Описание уличной жизни в преступление и наказание. Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты. Какой этот город в вашем представлении

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

Петербург достоевского. сцены уличной жизни

Можно сказать, что творчество Достоевского насыщено в значитель­ной мере полемикой с Чернышевским, с его романом «Что делать?», с различны­ми схемами человеческой «натуры». Сила Достоевского была не в полемике с Чернышевским как таковой, а во всестороннем изо­бра­жении современной мятущейся человеческой личности, в критике неустройств современного обще­ства. Великие романы Достоевского имеют философский характер.
Преступление и наказание сцены уличной жизни Петербург Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат».

Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.

Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

Post navigation

Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

Урок. образ петербурга в романе ф.м.достоевского (преступление и наказание)

Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь – не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную. Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург.

Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший. Город-соучастник Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров.

One more step

  • Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе
  • Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание
  • Я-дитя века»
  • Преступление и наказание сцены уличной жизни
  • Готовые школьные сочинения
  • Образ города в романе Ф
    • Урок-модуль «В Петербурге Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)
  • Петербург Ф
  • Информационный центр Центральный Дом Знаний
  • Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
  • Тема: Преступление и наказание

Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
Великолепная панорама Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы — чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма. Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».
«Пьяный» Петербург Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.

Сцены уличной жизни

Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление. Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни.
Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его.
Однако он всё спокойно вынес. Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

Внимание

Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, — это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.


Инфо

В заключение Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича. Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России.

Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты

Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию. Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.

Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой. Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

Название сочинения: Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

План:
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе нисчеты и страданий бедных людей:
а)описание Петербургских хрущоб
б)униженные и оскорбленные романе:Соня Мармеладова и её семья.Сестра и мать Раскольникова.
3.Выводы:
Боль за человека-основа авторских позиций в романе Ф.М,Достоевского "Преступление и наказание"

ЛЮДИ НУЖЕН ПЛАН ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ПОЖАЛУЙСТА ПОБЫСТРЕЕ НАДООО:*

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. «Преступление и наказание» многие критики и писатели называют петербургским романом. Ф. М. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города. Идя на преступление, Раскольников, проходя мимо Юсупова сада, задумывается о фонтанах, которые неплохо бы освежали воздух на площадях, и что если бы Летний сад распространить на все Марсово поле и соединить с Дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная

И полезнейшая для города вещь. Это говорит нам о том, что Родион Раскольников любит свой город и задумывается о нем даже в такие жуткие минуты.

И одновременно мы видим, что этот город довольно-таки мрачный, больной, сырой, хотя и столь прекрасный. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит

Летом и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка Раскольникова мы смотрим на Петербург: «…на улице жара стояла страшная, и к тому же духота, толкотня, всюду известка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность снять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Голодный молодой человек чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Описание Петербурга воспринимается как зримая картина внешнего мира, которую видит перед собой герой, как отражение чувств Родиона Раскольникова.

Действие романа происходит большей частью на улице. В переулке у Сенной щегольская коляска раздавила бедного Мармеладова; его жена, которая давно больна чахоткой, истекала кровью на улице; на улице же застрелился Свидригайлов, на Сенной площади Раскольников пытается покаяться перед народом. Все эти уличные сцены тесно связаны с переживаниями Раскольникова. Герой романа «Преступление и наказание» мучительно сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Однажды, зайдя в распивочную, Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера. Они говорят о той самой старухе, которую замышляет убить Раскольников. «Богата, как жид, может сразу пять тысяч выдать. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…» - рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице. Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям.

Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения. В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин - закладчик и краденое прячет… купец Юшин содержит дешевые грязные номера, Дарья Францевна торгует женщинами.

В романе Достоевского главное место действия, основная торговая точка Петербурга - Сенная площадь. Ее окружают мрачные улицы и переулки, населенные мелким чиновным людом, торгашами, ростовщиками, показана жизнь бульваров, закусочных, трактиров, публичных домов. В двух шагах от грязной Сенной находится Столярный переулок, в нем 16 домов и 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, это посетители покидают кабаки.

Ф. М. Достоевский подробно знакомит нас с обстановкой, в которой живут его герои. Каморка Раскольникова до того мала, что можно, лежа на кровати, без особых усилий открыть защелку двери. Комнаты Разумихина и Мармеладова почти такие же. Комнаты их точь-в-точь темные, сырые гробы. В них вечно царит полутьма, что под стать серости жизни. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления.

Автор не зря несколько раз упоминает о жаре в Петербурге. Эта тяжелая погода приводит к путанице мыслей в голове Раскольникова, он ходит по Петербургу словно в бреду. Жара и духота тоже в какой-то мере дают толчок к преступлению. Петербург играет важную роль в романе, обилие внешних деталей, подробности городской жизни, сцены уличной толкотни, жалкие интерьеры - все это создает общее ощущение города, который враждебен человеку, теснит, давит на него, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

№2.

информационный

Электронный модуль

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города : (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР www.fcior.edu.ru :

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

ЭОР №6.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

ЭОР №7.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №8.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №9.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

ЭОР №10.

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №11.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №12.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №13.

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №14.

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №15.

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

Фамилия, имя


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.

Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

Базовый учебник.

Цель и задачи урока :

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Обучающие-

Познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении

Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие-

Формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

Формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательные-

Воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову;

Воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;

Умения работать в команде.

Тип урока - урок комбинированный

Формы работы учащихс я - групповая форма обучения, индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование :

Проектор, доска;

Презентация к уроку;

Л.В. Бетховен « Лунная соната»

Ход урока :

Ход урока

Позитивный настрой на урок (1 мин.)

Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок литературы и я надеюсь, что нам всем будет интересно на этом уроке. У нас с вами всё получится!

Оценивание на уроке (2 мин.)

Договоримся о правилах работы на уроке. Работа на уроке осуществляется в группе. Вы сами определяете свои роли, выполняете работу вместе и один человек от группы представляет результат работы на уроке.

2. Постановка цели

Тема сегодняшнего урока: « Петербург Достоевского » .

-Как вы думаете, что надо знать на этом уроке? (с помощью чего изображает Достоевский город)

С помощью каких приемов он это делает ?( описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей).

- Чтобы это узнать, что будем делать на этом уроке ?( анализировать эпизоды, в которых создаются описание улиц, интерьеров, портретов, пейзажей, сравнивать и изображением Петербурга у других писателей).

Дома вы читали 1 часть романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Какое впечатление произвело на вас это произведение?

(ответы детей)

Об этом городе великий поэт А.С.Пушкин сказал так:

…ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова…

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.

Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

У какого ещё писателя действие в произведении происходит в Петербурге?

(у Н.В. Гоголя в повести « Шинель»)

Какой та м Петербург? (Оборотень с двойным лицом. За парадной красотой скрыта убогая жизнь)

Какой этот город в вашем представлении

Вернемся в Петербург Достоевского.

Итак, в классе 4 группы. 1- описание пейзажей.

2-описание сцен уличной жизни

3-описание интерьеров

4- портреты

Задания у вас на листах. Приступайте. У вас 5 минут.

Работа в группах :

Восстановите образ города у Достоевского , заполните таблицу.

Задания для групповой работы.

1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу.

2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу.

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

4 группа: найдите портреты в произведении. Выпишите ключевые слова в таблицу.

Составляющие образа

Характерные признаки

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.

Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.

Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;

– пьяная девочка на бульваре;

– сцена с утопленницей;

– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Интерьеры.

Портреты.

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.

Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

Комната Сони-“уродливый сарай”.

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности. Неприглядная картина, как будто это другой город.

В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами

Отвечает один человек от группы.

Подводится итог .( С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.

Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского- это город одиночества.

Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь , скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара ).

– Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота , что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать . Раскольников: «Грязно , пакостно, гадко, гадко!»).

– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру », «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная »»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана .., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… »; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер , душный и тесный … Э то была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого». Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий . Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).

– Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома …»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях . Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота »; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)

– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат » вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).

– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).

– Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

Стадия рефлексии.

Составьте синквейн по данному произведению

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Ассоциация.

Обучающиеся читают синквейны.

Теперь подведем итог урока. Какие цели ставили? Достигли?

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать мини- сочинение «Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?»

Составить план характеристики Раскольникова.

Литература:

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.

Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.

Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.

История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990

Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):



Последние материалы сайта