Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ. Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников (из опыта работы)

31.08.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Много воды утекло со времен первого логопеда – легендарного греческого оратора Демосфена, но наша миссия, до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актера, руки целителя и сердце гуманиста».

В последние годы вырос интерес к профилактике речевых нарушений. В связи с этим в логопедии определилось особое направление под названием превентивное логопедическое воздействие , иначе говоря, Концепция раннего логопедического вмешательства. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае профилактика) с первых лет жизни позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.

И действительно, отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевой негативизм (отказ от какой-либо деятельности), вторичная задержка познавательной деятельности (ни для кого не секрет тесная взаимосвязь речи и мышления).

На логопункте, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, в последние годы я столкнулась с колоссальным ростом количества детей с нарушениями речи, обусловленное как медицинскими показаниями, так и социальными факторами. И в связи с тем, что количество детей, зачисляемых на логопункт ограничено, возникла острая необходимость осуществления профилактической работы с детьми еще до достижения 5 лет. Поэтому мною была предпринята попытка оптимизировать свою систему работы по профилактике речевых нарушений с данной категорией детей, воздействуя прежде всего на родителей, что и определило актуальность выбранной мною темы.

Профилактическое направление логопедического сопровождения детей нашего учреждения включает в себя разные формы работы:

  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • наглядные.

Коллективную работу провожу посредством посещения родительских собраний, на которых чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по развитию речи. Только в таком случае возможно появление результатов. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то ставлю перед собой задачу помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Проводя консультации , всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Речевые игры дома;
  • Проверьте слух у ребенка и др.

В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, я смогла из материалов стенгазеты “Как развивают пальчики наши малыши”. На ней демонстрировались только те экспонаты, которые были сделаны детьми и родителями дома.

Важно отметить, что кружковая деятельность для родителей также является эффективным методом общения с родителями. Это ноу-хау, которое было предложено ведущим логопедом нашего города, было названо нами «Говорящие пальчики». Родители младшей группы приглашались на еженедельные занятия, которые проводились в вечернее время. В основу занятий легло пособие Н.В. Нищевой «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада» и самостоятельно разработанные конспекты занятий к этой тетради. Родителям на каждой встрече демонстрировалась методика проведения каждого занятия. Результатом проведения наших встреч послужило выполнение заданий каждым ребенком, которые впоследствии были оформлены в виде выставки. И, конечно, основной целью нашей совместной деятельности было научить родителей подбирать те методы и приемы обучения, которые непременно возымеют результат в профилактике речевых нарушений. В процессе проведения данного вида работы были решены задачи сенсорного воспитания, речевого развития и художественно-эстетического.

Также на протяжении уже нескольких лет в нашем учреждении функционирует «Родительский клуб» . Он строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В нашем клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Ежегодно в середине года мною проводится заседание с родителями средних групп на тему «Речевые проблемы детей 4-5 лет». Важно проводить данное мероприятие именно с этой категорией родителей. Дело в том, что к этому моменту они уже ознакомлены с результатами диагностики речевого развития детей и имеют представление о том, над чем в дальнейшем им прийдется работать. А как это сделать я подробно рассказываю и делюсь маленькими секретами оптимизации речевого развития ребенка. Очень эффективно использование видеоматериалов и аудиозаписей.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, также дает возможность познакомить родителей с режимом работы логопункта, его традициями, правилами, особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В это день провожу экскурсию на логопункт с демонстрацией фрагмента занятия. После я беседую с родителями, выясняю их впечатления, отвечаю на возникшие вопросы.

Я практикую такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека . Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы (с письменного разрешения родителей) снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко-слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”.

Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования мне представляется возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а я эти сведения учитываю при дальнейшем планировании работы. Отмечу, что целесообразно начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не стоит писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы , важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, по запросу родителей провожу индивидуальные консультации, которые очень важно вести тактично: их задача в том, чтобы помочь семье в выборе профилактических мер по коррекции речи ребёнка. От того, как протекают наши первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество. Оптимально, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. И здесь уже я ограничиваюсь узким кругом вопросов и не злоупотребляю научной терминологией, и если использую её, то с пояснениями. Помните, что рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и, скорее всего, создадут барьер в общении. При первой же встрече родителей знакомлю с буклетом, который они могут поместить на самом видном месте у себя дома. Разработанные мною требования к организации гармоничного речевого пространства в домашних условиях, были красочно оформлены и адресованы родителям. Конечно, многие требования, содержащиеся в буклете, кажутся знакомыми и всем понятными, и, тем не менее, я убеждена, напоминание о том, что необходимо:

  • многократно проговаривать все режимные моменты;
  • предъявлять единые и определенные требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых.

не будет лишним, а для кого-то из родителей покажутся новинкой.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети не посещают логопункт. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации я обеспечиваю применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляцией активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Алгоритм разработки речевой традиции во второй младшей группе «Копилка слов»

Этапы Задачи Деятельность родителей Деятельность учителя-логопеда
Начальный Определение темы, выбор слова Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания с детьми в домашних условиях Мотивация объяснение цели традиции
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Накопление информации. Выбор и обоснование. Консультирование при возникших затруднениях.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимальных вариантов. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение, консультация.
Выполнение Выполнение традиции практическим путем. Работа над оформлением традиции Наблюдение, советы (по просьбе родителей)
Оценка результатов Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе созданных книг и самооценка Наблюдение.
Направление процесса анализа (если необходимо)
Представление оформленных книг Оценка полученных результатов Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Перспективное планирование при работе над речевой традицией «Копилка слов»

Родители с удовольствием включились в работу. Нами уже созданы и оформлены 5 книг. Все они активно используются воспитателями на группе и пользуются популярностью у детей. Ведь это совместный труд родителей и детей.

Еще одной формой моей работы в данном направлении явилось создание «Дневника нашей группы». Это своеобразный детский альбом, странички которого оформляли непосредственно родители. Уже на первом родительском собрании в ознакомительном выступлении я напомнила слушателям, что каждому ребенку непременно хочется заявить о себе всему миру, или уж, по крайней мере воспитателю и сверстникам. Но сделать это ему, в силу возрастных особенностей, еще сложно, особенно если он испытывает трудности в общении или речи. Рассматривая красочные странички со своей фотографией, ребенок рассказывает о себе, о семье доступными ему средствами. Это может быть:

  • указательный жест
  • односложный ответ на вопрос взрослого
  • нечленораздельное, но эмоциональное высказывание. В любом случае мы «провоцируем» ребенка на речевой контакт.

В моей практике даже у неговорящих детей эти странички вызывают бурный эмоциональный отклик, а некоторые «Плаксы» после утреннего расставания с родителями быстрее всего успокаиваются вовсе не на руках у воспитателя, а удобно устроившись именно в процессе совместного рассматривания «Дневника».

Не спорю, тема профилактики речевых нарушений является бесконечной. Но с системой реализуемых мною мероприятий я сочла необходимым вас ознакомить. Признаюсь, что работа в этом направлении находится в стадии формирования. Возможно, в дальнейшем я откажусь от какого-либо мероприятия, а что-то новое добавится в процессе. Планирую в дальнейшем составить работу в данном направлении для других специалистов ДОУ, выделить так называемые блоки. Ведь к нашему сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в нашем детском саду (как и в целом по стране) вовсе не уменьшается, а только растет. И именно эта негативная динамика обязывает всех педагогов осуществлять превентивное логопедическое воздействие на тех группах, дети которых не охвачены работой логопеда. Надеюсь, что представленный опыт моей работы в данном направлении показался вам небезынтересным.

И, наконец, последнее. Сама проблема конструктивного сотрудничества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Формы работы логопеда с родителями

детей с нарушениями речи.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной работы.

К коллективным формам работы с родителями относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, организация «круглых столов», конференции для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, дней открытых дверей, организации выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы.

Общие родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. Групповые собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т. д.). Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость ежедневной работы со своим ребенком по задания специалиста. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.

Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания, памяти и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

- «Как учить звуко-буквенному анализу».

Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Одна из нетрадиционных работы с родителями – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Практикуется также и такая форма работы с родителями, как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например: слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ЛЬ, НЬ, СЬ, Й). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть ее дома, чтобы практически точно выполнять с ребенком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий.

Полезно для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребенка ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не следует брать большой объем материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией. И если использовать ее, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далеким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми. Таким образом дети подготавливаются к их выполнению. Однако дети по-разному относятся к работе, которую приходится выполнять дома. Один охотно ее делает, достаточно только родителям прочитать задание. С другим надо сесть рядом, помочь ему приняться за упражнения. Родители должны видеть, как относится их ребенок к занятиям – старается он или ему все равно; аккуратен он или небрежен; помнит ли он, что ему в понедельник надо сдавать тетрадь, или это заботит только родителей. К ребенку, который не хочет заниматься, выполняет задания небрежно, не бережет тетрадь, следует относиться особенно внимательно и терпеливо. Тут надо ловить и поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы.

Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Речевой уголок. Он отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребенка; как позаниматься с ребенком дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, надо учитывать большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. Можно предложить ребенку перебрать горох, рис, гречку, выложить фигурки из спичек, гороха. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) важно сделать акцент на обучение родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты наблюдаются там, где логопед и родителя действуют согласованно, так как имеют общую цель.


К обязательным формам работы с заикающимися детьми относятся следующие: психолого-педагогическое изучение ребенка, логопедические занятия , организация самостоятельной работы, использование в логопедической работе помощи разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка, самообразование и повышение квалификации логопеда.

Совокупность названных форм работы логопеда в практическом учреждении составляет целостную и необходимую систему организации логопедической работы с заикающимися .

Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка . С него фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

Психолого-педагогическое изучение состоит из первичного логопедического обследования , динамического наблюдения в процессе логопедической работы с ним и заключительного обследования (эпикриза) перед выпуском.

В конкретные задачи изучения ребенка логопедом входят: 1) сбор анамнестических сведений, позволяющий судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления; 2) определение места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной); 4) выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений и психологических особенностей (отношение к своему речевому дефекту, к себе, к окружающим, поведение в коллективе) .

Результаты изучения заикающегося ребенка должны фиксироваться логопедом в соответствующей документации: в речевой карте (амбулаторной карточке, истории болезни), в логопедическом дневнике.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Людмила Трашенкова

Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

Работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;

Родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Эти формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Из своего многолетнего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Родительские собрания.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года»,"Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Ведение тетрадей для домашних заданий.

Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Тестирование и анкетирование.

Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки.

Семинары - практикумы.

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.





Мастер-классы.

Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.



Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.

Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты.

Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».

Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

Специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;

Информационные стенды;

Тематические выставки книг;

Пособия, памятки, образцы выполненных заданий.





Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Выступление учителя-логопеда МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» Лапиной Е.В. на методическом объединении специалистов системы КРО по теме:

«Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда»

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Происходит как количественный рост детей, имеющих нарушения в развитии речи, так и качественный рост компонентов дефекта.

Все чаще встречаются дети, имеющие сочетанный дефект. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи.

Является очевидным, что для полноценной логопедической работы в условиях средней образовательной школы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей.

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта.

Главным помощником нам — логопедам является правильно подобранная и доступно донесенная информация.

Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания.

Роль логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы информацию.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми.

Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Формы работы логопеда с родителями

Расскажу, какие формы работы использую сама для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

Родительское собрание

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание » или «Групповая консультация ». К преимуществам относится групповой характер взаимодействия.

Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания.

На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом.

Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы.

Я участвовала в проведении родительских собраний как в своей школе, так и в детских садах нашего посёлка.

Вот некоторые темы собраний в школе:

  • «Речевая готовность первоклассников к школьному обучению»,
  • «Профилактика нарушений письменной речи детей»,
  • «Распознаём дисграфические ошибки у детей»,
  • «Взаимосвязь между развитием устной и письменной речи обучающихся»,
  • «Игровые приемы работы дома» и т.д.

В детских садах мне приходилось выступать на следующие темы:

  • «Ребёнок на пороге школы»,
  • «Формирование навыков звукового анализа у детей 6-7 лет»,
  • а также по наиболее актуальной в последнее время для родителей теме «Результаты проведения педагогической диагностики на предмет готовности к школьному обучению».

Индивидуальные консультации

Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальная консультация».

На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.

Мой принцип в работе с родителями:

«Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать».

Также я провожу консультации для родителей будущих первоклассников своей школы, особенно если в дошкольном учреждении, которое посещает ребёнок, нет логопеда или ребёнок совсем не посещает детский сад.

Есть речевые нарушения, при которых родители, занимаясь с ребёнком дома, вполне могут помочь ему самостоятельно. А это значит, что будущий первоклассник сможет избежать многих трудностей, которые часто появляются по причине различных речевых нарушений.

Открытые занятия

«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.

Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в будние дни, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей.

Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила, и у родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в школу на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома.

Что же делать в этих случаях?

Консультации по телефону

Во-первых, все более широкое распространение имеет консультация по телефону. Я тоже пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Но она лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации.

Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными. Я тоже, в свою очередь, всегда сообщаю родителям по телефону об изменениях в расписании логопедических занятий.

Взаимодействие логопеда с родителями через интернет

Во-вторых, в последнее время на помощь специалистам приходит интернет с электронной почтой. Здесь уже можно не только сообщать сведения о диагностическом обследовании и давать общие рекомендации, но и можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее.

Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. А ведь несколько лет назад о таком взаимодействии мы даже не предполагали! Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Очень удобно, на мой взгляд, отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации поставленных звуков.

В последнее время некоторые родители обращаются ко мне за консультацией через социальные сети. Бывает, что завязывается переписка на ту или иную тему, волнующую родителей. Стараюсь помочь им, понимая на отсутствие времени прийти в школу. Ведь главное в нашей работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.

Памятки для родителей

Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия использую так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на консультациях либо вклеиваю в тетради детей.

Логопедические тетради

Немного остановлюсь на тетрадях моих воспитанников. Это непросто тетради, а тетради-дневники.

На первой странице я обязательно пишу план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактным номером телефона.

Также в тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников, записываю в тетради «Молодец», рисую солнышко и т.д. Детям очень нравится положительная оценка их деятельности, они даже подсчитывают, сколько раз у них в тетради записано «Молодец».

Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено.

К сожалению, и в моей практике есть случаи, когда не удаётся установить хороший контакт с родителями. Бывает, что родители не приходят в школу, если их приглашаю на консультацию, не занимаются с детьми дома, не читают мои записи в тетрадях своего ребёнка.

Некоторые родители даже не приходят в школу, чтобы подписать договор о проведении логопедических занятий. А, как известно, логопеды могут проводить свои занятия только после заключения такого договора. Тогда на помощь я призываю классных руководителей таких ребят. Они объясняют на родительских собраниях и в личной беседе о необходимости логопедической помощи для их детей.

Но есть родители, которые не идут на контакт даже со своим учителем. Зачастую это социально неблагополучные семьи или просто равнодушные родители. С ними ещё предстоит большая работа социальным педагогам и педагогам-психологам. Радует то, что всё-таки год от года таких семей в моей логопедической практике становится меньше.

Также хочется отметить, что современные родители – это совсем не те родители, которые были 18 лет назад, когда я только начинала работать учителем-логопедом. Тогда многие даже не знали, кто такой логопед и в чём заключается его профессиональная деятельность.

В моей практике бывало и такое, что ко мне подходили родители и спрашивали:

Это Вы с языком? (Видимо они забыли или не знали на тот момент, что моя профессия называется логопед).

Но вместо того, чтобы засмеяться или обидеться в ответ, приходилось спокойно отвечать:

– Да, я логопед.

Но прошли годы, родители стали грамотнее в вопросах речевого развития. Встречаются мамы, которые, приводя ребёнка на занятия, рассказывают о том, какие виды дисграфий, по их мнению, или мнению другого специалиста наблюдаются у ребёнка. С такими родителями приходится проводить консультации более детально.



Последние материалы сайта