Турецкий михаил борисович. Михаил Турецкий: «Главное — найти хорошую еврейскую жену, которая всегда чем-то недовольна. Айзеншпис: "Мне нужно полтора миллиона долларов от "Логоваза", и тогда страна будет засыпать и просыпаться под "Хор Турецкого"

20.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот








2015 - Заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики (19 ноября 2015 года) - за многолетнюю творческую деятельность, заслуги в области культуры и высокое исполнительское мастерство
2017 - Лауреат премии Правительства РФ 2016 года в области культуры
2017 - Орден Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность

03.05.2018 Стартовал Международный марафон «Песни Победы»

12.04.2018 Сегодня 12 апреля принимают поздравления с Днем Рождения

24.05.2017 Торжественная церемония вручения Государственных Наград

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье выходцев из Белоруссии. Жили скромно, в четырнадцатиметровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская». Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама, няней в детском саду.

Музыкальные способности Миши проявились в раннем детстве. Уже в три года повторял множество песен, доносящихся из радиоприемника и телевизора, четко скандируя все слова, еще даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта стал стул, на котором пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Спустя некоторое время Михаил сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту-пикколо. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник еще и поет, дядя попросил мальчика исполнить песню. После этого Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени Александра Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Мальчику на тот момент исполнилось одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих: семь. Несмотря на это, его приняли в коллектив.

После окончания училища, выдержав серьезный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжил обучение в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Евгения Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре молодой человек становится хормейстером и актером Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга.

В 1989 году Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в стране. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с начала XX века. По традиции все произведения музыканты пели без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Борисовича подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании.

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 1990-х годов, артистам найти свою аудиторию оказалось сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В середине 1990-х годов коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелетов из Москвы в Майами! Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу.

В период с 1999 по 2002 год у хора появляется свой репертуарный спектакль в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит два раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 году Михаил Борисович открывает свое понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя: «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из десяти солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого до самого высокого. Перерождение коллектива открыл музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора расширяется и выходит за рамки одной национальной культуры.

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием «classical crossover», однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга. Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт в незаурядное по своей энергетике шоу. Сам Михаил не только поет, но и блестяще ведет и направляет собственное шоу.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлет эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: «Олимпийский» и Ледовый дворец, Большой концертный зал «Октябрьский», Альберт Холл, крупнейшие залы США: Карнеги Холл, Dolby Theatre, Джордан Холл.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлевском дворце и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд. Артисты ежегодно выходят на сцену порядка двухсот пятидесяти раз, сто раз в году садятся в самолет, проезжают сто двадцать тысяч километров на автомобилях, автобусах и поездах. Несмотря на то, что коллектив существует уже более двадцати лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми Михаил Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В мае 2018 года Михаил Турецкий реализовал международную миротворческую акцию «Песни Победы», благодаря которой известные песни военного времени прозвучали в восьми странах мира: от Парижа и Берлина до Нью-Йорка.

Награды и Признание Михаила Турецкого

1994 - 1995 - «Золотая корона канторов мира» (лишь 8 человек в мире награждены этим знаком отличия)
2002 - «Заслуженный артист Российской Федерации»
2004 - Национальная премия «Человек года» в номинации «Культурное событие года»;
2010 - «Народный артист Российской Федерации»
2011 - «Народный артист Республики Северная Осетия - Алания» и «Заслуженный артист Республики Ингушетия»
2012 - Орден Почета - За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
2012 - Народный артист Республики Ингушетия - за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в связи с празднованием 20-летия со Дня образования Республики Ингушетия

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Турецкого Михаила Борисовича

Турецкий Михаил Борисович – российский певец, дирижер, народный артист России.

Детство

Михаил появился на свет 12 апреля 1962 года. Случилось это в Москве. Его родители были евреями, выходцами из Белоруссии. Отца звали Борисом Эпштейном. Михаил носит фамилию матери (Турецкая) из уважения к родственникам по материнской линии, которые трагически погибли во время Холокоста.

Талант Михаила был предопределен генетически. Его родной дядя, брат его отца, был выдающимся дирижером. Его имя – Рудольф Баршай.

Михаила можно смело назвать прилежным учеником и весьма старательным и целеустремленным человеком. Он успешно окончил хоровое училище имени Свешникова в Москве, потом с отличием завершил обучение в институте имени Гнесиных (дирижерско-хоровой факультет). Получив высшее образование, Михаил поступил в аспирантуру.

Творческая деятельность

В 1989 году Михаил Борисович занялся набором солистов в «Мужской камерный еврейский хор» при хоральной синагоге в Москве. Среди кандидатов были выпускники ВУЗов, студенты. Чуть позже хор стал профессиональным коллективом, периодически гастролировавшим за границей.

Со временем состав хора менялся, репертуар становился шире, выступлений – больше. Марина Ковалева, президент туристической фирмы «People Travel Club», совершенно случайно услышав выступление хора, активно помогала молодым дарованиям, подарив им возможность петь в синагоге в Майами. Также спонсором талантливого коллектива некоторое время был Березовский. Но к 1996 году обстоятельства изменились в худшую сторону – финансирование прекратилось. Выйти из сложившейся неприятной ситуации Михаилу Борисовичу и его хору помог .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1998 году хор Турецкого официально стал государственным. Спонсоров стало больше. Например, «МОСТ-банк» и Московский государственный театр эстрады потратили немало сил на поддержку и развитие хора.

К 2003 году хор Турецкого приобрел звучное название – арт-группа «Хор Турецкого». Вместе с названием поменялся и репертуар хора. В то время в арсенале Турецкого появились композиции российской и зарубежной эстрады, оперные арии, православные напевы. В написанной Михаилом Борисовичем книге «Хормейстер» сказано, что Турецкий долгое время пытался убедить солистов своего хора в том, что такие перемены – только к лучшему.

На сегодняшний день «Хор Турецкого» является уникальным сочетанием превосходного вокала и великолепной хореографии. Он по праву считается одним из самых востребованных и популярным музыкальных коллективов России.

Награды

В 1994 году Михаил Турецкий был удостоен знака отличия под названием «Золотая корона канторов мира». Это поистине великое достижение, ведь такую награду во всем мире на данный момент заслужили лишь восемь человек. Спустя шесть лет Михаилу присвоили звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Личная жизнь

Первая жена Михаила Елена погибла в автомобильной аварии. От этого брака у Турецкого осталась дочь Наталья. Вторую супругу Михаила зовут экзотическим именем Лиана. Лиана родила Михаилу Борисовичу трех дочерей – Беату, Эммануэль и Сарину.

Михаил Турецкий.Вожак

М.Турецкий с женой Лианой

— Папа, почему ты плачешь? — спросила восьмилетняя дочь.
Я сидел в городе Лонг Бич под Нью-Йорком в состоянии полной безнадеги на brodwalk — променаде, по которому прогуливаются и бегают за здоровьем американцы, и из глаз сами собой текли слезы. Что делать — не знаю. Меня подвели партнеры, я показал характер и остался без денег. За мной коллектив — двадцать человек, которых нечем кормить, не на что купить обратные билеты. Так хреново давно не было.
— У меня нет обувной фабрики, магазина, даже ларька. У меня есть только звуки, которые трудно продать, — ответил я Наташе.
— Папа, ты же приносишь радость людям! А это гораздо лучше, чем ларек. Хватит плакать, пошли, — дочь потянула меня за рукав.
И я встал и пошел. Нечего лить слезы перед маленькой девочкой. Нельзя сдаваться и раскисать.
Поводов для пессимизма было предостаточно: мне было уже тридцать и я все еще безуспешно пытался заработать на жизнь классической музыкой. Внушал хору, которым руководил, что это возможно, нужно только нащупать верный путь. Вся ответственность лежала на мне, а поддержки ждать было неоткуда. Кто бы мог подумать, что нужные слова услышу от дочки. Наташа так по-детски просто сказала про «радость людям», что я обрел второе дыхание и нашел способ выкрутиться. И тогда, и еще много раз, прежде чем добился успеха.

Мало кому удается продать творчество. Сам не знаю, как я в этом преуспел. Есть анекдот в тему: «В советское время у профессорской дочки спрашивают: «Как вы, получившая классическое музыкальное образование, воспитанная в интеллигентной семье, стали валютной проституткой?» — «Просто повезло!» Вот и мне повезло. Только не сразу.

Детство мое протекало в небольшом объеме московской коммунальной квартиры в районе станции метро «Белорусская». Мы занимали четырнадцатиметровую комнату. Баловать нас с братом было некому: бабушек и дедушек нет, папа с мамой заняты выживанием. Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама — няней в детском саду.
Папа, Борис Борисович Эпштейн, — один из шестерых детей кузнеца — родом из Белоруссии. Его отец, известный на всю округу могучий мужик, умер в сорок два от пневмонии. Поздней осенью вышел разгоряченный из кузницы и простыл. Так в четырнадцать папа вместе со старшим братом встал во главе большой семьи. Повзрослев, он смекнул, что в деревне им не прокормиться, и в восемнадцать поехал учиться в Москву, в Академию внешней торговли, перетащив в столицу всех братьев и сестер.
Грамотный, толковый человек, он быстро сделал карьеру в организации «Экспортлес», получил жилплощадь — семь квадратных метров в центре Москвы — и легко выучил немецкий, так как он походил на идиш. Забегая вперед, скажу: оказавшись в Нью-Йорке в свои восемьдесят пять, отец умудрялся общаться и там, потому что английский, оказывается, тоже похож на идиш…
В двадцать семь папа стал подумывать о семье. Оказавшись у родственников в местечке Пуховичи под Минском, в бедняцкой чистенькой хатке он увидел еврейскую семнадцатилетнюю девочку, которая играла на гитаре. «Это будет моя жена», — решил папа и уехал в Москву.
Его родственники поговорили с родными девочки: «Какой у него нос — вы сами видите, а то, что не обманет, мы гарантируем».
В октябре 1940 года отец увез Бэлу Турецкую в Москву. А в июле 41-го в местечко вошли немцы и уничтожили всю мамину семью. Их заставили рыть себе могилу и закопали живьем. В том же 41-м ушел на фронт отец. Он стал участником прорыва Ленинградской блокады и был удостоен за это правительственных наград. Мальчишкой отец каждый год возил меня в Ленинград по местам боевой славы, показывал пересыльный пункт на Фонтанке, 90, исторические места, водил в Товстоноговский БДТ.


Родители М.Турецкого

Из каждых ста человек, призванных в первые дни войны, вернулись только трое. Погибшие были признаны героями. А вот папа не смог даже восстановиться на работе. Во многом потому, что после войны сталинские чиновники не благоволили к евреям, пусть и прошедшим от Москвы до Берлина.
«Хотите работать во «Внешторге»? — сказали ему. — Пожалуйста. У нас есть филиал. На Печоре». Папа не захотел уезжать из Москвы и, поставив крест на карьере, устроился на фабрику.
У моего старшего брата Саши были нелады с легкими. Зарплата отца составляла шестьсот рублей, а консультация профессора-пульмонолога — пятьсот. «Жизнь сына в ваших руках», — говорил эскулап, нагнетая и без того напряженную обстановку.
И папа шел на преступление: обернув тело шелковыми платками, надевал сверху кожанку, оставшуюся с фронта, и выносил продукцию за пределы фабрики, чтобы потом ее реализовать. Каким-то образом он сумел договориться с работницами, которые делали для него партию сверх нормы. А ведь частное предпринимательство в то время каралось законом и грозило лишением свободы до пяти лет. В цеху было тридцать восемь женщин, в основном одиноких, обездоленных войной, и ни одна не позвонила на Петровку. Как он сумел построить такие правильные отношения с таким числом женщин — одному Богу известно!
Жили мы небогато. У нас не было ни автомобиля, ни дачи, все, что отцу было нужно, — спасти сына от болезни. И он это сделал.
Я незапланированный ребенок. Мама родила меня в сорок, папе было уже почти пятьдесят. Все в один голос отговаривали маму, у нее ведь больное сердце, но она поступила по-своему. Друзья советовали родителям назвать меня Юрой, потому что родился в День космонавтики, двенадцатого апреля, через год после полета Гагарина.
«Юр-р-ра? — сказал папа, слегка грассируя. — Это тр-р-руднопр-р-роизносимое имя. Пусть будет Миша».
Турецкие же мы с братом потому, что мама объяснила папе: Эпштейны есть, а Турецких не осталось — фамилию надо сохранить. И папа легко с этим согласился. У меня была настоящая еврейская мама. Есть анекдот, точно передающий суть ее характера: «В чем разница между арабским террористом и еврейской мамой? С террористом можно договориться». Мы с братом стали смыслом ее жизни. А папа нашел себе достойное место, живя как бы в своем мире. Он обеспечивал семью, отвечал на наши вопросы, но никогда не грузил и не требовал внимания. Он ни разу не сказал мне, когда я вырос:
«А почему ты не пришел? Что не позвонил?»
Маме — той всегда чего-то не хватало, несмотря на то, что мы были любящими и заботливыми сыновьями и чуть не каждый день навещали их с отцом. Когда мы прощались и уходили, папа тут же возвращался к своим делам, а она стояла у окна, пока не скроется машина, и я понимал: мы опять ей недодали…

«Еврейский мальчик с темными глазами, а в них такая русская печаль…» — это про меня. В полтора года я уже начал напевать, в три исполнял подряд все песни, которые доносились из телевизора и радиоприемника: «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону, уходили комсомольцы на гражданскую войну». Я не понимал, о чем это, и вместо «приказ» пел «отказ». Отец по воскресеньям позволял себе подольше поваляться в кровати, я забирался к нему под бочок. Тогда-то и ковалась репертуарная политика будущего «Хора Турецкого». «Пап, давай «Заботу», — говорил я, и мы затягивали: «Забота у нас простая…» или «Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной…»

Песни советского времени — потрясающие. Я пел их с фанатичным кайфом, и родители поняли: надо мальчика учить. В тот момент у нас появились вторая комната в коммуналке и пианино. Мне нашли педагога по фортепьяно. Урок стоил десять рублей — серьезное испытание для семейного бюджета. А мне в шесть лет нравилось гулять на улице с друзьями, а не разбираться, что такое басовый ключ. Получив задание на дом, я считал количество нот в упражнении и тарабанил по первым попавшимся клавишам. Мама сопоставляла количество нот с количеством ударов по клавиатуре и разочарованно вздыхала:
— Что ж за белиберда?
— Такой этюд, — пожимал я плечами.
Длилось это четыре месяца. Потраченные сто шестьдесят рублей не материализовались в качество. «Бездарный мальчик, — сказала педагог. — Не тратьте деньги».
Я был счастлив: меня избавили от мучений. Но голос во мне рос, я садился за фортепьяно и, не зная нот, подбирал мелодию на слух — «Сиреневый туман», «Ты у меня одна». Приходили гости, меня ставили на стул, я пел — всеобщий восторг. «Талантливый пацан растет! Должен учиться».
И мама повела меня на этот раз в государственную музыкальную школу. На доске объявлений — листок «Услуги и цены: фортепьяно — 20 руб. в месяц, скрипка — 19 руб., гобой, валторна — 9 руб., флейта — 3 руб., флейта пикколо — 1 руб. 50 коп.».
«О! — сказала мама. — Флейта пикколо нам подойдет. Незатратно, и будешь при музыкальном процессе».
Недавно мои артисты подарили мне флейту пикколо и на всей аппликатуре выгравировали свои прозвища: Туля, Кузя, Кабан, Зверь… Я взял ее и понял, что руки все помнят. А тогда за четыре года научился играть виртуозно. Параллельно отец возил меня в капеллу мальчиков.
— У вас талантливый ребенок, — сказал как-то педагог, — хорошо бы его отец зашел ко мне.
— А это я и есть… — ответил папа.
И тут я понял, что он у меня старый и выглядит как дедушка. Раз родители старые, значит, я их скоро потеряю. В моем детском сердце поселился страх, что могу лишиться этой могучей крыши над головой. Я решил как можно быстрее стать самостоятельным, потому что скоро останусь один…
Не знаю, что сумел бы придумать, но в дело вмешалась судьба. В лице двоюродного брата отца — знаменитого музыканта Рудольфа Баршая. Особую известность он получил после 1977-го, когда уехал из СССР на Запад, выступал со Штутгартским симфоническим оркестром и стал главным дирижером Борнмутского. На родине у него не складывалось. Наверное, власти не могли доверить оркестр морально неустойчивому человеку, трижды женатому, в последний раз — на японке.

Когда совсем юный Рудольф приехал в Москву, отец поставил ему раскладушку на своих семи метрах. Летом они ездили на дачу к папиному старшему брату, где Рудик с утра уходил в деревянную уборную и там, на толчке, с пяти до восьми «пилил» на скрипке, чтобы никому не мешать. Вот так закаляется сталь. В то время советская музыкальная школа считалась лучшей в мире, так же как балетная и космическая. Выдающиеся оркестры мира сцементированы советскими музыкантами. А сегодня… Кто будет сидеть с пяти до восьми на «очке», чтобы чего-то добиться?
Дядя Рудольф до своей эмиграции успел рассмотреть во мне талант. Как-то он пришел к нам в гости.
— А что делает Миша? — поинтересовался дядя.
Я сыграл на флейте.
— Спой.
Я спел.
— Музыкальный парень, — оценил он. — Я позвоню директору хорового училища имени Свешникова.
Звонил дядя при мне. «Посмотрите мальчика — если это не его дверь, не берите», — мудро сказал он.
Меня взяли в училище в одиннадцать лет. Я сразу попал в отстающие, остальные дети учились с семи, некоторые уже играли Второй концерт Рахманинова. В первый же день я с рыданиями сказал отцу:
— Не хочу! Не могу!
— Делай что хочешь, — сказал папа и устранился.
Догнать сверстников стало смыслом жизни. В итоге я втянулся. Заниматься дома не мог: сосед по коммуналке делал «козью морду». Заслышав звуки музыки, семидесятилетний машинист паровоза, коммунист с орденом Ленина на пижаме, гонялся за мной по квартире с криком: «Израилев черт!» В школе занятия начинались в восемь тридцать. Я вставал в пять сорок, умывался, жевал на ходу бутерброд и мчался на метро в школу на Красной Пресне. В шесть тридцать я уже сидел за пианино и работал до начала уроков. Кто из детей сегодня способен на такое?

К восьмому классу я догнал однокашников, несмотря на жуткую конкуренцию. Из двух тысяч поступающих брали двадцать мальчиков. До победного конца доучивались десять. Даже при таком отборе мало кто делает успешную карьеру. Нужны связи и деньги. Но если в попсе ты можешь «выстрелить» при наличии только этих двух составляющих, в классике без образования никуда. Иногда в консерватории при полупустом зале проходят концерты, которые могли бы стоить миллионы, настолько они гениальны. Но превратить их в продукт, который купят, не всегда возможно, потому что понимание классической музыки доступно немногим. Да и зачастую талантливые музыканты словно не от мира сего, их просто не воспринимают как звезд. А хорошо упакованная банальщина прекрасно продается, потому что имеет адекватный вид. Что такое гламур? Это дешевый продукт, дорого поданный. Мне и моим музыкантам повезло учиться музыке на излете советской системы. Это было время педагогов-бессребреников, которые вкладывали в учеников душу. И мы учились с таким же энтузиазмом. «Гнесинка», куда я поступил по окончании хорового училища, — Высшая Школа Музыки. Меня в этом Храме муз сделали дирижером — матерым музыкантищем, способным поднять и повести за собой людей. Я, как губка, впитывал музыкальную науку, до поры до времени не обременяя себя мыслями о хлебе насущном. Но довольно рано — в двадцать один — пришла пора, я влюбился и женился.

У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза. Настоящая русская красавица. Мы познакомились в «Гнесинке», учебу она совмещала с работой — пела в хоре Минина. У нас было много общего, мы вместе постигали музыкальные азы, ходили на концерты, спектакли и каток. Оба любили природу. Я стал ее первым мужчиной. В двадцать два у нас родилась Наташа. Рановато, наверное, но мы были счастливы. Вопреки воле родителей. И те и другие считали, что мы разного поля ягоды. Они не чинили препятствий, но по отдельным репликам несложно было догадаться: родственники не в восторге.
«Я бы хотел, чтобы дочь вышла замуж за человека своей национальности», — сказал ее отец моей матери перед свадьбой.

Моя же мама мечтала видеть меня рядом с еврейской девушкой. Ведь пятьдесят поколений моих предков женились только на своих.


Ну и что с того? Любовь стирает все различия. Тесть это понял со временем. Он был настоящим русским офицером, глубоко порядочным и умным человеком. У них с Леной сложились удивительные отношения. Словно одна душа на двоих. И по характеру они были очень похожи — абсолютная выдержка и чрезвычайная доброта. Лена любила меня преданно и никогда ничего не требовала, но я должен был доказать себе и другим, что могу быть не мальчиком, но мужем и добытчиком.
Чем я мог заработать? Частным извозом. Права у меня с девятнадцати лет, я даже занимался автоспортом. Умудрялся как-то выкраивать время между занятиями музыкой. Один раз участвовал в ралли, пришел шестнадцатым с конца. Но ведь главное — участие! Я продал все свои ценные вещи, включая кожаную куртку и магнитолу, взял еще в долг у брата и купил подержанные «Жигули» одиннадцатой модели. С тех пор каждый субботний вечер и не только, я отправлялся на заработки. Все было: и отнимали выручку за вечер, и из машины просили выйти, и не платили, но слава Создателю, обошлось без серьезных последствий для здоровья.

К концу пятого курса я подрабатывал в четырех местах одновременно. В большом универсаме в Строгино был «ночным директором», то есть грузчиком. За ночь принимал по пять-шесть машин: три с хлебом, две с молочными продуктами и иногда с колбасой. Колбаса была самым страшным ударом, потому что все полторы-две тонны я должен был своими руками перекантовать, взвесить да еще проследить, чтобы водитель с экспедитором пару батонов не умыкнули. Зато слова «дефицит», под лозунгом которого жила перестроечная страна, для меня не существовало. Когда мчался после ночной смены из Строгино в центр преподавать музыку детям, гаишники на трассе отдавали мне честь: раз в два месяца я завозил им в отделение ящик гречки и чая. У меня появились различные связи и знакомства. Я был в полном порядке, но душа по-прежнему жаждала музыки и творчества.

Наконец я нашел, чем ее порадовать. Параллельно с магазином и преподавательской деятельностью начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни. Через некоторое время уверился, что не ошибся с профессией. А работая с актерами театра «Школа музыкального искусства» под руководством Юрия Шерлинга, понял, что могу научить петь любого. До уровня эстрадного исполнения доведу даже не поющую балерину.

Не знаю, долго ли продержался бы наш с Леной брак. Сегодня мне тяжело рассуждать об этом, ведь прошло столько лет. Знаю только, что наши чувства были искренние и настоящие. Считается, что ранние союзы не выдерживают испытание временем. Но не суждено узнать, верно ли это было бы в нашем случае…
В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Ануфриевичем Семенюком я поехал на автомобиле в Клайпеду, в гости к его аспиранту литовцу. Разговоры о музыке, вылазки в Палангу, солнце, море и песок. Во всех отношениях это была приятная поездка. В один из дней, несмотря на поздний час, никак не мог заснуть, хотя в двадцать семь лет знать не знал, что такое бессонница. В половине третьего ночи раздался звонок в дверь. Телеграмма. «Срочно позвони. Саша», — написал старший брат. «Что-то с мамой или папой?» — судорожно соображал я. В 1989 году звонить ночью в Москву из Клайпеды было неоткуда. Мы с Семенюком поехали в центр города и оказались перед запертыми дверями переговорного пункта. До половины восьмого не находил себе места. А когда наконец смог набрать телефонный номер, услышал в трубке мамин голос. «Значит, с ней все в порядке», — первым делом подумал я.
— Держи себя в руках, — сказала мама. — Они все погибли.
Я ничего не понял.
— Кто все, мам?
— Лена, ее отец и брат.
Я повесил трубку, вышел на улицу на ватных ногах и, дойдя до газона, рухнул в траву. Ко мне подбежал учитель.
— Владимир Ануфриевич, дайте сигарету, — попросил я. — Что-то все горит внутри.
— А что случилось, Миша?
Я не смог ответить, вскочил и снова побежал звонить. Мама, пережившая гибель всех своих родных, спокойным ровным голосом продиктовала: «Семьдесят первый километр от Минска, номер отделения милиции...»
Лена с отцом и братом ездили в Вильнюс на день рождения родственницы. Отец Лены, аккуратист и педант, никогда не нарушал правил дорожного движения. Из гаража машину не выведет, если не работает поворотник. Он не доверял руль даже сыну, который только что вернулся из армии, где служил водителем. Никто не знает, что случилось с моим тестем, но на обратном пути в Москву его машина вылетела на сторону встречного движения. Ехавший по ней «Икарус» стал уходить в кювет, но «Жигули» догнали автобус и, ударившись, отлетели на свою полосу, где их подмял под себя тяжелый «ЗИЛ».
Всю дорогу к месту аварии я думал: «Это ошибка. Такого не может быть. Это не они». Наконец доехали. Какой-то мужик на тракторе указал мне точное место происшествия. «Я двадцать пять лет за рулем, но такой страшной катастрофы еще не видел, — сказал он. — Вот здесь это было…»
И я понял, что зря надеялся. На обочине дороги лежала покореженная зелененькая сувенирная подковка. Мой «заграничный» подарок тестю.
В ближайшем населенном пункте купил бутылку водки, все цветы, какие были,
и вернулся на место трагедии. Мы с учителем выпили. Покурили. Посидели в каком-то коматозе, а потом я позвонил в отделение милиции. «Приезжайте за трупами и забирайте машину», — сказали мне.
Никогда не забуду долгий путь домой. Впереди шел грузовик с тремя гробами, за ним ехал я. Обогнать как-то не получалось…
Мне было страшно увидеть тещу. Женщину, которая в один миг потеряла детей и мужа. У меня за эти пару дней лицо стало цвета асфальта. Что уж говорить о ней? Но теща сидела в окружении подруг и держалась молодцом — ее накачали транквилизаторами.
Как интеллигентный человек, она молчала, но я знал, о чем теща думает: «Ты жив, а Лены нет». Я ведь мог поехать с женой или позвать ее к себе в Клайпеду. Но не сделал ничего судьбоносного, что изменило бы роковой маршрут.
Через некоторое время теща стала настойчиво предлагать мне отказаться от Наташи и оформить на нее опекунство. На меня насели ее родственники:
— Зачем тебе ребенок? Ты еще молодой.
— При всем уважении не могу, — ответил я. — Евреи от своих детей не отказываются.
Хотел забрать девочку в свою квартиру, препоручив заботам моей мамы, но потом понял, что разлука с внучкой добьет обезумевшую от горя тещу.


Фото: из архива М.Турецкого

В этот момент я очень остро нуждался в помощи. И эта помощь пришла ко мне свыше. Мне предложили создать в Москве хор еврейской духовной музыки. Это было спасением. Музыка предков — древнее могучее искусство — дала мне силы жить.
За восемнадцать месяцев мы сделали программу, с которой выступали в Англии, Франции, Израиле, Америке, Канаде. Финансированием хора занимался благотворительный еврейский фонд «Джойнт». Когда они поняли, что лидер коллектива — личность, не готов к глупому подчинению и хочет выйти на большие концертные площадки, у них пропало желание нас поддерживать. И с 1992 года я с хором остался без поддержки. Это была очень сложная задача — заниматься раскручиванием бренда «Еврейский хор» в России. Всем казалось, что мы поем только для евреев. Я хотел доказать, что это не так. Но получалось не очень. У нас не было ни денег, ни рекламы. Один голый энтузиазм.
Мы трудно пробивали себе дорогу в Америку, ведь это было единственное место в тот момент, где можно было заработать. В конце концов что-то начало получаться. Помогали новые друзья, которые видели в нас фантастически талантливый проект. И хотя выступлений было немного — в основном по выходным, нас признали критика и профессиональные музыканты. Отношения в коллективе тоже были непростыми. Помню, в 1993 году, после десяти дней бесцельного проживания в бруклинской квартире в ожидании работы в Калифорнии, в нашем коллективе чуть не случилась революция. Восемь человек из шестнадцати подписали ультиматум: мол, не понимаем, зачем нам Калифорния, не верим, что нам заплатят, ехать отказываемся. Ситуацию нужно было уладить за двадцать восемь часов, которые занимал переезд на автобусе из Нью-Йорка в Майами. Я произнес речь: «Не позволю развалить проект!» Потом вызвал к себе заговорщиков по одному: «Вы, Алексей, уволены. Владимир, вы хотите уехать, а потом вернуться — пожалуйста. Вы, Леонид, сколько хотите денег, чтобы остаться?» В общем, четырех членов коллектива я подкупил, двух отпустил, двух уволил — и оппозиция была разгромлена. О, я хорошо знал психологию советского человека. Сам такой.
В 1994-м мне посоветовали обратиться за финансовой поддержкой в «ЛогоВАЗ». Я позвонил, и в синагогу, где мы репетировали, приехал Березовский со словами: «У вас есть двадцать пять минут». Мы ему спели красивыми голосами. «Даю пять тысяч долларов в месяц», — пообещал Борис Абрамович. Мы разделили эти деньги на двадцать человек, получив хорошую прибавку к зарплате на год. Потом дело скисло. Березовский уехал, его помощники сказали: «Чтобы вам и дальше помогать, надо, чтобы вас любил Боря, а у нас на счету были деньги. Боря вас любит, но денег нет».
Гусинский, возглавлявший Российский еврейский конгресс в те годы, тоже одно время нас любил и даже поддерживал. И Гусинского, и Березовского я всегда очень благодарил во время концертов, пока мой старший товарищ, знаменитый артист Геннадий Хазанов, после шоу в Театре Эстрады не сказал: «Миш, а че ты все время им кланяешься? Они тебе что, дом в Испании построили? Гусинский лаконично тебе помог лишь для того, чтобы его поддерживало еврейское лобби в Америке». В 1995 году мы обратились к Айзеншпису. Тот произнес: «Мне нужно полтора миллиона долларов от «ЛогоВАЗа», и страна будет засыпать и просыпаться с мыслями о еврейском хоре». Но «ЛогоВАЗ» в то время уже закончился. Полтора миллиона взять было негде, и я в конце года разделил хор на две части. Одна осталась в Москве, другая вместе со мной поехала по контракту в Майами. Мог бы взять с собой красивую девушку, но поехал с пожилой мамой и дочкой. Теща ужасно боялась, что могу не вернуться, поэтому тщательно подготовила внучку, которой тогда исполнилось одиннадцать лет: в случае, если я вдруг решу остаться за океаном, Наташа должна была встать на дыбы и заявить: «Хочу к бабушке в Россию!» Но она не сделала этого, хотя ей иногда было по-настоящему трудно. Дочь училась в заведении для обеспеченных детей. Школьный автобус отвозил домой сначала тех, кто побогаче, потом середнячков, ее — последней. У меня не было тогда ни сегодняшней репутации, ни уважения, и на Наташу смотрели как на эмигрантку из бедной семьи.
Только моя мама чувствовала себя вполне комфортно, у нее даже случился платонический роман с владельцем кафе, мистером Невелом, благодаря которому она вспомнила идиш. Они тарахтели целыми вечерами, надеясь, что я ничего не понимаю. Папа приехал позже и решил, что маме в ее семьдесят три можно не мешать. Ему Америка не сильно понравилась. «Большого театра нет, мне здесь делать нечего. «Я в восторге от Нью-Йорка гор-р-рода, но кепчонку не сдерну с виска. У советских собственная гор-р-рдость: на буржуев смотр-р-рим свысока», — продекламировал он Маяковского и спустя четыре месяца вернулся на Родину.
А я ведь никогда не хотел уехать в Америку навсегда. Уважаю западные ценности, но еще больше — Большой театр, каток, летнее небо над Москвой в пять утра. Я хотел жить на Родине. И решил попытать счастья в последний раз. Если не получу поддержки, навсегда распрощаюсь с идеей еврейского хора в России. За океаном у нас ведь в конце концов начало получаться. Мы настолько потрясли тамошнюю публику, что власти Майами выпустили прокламацию, объявив шестое февраля «Днем Московского хора».
На этот раз я стал атаковать офис Иосифа Давыдовича Кобзона. Сделал полторы тысячи звонков, не меньше. Покупал карточки и звонил в Россию из таксофона. Может, я стучался громче других, но в результате Кобзон меня услышал. И взял нас в свой юбилейный тур по России и СНГ, что стало своеобразным прорывом для коллектива.
Через пару лет я решил сменить наше одиозное некоммерческое название «Еврейский хор». К тому же нам стало тесно в рамках колоссальной, могучей, но одной только еврейской музыки — ведь это лишь часть мировой музыкальной культуры. Участники хора — в основном русские, зрители — люди разных национальностей. Почему бы не исполнять и другую музыку, например классику, фольклор, джаз, рок? Так родился «Хор Михаила Турецкого».
Иосиф Давыдович такие перемены не одобрял, ругался, считая, что я предаю свои корни. Думаю, обвинять меня в измене несправедливо. Хор нес свое название в более сложное время, когда даже сами евреи не спешили нас приглашать к себе на выступления.
Итак, шел 2001 год, я с коллективом гастролировал по Америке. Дочь Наташу, которая жила со мной в Штатах, через какое-то время вернул бабушке. Теща наконец-то меня оценила. С тех пор мы живем в мире. Правда, никогда не держал на нее зла, я ее понимаю: будущий зять еще не сделал мне ничего плохого, а я его уже не люблю.


Михаил Турецкий с тещей и дочкой

Двенадцать лет я ходил в холостяках. Не мог представить, что приведу в дом «чужую тетю» и скажу Наташе: «Это наша новая мама». Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:
— Что делать? Меня прижали к стенке.
— Если можешь не жениться, не женись, — отвечал он.
Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов. Пока не встретил Лиану. Помню ощущение шока, когда заглянул в ее огромные зеленые глаза. «Две волны остались в глазах твоих, чтобы я утонул, погружаясь в них…»
Мы встретились после концерта в Далласе. Отец Лианы был одним из организаторов наших выступлений. Тридцать первого октября в Америке как раз отмечали Хэллоуин, и Лиане хотелось провести этот праздничный вечер с ребенком, но она не могла обидеть папу, который настаивал, чтобы дочь слушала еврейский хор из России. Как интеллигентный человек, Лиана пришла за кулисы поблагодарить музыкантов за концерт. Марта Клионер, наш импресарио в те годы в Штатах, увидев ее с дочкой, поинтересовалась, где же муж.


Михаил Турецкий с женой и ее дочерью Сариной

— Муж объелся груш! — ответила моя будущая супруга.
— Так у нас столько мальчиков в коллективе, я вас представлю! — перехватила Марта Лиану и повела знакомиться с артистами.
Мы столкнулись в коридоре — красивая, броская девушка и рядом с ней маленький кучерявый ангелочек, ее дочь Сарина. На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы — ее высокий каблук и открытый живот — произвел неизгладимое впечатление. Мы разговорились. Захотелось сказать ей несколько небанальных комплиментов. Я предложил всем вместе поехать в ресторан, выпить кофе. Три коктейля повысили концентрацию романтики в моем организме. И я сказал Лиане: «Поехали к тебе». Я уже знал к тому времени, что она девушка самостоятельная, живет отдельно от родителей в двухэтажном доме. Она сопротивлялась, но я проявил легкую настойчивость. Мы отправились к Лиане и проговорили с ней до утра. Я предложил поехать с нами в тур, на что Лиана изобразила неприступность и вызвала такси, чтобы меня отвезли в гостиницу. Так началось наше знакомство.

Коллектив поехал дальше, в Хьюстон. Уже в следующем городе, Чикаго, я почувствовал, что хочу позвонить этой девушке. Набрал ее номер после выступления, и мы опять проговорили всю ночь. Мне это стоило гонорара за два концерта. Зато уже определились некоторые жизненные ценности и позиции. Я предлагал Лиане приехать к нам на центральный концерт тура в Карнеги-холл в Нью-Йорке, но она культурно отказалась, сославшись на то, что не может уйти с работы и надолго оставить ребенка. После Карнеги-холла я приехал к ней в Даллас сам. На следующий день, когда Лиана забирала Сарину из садика, воспитательница отозвала ее в сторонку: «Знаете, что сказала ваша дочка? Она сообщила, что дядя с концерта теперь спит у вас дома!»


Пора было определяться с чувствами. Мама всегда тосковала по большой родне, которую она потеряла в Белоруссии. В тот приезд я обошел всех родственников Лианы и понял, что мама этот вариант одобрит. Семья и отношения такие же, как и в белорусском местечке, только на высоком американском уровне.
Лиана поначалу отказывалась бросить большое дружное семейство, хорошо
оплачиваемую работу программиста и переехать в Москву, пока я не поставил вопрос жестко. Ее родственники были не в восторге от наших планов. Дедушка как опытный человек сказал, что артист — это цыган, что плохо для семейной жизни. А когда я приехал к родителям Лианы просить руки их дочери, ее папа предупредил, что у нее очень тяжелый характер. Но мы с ней непослушные люди. И все-таки убедили родителей. Потом возникли проблемы с вывозом Сарины. Я ее удочерил и перевез в Россию.
Мы с коллективом шли своим особым путем, миновав цепочку «продюсер-телевизор-публика-касса». Одной ногой попали в шоу-бизнес, другой остались в искусстве и с этим пришли на концертные площадки. Какое-то время, правда, я еще пытался найти продюсера. В 2003-м пришел к Иосифу Пригожину, тот послушал трек секунд сорок и начал сучить ножкой, заглядывать в телефон, намекать: мол, зря теряю время.
«Иосик, ты ж меня проглядел! — теперь говорю ему. — Вот бы «накосил» сейчас!»
Сегодня он со мной по сорок минут по телефону разговаривает и времени ему не жалко. «Может, лучше в гости придешь?» — предлагаю я.
Хор выбрал свою музыкальную политику — мы не ограничивали себя исключительно классической музыкой. Есть еще поп, рок, джаз и мюзиклы. Только классика — это как строгие брюки в гардеробе, красивые, дорогие, но одни. А можно ведь переодеться и во что-то подемократичнее. Или сочетать, как это начали делать в Голливуде, надевая смокинг с джинсами и кроссовками. Сегодня побеждает музыкальный фьюжн — смешение стилей, когда ты можешь предложить людям в единицу времени разные ощущения. Буду благодарен тому, кто сократит божественные длинноты в «Войне и мире» Льва Толстого и вместит четыре тома романа в пятьсот страниц, чтобы современные дети смогли его осилить. Я применяю подобные сокращения к классической музыке. Ведь воспринимать ее непросто. Нужно настроиться, открыть душу. Желание есть у многих, нет времени. Я же могу за десять минут познакомить слушателя с Верди, приправив музыку ферментом поп-рока для более легкого восприятия. В результате Верди звучит как Queen. И это не пародия. Не стеб, не лубок, просто другое, современное осмысление. Музыкальный критик может назвать меня выскочкой, который берет самое легкое и доступное для восприятия, зарабатывая таким образом деньги. Но я бы на его месте сказал спасибо Турецкому, агитатору и пропагандисту хорошей музыки.


Группа "Сопрано"

Успешный и богатый музыкант дает на содержание родной десятилетней дочке Бэлле Бородовской всего 300 евро в месяц

В апреле Михаилу ТУРЕЦКОМУ, дирижеру и руководителю одноименного хора, исполнится 50 лет. Согласно официальной биографии у артиста трое дочек: 28-летняя Наталья от первого брака и 6-летняя Эммануэль с 2-летней Беатой — от второй жены. Но вот уже 10 лет на свете живет еще одна дочь ТУРЕЦКОГО – Белла, которую Михаил тщательно скрывает и категорически отказывается признавать. Почему — мы и попытались выяснить.

Сегодня Михаил Турецкий активно готовится к юбилею, дает глянцевым журналам интервью, рассказывая в них о том, какой он заботливый муж, классный отец. Только как-то в этот идеальный образ не вписывается история о маленькой девочке Белле Бородовской – его кровной дочке, живущей в Германии.

Однокурсница Лена, на которой Михаил женился в 21 год «по залёту», трагически погибла

С первого взора

В 2000 году Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину. Потрясенный ее внешностью, Турецкий спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Зрители восторженно аплодировали, дирижер кружил красотку в вальсе и напоследок не растерялся – попросил у барышни телефон. Татьяна Бородовская моложе Турецкого на 6 лет – утонченная, породистая, нежная, она увидела знак судьбы в этой встрече на концерте.
— Так исторически сложилось, что через месяц после этого я должна была по плану переезжать в Москву, — Татьяне сегодня 44 года, она потрясающе выглядит и обладает невероятным магнетизмом. – Я вернулась на родину, работала у Антона Носика заместителем главного редактора на ntv.ru (сейчас это информагенство newsru.com). И вдруг позвонил Турецкий.
— Оказалось, что офис Михаила Борисовича находился рядом с нами, — вспоминает медиамагнат, владелец «Живого Журнала» и самый известный блогер Рунета Носик. – И он частенько стал забирать Таню с работы.
Антон с Татьяной – друзья детства.

Дочь Наташу после смерти первой жены музыкант воспитывал один

— Мы с ней соседи по «Речному вокзалу», — говорит Носик. – Жили много лет рядом – окно в окно. Я тоже ухаживал за ней, но Таню привлекали другие кавалеры… А роман с Турецким происходил на моих глазах.
— Чем покорил меня Миша, — сама задает себе вопрос Таня, — он очень интересный человек.
Завязался страстный роман, который пара не скрывала, свидетелей ему уйма. На тот момент Михаил жил с дочерью-старшеклассницей от первого брака Наташей – супруга Турецкого трагически погибла, когда девочке было 5 лет. Наташа приняла Татьяну, и они стали жить втроем в двухкомнатной квартире артиста на «Белорусской». Через некоторое время Бородовская забеременела. Летом 2001 года пара устроила себе романтические каникулы на море, Михаил всем видом показывал, как желает этого ребенка. Когда узнали, что родится девочка, вместе решили назвать ее в честь мамы Турецкого Беллой.

В свои 28 лет Наталья ТУРЕЦКАЯ умеет себя подать

Тяжелые роды

— А в сентябре 2001 года Турецкий был вынужден уехать на три месяца на гастроли в Америку, — рассказывает подруга Тани Евгения Бокий . – Должен был вернуться аккурат к таниным родам. Она решила не киснуть в Москве и поехала в Германию к родителям, где собиралась рожать и ждать суженного… Но в Германию Турецкий не прилетел. Он просто исчез! Не отвечал на телефон, не звонил сам.
— Это был шок для нас! – возмущается Антон Носик. — Он бросил жену за неделю до родов. Ужас того, что Турецкий сбежал от беременной женщины, значительно мощнее всего романтизма их любовной истории.
Татьяна пережила настоящий удар! В шоковом состоянии ее доставили в больницу, оказалось, что из-за стресса у нее прекратилась родовая деятельность.
— Она долго не могла родить — у нее прекратились схватки, — вспоминает подруга Женя. – Потом, конечно, немецкие врачи сделали свое дело. И в декабре 2001 года на свет появилась маленькая копия Турецкого – его дочь Белла.

Татьяна БОРОДОВСКАЯ родила ТУРЕЦКОМУ прелестную дочь, а он предал её

— Чудесная девочка, видел ее на днях, — говорит Носик. — Я ее сандак (в иудаизме так называют «крестного отца»). В 2003 году в синагоге города Висбаден я прочитал над ней молитву, освятил ее имя – это большая честь крестить малышку.
Гордость Татьяне не позволила искать Турецкого, вызванивать, унижаться. Но ее друзья и родные не могли спокойно смотреть на страдания близкого человека. Михаила разыскали, и он сообщил: «Я встретил другую! Хотите, могу дать 5 000 долларов, и пусть Таня от меня отвалит». Во время гастролей в Америке, в октябре 2001 года, он познакомился со своей нынешней женой Лианой.
— Она быстренько взяла его в оборот, — говорит Бокий. – Таня набралась смелости позвонить Турецкому только через два года. Он долго от нее прятался. В итоге на него пытались надавить даже через Иосифа Кобзона – тот ему сказал: «Признай дочь! Это же неприлично!» Но он до сих пор категорически отказывается ее признавать – бьется как зверь. Хотя после истории с Кобзоном стал давать денег на ребенка – правда, для этого надо за ним побегать и поумолять. Однажды приятельница Тани в очередной раз пыталась позвонить Турецкому, а попала на Лиану. «Вы знаете, у него есть жена и маленький ребенок?» – «Ну, она ему не жена, и ребенок ему не ребенок! И мы знать не желаем об этих людях!»

Маленькая Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность

Виновата жена

Сам Турецкий эту историю не комментирует и лишь однажды в интервью журналу «Караван историй» обмолвился о том времени:
«Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:
— Что делать? Меня прижали к стенке.
— Если можешь не жениться, не женись, — отвечал он.
Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов».
— Причина, конечно, не в карьере, — говорит Носик. – Он попал под прессинг со стороны Лианы, она почему-то яростно не хочет, чтобы он признавал дочь. Ей почему-то важно, чтобы эта история оставалась тайной. Понятно, что у них теперь своя жизнь, много детей, но хорошо было бы, если б он признал Беллу. Тут проблема в том, чтобы уговорить Лиану…
У Турецкого пунктик на теме еврейства.

Эмигрантка Лиана соблазнила ТУРЕЦКОГО высокими каблуками и сексапильными разрезами на одежде

— Пятьдесят поколений моих предков женились только на своих, — говорит Михаил.
Возможно с Таней они не совпали в этом?
— Вы что! Таня самая настоящая еврейка, — утверждает Носик, сам известный иудей.
Сама Бородовская до сих пор не нашла объяснения поступку Михаила.
— У меня нет трагедии, — говорит она. — Что было, то было. Люди расстаются. Ничего с этим не поделаешь: встречают других мужчин и женщин и расходятся. Так складывается жизнь. Я не искала причину мишиных действий. Я приняла ситуацию так, как есть. Можно было уйти в злобу, а можно принять все, жить дальше и быть счастливой. Я выбрала второй путь. У меня нет к нему претензий. То, что он не рассказывает о Белле – его личное дело. Что я могу сделать? Я его к этому не принуждаю. И мстить не хочу.
Белла — гражданка Германии, там у нее есть свидетельство о рождении, где в графе «отец» записан Михаил Борисович Турецкий.
— В свидетельстве записали Мишу с его добровольного согласия, — подтверждает Таня. — У меня спросили, кто отец, я его назвала, прислали ему письмо, он с этим согласился.
Плюс есть кучи писем, свидетельских показаний, совместных фотографий.

Крошки Эммануэль и Беата не в курсе, что у них есть 10-летняя сестрёнка Белла

До сих пор

— Он втихаря не отказывается, что это его ребенок, — рассказывает Бокий. — Проведывает ее в Германии, передает ей подарки, но категорически отказывается произнести слово «дочь».
— Почему я до сих пор не рассказала об этой истории? А что это изменит? – говорит Таня. — У нас с Турецким есть дочь, и он о ней заботится, как может. Мы можем позвонить ему в любой момент. Не забывайте, что мы живем в другой стране, здесь не в курсе, кто такой Михаил Турецкий. Но Белла знает, что у нее есть папа, что он артист, она была на концертах Миши. Когда мы приезжаем в Москву, он с ней общается, когда он приезжает в Германию – тоже. Однажды он даже брал ее к себе в семью. Я не считаю Мишу плохим человеком. Он хороший человек. Без его заботы я не смогла бы растить ребенка. Мы родные друг другу люди.

Михаил Турецкий с женой и ее дочерью Сариной

Вероятно, Татьяна боится потерять источник финансов, поэтому не рассказывает неприятных подробностей. Зачастую деньги в Германию Турецкий передает именно через Антона Носика.
— Простите-простите, он не помогает на самом деле! – Возмущается Антон. — Та сумма, которую Михаил переправляет Белле (если вы спросите меня, я бы своему ребенку больше давал), — 300 евро в месяц! Это разве можно назвать помощью?

Михаил в окружении любимых женщин: слева — жена Лиана, справа — её дочь Сарина, которую Михаил удочерил

Недавно Таня обратилась к Михаилу: «Ты сейчас будет праздновать 50-летие, ну, пригласи Беллку в Москву». Хормейстер отказался.
— Многие почему-то думаю, что Турецкий голубой, — рассуждает Бокий. – Но это не правда, Миша очень шустрый парень. Любит себя, поэтому и ухаживает за собой. И вообще у него мания величия: считает, что на сцене только три артиста: Пугачева , Кобзон и он.
Татьяна Бородовская до сих пор одна. Всю энергию она тратит на детей – взрослого сына от первого брака и 10-летнюю дочку.
— После Михаила я свою личную жизнь не устроила, — призналась Таня. — Замуж так и не вышла. Ну, может, я сама не хотела.
— Вы до сих пор любите Турецкого?
— Ну, это уже личный вопрос. Была красивая история, она закончилась, как все заканчивается в этой жизни. Люди расстаются — так случаются.

Чужая-своя

Впервые Турецкий женился в 21 год на однокурснице по Гнесинке Елене.
— У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза, — вспоминает в одном интервью Михаил. — Я стал ее первым мужчиной. Мы любили друг друга, но жениться я не собирался. Однако Лена забеременела.
Ради семьи Михаил занимался частным извозом, работал сторожем и грузчиком в супермаркете, дворником.
В 1989 году Елена Турецкая погибла в автокатастрофе.
— Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры, — вспоминает Михаил. — По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск — Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус , а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих.
Теща Михаила Зоя попросила подписать документы на отказ ребенка и отдать внучку Наташу ей.
— Я сказал: «Ничего подписывать не буду. Евреи от своих детей никогда не отказываются», — рассказывает, как было, Михаил.
Сейчас дочке Наташе уже 28 лет, она закончила юрфак, а работает в коллективе у отца – заведует сайтом «Хора Турецкого»…

Родители звезды Борис ЭПШТЕЙН и Белла ТУРЕЦКАЯ прожили в браке 66 лет

Потом Михаил встретил Бородовскую, а позже, когда та ждала от Турецкого ребенка, на гастролях в Америке познакомился с Лианой – ее отец был устроителем концертов в штате Техас.
— На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы - ее высокий каблук и открытый живот - произвел неизгладимое впечатление, — вспоминает Михаил. — Я предложил поехать в ресторан.
После выпитых коктейлей Турецкий и Лиана ночевали вместе. Так завязался роман. Турецкий уговорил Лиану уехать из Америки в Москву. Правда, возникла проблема: у Лианы есть дочь от первого брака – Сарина (сейчас ей 15 лет), которую нельзя было вывести из США. Тогда Турецкий удочерил ее и дал ей свою фамилию. Девочку он воспитывает как свою (то есть свою родную не признает, а чужого ребенка удочерил).
— Я не хотел еще детей, — рассказывает Михаил в интервью. — Ребенок ведь будет мешать нашему отдыху, творческим исканиям, пафосу, статусу, ну и вообще.
Но Лиана подарила Михаилу еще двух дочерей: Эммануэль (да-да, Михаил ее назвал в честь той самой порногероини) и Беату.

Фото из личного архива Турецкого и из блога Бородовской

Михаил Борисович Турецкий - известный российский музыкант, основатель и музыкальный продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и "SOPRANO Турецкого" . В 2010 году получил звание Народного артиста Российской Федерации . Обладает певческим голосом лирическим тенором. За годы творческой деятельности российский артист был удостоен различных премий, получил множество отечественных и международных наград.

Детство и юность Михаила Борисовича Турецкого

Будущий российский музыкант Михаил Борисович Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве . Мальчик имел еврейские корни. Выходцы из его рода принадлежали Могилевской губернии, ныне Белоруссия. Борис Борисович Эпштейн, сын кузнеца, являлся участником прорыва Ленинградской блокады, работал сотрудником цеха шелкографии на подмосковной фабрике. Отец будущего артиста был категорически против рождения второго ребенка. По его словам, они с супругой уже находились в немолодом возрасте. Также первый ребенок родился очень больным, и Турецким пришлось многое пережить. Помимо этого, их семья столкнулась с проблемами в финансовом плане, и им было бы крайне сложно обеспечить еще одного ребенка.

Мать Михаила Турецкого, Белла Семеновна Турецкая, всю жизнь работала воспитательницей детского сада. Женщина была против аборта и утверждала, что обязана родить этого ребенка. Помимо Миши, в семье был еще один ребенок, сын Александр. Отметим, что Александр был старше Михаила на пятнадцать лет. Практически все детство будущий российский продюсер и музыкант провел со своим старшим братом. Родители Турецких круглые сутки проводили на работе, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым.

Александру Турецкому совершенно не нравилось ежедневно сидеть с маленьким братом, поэтому он нередко оставлял его одного. Старший Турецкий включал младенцу радио или телевизор, чтобы он не боялся и уходил гулять с друзьями. Он надеялся скрыть это, но рано или поздно Борис и Белла Турецкие все же узнали об обмане сына. Но они вовсе не стали его ругать или наказывать. Вскоре их маленький сын Миша начал петь и проявлять неплохие вокальные способности. Особенно будущему артисту нравилась песня под названием „Сиреневый туман”.

Михаил Турецкий с отцом - Эпштейн Александр Борисович

В семье Турецких совершенно не было денежных средств. Они с трудом могли обеспечить своих детей одеждой и продуктами питания. Борис и Белла работали, не покладая рук и вскоре им удалось приобрести квартиру около станции метро «Белорусская». Теперь их жилье было более просторным и комфортным для проживания. Также родители смогли купить для Александра и Михаила старое фортепиано, чтобы в свободное время они занимались музыкой.

Вскоре родители будущего российского музыканта заметили, что у их сына есть отличные музыкальные задатки. Поэтому Белла и Борис Турецкие решили пригласить к Мише учителя по музыке и по вокалу. Михаил занимался с репетитором на протяжении полугода. Вскоре он отказался от занятий. Причиной послужило то, что, по словам преподавателя, у Миши Турецкого абсолютно нет слуха. Отметим, что одно занятие по вокалу стоило десять рублей. На то время это была огромная сумма, особенно для людей, у которых не было денег.

Михаил Турецкий рассказал военную историю любви своих родителей

Родители артиста были очень расстроены. До этого инцидента они были уверенны, что их сын имеет талант и обладает прекрасными задатками. После этого Михаил пообещал исправиться и доказать им, что он действительно способен на многое. Далее Турецкий поступил в музыкальную школу на курс флейты-пикколо. На тот период учеба в музыкальном училище стояла бешеных денег. Поэтому Михаила зачислили именно на этот курс, он был менее дорогим.

В 1973 произошел случай, который перевернул жизнь Михаила Турецкого с ног на голову. К ним в гости приехал двоюродный брат отца, Бориса Борисовича. Им является Рудольф Баршай. Отметим, что кузен Турецкого был альтистом и дирижером с мировым именем. Белла и Борис сразу же сообщили Рудольфу, что их младший сын занимается в музыкальной школе, играет на музыкальных инструментах и отлично поет. После этого Баршай попросил своего племянника исполнить какую-нибудь песню.

Михаил Турецкий спел одну из любимых песен, чтобы продемонстрировать свои вокальные данные. Рудольф Баршай был шокирован после услышанного. Он утверждал, что Мише необходимо развивать свои способности и задатки к музыке. Вскоре через влиятельных знакомых Баршаю удалось устроить своего племянника в хоровое училище имени Александра Васильевича Свешникова. Как известно, в это учебное заведение принимают детей в возрасте семи лет. Михаилу было уже одиннадцать, однако он был принят, благодаря связам дяди.

После окончания хорового училища имени Александра Васильевича Свешникова Михаил Турецкий поступил на дирижёрско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Проходил крайне серьезный конкурс и строгий отбор. У Турецкого был настоящий музыкальный талант, поэтому его сразу же приняли. В 1985 году Михаил с отличием окончил педагогический институт. Он решил не останавливаться на достигнутом, и поступил в аспирантуру. Параллельно с учебным процессом Турецкий активно занимается симфоническим дирижированием. Ежедневно будущий артист посещал репетиции Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского. Вскоре он стал хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга. В тот период Турецкий серьёзно интересуется историей синтетического искусства.

Больше всего Михаила Турецкого восхищала игра маэстро. Он был уверен, что в будущем добьется такого же успеха. На тот момент российский музыкант уже участвовал в успешных выступлениях под руководством Мравинского и Шерлинга. Отметим, что в тот период у Турецкого уже была жена и дочь.

Музыка и Михаил Борисович Турецкий

После окончания аспирантуры Михаил Борисович Турецкий проходил практику на репетициях академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и в Театре музыкального искусства. Артисту еле хватало денег на продукты питания, поэтому он был вынужден подрабатывать бомбилой на старых «Жигулях» и грузчиком в универсаме. На протяжении долгих лет Михаил мечтал о том, чтобы создать собственный коллектив, стать маэстро. Эти мысли не покидали Турецкого на протяжении долгих лет. Он был уверен, что точно добьется своего.

В 1987 Михаил Турецкий начал активно сотрудничать с церковным хором и с ансамблем политической песни. В 1989 году российский артист объявил набор солистов для мужского хора столичной хориальной синагоги. Напомним, что по национальности Турецкий - еврей. Начинающий руководитель имел довольно необычную идею для своего творчества. Артист мечтал о том, чтобы возродить иудейскую духовную музыку на территории Советского Союза. Все участники коллектива обладали профессиональным музыкальным образованием.

Творческий коллектив Михаила Борисовича Турецкого занимался еврейской литургической музыкой. Это была инновация на то время, так как подобная музыка не появлялась с 1917 года. Так званой изюминкой хора являлось то, что они исполняли песни акапельно, без музыкального сопровождения. Это было действительно трудно, так как для исполнения песен без музыки необходимо иметь идеальные вокальные данные.

Михаил Борисович Турецкий - Народный артист России

За полтора года музыкальный хор Михаила Турецкого подготовил неимоверно успешную программу еврейской духовной и светской музыки. Их творчество было оригинальным и не похожим на других. Вскоре творческий коллектив стал активно гастролировать по всему миру. Они посетили Израиль, Соединенные Штаты Америки, Германию, Великобританию, Францию, Канаду, Испанию. Отметим, что в Испании коллектив Турецкого выступил на фестивале под названием «Por Me Espiritu» . Компанию им составили звезды мирового масштаба. Среди них Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета и другие. В тот период коллектив был неимоверно популярным в зарубежных странах. У них появилось множество поклонников по всему миру. Однако достичь успеха на родине было трудно. Отметим, что творчеством коллектива интересовался президент Российского еврейского конгресса .

Также коллектив Михаила Турецкого выступил в Литве в тандеме с Владимиром Семенюком. Когда российский музыкант возвращался с изнурительных гастролей, он узнал шокирующую новость. Стало известно, что в автомобильной катастрофе погибла его жена со своим братом и отцом. Женщина разбилась на трассе Минск-Москва. Они возвращались празднования со дня рождения родственницы. Артист впал в глубокую депрессию и отменил все туры. Долгое время Михаил Турецкий не мог прийти в себя. Мать Елены пыталась помочь зятю. Она всячески поддерживала Михаила и предлагала ему взять опеку над внучкой. Артист был категорически против. Он взял свою дочь и отправился в Соединенные Штаты Америки. Там Турецкий работал по контракту.

Хор Турецкого - новогодний концерт

В 1995 году для творческого коллектива Михаила Турецкого произошел переломный период. Половина артистов осталась в Москве. Остальные исполнители в сопровождении Михаила Борисовича отправились покорять Соединенные Штаты Америки по контракту. Они начали творить в Майами, штат Флорида. Этот период был очень сложным для Михаила Турецкого. Ему приходилось руководить коллективом и в Майами, и в Москве. За два года контракта он более двадцати раз летал из России в Соединенные Штаты Америки.

Западная культура произвела неимоверное впечатление на российского артиста и на его коллектив. В связи с этим Михаил Турецкий принял решение изменить репертуар и формат выступлений. Он полностью изменил стиль песен. Как известно, вместе с Турецким в Соединенных Штатах Америки проживала его маленькая дочь. Они часто посещали бродвейские мюзиклы. Именно мюзиклы повлияли на мировоззрение российского артиста и на репертуар его коллектива.

Теперь репертуар коллектива Михаила Турецкого был более ярким, зрелищным, интересным для слушателя и неповторимым. В 1997 году был окончен контракт артистов в США, и они вернулись на родину. В этот период арт-группа под названием «Хор Турецкого» отправилась в гастрольный тур с. Их турне значительно повлияло на популярность российского коллектива. Они стали более известными на родине, у группы появилось множество фанатов. В 1998 году хор получил статус городского муниципального коллектива.

Творчество Михаила Борисовича Турецкого стремительно развивалось. С 1999 по 2002 его хор выступает с инновационным спектаклем «Вокальное шоу Михаила Турецкого» в Московском государственном театре эстрады под управлением. Отметим, что спектакль был представлен зрителям дважды в месяц. Тогда коллектив был ярко представлен столице. В 2003 году российский музыкант представил мире совершенно новое понятие в музыке под названием «арт-группа». Оно не было похожим ни на что.

Его коллектив получил новое название − «Арт-группа Хор Турецкого». В творческую группу Михаила Турецкого входило десять с солистов с разными певческими голосами. Артисты обладали и самыми низкими, и самыми высокими голосами от баса-профундо до тенора-альтино. Теперь коллектив не был основан на иудейской культуре. Безусловно, в их репертуар входили национальные песни, но они не были основой коллектива. Они создавали инновационные песни. Музыкальные критики характеризировали их творчество как классический кроссовер. Наблюдается синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки.

Коллектив Михаила Турецкого ежегодно удивлял поклонников новинками. Они представляли песни и без музыкального сопровождения, и под инструментальный аккомпанемент. Они организовывали шоу-представления, в которых сочетался вокал с элементами авторской хореографии. С 2004 года начался пик творческой карьеры коллектива Михаила Турецкого. Они выступают на лучших концертных площадках мира. Среди них СК «Олимпийский» в Москве, Ледовый дворец в Санкт-Петербурге, Большой концертный зал «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, Альберт Холл в Англиии, известные концертные залы в Соединенных Штатах Америки − Карнеги Холл в Нью-Йорке, Dolby Theatre в Лос-Анджелесе, Джордан Холл в Бостоне.

В 2005 году Михаил Борисович Турецкий представил поклонникам автобиографию. В ней российский артист делится историей личной жизни и секретами «Хора Турецкого». В 2008 творческий коллектив провели четыре концерта в Государственном Кремлевском дворце. Каждый из них был проведен с аншлагом. Вскоре по многочисленным просьбам зрителей был проведен дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники».

В 2010 году Михаил Турецкий создал инновационный проект - под названием «SOPRANO». Он стал так званой женской версией «Хора Турецкого». Девушки из коллектива «SOPRANO» быстро стали популярными. Они выступают на различных музыкальных фестивалях, среди которых «Славянский базар», «Новая волна» и «Песня года». На сегодняшний день все коллективы Михаила Турецкого пользуются огромной популярностью. Отметим, что по обнародованной статистике они выходят на сцену более двухсот раз в год, летают около сотни раз. Также они проезжают около ста тысяч километров.

Арт-группа "Soprano Турецкого"

Награды и достижения Михаила Борисовича Турецкого

За годы творческой деятельности Михаил Борисович Турецкий получил множество наград и медалей. В 1994 году российский артист получил награду — «Золотая корона канторов мира». Как известно, лишь восемь человек в мире имеют такое достижение. В 2002 году Турецкий стал Заслуженным артистом Российской Федерации». В 2004 году получил Национальную премию «Человек года» в номинации «Культурное событие года». В 2010 году Турецкий стал «Народным артистом Российской Федерации».

В 2011 году Михаил Турецкий стал «Народным артистом Республики Северная Осетия — Алания» и получил звание «Заслуженный артист Республики Ингушетия».
В 2012 году российский музыкант и продюсер получил новое звание — Орден Почёта. В 2012 году он также получил почетное звание — Народный артист Республики. В 2015 году Турецкий стал Заслуженным артистом Карачаево-Черкесской Республики. В минувшем году Михаил стал Лауреатом премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области культуры. В 2017 году получил Орден Дружбы.

Личная жизнь Михаила Борисовича Турецкого

Личная жизнь Михаила Турецкого была очень насыщенной. В 1984 году российский артист впервые женился на однокурснице Елене. Девушка также была артисткой и студенткой института имени Гнесиных. В 1984 году у них родилась дочь по имени Наталья.

В 1989 году Михаил Турецкий находился в Литве. Ему сообщили, что в автомобильной катастрофе разбилась его жена Елена, ее брат и отец. Женщина попала в аварию на трассе Минск-Москва. Вскоре Михаил взял свою дочь Наталью и отправился в Соединенные Штаты Америки. Там Турецкий работал по контракту. В США Наташа также испробовала себя в амплуа исполнительницы и выступала на сцене. Девочке понравилось быть звездой, она сильно хотела связать свое будущее со сценой. Но отец настоял на том, чтобы она обрела более серьезную и перспективную специальность. На сегодняшний день Наталья работает юристом в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году у нее родился сын Иван, а в 2016 - дочь Елена.

В 2001 году у Михаила Турецкого был кратковременный роман с Татьяной Бродковской. У них родилась дочь по имени Изабель. Сейчас девочка проживает в Германии вместе с матерью, но часто видится с отцом.

В 2002 году в Соединенных Штатах Америки Михаил познакомился с армянкой Лианой.

Именно в тот период артист гастролировал в Америке, а отец его будущей супруги был организатором гастролей. В том же году состоялась свадьба Михаила и Лианы. От первого брака у армянки была дочь по имени Сарина. В 2005 году у супружеской пары родилась общая дочь по имени Эммануэль. В 2009 году они снова стали родителями. В браке родилась дочь Беата.

Михаил Турецкий сегодня

На сегодняшний день Михаил Борисович Турецкий активно занимается творческой деятельностью. Российский артист и музыкант работает над выпуском новых хитов.
Под его руководством находится женский коллектив под названием «SOPRANO» и «Арт-группа Хор Турецкого». Ежегодно коллективы гастролируют по всему миру. Особенно тепло их встречают в Соединенных Штатах Америки, в Германии, Испании, Италии и в других странах. На родине творческие коллективы также являются успешными. Они ежегодно проводят массу концертов. Каждый из них проходит с аншлагом. За год музыкальные группы Михаила Турецкого дают более двухсот концертов. За годы творческой деятельности они неоднократно становилась лауреатами премий, и получали, как отечественные, так и международные награды.

Михаил Турецкий популярный российский музыкант, продюсер. За годы творческой деятельности артисту удалось добиться успехов, несмотря на трудности в карьере и в личной жизни. Он стал победителем международных конкурсов, получил почетные звания. У его коллективов есть многомиллионные армии фанатов.

Все свободное время Михаил Борисович Турецкий старается проводить с семьей. Вместе с супругой Лианой мужчина воспитывает двух совместных дочерей, Беату и Эммануэль. Также с ними живет дочь Лианы от первого брака, Сарина. Недавно девушка вышла замуж.

Турецкий является активным пользователем социальных сетей и регулярно делится со своими подписчиками моментами из своей жизни. Он публикует и творческие фрагменты, и фото своей семьи. Российский артист очень любит гастролировать, поэтому в его аккаунте в социальной сети под названием „Instagram” можно увидеть фото и видео с путешествий.

Нередко Михаил Турецкий посещает светские мероприятия. Также российского музыканта и продюсера регулярно можно увидеть на телевидении. Время от времени он является почетным гостем телевизионных программ, проектов и развлекательных шоу.



Последние материалы сайта