Несколько способов найти нестандартное решение проблемы. Творчество – нестандартное решение стандартных задач

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Любая жизненная задача имеет несколько вариантов развития. Как уйти от шаблонов и найти нестандартное решение проблемы? В книге «Латеральное мышление» мальтийский врач Эдвард Де Боно объясняет, как творчески подойти к решению своих проблем. Главная предпосылка книги состоит в том, что человеческая мысль в высшей степени обусловлена предсказуемыми линейными закономерностями, которые приводят к ограниченному набору выводов. Для того чтобы рассмотреть все аспекты проблемы, Де Боно предлагает использовать метод «шести разноцветных шляп». Шляпы символизируют различные способы , которые надо применять поочередно. На самом деле мы постоянно надеваем такие «шляпы» и меняем их в зависимости от ситуации: они представляют собой наш менталитет.

Итак, способы решения проблем.

Первый метод - метод Эдварда Де Боно.

Задайте себе 6 вопросов и записывайте все мысли, которые приходят вам в голову.

1. Какими фактами вы располагаете? (белая шляпа).

Ответ на этот вопрос не должен содержать никаких собственных мнений и догадок: исключительно факты и достоверная информация. «Фильтруйте» данные, чтобы увидеть максимально четкую картину (насколько это возможно). Подумайте, каких сведений вам не хватает.

2. Что говорит ваша интуиция? (красная шляпа).

3. Каковы опасности и отрицательные моменты? (черная шляпа).

Надо тщательно рассмотреть все аспекты возможного негативного развития событий и выбрать способ защиты.

4. Какие потенциальные выгоды может принести данная ? (желтая шляпа).

Как известно, даже в плохой ситуации есть что-то полезное. Подумайте о положительных моментах, отсекая негативные мысли.

5. Каким образом можно разрешить проблему? (зеленая шляпа).

Это мозговая атака, во которой надо записывать абсолютно все способы, не думая, хорошие они или плохие.

6. Достаточно ли полно вы ответили на предыдущие пять вопросов? (голубая шляпа).

Просмотрите свои ответы и проверьте, насколько и подробно вы рассмотрели каждый пункт.

Эффективность упражнения обусловлена тем, что вы не думаете обо всем сразу, а направляете свои мысли в определенное русло. Это позволяет увидеть проблему со всех сторон.

Второй метод

Он также представляет собой ответы на вопросы, но их всего четыре, и они немного другие:

1. Что мне это даст?

Формулировка может быть разной («Как это повлияет на мою жизнь?» или «Что я получу?»), но смысл один - внутренний истинный мотив.

2. Будет ли это работать?

Сколько сил нужно затратить, чтобы получить результат? И будут ли оправданы затраты?

Для принятия действительно следует учитывать, какие ресурсы имеются в наличии, и как создать условия, при которых «это действительно сработает».

3. Есть ли в этом логический смысл»?

Отсекайте составляющую и «включайте» логику. Попробуйте оценить свое решение не с точки зрения «хорошо или плохо», а с позиции «есть ли в этом смысл». Беспристрастное, тщательное исследование даст истинное знание.

4. Как это повлияет на других»?

Вопрос задают те, кто не хочет потерять с внешним миром. Если для вас важно эмоциональное взаимодействие, и вы сможете хорошо себя чувствовать только тогда, когда ваши близкие, то решение во многом будет определяться с позиции гармонии.

Здесь важно «не перегибать палку», так как это может выразиться в чрезмерном контроле («я лучше знаю, как сделать так, чтобы всем было хорошо»). Для достижения истинной гармонии иногда необходим . Кроме того, вы также являетесь частью целого, и игнорирование собственных потребностей никак не поможет создать полную гармонию. Проявите внимание и к себе, и к другим, и тогда найдете верное решение.

Наверняка вы замечали, что чужие проблемы кажутся более легкими, чем свои собственные. Все потому, что у нас часто бывает искаженное представление о том, что с нами случилось. Другие люди пытаются придумать рациональный выход из ситуации, а мы хотим защитить себя от последствий проблемы и не вникаем в ее суть. С этим связан еще один метод поиска решения, который является, пожалуй, самым легким.

Третий метод

В 90-е годы в США среди верующих подростков были очень популярны браслеты с надписью «Что сделал бы Иисус?». С таким же успехом можно представить себе, что сделал бы любой авторитетный для вас человек (отец, любимый герой, общественный деятель). Это позволит выйти за пределы собственного эмоционального взгляда на проблему и придумать более здравое решение.

Когда человек полон , он не всегда способен трезво рассуждать. Более того, он может принимать в штыки все посторонние советы, забывая, что людям, которые видят его ситуацию «с другого берега», гораздо легче различить путь, по которому надо плыть.

Попробуйте послушать то, что говорят ваши друзья, или подумайте, что сделал бы на вашем месте любимый герой. Успехов!

Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) — решение типовых задач известными способами и поисковую (продуктивную) — развернутый мыслительный процесс, направленный на решение нестандартной познавательной задачи. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач совершается в виде последовательного ряда этапов (рис. 1).

Рис. 1. Структура решения нестандартных мыслительных задач

Начальный этап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшей проблемной ситуации . Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного — начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания — формулируется познавательная проблема.

Проблема (греч. problema — задача) и означает преграду, трудность, а с психологической точки зрения — осознание вопроса , подлежащего исследованию. Формулировка проблемы — начало взаимодействия субъекта познания с объектом познания. Если проблема взаимодействует с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача — структурно организованная проблема . При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.

Определить задачу — значит выделить в проблемной ситуации стартовые условия познавательной деятельности.

Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в задачу — первый, исходный акт познавательно-поисковой деятельности . Познавательный вопрос задачи определяет познавательную цель, а последняя — необходимую систему действий.

Расчленение основного вопроса на ряд иерархически связанных вопросов — формирование программы решения задачи .

При этом устанавливается, что можно узнать из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска.

Типы задач определяются теми способами мыслительной деятельности , которые лежат в основе их решения. Все познавательно-поисковые задачи по объективному содержанию делятся на три класса — задачи: 1) на распознавание (установление принадлежности данного явления к определенному классу объектов); 2) конструирование; 3) объяснение и доказательство.

Объяснение — использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений. Чаще всего это прием логического следования.

Доказательство — мыслительный процесс утверждения истинности какого-либо положения (тезиса) посредством системы других аксиоматических суждений. При этом сначала изыскивается исходный аргумент, а затем — система связующих аргументов, подводяших к итоговому выводу.

Задачи на доказательство решаются тремя путями: 1) ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчивые структурные взаимосвязи; 2) выявлением устойчивых взаимосвязей объектов и их сторон; 3) выявлением функциональных взаимосвязей объектов.

Мыслительные задачи подразделяются на простые и сложные. Простые задачи — задачи типовые, стандартные. Для их решения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллектуальный поиск здесь состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навыки, привычные схемы действий.

К сложным задачам относятся нетиповые, нестандартные задачи, к наиболее сложным — задачи с неполными исходными данными (например, возникающие при расследовании неочевидных преступлений). При этом первоочередным эвристическим действием является расширение информационного поля задачи путем преобразования исходной информации . Один из приемов этого преобразования — дробление проблемы на ряд частных проблем, формирование «дерева проблем» .

Второй этап решения задачи выявление способа ее решения . Для этого необходимо объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями — гипотезами. Если задача — информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза — первая проба согласования се элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.

Гипотеза (греч. hypothesis — предположение) — вероятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления, это основа гипотстико-дедуктивного метода познания, вероятностного мышления. Гипотеза используется в тех случаях, когда причины явления недоступны опытному исследованию и исследованы могут быть лишь его следствия . Выдвижение гипотезы (версии) предваряется исследованием всех доступных наблюдению признаков явления, предшествующих, сопутствующих и последующих обстоятельств события.

Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных информационных ситуациях — при наличии концептуально сопоставимых исходных данных , служащих основанием для высоко-вероятностных предположений.

Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы: 1) гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами; 2) необходимо выдвигать возможно меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними; 3) из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов; 4) противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными; 5) гипотеза должна быть основана на теоретических знаниях.

В различных отраслях практики возникают специфические особенности решения задач индуктивно-гипотетическим методом. Так, в следственной практике широко используются типовые версии.

Гипотеза — информационно-вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы в целях восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы.

Осуществляя модельно-вероятностный способ исследования события, субъект использует различные методы: аналогию, интерполяцию, экстраполяцию, интерпретацию, мысленный эксперимент.

Аналогия (греч. analogia — сходство) — сходство различных явлений в каких-либо отношениях, на основе которого делается вывод о возможном наличии у исследуемого объекта определенных ранее не выявленных свойств. Метод аналогии способствует отражению в нашем сознании наиболее распространенных связей и отношений. Сходные в одном отношении объекты, как правило, бывают сходны и в другом. Однако по аналогии можно получить лишь вероятностное знание. Предположения по аналогии должны подвергаться проверочным действиям. Чем в большем числе существенных свойств сходны объекты, тем выше вероятность их сходства и в других признаках. Различаются аналогия свойств, аналогия отношений и аналогия изоморфизма.

Методом интерполяции (от лат. interpolatio — изменение, подставление) по ряду данных значений находится функция промежуточных значений. Так, установив определенную зависимость в числовой последовательности, мы можем заполнить числовой пробел: 2, 4, 8, 16, (?), 64.

Проблемные ситуации, разрешаемые методом интерполяции, допускают нахождение логически обоснованных промежуточных элементов. Однако интерполяционный метод ликвидации пробела возможен только при определенных условиях: интерполяционная функция должна быть довольно «гладкой» — обладать достаточным числом не слишком быстро возрастающих производных. При чрезмерно быстром их возрастании интерполяция затрудняется (например, в таком ряду: 2, 4, (?), 128).

Методом экстраполяции (от лат. extra — сверх меры и polite — отделывать) решаются задачи, допускающие перенос знаний об одной группе яменнй на другую группу, обобщение явления в целом по его части.

Метод интерпретации (лат. interpretatio — толкование, разъяснение) означает истолкование, раскрытие смысла события.

Вероятностные информационные модели увязывают отдельные стороны исследуемого события в пространственно-временном и причинно-следственном отношениях.

Одним из методов познания является мысленный эксперимент . Эвристическая значимость мысленного эксперимента состоит в том, что он связывает эмпирическое познание с теоретическим; при этом становится возможным преодоление тех познавательных трудностей, которые не разрешаются только на эмпирическом уровне.

Вероятностные информационные модели динамичны, по мере накопления информации они преобразуются, оснащаются жесткими узлами, вариативность элементов уменьшается — вероятностная информационная модель все более приближается к достоверной информационной модели.

Итак, вероятностное моделирование — второй необходимый этап решения нестандартных проблем.

Третий этап решения задачи — проверка следствий из выдвинутых предположений. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий.

Если при выдвижении гипотезы мысль идет от частного к общему, то при ее проверке — от общего к системе частных проявлений. При этом должны быть проанализированы все необходимые и возможные проявления общего в частном.

На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта , решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.

Любые решения принимаются в ответ на возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация, как правило, является следствием неопределенности самой ситуации. Неопределенность при выработке решения является следствием недостаточности информации или ее избыточности, а также ее противоречивости. Часто проблемная ситуация в принятии решения обусловлена наличием неопределенности, объективных трудностей, слабой профессиональной подготовкой и недостатком опыта управленческой деятельности.

Проблемная ситуация в принятии решения представляет собой противоречие между действительным, необходимым и возможным. Решения призваны снимать подобного рода противоречия. Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение: к стандартным и нестандартным, к категориям и уровням принимаемых решений.

Стандартные решения – решения, которые уже известны из прошлого опыта и являются рутинными, стереотипными, а соответствующие действия субъектов и объектов управления сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму.

Нестандартные решения – творческое решение проблем, которое требует новой информации, поиска других комбинаций принятия решений, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

В соответствии со стандартной (нестандартной) проблемой можно выделить адекватные им ситуации принятия управленческих решений. Они могут быть также стандартными или нестандартными.

Стандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая типична для деятельности руководителя, часто повторяется в условиях управленческой деятельности, имеет одни и те же источники и причины.

Нестандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая является нетипичной для обычного хода управленческой деятельности, как правило, возникает неожиданно, внезапно, сопровождается наличием дефицита времени, неопределенности и других психогенных факторов. Причем процесс принятия стандартного решения представляет собой наиболее распространенный тип управленческого решения, и аналитические действия, которые используются для его принятия.

Выбор управленческого решения в нестандартных ситуациях характеризуется следующими трудностями:

· наличием многоаспектного характера оценок качества управленческих альтернатив (экономических, социальных, психологических и социально-психологических);

· необходимостью выявления вариантов сравниваемых управленческих решений;

· сложностью сопоставления рассматриваемых альтернатив управленческих решений;

· часто субъективным характером существующих оценок качества управления;

· организацией эффективного взаимодействия в процессе работы экспертов;

· отсутствием возможности проверки актуальной эффективности принимаемых решений из предлагаемых альтернатив.

Процесс принятия решения не заканчивается выбором альтернативы. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Проблемная ситуация, которая ставит субъекта, принимающего решения, перед дилеммой - действовать «быстро» или «наилучшим образом», может быть представлена как динамическая проблемная ситуация. Поэтому иногда выделяют динамическое решение, которое вырабатывается на фоне постоянно изменяющейся ситуации и предполагает лабильность субъекта, способность к переключению, отсутствие у него стресса от вынужденного и достаточно напряженного темпа деятельности.

Под категориями принимаемых решений понимаются обозначение различных групп управленческих решений, которые классифицированы на основе уровня детализации и глубины проработки. Под категориями принимаемых решений принято понимать: контурные, структурирующие и решения-алгоритмы.

Контурные управленческие решения – решения, характеризующиеся определением лишь общих контуров предстоящих действий исполнителей по их реализации.

Структурирующие управленческие решения – решения, которые определяют относительно строгие рамки деятельности исполнителей по их реализации.

Решения-алгоритмы – решения, предусматривающие строгую последовательность действий, операций или процедур, направленных на достижение цели.

По уровню принимаемые решения могут быть индивидуальными или организационными, бинарными или многовариантными.

Индивидуальные решения – уровень принятия решений, который включает в себя наличие у руководителей умений, способности классифицировать решения, предупреждать возможные ошибки, стабильные стилевые особенности управления, готовности рисковать и осуществлять альтернативный выбор решений и пр.

Организационные решения – уровень принятия решений, который характеризуется созданием соответствующей среды, состоянием определенности за счет группового принятия решения, вовлеченностью всех уровней управления и временными ограничениями.

Бинарные решения – решения, процесс принятия которых сводится к предпочтению одной из альтернатив, чаще всего взаимоисключающих друг друга, и предполагает выбор одного из двух очевидных вариантов в определенный момент времени.

Многовариантные решения – решения, в которых каждая альтернатива равноправна по возможности ее реализации, но при этом важно отдать предпочтение наиболее оптимальной по затратам. Для этого разрабатывается единая шкала критериев, ранжированных по значимости, и каждый вариант возможного решения оценивается по этим критериям.

Таким образом, многовариантное решение основывается на применении ранжированных критериев к оценке предпочтительности вариантов возможного решения, что позволяет отсеивать те, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям, установленным ограничениям.

Наверное, каждый человек стыкался с какой-нибудь неразрешимой проблемой, когда необходимо правильно и быстро сделать свой выбор, но, почему-то, это никак не получается. Как же принять правильное решение, о котором не придется впоследствии жалеть? Итак, вот несколько способов, которые помогают немного пробудить вашу интуицию ото сна.

Давайте рассмотрим знакомую многим ситуацию. Вам предложили новую работу, с более высокой зарплатой и новыми интересными обязанностями. С одной стороны, вам хочется научиться чему-нибудь новому, поднять свое финансовое положение, но с другой стороны, вы боитесь не справиться с новыми обязанностями, не поладить с будущим руководством и коллегами. В таком случае, большинство людей начинают терзать сомнения. Но вот известные психологи попытались помочь нам, и выдвинули несколько своих методик для принятия нестандартных решений.

Одну из самых популярных и интересных методик придумал известный философ, математик, физик и врач Рене Декарт. Этот воистину мудрый и решительный человек смог много чего добиться в своей жизни: его аналитические труды по геометрии стали основой всех современных учебников по математике. Кроме того, именно Рене Декарт выпустил несколько интересных формулировок главных психологических и философских понятий, которые часто используются в современной психологии.

Чтобы решить для себя что-то важное Декарт советует поставить четыре главных вопроса, которые помогут найти альтернативу в любой жизненной ситуации.

Первый вопрос, который не обходимо задать себе: Что случиться, если это произойдет? Задавая себе этот вопрос, необходимо постараться ответить прямо. Следует вообразить, что случиться, если вы, например, согласитесь на новую работу. Важны именно те картинки, которые всплывают в памяти при ответе на этот вопрос. Пример ответов, которые могут всплывать:

Если я соглашусь на эту работу, я начну больше зарабатывать.

Если я соглашусь на эту работу, я начну уважать себя.

Если я соглашусь на эту работу, я продвинусь в своей карьере.

Второй вопрос, который вы должны задать себе: Что НЕ случиться, если это произойдет? Задавая этот вопрос, также необходимо быть полностью честным с собой. В то же время, вместе с позитивными моментами, с каждым нашим решением мы получаем и некоторые негативные стороны. Их необходимо также учитывать при принятии важного решения. Так, ответы на такой вопрос могут быть следующими:

Если я соглашусь на эту работу, я не смогу больше видеться со своими прежними коллегами.

Если я соглашусь на эту работу, я не смогу так много времени проводить с семьей.

Третьим, не менее важным вопросом, на который необходимо дать ответ, будет: Что случиться, если это НЕ произойдет? Этот вопрос подразумевает то, что человек должен задуматься над тем, что будет, если он откажется от реализации своего плана. Конечно, при таком вопросе ответы могут быть как позитивными, так и негативными. Например:

Если я не соглашусь на эту работу, то смогу не переживать за свое будущее.

Если я не соглашусь на эту работу, я всю жизнь буду сожалеть об упущенной возможности.

И последним, четвертым вопросом, будет: Что НЕ случиться, если это НЕ произойдет? Конечно, этот вопрос почти всех немного страшит, ведь наш мозг интуитивно отвергает «лишнее» не. Но все же попытайтесь честно ответить на этот вопрос. Ответы могут быть самыми разными, например:

Если я не соглашусь на эту работу, я не покажу себе, какой я ничтожный и не разочаруюсь в себе.

Если я не соглашусь на эту работу, я не потеряю свою мечту.

Просуммировав все свои ответы, человеку становится более легко выбрать тот путь, который поможет вам в будущем.



Последние материалы сайта