Накануне Дня народного единства, 3 ноября 2017 года, во всех регионах страны пройдет культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант».
Уникальность России заключается в ее национальном многообразии. В нашей стране живут 193 народа. Насколько хорошо мы знаем их историю, обычаи, традиции, культуру? Чтобы ответить на эти вопросы, проводится Большой этнографический диктант.
В этом году мероприятие получило статус международного – к его проведению подключилось Россотрудничество. Поэтому проверить уровень этнографической грамотности смогут не только жители России, но и соотечественники за рубежом.
Организатором «Большого этнографического диктанта» выступает Федеральное агентство по делам национальностей.
В прошлом году «Большой этнографический диктант» написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч – онлайн. Самым молодым участником Диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим — 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за Диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных.
Также уже доступен и пробный тест, пройдя который участник получает баллы. Максимальное количество возможных баллов — 100. Вопросы для теста взяты с 2016 года.
Стать участником Диктанта могут все желающие. Достаточно обратиться на любую региональную площадку его написания, независимо от места жительства, либо в зарубежное представительство Россотрудничества. Их адреса можно будет найти на сайте
Международная просветительская акция
«Большой этнографический диктант - 2018»«Верьте в Россию, любите её,
и она будет Вам матерью»Иван Яковлев,
Тема «1. Общественно-политическая и правовая сферы реализации государственной национальной политики Российской Федерации»
1. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» - какой государственный документ начинается этими словами?
А. Декларация о государственном суверенитете РСФСР
Б. Конституция Российской Федерации
В. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Г. Федеральный закон «О национально-культурной автономии»
Правильный ответ: Б
2. Из какого государственного источника официально известно о численности национальностей и языков в Российской Федерации?
А. Сведения из государственных налоговых органов
Б. Паспортный учет граждан и регистрация по месту жительства
В. Государственная перепись населения
Г. Сведения Российской академии наук
Правильный ответ: В
3. Что из перечисленного ниже соответствует целям государственной национальной политики России?
А. Все народы России сохраняют свою самобытность и образуют российскую гражданскую нацию
Б. Гражданская идентичность приводит к исчезновению народов России
В. Сохранение культуры и самобытности предусматривается только для отдельных народов России
Г. Решение первоочередных задач российской экономики
Правильный ответ: А
Тема «2. Административно-территориальное устройство страны, национально-культурное развитие в условиях федерации, географические сведения о культурном многообразии России и ее регионов»
4. Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов - республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Какое количество республик в составе Российской Федерации?
Правильный ответ: В
5. Согласно действующему закону, коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока России признаются этнические общности небольшой численности. Какая это численность?
А. Одна тысяча человек
Б. Десять тысяч человек
В. Пятьдесят тысяч человек
Г. Сто тысяч человек
Правильный ответ: В
Тема «3. Исторические сведения о культурном многообразии России и ее регионов
6. Кто из всемирно известных исследователей внес особый вклад в этнографическое изучение народов Восточной Сибири?
А. Федор Иванович Миллер (1705-1783), автор многих трудов, в том числе «О народах, издревле в России обитавших»
Б. Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888), проводил пионерные исследования народов Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании
В. Николай Николаевич Харузин (1865-1900), один из основателей российской этнографии, изучал саамов, финнов, хантов, манси
Г. Дмитрий Иванович Анучин (1843-1923), решил вопрос об истоке Волги
Правильный ответ: А
7. Старейшая мечеть в России, построенная в 733-734 гг., и внесенная в реестр мирового наследия ЮНЕСКО находится в городе:
А. Болгар
Б. Астрахань
В. Дербент
Г. Казань
Правильный ответ: В
8. Какой из тюркских народов России называет себя в честь одного из золотоордынских ханов XIII века?
А. Кумыки
Б. Ногайцы
Г. Карачаевцы
Правильный ответ: Б
Тема «4. Государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик, родные и иные языки»
9. На какой территории русский язык является государственным языком?
А. Во всех субъектах Российской Федерации кроме автономных округов и республик
Б. Во всех субъектах Российской Федерации кроме республик
В. В тех субъектах Российской Федерации, где есть собственные законы о государственных языках
Г. На всей территории Российской Федерации без исключения
Правильный ответ: Г
10. Ограничены ли законом права гражданина Российской Федерации, если гражданин не знает или недостаточно знает государственный язык?
А. Знание государственного языка дает право голосовать на выборах кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления
Б. Знание государственного языка определяет основные политические, экономические, социальные и культурные права гражданина РФ
В. Основные политические, экономические, социальные и культурные права гражданина РФ не зависят от знания какого-либо языка
Г. Знание государственного языка определяет культурные права гражданинам
Правильный ответ: В
А. Около 50 языков
Б. До 100 языков
В. До 200 языков
Г. Свыше 200 языков
Правильный ответ: Г
Тема «5. Материальное культурное наследие России»
12. Что означает название русской куклы «Матрешка»?
А. Имя девушки, которая ярко красится и привлекает к себе внимание
Б. Многодетная мать-крестьянка с дородной фигурой
В. По названию деревни Матёра из повести Валентина Распутинa
Г. По имени персонажа советского мультфильма
Правильный ответ: Б
13. Как называется старинная ювелирная техника народных мастеров Костромской области, представляющая собой ажурный или проволочный узор в виде морозных рисунков?
А. Кольчужное плетение
В. Скань, филигрань
Правильный ответ: В
14. Почему для марийцев рощи имеют особое значение?
А. Их воспел один из создателей марийских литературных языков
Б. Это места народных молений
В. Там находились столицы марийских княжеств
Г. Это музеи-заповедники народной архитектуры
Правильный ответ: Б
15. Какой традиционный народный промысел Урала получил всеобщее признание и сохраняется до настоящего времени?
А. Камнерезно-гранильное производство
Б. Дымковская игрушка
Г. Хохлома
Правильный ответ: А
16. В традиционной срубной избе ставят крышу «на самцах». Что это такое?
А. Широкие скаты крыши, похожие на крылья птиц
Б. Крыша с подпорками в виде фигур на манер античных статуй
В. Крыша без стропил
Г. Крыша, украшенная резьбой
Правильный ответ: В
17. Назовите населенный пункт, где находится известный центр чукотско-эскимосского косторезного промысла
А. Комсомольск-на-Амуре
Б. Хабаровск
В. Уэлен
Г. Салехард
Правильный ответ: В
Тема «6. Нематериальное культурное наследие России»
18. Существует русская поговорка «Первый блин комом». А на самом деле она звучала как «первый блин комам». Кто же были «комы», для которых весной пекли блины, чтобы задобрить?
Б. Медведи
Правильный ответ: Б
19. Что такое «пель-нянь» или по-удмуртски хлебное ушко?
А. Плетень
В. Пельмень
Г. Древние деньги населения Урала
Правильный ответ: В
20. Чем угощают (встречают) новобрачных у башкир и татар, чтобы жизнь молодой семьи была богатой и счастливой?
А. Хлеб и соль
Б. Чак-чак
В. Масло и мёд
Г. Эчпочмак
Правильный ответ: В
21. Финифть – это русский народный промысел, существующий с XVIII века в Ярославской и Вологодской областях. Как выглядит финифть?
А)Художественное произведение, изготовленное с помощью стекловидного порошка, эмали
Б)Глиняная игрушка-свистулька
В)Резьба по дереву
Г)Ажурное плетение золотых нитей, напоминающий морозные узоры
Правильный ответ: А
22. В старину на Руси женские головные уборы различались на замужние и девичьи. В чем же было различие?
А.Ничем не отличались, это выдумки
Б.У замужних головной убор полностью закрывал волосы
В.Замужние женщины носили только пуховые платки
Г.Девичьи платки всегда были из шелка
Правильный ответ: Б
23.Что на Урале означает традиционное наименование «сыро́к»?
А.Рыба пелядь ценного промыслового рода сиговых
Б.Кулинарное блюдо
В.Вид грибов
Г.Осенний ветер
Правильный ответ: А
24. Где и когда зародилось художественное Касли́нское литье, чугунные элементы которого покрывались черной краской «голландская сажа»?
А.В Крыму в скифское время
Б.На Урале в конце XVIII века
В.Во время монгольского нашествия в Средней Азии
Г.На Аляске во время владычества Российской империи
Правильный ответ: Б
25. Цаган Сар – один из любимых праздников у калмыков России. Название праздника переводится как «белый месяц», потому что белый цвет означает чистоту, свет и добро. Люди надевают лучшую одежду, готовят лучшие блюда для гостей. Что же празднуют во время Цаган Сар?
А.День рождения Будды
Б.Начало весны
В.Приход зимы
Г.Отгон сельскохозяйственных животных на пастбища
Правильный ответ: Б
26. Какой из предметов одежды кубанские казаки позаимствовали у соседних кавказских народов:
А.Бурка, черкеска
Б.Шаровары и кушак
В.Фуражка
Правильный ответ: А
27. У какого народа борьба на полотенцах – традиционный вид спорта?
А. Башкиры
Б. Армяне
В. Черкесы
Правильный ответ: А
28.Какое блюдо в виде круглого открытого пирога появилось в Западной Сибири вместе с русскими переселенцами?
А.Ша́ньга – традиционный несладкий пирог Русского Севера с начинкой из гороховой каши
Б.Ватрушка – древнеславянская лепешка, наполненная творогом
В.Курник – русский пирог или «король пирогов» с большим количеством начинок из каши, капусты, мяса, грибов
Г.Кулебяка – старорусский многослойный пирог из мяса, капусты, гречневой каши, яиц, рыбы
Правильный ответ: А
29. Что используется в качестве традиционных часов у кочевых народов Сибири?
А.Периоды активности насекомых
Б.Собачий лай
В.Лучи солнца, проникающие сквозь дымовое отверстие жилища
Г.Периодичность появления диких животных около домашних оленей
Правильный ответ: В
30. Чтобы защитить мясо от мошкары в традиционном жилище народов Сибири, продукт подвешивают. Почему мясо не портится?
А.Находится в проветриваемом месте
Б.Остается замороженным
В.Подвергается воздействию дыма от очага
Г.Дети и женщины отгоняют мошкару
Правильный ответ: В
Уважаемый участник Большого этнографического диктанта! Благодарим за участие в акции и напоминаем, что итоги будут подведены к 27 ноября 2018 года. Свой результат можно будет узнать по идентификационному номеру (указан на бланке ответов) на сайте Федерального агентства по делам национальностей http://fadn.gov.ru/ или на сайте акции http :// miretno . ru / . Желаем удачи!
Приятно принять участие в мероприятии, которое проводится по всей России! Вот так, без всякого принуждения, по собственной воле, по велению души. Это уже не в первый раз, когда я, сопровождаемая недоуменными взглядами знакомых-соседок: "А оно тебе надо?", ранним утром, в переполненном транспорте, среди хмурых, торопящихся на работу людей, еду писать очередной диктант. В этот раз - этнографический. Наверное не все знают, что же такое "Этнография" и кто такие "этнографы" - есть такая профессия. Обращусь на сайт "Учеба.ру"
"Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники.""Этнографы - гуманитарные специалисты широкого профиля. Они должны хорошо знать историю, географию, языки изучаемых этносов. Нужно хорошо владеть, помимо английского, еще одним-двум современными иностранными языками или языками народов России. Профильные дисциплины - антропология (в том числе медицинская), археология, антропология религии и другие. Самое интересное в учебном процессе - летние этнографические экспедиции."
Трудоустройство. "Многие этнографы после окончания вуза остаются в науке: поступают в аспирантуру, преподают в вузах или школах. Однако такие перспективы прельщают, разумеется, не всех, и карьера множества специалистов складывается в совершенно разных отраслях от журналистики до ведомственных архивов. Существуют довольно неожиданные сферы применения специализации: некоторые, например, помогают инженерам разрабатывать технологии, которые подходят жителям разных регионов. Этнографы в этом случае определяют, как проходит день среднестатистического гражданина, как он общается с окружающими - так можно оптимизировать продукты компании."
Теперь, когда я ознакомила вас с понятием "этнография", расскажу о диктанте. На площадку КубГУ мы прибыли в "малом составе", а точнее я, мой сын Иван и Лилия Павловна Казанцева - главный идейный вдохновитель всех наших внеклассных затей. Ещё при регистрации мы получили сертификаты участника о том, что мы написали диктант. А вот результаты будут ясны только 12 декабря. Правильные ответы появятся немного раньше - 10 ноября.
В аудитории собрались в основном школьники, которые, несмотря на каникулы, пришли испытать свои знания. У нас в аудитории было только трое взрослых: это я - родитель ученика и два учителя географии. Очень приятно было вновь встретить Наталью Маратовну Овсянникову, без которой не проходит ни одно значимое образовательное мероприятие города.
А теперь немного подробнее о самом диктанте, точнее, о вопросах, которые всерьёз заставили задуматься, и снова от своей неоднозначности:
Начнём с того, что татарские замужние женщины должны были закрывать волосы, шею, плечи, и спину. Матерчатые нагрудники надевались под платье при помощи лямочек укрепляли на шее (или за плечи). Это можно рассматривать как некое подобие мужской манишки. Вот вроде бы на основании этого можно сделать вывод, что правильный ответ "скрыть грудной разрез женского платья."
Но ведь этот же нагрудник одновременно и служил "защитой от ветра"? Но почему только замужние женщины носили? Молодым что, не надо прятаться от ветра?
А если взять во внимание, что женщины украшали нагрудник разными вышивками. аппликациями, причём, чем богаче женщина, тем богаче и вышивка... И только слова "Только..." и "исключительно..." заставили меня отбросить 3 и 4 варианты ответа как правильные.
Согласитесь, вопрос далеко неоднозначный.
Теперь следующий вопрос:
А вот тут надо "включить угадайку". То, что сказок не 6 и не 60.000 - это и ежу понятно, но как быть с другими цифрами? Дело а том, что было издано несколько сборников "Народные русские сказки", один из них - облегченный вариант, состоящий из 61 сказки, а другой - четырёхтомник, в каждом томе примерно по 150 сказок, то есть получается 600...
Вопрос, который заставил меня просто впасть в ступор. Дело в том, что и танцы, и поселения, и корабли, и морские узлы носят такие названия. Ну, если быть более точным, то не "добуквенно". но сам факт...
А это просто вопрос-конфетка! Его можно повернуть к любому варианту ответа.
О Русской Атлантиде, наверное, не писал только самый ленивый историк. И у каждого своя версия существования Китеж-града. Если вкратце, то дело было так: Третий сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо - Георгий Всеволодович нашел красивое место на берегах озера Светлояра и за три года (с 1 мая 1165 года по 30 сентября 1168 года) построил город Большой Китеж. (Малый Китеж был построен немного раньше на берегу Волги) .
И что удивительно, город исчез, а летопись осталась. И каждый по своему её трактует. Русский писатель-реалист, публицист, этнограф-беллетрист Павел Иванович Мельников-Печорский вот как перевёл текст "Китежский летописец":
"А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились."
И хотя монголо-татары поспособствовали исчезновению города, а потом даже немножко пожили на берегах озера, возможно, что потомки тех самых завоевателей и сейчас живут в тех краях...
Велика Русь-матушка! Много народов перемешалось за века, было время, когда на вопрос "национальность" отвечали "советский". Сейчас люди начинают восстанавливать свои корни, воскрешать традиции, и этим как-раз и занимаются этнографы.
Дома, прочитав пост в блоге ГЕОГРАФОЧКА "Большой ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ диктант: как это было, или Народов много - страна одна!" и комментарии к нему очень огорчилась, что многие не смогли пройти тест он-лайн из-за сбоя в сети. Естественно, я не удержалась и сама попробовала зарегистрироваться и пройти тест ещё раз, тем более, что вопросы уже другие. У меня всё получилось с первого раза. Есть, конечно повторяющиеся вопросы, но варианты ответов другие. А, поскольку я НЕ знаю, правильно ли ответила на вопросы в аудитории, считаю, повторное прохождение диктанта правильным. И вот мой результат.
4 ноября в России отмечается День народного единства . Однако для многих людей суть этого государственного праздника остаётся довольно туманной, а слова о единстве звучат формально. Как именно объединяться и с кем?
Ответ на этот вопрос даёт акция «Большой этнографический диктант». Она предлагает всем желающим проверить свои знания о культуре многочисленных народов России и зарубежья, а также узнать о стране и её ближайших соседях что-то новое.
Впервые «Этнографический диктант» прошёл в Удмуртии. В 2017 году акция расширила географию. В Федеральном агентстве по делам национальностей, которое является одним из организаторов, отмечают, что в этом году, кроме России, к проекту присоединятся Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Абхазия и Южная Осетия.
Участникам предстоит ответить на 30 вопросов теста, 20 из которых посвящены вопросам федерального масштаба, а оставшиеся 10 - региональной проблематике.
Для того, чтобы успешно пройти тест, потребуются знания о народах России и стран СНГ - их языках, религии, кухне и традиционных промыслах. Также пригодится информация о федеральном устройстве Российской Федерации.
Общая сумма баллов за диктант - 100, а на выполнение даётся 45 минут.
В каком регионе расположен всемирно известный музей-заповедник «Кижи»
(выберите из списка ниже один правильный вариант)?
А. Ислам
Б. Буддизм
В. Иудаизм
Г. Христианство
Вставьте пропущенное слово (выберите из списка ниже один правильный вариант):
Определите, сыном какого народа являлся просветитель Каюм Насыри
Назовите регион, где расположено это село
(выберите из списка ниже один правильный вариант).
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами