Само название поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет исследоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацеливает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно “хорошо жить” на Руси и кто может претендовать на звание “счастливого”. Процесс поисков счастливого человека превращается в поиск счастья
Для всех, а многочисленные встречи с теми, кто претендует на звание счастливого, дают возможность показать народное представление о счастье, которое уточняется, конкретизируется и в то же время обогащается, приобретая нравственно-философский смысл. Поэтому название поэмы нацеливает не только на социально-историческую основу ее идейного содержания, но и связано с некими неизменными устоями духовного бытия, нравственными ценностями, выработанными народом на протяжении многих веков. Название поэмы связано и с народными былинами и сказками, где герои ищут правды и счастья, а значит оно ориентирует читателя на то, что перед ним должна развернуться не только широчайшая панорама жизни России в ее настоящем, прошлом и будущем, но и указывает на связь с глубинными истоками национальной жизни.
В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1861 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики, и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику «поют: Трудись!», но он «думал век так жить» и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе «Последыш». Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует. Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.
Растеряны и крестьяне. Да, часть из них мечтала о свободе, но вскоре они убеждаются в том, что права они получили лишь на бумаге:
«Добра ты, царска грамота,
Да не при нас ты писана…»
Село Вахалаки годами судится за свои законные луга на Волге с бывшими владельцами земли, помещиками, но понятно, что этой земли крестьяне при жизни не увидят.
Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. «Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!» – вот какой точки зрения они придерживаются.
Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…
Смысл «Кому на Руси жить хорошо», по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе «забито наглухо»), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи.
В то же время будет неправильным свести смысл произведения «Кому на Руси жить хорошо» исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермил не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.
«Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям» – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.
Тест по произведению
Сочинение на тему «Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова». 4.30 /5 (86.00%) 10 votes
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была написана вскоре после принятия реформы «Об отмене крепостного права» в 1861 году. Всем известно, что Николай Алексеевич являлся активным борцом за права народа. Основной темой его творчества было народное счастье и борьба за справедливость по отношению к нему. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была написана с большим переживанием и огромным количеством эмоций. Едва прочитав название произведения, нам становится ясно, о чем будет идти речь. Я считаю, что смысл названия отражает не только содержание текста, но и отношение автора к крестьянам в общем.
Вся поэма Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим задуматься: Ну, вот тебе хваленое Поповское житье. Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы - исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают: Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке - Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на базарной площади: Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал, Чей рубль? да не нашел. Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “Помещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит. Нет, ты нам не дворянское, Дай слово крестьянское. Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбах Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России: Помещик не без горечи Сказал: “Наденьте шапочки, Садитесь, господа!” В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов - русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”. Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Пятая глава последней части завершается словами, выражающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, // Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси - тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.
Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Без “Крестьянки” не все ясно ни в части “Последыш”, которая писалась до “Крестьянки”, ни в части “Пир на весь мир”, которая писалась после нее.
В “Крестьянке” поэт поднимал глубокие пласты жизни народа, его социального бытия, его этики и его поэзии, уясняя, каков же подлинный потенциал этой жизни, ее творческое начало. Работая над богатырскими характерами (Савелий, Матрена Тимофеевна), созданными на основе народной поэзии (песня, былина), поэт укреплялся в своей вере в народ.
Эта работа становилась залогом такой веры и условием дальнейшей работы уже на собственно современном материале, который оказался продолжением “Последыша” и лег в основу части, названной поэтом “Пир на весь мир”. “Доброе время – добрые песни” – заключительная глава “Пира”. Если предшествующая названа “И старое и новое”, то эту можно было озаглавить “И настоящее и будущее”. Именно устремленность в будущее многое объясняет в этой главе, не случайно названной “Песни”, ибо в них вся ее суть.
Здесь есть и человек, эти песни сочиняющий и поющий, – Гриша Добросклонов. Многое в русской истории толкало русских художников к созданию образов, подобных Грише. Это и “хождение в народ” революционных интеллигентов в начале 70-х годов прошлого века. Это и воспоминания о демократических деятелях первого призыва, так называемых “шестидесятниках” – прежде всего о Чернышевском и Добролюбове. Образ Гриши одновременно и очень реальный, и в то же время очень обобщенный и даже условный. С одной стороны, он человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него.
Но Гриша – и более обобщенный образ молодости, устремленный вперед, надеющийся и верующий. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи (хотя они печатаются в большинстве послереволюционных изданий поэта): Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Умирающий поэт спешил. Поэма осталась неоконченной, но без итога она не оставлена. Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о “воплощении счастья народного”, о счастье всех, о “пире на весь мир”.
“Кому на Руси жить хорошо?” – поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней ее песне “Русь”
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка – Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото
Сердце народное!
Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены! Р
ать подымается – Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн