Тестовые задания закрытого типа. Создание электронных учебных материалов

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тема 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тема 7. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

Тема 6. Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

Тема 5. Безопасность образовательного процесса

Тема 4. Безопасность труда и охрана здоровья работающих

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: работоспособность, формы труда, условия труда, профессиональная болезнь, фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит, арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга, шумовая болезнь, вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь, пневмокониоз, антракоз, силикоз, бериллиоз, асбестоз.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: образовательное учреждение, учебная нагрузка, гигиена, работоспособность, утомление, ФЗ «Об образовании».

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: терроризм, суицид, психоактивное вещество, паника, наркомания, курение, алкоголизм.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, ЧС природного характера: землетрясение, цунами, наводнение, ветер, ураган, смерч, шквал, шторм, буря, лавина, обвал, оползень, сель, ЧС техногенного характера, пожар, ЧС военного времени, ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие, эвакуация, защитное сооружение, терроризм, средства индивидуальной защиты человека (СИЗ), средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средства защиты кожи (СЗК), противогаз, респиратор, камера защитная детская (КЗД).

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: травма, растяжение, перелом открытый, перелом закрытый, вывих, ушиб, термический ожог, химический ожог, обморожение, отравление.

6.2. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации:

Тестирование (закрытый тест);

(в предложенных вопросах выбурите один или несколько правильных ответов):

1. К задачам, которые решает БЖД относятся:

А. защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека

Б. создание новых средств защиты человека

В. создание комфортного состояния среды обитания человека

Г. ликвидация отрицательных последствий воздействия негативных факторов на человека

Д. распознавание и оценка негативного воздействия среды обитания на человека

2. Величина возможностей организма, которая характеризуется количеством и качеством работы за определенное время – это:

А. труд Б. работоспособность В. потенциал возможностей



3. Аксиома о потенциальной опасности гласит:

А. Деятельность во вредных условиях труда потенциально опасна

Б. Деятельность в опасных условиях потенциально опасна

В. Любая деятельность потенциально опасна

4. К факторам риска для здоровья человека относятся:

А. химические факторы Б. психофизиологические

В. физико-химические Г. физические

Д. факторы добровольного риска Е. биологические

5. Условия труда человека подразделяются на:

А. опасные и неопасные

Б. оптимальные и вредные

В. оптимальные, допустимые, вредные и опасные

6. Факторы, которые становятся причиной заболеваний или уменьшения работоспособности, называются:

А. опасные Б. вредные В. допустимые

7. Факторы, которые приводят к травмам и резким нарушениям здоровья, называются:

А. недопустимые Б. вредные В. опасные

8. К уровням психологической защиты человека относятся:

А. индивидуально-личностный Б. глобальный

В. социальный Г. социально-групповой

9. Психоактивное вещество (ПАВ) – это:

А. любое химическое вещество или смесь веществ естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование ЦНС и приводит к изменению психического состояния человека

Б. любое химическое вещество или смесь растительного, полусинтетического и синтетического происхождения используемое для производства наркотика

В. любое вещество природы, вызывающее отравление организма человека

10. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

11. К сильнейшим канцерогенам относят:

А. асбест Б. хром

В. этанол Г. никель Д. цемент

12. Контаминация – это:

А. бактериальное загрязнение продуктов питания

Б. частичное загрязнение среды обитания

В. загрязнение пищевого сырья

13. Сделайте сопоставление индекса пищевых добавок к их назначению:

14. Чужеродные для живых организмов химические вещества, не входящие в биотический круговорот, и как правило, порожденные хозяйственной деятельностью человека – это:

А. токсины Б. ксенобиотики В. психоактивные вещества

15. К ксенобиотикам относятся:

А. пестициды Б. радионуклиды

В. пластмассы Г. фреоны Д. растительные красители

16. Отравлению ртутью носит название:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. «болезнь шляпника»

17. Отравление свинцом носит название:

18. К источникам диоксинов в природе относятся:

А. отбелка целлюлозы Б. мусоросжигающие заводы

В. хлорирование питьевой воды Г. производство инсектицидов

19. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

20. Фреоны используются:

А. в холодильных установках Б. при отбелке целлюлозы В. в аэрозолях

21. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. фосген Б. пензапирен В. диоксин

22. Сделайте сопоставление:

23. Профессиональные болезни (заболевания) возникают:

А. в результате длительной работы по одной и той же профессии

Б. в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды

В. в результате монотонности выполняемого труда

24. Все профессиональные болезни делятся на несколько групп:

А. вызываемые химическими факторами

Б. вызываемые воздействием промышленной пыли

В. вызываемые воздействием психоэмоциональных факторов в коллективе

Г. вызываемые физическими факторами

Д. вызываемые перенапряжением

Е. вызываемые воздействием биологических факторов

25. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные перенапряжением:

А. фонастения Б. антракоз

В. писчий спазм Г. лигаментит Д. сатурнизм

26. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием промышленной пыли:

А. бурсит Б. плексит

В. пневмокониозы Г. антракозы Д. арсенизм

27. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием химических факторов:

А. арсенизм Б. силикозы

В. сатурнизм Г. бурсит Д. болезнь Минамата

28. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и ее описанием:

29. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и профессиями, для которых они характерны:

30. Воздействие радиации вызывает возникновение:

А. рака Б. лучевой болезни В. антракоза

31. Ксенобиотики характеризуются следующими свойствами:

А. обладают мутагенным эффектом

Б. повышают иммунитет

В. накапливаются в организме человека

Г. вызывают возникновение аллергических реакций

Д. быстро выводятся из организма человека

32. Асбест опасен тем, что:

А. накапливается в организме человека

Б. вызывает возникновение рака

В. снижает иммунитет

Г. активизирует другие канцерогены в организме человека

Закрытый тест № 2

1. Катастрофа – это:

А. крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

В. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

2. ЧС – это:

3. К отравляющим веществам удушающего действия относят:

А. табун Б. фосген В. синильная кислота

4. К отравляющим веществам нервнопаралитического действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. зарин В. синильная кислота

5. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. арсенизм

6. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. пензапирен Б. фосген В. диоксины

7. Отравление свинцом носит название:

А. арсенизм Б. болезнь Минамата В. сатурнизм

8. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

9. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

10. При выбросе или разливе хлора на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

11. При заражении местности аммиаком следует:

Закрытый тест № 3 (в предложенных вопросах выберите один правильный ответ):

1. При заражении местности хлором следует:

А. смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды

Б. смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты

В. ватно-марлевую повязку ничем смачивать нельзя

2. К отравляющим веществам общеядовитого действия относят:

А. синильная кислота Б. табун В. иприт (горчичный газ)

3. При выбросе или разливе аммиака на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

А. спуститься в подвал или на нижние этажи зданий

Б. подняться на верхние этажи зданий

В. ничего опасного нет и можно не предпринимать какие-либо действия

4. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. синильная кислота В. табун

5. При термическом ожоге следует:

А. охладить пораженный участок под струей холодной воды

Б. смазать ожог растительным маслом

В. смазать сметаной

6. Авария – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

7. ЧС – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

8. Отравление мышьяком носит название:

А. Болезнь Минамата Б. Арсенизм В. Сатурнизм

9. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

10. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

11. Защитная мощность противогаза – это:

А. Время максимальной защиты человека от ОВ.

Б. Время от начала использования противогаза до момента проскока ОВ.

В. Площадь лица и головы, которые закрывает противогаз.

Разгадывание кроссворда (№ 1), содержащего в себе изученные термины и понятия;

Кроссворд № 1

По вертикали:

1. Сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению по направлению к поверхности суши или моря.

2. Отравление мышьяком.

3. Международная организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

4. Минерал, обладающей высокой огнестойкостью, сильнейший канцероген.

5. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

6. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

7. При выбросе или разливе данного вещества следует спуститься на нижние этажи здания или в подвал и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты.

8. Единица измерения ионизирующего излучения.

9. При выбросе или разливе данного вещества следует необходимо подняться на верхние этажи здания и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды.

10. Временное затопление значительных участков суши в результате подъема уровня воды в реках, озерах, морях.

11. Профессиональная болезнь педагогов, актеров и певцов, вызванная перенапряжением голосовых связок.

12. Внезапно возникающий в горных реках поток воды с высоким уровнем содержания камней, грязи и песка.

13. Широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

14. Острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса.

15. Профессиональная болезнь шахтеров, «болезнь черного легкого» или «черная чахотка».

16. Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин, морских побережий.

17. Острая кишечная инфекция, характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания.

18. Вероятность реализации опасности.

19. Вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма и полиморфной клинической картиной, связанной с развитием вторичных инфекционных и опухолевых процессов.

По горизонтали:

1. Простейший одноразовый респиратор, эффективный против пыли и аэрозолей.

2. Металл, отравление которым называют «болезнь сумасшедшего шляпника».

3. Физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду.

4. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

5. Преступление против общественной безопасности, которое выражается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

6. Радиоактивный одноатомный газ без цвета и запаха.

7. Международная организация по запрещению химического оружия.

8. Отравляющее вещество нервно-паралитического действия.

9. Неожиданный выход из строя, разрушение технических устройств, сооружений, системы энергообеспечения.

10. Отравляющее вещество, примененное в Первую мировую войну на реке Ипр.

11. Заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю.

12. Необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

13. Химическое вещество с формулой COCl 2 , бесцветный газ с запахом прелого сена.

14. Металл, отравление которым называется «сатурнизм».

15. Психическое состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью.

16. Средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

17. Явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

18. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

Вопросы для промежуточной аттестации (зачета):

1. Понятие и формы безопасности. Концепция приемлемого риска. Аксиомы БЖД. Основные термины (опасность, риск, угроза, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, авария, катастрофа).

2. Управление безопасностью жизнедеятельности на территории РФ (федеральный, региональный и муниципальный уровни).

3. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности. «Главные органы» ООН.

Совет безопасности (КТК),

Генеральная ассамблея ООН (МАГАТЭ, ДВЗЯИ, ОЗХО, ЮНЕП)

ЭКОСОС (МОТ, ВОЗ, ИМО, ВМО, ЮНДРО, ЕЭК)

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

5. Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.

6. Условия труда человека (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Бытовой и производственный травматизм.

7. Профессиональные болезни человека:

Вызванные воздействием промышленной пыли (пневмокониоз, антракоз, силикоз, асбестоз, бериллиоз)

Вызванные воздействием химических факторов – интоксикации (арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга)

Вызванные воздействие физических факторов (вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, шумовая болезнь, декомпрессионная болезнь)

Вызванные перенапряжением (фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит)

Вызванные воздействием биологических факторов (болезни, вызванные патогенными микроорганизмами).

8. Основы физиологии труда (классификация основных форм трудовой деятельности, статическая и динамическая работа, работоспособность и ее динамика на протяжении рабочей смены, профилактика утомления).

9. Факторы, влияющие на здоровье человека:

Химические (канцерогены, ксенобиотики, пищевые добавки)

Физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, излучения, климат)

Психофизиологические (терроризм, паника, суицид, правила поведения при террористическим акте, правила поведения в толпе)

Факторы добровольного риска человека (алкоголизм, курение, злоупотребление ПАВ)

Биологические (патогенные заболевания, эпидемия, пандемия).

10. Иммунитет человека. Основные опасные заболевания человека 21 века и их характеристика

11. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Классификация взрывов по мощности. Тротиловый эквивалент.

12. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при кровотечениях, при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах, при утоплении, при отравлении. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти человека.

Вопросы для проверки формирования необходимых компетенций (ОК-15):

13. Классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС техногенного и естественного происхождения с примерами.

14. Стихийные бедствия, характерные для территории России и Республики Коми.

15. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Наиболее опасные радионуклиды и период их полураспада. Действия граждан при радиационном загрязнении.

16. Ядерное оружие и его поражающие факторы (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс). Последствия глобальной ядерной войны («ядерный день», «ядерное лето», «ядерная ночь», «ядерная зима»).

17. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хране­ния и транспортировки АХОВ, их характеристики. Действия граждан при выбросе (разливе) хлора и аммиака.

18. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. СДЯВ.

19. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия «горение», «детонация», «взрыв». Классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Действия граждан при пожаре.

20. Биологическое оружие. Классификация и поражающие характеристики.

21. Средства индивидуальной защиты человека (СИЗ). Классификация СИЗ. История создания противогаза. Классификация СИЗОД с примерами. Принцип работы фильтрующего и изолирующего противогазов. Защитная мощность противогаза. Классификация СЗК с примерами. СИЗ различных возрастных групп населения.


6.3. Задания и вопросы для контроля самостоятельной работы студентов:

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: методология,

Определившись с целью разработки педагогического теста и соответственно выбрав подход, в рамках которого будет осуществляться разработка педагогического теста и интерпретация его результатов, можно переходить к конструированию тестовых заданий. Каждому специалисту, чья деятельность связана с проведением контроля уровня знаний у обучающихся с помощью тестирования, необходимо знать из каких обязательных элементов должна состоять конструкция тестового задания, а также какие существуют типы и виды тестовых заданий. Владение этим знанием позволит специалисту разрабатывать качественные, интересные, разнообразные тестовые задания, учитывая при этом особенности материала, на основе которого планируется разработка тестовых заданий, свои технические возможности, а также возможности и особенности обучающихся, среди которых будет проводиться тестирование. Если перед специалистом не стоит задача самостоятельной разработки тестовых заданий, а он пользуется в своей деятельности уже готовым банком заданий, то и в этом случае ему необходимо быть компетентным в вопросах конструирования тестовых заданий для того, чтобы уметь отличить среди множества тестовых заданий некачественные, изменить их, доработать или, в случае их полной некорректности, устранить.

1.3.1. Конструкция тестовых заданий

В составе тестового задания в обязательном порядке должны присутствовать три части:

1. Инструкция

2. Текст задания (вопроса)

3. Правильный ответ

1. Инструкция должна содержать указания на то, какое количество заданий предстоит выполнить обучающимся, какого рода задания им встретятся, как следует пометить правильный вариант ответа, сколько времени отводится обучающимся на выполнение заданий. Изложение инструкции должно быть доступным и подробным. После прочтения инструкции у обучающихся должно сформироваться понимание смысла задания и способа его выполнения, иными словами понимание того что и как им нужно сделать.

Поясним, каким образом лучше делать отметки при выполнении заданий. Наиболее универсальным, четким, понятным и однозначным представляется вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведенное место для заданий открытого типа, а также заданий на восстановление соответствия и восстановление последовательности (обозначив в бланке место для ответа). Эти требования актуальны в том случае, если специалист формирует тестовый бланк самостоятельно.

В связи с тем, что мы формируем уникальный бланк теста в АИС «Психолог», в которой программистами уже заложена определенная форма бланка заданий множественного выбора, то место для ответа у нас представлено в виде кругов и квадратов, в которые мы просим тестируемых поставить галочку.

Приведем пример инструкции, которую мы разработали на основе вышеизложенной информации для тестов, применяемых при проведении пропедевтического и итогового контроля уровня знаний в рамках получения специальности и повышения квалификации:

«Перед вами тест, состоящий из 60 заданий . В тесте присутствуют задания двух видов: задания, предполагающие один правильный ответ и задания, предполагающие несколько правильных ответов. Перед каждым из таких заданий – краткая инструкция: «Выберите один правильный ответ» (соответственно необходимо найти и отметить один правильный ответ) или «Выберите несколько правильных ответов» (соответственно необходимо найти и отметить все правильные ответы). Кроме того, место для ответа в заданиях, предполагающих один правильный ответ, представлено в виде круга, а в заданиях, предполагающих несколько правильных ответов, - в виде квадрата. Поставьте галочку в круге или квадрате того варианта ответа, который вы считаете верным.

Если вы желаете отменить отмеченный вами вариант ответа, то зачеркните галочку одной четкой линией.

В заданиях прописаны все необходимые варианты ответов, дописывать от руки варианты ответов не следует.

Время на заполнение теста – не более 60 минут».

Инструкция для проведения итогового контроля уровня знаний в рамках служебной подготовки будет выглядеть аналогичным образом, изменятся лишь значения количества тестовых заданий и времени, отводимого на заполнение теста.

Следует уточнить, что если задания двух видов – множественного выбора, предполагающие один правильный ответ и множественного выбора, предполагающие несколько правильных ответов, объединены в соответствующие блоки, то допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается перед данной группой заданий.

Следует отметить, что вне зависимости от происхождения теста (создание нового, модификация старого, адаптация теста) инструкции составляются к каждому из них.

    написание первого варианта инструкций;

    первое опытное проведение теста;

    устранение грубых ошибок в инструкциях;

    апробация инструкции при проведении проверочного тестирования (желательно, чтобы проводящий тестирование не принимал участие в составлении инструкции);

    окончательная редакция инструкций .

В этом параграфе рассматривались правила составления инструкции, которая является общей для всего теста. Она помещается в начале тестового бланка, а также озвучивается специалистом, проводящим контроль уровня знаний у обучающихся, перед началом тестирования. Далее в параграфе, посвященном рассмотрению типов и видов тестовых заданий, будут рассмотрены более частные аспекты инструкций, специфичные для различных видов тестовых заданий.

2. Текст задания (вопроса) представляет собой содержательное наполнение задания.

Мы придерживаемся точки зрения, что содержательная часть задания должна быть сформулирована в форме утверждения, которое тестируемому необходимо продолжить правильным ответом/ответами. При формулировании основной части задания следует придерживаться определенных требований, которые изложены в параграфе 1.4.

Примерами текстов заданий могут служить следующие:

К симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов повторного переживания, относятся:

    связанные с событием сны

    избегание мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием

    обеднение чувств

    навязчивые, негативные, насильно прорывающиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли о событии

    раздражительность

    сверхбдительность

    «флэшбэк-эпизоды», внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас

    интенсивный стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму

Или: экстренная психологическая помощь – это:

    комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и сохранение психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности лиц, пострадавших в чрезвычайном событии

    система долгосрочных мероприятий, направленных на снятие эмоционального напряжения у пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является профилактика неблагоприятных массовых явлений;

    система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является регуляция актуального психического состояния при помощи профессиональных психологических методов

3. Правильный ответ (или оценочная схема) – обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено.

Следует отметить, что тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. Речь идет об однозначной, с точки зрения пользователя, возможности оценки результата выполнения тестового задания, а именно о возможности любого пользователя на основе сравнения ответа обучающегося и правильного ответа (схемы анализа), предложенного разработчиком, сделать однозначный вывод о том, выполнил данный обучающийся это задание верно или нет. Поэтому правильный ответ разработчика может заключаться не только в эталонном ответе, но и в описании схемы анализа, содержать конструкции «и … и», «… или …», описывать вариант неправильного ответа, считая все остальные правильными.

В инструкции Northern Examinations and Assessment Board (NEAB) - экзаменационной комиссии, располагающейся в северной части Великобритании, записано: «Ясная схема оценки должна обеспечить пользователя тестом аппаратом оценивания именно в рамках заложенной в тест оценки разработчика. Многие вопросы толкования могут быть сняты при разработке ясной и недвусмысленной схемы оценивания, которая содержит наиболее возможные варианты ответов, которые можно принять к рассмотрению и оценить, как зачетные. Схема оценивания должна полностью соответствовать конкретному вопросу. Все формулировки ожидаемых ответов должны быть предельно ясными и недвусмысленными, чтобы при оценивании у проверяющего не могло возникнуть сомнения в правильности засчитываемого ответа. Единство требований к тестируемым не может быть осуществлено, если сама схема оценки может толковаться специалистами по-разному» .

На наш взгляд это применимо для заданий открытого типа. В связи с тем, что мы при разработке тестов пользуемся только заданиями закрытого типа, у нас не возникает необходимости описывать все возможные варианты ответов, т.к. тестируемым нужно выбрать правильный ответ из списка, а не дописать его. Таким образом, в оценочной схеме мы фиксируем какие из приведенных вариантов ответа являются правильными.

Если нашим коллегам потребуется включить в тест задания открытого типа, то им, безусловно, необходимо предусмотреть и прописать в оценочной схеме все варианты, которые могут расцениваться как правильные, которые являются синонимами правильного ответа.

Считаем уместным сказать здесь также о правилах оценивания результатов тестирования, принятых в системе психологической подготовки МЧС России.

В случае полностью правильного ответа на задание тестируемому присваивается 1 балл.

В случае частично правильного ответа на задание, когда тестируемый не отметил всех правильных ответов, а отметил лишь некоторые из них, даже если отметил лишь один правильный ответ из нескольких правильных, а также не отметил ни одного из неправильных вариантов ответа, тестируемому присваивается 0,5 балла.

Если тестируемый выбирает хотя бы один неправильный ответ из множества предлагаемых вариантов ответа, ему баллы не присваиваются.

После подсчета баллов их следует сложить и перевести в проценты.

Для этого можно воспользоваться формулой:

К=(Б*100)/М, где:

К – коэффициент уровня знаний

Б – количество баллов, набранных тестируемым

М – общее количество вопросов в тесте

Вместе с тем, хотим отметить, что немалое значение имеет расположение заданий на листе и их шрифтовое оформление. С точки зрения исключения случайных ошибок достаточно важен вопрос пространственного расположения заданий на страницах тестовой тетради. Располагая задания, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

1. Инструкция и весь текст задания должны умещаться на одной странице.

2. Особые места инструкций и заданий должны выделяться шрифтом.

3. Варианты ответа лучше располагать в один столбик, максимум в два.

4. Место для ответа должно быть выделено определенным образом. Лучше, если место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного типа и вида (многоточие, линия, квадратик или иным способом).

5. Размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту тестируемых.

6. Для зданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учетом различного объема почерка тестируемых .

Тесты можно разделять по многим признакам. Основная классификация - по направленности теста: оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания. Поскольку сайт посвящен вопросам использования тестов в образовании, то дальше речь пойдет именно о последних - тестах знаний.

Традиционные тесты

Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Нетрадиционные тесты
К нетрадиционным тестам можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.

1. Интегративные тесты

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин.

2. Адаптивные тесты

Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующего контингента.

Виды тестовых заданий

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

    Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

    Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»

    Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

    Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

    Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

    Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

В статье рассмотрены способы конструирования тестовых заданий закрытого типы. Приведены требования к построению содержательной части и описаны методы оценивания результатов проведенного тестирования.

  • Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий
  • Особенности определения валидности педагогического теста
  • Использование программных средств тестирования в педагогической практике

Педагогический тест представляет собой систему дидактических заданий специфической формы, позволяющей оценить уровень обученности учащихся: совокупность их представлений об объекте познания, знания, умения и навыки в той или ионной области содержания.

Отнеся педагогическое тестирование к инновационным методам оценивания, выделим следующие его преимущества:

  1. Более высокая объективность контроля.
  2. Оценка знаний становится более дифференцированной (больше градаций оценки, возможность переводить полученную оценку в любую шкалу оценивания).
  3. Более высокая эффективность (можно проводить контроль одновременно на больших группах учащихся).
  4. Обработка результатов проводится быстрее (особенно в случае компьютерного тестирования).

На основе исследований Федерального института педагогических измерений (США) и ряда отечественных тестологов выделим основные этапы конструирования педагогических тестов:

  1. Этап целепологания (определяем вид, ресурсные возможности, источники финансирования, бюджет, круг привлекаемых специалистов).
  2. Подготовительный этап (анализ и отбор содержания проверяемого материала, определение типов и количество используемых знаний, установка требований времени проверки, определение системы оценивания, выработка условий проведения).
  3. Этап составления теста.
    1. Разработка и апробация тестовых заданий (в репрезентативных группах).
    2. Определение и расчет показателей качества созданных заданий (валидность, надежность),.
    3. Анализ результатов проведенной апробации.
  4. Этап проведения теста и анализа полученных результатов
    1. Стандартизация теста (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий).
    2. Подготовительные работы по техническому оснащению.
    3. Отслеживание проведения теста.
    4. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа. Подготовка итогового отчета.

Тестовые задания бывают нескольких типов. Самый популярный из них – тип тестовых заданий закрытого типа, они получили широкое распространение в основном из-за легкости автоматизации. Задания закрытого типа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Основной недостаток таких заданий – возможность угадывания.

Выделим основные правила составления тестовых заданий:

  1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
  2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражает содержание обучения.
  3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
  4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все» и «никогда».
  5. Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше».
  6. Избегайте вводных фраз и предложений имеющих мало связи с основной мыслью.
  7. Неправильные ответы должны быть разумными, не должно быть явных неточностей.
  8. Реже используйте отрицание в основной части. Избегайте двойных отрицаний («Почему нельзя не делать?»).
  9. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  10. Из текста заданий необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа путем угадывания.
  11. Из числа тестовых заданий закрытого типа исключайте задания требующие громоздких вычислений.
  12. Используемая терминология не должна выходить за рамки учебного курса.
  13. Текст заданий и варианты ответов должны быть записаны разными шрифтами, для быстрого их отличения друг от друга при выполнении.
  14. В начале каждого теста должна быть предусмотрена инструкция по его применению.

Дистрактором в тестовых заданиях закрытого типа назовем вариант неверного ответа. Слово «дистрактор» произошло от английского слова «distract», которое переводится как «отвлекать». Таким образом, дистракторы – это неправильные ответы, которые отвлекают и сбивают с толка испытуемого.

Выделим требования к дистракторам:

  1. В основной части задания должно быть больше ключевых слов, в ответах не более трех наиболее ключевых слов.
  2. Ответы к одному заданию должны приблизительно одной длины.
  3. Все дистракторы к каждому заданию должны быть равнопривлекательными.
  4. Дистракторы не должны быть неполными правильными ответами, превращающимися в правильные при определенных условиях.
  5. Не должно быть неработающих дистракторов (их обязательно должны выбирать).
  6. Частота выбора дистракторов должна быть примерно одинакова.
  7. Из ответов необходимо исключить повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
  8. В ответах не рекомендуется использовать слова: «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все вышеперечисленные». В отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.
  9. Из числа дистракторов исключают ответы вытекающие один из другого.
  10. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания.
  11. Желательно не использовать в ответах следующие слова: «да/нет», «верно/неверно». Рекомендуется создавать более содержательные ответы.
  12. Если номер ответа совпадает с его числовым значением, то они обязательно пишутся в одной строке (1. 1 Бит, 2. 2 Бит, 3. 8 Бит, 4. 4 Бит). Если дистракторы это слова, то их желательно расположить в алфавитном порядке.

Заметим, что большое количество дистракторов уменьшает вероятность угадывания, но требует большего времени при разработке. Плохо знающие материал учащиеся пытаются найти правильный ответ путем угадывания по «формальным» признакам: самый длинный ответ, самый умный ответ, хорошо обоснованный ответ).

Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Фасетный тест представляет собой большой массив элементов – фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.

Приведем небольшие примеры фасетного теста:

  1. В одном килобайте {мегабайте, гигабайте} содержится байт:
  2. Дата начала Советско-финской войны {Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны}

Таким образом, для снижения вероятности угадывания мы можем порекомендовать:

  1. Увеличение количества дистракторов в задание до 4-х.
  2. Использование фасетов заданий.
  3. Жесткое временное ограничение на выполнение задание.
  4. Использовать формулы для коррекции баллов с учетов возможности угадывания.

Оценивать результаты проведенного тестирования можно по-разному.

Алгоритмы оценки выполнение тестового задания:

  • Дихотомическая оценка выполнения задания. Термин «дихотомически оцениваемые тестовые задания» означает, что ответ экзаменующегося находится только в одной из двух возможных категорий, правильный (за него выставляют 1 балл), или неправильный (0 баллов).
  • Политомическая оценка выполнения задания. Термин «политомически оцениваемые тестовые задания» означает, что за разные ответы на задание проставляют несколько различных чисел

Рассмотрим несколько методов оценивания заданий закрытой формы.

  1. Традиционный метод. Данный метод подсчета баллов заключается в следующем: суммируются все баллов по каждому заданию.
    1. Оценка с весовым коэффициентом. При условии выбора испытуемым только правильных ответов начисляется полный балл, в противном случае начисляется ноль баллов. Недостаток данного способа заключается в снижении дифференцирующей способности задания, т.к. испытуемые с «частичным набором знаний» и испытуемые с «полным отсутствием знаний» практически не различимы.
    2. Метод частичного балла. Суть данного метода заключается в следующем: частично баллы начисляются в случае выбора даже не полного ответа, но в случае выбора в сочетании с правильными ответами некого дистрактора – баллы обнуляются полностью или частично уменьшаются.
  2. Коррекция баллов с учетом возможного угадывания. По данному методу производятся вычисления по следующей формуле: Zi=Xi-Wi/(k-1), где Zi - скорректированный тестовый балл i-го испытуемого, Xi – тестовый бал i-го испытуемого без коррекции, Wi - число ошибочных ответов у i-го испытуемого, k – количество ответов в заданиях (должна быть постоянная величина). Например: В тесте было 30 заданий, на каждое давалось по 4 ответа. Испытуемый на 20 заданий ответил правильно, 10 заданий выполнено с ошибками. Вычисляем балл по форме оценки с весовым коэффициентом, но с учетом коррекции по угадыванию: Zi=20-10/(4-1)=16,7.
  3. Метод коррекции «Правильный + пропуск». Формула, основанная на модели случайного угадывания, которая корректирует " эффект угадывания ", имеет вид: Zi=Xi+Hi/k, где Xi –- скорректированный индивидуальный балл i-го испытуемого, Xi - число правильных ответов i-го испытуемого, Нi - число пропущенных заданий у i-го испытуемого, k - число вариантов ответов в каждом задании (все задания должны иметь k вариантов). Предположим, что студент А и студент Б сдают некоторый тест. Тест состоит из 150 заданий закрытой формы с четырьмя вариантами ответов. Студент А правильно ответил на 90 заданий, а оставшиеся 60 заданий он пропустил (так как не был уверен в выборе ответа). Студент Б также правильно ответил на 90 заданий, однако на остальные 60 заданий он ответил путем простого угадывания. Так как студент Б имеет шанс в 25% угадать правильный ответ, то он может набрать 15 дополнительных баллов только путем угадывания. При традиционном подсчете баллов студент А наберет 90 баллов, в то время как студенту Б будет начислено 105 баллов. Таким образом, индивидуальные баллы у этих двух студентов имеют значительную разницу, которая не отражает однако уровень их подготовки, а является лишь функцией склонности к угадыванию правильного ответа. Эта разница должна учитываться, так как тестирование проводится, как правило, однократно, а его результаты существенно влияют на аттестацию. Если же мы применим к подсчету баллов метод коррекции «Правильный+пропуск», то мы получим одинаковое количество баллов у данных студентов (105). Таким образом данный способ позволить правильно дифференцировать студентов по их уровню знаний.

Резюмирую все вышесказанное, отметим, что задания закрытого типа в педагогических тестах широко распространены. Основная причина такого широкого распространения это лёгкость как компьютерной автоматизации, так и ручного анализа. Для данного типа заданий выработаны методы конструирования содержания и весь необходимый инструментарий правильного оценивания испытуемых с учетом всех возможных погрешностей, в том числе фактора угадывания.

Список литературы

  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока. Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  2. Баженов Р.И., Векслер В.А. Обучение взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования. Отчет о НИР (ГОУВПО «ДВГСГА»)

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа

2.2. Задания закрытого типа

К заданиям закрытого типа относятся задания нескольких видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора. Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос

2.3. Задания на восстановление соответствия

В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств). Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным предметам и предметным областям. Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа

2.4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел

2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений

Часто в тестах достижений можно найти попытки использования специфичных заданий, специально разработанных психологами для тестов интеллекта. Это в основном три вида заданий: аналогии, классификации и исключения лишнего. Особенность этих заданий в том, что результат их выполнения зависит не только от знания предметного содержания задания, но и от сложности той интеллектуальной операции, выполнение которой предполагают эти задания



Последние материалы сайта