Новое положение о школьных музеях. Положение о школьном виртуальном музее. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Положениео музее

государственного бюджетного образовательного учреждения

Ш колы № 904

системы Департамента образования города Москвы

1. Общие положения

1.1. Музей государственного бюджетного образовательного учреждения Ш колы № 904 (здание 3) системы Департамента образования города Москвы является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2.Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением.

1.3. Музей организуется в целях:

· гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

· расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

· формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

· развития познавательных интересов и способностей детей и молодёжи;

· развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной и духовной культуры, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

· овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

· активного освоения обучающимися окружающей природной и историко-культурной среды;

· развития детского и молодёжного самоуправления.

1.4. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждого конкретного образовательного учреждения.

2.2. Комплексный профиль школьного музея народной культуры «Мы - россияне» включает в себя историческую (этнографическую), культурологическую направленности и результаты деятельности детского творчества.

2.3. Базовое направление музейной деятельности – комплектование музейных фондов. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.

2.4. Предмет музейного значения – движимый памятник природы, истории, культуры, находящийся в среде своего бытования.

2.5. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанныйв Книгу поступлений (инвентарную книгу).

2.6. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.7. Экспозиция – выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).

2.8. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.9. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

3. Организация музея

3.1. Музей в государственном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 840 организован по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей. Музей является результатом экспедиционной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся, отражает реальные потребности образовательного процесса.

3.2. Музей создан приказом директора ГОУ СОШ № 840№77/1от 17.10.2008 г. Деятельность музея регламентируется данным Положением.

3.3. Музей открыт,так как соблюдены обязательные условия:

O есть музейный актив, состоящий из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников;

O есть фонд музейных предметов, собранных и зарегистрированных в инвентарной книге;

O есть помещениедля создания выставок и экспозиций.

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея народной культуры «Мы - россияне» являются:

u создание условий для социализации обучающихся путём совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности школы музейными средствами и методами;

u организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

u осуществление организационно-массовой, культурно-просветительской, методической, информационной, издательской деятельности;

u документирование;

u постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;

u освоение обучающимися культурно-исторического пространства Москвы, Подмосковья и других регионов России.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

O комплектование, учёт,хранениеи описание фондов музейных предметов;

O экспозиционно-выставочная работа;

O образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

5. Учёт и обеспечение сохранности фондов

5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно-вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

5.2. Всепоступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения (Приложение 1)

5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производится путём актирования (Приложение 2).

5.4. Все предметы, отнесённые к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге) (Приложение 3). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательном учреждении.

5.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учёту с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет (приложение 4).

5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно-вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учёта по каждому из них.

5.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несёт руководитель государственного образовательного учреждения.

5.10. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждениерешается руководителем образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закреплённого соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.

6. Содержание работы

6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами государственного бюджетного образовательного учреждения Ш колы № 904,в структуре которого функционирует музей.

6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведётся по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учёту, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

6.3. Координацию организационно-методической деятельности музеев осуществляет Совет музеев государственных образовательных учрежденийсистемы Департамента образования города Москвы.

6.4. Методическое обеспечение работы музея народной культуры «Мы - россияне» осуществляет ГОУ Московская городская станция юных туристов и ГОУ высшего профессионального образования Московский институт открытого образования, Центр «Этносфера».

6.5.В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

v систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

v создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самом государственном образовательном учреждении, так и за его пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

v презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

v образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путём подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей;

v организацию обмена опытом с цельюповышения эффективности функционирования музея в государственном бюджетном образовательном учреждении Ш колы № 904.

7. Руководство деятельностью музея.

7.1. Ответственность за деятельность музея несёт руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.

7.2. Непосредственноеруководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя

государственного образовательного учреждения.

7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской общественности.

7.4. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.

8. Учёт и регистрация музея.

8.1. Музей ГБОУ Школы № 904, как вновь созданный, подлежит учёту и регистрации после его открытия.

8.2. Функции по учёту и регистрации музеев образовательных учреждений, контролю за качеством их работы возлагаются на ГБОУ Московскую городскую станцию юных туристов.

8.3. Музей государственного бюджетного образовательного учреждения Школы № 904 один раз в пять лет проходят перерегистрацию.

8.4. Основными требованиями при регистрации музея являются:

Наличие приказа государственного образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя музея;

Наличие подлинных музейных предметов, соответствующих профилю Музея, собранных и зарегистрированных в Книге поступлений (инвентарной книге);

Наличие соответствующего помещения, располагающего приспособленным для хранения и экспонирования музейных предметов оборудованием;

Наличие программы развития музея школы;

Подготовленные и соответствующим образом оформленные экспозиции;

Систематически работающий музейный актив из числа обучающихся, родителей, педагогов, общественности;

Программа деятельности Музея, соответствующая задачам школы.

8.5. Для регистрации или перерегистрации музея ГБОУ Школы № 904 представляет в ГБОУ Московскую городскую станцию юных туристов пакет документов, состоящий из:

1. Анкеты музея государственного бюджетного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы (приложение 5).

2. Программы развития музея.

3. Тематической структуры музейной экспозиции.

4. Справки-отчета о работе музея. Для зарегистрированного музея представляется ежегодно (приложение 6).

5. Фотографий, отражающих экспозицию музея и его работу.

8.6. При регистрации музея ему выдаётся номерной сертификат, утверждённый заместителем руководителя Департамента образования города Москвы.

8.7. Для эффективного функционирования музея государственного бюджетного образовательного учреждения в штатное расписание государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительно вводятся ставки педагогов дополнительного образования с учетом особенностей функционирования музея в каждом конкретном случае.

8.8. Использование выделенных штатных единиц по другому назначению не допускается.

9. Финансирование музея.

9.1. Финансирование музея государственного бюджетного образовательного учреждения Ш колы № 904 осуществляется за счёт бюджетных средств государственного образовательного учреждения.

10 . Прекращение деятельности музея

10.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного бюджетного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования города Москвы.

10.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.

10.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

10.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГБОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Сиволина Л.А.

« 17 »_января_20 15 год

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

МБОУ «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

1. Общие положения

1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьных музеев тесно связана с историей родного края.

1.2. Школьный музей создан в образовательном учреждении под руководством педагогов и при участии общественности.

1.3. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учёту и сохранности в установленном порядке.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей способствует:

воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

приобщению учащихся к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников родного села.

2.2. Задачами школьного музея являются:

использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

3. Содержание и формы работы

3.1. Школьный музей в своей деятельности руководствуются

документами:

Закон Российской Федерации об образовании;

Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992;

нормативные документы о фондах государственных музеев России.

3.2. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодёжного движения, участвует в традиционных краеведческих чтениях школьников, районных предметных олимпиадах, конференциях, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

3.3. Совет музея:

изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики;

систематически пополняет фонды и библиотеки музея путём активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

ведёт строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;

проводит обучение по программе “ Школьный музей».

4. Организация деятельности музея

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:

актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

руководителя педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определённого профиля;

экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.

4.2. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьный музей нашей школы имеет историко-краеведческий профиль:

4.3. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.

Решение об открытии музея согласовывается с районным отделом образования и оформляется приказом директора школы

4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, областной аттестационной музейной комиссией присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся паспорт школьного музея.

4.5. Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объёмных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.

4.6. Каждые три года проходит переаттестация школьного музея, которую проводит областная музейная комиссия.

5. Руководство работой музея

5.1. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несут директор школы и руководитель музея.

5.2. Работа школьного организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся избирается совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог-руководитель музея.

5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.4. Организационно-методическим центром по работе школьных музеев является Льговский ДДТ Дом.

6. Учёт и обеспечение сохранности фондов

6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной и опечатанной), заверенной печатью школы и отдела образования.

6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи...)

6.3. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.4. Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях категорически запрещается.

7. Порядок закрытия музея

7.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом.

7.2. Решение о прекращении деятельности школьного музея согласовывается с районным отделом образования, о чём ставится в известность Льговский ДДТ.

7.3. Для передачи фондов школьных музеев в шефствующий государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия при РОО.

7.4. Паспорт школьного музея при закрытии передаётся в ДДТ.



Последние материалы сайта