Классицизм как художественно эстетическая система. Классицизм как художественное направление. Н. Буало о классицизме. взгляда или влажного блеска в глазах

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами. 2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи? 3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? 4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?




Особенности классицизма: - обращение к античной культуре Возрождению как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума - рациональность, строгость; - подчинение человека государственной системе. Представители: Франция - литература - Корнель, комедии Мольера, живопись - Пуссен, Лоррен. Россия – литература - Ломоносов, архитектор Казаков, Росси, скульптор Мартос.


Эстетическая программа классицизма 1. Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах 2. Объективное отражение окружающего мира 3. Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте 4. Соблюдение правильности и порядка 5. Подчинение частного главному 6. Формирование эстетического вкуса 7. Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств 8. Рационализм и логичность в поступках Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). (характер стиля)


Классицизм в литературе Он зародился в начале XVI века в Италии, в среде университетских ученых, создававших собственные сочинения по законам только что заново прочитанной "Поэтики" Аристотеля. Постепенно из Италии классицизм распространился в другие европейские страны и высшего расцвета достиг в XVII веке во Франции, где в 1674 году Никола Буало опубликовал поэтический трактат "Искусство поэзии", ставший на полтора века непререкаемым сводом требований к литературе. Образцом "высокой комедии" может служить «Тартюф» - комедия Мольера Классицизм в истории мирового театра явился мостом между античным театром и театром Нового времени. мостом между античным театром и театром Нового времени. Устройство театра: Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций, Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку. Занавес появился, но им редко пользовались. Классицизм в театральном искусстве


В живописи главное значение приобрели: логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, строгость рисунка, разграниченность планов, четкая передача объема с помощью светотени, использование локальных цветов. Никола Пуссен «Подвиги Ринальдо» (1628)Подвиги Ринальдо Жак Луи Давид Жак Луи Давид «Клятва Горациев» (1784) Клод Лоррен. «Отплытие святой Урсулы» В живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. Представители: Никола Пуссен, К. Лоррен, Жак Луи Давид.


Архитектуры классицизма Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность линий, уравновешенность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже.


Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, сглаженностью форм, спокойностью поз (Э.Фальконе, Ж.Гудон). Фальконе "Зима" Фальконе, Этьен Морис Фальконе, Этьен Морис Грозящий Амур Ж.А. Гудон. "Вольтер"


Перемены наступили с воцарением Людовика IV и созданием королевской художественной Академией. Основное развитие идеи классицизма получили во Франции в XVII в. Гиацинт Риго Портрет Людовика ХIV 1702 Если вначале искусство классицизма являлось воплощением целостности, величия и порядка, то к позднее оно служило идеалам против тирании, выражая идеалы наполеоновской империи. ампир Своё художественное продолжение классицизм нашёл в стиле ампир (империя).




Рококо Рококо это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо Рококо порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Рококо - это пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям напоминающим силуэт раковины






Характерные черты стиля рококо Грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и импровизация, тяга к экзотике; Орнамент в виде раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок амуров; Сочетание пастельных светлых и нежных тонов, с большим количеством белых деталей и золота; Культ прекрасной наготы, чувственность и эротичность; Интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений; Культ малых форм, миниатюрность, любовь к мелочам и безделушкам.


Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Любимые героини нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Живопись и скульптура рококо Мейсенские статуэтки


Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Антуан Ватто. Гамма любви. Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур.








Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве в мебели, посуде, бронзе, фарфоре Декоративно – прикладное искусство рококо Позднее стиль рококо был «реабилитирован» романтиками, импрессионисты приняли его за основу, а для художников последующих направлений послужил эталоном.



Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо «Сентиментализм» (от англ.sentimental чувствительный) «Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму». Чувство становится центральной эстетической категорией этого направления (для классицистов - разум).


Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Новые герои – « поселяне » и « поселянки » (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Основная идея








Основная тематика – любовная. Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр. Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.


Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке Подчеркнутая субъективность подхода к миру Культ чувств Культ природы Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.


В.Л.Боровиковский (г)– гений сентиментализмаВ.Л.Боровиковский (г)– гений сентиментализма Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена, Одни достоинства венчают И честь венчает нас одна... М.М.Хераско в



Классицизм - это художественное направление эпохи абсолютизма. Классицизм складывается во Франции в 17 веке, в эпоху Людовика ХІУ, вошедшего в историю знаменитой фразой: «Государство – это я». Крупнейшими представителями классицизма во французской литературе являются трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер, баснописец Лафонтен. Эстетическая программа классицизма была изложена в стихотворном трактате Никола Буало «Поэтическое искусство».

Предметом искусства, по мнению классицистов, может быть только высокое, прекрасное. «Чуждайтесь низкого, Оно всегда уродство…»- писал Буало. В реальной жизни высокого, прекрасного немного, поэтому классицисты обращались как к источнику прекрасного к античному искусству. Заимствование сюжетов, героев из античной литературы – характерная черта классицизма.

Пафос классицизма, формировавшегося в эпоху, когда государство в форме абсолютной монархии играло прогрессивную роль, - утверждение главенства государственных интересов над личными. Этот гражданский пафос по-разному выражался в разных жанрах.

Классицисты создали строгую жанровую систему. Жанры делились на высокие (к ним относились трагедия, эпическая поэма, ода) и низкие (комедия, басня, сатира). Все жанры были четко отделены друг от друга, для каждого существовали законы, которых должны были придерживаться писатели. Так, для трагедии классицизма обязательными были конфликт чувства и долга, закон трех единств («Пусть всё свершится в день И в месте лишь одном…» - писал Буало), пятиактная композиция и александрийский стих как форма повествования. Нормативность классицистической эстетики не стала препятствием для художников, лучшие из которых в пределах строгих законов классицизма смогли создать яркие, художественно убедительные произведения.

Особенности трагедий классицизма. Трагедия Корнеля «Сид»

Трагедия была ведущим жанром литературы классицизма.

В эстетике классицизма была тщательно разработана теория трагедии. Основные законы её следующие. 1. В основе трагедии лежит внутренний конфликт чувства и долга. Этот конфликт принципиально неразрешим, и трагедия заканчивается гибелью героев. 2. Сюжет трагедии подчиняется закону трёх единств: единства места (все события происходят в одном месте), единства времени (все события происходят за 24 часа), единства действия (в трагедии нет побочных сюжетных линий, не работающих на основной конфликт). 3. Трагедия пишется стихом. Определен и размер: александрийский стих.

Одна из первых великих классицистических трагедий – «Сид» Пьера Корнеля (1637). Герой трагедии – мужественный и благородный рыцарь Родриго Диас, воспетый в испанском героическом эпосе «Песнь о моем Сиде» и многочисленных романсах. Действие в трагедии Корнеля движется конфликтом чувства и долга, который реализуется через систему частных конфликтов, перетекающих друг в друга. Это конфликт чувства и государственного долга (сюжетная линия инфанты), конфликт чувства и фамильного долга (сюжетные линии Родриго Диаса и Химены) и конфликт фамильного долга и государственного долга (сюжетная линия короля Фернандо). Все герои трагедии Корнеля после мучительной борьбы выбирают долг. Утверждением идеи государственного долга и завершается трагедия.

«Сид» Корнеля был восторженно принят зрителями, но стал объектом острой критики в литературной среде. Дело в том, что драматург нарушил основополагающие законы классицизма: закон единства жанра (в «Сиде» трагедийный конфликт получает благополучное разрешение), закон трёх единств (в «Сиде» действие происходит в течение 36 часов в трех разных местах), закон единства стиха

(стансы Родриго написаны не александрийским стихом). Со временем отступления от классицистических норм, допущенные Корнелем, забылись, сама же трагедия продолжает жить в литературе и на сцене.

Классицизм - эстетически значимое направление в искусстве, зародившееся в 17 в., развивавшееся в 18 и прослеживающееся в 19 вв. Характеризуется обращением к античной классике как к строгому нормативному образцу совершенной гармонии. Эстетические идеи классицизма формируются в ключе распространявшего в ту эпоху свое господство рационализма - философско-научной доктрины, согласно которой разум - высшая способность человека, позволяющая ему познавать и даже преобразовывать мир, становясь отчасти вровень с Богом, реорганизовывать общества. Разум, с точки зрения рационализма, - не только главная, но и единственная полностью адекватная способность человеческого ума. Чувства - это только предпосылка рациональных умозаключений, сами по себе туманящие ясную истину; мистическая интуиция ценна своей включенностью в систему рациональной аргументации. Такое воззрение не могло не сказаться на соотношении сфер культуры, которое начало формироваться в высших кругах общества стран Европы: наука, философия и математика в особенности - вот главные движущие силы прогресса познания; искусству отведена более скромная, вторичная роль сентиментального наслаждения, легкого развлечения и доходчивого, впечатляющего назидания; традиционная же религия, не «просветленная» рациональным идеями философского деизма, - это полезная для общественного организма вера простого необразованного народа - своего рода стабилизатор в области общественных нравов.
Классицизм опирается на нормативную эстетическую теорию. Уже Рене Декарт, французский математик и философ первой половины 17 века, в своих оригинальных для того времени сочинениях «Рассуждение о методе», «Компендиум музыки» и др. утверждает, что искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. При этом язык произведений искусства, по Р. Декарту, должен отличаться рациональностью, композиция строиться на строго установленных правилах. Главная же задача художника - убеждать, прежде всего, силой и логикой мыслей. Для нормативной эстетической теории классицизма характерны рационализм, выверенная ясность, формальный расчет с ориентацией на пропорциональность, целостность, единство, уравновешенность и завершенность форм, связь с идеями политического абсолютизма и морального императива. Нормативные принципы классицизма предполагали четкое деление на высокие и низкие жанры.
Эти принципы классицизма проявляются во всех видах искусства: В театре, придерживавшемся идейных обобщений Н. Буало (Корнель, Расин, Мольер, Лопе де Вега, и др.); в литературе (Лафонтен) в архитектуре, особенно светской - дворцово-парковой (образ Версаля) и гражданской, так и церковной (Лево, Ардуэн-Мансар, Лебрен, Ленотр, Джонс, Рен, Кваренги, Баженов, Воронихин, Казаков, Росси и др.); в живописи (Пуссен, Веласкес, Вермеер, Рембрандт, Ван Дейк): В скульптуре (Канова, Торвальдсен и др.) в музыке (Глюк, Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен и др.) Некоторые из перечисленных великих творцов искусства в своих глубоких выразительных замыслах выходили за рамки строгой нормативности классицизма, постулируемой им раздельности высокого и низкого жанров, но их творчество все же объединяется принципами выразительной ясности, лаконизма и стройности стиля, характерных для этой эпохи.
Наиболее ярким представителем эстетической теории искусства той эпохи был Никола Буало (1636 - 1711) - французский поэт-сатирик, теоретик классицизма, нормы и правила которого изложены им в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» - своеобразном наставлении начинающему поэту, художнику.
Н. Буало - сторонник преобладания в творчестве поэта (и в искусстве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Он считает, что произведения искусства обращены не столько к чувству, сколько к разуму. Наиболее важные признаки красоты - то, что легко улавливается разумом - это ясность, отчетливость. Все непонятное одновременно и некрасивое. Ясной должна быть идея произведения, его воплощение, ясны и отчетливы части и вся архитектоника произведения. Простота и ясность - вот мотив знаменитого принципа «трех единств», распространявшихся Н. Буало на поэзию и драматургию в их совершенной композиционности: единства места (действие географически локализовано, хотя и предполагает смену сцен), единства времени (действие должно укладываться в одни сутки, один день), единство действия (сменяющие друг друга сцены должны соответствовать временному порядку событий). При этом и изображаемые характеры на должны меняться на протяжении всего произведения. Эти принципы, по мысли Н. Буало, являясь прямыми проявлениями законов разума, дисциплинируют творческие возможности поэта и позволяют читателю или зрителю без препятствий, легко, а потому и удовлетворяюще полно понять передаваемое содержание.
Правдоподобие - ключевое понятие эстетики искусства Н. Буало. Поскольку Н.Буало представляет прекрасное как разумное и естественное. Разум — основа общезначимости норм вкуса. Тем самым, прекрасное так или иначе подчиняется истине. Но правда жизни это и нормативная идеализация, а не одно лишь верное отображение. Красота, по Н. Буало, вносится в мир неким разумным духовным началом, и произведение искусства, как продукт разумной деятельности, оказывается совершеннее творений природы. Духовная красота ставится выше физической, а искусство - выше природы.
Н. Буало конкретизирует сложившуюся в классицизме теорию жанров при их делении на высшие и низшие: Так, трагедия должна изображать высокое и героическое, а комедия - низкое и порочное. Герои комедии - простой народ, излагающий свои мысли не выспренним языком риторики, а легким современным светским языком.
Новые идеи Просвещения во многом были связаны с принципами классицизма и представляли органичное единство с ним во многих явлениях культуры 18 века. Эпоха Просвещения в своих аксиоматических началах столь же рационалистична, что и нарождавшееся мировоззрение 17 в.. но в отличие от раннего рационализма, Просвещение - это целая программа, направленная уже не столько на овладение силами природы за счет научного познания ее законов (этот процесс, начатый в 17 в., конечно, продолжался), сколько на трансформацию всей культуры и всего общество на началах разума, на основе новых научных знаний, во многом противоречащих духовной традиции, коренившейся еще в установках Средневековья. Проект Просвещения, авторы которого - французские, английские и немецкие мыслители (Д.Дидро, Вольтер (М.Ф.Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Д.Юм, И. Гердер и др., многие из которых были членами тайных мистических обществ рационалистического толка, таких, как иллюминаты (от лат. illuminatio - просвещение) - состоял в целом ряде взаимосвязанных направлений: консолидация научных знаний и распространение рационального знания нового типа на вопросы философского понимания человека, общества, культуры, в том числе и искусства; распространение научных знаний и ценностей новой генерации среди широких слоев общества, обращаясь к образованной публике; совершенствование законов, по которым живет общество, вплоть до революционных преобразований.
В связи с этим одна из линий философии Просвещения - выявление границ познающего разума и его связи с другими познающими и деятельными силами человека, такими, как осмысляющее чувство - отсюда появление философской эстетики как самостоятельной дисциплины, - такими, как воля, сфера которой трактовалась как сфера практического разума. Соотношение естественности и культуры понималась просветителями по-разному: доминирующим идеям культурно-цивилизационного прогрессизма противостоял тезис естественности человека, броско выраженный в призыве Жан-Жака Руссо: «Назад, к природе». Еще один аспект, связанный с реализацией программных задач Просвещения - выход познания на горизонты мировой культуры, начало освоения внеевропейского опыта культуры, искусства и религии и, в частности, появления понятия мировой художественной культуры (И. Гете).
Идеи Просвещения в искусстве - выразились в ряде новых явлений художественной жизни 18 в. - в демократизме - выходе искусства за рамки светских салонов, кабинетов и дворцов в публичные концертные залы, библиотеки, галереи, в обращении к темам народной жизни и национальной истории, в отказе от героического аристократизма и воспевании образов простолюдинов, в смешении высоких и низких жанров, в популярности бытового жанра и жанра комедии; в интересе к общественной жизни и прогрессу; в антиклерикализме и карикатурно ироничной критике обветшалых пережитков средневековья и порочных нравов, в том числе прикрываемых личной благочестия; в либерализме - проповедании свободы личности и в то же время в нравственной проповеди простоты и естественности человека, скоординированых с благом общества; в широких энциклопедических интересах и внимании к внеевропейским культурам; в реализме - отображении простой натуры, социального контекста и психологической ауры человеческих образов, в идиллической приверженности к естественности и верности человеческому чувству в противовес могущему ошибаться разуму.
В литературе и театре это сказалось в творчестве Бомарше, Лессинга, Шеридана, Гольдони, Гоцци, Шиллера, Гете, Дефо, Свифта; в живописи - Хогарта, Гейнсборо, Рейнольдса, Шардена, Греза, Давида, Гойи, Левицкого; в скульптуре - Гудона, Шубина и др.
Многие идеи просвещения претворялись в формах искусства, выработанных эстетикой классицизма, так что можно говорить о реальной близости этих стилей при определенном идейном размежевании их принципов. Некоторые просветительские мотивы гармонировали и с игривым и изысканным придворным стилем рококо. В рамках идей позднего Просвещения сформировался оригинальный стиль сентиментализма (особенно в поэзии и живописи), характеризующийся мечтательностью, чувствительностью, особой ролью передаваемого чувства в постижении жизни и сострадания (симпатии) в моральном воспитании, природосообразности и идиллической пасторали - в духе философии Ж.Ж.Руссо. Сентиментализм с одной стороны, и повышенно выразительные символические образы таких творцов искусства конца 18 в., как Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Гойя, Ж.-Л.Давид позволяют говорить об особом этапе предромантизма, подготовленного в недрах эстетики и художественной жизни эпохи Просвещения.
Философские идеи эстетики Просвещения ярко выразились в творчестве ряда крупных мыслителей 18 в., среди которых:
Александр Баумгартен (1714 - 1762) - немецкий философ, последователь Лейбница и Вольфа, основоположник эстетики немецкой классической философии. В 1735 г.
А.Баумгартен впервые ввел термин «эстетика», которым он обозначил философскую науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Эстетические воззрения Баумгартена изложены в трудах: «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», «Эстетика».
Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) - немецкий философ - просветитель, драматург, литературный критик, теоретик искусства, выступавший за сближение литературы и искусства с жизнью; за освобождение их от оков сословно-аристократической нормативности. Искусство, по Лессингу, есть подражание природе, толкуемое широко, как познание жизни. Обосновывая теорию реалистического искусства, опирается на терминологию Аристотеля и творчество Шекспира для борьбы с классицизмом. Основное теоретическое произведение Лессинга: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии».
Иоганн Гёте (1749 - 1832) - немецкий поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. В молодости Гёте - один из вождей движения «Буря и натиск». Искусство, по Гёте, призвано противостоять отжившим условностям, обветшалой морали, бороться против угнетения личности. Искусство И. Гёте трактовал как «подражание» природе. По сути дела он сформулировал идею «Типизации». Для обозначения любой творческой силы Гёте ввел понятие «демоническое». Основные работы И. Гёте: «Простое подражание природе. Манера. Стиль», «Учение о свете».
Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Главное произведение И. Канта по проблемам эстетики - «Критика способности суждения». Эстетическое начало оказывается у И. Канта основополагающей априорной (определяющей конституцию сознания до всякого эмпирического опыта) формой - формой незаинтересованного, универсального по своему приложению суждения вкуса. Суждение вкуса связано со способностью чувствовать удовольствие или неудовольствие на основе принципа «целесообразности без цели», производными от которой оказываются практическая целесообразность действия человеческой воли и законосообразность активности разума. Основные категории эстетики Канта - целесообразность (гармоническая связь частей и целого), прекрасное и возвышенное. Кант развеял рационалистические и утилитаристские представления о прекрасном, сведя чувство прекраснного к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетической формы. При этом основное достоинство произведения искусства, по И.Канту, не столько их жизненное содержание, сколько совершенная форма, апеллирующая к доопытной эстетической способности человека. Сущность возвышенного, по Канту, в нарушении привычной меры. Суждение о возвышенном требует развитого воображения и высокой моральности. Для восприятия искусства нужен вкус, для творения - гений - уникальная личность, наделенная высокой степенью творческого воображения.
Георг Гегель (1770 - 1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии, взгляды которого сформировались под влиянием рационализма, свойственного эпохе Просвещения. Однако Г. Гегель в своей поистине универсальной философской системе преодолел рамки просветительских идей. При формировании своей оригинальной методологии он испытывал влияние и ранних романтических мотивов, которые были заметны в концепциях немецких философов начала 19 в. И. Фихте и Ф.Шеллинга. Г.Гегель сделал метод рациональной рефлексии более совершенным, способным постигать противоречия бытия и сознания, интегрировать в себе как строго рационально-логические, так и специфически эстетические и даже мистические модели движения мысли, вписывающиеся, по Гегелю, в более широкие координаты диалектической логики, правда, превращавшиеся, тем самым, в модальности разума. Г. Гегель - создатель системы объективного идеализма на основе метода диалектики.
В ранний период творчества Г. Гегель считал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте. Позднее, эстетика предстает у Г.Гегеля как философия искусства. Искусство занимает подчиненную, в сравнении с философией как абсолютной формой самопознания духа ступень в историческом развитии исторического сознания.
Новизна эстетики Г.Гегеля зрелого периода состояла в акцентировании связи искусства и красоты с деятельностью человека и с развитие «объективного духа», то есть, иными словами, культуры общества в целом. Красота по Гегелю всегда человечна. Предельно общей эстетической категорией у Гегеля выступает прекрасное. Эстетике Гегеля присущ исторический принцип рассмотрения материала. Диалектическую триаду саморазвития искусства образуют, последовательно сменявшиеся в ходе истории, его формы: символическая (Древний Восток), классическая (Античность) и романтическая (Христианская Европа). В Эстетике Гегеля были подробно рассмотрены виды искусства. Всюду он старался уловить принцип развития. Главное произведение, в котором изложена эстетическая концепция Г. Гегеля - «Лекции по эстетике».

Классицизм

Классицизм - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики. «Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает: Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей. Основные правила классицизма. И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом). Волнует зримое сильнее, чем рассказ, Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз. (Н.Буало)


Похожая информация.




Последние материалы сайта