешно справились.

Список использованной литературы

1. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.

2. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. Воронов В.С. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.

4. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. – Казань, 2002. – 104 с.

5.Культура народов Татарстана\авт.-сост. Л.А.Харисова. – Казань, 2005. – 367с.

6.Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы». - Казань, 1995

7.Народный промысел.: - Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Palace Editions, 2000 г.- 12 с.

8.Фуад Валеев. «Татарский народный орнамент». - Казань, 2002

Приложение

Рис.1

Примеры слияния геометрического и растительного орнаментов

Растительный орнамент

Рис.2

Примеры разновидностей татарского орнамента

Рис.3

Современные образцы росписи по дереву


Набор тарелок с татарским орнаментом

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТАТАР ПРИКАМЬЯ.
В юж. районах Перм. обл. – Бардымском, Кунгурском, Осинском, Ординском, Октябрьском – проживает большая группа т. н. бартымских или гайнинских татар, ведущих свое происхождение от казанских татар, расселившихся здесь к кон. 16 в.
В татарских деревнях были развиты нар. ремесла и промыслы: ткачество и вышивка, изготовление головных уборов и обуви, деревянная резьба и гончарство, ювелирный промысел.
Одним из наиболее распространенных видов домашнего ремесла у татар исстари было ткачество. Женщины ткали скатерти, занавески, полотенца (тастомалы) с орнаментированными концами. На красно-коричневом фоне ткались пары крупных ступенчатых розеток в технике настила. Ткали яркие узорные и полосатые паласы в традиционной закладной технике. Традиции ткачества праздничных тастомалов, паласов сохраняются до настоящего времени.
Значительное место в рукоделии татарских женщин занимала вышивка. Вышивали главным образом бытовые предметы: полотенца, скатерти, покрывала, специальные коврики (намазлык) занавески, свадебные онучи. Вышивали чаще всего тамбурным швом, реже гладью. В настоящее время из всех видов нар. искусства вышивка наиболее развита. В обиходе татарских семей – вышитые наволочки, занавески, подзоры, салфетки и т. д. Самая распространенная техника – гладь, популярен цветочный орнамент.
Женщины занимались вышивкой золотой и серебряной нитью, канителью, жемчугом и бисером, которыми расшивались женские головные уборы (калфак, тюбетейка, платки, тастар), бархатные туфельки (башмак), мужские тюбетейки (кэлэпуш) и др.
Традиционным для татарских мастеров было изготовление т. н. азиатской обуви. Мужские и женские ичеги шили из кусков разноцветной тонкой кожи (сафьян), швы которой расшивались шелком. Характерные цвета кожи для ичегов – желтый, темно-красный, зеленый, голубой, синий. Популярным было изготовление узорных валенок с орнаментированным верхом.
Татарские мастера занимались ювелирным промыслом, создавая украшения, являющиеся деталями платья или головных уборов (пуговицы, застежки) и украшения самостоятельного назначения (браслеты, накосники). Татарские украшения изготовлялись из металла, драгоценных камней и ткани. Чаще всего использовали серебро, владели техникой золочения. Украшения исполнялись в технике литья, чеканки, широкое распространение получила филигрань. Мастера украшали произведения гравировкой, инкрустацией, насечкой. Чаще всего наносился растительный орнамент, реже – геометрический. Орнамент татарских украшений отличался архаичностью, закрепленной веками, мотивы и детали орнамента передавались от одного мастера к др. Значительное место в украшении костюма занимали монеты, которые употреблялись в виде подвесок или пришивались к украшениям.

Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа проживающего в Республике. Но многочисленная татарская диаспора проживает за пределами современного Татарстана. В большинстве случаев эту диаспору как часть татарского народа не учитывают рассматривая вопросы сохранения,развития и возрождения культуры и искусства Татарстана. .
Но проживая за пределами исторической Родины мы никогда не считали себя элементами другой культуры. Многонациональная политика бывшего Советского Союза разбросала представителей разных национальностей по всей территории СССР. В Узбекистане с начала 20 века проживала достаточно многочисленная диаспора казанских татар. Число переселившихс

в Узбекистан татар резко возросло после установления Советской власти.
Мы смогли интегрироваться в местную специфику жизни, воспринять культуру и обычаи региона. Но для всех живущих здесь мы всегда оставались в первую очередь именно казанскими татарами. То что татары - " казанские "- непременно подчеркивалось, что бы провести грань между проживающими здесь крымскими татарами переселенными в Узбекистан в период Великой отечественной войны. Мы сохранили свои обычаи, язык, культуру,образ жизни, национальные блюда...и многое другое, что считали своим, родным, неотрывным от самого Татарстана. Возможно о нас и не так часто вспоминали в самом Татарстане, считая что мы тут живем наверное сами по себе.... Но мы не просто жили, а образом своей жизни показывали и пропагандировали коренному населению, да и многим другим народам живущим в Узбекистане наш татарский образ жизни и нашу татарскую культуру.
Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие национального культурного наследия, народных промыслов, декоративно прикладного искусства. Возможно Вам было бы интересно то, как сохраняются и возрождаются народные промыслы в диаспорах татар проживающих вне Татарстана. Для просмотра ассортимента моей сувенирной продукции по тематике Татарстана пройдите по ссылке татарские кожаные сувениры nbsp; или сувениры ручной работ . На основе представленных работ видно что все они разработаны на основе татарского фольклорного и этнографического наследия.
«Портмоне кожаное сувенирное. »

«Кожаная сувенирная сумочка с гербом Казани. » Народное творчество являясь одним из проявлений национального самосознания показывает на неразрывность связи культур татар проживающих в диаспорах, с культурой исторической Родины.
У нас здесь (в Ташкенте) есть и другие татары занимающиеся народными промыслами и ремеслами. Возможно в будущем на одной из выставок или каком либо ином мероприятии Палате ремесел Татарстана будет интересно на нашем примере показать сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладного искусства татар в диаспорах вне пределов исторической Родины.
_________________


Последние материалы сайта