Отношение маргариты к творчеству мастера. Истинное и ложное творчество

21.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает множество проблем, актуальных и для современного общества. В чих числе есть темы добра и зла, любви и ненависти и, конечно, творчества. Через все страницы произведения проходит тема искусства, раскрывающаяся на примере трех персонажей: редактора Берлиоза, поэта Бездомного и самого Мастера.

Следует начать анализ темы с незначительного, на первый взгляд, персонажа – критика и редактора журнала Берлиоза. Читатель может сделать вывод о том, что Берлиоз – маловажная фигура в романе, ведь он гибнет в самом начале произведения. Однако это предположение неверно. Редактор художественного журнала Берлиоз является образом воплощения бюрократизма. Этот человек не достоин называться настоящим творцом и деятелем искусства, ведь творчество для Берлиоза – один лишь из способов самовыражения.

На первый взгляд, Берлиоз производит вид человека умного, с широким простором познаний. Однако все его знания утыкаются в цитаты и афоризмы из книг, суть которых для него осталась нераскрытой.

Творчество для Берлиоза – возможность удовлетворить свои потребности. Персонаж далек от подлинного искусства, и вся его работа состоит в том, чтобы принижать ценность и величие произведений настоящих деятелей искусства. До тех пор, пока Берлиоз будет редактором журнала, в этом журнале не появится ни одно подлинное произведение искусства, достойное назваться шедевром.

Образ же поэта Ивана Бездомного является собирательным. Автор воплотил в персонаже всю молодежь булкаковского времени. Он полон жизненных сил, амбиций и рвения к настоящему творчеству. Бездомный владеет многими удивительными идеями, но такие редакторы, как Берлиоз, превращают его в «раба». Поэт пишет по критериям и требованиям, выдвигаемым Берлиозом, и все дальше отдаляется от свободного творчества и грандиозных и уникальных идей.

Однако Бездомный вскоре понимает, что совершает ошибку. Произведения, написанные по четким правилам и требованиям, становятся «чудовищными» в его глазах. Стоит поэту осознать это, как тут же он меняется. Ивану приходит осознание всей глубины творчества и духовности. И пусть даже он не способен стать великим поэтом, но он может прочувствовать суть, скрытую в творчестве и искусстве.

Разумеется, со всей полнотой тема творчества раскрывается на примере жизни главного героя романа – Мастера. Для этого героя творчество – гораздо большее, чем самоутверждение или слава. Мастер пишет роман так, будто живет им. Он полностью погружается в работу, забывая об окружающем мире. Герою настолько дорого произведение, что жестокая его критика и отторжение вызывают жгучую обиду и оставляют тяжелую рану на сердце. Мастер не выдерживает боли, потому готов бросить рукописи в огонь, что и делает. Но «рукописи не горят». Произведения великих Мастеров живут вечной жизнью.

Только творчество Мастера в романе может считаться истинным. За это он и получает вечный покой. Подлинный деятель искусства не нуждается так сильно ни в чем другом, как в свободе. В свободе слова, идей и миропонимания.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: раскрыть проблему «Почему «рукописи не горят»?» Задачи: анализ эпизодов из кинофильма; развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитание нравственных качеств учащихся. Н. Рушева. Мастер и Маргарита

Проблема: «Почему «рукописи не горят»?» Страницы рукописи романа «Мастер и Маргарита». 1930г.

Почему Мастер отказался от имени?

Почему Мастер отказался от имени? потеря равновесия в жизни; отказ от себя; неверие в справедливость реальной жизни.

Как создавался роман?

Как создавался роман? талант; вдохновение; любовь.

Почему Мастер сжег рукопись?

Почему Мастер сжег рукопись? неприятие реального мира; душевное самоубийство; страх перед жизнью.

Почему «рукописи не горят»?

Почему «рукописи не горят»? Рукопись – душа, запечатленная в строках. Талант как и жизнь дается Богом, поэтому в него нужно верить. Душа наша бессмертна.

Предварительный просмотр:

Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: раскрыть проблему «Почему «рукописи не горят»?»

Задачи:

  • анализ эпизодов из кинофильма;
  • развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитание нравственных качеств учащихся.
  • Булгаков представил в романе трагедию судьбы художника, которому ведомы истинные, высокие, вечные начала бытия и который не может быть в согласии со своим временем. Может быть, эта принадлежность к высокому миру, острота реакций и конфликт с реальной жизнью побуждают Воланда сказать о «трижды романтическом мастере».
  • На уроке мы просмотрим фрагменты кинофильма « Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который стал первым российским режиссером, который экранизировал роман до конца. Известный режиссер снимает в точности по книге – от первой до последней строчки.
  • На основе посмотренных фрагментов решим проблему « Почему « рукописи не горят»?».

« Почему « рукописи не горят»?»

  • Мастер появляется в романе, когда треть его уже прочитана. Имя Мастера так и не произнесено. Оно стерто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.
  • Давайте посмотрим 1 фрагмент и ответим на вопрос.

Почему Мастер отказался от имени?

  • потеря равновесия в жизни;
  • отказ от себя;
  • неверие в справедливость реальной жизни.
  • Для мастера, уничтоженного насилием, которое стало законом современной ему жизни, больница предпочтительнее хаоса реальной жизни.
  • Хотя Мастер отказался от имени, обратите внимание, как гордо звучит его ответ. Он мастер своего дела, ему дан талант Богом, он избранник судьбы, он пророк.
  • Мастер свободен от суетности московского мира и как только, судьба дает ему возможность, порывает все связи с ним, чтобы отдаться творчеству. И, как по волшебному мановению, приходит любовь, появляется Маргарита. Вхождение Маргариты в мир Мастера преображает его жизнь.
  • Фрагмент 2 (Мастер и Маргарита в подвальчике).

Что помогало Мастеру написать роман?

  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь
  • Далее начинается самое страшное. Роман написан. И Мастер с ужасом вспоминает литературный мир, в который ему пришлось вступить с написанным романом. Этот мир кажется Мастеру безумным и преследует его обвинениями, которые могут стоить жизни и отнимают ее смысл. Он сжег свою рукопись и отказался от своего имени и от любви Маргариты.
  • Смотрим 3 эпизод

Почему Мастер сжег рукопись?

  • неприятие реального мира;
  • душевное самоубийство;
  • страх перед жизнью.
  • Но душа, запечатленная в рукописи, не хочет погибать.
  • Последний фрагмент – сцена после бала Сатаны. Чтобы помочь Мастеру, вмешиваются потусторонние силы. Воланд исполняет желание Маргариты – он возвращает ее Мастера.

Давайте посмотрим 4 фрагмент.

Почему «рукописи не горят»?

  • Рукопись – душа, запечатленная в строках.
  • Талант, как и жизнь, дается Богом, поэтому в него нужно верить.
  • Душа наша бессмертна.

Так можно проводить проблемный анализ произведений на основе ИКТ и видеотеки.


М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проблема творчества в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»


Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован уже после смерти автора, причем без купюр в нашей стране вышел лишь в 1973 году. Известно, что последние вставки в роман М.А.Булгаков диктовал жене в феврале 1940 года, за три недели до смерти. Самим автором жанр был определен как «фантастический роман».

И уже несколько десятилетий не утихают споры вокруг этого необычного произведения. Роман поразил всех формой. Она заворожила и отвлекла. Евангельский сюжет с Иешуа спутал все карты. Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота, и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный луч.

Это последнее произведение Булгакова наследует у других романов, в частности, у «Белой гвардии», вопросы о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории, связь неба и земли и тему творчества. Проблема творчества – одна из сквозных в «Мастере и Маргарите». Несмотря на важность других проблем, попробуем выделить как одну из важных именно эту.

Роман открывается эпиграфом из «Фауста» Гете. Этот эпиграф как бы намекает на вечный сюжет, он же дает намек на происхождение этого сюжета от литературы. Словно оттесняя тему покоя и дома, истории и судьбы, главных для «Белой гвардии», в роман «Мастер и Маргарита» вступает тема искусства.

На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд. В это же время на закате дня в среду, за несколько дней до православной Пасхи, на бульварах у Патриарших прудов прогуливались двое – Михаил Александрович Берлиоз, председатель писательской организации Массолит, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Иван Бездомный.

Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего одновременно и пост редактора. Поэма получилась не совсем такой, какой бы хотел видеть ее редактор. Иисус в изображении народного поэта получился «ну, совершенно как живой». Интересная подробность: один герой – мастер, который появится позднее, пишет роман о Понтии Пилате и об Иешуа (одно из имен Христа), другой – о Христе. Пока они отдалены друг от друга миллионами верст, разделяющими культуру и агитку. Но Иисус все равно получается у Ивана Бездомного «как живой». На том, что герой поэмы существовал, сходятся, видимо, и мастер, и Воланд (который говорит об этом без обиняков), и Иван Бездомный, не подчинивший свое перо Берлиозу.

Москва, ее обитатели – авторы и потребители масскультуры. Один из них Михаил Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа, что расшифровывается как «массовая литература и литература для масс». Несчастный Берлиоз погибает под колесами трамвая по злой воле не только черта, но и Аннушки, пролившей масло на трамвайные рельсы; она часть той «массы», для которой и кует свое искусство неутомимый Берлиоз.

Герой, чьим именем назван роман, появляется лишь где-то в середине первой части. В описании внешности вдруг промелькнет что-то напоминающее самого автора романа: «бритый, темноволосый, с острым носом… человек примерно лет тридцати восьми». То же можно сказать и обо всей истории жизни мастера, его судьбе, в которой угадывается немало личного, выстраданного автором.

Мастер пишет роман «совсем не о том» выходит с ним в окололитературный мир. Роман печатать не стали, зато появились разносные статьи. Терзаемый страхом, мастер сжигает свой роман. По доносу Алоизия Могарыча мастер арестован за хранение нелегальной литературы, а когда был отпущен, сам пришел в психиатрическую больницу. «О, как я угадал!» – произносит мастер, когда Иван Бездомный рассказывает ему в палате о происшествии на Патриарших прудах. Здесь же он называет имя Воланда, который не успел отрекомендоваться как Воланд лишь Степану Лиходееву. События романа в романе, связанные с жизнью мастера в Москве и необыкновенными похождениями «нечистой силы» в этом городе, – это тоже творения мастера, уже знающего о своей судьбе все. Слишком близко стоят три фигуры: Булгаков, Иешуа, мастер. Отделить героя от самого автора нелегко.

Мастер для Булгакова – больше, чем писатель. Мастер Булгакова служит некой высшей духовной задаче, в отличие от той праздной жизни возле искусства, которую ведут литераторы за столиками «Грибоедова» или в коридорах МАССОЛИТа. Мастер не тщеславен, внутренне независим. Подобно Иешуа, мастер откликается на чужое страдание. Но герой Булгакова не разделяет идеи всепрощения. Он мало похож на страстотерпца, христианина, праведника.

Мастер пережил непризнание, преследования в литературной среде, он не может смириться и простить своих недругов. Нет, он не струсил. Именно здесь очень хорошо понимаешь разницу между трусостью и страхом. Трусость – это страх, помноженный на подлость. Герой Булгакова не поступился совестью и честью. Но страх разрушающе действует на душу художника.

Евангельский сюжет художественно прикрывает мастера. В главах об Иешуа он получает свободу, художественную свободу. Искусство в своем совершенстве как бы забивает боль. Это бегство мастера в страну чудес. Сцены казни, дворец Пилата, белый плащ с кровавым подбоем – краски ослепительны. Так смотришь на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи»: восхищаешься красотой тел, светом и мраком, отступая сознанием от того, что погибает город. В сценах страдания на кресте и казни есть роскошь и нет простоты, приличествующей моменту.

Можем ли мы сказать, что это игра в чистое искусство? Нет. Это бегство мастера, предшествующее его истинному удалению из романа. Сказка? В сказке льется кровь, но нам не страшно. Но сказка сказке рознь. То, что рисует Булгаков, – Москва тридцатых годов, «гастроль» господина Воланда и компании, которых выдумал мастер, – горькая действительность. Тут смесь сказки с несказкой, смешение. Мастер пытается спастись в игре. То, что в «Белой гвардии» героям виделось в снах или в минуту откровения наедине с собой, тут выносится на площадь. В театре в конце спектакля Иешуа наравне с другими актерами выходит кланяться зрителям. Режиссер принимает и Иешуа за актера.

Писание романа, легенда о романе, пропажа романа и восстановление его занимает умы героев романа и его создателя.

Узнав о гибели Берлиоза, мастер не жалеет о нем, жалеет лишь о том, что такая участь не постигла латунских и других. Главенствует стихия мщения, хотя милосердие, как говорит Воланд, лезет из всех щелей. Черт здесь даже не черт, а словно падший ангел, вновь почувствовавший в себе ангела, прикрываясь черным плащом, сводит счеты с истинным чертом, с тем, кто запрятал в клинику Стравинского мастера, кто поставил во главе МАССОЛИТа Берлиоза. В сумасшедший дом попадают два поэта, злобно завидует Пушкину поэт Рюхин. Уверенные в себе, всесильные руководители масскультуры (лиходеевы, латунские, римские, берлиозы) получают свое. Это уже не Страшный суд, а смешной суд, суд искусства над жизнью, возмездие искусства. Идея МАССОЛИТа терпит крушение. Это происходит на сеансе черной магии, где толпа лицезреет искусство для масс, а в конце сеанса, как и руководители театра, оказывается раздетой.

Разрыв между массой и мастером очевиден. Аннушка безразлична как к творениям мастера, так и к творениям, создаваемым под крылом Берлиоза.

Но есть некий мост, по которому и роман мастера, и само искусство способны воссоединиться со зрителем и читателем. Этот мост – Иван Бездомный и его судьба.

В минуты лунного наводнения Иван Понырев спит в своей комнате со счастливым лицом, Но его счастье сторожит острый шприц

«Искусство бессмертно»,– утверждал Булгаков в «Белой гвардии». Да, искусство бессмертно, соглашается мастер, да, «рукописи не горят». И мастер уходит. Он не попадает «в свет», Иешуа придумывает для него особую судьбу, награждая его «покоем», которого так мало знал в своей жизни мастер.

Как страшен этот уход, и как он беспощадно оплачен! Рука Булгакова карает обидчиков мастера, но она не щадит и самого мастера. Что ждет его по ту сторону жизни? В романе есть жестокая фраза: «Не бывает так, чтобы все стало, как было». Это относится к мастеру. Ему не о чем больше писать. Булгаков дописывает свой роман умирающей рукой и, кажется, сомневается в возрождающей силе искусства. Он верит в Иванушку и опасается за него. Он видит в его судьбе повторение судьбы мастера. Как и в сцене на Воробьевых горах, в конце романа читателя охватывают горе и боль. Роман вновь делается чувствительным к боли, глушимой стихией смеха и игрой искусства. Страдание не сгорает в огне, как не горят и рукописи.

Роман Булгакова – роман мастера, который слишком хорошо понимал и чувствовал другого мастера, своего героя – его судьбу, его писательское одиночество.

Примерный план (если понадобится, но текст не совсем следует плану; план из пособия для учителей, для устной работы группы по роману).

· МАССОЛИТ и его члены.

· Приемы сатирического изображения писателей и их деятельности (главы 5 – 6).

· МАССОЛИТ и РАПП.

· Что определяет поведение Степы Лиходеева, Римского, Варенухи, Жоржа Бенгальского?

· При чем здесь искусство, талант, вдохновение?


Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом...

Пилате и об Иешуа тоже не придуман, он “угадан”. Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи. Итак, Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя...

А в чем-то и более ценная, чем свет. Он резко противопоставлен в романе покою Иуды из Кариафа и Алоизия Могарыча, обреченному благодаря гибели и страданиям людей. Реальность первой части и фантастика второй. Роман «Мастер и Маргарита» явственно делится на две части. Связь между ними и грань между ними не только хронологическая. Часть первая романа реалистична, несмотря на явную фантастику...

Лирика: "Песня о Соколе", Песня о буревестнике", "Легенда о Данко"). 2.Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2.1 Свобода и несвобода в жизни и творчестве М.А. Булгакова. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; ...

Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока : 1. Показать мастерство М.А. Булгакова в изображении мира человеческих чувств; роль детали в романе.

2. Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

3. Проверить знания содержания романа.

Методические приемы : работа с текстом, работа с демонстрационным материалом, лекция с элементами беседы.

Оборудование : экран, проектор для презентации, видеоаппаратура, телевизор для просмотра эпизодов из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита».

Ход урока :

(На доске записана тема урока: «Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом).

  1. Введение в тему урока. Слово учителя.

Сегодня мы будем разбирать тему, которая была очень важна для многих известных поэтов и прозаиков. Тема поэта и поэзии нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и многих других известных поэтов и прозаиков. В прозе М.А. Булгакова мы затронем тему творчества, которая в романе «Мастер и Маргарита» будет объединена с темой любви. Обратимся к тексту романа.

  1. Работа с текстом романа.

В романе Булгакова мы встречаем очень подробное описание «святая святых» всех московских писателей того времени – МАССОЛИТА. Найдите его в главе 5 .

(- Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.)

Какие преимущества дает членство в МАССОЛИТе?

(по членскому удостоверению пропускают в ресторан, можно встать в очередь на получение квартиры или достать путевку на курорт).

Со свойственным ему сарказмом Булгаков пишет в 5 главе романа: «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом».

Кого из писателей, членов МАССОЛИТа, вы запомнили? (Ивана Бездомного)

Кого можно назвать настоящим творцом в романе? (Мастера)

Он член МАССОЛИТа? (Нет)

Получается, чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю. Давайте вспомним эпизод из главы 28 , когда Коровьев и Бегемот пришли в ресторан Грибоедова.

(- Ваши удостоверения? – она с удивлением глядела на пенсне Коровьева, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

Вы – писатели? – в свою очередь, спросила гражданка.

Безусловно, - с достоинством ответил Коровьев.

Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

- …Так вот. Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, у него и удостоверения-то никакого не было!..

Вы – не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.

Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.

Помилуйте, это в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!)

Оказывается, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет. Только не каждый способен трезво оценить то, что он делает. Например, поэт Рюхин, который сопровождал Ивана Бездомного в психиатрическую клинику, был очень обижен на слова о нем товарища по перу: «Сашка-бездарность», «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочиняет к первому числу! «Взвейтесь!» да «развейтесь!» Найдите в главе 6 отрывок, где Рюхин начинает осмысливать свое творчество. Зачитайте.

(Со слов «Поэт не глядел уже по сторонам…» до слов «…и обеспечил бессмертие…»)

А теперь вспомним эпизод из главы 13 , где Иван Бездомный анализирует свое творчество.

(Просмотр эпизода «Знакомство Ивана Бездомного с Мастером из фильма В.В. Бортко «Мастер и Маргарита»).

Из всех членов МАССОЛИТа Иван Бездомный - единственный, кто соглашается с тем, что он «человек невежественный» и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Двойником этого героя М.А. Булгаков делает Мастера. Через двойника герой познает себя, а читатель познает героя. Но также двойником Ивана Бездомного является поэт Рюхин, имеющий некоторые отрицательные качества, от которых Бездомный впоследствии откажется.

  1. Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это история романа о Пилате и история любви. Так объединяются в романе тема любви и тема творчества.

(Показ слайдов).

Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. С этого начинается раскрытие темы любви. Как часто бывает у Булгакова, герои действуют вод воздействием внезапной вспышки, озарения: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит Мастер. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и … деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила «осень» и в отношениях героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие люди, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча происходит только в мае, после бала весеннего полнолуния. Проходит определенный цикл, весна снова дает надежду влюбленным на счастье.

  1. Работа с демонстрационным материалом.

Обратите внимание, как тема творчества и тема любви сочетаются с темой жертвенности: Мастер страдает из-за своего «детища», своего романа, а Маргарита во имя спасения Мастера заключает сделку с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу.

(Просмотр эпизода фильма «Возвращение Мастера после бала Сатаны»).

  1. Лекция с подведением итогов по теме.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины – все это пережили и сам Булгаков и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Он перестает бороться, сжигает свой роман, проявляет малодушие и тем самым теряет свое место в Свете, как и его возлюбленная Маргарита, которая тоже не заслуживает места в Свете, потому что она связала свою жизнь с нечистой силой. Но они оба много страдали, отчаянная борьба Маргариты за свою любовь, за спасение Мастера приносит свои плоды: им обоим Высшие силы разрешают поселиться в Покое, чего они хотели и, в конечном счете, и получили.

Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину (его роман не выдуман, а угадан: «О, как я угадал! О, как я все угадал!»), прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро.

С образом Маргариты связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. Она своими поступками как бы возрождает в романе разные человеческие ценности: свободу личности, милосердие, честность, правду, веру, любовь, чего так не хватает в московском обществе. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Всем известно, что прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Белозерская, третья жена М.А. Булгакова. Именно она помогала ему стойко переносить период его предсмертной болезни, когда он практически ослеп, читала ему, помогала править текст. Свою роль ангела-хранителя Елена Сергеевна знала твердо, ни разу не усомнилась, в трудный час ничем не выдала своей усталости. «Когда мы стали жить вместе с Михаилом Афанасьевичем, - вспоминала Елена Сергеевна, - он мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

Значит, любовь, так же, как творчество, второй путь в сверхреальность, она ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Вот почему эти темы нашли такое живое отражение в романе Булгакова, потому что они близки ему. А еще любимая тема поэтов – это пророчество. М.А. Булгаков правильно рассудил, что «рукописи не горят», и верно напророчил будущее себе и своим книгам.

  1. Домашнее задание.
  2. Оценивание ответов.

Тема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема творчества и судьбы художника интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение - роман «Мастер и Маргарита».

Слово «мастер» не случайно вынесено М.А. Булгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Мастер действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер - историк, сделавшийся писателем. Мастер - человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Его образ некоторые критики считают автобиографическим, отразившим реальные переживания и жизненные коллизии самого Булгакова. Другие же ищут прототип мастера в литературном окружении Булгакова. Но для всех очевидно, что Булгаков нарисовал типичную трагическую судьбу честного писателя в тоталитарном обществе.

Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта - написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту - он выиграл сто тысяч рублей. Мастер весь отдался работе. Вместе с творчеством приходит к нему настоящая любовь - он встречает Маргариту. Именно Маргарита назвала его Мастером, торопила его, сулила ему славу.

Роман был дописан. Но начинаются испытания: роман не принят к печати, удалось напечатать лишь часть, критика отозвалась на публикацию разгромными статьями. Мастер подвергается аресту, попадает в психиатрическую больницу.

На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах, о творческих отпусках, о том, чтобы вкусно и дешево поесть. Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе. Темы произведений писателям навязывают, так же как и исполнение.

Совсем иначе с произведением Мастера. Тему своего романа он выбирает свободно, но с этой свободой не так все просто. Обратим внимание, что текст романа Мастера в булгаковском романе существует как бы помимо Мастера. Вначале мы узнаем этот текст из рассказа Воланда, затем из сна Бездомного и лишь в конце, когда мы знаем, что роман сожжен, - из восстановленной Воландом рукописи. Эта ситуация символична: «рукописи не горят», потому что подлинное художественное творчество существует не только на бумаге и даже не только в сознании художника. Оно существует объективно, как реальность, равноправная жизненной, и писатель ее не столько создает, сколько угадывает.

Едва ли найдётся читатель, который возьмёт на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое в романе приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных

Переживаний, конфликтов, потрясений. На примере судьбы мастера м. а. Булгаков в романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. М.А. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжёт, который не в ладу со своей совестью, теряет всякое право на творчество.

Сделав мастера своим двойником, подарив ему некоторые перипетии своей судьбы и свою любовь, М.А. Булгаков сохранил для себя деяния, на которые у мастера уже не было сил, да и не могло быть по его характеру. И мастер получает вечный покой вместе с Маргаритой и восставшей из пепла рукописью сожжённого им романа. И я с уверенностью повторяю слова всезнающего Воланда: «рукописи не горят…»



Последние материалы сайта