Зрелищные искусства. Вопросы и творческие задания

16.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Каждый ребенок знает, что такое цирк - это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство - умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

Появление цирка

Название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в 18 веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу представления номера с животными и мимами. Что такое цирк, в России узнают в конце 18 века. В 1764 году в Москве с гастролями побывал английский наездник, и это шоу положило начало открытию сразу нескольких стационарных цирков. К середине 19 века во многих русских городах были построены такие площадки. Постепенно рамки шоу расширялись, формировались традиционные программы и складывались цирковые профессии. Современный цирк - это сложный синтез индустрии зрелищ, искусства, менеджмента и технологий.

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства - трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие Основными циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена - сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена - это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес - все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

Цирковые профессии

Услышав вопрос «что такое цирк», мы вспоминаем людей разных профессий. Каждая из них требует особых умений и навыков от артиста и является особым искусством, с собственными законами, секретами и традициями. Классическая цирковая программа включает выступления различных артистов, классифицировать их можно по главным выразительным средствам и материалам. Так, существуют люди, работающие с животными - это дрессировщики, с человеческим телом - жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы. Есть и особые профессии, находящиеся на стыке мастерства и технологий - это иллюзионисты. Высшую ступень в цирковой профессиональной иерархии занимают клоуны, которые соединяют в себе актерскую игру, пантомиму, шутовство. Но цирковые артисты не могут работать без служителей театра, которые берут на себя обеспечение различных служб и помощников.

Жонглеры

Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник». Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а также используют эквилибристические, комические и акробатические элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным, артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты - представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера,

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны - это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

Солнцев Илья Сергеевич

аспирант ФГБОУВО "Российский институт театрального искусства - ГИТИС"

Синтез искусств находится в поле зрения исследователей и является одной из категорий эстетики. Главной целью этой работы является осуществление попытки анализа синтетичности как одной из основных черт эстрадного и циркового искусств. В статье представлен анализ понятия «синтез искусств». Дана характеристика синтетичности как одного из признаков эстрадного и циркового искусства в России второй половины ХХ века. Показано, что эстрада и цирк по своей природе имеют синтетическую первооснову и в процессе своего существования тяготеют к синтетическим соединениям с целью получения более разветвленной вариативности средств отображения действительности.

Введение

Проблема синтеза искусств - это большая теоретическая и эстетическая проблема, которая имеет значительное практическое и творческое значение. Искусство как целое теоретически возрождается в начале XIX века. И если XIX век в целом был временем дифференциации различных отраслей духовной культуры, то XX в., наоборот, побудил к интеграционным процессам. В искусстве большое значение приобрели отрасли, между которыми существуют органические взаимосвязи (например, музыка и театр, театр и цирк), а общий смысл эстетической деятельности, которая соотносится в настоящее время с искусством, представляется как идеальный синтез всех его видов. Например, в известной концепции «синтетического художественного произведения» Вагнера мы находим интересные разработки прообраза «художественного произведения будущего», в котором полная синестезийность указывала на «всемогущество» человека и должна была заключать в себе также дух «свободного артистического человечества» .

Понятие «синтез искусств» в современной искусствоведческой и эстетической литературе используется слишком широко и привычно характеризует большой круг явлений искусства, традиционно синтез искусств связывают с произведением искусства. «Это понятие означает взаимодействие видов искусств в архитектурном ансамбле. Это же можно сказать о синтезе искусств для характеристики театра, кинематографа, балета и тому подобное. Синтез реализуется в сценическом произведении пространственных или временных искусств. Возникают и более сложные жанры, которые функционируют в рамках традиционных школ, но по своей культурной, эстетической сущности являются многокомпонентными. Так, например, влияние театра на живопись заключается в определенном мизансценировании предметной среды, предметный мир картины живет уже как театральная реальность, уподобляется в своеобразной пантомиме вещей» .

Теоретические аспекты синтеза зрелищных искусств

Искусство составляет духовный стержень культурной жизни общества, эстетическое отражение мира человеком. А.Г. Габричевский утверждает, что «искусство – форма общественного сознания (а не только познания), которая отражает общественное бытие. При этом оно – не механическое зеркальное отражение, а обладающий относительной самостоятельностью способ духовного производства, который осуществляет обратное влияние на выражаемую им действительность» . В приведенном определении особенно ценностным является подчеркивание двусторонней деятельности искусства.

Понятие «синтез» происходит от греческого и означает сочетание, соединение, а также наряду с анализом является одним из средств познания и изучения действительности человеком. Также стоит отметить, что в процессе исследования синтеза в сфере искусств исследователи обращаются к понятию синестезии, определяя ее как одну из разновидностей синтеза и «...не просто образное единение, а «перекличка чувств»...». Однако, некоторые ученые отрицают данное суждение подчеркивая, что синестезия – не разновидность, а основа синтеза, и заключается она во взаимодействии между отдельными модальностями восприятия (визуальной, аудиальной и кинестетической).

Если рассматривать синестезию как основу синтеза, то его уровень теоретически должен был бы перевести сочетание разнородных искусств в плоскость «сверхсинтеза», что повлекло бы образование феномена «цветного слуха» в разных проявлениях полифонического единения. «Отдельные виды искусства по своей сути моносенсорны... Именно синестезия помогает преодолеть видовую ограниченность каждого искусства, в частности, компенсирует неполноту чувственного восприятия в моносенсорных искусствах» . Итак, синестезия является специфическим проявлением синтетического единения моносенсорных искусств на чувственно-образном уровне, но не присуща всем видам синтеза искусств в качестве их основы.

В контексте связи проблемы функциональности и синтеза искусства представляется интересной точка зрения Л.Н. Муна, который оперирует тремя различными понятиями при рассмотрении проблем синтеза: «взаимодействие искусств», «синтез искусств» и «художественный синтез» . Обращение к дифференциации такого типа является необходимым во избежание возможных вопросов относительно корректности постановки проблемы вокруг именно синтеза искусств, хотя достаточно часто эти понятия являются довольно абстрактными и используются в едином синонимичном русле. По мнению исследователя, взаимодействие искусств – это определенное сотрудничество, своеобразные партнерские отношения, в процессе которых создается единое целое, но прослеживаются границы каждого отдельного искусства. В свою очередь, синтез искусств предполагает сочетание, взаимопроникновение и подчинение одного вида искусства другому и взаимодействие по законам доминирующего. Остается охарактеризовать «художественный синтез» как одну из ключевых категорий, которая определена тем, что в нее «...входят и некоторые такие компоненты, которые сами по себе, не будучи включенными в определенную эстетическую систему, носят порой внехудожественный характер» . Обращаясь к такой трактовке понятия, можно сделать вывод, что художественный синтез в своей основе не является исключительно художественной категорией, ведь на начальном этапе содержит не только принципиально художественные элементы. Однако не стоит оставлять без внимания то, что в процессе художественного синтеза может быть создана категория, которая является результатом синтеза искусств.

Согласно приведенных определений, можно утверждать, что разноплановость синтеза искусств и художественного синтеза заключается в отсутствии ограничения последнего только художественным пространством. Следовательно, привлечение элементов математики и физики в эстрадных жанрах иллюзионизма и мнемотехники является свидетельством того, что эстрада относится к художественному синтезу. Зато нужно отметить, что синтез искусств и художественный синтез является достаточно взаимопроникающим и неразрывными друг от друга понятиями, особенно в пространстве эстрадного зрелища. И, как утверждал С. Клитин: «Эстрадное искусство – это конгломерат (соединение разнородных предметов, явлений) особых жанров всех видов пространственных и пространственно-временных искусств» .

Основываясь на последнем утверждении, прослеживается необходимость определения видовой структуры искусств. В теоретическом обиходе можно встретить термины «временные», «пространственные», «синтетические», «изобразительные», «выразительные», «полифонические», «пространственно-временные», «зрительные», «слуховые», «простые», «исполнительские», «прикладные» и др. Все перечисленные виды искусств имеют общие принципы, цель, но отличаются формами и средствами материального воплощения.

При этом в современной эстетике существует признанное триединство разделения искусств: пространственные или статические (скульптура, живопись, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство); временные или динамические (музыка, литература); пространственно-временные или синтетические (театр эстрада, цирк, кино, хореография). В данном разделении эстрадное и цирковое искусство стоят рядом с театральным.

В рамках современной системы искусств прослеживаются два течения: с тяготением к синтезу и с ориентиром на автономию каждого из искусств. Абсолютно все виды искусства приобщаются к эстетическому освоению мира, формируя непрерывный процесс взаимодействия. При этом, как отмечает В.В. Ванслов, выделяется группа искусств, которые пользуются всем сказанным (их мы сейчас называем синтетическими)» . Ученый подчеркивает, что каждое искусство является самостоятельным, однако подсознательно стремится к синтетическому взаимодействию, вызванному неполнотой возможного отражения действительности лишь средствами собственной выразительности. Итак, из последнего утверждения как результат назревает следующее: любой вид искусства по своей природе перспективно синтетический. Особый сектор формируют пространственно-временные искусства, в которых данная перспектива заложена в основу созидания.

Синтез зрелищных искусств на российской эстраде во второй половине ХХ века

Во второй половине XX века моножанр понемногу исчезает из эстрадных программ. Если он и существует, то на правах паритетного дополнения, а не превалирующей реальности. Новая поп-музыка, возникшая именно в 50-х гг. XX ст., была неразрывно связана с предшествующими ей жанрами поп-музыки: джазом, ритм-энд-блюзом, кантри, рок-н-роллом, другими жанровыми конфигурациями.

Так, в СССР в начале 50-х гг. стало развиваться понятие «советский джаз» с ориентацией на многонациональные традиции и уже с середины 50-х гг. начали активно гастролировать оркестры под руководством Л. Утесова, А. Лундстрема, Е. Рознера, С. Пожлакова, А. Гаккеля и др.

Не менее бурным развитием советской музыкальной эстрады нового типа охарактеризованы 60-е гг. ХХ века, когда рок-музыка, получившая основное развитие в США и Великобритании, стала распространяться и в СССР. Одним из поджанров рок-н-ролла был твист, ставший самым любимым стилем эстрадной музыки. Среди наиболее известных произведений песенной эстрады того времени в стиле твист были: «Черный кот» в исполнении Т. Миансаровой; «Королева красоты» в исполнении М. Магомаева; «Песенка про медведей» в исполнении А. Ведищевой; «Звенит январская вьюга» в исполнении Н. Бродской и многие других, некоторые из которых популярны и сегодня .

Таким образом, мы можем свидетельствовать, что сам синтез искусств, который является актуальным в контексте эстрады, это синтез, прежде всего, не видов искусств, а синтез жанровых, более того, культурных и метакультурных спецификаций музыкальной культуры, где сочетаются интенции рока, джаза и других направлений, которые образуются на основе фольклора народов Европы и афро-американского культурного пространства. И если говорить об источниках поп-культуры, которая, фактически, формировала образы эстрады, в частности, эстрады в России, а предварительно на советском пространстве, то она осуществлялась под влиянием синтеза культурных интенций разных народов .

Период с 60-х до начала 70-х гг. для советской эстрады можно считать периодом синтеза вокала и театра в жанре «театра песни», где основным требованием было создание вокальной режиссуры как нового качества эстрадного мастерства. Особый вклад в развитие данного направления внесли Л. Утесов, М. Бернес, К. Шульженко. В процессе создания песни происходило тесное, равноправное сотрудничество композитора, поэта и исполнителя.

Говоря о национальных истоках эстрады, следует отметить, что они тоже синтетические. В основе российской эстрады, помимо русского, лежит симбиоз многочисленных языков. Так, в конце 60-х – начале 70-х гг. сформировался «неофольклорный» стиль в творчестве ВИА, которые сознательно специализировались на интерпретациях народной песенности со своеобразной манерой исполнения, отражавшей самобытность народных традиций соответствующего региона СССР. Отказываясь от англоязычных текстов, исполнители пели на родном языке, и обогащали интонационную палитру рок-музыки народным голосом. Профессиональную эстраду представляли вокально-инструментальные группы, которые в свои аранжировки вплетали орнамент национальной мелодики («Добры молодцы», «Ариэль» (РСФСР), «Червона рута» (Украина), «Песняры» (Беларусь), «Орэра» (Грузия), «Ялла» (Узбекистан)) .

Таким образом, по нашему мнению, синтез искусств на эстраде - это не только синтез звука, вокала, инструментовки, танца и других форм взаимодействия, это тот идеальный глубинный синтез, модель мира, которая осуществляется в формах персональной презентации этой модели. Персональность и адекватность пути становятся именно формами того синтезирования, от которых зависит, как они отражают реальность, становятся имиджами, маркерами, идеалами, символами поп-культуры, или той культуры, которая называется популярной, массовой.

При этом, этнохудожественное измерение эстрадного синтеза свидетельствует, что именно фольклор становится основой таких шедевров, которые в определенной степени становятся легендой музыкальной поп-культуры. То есть формула эстрады может определиться как симбиоз, как интеграция, адаптация и экстенсивный взрыв, расширение, театрализация, драматизация одного-единственного мотива или одного-единственного ритмического рисунка.

Синтез на эстраде осуществляется имманентными средствами, то есть средствами сцены здесь и сейчас, в этом пространстве, обще-художественными, которые происходят от семантических, вербальных клише, канонов, норм, культурных образов, от вспомогательных средств инструментовки, аранжировки и всей полифонии осуществления пространства, а также как тип единения в эстрадном пространстве различных интонаций, образов и типов культуротворения .

Синтез зрелищных искусств в цирке

Цирковое искусство по-своему эксцентрично передает окружающую действительность, отражает ее выразительными средствами разных искусств, обрамляющими смысловое ядро цирка – трюк. Синтез множества искусств, в котором вызрел современный цирк, обусловливает колоритность, некоторую рельефность его художественных образов.

Преобладающим началом в эстетическом поле цирка является то, что в центре его внимания всегда остается устремление к образу красивого, внутренне наполненного, реализующего свой потенциал человека, для которого даже невозможное может стать реальным. Другими словами, основой является развитие высших человеческих качеств, которые облагораживают ум и сердце. Язык выразительности цирка предопределяет для реципиента вторжение размышлений об упомянутом совершенстве, которое приобретает на манеже вполне явные очертания, в повседневную жизнь. Впитав в себя вековые традиции и черты карнавалов, фольклора, концентрируя опыт множества поколений, цирковое искусство творит свою ценностную систему человеческой жизни. Эволюционная история циркового искусства демонстрирует, что развивали цирк, формировали новые жанры, стилистически усложняли и синтезировали с классическими искусствами в форме художественной полифонии путешественники, в современной ситуации – гастролирующие цирковые артисты, которые издавна передавали между странами и народами, между поколениями и эпохами ценностные ориентиры.

Тенденция к «эстрадизации» цирковых программ, согласно которой они должны были соответствовать принципам создания гала-концерта, наметилась еще в 1960–1970-е гг. Черты эстрадного шоу, которые заявлялись уже в начале циркового представления, стали и характерными чертами отдельных номеров, например тем, что были выстроены на основе акробатической пантомимы.

В традиционных цирковых номерах доминировала «эстрадная» зрелищность, выражавшаяся в вычурном облике приспособлений, экзотичности животных. Принципы постановки номеров стремились к яркости, образности и подчеркивании динамизма. Так, например, в кордебалете истинная цирковая природа в выступлении проявлялась, когда танцовщицы, начинавшие номер вальсированием, внезапно сбрасывали вечерние платья и становились воздушными гимнастками .

В 1980-е гг. цирк вбирает в себя и цирковую драматургию, и систему режиссуры. Отдельное внимание следует обратить на особенности, связанные с выступлением в одной цирковой программе нескольких коверных клоунов (как парных, так и солистов). Клоуны превращались в некий центр представления, его самостоятельным номеров, в структуре которого остальным номерам порой была отведена роль вставных интермедий. Примером могут быть выступления пары Ю. Никулина и М. Шуйдина или «Солнечного клоуна» О. Попова.

Сегодня синтез цирка и театра стал характерной чертой цирковых выступлений, а цирковые программы являются своего рода спектаклями, где происходит не просто смена номеров, но все действие выстраивается согласно соответствующему сюжету для достижения конкретной цели. Так, возникновение театра «Лицедеи» В. Полунина позволило говорить о синтезе цирка и эстрады и рождении театральной клоунады. Труппа театра прошла значительный путь от крохотных юмористичных пантомим до значительных, полноценных спектаклей, использующих специфику обоих видов искусства. Экспериментальный проект «Маленький принц» московских режиссеров Н. Крылова и Г. Лавровского одновременно синтезировал в себе художественные возможности цирка, с одной стороны, и драмы, оперы и балета, с другой. Синтезом цирка, театра и мультимедиа стало поставленное по мотивам гофмановского «Щелкунчика» театрально-цирковое шоу «Кракатук», созданное А. Могучим и А. Шишкиным.

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях можно говорить о высшем типе синтеза искусств, когда происходит синтез искусств (цирка, с одной стороны и театра, оперы, балета и т.п. с другой) синтетических изначально, по своей исходной природе. При этом происходит своеобразный перевод с одного творческого языка на другой, и, как следствие, взаимное обогащение различных искусств. Однако, необходимо уточнить, что при этом происходит как синтез искусств, так и его антитеза, когда каждое из искусств сохраняет за собой собственные выразительные и художественные особенности.

Заключение

Синтез искусств - своеобразная реальность, которая подталкивает к тому, чтобы определить ее актуальность именно как событие, как акт вхождения в обыденное пространство человеческого существования.

Все виды искусства автоматически тяготеют к синтетизму, поскольку сочетают в себе свойства собственного отражения и признаки отображаемого объекта. Соответственно, искусства эстрады и цирка по своей природе имеют синтетическую первооснову и в процессе своего существования тяготеют к синтетическим соединениям с целью получения более разветвленной вариативности средств отображения действительности.

При этом синтез искусств достигает своего высшего типа в том случае, когда происходит синтез искусств синтетических изначально. При этом происходит своеобразный перевод с одного творческого языка на другой, и, как следствие, взаимное обогащение различных искусств при сохранении за каждым из них собственных выразительных и художественных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

Рихард В. Произведение искусства будущего // Избранные работы. Пер. с нем. - М..: Искусство, 1978. С. 142-261.
Моторина И.Е. Синтез искусств как принцип развития художественной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2012. № 2 (16). Ч. II. C. 147-150.
Габричевский А.Г. Морфология искусства. - М.: Аграф, 2002.
Седых Э.В. Проблема синтеза искусств в теории и истории литературы и искусства. – М.: Знание, 2010.
Мун Л.Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа// Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2008. №2. URL: http://www..n.pdf
Клитин С. История искусства эстрады. – С-Пб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2008.
Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М. : Аст «Астрель», 2003.
Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
Крохмаль Н.В., Щербакова А.И. Эстрадно-джазовый вокал в художественном пространстве культуры ХХ века: несколько страниц музыкальной истории // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. – М., 2015. С. 202-211.
Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990 гг. - С-Пб: Лань, 2016.
Удалова С.В., Щербакова А.И. Принципы построения и реализации концертной программы на современной эстраде // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. – М., 2015. С. 255-265.
Прасолов Е.Н. Взаимодействие и синтез искусств в современной науке и художественной практике // Художественное образование и наука. 2015. №3. С. 3-16.
Немчинский М.И. Цирк России наперегонки со временем: Модели цирковых спектаклей 1920–1990-х годов. - М.: ГИТИС, 2001.

Зрелищные виды искусства

В шаблоне применён переход «Листание», что создаёт эффект перелистывания страниц книги

МХК 9 класс


ЗРЕЛИЩНЫЕ ИСКУССТВА.

ЗРЕЛИЩЕ (от древнерусского слова, что означает – видеть, вижу) – то, что воспринимается с помощью взгляда (явление, происшествие, пейзаж, спортивные парады или состязания, интерактивные игры и т.д.). От этого же корня происходят слова «зрение» и «зритель» – тот, кто воспринимает зрелище.


Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление. Фактически без участия зрителей зрелищные виды искусства невозможны.

К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический и т.д.), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники и т.п.

Единственным исключением из общего правила является искусство кино и телевидения, где зрелищные произведения фиксируются на пленку и далее существуют в неизменном виде, вне зависимости от реакций и восприятия зрителей. Однако это исключение вполне объяснимо и закономерно: эти, весьма молодые виды искусства, возникли и существуют благодаря развитию современных технологий, обусловливающих не только принципиально новые способы их создания, но и принципиально новый тип взаимоотношения со зрителем.


ЦИРК:

Традиции народного зрелищного искусства уходят корнями в глубокую старину как в России, так и на Западе. Уже в древности находились люди, чьим призванием было развлекать окружающих.

В III тысячелетии до н.э. на о. Крит существовали особые сооружения (они считаются первыми в истории цивилизации), предназначенные для проведения народных празднеств и зрелищных представлений. В IV в. до н.э. в Афинах был сооружен первый монументальный каменный театр.

Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов искусства.

Слово "цирк" происходит от латинского слова circus, что означает "круг".


Но цирки Римской империи по устройству и назначению мало походили на сегодняшние. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной. Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников.


Цирковое искусство ведет свое начало от представлений на ярмарочных площадях средневековых городов и школ верховой езды . Там, где собирался народ, появлялись артисты, умевшие делать удивительные трюки. На Нижегородскую ярмарку в России, где шла бойкая торговля, стекались актеры со всего света. Их называли в Западной Европе гистрионами и жонглерами, на Руси - скоморохами, в Средней Азии - дорбозами . От выступлений в кругу зрителей современный цирк унаследовал круговую арену.



Считаются, что первый в мире постоянный цирк родился в середине XVIII в. в Англии, когда англичанин Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, построил в 1780 г. в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, названное амфитеатром. Он же основал и первую цирковую династию.

Помимо конноакробатических номеров в программе впервые появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, прыгуны и жонглеры, ставились целые спектакли.

Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово "цирк". Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования.


Успех нового искусства способствовал возникновению передвижных разборных цирков - шапито. В финансовом отношении директор передвижного цирка рисковал, но если дела шли хорошо, мог очень быстро разбогатеть.

Появление русских бродячих артистов - скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи - профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам "ватагами", водили медведей, разыгрывали веселые сценки.



Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. В старину балаганами (от персидского слова "балахане" - верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках.

В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название "балаган".

Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи.

Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.



ЭСТРАДА: - первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, пародия...

Очень популярна эстрада - вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера составляют целостную программу, рассчитанную на массовое восприятие. Корни эстрады также уходят в далекое прошлое. Однако в современных формах это искусство складывалось в Западной Европе на протяжении XIX в.


В России искусство эстрады имело собственных предшественников, во многом определивших ее своеобразие. Во-первых, это были балаганы, о которых говорилось выше. Во-вторых, дивертисменты - небольшие концертные программы из нескольких разнообразных номеров, которые давались в театрах перед началом и после окончания основной пьесы. А когда артисты вышли из маленьких залов на площади, к народу, и распространилось понятие "эстрада" (от латинского strata - подмостки). Первым профессиональным артистом русской эстрады обычно признается И.Ф. Горбунов (1831-1898), выступавший в дивертисментах Александринского театра.



ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДЫ:

Синтетическая и многожанровая по своей природе, эстрада всегда была связана с театром, кино, литературой, музыкой.

Этот вид искусства мобилен, его любят миллионы людей. В наши дни эстрада вышла на стадионы и площади, где становится массовым зрелищем, рассчитанным на десятки тысяч зрителей. Огромные аудитории собирают сольные концерты известных певцов. Индустриальное производство развлечений на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои гигантские возможности воздействия на массы.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:

№ 1 Что значит «зрелище» - ?

№ 2 Перечислите зрелищные виды искусства.

№ 3 Что дало начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру?

№ 4 От какого слова произошло слово «цирк»?

№ 5 От какого слова произошло слово «эстрада»?

№ 6 Что такое «дивертисмент»?

№ 7 Назовите первого профессионального артиста русской эстрады?

№ 8 Кто построил первый постоянный цирк и основал первую цирковую династию?


Источник рисунка

  • http://djreminiseofficial.com/data/578fad37d3b38.jpg

Подготовила

учительМХК

Основные понятия:

зрелищное искусство, цирк, кино, эстрада

Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве

Зрелище как разновидность досуга знали еще древние культуры. В Древнем Риме зрелище в чем-то даже затмевает собой искусство, заме-

щает его в иерархии духовной жизни и претендует на право диктаторства. Именно в это время зрелище не просто оформляется как самостоятельная форма деятельности, но и становится разнообразным по видам.

Современное зрелище так же разнообразно: спортивные состязания, массовые праздники, торговые ярмарки, концерты и театрализованные шествия, общественные акции, выставки-ярмарки, фестивали, хеппенен-ги, перфомансы, акции, акции-действия и т. д. Многие современные зрелища существуют как бы вне рамок художественного, но при этом обладают некоторой эстетикой, т. е. связаны с эстетизацией процесса проведения своих акций. Если высокое искусство по-прежнему устремляется к духовному и предполагает рациональность переживания, то зрелище отходит от рационального полюса в сторону чувственного. Высокое искусство возвышенно, так как^требует активной духовной работы от человека, его постоянного стремления к самосовершенствованию. Зрелище же расслабляет человека, ничего не требует от него и нацелено на предоставление удовольствий. Эстетика высокого искусства основана на духовном усилии, а эстетика зрелища - на расслаблении, отдыхе, пассивности.

Прекрасное в высоком искусстве переживается мягко и отличается особой глубиной и яркостью впечатления. Истинная красота высокого искусства ненавязчива и умеренна. Однако при этом она способна дольше переживаться, оставаться светлым воспоминанием в нашем сердце.

Зрелище наполнено взрывом эмоций. Оно эпатажно, необычно, нетрадиционно и т. д. Волна поднимаемых им чувств значительно выше. Но при этом время переживания зрелища значительно меньше. Оно быстро уходит из нашей чувственной памяти. Поэтому у зрелища есть два основных закона: всегда поражать и как можно быстрее обновляться.

Дальнейшая динамика зрелищных форм часто показывает продолжение расхождения художественного и эстетического начал. Зрелищное искусство по-прежнему отдаляется от высокого искусства в сторону чувственных форм. Однако это происходит не всегда. Некоторые формы зрелища уходят в сторону высокого искусства. Среди них можно назвать театр, цирк, кино.

Цирк относится к разряду зрелищных искусств, основанных на интеграции нескольких видов искусства. В. Шкловский в заметке «Искусство цирка» его главной особенностью называет «трудности» и «страшности». В цирке зрителю предоставляется возможность наблюдать выход человека из трудного положения. Нас восхищает трюк, совершаемый акробатом, нас поражают возможности животных и власть над ними дрессировщика. Момент катарсиса цирка приближен к моменту катарсиса театра, но отли-


чается заниженной социальной значимостью поступка. Именно другое прочтение героизма в цирке делает его самостоятельным искусством.

Современный цирк тяготеет к театральности. Часто представления бывают пронизаны сквозным сюжетом, общим развитием действия. Все чаще даже отдельные номера являются не демонстрацией мастерства и технического совершенства, а по-настоящему художественны. Некоторые из них вообще перерастают в совершенно новую разновидность театра (Театр кошек Куклачова). Еще одной особенностью современного цирка становится эстетизация и стилизация номеров.

Цирк становится не только национальным, но и авторским. Авторство часто соседствует с попыткой выхода цирка за его пределы. Например, фокусники конца XX века предпочитают работать в жанре гипериллюзии. Дэвид Копирфильд «работает» с Великой китайской стеной, Статуей Свободы и т. д. Его фокусы претендуют уже не на легкую иллюзию и удивление зрителей, сидящих в зале, а на создание масштабного зрелища, способного сломать традиционные представления о мире и человеке.

Приемник Копирфильда Дэвид Блейн не считает, что чудо, творимое фокусником, должно сегодня создавать эффект отсутствия монтажа. Иллюзия, по его мнению, должна реабилитировать себя в глазах публики. Поэтому надо совершать такие чудеса, которые не допускали бы никакого сомнения в своем неземном происхождении. Для этого Дэвид Блейн заживо хоронит себя в специальном гробу на несколько дней; замуровывает себя в глыбу льда; ставит себе памятник огромной высоты, выставляя себя самого в качестве изваяния на несколько суток; разбивает взглядом стеклянные стаканы и берет некоторые предметы из витрины прямо через стекло. В данном случае цирк стремится выйти за пределы возможного для человека и преодолеть собственную иллюзорность. Современное чудо должно переживаться человеком без тени сомнения.

Эстетика цирка отличается в позитивности переживаний. Цирк дарит радость, восторг, смех. Его эстетичность во многом граничит с этикой отношений не только между людьми, но и отношений людей с животными. Цирк учит любви к миру. Он окрыляет человека, дарит ему возможность преодоления невозможного. Цирк наполнен сказочностью, иллюзией, романтикой.

Кино относят к синтетическим видам искусства, так как оно использует средства выразительности разных традиционных видов искусства. Синтезированность кино проявляется и в том, что оно совмещает в себе художественное начало и технические достижения. Существует также версия отнесения кино к разряду особого рода театра - театра в техниче-

ском воплощении. Однако сегодня кино все больше завоевывая мир и увеличивая количество своих сторонников может претендовать на звание самостоятельного вида искусства.

Средствами выразительности в кино являются монтаж, композиция кадра, ракурс, свет, цвет, жест, звуковая композиция, музыка и др.

Специфической особенностью кино является то, что это искусство только настоящего времени (М. Лотман). Все, что развертывается перед воспринимающим кино человеком, происходит здесь и теперь. В кино, в отличие от театра, зритель не просто наблюдает происходящие события, а фактически становится их участником. Камера кинооператора становится «глазами» зрителя, который находится не просто в гуще происходящих событий, а даже способен «стоять» между героями. Эффект присутствия в кино намного сильнее, чем в каком-либо другом виде искусства. Поэтому телезритель - это человек-со-стороны и человек-участник (хотя его участие никак не замечается героями фильма). Все это создает ощущение сопереживания возникающего не просто со стороны, а со-переживание непосредственного участника событий.

Кино представлено самыми разнообразными жанрами: историческим, комедийным, документальным, детективным, мелодрамой, фантастикой и т. д. Кроме того, оно разделено по типам: детское и для взрослых. В последнее время возникает новый смешанный тип - семейное кино, предназначенное для просмотра всей семьей.

Наше время позволяет каждому желающему стать создателем собственного фильма. Доступность технических средств способствует расширению не только зрительской аудитории, но и становлению любительской режиссуры.

Современные процессы разделили кино на камерное (телевизионное) и широкомасштабное (предполагаемое просмотр в кинотеатре). Такая незначительная деталь, как среда восприятия, в данном случае оказывается мало изученным, но достаточно значительным фактором восприятия. Многие люди, например, предпочитают просмотр кино в домашних условиях, что помогает им расслабиться, создают обстановку, не требующую ограничений. Иные, наоборот, считают, что просмотр кино на огромном экране и в большом зале, наполненном зрителями, помогает лучше сосредоточиться на фильме, и переживания становятся как бы ярче и отчетливее.

Эстетическое переживание, связанное с восприятием фильма, может зависеть от самых разнообразных причин. Кино прекрасно для нас, когда мы получаем от него то, что хотим. Или, говоря на языке эстетики, когда реальное совпадает с идеальным. Например, если вы идете на комедию, то ожидаете от нее, в первую очередь, множество смешных ситуаций. После такого фильма настроение должно быть веселым, а во время самого про-


смотра вы должны много смеяться. Если это произошло, то вы скажете, что фильм прекрасный. Но если вы просидели весь киносеанс, ни разу не засмеявшись, то фильм для вас безобразный.

Кроме субъективности восприятия, на эстетическую оценку фильма влияет множество достаточно объективных факторов. Кино, благодаря своей способности совмещать идеальное и реальное в конкретном эстетическом переживании, становится мощным идеологическим средством. Пример тому - советское киноискусство 1920-х годов, которое попыталось поставить колоссальный потенциал неконтролируемых смыслов на службу мировоззрению и идеологии.

Эстетика кино связана с предоставлением человеку возможности преодолевать время и пространство. Благодаря кино человек может переживать состояние «включенности» в иные события по сравнению с реальными для себя. Причем эти иные события создают иллюзию реальности. Со-переживание зрителя направлено на духовное взаимодействие с героями кино, с заведомо понятной установкой отсутствия в ситуации самого зрителя. Зритель остается всегда за кадром, но кадр при этом всегда является «вошедшим» в ситуацию зрителя.

Телевидение

Телевидение - средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище.

Хотя многие считают телевидение специфическим видом искусства, близким по художественным приемам кино, это не совсем так. Телевидение, возникшее в XX веке, и телевидение XXI века - хотя и сравнимые, но уже далеко не тождественные вещи.

Телевидение можно рассматривать как особый вид искусства, ведь оно проявляет в себе мир, окружающий человека, все его изменения, способствует познанию этих изменений, может воздействовать на людей, менять их менталитет и представление о мире. Кроме всего перечисленного, телевидение все больше становится авторским. Сегодня можно говорить о концепции телевидения. А концепция, как правило, формулируется Личностью. Как только происходит смена руководства телевиденьем, начинается изменение как его структуры, формы, так и содержания всего того, что наполняет телеэфир.

В отличие от кино, телевидение тяготеет к разряду средств массовой информации: связь с аудиторией осуществляется периодически, значительная часть передаваемой информации не принадлежит сфере художественного, часто выступает в качестве посредника между группой людей и миллионами физически разобщенных зрителей.

Телевидение сегодня - это разновидность зрелищной формы. Многие зрелища, уже существовавшие в культуре до появления телевидения, с его появлением получили право стать экранными (спортивные состязания, праздники, концерты и т. д.). Позднее телевидение само стало вырабатывать новые формы экранных зрелищ.

Среди специфически телевизионных форм можно назвать такие, как ток-шоу, познавательные передачи («В мире животных», «Здоровье»), критические передачи («Мир кино», «Партитуры не горят»), развлекательные передачи («Аншлаг») и т. д.

Современными особенностями телевидения стали интимность, камерность, периодическая продолжительность восприятия. Телеведущий - это домашний собеседник.

В то же время телевидение начинает активно тяготеть к художественности. Оно «переплавляет» в художественные формы реальные события (документально-игровое кино, передачи - комментарии событий). Возникают такие понятия, как «информационный дизайн», «режиссура новостей», «комментарии художественного материала», «эстетическая организация информационных потоков», «художественно-публицистические передачи» и т. д.

Телевизионные передачи постепенно наполняются средствами, позволяющими зрителю ощущать эффект присутствия («Что? Где? Когда?», ток-шоу «Моя семья», «Большая стирка», «Принцип домино», «Умники и умницы»). Телезрителю предоставляется возможность не только наблюдать действие телепередачи со стороны, но и участвовать в отгадывании задания или в создании этих заданий, позвонив во время эфира на телевидение (или заранее прислав свои вопросы). Иногда это присутствие иллюзорно (как запись смеющейся аудитории за кадром кинокомедийных сериалов). Но каждый раз телезритель находится в состоянии кажущегося присутствия среди других людей.

Целостность телевидения проявляется и в том, что оно получает Зрителя как единую аудиторию. Этот теле-Зритель отличается от зрителя театра, кино, цирка прежде всего тем, что он разрознен, но все же един одновременно. Аудитория телевидения - это люди, сидящие в своих квартирах, не видящие друг друга и не вовлеченные таким образом в ситуацию толпы. Каждый зритель воспринимает телевизионную проекцию самостоятельно. Но при этом он четко осознает, что является частью огромной зрительской аудитории. Это дает каждому человеку особое право самостоятельно подключаться или выходить из телеэфира.

Многое стало меняться в телевидении с началом его коммерциализации. Как никогда ранее, сегодня телевидение стало отличаться невиданной до этого целостностью и слитностью. Все в нем стало развиваться по единому закону зрелища. Телевизионная зрелищность изначально связана


с массовостью, а массовость - самая благодатная почва для обращения денежных средств. Рейтинг передачи стал главным критерием ее качества. Телевидение, как и всякое зрелище, живет законами массовости. Суть этого закона заключается в том, что творчество телевизионными средствами осуществляется «на заказ» масс, оно изначально нацелено на потребление. Поэтому продукт этого творчества, представленный в виде телепередач, является товаром. Это отдаляет телевидение от искусства.

Зрелищность современного телевидения представлена и в процессах активного расширения его технических возможностей. Телевидение можно сегодня «зарезервировать» и хранить дома на полке в виде видеокассеты, создавая свое собственное телевидение. Можно вообще создавать «свое кино» и быть «Сам себе режиссером».

Но главная новинка века - «интерактивное телевидение» - синтез телевидения и компьютерной технологии. Телезритель получает не только возможность самому выбирать и создавать «свое телевидение», но и управлять им во время восприятия: менять ракурс камеры, менять масштаб изображения и т. д.

И все же телевидение можно отнести и к области искусства:

Телевидение предполагает воздействие на чувства людей, обладает эстетичностью. Все, что подается с экрана, так или иначе оценивается человеком с позиции его эстетического вкуса. И критериев эстетичности передачи много: от оформления студии и внешности ведущего до конкретных эпизодов программ;

Наличие такого момента, как режиссура. Телевидение создало новую режиссерскую специальность - режиссура телевизионных программ. Эта новая область имеет специфику, но она же предполагает использование наиболее общих принципов постановки любого театрального действия;

Телевидение наполнено игровым характером, оно развлекательно, так же как и многие явления искусства;

Телевидение является отражением окружающего мира. Оно несет в себе опосредованные особенности современности. Меняется мир, окружающий человека, и меняется телевидение;

Телевидение помогает людям познавать как окружающий мир, так и самих себя;

Телевидение - акт творческий, оно творится, создается, придумывается и т. д.

Эстетика телевидения сводится к тому, что восприятие всего, что оно предлагает современному зрителю, все в большей мере зависит не от тех, кто его делает, а от тех, кто его смотрит. Мы сами, полагаясь на свой собственный эстетический вкус, распределяем свое восприятие телевизионного материала. Поэтому телевидение - это

Огромные возможности восприятия, но реализованными они становятся только при условии востребованности отдельным субъектом восприятия. Прекрасное и безобразное на телевидении лишено статуса всеобщности, оно сугубо индивидуально.

Эстрада - 1) вид искусства, включающий малые формы драматургии, драматическое и вокальное искусство, музыку, хореографию, цирк и др. В концертах отдельные номера объединены конферансом или несложным сюжетом; 2) сценическая площадка для концертных выступлений артистов. Как самостоятельное искусство, эстрада оформилась с конца XLX века. Современная эстрада - это широкий круг жанровых форм, среди которых можно вспомнить такие, как «легкая музыка», «популярная музыка», «пародия», «выступление юмористов», «театральные миниатюры», «пластические миниатюры».

Существует и такое значение этого понятия, как специальное место для зрелищ, сцена. Сегодня можно наблюдать расширение понятия «эстрада» и до такого определения, как особая форма художественной деятельности, спецификой которой является развлекательность и отдых, заполнение свободного времени удовольствием.

Эстрада является разновидностью зрелищной формы художественной деятельности. Специфика эстрадных форм в искусстве:

Предполагает особый тип отношений зрителя и артистов, нацеленного на возникновение атмосферы доверия (лирическая песня, романс);

Приоритет и значимость импровизационного начала (прием «незапланированный номер»);

Высокое мастерство: импровизация должна быть не просто хорошо подготовленной, но и создавать у зрителя иллюзию случайности;

Тяготеет к праздничности и разнообразию форм, призвана удивлять, поражать, восхищать зрителя, дарить ему наслаждение и чувство удовлетвор енности;

Стремится к обновлению. Это способствует тому, что эстрада становится наиболее экспериментальной сферой зрелищного искусства;

Артист эстрады является универсальным артистом- он должен быть и певцом, и танцором, и режиссером, и ведущим;

Предполагает лаконичность, мозаичность, смену, разнообразие, которые в свою очередь соединяются в единое целое по принципу сюит-ности.

Эстрада - это искусство зрелищной формы, окончательно сформировавшееся только в XX веке. Она отличается зрелищностью,


Праздничностью и легкостью восприятия, но предполагает высокое мастерство артистов. Спецификой ее эстетики является акцент на радости и удовольствии, развлекательности и доступности. Кроме того, эстрадпость предполагает массовость, а значит тяготеет к коллективности переживания.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен к самому прекрасному зрелищу.

Карл Маркс

Великое искусство кино состоит не в движениях мускулов лица или тела, а в движениях мысли и души.

Луиза Брукс

Насколько скрывает человека сцена, настолько беспощадно обнажает эстрада. Эстрада - что-то вроде плахи.

А. Ахматова

Триллер - главный жанр XX века. Он целиком, как и весь двадцатый век, сводится в вопросу: «Кто виноват?»

Бриджид Брофи

Телевидение опасно прежде всего тем, что снабжает десять миллионов детей совершенно одинаковыми, готовыми к употреблению фантазиями.

Мария Манне

Артисты и публика не должны встречаться после того, как занавес падает, актер должен исчезнуть как по мановению волшебной палочки.

Эдит Пиаф

Вопросы и творческие задания

1. Что такое зрелищные формы искусства?

2. Что роднит и объединяет зрелищные формы творчества и высокое искусство?

3. В чем заключается жанровое разнообразие цирка?

4. Почему телевидение иногда относят к искусству, а иногда нет?

5. Назовите эстрадные жанры искусства.

6. Какие характерные черты эстрады можно назвать?

7. Почему эстраду относят к зрелищным формам искусства?

8. Какова тенденция зрелищных форм в искусстве?

9. Попробуйте составить сценарий телепередачи (тема на ваш вкус).

10. Попробуйте составить краткий сценарий (или план) фильма по литературному произведению.

11. Подготовьте сообщение на тему «Мультипликация как особое искусство».

Темы для рефератов

1. Высокое и зрелищное искусство.

2. Телевидение как вид искусства.

3. Цирк как вид искусства.

4. Эстрадные формы искусства.

5. Кино и современное телевидение.

6. Проблемы видео и кинопроката в Республике Беларусь.

1. Орлов А. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. - М., 1995.

2. Гуревич 3. Б. О жанрах советского цирка: Учеб. пособие. - М., 1977.

1 (3) час

Синтетический характер зрелищных искусств и и> роль в жизни человека.

Цирк как одно из древнейших искусств мира, римского Колизея к цирку XX столетия. Объедини* щее начало циркового искусства, его непреходящ* значение в жизни человека. Новейшие достиженш современного циркового искусства.

Цирковое искусство - синтез клоунады, акробати­ки, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и ил­люзиона. Выдающиеся «звезды» манежа.

Эстрада как вид искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического ис­кусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяю­щая роль конферанса или несложного сюжета в созда­нии эстрадных шоу-программ и концертов.

    Под сенью дружных муз...

    Изобразительные искусства в семье муз.

2 (4) часа

Живопись и скульптура, содружество «молчали­вых искусств». Г. Лессинг о границах и связях живо­писи и скульптуры («Лаокоон»), Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй, пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса.

Графическая основа живописи на примере перво­бытных наскальных росписей, ранних античных и средневековых миниатюр. Союз живописи и скульп­туры с декоративно-прикладным искусством.

Живопись и художественная фотография, сходст­во и различия. Воздействие живописи на искусство

фотографии. Постепенное освоение фотохудожника-Ми метафорического языка живописи.

Изобразительные искусства и танец. Экспрессия пища в изобразительном искусстве античности (фре­ски Кносского дворца и виллы Мистерий в Помпее, скульптура Скопаса «Менада», вазопись Эвфимида Танцор» - по выбору). Танец в скульптуре и живо­писи Индии («Танцовщица» из Мохенджо-Даро, Танцующий Шива», росписи Аджанты - по выбо­ру). Вихрь народного танца в картинах П. Брейгеля («Крестьянский танец») и Ф. Малявина («Вихрь»). "). Дега - «живописецтанцовщиц».

«Музыкальность» живописи. «Почетный досуг» в обществе музыканта в эпохи античности и Возрожде­ния (античные мозаики и фрески, картины X. Мем-линга «Музицирующие ангелы», Гентский алтарь братьев ван Эйков, «Портрет музыканта» Леонардо да Винчи, дьявольские музыканты и праздники дураков ном театре. Процесс создания художественного! оформления спектакля: от эскизов и макетов к выбо­ру окончательного решения.

Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Лучшие достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного ис­кусства (В. Васнецов, М. Врубель, В. Серов, К- Коро-| вин, А.Головин, А. Бенуа, Н.Рерих, М. Добужин-ский, Л. Бакст, Н. Гончарова - по выбору). Богатей­шая «палитра» современной системы художественно­го оформления спектакля.

Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и опе­ратором. Художник-постановщик как создатель про­странственной среды фильма, его роль в создании ви­зуального и художественного образа кинофильма. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Кинодекорации и их отличие от театральных. Павильонные декорации и «натура». Выдающиеся мастера - художники кино.

14. Архитектура среди, других искусств-

2 (4) часа

Архитектура и изобразительное искусство. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древних Египта и Греции. Статуя в гробнице фараона и в хра­ме античного божества. Самостоятельное значение монументальной скульптуры в архитектурном оформлении пространства (колонна Траяна и конные памятники Древнего Рима). Скульптура как конст­руктивный архитектурный элемент (атланты, кари­атиды).

Сближение архитектуры с монументальной живо­писью. Готический собор как синтез изобразительных

Искусств и архитектуры. Познавательная, художест-Ш"мная и архитектоническая функция скульптуры в Готическом храме. Витражи, фрески, мозаика и их [>ш!ь в декоративном оформлении собора. Контраст Между внешней суровостью и великолепием внутрен­него убранства в византийском и древнерусском зод-[честве, его глубокий символический смысл. Роль ико­ностаса в организации архитектурного пространства. Живопись в архитектуре барокко, невозможность Четкого определения границ между различными ви­дами искусства, стремление к полному взаимопро­никновению внутреннего и внешнего пространства. Живопись, поглотившая архитектуру» в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ри-

нера, А. СикеЙрос).

Архитектура - это «застывшая музыка», «камен­ная симфония», «музыка в камне». Родство архитек­туры и музыки. Музыка форм и линий на примере шедевров мирового зодчества.

Архитектура и театральное искусство. Поиски и эксперименты в театральном и строительном искусст­ве XX в. Идея создания универсального театра. Поня­тие о декорационной архитектуре.

15. Содружество искусств и литература.

2 (3) часа

Литература как универсальная форма эстетическо­го познания и освоения мира.

Литература и живопись. Г. Лессинг о границе жи­вописи и поэзии («Лаокоон»), «Живописность» лите­ратуры и «повествовательность» живописи. Конкрет­ность живописи и абстрактность слова. Феномен ки­тайской и японской живописи.

Способы создания художественного образа в живо­писи и литературе, (Картины Э. Делакруа на сюжеты «Божественной комедии» Данте и трагедии У. Шекс­пира «Гамлет»; «Портрет» Н. Заболоцкого и «Портрет Струйской» Ф. Рокотова; «К портрету Лопухиной» Я. Полонского и «Портрет Лопухиной» В. Боровиков-

ского - по выбору.) Поэты-художники в истории мирового искусства (Микеланджело, М. Лермонтов, У. Влейк, М. Волошин - по выбору).

Графика - «самая литературная живопись». Единство слова и изображения. Особенности трактов­ки литературных образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации (по выбору).

Литература и скульптура. Скульптурный образ как источник вдохновения для поэта и писателя. Поэ­тические образы в стихотворениях «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Пластиче­ская и музыкальная интерпретация образа в скульп­туре П. Соколова «Молочница с разбитым кувши­ном» и в романсе Ц. Кюи «Царскосельская статуя». «Медный всадник» Фальконе. Спор А. С. Пушкина и А. Мицкевича о смысле памятника Петру I («мощный властелин судьбы» или ледяной «водопад тира­нии»?). Стихотворение Микеланджело «Ночь» и скульптура «Ночь» в капелле Медичи во Флоренции (по выбору).

Литература и музыка. Общность поэзии и музыки {ритмическая организация, паузы, рифмы, звуко­пись). Способность передавать в звуке и слове эмоци­ональное состояние души человека. Музыкальные страницы литературных произведений (по выбору). Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты.

Литература в театре и кино. Литературная пьеса - основа драматического спектакля. Специфика разви­тия действия в литературном произведении и теат­ральном спектакле. Лучшие театральные постановки последних лет на сюжеты литературных произведе­ний (по выбору). «Кино - видимая литература», их общность и различие. Любимые экранизации художе­ственной классики (по выбору).



Последние материалы сайта