«Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева
«И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? – спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов». – Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».
Организованные Дягилевым «Русские сезоны» были не просто пропагандой русского искусства в Европе, они стали неотъемлемой частью европейской культуры начала ХХ в. и неоценимым вкладом в развитие балетного искусства.
Историю «Русских сезонов» Дягилева и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Предыстория «Русских сезонов»
Сочетание юридического образования и интереса к музыке развило в Сергее Дягилеве блестящие организаторские способности и умение разглядеть талант даже в начинающем исполнителе, дополненное, говоря современным языком, жилкой менеджера.
Близкое знакомство Дягилева с театром началось с редактирования «Ежегодника Императорских театров» в 1899 году, когда он служил при Мариинском театре в Петербурге. Благодаря содействию художников группы «Мир искусства», к которой принадлежал и чиновник по особым поручениям С. Дягилев, он превратил издание из скупого статистического свода в настоящий художественный журнал.
Когда спустя год работы редактором «Ежегодника» Дягилеву было поручено организовать балет Л. Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы», произошел скандал из-за модернистских декораций, которые никак не вписывались в консервативную атмосферу театра того времени. Дягилева уволили и он вернулся к живописи, организовывая на территории России выставки полотен европейских художников и «мирискуссников». Логическим продолжением данной деятельности стала в 1906 году знаковая художественная выставка на парижском Осеннем салоне. С этого события история Сезонов и началась…
Взлеты и падения…
Вдохновленный успехом Осеннего салона, Дягилев не желал останавливаться и, решив основать в Париже гастроли русских деятелей искусства, он сначала отдал предпочтение музыке. Итак, в 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили 5 симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. Высокий бас Шаляпина, хор Большого театра, дирижерское мастерство Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана пленили парижскую публику. К тому же, тщательно подобранный репертуар, в который вошли отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Ночи под Рождество», «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Чародейки » Чайковского, «Хованщины » и «Бориса Годунова» Мусоргского, произвел настоящий фурор.
Весной 1908 г. Дягилев снова едет покорять сердца парижан: в этот раз оперой. Однако «Борис Годунов» собрал далеко не полный зал и вырученные деньги едва покрыли расходы труппы. Необходимо было срочно что-то решать.
Зная, что нравится тогдашней публике, Дягилев пошел на компромисс с собственными принципами. Он презирал балет, считая тот примитивным развлечением для таких же примитивных умов, но в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида » и «Пир». Поразительный успех постановок, выполненных подающим великие надежды хореографом М. Фокиным, подтвердил правильность выбора Дягилева. Лучшие артисты балета из Москвы и Санкт-Петербурга – В. Нижинский, А. Павлова, И. Рубинштейн, М. Кшесинская, Т. Карсавина и другие – составили ядро балетной труппы. Хотя уже через год Павлова покинет труппу из-за разногласий с импресарио, «Русские сезоны» станут в ее жизни тем трамплином, после которого слава балерины будет только расти. Афиша работы В. Серова, выполненная для гастролей 1909 года и содержащая изображение застывшей в грациозной позе Павловой, стала для артистки пророчеством о славе.
Именно балет принес «Русским сезонам» громкую славу, и именно труппа Дягилева повлияла на историю развития данного вида искусства во всех странах, где им приходилось выступать с гастролями. С 1911 года «Русские сезоны» содержали исключительно балетные номера, труппа стала выступать в относительно стабильном составе и получила название «Русский балет Дягилева». Теперь они выступают не только на парижских Сезонах, но и ездят на гастроли в Монако (Монте-Карло), Англию (Лондон), США, Австрию (Вена), Германию (Берлин, Будапешт), Италию (Венеция, Рим).
В дягилевских балетах с самого начала прослеживалось стремление к синтезу музыки, пения, танца и изобразительного искусства в одно целое, подчиненное общей концепции. Именно эта черта была революционной для того времени и как раз благодаря этой особенности выступления Русского балета Дягилева вызывали то бури аплодисментов, то шквалы критики. Находясь в поиске новых форм, экспериментируя с пластикой, декорациями, музыкальным оформлением, антреприза Дягилева существенно опережала свое время.
В доказательство этого можно привести тот факт, что состоявшаяся в Париже (Театр на Елисейских полях) в 1913 году премьера «Весны священной» – балета по мотивам русских языческих обрядов , – была заглушена свистами и криками возмущенной публики, а в 1929 г. в Лондоне (Театр "Ковент-Гарден") ее постановка увенчалась восторженными возгласами и неистовыми аплодисментами.
Непрекращающиеся эксперименты породили такие своеобразные спектакли, как «Игры» (фантазия на тему тенниса), «Голубой бог» (фантазия на тему индейских мотивов), 8-минутный балет «Послеполуденный отдых фавна», названный публикой самым непристойным явлением в театре из-за откровенно эротической пластики корифея, «хореографическая симфония» «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля и др.
Дягилев – реформатор и модернист балетного искусства
Когда труппа Дягилева пришла в балет, там наблюдалась полная закоснелость в академическом консерватизме. Великому импресарио предстояло разрушить существующие каноны, и на европейской сцене это, конечно, было гораздо проще сделать, чем в России. В постановках Дягилев непосредственного участия не принимал, но он был той организующей силой, благодаря которой его труппа добилась мирового признания.
Дягилев интуитивно понял, что главное в балете – талантливый балетмейстер. Он умел увидеть организаторский дар даже в начинающем хореографе, как это было в случае с М. Фокиным, и умел воспитать необходимые для работы с его труппой качества, как это случилось с 19-летним В. Мясиным. Он также пригласил в свой коллектив Сержа Лифаря сначала в качестве исполнителя, а позже сделал из него новую звезду в плеяде балетмейстеров труппы Русского балета.
Постановки «Русских сезонов» находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали художники тяготеющего к символизму объединения «Мир искусств» А. Бенуа, Н. Рерих, Б. Анисфельд, Л. Бакст, С. Судейкин, М. Добужинский, а также авангардисты Н. Гончарова, М. Ларионов, испанский монументалист Х.-М. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубисты П. Пикассо, Х. Грис и Ж. Брак, французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж. В качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы также такие знаменитые личности, как К. Шанель, А. Лоран и другие. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика «Русских сезонов». Не только декорации, костюмы и занавес поражали своей художественной выразительностью, эпатажностью, игрой линий: вся постановка того или иного балета была пронизана модернистскими веяниями, пластика постепенно вытесняла сюжет из центра внимания зрителя.
Музыку к постановкам Русского балета Дягилев использовал разнообразнейшую: от мировых классиков Ф. Шопена , Р. Шумана, К. Вебера , Д. Скарлатти, Р. Штрауса и русских классиков Н. Римского-Корсакова , А. Глазунова, М. Мусоргского, П. Чайковского , М. Глинки до импрессионистов К. Дебюсси и М. Равеля, а также современных ему русских композиторов И. Стравинского и Н. Черепнина.
Европейский балет, переживавший в начале ХХ века кризис своего развития, был одарен молодыми талантами Русского балета Дягилева, освежен его новыми техниками исполнения, новой пластикой, непревзойденным синтезом различных видов искусств, из которого рождалось нечто совершенно непохожее на привычный классический балет.
Интересные факты
Фильмы о С. Дягилеве и его деятельности
Можно по праву считать родоначальником отечественного шоу-бизнеса. Он сумел сыграть на эпатажности представлений своей труппы и целеустремленно насыщал выступления различными модернистскими приемами на всех уровнях композиции: декорации, костюмы, музыка, пластика – все несло на себе отпечаток самых модных веяний эпохи. В русском балете начала ХХ века, как и в остальных направлениях искусства этого времени, была отчетливо видна динамика от активных поисков Серебряного века новых средств выразительности до надрывных интонаций и ломаных линий искусства авангарда. «Русские сезоны » подняли европейское искусство на качественно новый уровень развития и по сей день не перестают вдохновлять творческую богему на поиски новых идей.
Видео: Смотреть фильм о «Русских сезонах» Дягилева
1 июля, когда в афише репертуарных театров наступает летнее межсезонье, в Москве в РАМТе стартует уникальный балетный марафон - "Летние балетные сезоны". Это классика нон-стоп в самом центре столицы: ежедневно в течение двух месяцев на сцене - жемчужины мирового балетного искусства в сопровождении оркестра.
Первым спектаклем "Летних балетных сезонов" по традиции станет главный русский балет - "Лебединое озеро" в исполнении нового участника проекта - Самарского академического театра оперы и балета (САТОБ). Один из крупнейших российских музыкальных театров привозит в Москву 4 спектакля и танцует на "Сезонах" с 1 по 7 июля. Главный балетмейстер коллектива - Юрий БУРЛАКА.
1 и 2 июля у зрителей есть уникальная возможность увидеть "Лебединое озеро" в версии спектакля Большого театра 1901-1922 годов (продолжительность 3 часа 15 минут). Редакцию хореографии Александра Горского создал главный балетмейстер САТОБ Юрий Бурлака.
4 и 5 июля самарская балетная труппа представит "Спящую красавицу" в постановке лауреата Национальной театральной премии "Золотая Маска" Габриэлы Комлевой.
6 и 7 июля Самарский академический театр оперы и балета покажет балет "Эсмеральда", в 2019 году номинированный на Национальную театральную премию "Золотая Маска" за "лучшую работу балетмейстера". В основе сюжета - знаменитый роман В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". Музыка итальянского композитора Цезаря Пуни, либретто Жюля Перро.
В этом году в репертуаре "Сезонов" 10 известных классических балетов - "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Золушка", "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Жизель", "Ромео и Джульетта" - постановки легендарных хореографов Мариуса Петипа, Асафа Мессерера, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Александра Горского.
Редкое для столичной сцены название - балет "Белоснежка и семь гномов" на музыку Богдана Павловского - представит Театр балета "Арт-Да" - перспективный коллектив, чьи выступления с восторгом были встречены публикой в прошлых сезонах. Труппа, имеющая высокий творческий потенциал как в классическом, так и в современном направлениях, работает под девизом "Талант и преданность классическим традициям русского балета".
Снова в репертуаре "Летних балетных сезонов" появится балет Мариуса Петипа "Баядерка" - в исполнении Национального классического балета. Молодая труппа, основанная в 2010 году, много гастролирует по России и миру, бережно сохраняет традиции русского балета и уже зарекомендовал себя как ревностный хранитель классического балетного искусства.
В этом году в спектаклях проекта вновь участвуют солисты парижской Опера Гарнье (Grand Opéra). Молодые, талантливые танцовщики Парижской оперы Элоиз БУРДОН и Жереми Лу КЕР исполнят главные партии в балетах "Жизель" 21 июля и "Лебединое озеро" 23 июля.
За 18 лет спектакли "Летних балетных сезонов" посетили более 800 000 человек. Изначально проект задумывался для иностранных туристов, посещающих Москву после закрытия театрально-концертного сезона. Но жители столицы проявили к летним спектаклям не меньший интерес, и очень скоро "Сезоны" стали заметным событием, а теперь уже и доброй традицией культурной жизни летней Москвы.
Миссией проекта является сохранение богатых традиций русского балета - одной из важнейших и ярчайших частей культурного наследия России. Не менее важная задача состоит в приобщении к искусству классического балета самой широкой зрительской аудитории. Организаторы "Летних балетных сезонов" находятся в постоянном поиске новых профессиональных коллективов и ярких постановок, сохраняющих преемственность поколений в искусстве балетного танца.
Все спектакли идут в сопровождении оркестра.
Первая четверть ХХ века была временем инноваций. Тогда же в Европе проходили с небывалым аншлагом «Русские сезоны»
, устроенные Сергеем Дягилевым
. Импресарио страстно желал расширить рамки традиционного балета, поэтому он собрал вокруг себя талантливых танцоров, композиторов и художников, которые вместе создали балет, опередивший свое время. Европа рукоплескала «Русским сезонам» 20 лет.
Поворотный момент в жизни Сергея Дягилева наступил, когда он переехал из России в Париж в 1906 году. Он организовал там выставку картин отечественных художников, ряд концертов, посвященных творчеству российских композиторов. Но более всего он запомнился потомкам, как организатор «Русских сезонов» - инновационных балетных постановок.
Все «Театр юных зрителей им. А.А.Брянцева» Театр «Мюзик-Холл» Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона Продюсерская компания Ильи Авербуха Московский Синодальный Хор «Астраханский государственный ансамбль песни и танца» Большой симфонический оркестр Свердловская государственная академическая филармония Театр имени Моссовета Вокальный ансамбль "INTRADA" Калужская областная филармония Казанская государственная консерватория имени Н.Г.Жиганова Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой Всероссийский музей А.С.Пушкина Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства «Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана» Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля Государственный академический Мариинский театр Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В.Образцова Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» Государственный музей-заповедник «Петергоф» Государственный музей-заповедник «Царское Село» Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» Краевое автономное учреждение «Государственная филармония алтайского края» Московская государственная академическая филармония Московский театр «Et Cetera» Музей мирового океана Музей Победы (Центральный Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) Новосибирская государственная филармония Проект Русской Православной Церкви Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств «Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга» «Академический театр Балета Бориса Эйфмана» Театр имени Е.Б.Вахтангова Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник «Государственный музей истории религии» Союзмультфильм Пианист Рэм Урасин Молодёжный симфонический оркестр Республики Татарстан Фестиваль российского кино «Короткие встречи» Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Государственный академический Северный Русский народный хор» Российско-немецкая музыкальная Академия Сургутский музыкально-драматический театр Дни российской духовной культуры Конференция «Гранин и Германия. Трудный путь к примирению» Государственное автономное учреждение культуры «Рязанская областная филармония» Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге Театр "Мирт" (Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр) Государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми республиканская филармония» Академия Акварели С.Андрияки Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный академический театр танца «Гжель» Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Государственный академический Сибирский русский народный хор» Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Федеральное Казенное Предприятие «Российская государственная цирковая компания» Дни российской духовной культуры Международный фестиваль балета DANCE OPEN Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Псковский академический театр драмы им.А.С.Пушкина ФКП «Росгосцирк»
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн