Женщины - фараоны древнего египта. История и этнология. Факты. События. Вымысел

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Многие согласятся с тем, что нет в истории более знаменитой женщины, чем Клеопатра. Мир знал много великих правительниц, мудрых и жестоких, роковых красавиц, знаменитых актрис, легендарных спортсменок и представительниц мира искусства. Но царица Древнего Египта Клеопатра затмила всех. Она была исключительной - последняя из правителей великой страны, расположенной по берегам Нила, женщина удивительной красоты и обаяния.

Клеопатра, царица Египта (биография краткая и описание внешности) - в центре внимания этой статьи.

Родословная

Великая правительница принадлежала к династии Птолемеев, основанной одним из полководцев Александра Великого. О рождении и детстве Клеопатры сведений крайне мало. Известно, что она была одной из дочерей египетского правителя Птолемея XII Авлета. Источники тех лет говорят, что у царя была только одна законная дочь, Береника. Скорее всего, Клеопатра, царица Египта в будущем, была рождена в 69 году до н. э. от наложницы Птолемея. Впрочем, сам царь тоже был незаконнорожденным.

Правление династии никогда не было спокойным из-за постоянной борьбы за власть. Клеопатра, царица Египта, биография которой хранит много тайн, в детстве стала свидетелем изгнания из страны своего отца. Правительницей Египта становится ее сестра Береника. Когда при помощи римского консула Габиния Птолемей вернулся на родину, он начал репрессии против тех, кто способствовал его отстранению от власти. Первой жертвой его гнева стала Береника.

Клеопатра, последняя царица Египта, вынесла из случившегося свой урок. В будущем она старалась устранить все помехи на своем пути в лице возможных соперников. Не останавливали ее и кровные узы: смерть одного из братьев-соправителей царицы, по мнению исследователей, - дело ее рук.

Начало правления

Клеопатра, царица Египта, пришла к власти законным путем в 51 году до н. э. Ее вместе с младшим братом Птолемеем XIII провозгласили наследниками Птолемея Авлета, согласно завещанию последнего. Ей было примерно 17-18 лет, а мальчику и того меньше - около 9. Молодой царице пришлось в одиночку постигать азы правления и дипломатии. Сначала ей удалось отстранить от руководства государством младшего брата, но тот сумел нейтрализовать старшую сестру. Клеопатра была смещена с трона и изгнана из страны. Власть во дворце сосредоточилась в руках евнуха Потина, главнокомандующего Ахилла и учителя юного царя Теодата.

Молодая царица не смирилась и начала собирать войско против своего брата. Птолемей, узнав об этом, вышел с армией навстречу, чтобы преградить Клеопатре дорогу в страну.

Клеопатра, царица Египта, и Цезарь: история отношений

Пока брат и сестра боролись за власть в Египте, в Риме шла кровопролитная гражданская война, возглавляемая Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем. Последний бежал в Египет, где намеревался заручиться помощью Птолемея, отец которого был обязан троном римскому сенатору. Советники юного царя решили, что помощь Помпею усугубит положение Египта. Ему отправили дружественное письмо с обещанием поддержки. На деле же решено было после высадки Помпея убить его. В этом акте страшного вероломства приняли участие люди из ближайшего окружения юного царя, а он смотрел на убийство римлянина, стоя на берегу. Совершая это злодеяние, Птолемей со своими временщиками хотел показать Цезарю свою преданность. Голову римского сенатора и его кольцо Теодат преподнес Гаю Юлию, когда тот через несколько дней прибыл в Александрию. Как сообщают древние историки, великий полководец не одобрил того, как поступили с его врагом.

Цезарь приказал Клеопатре и Птолемею распустить свои армии и прибыть к нему для разбирательства. Для царицы попасть во дворец без опасения быть убитой врагами не представлялось возможным. Тогда она пошла на хитрость. Преданный ей человек пронес ее в покои Цезаря в бельевом мешке. Позднее встречу Клеопатры и великого полководца приукрасят, а неромантический мешок заменят ковром.

Цезарь был очарован юной царицей, и вскоре между ними завязались отношения. Несмотря на сопротивление Птолемея, он объявил его и Клеопатру соправителями, напомнив александрийцам о завещании их отца. Евнух Потин не собирался так просто упускать власть из рук. С момента прибытия Цезаря в Александрию он настраивал народ против римлян. Ему удалось поднять восстание. Египетская армия, насчитывавшая 20 тысяч воинов, двинулась на дворец Цезаря. Эта война получила название Александрийской. Римскому полководцу пришлось биться во главе небольшого войска на тесных улочках города. Вернуться на корабли он не мог - не было возможности оторваться от наседавших на римлян александрийцев. Тогда Цезарь приказал сжечь флот противника, чтобы открыть своему войску путь по морю. Надеяться он мог только на свои легионы, спешащие на помощь из Сирии. Когда они, наконец, прибыли, в состоявшейся битве Птолемей погиб. Как именно это произошло, неизвестно. Участники сражения видели, что лодка, на которой пытался спастись юный царь, была перегружена и перевернулась.

Так Клеопатра, царица Египта, биография которой необычайно увлекательна, стала единовластной правительницей. Она сочеталась браком со своим вторым братом, Птолемеем XIV, поскольку, по закону династии Птолемеев, женщина править не могла. Но фактически вся власть в стране была сосредоточена в ее руках.

После отбытия Цезаря в Рим она родила ему сына, Птолемея Цезаря. Великий полководец не забыл очаровательную царицу и через некоторое время вызвал ее с братом в столицу. Поселили Клеопатру на одной из вилл Цезаря. Их отношения вызывали раздражение у римлян. Слухи о том, что он собирается жениться на египтянке и перенести столицу в Александрию, ускорили подготовку заговора против него.

Через месяц после убийства Цезаря Клеопатра, царица Египта, возвратилась на родину. Вскоре после этого умирает ее соправитель, Птолемей XIV. Скорее всего, он был отправлен по ее приказу, после рождения сына не желавшей ни с кем делить власть. Царица хорошо помнила, что случилось с ее отцом.

Марк Антоний. Десятилетний роман с римским консулом

С гибелью Цезаря в Риме вновь началась борьба за власть. Клеопатра, как единовластная царица Египта, в этом противостоянии применяла всю свою хитрость и изворотливость. Консул Марк Антоний, затеявший на Востоке поход против парфян, остро нуждался в деньгах. Он посылает за египетской царицей, намереваясь обвинить ее в помощи убийцам Юлия Цезаря. Клеопатра, разузнав от прибывшего римского офицера о привычках и характере консула, тщательно подготовилась к встрече. Зная о его тяге к роскоши и тщеславии, она отправилась к Антонию на богато убранном корабле. Царица оделась Афродитой, а служанки изображали нимф.

Пригласив консула к себе на ужин, она отвергла все обвинения в измене. Антоний легко в это поверил, очарованный красотой и обаянием царицы. Так начался один из самых известных романов в истории. Длились отношения Антония и Клеопатры десять лет. Сейчас сложно судить, была ли это действительно большая любовь. Точно известно, что союз был выгоден им обоим: консулу нужны были деньги, а Клеопатре - могучий покровитель. Она родила Антонию троих детей, что говорит, по крайней мере, о длительности и стабильности их отношений.

Война с Октавианом

Знакомство с Клеопатрой стоило Антонию сначала политической карьеры, а потом и жизни. Любовь к ней оказалась для римского консула роковой. После знакомства с царицей он был очарован ею настолько, что отправился с Клеопатрой в Александрию. Здесь Антоний провел зиму в развлечениях и пирах. Пока он праздно проводил время, Рим лишился Сирии и части Малой Азии в результате наступления парфян. Только тогда Антоний покинул царицу.

В течение последующих лет он воевал с парфянами, а Клеопатра благодаря его победам практически восстановила империю Птолемеев. В Риме зрело недовольство тем, что Антоний все дальше отходит от римских традиций. Многие видели угрозу для Рима в сильном влиянии Клеопатры на консула. Этим воспользовался Октавиан, приемный сын Цезаря. Антоний был его соперником в борьбе за власть. Узнав от перебежчиков о завещании консула, Октавиан его публично огласил. В нем Антоний объявляет египетскую царицу своей законной женой и признает ее детей своими. Это известие окончательно дискредитировало консула в глазах соотечественников. Началась война между Римом и Египтом. В 31 году до н. э. в морской битве при Акциуме Клеопатра, не выдержав напряжения, бежала, бросив флот Антония без поддержки. Он последовал за возлюбленной, а сухопутные войска, оставшиеся без командования, сдались.

Гибель царицы

Весь год после этого Клеопатра и Антоний проводили время в пирах, ничего не предпринимая против Октавиана. Он весной 30 года до н. э. уже был под стенами Александрии. 1 августа Антонию сообщили о том, что царица покончила жизнь самоубийством. Консул, придя в отчаяние от этого известия, пытался заколоться мечом, но лишь нанес себе глубокую рану. Через несколько часов его, истекающего кровью и умирающего, подняли в забаррикадированные покои Клеопатры. Вечером того же дня он умер у нее на руках.

Царица попыталась очаровать и Октавиана, как в свое время Цезаря и Антония. Будущий император Рима пришел к ней в покои, и она бросилась к нему в ноги в одном хитоне, умоляя о пощаде. Однако слова Клеопатры, царицы Египта, как и ее женские чары, не произвели на Октавиана впечатления. Он лишь приободрил ее и вышел. Позже царица узнала от римского офицера, что через несколько дней ее ждет участь быть провезенной по Риму во время триумфа Октавиана. Клеопатра написала письмо и велела передать ее победителю Антония. В нем она завещала похоронить ее вместе с мужем. Царицу Египта и двух прислужниц люди Октавиана нашли мертвыми 12 августа 30 года до н. э. Существует легенда, что для самоубийства Клеопатра воспользовалась ядовитой змеей, которую пронесли в ее покои в корзине с инжиром. Эта версия кажется сомнительной, поскольку укусить сразу троих людей змея не в состоянии. По второй, более правдоподобной легенде, царица отравила себя и служанок ядом, хранившемся в полой шпильке.

Октавиан исполнил волю Клеопатры - их с Антонием тела были забальзамированы и упокоились в одной могиле.

Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел?

Клеопатра, царица Египта, фото которой, конечно, не существует, на протяжении многих веков считалась удивительной красавицей. Как иначе можно было объяснить ту легкость, с которой она завоевала сердца великих полководцев, Цезаря и Антония? Но если изучать сведения о ней Плутарха, с удивлением можно узнать, что красавицей ее современники вовсе не считали. Но при этом отмечалось ее обаяние, очень красивый голос и ум. Клеопатра, без сомнения, обладала шармом и притягивала к себе мужчин, даже не будучи яркой прелестницей.

Немногие дошедшие до наших дней изображения царицы на монетах и мраморный бюст из Шершелл показывают женщину с волнистыми волосами и носом с горбинкой. По современным меркам, подобная внешность не считается невероятно красивой, скорее - обычной.

Учеными были сделаны попытки реконструкции облика царицы на основе существующих изображений, но их достоверность вызывает большие сомнения.

Египетская правительница в искусстве

История Клеопатры, царицы Египта, вдохновляла деятелей искусства на протяжении тысячелетий. В художественной литературе ей посвящено немало произведений, наиболее известные из которых - трагедия Шекспира и пьеса Бернарда Шоу. Но больше всего образ великой правительницы представлен в изобразительном искусстве.

Женщина удивительной красоты и ума - такой была Клеопатра, царица Египта. Картины, посвященные этой удивительной женщине, писали многие знаменитые живописцы. На каждом полотне царица представлена в том образе, какой ее рисовали в своем воображении художники.

У Микеланджело она изображена не с европейскими, а, скорее, с негроидными чертами лица. Эжен Делакруа изобразил ее сидящей в задумчивости.

На картине Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры» царица предстает одетой в платье европейского покроя (фото выше). В подобном же наряде ее можно увидеть и на другом полотне художника - «Встреча Антония и Клеопатры».

Но самым любимым мотивом в живописи стала смерть Клеопатры.

Актрисы, сыгравшие роль великой правительницы

Кинематограф внес в романтизацию образа Клеопатры свою лепту. Ей посвящено более 20 картин, в которых знаменитую царицу сыграли самые красивые актрисы мира. Среди них были Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Моника Белуччи.

Клеопатра, царица Египта - биография для детей и младших школьников

История последней правительницы великой страны на берегах Нила будет интересна и маленьким любителям истории. Для них подойдет небольшой рассказ о Клеопатре - к какой династии она принадлежала, кто покровительствовал царице и где сейчас находится ее захоронение. Тайна гробницы великой правительницы древнего мира будет интересна детям, любящим все неизведанное и необычное. Ученым неизвестно, где похоронили Клеопатру и Антония. Если их захоронение когда-нибудь будет найдено, по значимости это открытие можно будет сравнить только с находкой гробницы Тутанхамона.

НЕФЕРТИТИ (1351 до н.э. - 1334 до н.э.)

Египетская царица Нефертити стала настоящим символом женской красоты и могущества. Перед ней не могли устоять ни правители прошлого, ни тираны настоящего. Под ее чары попал даже Адольф Гитлер. Ведь именно он в 1935 году запретил вывозить знаменитый бюст царицы из Германии обратно в Египет. Хотя такие договоренности уже были достигнуты. С этой древней красавицей связано немало загадок. Даже само ее имя - это тайна. Одни историки спорят о ее происхождении, а другие исследователи удивляются, как женщина три тысячи лет назад по статусу могла быть равной фараону, а может быть, даже правила вместо него.

Нефертити была главной женой фараона Эхнатона. Древнеегипетская легенда о о ней гласит, что еще никогда на берегах Нила не рождалась девушка такой удивительной красоты. Придворные называли ее «Совершенная», а статуи с ее изображением устанавливали в храмах по всей стране. Правда, некоторые историки сомневаются в египетском происхождении царицы. Само ее имя дословно переводится как «Красавица пришла». Значит ли это, что Нефертити была иностранкой? Исследователи выдвигают теорию, что она могла быть принцессой из Митанни, это на территории современной Сирии. И еще в детстве вместе с сестрой оказалась в Египет в качестве гарантии мира между двумя государствами.

Нефертити вышла замуж за Эхнатона, этот фараон считается религиозным реформатором, его называют еретиком. Он отказался от старого пантеона египетских богов и создал новую веру, где все должны были поклоняться лишь одному богу, богу солнца Атону. А главной жрицей он сделал свою любимую жену - Нефертити.

Художники изображали Нефертити наравне с Эхнатоном. По мнению исследователей это уникальный пример в истории древнего Египта. Фигуры жен всегда были в разы меньше своих коронованных супругов. Но с чем это могло быть связано? Некоторые историки находят простой ответ. Эхнатон очень любил Нефертити. Фараона и царицу часто изображали вместе с детьми в идиллической семейной сцене.

Но могла ли Нефертити не только быть любимой женой и главной жрицей, но и иметь политическую власть? Некоторые эксперты уверены в этом. Ученые уже доказали, что у Эхнатона был соправитель, некто Нефернефруатон. Историки считают, что Нефернефруатон и Нефертити - это один и тоже человек. Так значит ли это, что царица управляла страной? Но как такое могло произойти? Многие египтологи предполагают, что Эхнатон был серьезно болен. Если посмотреть на его статуи, то может показаться, что его лицо как будто деформировано, а фигура чересчур напоминает женскую. Некоторые эксперты считают, что это признаки болезни. Есть мнение, что правитель был практически слеп и советовался во всем с женой. Это и сделало Нефертити самой могущественной женщиной эпохи.

Но в один момент все сведения о Нефертити исчезли, до сих пор ученые не знают даже, где находится ее захоронение. Зато весь мир восхищается усыпальницей другой великой египетской царицы.

НЕФЕРТАРИ (1290 до н.э – 1255 до н.э.)

Нефертари была главной женой великого Рамзеса Второго. Фараон построил для нее настоящий дворец для загробной жизни. Современных ученых поражает красота и яркость настенных росписей и барельефов, которые выполнены с удивительным мастерством. Из всех найденных древнеегипетских усыпальниц эта считается самой роскошной.

Имя Нефертари переводится как "прекрасная". И при жизни она была самой желанной женщиной Египта. Историки восхищаются ее искусством обольщения, которым она владела в совершенстве. Дело в том, что за титул главной супруги фараона боролись 20 жен правителя и еще тысяча наложниц. Нефертари нужно было выделиться на фоне всех этих женщин. По мнению исследователей, чтобы привлечь внимание мужа, царица использовала косметику больше, чем остальные. Темные подводки, яркие тени для глаз, губная помада и румяна - все это было в ее арсенале. Также она обмазывала цветочными маслами тело и парики. Археологи отмечают, что Нефертари практически всегда изображена в полупрозрачных одеждах, сквозь которые видна кожа.

Рамзес Второй построил два святилища в Абу-симбел, для себя и для своей главной жены Нефертари. Современных архитекторов и археологов поражают не только размеры строений с 20-тиметровыми статуями и огромными залами, высеченными в скале, но и тот факт, что на фасаде храма Нефертари статуи царицы одного роста с изображениями фараона. Это настоящее доказательство любви Рамзеса Второго к своей супруге.

ХАТШЕПСУТ (1490/1489-1468 до н. э., 1479-1458 до н. э. или 1504-1482 до н. э.)

Царица-фараон Хатшепсут, эту женщину считают одной из величайших правительниц страны пирамид. В долине мертвых она построила комплекс - заупокойный храм Дейр эль-Бахри. Величественные колонны, гигантские терассы, геометрическая гармония - все это поражает и сейчас. А тысячи лет назад вокруг комплекса были раскинуты сады с фонтанами, а к главному входу вела аллея из сфинксов. Хатшепсут так понравился этот загробный дворец, что она приказала казнить архитектора, чтобы он больше не смог повторить свой шедевр. Кстати, его гробница находится здесь же.

Хатшепсут была дочерью царя, женой фараона Тутмоса Второго, но для нее этого было мало. И после смерти супруга с помощью заговора жрецов она стала регентом своего пасынка - малолетнего наследника, а после и вовсе выслала мальчика из столицы. Известно, что царица официально приняла мужской титул фараона, носила мужскую одежду и накладную бороду, а скульпторы в основном изображали ее в виде царя.

Хатшепсут вошла в историю, как царица-строитель. Так много до нее не возводил ни один фараон. Ее наследие можно сравнить только с подвигами Рамзеса Великого.

До сегодняшних дней сохранились обелиски, установленные в центре храмового комплекса Карнака. Их высота 30 метров, с современный 10тиэтажный дом, а весят они по 120 тонн. Хатшепсут строила святилища по всей стране. Также она лично возглавила один из двух военных походов в Нубию. Царица контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережью, южную Сирию и Палестину. Кроме того, при ней была организована первая экспедиция в страну Пунт и установлены торговые отношения. До этого Египет ни с кем не торговал.

Хатшепсут правила еще до появления Нефертити и Нефертари и была первой женщиной-правителем древнего Египта. А последней царицей страны пирамид стала Клеопатра.

КЛЕОПАТРА (69-30 гг. до н. э)

Наверное, самая знаменитая египетская царица – это Клеопатра. Она была богиней для своих подданных, полководцы дарили ей целые страны, а ее мужьями были самые могущественные мужчины античности. Вот уже 2 тысячи лет легенды о красоте, могуществе и уме Клеопатры захватывают воображение.

В современной Турции сохранились руины древнего античного города Иерополис. Тысячи туристов ежегодно приезжают сюда полюбоваться на сохранившиеся реликвии. Но многие едут в эти места не полюбоваться на амфитеатры и мавзолеи, а чтобы искупаться в бассейне Клеопатры.

Его вода минеральная и поднимается наверх из трещины в скале. Считается, что если купаться в этом бассейне каждый день, то можно омолодиться и приобрести красоту знаменитой египетской царицы. Но это лишь легенда. На самом деле Клеопатра никогда не была в этих местах, а современные ученые все больше склоняются к тому, что внешность принцессы Нила была далеко не идеальна, и назвать ее классической красавицей было нельзя.

Правда, прижизненных изображений Клеопатры не осталось. О ее внешности можно судить по монетам, которые она выпускала. На каждой из них ее профиль. Изображения рознятся, но исследователи выделяют общие черты: это большие глаза, сильно выдающийся нос с горбинкой, волевой подбородок. Назвать эту женщину красавицей нельзя. Тогда как Клеопатра смогла очаровать самого Цезаря? Многие специалисты склоняются к тому, что царица покорила диктатора с помощью своего ума и целеустремленности. Она получила прекрасное образование, говорила на 9ти языках и могла спорить с любым философом.

В 21 год с помощью Цезаря Клеопатра смогла свергнуть с престола своего младшего брата и занять трон. По мнению историков, она была грамотной царицей и пыталась завоевать любовь народа. Мало кто знает, что Клеопатра была иностранкой. Ее династия Птолемеев правила Египтом всего лишь 300 лет и имела греческие корни. Жители страны пирамид считали ее чужеземкой. Чтобы исправить это, юная Клеопатра выучила египетский язык, кстати, первая из своего рода, а также принимала участие в самых важных религиозных ритуалах.

После смерти Цезаря в Риме началась борьба за власть между племянником Цезаря Октавианом и военачальником Марком Антонием. Последний обратился за поддержкой к Клеопатре и тоже не смог устоять против ее очарования. Эксперты отмечают, что царица в этот раз усовершенствовала свою систему обольщения. Это был точный расчет, ведь ей самой нужна была защита римского полководца. По мнению исследователей, Клеопатра нарочно демонстрировала свое богатство и устраивала для Антония роскошные приемы на корабле. Экзотические яства, вино, музыканты и танцовщицы - все это могло вскружить голову мужчине. Но историки считают, что главным критерием могло быть происхождение самой хозяйки. Римляне, как и египтяне, верили в языческих богов, а Клеопатра для египтян была настоящей богиней загадочной страны уже тогда с тысячелетней историей. Так, может быть, Марк Антоний действительно не мог отказаться от обладания богиней.

Антоний и Клеопатра стали править Египтом вместе, но не смогли долго противостоять римской армии Октавиана и были повержены. По мнению некоторых историков, Клеопатра пыталась обольстить и Октавиана, но он остался равнодушен к ней. На тот момент царице было уже 38 лет, и она была матерью 4х детей. По легенде, знаменитая правительница покончила жизнь самоубийством, засунула руку в корзину с гадюкой. Но современные исследователи предполагают, что Клеопатра приняла яд. Так закончилась тысячелетняя история знаменитых египетских цариц, которые правили наравне с мужчинами, и чьи имена навсегда будут связаны с коварством, красотой и могуществом.

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, древнее государство в Северо Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта один из древнейших очагов цивилизации. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4 3 тыс. до н. э.), Среднего (до… … Энциклопедический словарь

    История Древнего Египта Додинастический период 00 · … Википедия

    - (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен … Википедия

    Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках … Википедия

    Вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э.… … Энциклопедия Кольера

    ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - древнейшее гос во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1 го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е. Дельту Нила и Верхний Е. узкую плодородную долину реки, ограниченную… … Православная энциклопедия

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

Вашему вниманию представлен ещё один пост на эту же тему.

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» — ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу - она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.

К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", - так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы - дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу - Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения...

У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц - Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением - она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон - «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…

Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул - миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу - Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве.

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.

Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити - верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость - храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».

Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые - вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное - она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? - царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалось сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике:«Описывать бесцельно,- смотреть!».

Из глубины веков смотрят на нас прекрасные глаза царицы Нефертити, запечатленные на знаменитом скульптурном портрете. Что скрывается за ее непостижимым взором?
Эта женщина достигла вершин власти. Ее супруг, фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), был одной из самых загадочных личностей в истории человечества. Его называли фараоном-еретиком, фараоном-ниспровергателем. Можно ли быть счастливой рядом с таким человеком? И если да, то какой ценой дается это счастье?

Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.
XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы. Накануне Первой мировой войны немецкая экспедиция, закончив раскопки в Египте, по обыкновению представила находки для проверки инспекторам «Службы древностей». («Служба древностей» - ведомство, основанное в 1858 году для контроля археологических экспедиций и охраны памятников прошлого.) Среди предметов, выделенных для немецких музеев, находился ничем не примечательный оштукатуренный каменный блок.
Когда его привезли в Берлин, он превратился в голову Нефертити. Рассказывают, будто археологи, не желавшие расстаться с замечательным произведением искусства, обернули бюст серебряной бумагой, а затем покрыли гипсом, правильно рассчитав, что незаметная архитектурная деталь не привлечёт внимания. Когда это обнаружилось, разразился скандал. Его затушила только начавшаяся война, после окончания которой немецких египтологов лишили на некоторое время права проводить раскопки в Египте.
Однако бесценное художественное достоинство бюста стоило даже этих жертв. Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, эстетический вкус которых возвёл Нефертити на вершину успеха.

Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон, в котором царствовала одна из известнейших женщин мира.
Нефертити, имя которой в переводе означает «Пришедшая красавица» , не была сестрой своего супруга, фараона Аменхотепа IV, хотя эта версия почему-то получила очень широкое распространение. Прекрасная египтянка происходила из семьи родственников царицы Тиу – она была дочерью провинциального жреца. И хотя по тем временам Нефертити получила блестящее образование в специальной школе, такое родство раздражало гордую царицу и мать Нефертити во многих официальных документах именовалась ее кормилицей.
Но редкая красота провинциальной девушки растопила сердце наследника престола, и Нефертити стала его супругой.


К одному из праздников «фараон-солнце» Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую своей красотой и богатством летнюю резиденцию - дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы.

***
Обнаженная Нефертити сидела в кресле с львиными лапами у круглого золотого зеркала. Миндалевидные глаза, прямой нос, шея, как стебель лотоса. В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. "Красавица, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами", – так писали о ней поэты. Но не радовалась тридцатилетняя царица своему отражению, как раньше. Усталость и скорбь надломили ее, складка морщин легла от крыльев красивого носа к смелым губам, как печать.

Вошла служанка, темнокожая нубийка, с большим кувшином ароматной воды для омовения.
Нефертити поднялась, словно очнувшись от своих воспоминаний. Но доверившись умелым рукам Тадукиппы, опять ушла в свои мысли.

Как счастливы они были с Аменхотепом в день свадьбы. Ему 16 лет, ей 15. Они принимали власть над самой могущественной и богатой страной мира. Тридцать лет правления предыдущего фараона не были омрачены ни бедствиями, ни войнами. Сирия и Палестина трепещут перед Египтом, Митанни шлет льстивые письма, Из рудников Куша регулярно присылают горы золота и благовония.
Самое главное - они любят друг друга. Сын царя Аменхотепа III и царицы Тиу не очень красив: худой, узкоплечий. Но когда он глядел на нее, одержимый любовью, и с его больших губ срывались написанные для нее стихи, она смеялась от счастья. Будущий фараон бегал за юной царевной под темными сводами фиванского дворца, а она хохотала и пряталась за колонны.

Служанка разложила на богато украшенном туалетном столике необходимые принадлежности: золотые коробочки с умащениями, ложечки для притираний, сурьму для глаз, помаду и прочую косметику, инструменты для маникюра и краску для ногтей. Ловко прихватив бронзовую бритву, принялась аккуратно и почтительно брить голову царицы.

Нефертити безучастно водила пальцем по золотому скарабею на баночке с рисовой пудрой и вспоминала, как однажды, еще до свадьбы Аменхотеп на закате солнца открыл ей свою тайну.
Он гладил ее тонкие пальцы и, глядя сверкающими глазами куда-то вдаль, сказал, что накануне во сне ему явился сам Атон, бог солнечного диска, и говорил с ним, как с братом:
-Понимаешь, Нефертити. Я вижу, я знаю, что в мире все не так, как мы все привыкли видеть. Мир он светлый. Он создан Атоном для счастья и радости. К чему приносить жертвы всем этим многочисленным богам. Зачем поклоняться жукам, бегемотам, птицам, крокодилам, если они и сами, как и мы – дети Солнца. Атон - единственный истинный бог!
Голос Аменхотепа звенел. Он говорил, как прекрасен и чуден мир, созданный Атоном, и сам царевич был прекрасен в эту минуту. Нефертити внимала каждому слову любимого и принимала всем сердцем его веру.

Получив титул фараона, Аменхотеп IV первым делом изменил свое имя. «Аменхотеп» значит «Амон доволен». Он стал называть себя «Эхнатон», т. е. «Угодный Атону».
Как счастливы они были! Люди не могут быть так счастливы. Почти сразу Эхнатон принял решение строить новую столицу – Ахетатон, что означает «горизонт Атона». Это должен был быть лучший город на земле. Там все будет по-другому. Новая счастливая жизнь. Не такая, как в мрачных Фивах. И люди там будут все счастливы, потому что будут жить в правде и красоте.

***
Юность супруги наследника прошла в Фивах - блестящей столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.) Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикоморов и финиковых пальм проглядывали аллеи сфинксов выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками и соединяющие храмы.
Египет был в апогее своего расцвета Покоренные народы везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и всякие редкие диковины. Из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом бесчисленным золотом, которым так славился Египет в древности. В обиходе были тончайшие ткани из гофрированного льна, пышные, потрясающие своим разнообразием парики, богатые украшения и дорогие умащения


У всех египетских фараонов было несколько жен и бесчисленное число наложниц – Восток и тогда был Востоком. Но «гарема» в нашем понимании в Египте никогда не существовало: младшие царицы жили в отдельных резиденциях рядом с дворцом, удобствами наложниц никто особо не занимался. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «великая супруга царская», «супруга Бога», «украшение царя», прежде всего были верховными жрицами, которые вместе с царем участвовали в храмовых службах и ритуалах и своими действиями поддерживали Маат - мировую гармонию.
Для древних египтян каждое новое утро - это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звучанием систра - священного музыкального инструмента Недосягаемый для большинства смертных женщин статус «великой супруги царской», обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях. Рождение же детей было делом второстепенным, с ним прекрасно справлялись младшие царицы и наложницы.
Тейя стала исключением – она была так близка своему мужу, что делила с ним ложе долгие годы и родила ему нескольких детей. До зрелых лет, правда, дожил только старший сын, но и в этом жрецы усмотрели промысел Неба. О том, насколько неправильно истолковали они этот промысел, им стало известно значительно позже.
Аменхотеп IV взошел на трон в 1424 году до нашей эры. И… затеял религиозную реформу - смену богов, вещь в Египте неслыханную.

Всеми почитаемый бог Амон, поклонение которому все больше укрепляло власть жрецов, был волею фараона заменен на другого бога, бога солнца - Атона. Атон – «видимый солнечный диск», изображался в виде солнечного диска с лучами-ладонями, дарующими благо людям. Реформы фараону удались, по крайней мере на период его царствования. Была основана новая столица, возведено много новых храмов и дворцов. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены археологами тысячелетия спустя…
Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили скульптурную мастерскую. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород - все это ясно определяло профессию владельца обширной усадьбы. И среди находок был выполненный из известняка и раскрашенный бюст женщины в натуральную величину.
Телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами…
Просвещенный мир ахнул – миру явилась красавица, три тысячи лет проведшая во мраке забвения. Красота Нефертити оказалась бессмертной. Миллионы женщин завидовали ей, миллионы мужчин о ней грезили. Увы, они не знали, что за бессмертие расплачиваются еще при жизни, причем порой платят непомерную цену.
Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около 20 лет. Те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны.
Нефертити играла важную роль в событиях своего времени Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь В больших храмах бога Атона в Фивах - ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее - залога плодородия и процветания всей страны «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - говорится о ней в надписях гробниц вельмож современников - При звуке голоса ее все ликуют».

Запретив культы традиционных богов и прежде всего вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон («Действенный дух Атона»), и Нефертити основывают свою новую столицу – Ахетатон. Объем работ был огромен Одновременно возводились храмы, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати жилища и мастерские Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья - ждать, пока они вырастут здесь, было некогда Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.
Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером и павильонами. Стены были украшены росписями гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценными камнями.
Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов Нефертити с супругом сидят с детьми, Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон – солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни
Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы - уникальные изображения царских обедов и ужинов На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом - приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери - Меритатон, Макетатон и Анхесенпа-атон - присутствуют на торжестве

Картины тех счастливых лет Нефертити трепетно хранила в своем сердце.
Они строили город. Лучшие мастера и художники Египта собирались в Ахетатоне. Царь проповедовал среди них свои идеи нового искусства. Отныне оно должно было отражать истинную красоту мира, а не копировать древние застывшие формы. Портреты должны иметь черты реальных людей, а композиции должны быть жизненные.
Одна за другой появлялись на свет их дочери. Эхнатон обожал их всех. Подолгу возился с девочками на глазах счастливой Нефертити. Он баловал их и превозносил.
А вечерами они катались на колеснице по пальмовым аллеям города. Он правил лошадьми, а она обнимала его и весело подшучивала над тем, что у него появился солидный живот. Или катались в ладье по глади Нила, среди зарослей тросника и папируса.
Их семейные обеды были полны беззаботного веселья, когда бывало Эхнатон с куском отбивной в зубах изображал рассерженного Собека, бога-крокодила, а девочки и Нефертити покатывались от смеха.
Они проводили службы в храме Атона. Божество изображали в святилище в виде золотого диска, простирающего к людям тысячи рук. Фараон был сам верховным жрецом. А Нефертити – верховной жрицей. Ее голос и божественная красота преклоняли народ перед сияющим ликом истинного Бога.

Пока служанка умащивала тело царицы драгоценным маслом, распространявшим запах мирры, можжевельника и корицы, Нефертити вспоминала, какой был праздник в городе, когда Тиу, мать Эхнатона, приехала погостить к детям и внучкам в Ахетатон. Девочки скакали вокруг нее и наперебой веселили своими играми и танцами. Она улыбалась и не знала, кого из них слушать.

Эхнатон с гордостью показывал матери свою новую столицу: были заложены дворцы для знати, дома ремесленников, склады, мастерские и главная гордость – храм Атона, который размером, пышностью и великолепием должен был превзойти все существующие в мире.
- Алтарей в нем будет не один, а несколько. А крыши не будет совсем, чтоб священные лучи Атона наполняли его своей благодатью,- воодушевленно рассказывал он матери. Молча слушала она своего единственного сына. Умные, проницательные глаза Тиу смотрели печально. Как она могла объяснить, что его старания сделать всех счастливыми никому не нужны. Что его не любят и не уважают, как государя, и отовсюду несутся только проклятья. Прекрасный город солнца за несколько лет опустошил царскую сокровищницу. Да, город красив и восхитителен, но он съедает все доходы. А Эхнатон и слышать не хотел об экономии.
А вечерами Тиу по долгу беседовала с невесткой, надеясь хоть через нее повлиять на сына.
Ах, почему, почему, тогда она не прислушалась к словам мудрой Тиу!

***
Но личное счастье супругов продолжалось недолго...
Все начало рушиться в год, когда умерла их восьмилетняя дочь, веселая и милая Мекетатон. Она так внезапно ушла к Озирису, что казалось, солнце перестало светить.
При воспоминании о том, как они с мужем отдавали распоряжения могильщикам и бальзаматорам, сдерживаемые долгое время рыдания потоком слез вырвались наружу. Служанка с баночкой краски для бровей в растерянности остановилась. Великая царица через минуту справилась с собой и, проглотив рыдания, выдохнула и распрямилась: «Продолжайте».


Со смертью Мекетатон закончилось счастье в их дворце. Бедствия и горе пошли нескончаемой чередой, словно проклятия свергнутых богов обрушились на их головы. Вскоре за маленькой принцессой ушла в царство мертвых Тиу, единственный человек при дворе, который поддерживал Эхнатона. С ее смертью в Фивах не осталось никого, кроме врагов. Вдова могущественного Аменхотепа III одна сдерживала своим авторитетом ярость оскорбленных жрецов Амона. При ней они не решались на открытые выпады в сторону Эхнатона и Нефертити.

Нефертити сжала пальцами виски и покачала головой. Если бы тогда они с мужем были осторожнее, политичнее, хитрее. Если бы тогда Эхнатон не изгонял жрецов из старых храмов и не запрещал людям молиться своим богам…Если бы…Но тогда это был бы не Эхнатон. Не в его характере компромиссы. Все или нечего. Он рушил все старое одержимо и нещадно. Он был уверен в своей правоте и победе. Он не сомневался, что за ним пойдут…А никто не пошел. Кучка философов, художники и мастеровые – вот и вся его компания.
Она пыталась, неоднократно пыталась поговорить с ним, открыть глаза на реальную суть вещей. Он только злился и замыкался в себе, все больше времени проводя с архитекторами и скульпторами.
В очередной раз, когда она подошла к нему с разговором о судьбе династии, он закричал на нее: «Чем лезть в мои дела, лучше бы родила мне сына!»
Шесть дочерей родила Нефертити Эхнатону за двенадцать лет. Всегда она была рядом с ним. Его дела и проблемы были всегда ее делами и проблемами. На всех службах в храмах Атона она всегда стояла рядом с ним в короне, звеня священными систрами. И такого оскорбления она не ожидала. Она была пронзена в самое сердце. Молча вышла Нефертити и, шелестя плиссированной юбкой, удалилась в свои покои…

Неслышными шагами в комнату вошла кошка Баст. На шее изящного животного красовалось золотое ожерелье. Подойдя к хозяйке, Баст запрыгнула на колени и принялась тереться о ее руки. Нефертити грустно улыбнулась. Теплый, уютный зверек. Она порывисто прижала ее к себе. Баст каким-то чутьем всегда угадывала, когда хозяйке плохо и приходила утешать. Неферити водила ладонью по мягкой светло-серой шерсти. Янтарные глаза с вертикальными зрачками смотрели на человека мудро и снисходительно. «Все пройдет», -казалось, говорила она.
-Ты и в правду богиня, Баст, - улыбалась успокоенная Нефертити. А кошка, величественно подняв хвост, удалялась из комнаты, показывая своим видом, что у нее есть дела поважнее.


Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений преисполненной красотами» , появилась соперница. И не просто временная прихоть владыки, а женщина, действительно вытеснившая супругу из его сердца - Кийа.
Все внимание Эхнатона было сосредоточено на ней. Еще при жизни его отца в Египет в качестве залога политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. Но главное – она родила фараону двух сыновей, которые впоследствии женились на своих старших сводных сестрах.
Однако и триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезла на 16-м году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити, Меритатон, уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной сопернице своей матери, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

***
Нефертити уже заканчивала свое облачение. Девушка служанка одела ее в белое платье из тончайшего прозрачного белого льна, застегнула широкое нагрудное украшение усыпанное самоцветами. На голову надела пышный парик, завитый мелкими волнами. В своем любимом синем головном уборе с красными лентами и золотым уреем она давно уже не выходила.
Вошел Эйе, старый сановник, бывший писец при дворе Аменхотепа III. Он был «носителем опахала по правую руку царя, главным из друзей царя» и «отцом бога», как величали его в письмах. Эхнатон и Нефертити росли во дворце на его глазах. Он учил Эхнатона грамоте. Его жена в свое время была кормилицей принцессы. И Нефертити была ему как родная дочь.
При виде Нефертити морщинистое лицо Эйе расплылось в нежной улыбке:
- Здравствуй, девочка моя! Как ты?
- Не спрашивай, Эйе. Хорошего мало. Ты слышал, Эхнатон подарил этой выскочке Кийе, наложнице из Митанни, дворец Мару-Атон. Всюду появляется с ней. Эта тварь уже осмеливается надевать корону.
Эйе нахмурился и вздохнул. Девушка из гарема родила царю двух сыновей. Все только и шептались о наследных принцах Сменхкаре и Тутанхатоне, не стесняясь Нефертити.
Принцы были еще маленькими детьми, но их судьба уже была решена: они станут мужьями старших дочерей Эхнатона. Царский род должен продолжаться. Кровь фараонов XVIII династии от самого великого Яхмеса текла в их жилах.
-Ну, а что нового в Фивах? Что пишут из провинций? – царица мужественно приготовилась слушать тяжелые вести.
- Ничего хорошего, царица. Фивы гудят, как пчелиный рой. Жрецы добились того, что имя Эхнатона проклинают на каждом углу. Тут еще эта засуха. Все к одному. Царь Митанни Душратта требует опять золота. Из северных провинций просят прислать войско для защиты от кочевников. А царь велел всем отказать.- Эйе пожал плечами.- Обидно смотреть. С таким трудом мы добивались влияния в этих землях, а теперь так легко их теряем. Всюду недовольство. Я говорил об этом Эхнатону, но он и слышать ничего не хочет о войне. Он досадует только на то, что срываются сроки поставки мрамора и черного дерева. И еще, царица, опасайтесь Хоремхеба. Уж очень он быстро находит общий язык с вашими влиятельными врагами, знает с кем дружить.

После ухода Эйе, царица долго сидела одна. Солнце склонилось к закату. Нифертити вышла на балкон дворца. Огромный безоблачный купол неба на горизонте пылал белым пламенем, окружавшим огненный диск. Теплые лучи окрашивали охряные вершины гор на горизонте в мягко-оранжевые цвета и отражались в водах Нила. В пышной зелени тамарисков, сикомор и финиковых пальм, которыми был обсажен дворец, пели вечерние птицы. Из пустыни тянуло вечерней прохладой и тревогой.

Долго ли прожила Нефертити после этого заката не известно. Дата ее смерти историками не открыта и могила царицы не найдена. В сущности это не важно. Ее любовь и счастье- вся ее жизнь, ушла в небытие вместе с надеждами и мечтами о Новом Мире.
Принц Смехкара прожил совсем не долго и умер еще при Эхнатоне. После смерти фараона-реформатора власть принял десятилетний Тутанхатон. Под давлением жрецов Амона мальчик-фараон покинул город Солнца и поменял имя. Тутанхатон («Живое подобие Атона») стал отныне именоваться Тутанхамоном («Живое подобие Амона»), но прожил не долго. Продолжателей дела Эхнатона, его духовной и культурной революции, не осталось. Столица вернулась в Фивы.
Новый царь Хоремхеб сделал все, чтоб стереть даже память об Эхнатоне и Нефертити. Город их мечты был разрушен до основания. Их имена тщательно стирались во всех записях, в гробницах, на всех колоннах и стенах. И отныне везде значилось, что после Аменхотепа III власть перешла к Хоремхебу. Лишь кое-где случайно остались напоминания о «преступнике из Ахетатона». Через сто лет все забыли о царе и его жене, которые за 1369 лет до рождения Иисуса Христа проповедовали веру в единого Бога.

Три тысячи четыреста лет носился песок над местом, где некогда был прекрасный город, пока однажды жители соседней деревни не стали находить красивые черепки и осколки. Любители древности показали их специалистам, а те прочитали на них имена неизвестных в истории Египта царя и царицы. Некоторое время спустя был обнаружен тайник с прогнившими сундуками, которые были наполнены глиняными письмами. История трагедии, обрушившейся на Ахетатон постепенно прояснялась. Фигуры фараона и его прекрасной жены выступали из тьмы. В Амарну (так теперь называлось это место) потянулись экспедиции археологов.

6 декабря 1912 года в развалинах мастерской древнего скульптора Тутмеса дрожащие руки профессора Людвига Борхарда извлекли на свет почти неповрежденный бюст Нефертити. Он был столь прекрасен и совершенен, что казалась сама измученная страданиями Ка (душа) царицы вернулась в мир чтобы поведать о себе.
Долго-долго смотрел пожилой профессор, руководитель немецкой экспедиции, на эту красоту, которой было так нереально много сотен и тысяч лет, и много думал, но единственное, что смог записать в своем дневнике: «Описывать бесцельно,- смотреть!».



Последние материалы сайта