План конспект урока на тему натюрморт. План-конспект открытого урока по живописи на тему "натюрморт из овощей и фруктов с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте". й год обучения

06.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

муниципального образования города Братска

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополните льной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6)лет),

учебного предмета «Живопись», 1 класс, I полугодие

ТЕМА: «ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ. ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Братск 2013

Пояснительная записка

Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» дополнительной предпрофессиональная общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет), разработан для учащихся 1 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №9 «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего урока №8 «Световой контраст (ахроматический контраст)». Данный открытый урок «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт» является занятием по закреплению акварельной практики в разделе «Акварельная живопись». Урок рассчитан на 3 академических часа по тематическому плану занятий. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Ключевым моментом для проведения занятия выбрана творческая интрига. Это обеспечивает постоянную мотивацию на развитие интереса к содержанию урока. Наличие элементов творческого эксперимента активизируют эмоциональное состояние учащихся, способствуют развитию познавательной деятельности и стремление к результату.

Для эффективного усвоения теоретической части урока создана особая тематическая среда в виде выставки предметов китайской культуры, музыкального сопровождения и компьютерной презентации.

Практическая часть урока представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. В приложении содержится технологическая карта занятия, описание технологии и методик, их эффективность на занятии, дидактическое обеспечение (опорные термины, карточки-задания). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Открытый урок опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала, теоретических и практических возможностей в живописи, т. е. освоения предпрофессиональных навыков учащихся по данному учебному предмету.

Открытый урок по «Живописи» в 1 классе II полугодие

преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Дата и время проведения урока: 12.10.2013, 15 00 – 17 20 .

Раздел учебного предмета: Цветовая гармония. Полярная гармония.

Тема урока : «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт»

Номер урока : 8.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: развитие абстрактного мышления, совершенствование навыков владения живописной техникой, композиционного владения пространством листа; восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи урока:

Обучающие:

Знать:

Свойства и специфику акварельной живописи, её возможности и эстетические качества;

Художественные и эстетические свойства цвета;

Основные закономерности создания цветового строя;

Уметь:

Видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

Развитие художественных способностей;

Развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

Воспитание потребности в творческом самовыражении;

Воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;

Предполагаемый результат:

Развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

Поиск цветовых отношений;

Формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. + 45 мин. с переменами

Оснащение урока:

Метаплан;

Лист формата А2;

Скотч, зажимы,

Планшеты для оформления картин (паспорту)

Музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Компьютерная презентация (видеопроектор)

Ноутбук

Художественные инструменты и материалы: акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2), черная тушь;

Методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов, фрукты или овощи.

Интеграция: - цветоведение, композиция станковая.

План урока :

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);

2 . Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией:

Ход урока.

Преподаватель - Наше занятие мне бы хотелось начать с приглашения на выставку, где участниками творческого просмотра можете стать вы сами. Ежегодно в конце учебного года проходит выставка лучших работ учащихся по различным художественным направлениям. Каждый из вас имеет возможность предоставить на выставку свои работы. После завершения работы выставки будут подведены итоги. По результатам голосования посетителей выставки будут определены победители в различных номинациях. Вас ждёт реальный успех! Вам осталось только определиться с темой вашей будущей творческой работы.

3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.

Преподаватель – что могут изобразить художники в картинах и что хотят выразить своими произведениями? Они могут рассказать о различных событиях, вещах, показать, какими были люди прежде и передать их характер и настроение, как относится художник к тому, что он изображает.

Учащийся 1 – натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий, сам же термин, появился в начале 19 в. во Франции (мертвая натура), вытеснив голландское слово (неподвижная натура). Натюрморт это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями.

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира и другое. Художник изображает внешний мир. Форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Преподаватель – одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

Учащийся 2 – в натюрмортах звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображенные в натюрмортах, можно разделить на две большие группы. Природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь). И вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Преподаватель – когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые или смешанные натюрморты.

Учащийся - Однопорядковые (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, ягоды и т.д. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания); хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. И. Машков, «Снедь московская. Хлебы». Если на картине представлены разнообразные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и т.д.), определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию И. Хруцкий, «Цветы и плоды».

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. И. Грабарь, «Неприбранный стол». В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы их обозначаем. Как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой».

Преподаватель – Как мы уже отметили, что главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на ощупь».

Цель игры: закрепить знания о форме овощей, фруктов, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.

Руководство: Группа учащихся сидит полукругом перед столом. Мешочек с фруктами и овощами находится на столе. По очереди каждый подходит к мешочку, опустив руку в мешочек. Нащупать какой-то овощ или фрукт и попытаться отгадать, что это. Рассказать о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце сказать, что это за предмет. Потом достать его из мешочка и посмотреть, правильно ли его узнали.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

2. Преподаватель – Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

    Родственные гаммы цветов;

    Контрастные гаммы цветов;

    Родственно-контрастные;

    Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

    Желтый - оранжево-красный;

    Красный – ультрамарин;

    Синий – гороховый;

    Зеленый – лимонный;

    Красный – желто-оранжевый.

Разберем одну из них. Как правило, самую популярную – золотистую, от желтого до красного. Мы имеем четыре ярких, сочных цвета насыщенные – сила выражения цветового тона. Краски бывают, насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный. Каждый из этих цветов мы можем обогатить, сделав из них пастельные (+ белила) малонасыщенными (+ черный), мы получим светло-желтые и бледно-золотистые (пастельные), золотисто-зеленоватые и красно-коричневые (малонасыщенные) цвета. Какая богатая гамма.

Представьте себе. Что каждый из этих четырех цветов 100% насыщенности мы обогатили до трех состояний как минимум (пастельные, малонасыщенные, ненасыщенные).

4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы

Переходим к следующему этапу нашей работы, акварельной живописи.

Преподаватель – в зависимости от замысла выбираем цветовую гамму и приступаем к работе по уже готовому эскизу (эскиз был подготовлен на предыдущем занятии). Выполнить декоративно-плоскостной натюрморт в полярной цветовой гамме.

В ходе практической работы учащихся, учителем ведется индивидуальная работа с учащимися, по подбору цветовой гаммы, распределение его на плоскости и т. д.

5. Первичная проверка понимания. Выставка

Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)

Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Не забудьте про «Гору успеха». Возможно у каждого из вас появилось желание переместить свой стикер на новое место т.е. по новому оценить свои возможности после выполнения работы. (Учащиеся смотрят работы и работают со стикерами ). Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

6. Первичное закрепление. Оценивание

Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

Преподаватель:

Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.

Учащиеся записывают полученное задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков на иллюстрации)

Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?

(Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)

Преподаватель:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.

    Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.

    Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.

    Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

6.

7.

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТОВЫЕ ОПОРЫ

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

ЖИВОПИСЬ

НАТЮТМОРТ

АКВАРЕЛЬ

ПРОЗРАЧНОСТЬ

ХРОМОТИЧНОСТЬ

ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись водными красками.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - белый, серый, черный

ГАРМОНИЯ происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, закон красоты

ГАРМОНИЯ ОДНОТОННАЯ (в цветоведческой литературе её также называют моно хромной т.е. один цвет) строится на сочетании оттенков одного цветового "лучика", которые различаются по светлоте и насыщенности одного цвета. Общий цветовой тон придает цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер.

ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННАЯ основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Главными называются цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Это могут быть соседние цвета: красный и красно-оранжевый, желтый и желто-красный, но не желтый и красный.

ГАРМОНИЯ ПОЛЯРНАЯ построена на противопоставлении двух главных цветов. Например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться несколько оттенков главных полярных цветов. Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортную для глаз, в этом проявляется стремление нашего организма к равновесию и самозащите.

ГАРМОНИЯ ТРЕХЦВЕТНАЯ построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.

ГАРМОНИЯ МНОГО ЦВЕТНАЯ в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (КОНТРАСТНЫЕ) ЦВЕТА - это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства , произведения которого

создаются с помощью красок , наносимых накакую - либо твёрдую поверхность .

КОНТРАСТ - заключает в себе явную противоположность предметов или цветов по каким-либо свойствам.

МОНОХРОМНОСТЬ - одноцветность

НЮАНС - означает едва заметные, незначительные отличия предметов или цветов по каким-либо свойствам.

НАСЫЩЕННОСТЬ – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: желтый, красный, синий.

НАТЮРМОРТ - это , предметом которого является изображение предметов быта, цветы, овощи и фрукты.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - свойство объекта, позволяющее свету проходить через него без значительного искажения

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый

Фиолетовый = красный + синий

Зеленый = желтый + сини
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.

Плюс разница в насыщенности и светлоте.
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ - выделение части композиции, изображения, объекта с целью придания большого значения.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - «цветные»

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ = ЦВЕТОВОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ЦВЕТОВОЙ ТОН – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

Рисунок1>

Соловьева Оксана Валерьевна

МАОУ ДОД «ОДШИ № 3» г. Братска

Преподаватель изобразительного искусства

г. Братск, Иркутской области

Предмет: живопись. 4 класс, возраст учащихся 14 -16 лет.

Тема урока :Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Время - 9 часов

Цель урока : Изучение новой живописной техники.

Задачи урока :

Гармоническое решение композиции.

Богатство нюансов.

Имитация техники масляной живописи.

Материалы и оборудование: Учебная постановка, школьная доска, фломастер, наглядные пособия – этапы выполнения работы, работы учащихся. Бумага Ф А4 - тонированный, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, магниты. ПВА, наждачная бумага.

Материалы для учащихся : планшет 35х54 обтянутый бумагой «ватман», ПВА, наждачная бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти.

План урока:

Проверка готовности к уроку. 1 мин.

Подготовка планшета. 20 мин.

Объяснение этапов работы. 15 мин.

Выполнение работы: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы 24 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку.

Подготовка планшета. Обработать планшет наждачной бумагой имитируя холст (сверху вниз и слева направо). Важно проводить наждачной бумагой по одному месту только один раз и от края до края, только так можно создать вид холста. Для грунтовки планшета развести водой до полупрозрачного тона немного коричневой гуаши, добавить клей ПВА из расчета 10 к 1 (10 разведенной краски и 1 часть клея ПВА), и покрыть планшет тонким слоем этой краски.

Объяснение этапов работы. Техника масляной живописи отличается от акварельной и гуашевой живописи. Техника масляной живописи основана на определенном зрительном восприятии человека предметов на свету и в тени. На свету все предметы кажутся плотными, осязаемыми и объемными. В тени или полумраке предметы теряют вещественность и кажутся слегка прозрачными, в тени также менее различимы цветовые нюансы. Соблюдая эти законы восприятия можно легко создавать картины с глубоким пространством.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. На планшете намечаем контуры предметов натюрморта, стараемся не использовать резинку. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

Подмалевок: Работу красками начинаем с акварели – она хорошо имитирует лессировочные (прозрачные) масляные краски, тени и полутени пишем в полную силу со всем богатством цветовых оттенков, свет закрашиваем, как и полутени. На этом этапе живописная работа будет выглядеть как в полумраке – без света.

Корпус: Гуашью писать начинаем с самых светлых мест в натюрморте, постепенно прописывая все освещенные места. Важно не закрашивать всё наглухо гуашью, а оставлять между мазками небольшие промежутки (как мозаика)

Выполнение работы под руководством преподавателя: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы с обсуждением 24 мин.

Список литературы:

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1993.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

И учеба и игра. Изобразительное искусство./ М.В. Трофимова, Т.Т. Тарабарина.- Академия развития.- Ярославль. 1997.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова.- М.6 ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 202, (6) с.6 ил.

Тарасевич Г., Аксёнов Ю., Закин Р., Кригер Ф. Рисунок и живопись.- 1971.

Пример выполненной работы.

Проверен экспертом

Выберите документ из архива для просмотра:

План конспект уроков Живопись 1.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения. Вводный урок №1. 3ч.

Тема: Основы живописи

Цель:

Задачи : Обучать основам живописи. Познакомить с различными живописными материалами и их выразительно-изобразительными возможностями обучить технике рисования гуашью, акварелью, с техниками живописи (по - сырому, сухая кисть и др.). Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка;

Оборудование и материалы

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Введение в предмет, цель и задачи курса обучения. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Анализ картин. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Знакомство с кисточками, красками, бумагой, основными техниками. Знакомство с красками (акварель, гуашь, пастель, масляные краски и др.) и их свойствами (тон, насыщенность). Ахроматическими и хроматическими цветами в живописи.

3. Практическая работа. Яблоко в ахроматической гамме. Рисование эскиза и в цвете. Самостоятельная деятельность: упражнения цветоведения выполнить орнамент с ахроматическими и хроматическими цветами.

4. Итоги урока

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 10.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №10,3ч.

Тема: Живопись набросков лиственного дерева

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись набросков лиственного дерева. Познакомить с пропорциями и индивидуальными особенностями живописи осеннего дерева, цветовой палитрой при изображении осени. Изучение основных характеристик цветового пятна. Знакомство с понятием «натуральный цвет предмета».

3. Практическая работа. Живопись набросков лиственного дерева. выполнение эскиза, цветового этюда Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях деревьев, этюд дерева

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 11.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №11,3ч.

Тема: Живопись этюдов осеннего пейзажа

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись этюдов осеннего пейзажа. Знакомство с воздушной перспективой. Построение шкалы родственных цветов. Использование цветовой растяжки для передачи воздушной перспективы. Выполнение шкалы родственных цветов с множеством оттенков, добавление ахроматических цветов. Изучение свойств жёлто-красной гаммы. Контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности.

3. Практическая работа. Живопись этюдов осеннего пейзажа выполнение эскиза, цветового этюда. Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек, композиционный поиск

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 12.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №12,3ч.

Тема: Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне. Обучать основам живописной грамоты: законам тоновых и цветовых отношений, законами соподчинения и контраста, целого и детали

3. Практическая работа. Живопись постановки из двух предметов на нейтральном фоне. Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек, композиционный поиск

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 13.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №13,3ч.

Тема: Живопись этюдов различных животных.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись этюдов различных животных. Познакомить с пропорциями и особенностями изображения животных, птиц в цвете. Цветовое пятно и цветовой силуэт.

3. Практическая работа. Живопись этюдов различных животных: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях животных, этюд

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 14.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №14,3ч.

Тема: Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету. Познакомить с пропорциями и особенностями изображения постановки из трёх предметов сближенных по цвету на нейтральном фоне. Написание натюрморта в технике дробного мазка.

3. Практическая работа. Живопись постановки из трёх предметов сближенных по цвету: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: этюд натюрморта

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 15.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №15,3ч.

Тема: Автопортрет в цвете.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Автопортрет в цвете. Знакомство с основными пропорциями лица человека. Закрепить умение смешивать

3. Практическая работа. Автопортрет в цвете: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск Самостоятельная работа: смешение красок, цветовая растяжка для передачи объема.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 16.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №16,3ч.

Тема: Живопись набросков хвойного дерева.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись набросков хвойного дерева. Закрепить умение использовать гармоничные цвета и оттенки в работе.

3. Практическая работа. Живопись набросков хвойного дерева: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: наблюдение в природе и на иллюстрациях деревьев, этюд ели.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 17.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №17,3ч.

Тема:

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть.

3. Практическая работа.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 18.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №18,3ч.

Тема: Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме. Дать понятие «Холодная цветовая гамма». Тональный контраст, усиление характерных особенностей предметов, выявление формы. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари

3. Практическая работа. Живопись натюрморта из двух предметов в холодной цветовой гамме: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 19.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №19,3ч.

Тема: Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме. Выполнение шкалы родственных цветов с множеством оттенков, добавление ахроматических цветов. Изучение свойств жёлто-красной гаммы. Контрасты тона, цвета, цветовой насыщенности. 3. Практическая работа. Живопись с натуры букетов цветов в родственной цветовой гамме.: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: натюрморт бытовой утвари, упражнения смешения цветов, цветовые растяжки, этюды цветов

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 2.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №2,3ч.

Тема: Основы цветоведения

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Анализ картин. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Цветовая композиция узора. Знакомство с основами цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора.

3. Практическая работа. Изображение орнамента в полосе, квадрате и круге. Самостоятельная деятельность: упражнения цветоведения выполнить орнамент с основными и дополнительными цветами. Рисование эскиза и в цвете

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 20.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №20,3ч.

Тема: Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме. Познакомить с тонкостью цветовых переходов, путём осветления цветов. Развивать умение смягчать звучание палитры, находить различные оттенки одного цвета. Дать понятие «Теплая цветовая гамма» цветовая гармония.

3. Практическая работа. Живопись натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: упражнения цветовой растяжки, орнамент в теплой цветовой гамме

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 21.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №21,3ч.

Тема: Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне. Дать понятие «цветового контраста». Развивать умение использовать в живописи контрастные цвета.

3. Практическая работа. Живопись с натуры учебных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету на нейтральном фоне: выполнение цветовых эскизов, композиционный поиск. Самостоятельная работа: композиционный поиск цветового решения натюрморта, этюды предметов

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 22.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №22,3ч.

Тема: Творческая деятельность.

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения живописной композиции. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Творческая деятельность. Самостоятельная работа: подготовка к конкурсам, выставкам (материалы и тема на выбор учащихся)

3. Практическая работа. Самостоятельная работа: композиционный поиск цветового решения натюрморта, этюдов предметов, пейзажей.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 3.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №3,3ч.

Тема: Основы цветоведения

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Определение понятий: цвет, свойства цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета. Цветовая композиция узора. Обучение основам цветоведения, правилам построения цветовой композиции узора. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. 3. Практическая работа. Рисование эскиза и в цвете. Выполнение орнаментальных композиций в гамме, расположенной в одной из четвертей цветового круга. Самостоятельная работа: упражнения в смешении красок.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Выбранный для просмотра документ План конспект уроков Живопись 4.docx

Библиотека
материалов

Учебный предмет: «Живопись»

Первый год обучения Урок №4,3ч.

Тема: Живопись листьев

Цель: Создание условий для художественного образования, приобретения учащимися знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи : Обучение основам построения цветовой композиции. Знакомство с ритмом, изображение орнамента симметричного и ассиметричного. Познакомить с основам цветоведения в живописи. Развивать чувство цвета и умение смешивать краски, получать сложные оттенки основных цветов. Развивать навыки владения кистью при выполнении живописного рисунка. Формировать умения планировать деятельность, осуществлять самостоятельный контроль своей учебной деятельности, давать объективную оценку своему труду

Оборудование и материалы : листы бумаги, кисти, краски, вода, натурный объект, схемы цветоведения, презентация с образцами живописных работ художников, репродукции.

Ход урока

1. Оргмомент . Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Организация рабочего места.

2. Основная часть. Объяснение по теме урока. Демонстрация демонстрационно-наглядных схем. Основы цветоведения. Знакомство с основами цветоведения. Средства живописного изображения на плоскости. Краски. Смещение красок.

3. Практическая работа. Живопись листьев. Рисование эскиза и в цвете. Выполнение упражнений на составление красочных смесей путем смешивания красок, имеющих оттенки желтого цвета с добавлением ахроматических цветов. Выполнение композиции в желтой цветовой тональности. Самостоятельная работа: этюды осенних листьев.

4. Итоги урока . Выставка и обсуждение работ. ответы на вопросы: Что изучали, что запомнилось и понравилось, с какими трудностями столкнулись?

Методическая разработка урока

по предмету живопись

в подготовительном классе

2 год обучения

по теме «Натюрморт. Рисование

натюрморта с натуры»

Выполнила: Кукушкина Е.Н.

Преподаватель

МОУ ДОД ДХШ г. Неи

Костромской области

2013 год

Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры.

Цель

Выполнить несложный натюрморт с натуры

Задачи :

Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

З рительный ряд:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Работа учащихся над заданием
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

Тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.

Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность )

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Рефлексия

Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.(участвуют как сильные, так и слабые дети)

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

  1. Работа учащихся над заданием

Натюрморт с натуры.

У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

IV. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
  • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

Самоанализ урока

в подготовительном классе (2 год обучения)

«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

предметов»

Цель и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

Развивающие: развивать приёмы работы красками.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


План-конспект урока по живописи

преподавателя Детской художественной школы № 1

Сиразиевой Сагиды Фавзиевны

Место проведения : ДХШ № 1

Тема урока : Декоративный натюрморт (монохром)

Время исполнения - 8 часов.

Цели урока:

    обучающая: ознакомление с декоративной техникой исполнения гуашью; более глубокое изучение возможностей монохромной живописи; развитие понятия тона в живописи гуашью;

    развивающая: продолжение изучения жанра «натюрморт»; ознакомление с монохромной живописью; эмоциональное воздействие контрастных тональных отношений;

    воспитательная: воспитание любви к живописи во всем ее разнообразии; воспитание усидчивости и аккуратности; воспитание любви к видам национального декоративного искусства.

Тип урока : изучение нового материала.

Материалы к уроку : бумага ¼ листа, гуашь, карандаши ТМ, М, кисти, кнопки, резинка, баночка для воды, палитра для смешивания красок.

Оборудование к уроку :

    Наглядное пособие с образцами работ учащихся третьего класса.

    Наглядное пособие «Последовательность выполнения натюрморта в монохромной живописи» (2 таблицы).

    Наглядное пособие «Цветовой круг».

    Наглядное пособие «Цветовая гармония».

План урока

    Организационная часть (5 мин.).

    Сообщение нового материала (25 мин.).

    Самостоятельная работа (1 ч. 70 мин.)

    Завершение урока и сообщение домашнего задания (5 мин.).

Ход урока

Здравствуйте, ребята! (учащиеся здороваются, отмечаю присутствующих).

Тема нашего урока - живопись гуашью, но не обычная, а монохромная живопись. В живописи много цветовых гармоний (показ таблицы). Одним из видов является монохром. Что такое монохром? (Ребята отвечают на вопрос). Разновидность живописи, живопись с ограниченным колоритом. Моно- (одно) или однотонная живопись. Имея один цвет, мы можем создать красивые работы не только композиции, но и натюрморты. Посмотрите, ребята, на образцы монохромной живописи в младших классах и каких результатов мы достигаем в старших классах. Сегодня мы знакомимся не только с монохромом, но делаем работы в декоративной технике. Прошлую четверть мы работали в живописной технике. Чем отличается живописная техника от декоративной? (аккуратностью, введением узоров, т.е. декором, а живописная - пишем мазочками). Как мы работаем в гуашевой живописи (чернение, беление). Берем по выбору один цвет, растягиваем черной и белой краской. Посмотрите на таблицу, где есть растяжка тона. Мы берем краску, на палитре глубокими углублениями смешиваем до однородной массы, не густо и не жидко, при наложении на бумагу она не должна просвечивать. Последовательность работы показана на наглядном пособии. (Показываю на палитре, как смешивать и как начинать работу). Ребята, 1 этап работы мы начинаем с фона, растяжки с белилами, потом растяжка с серой краской (плоскость стола, поднос), растяжка черной краской (часть чайника, подноса). По желанию когда закончена первая прописка, начинаем работу с орнаментом (орнамент на фоне, плоскость стола, поднос и часть чайника). Орнамент делаем сначала простым карандашом, потом гуашью на темном светлый, на светлом темный, т.е. используем контраст.

Самостоятельная работа.

Завершение урока. Анализ работ. Задание на дом: эскизы композиций в монохроме на тему «Жара», «Холод».



Последние материалы сайта