Жизненные цели и интересы штольца. Урок по литературе на тему: "Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика". г) отношение к учёбе в пансионат

10.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: «ученье не уйдет», главное – аттестат, «что Илюша прошел все науки и искусства», но внутренний «свет» образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

Абсолютная противоположность Обломову – Штольц, который становится воплощением расчета, деятельности, силы, решимости, целеустремленности. В немецком воспитании Штольца главным было развитие натуры самостоятельной, деятельной, целеустремленной. При описании жизни Штольца Гончаров чаще всего употребляет слова «твердо», «прямо», «шёл». И сама фамилия Штольца – резкая, отрывистая, и вся его фигура, в которой не было ни доли округлости и мягкости, как в облике Обломова, - всё это выявляет его немецкие корни. Вся его жизнь была прочерчена раз и навсегда, воображение, мечты и страсти не вписывались в его жизненную программу: «Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук». Наиболее ценимое качество в человеке для Штольца – «настойчивость в достижении цели», правда, при этом Гончаров добавляет, что от качества самой цели уважение к настойчивому человеку у Штольца не зависело: «Людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Цель жизни Штольца, как он ее формулирует, - труд и только труд. На вопрос Обломова: «Для чего жить?» - Штольц, ни минуты не задумавшись, отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего». Несколько настораживает это однозначное «больше ни для чего». Результаты труда Штольца имеют вполне ощутимый «материальный эквивалент»: «Он и в самом деле нажил дом и деньги». О характере деятельности Штольца Гончаров говорит весьма обтекаемо, вскользь: «Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Впервые в русской литературе появилась попытка показать положительный образ предпринимателя, который, не имея при рождении богатства, добивается его своим трудом.

Пытаясь возвысить своего героя, Гончаров убеждает читателя, что от матери – русской дворянки – Штольц воспринял умение чувствовать, ценить любовь: «он выработал сам себе убеждение, что любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром». Однако в любви Штольца все подчинено рассудку, не случайно «разумный» Штольц так никогда и не понял, что произошло между Обломовым и Ольгой, что стало основой их любви: «Обломова! Не может быть! – прибавил опять утвердительно. – Тут есть что-то: вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви!», «Это не любовь, это что-нибудь другое. У вас до сердца и не доходило: воображение и самолюбие, с одной стороны, слабость – с другой». Штольц так и не понял, что любовь бывает разная, а не только такая, которую просчитал он. Не случайно это неумение принять жизнь в ее разнообразии, непредсказуемости в конце концов приводит к «обломовщине» и самого Штольца. Полюбив Ольгу, он уже готов остановиться, замереть. «Нашел свое, - думал Штольц. – Дождался!.. вот оно, последнее счастье человека! Всё найдено, нечего искать, некуда больше идти!» Уже став женой Штольца, испытывая к нему настоящую любовь, понимая, что она нашла в нем свое счастье, Ольга часто задумывается о будущем, ее страшит эта «тишина жизни»: «Что же это? – думала она. – Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги. Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё, всё?»

Многое может сказать о героях их отношение друг к другу. Обломов искренне любит Штольца, в нем по отношению к другу чувствуется истинное бескорыстие и великодушие, можно вспомнить, например, его радость счастью Штольца и Ольги. В отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстает как человек, который страстно ищет, хотя и не находит норму жизни. В Штольце по отношению к Обломову есть какое-то «недочувствие», он не способен на тонкие душевные движения: с одной стороны, искренне сочувствует Илье Ильичу, любит его, с другой – часто по отношению к Обломову оказывается не столько другом, сколько «грозным учителем». Штольц был для Ильи Ильича воплощением той бурной жизни, которая всегда пугала Обломова, от которой он пытался спрятаться. На горькое и досадное Обломова: «Жизнь трогает», Штольц тут же откликается: «И слава Богу!». Штольц искренне и настойчиво пытался заставить Обломова жить более активно, однако эта настойчивость иногда становилась жёсткой, а порой и жестокой. Не щадя Обломова и не считая, что имеет на это право, Штольц затрагивает самые болезненные воспоминания об Ольге, без малейшего уважения к жене друга говорит: «Да ты оглянись, где ты и с кем ты?» Сама фраза «теперь или никогда» грозная и неотвратимая, тоже была противоестественна мягкой натуре Обломова. Очень часто в разговоре с другом Штольц употребляет слова «я встряхну тебя», «ты должен», «надо жить иначе»». Штольц начертал план жизни не только себе, но и для Обломова: «Ты должен жить с нами, вблизи нас. Мы с Ольгой так решили, так и будет!» Штольц «спасает» Обломова от его жизни, от его выбора – и в этом спасении видит свою задачу.

Какова та жизнь, в которую он хотел вовлечь друга? Содержание недели, которую Обломов провел со Штольцем, по своей сути отличалось от сна на Гороховой улице. Были в этой неделе и какие-то дела, обед с золотопромышленником, чай на даче в большом обществе, однако Обломов очень точно назвал это суетой, за которой не видно человека. В свою последнюю встречу с другом Штольц сказал Обломову: «Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен». Вот и проявилась основная причина – разные дела, которые отвлекали Штольца от жизни друга. И действительно, между появлениями Штольца в жизни Обломова – как провалы, как пропасти – проходят годы: «Штольц не приезжал несколько лет в Петербург», «год прошел со времени болезни Ильи Ильича», «пятый год пошел, как мы не виделись». Не случайно ещё при жизни Обломова между ним и Штольцем «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена», причем эта стена существовала только для Штольца. И еще при жизни Обломова Штольц похоронил друга однозначным приговором: «Ты погиб, Илья!»

Отношение автора к Штольцу неоднозначно. Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».

Проблема героя в романе «Обломов» связана с авторскими размышлениями о настоящем и будущем России, о родовых чертах русского национального характера. Обломов и Штольц – не просто разные человеческие характеры, это различные системы нравственных ценностей, разное мировосприятие и представление о человеческой личности. Проблема героя состоит в том, что ни Обломову, ни Штольцу автор не отдает предпочтения, за каждым из них оставляя свое право на истину и выбор жизненного пути.

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Вершиной творчества И.А.Гончарова является роман "Обломов", работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно угасшего дворянина, человека умного, доброго, но безвольного, апатичного, не приспособленного к труду и жизни. В системе художественных образов романа одно из важных мест занимает образ друга детства Обломова – Андрея Ивановича Штольца. Это "герой дела", "человек действия".

Штольц и Обломов – антиподы. Они различны во всем, но их связывает долгая и верная дружба. Андрей Штольц – сын управляющего имением в селе, когда-то принадлежащем Обломовым. Он учился вместе с Ильей, оказывал ему "медвежью услугу", то подсказывая уроки, то делая за него переводы. Да и впоследствии Андрей Штольц будет бескорыстно помогать своему другу во всех жизненных затруднениях.

Главная черта в характере Штольца – трудолюбие. Его отец – немец, и он дал сыну "трудовое, практическое воспитание". Иван Богданович объяснял сыну, какая глина на что годится, как добывают деготь, топят сало и т.д. С 14 лет Штлоьц уже один отправлялся в город и точно, правильно выполнял поручения отца. Мать Андрея – русская. От нее он унаследовал язык и веру. Мать бы "держала его возле себя", как это делала мать Обломова, но Иван Богданович запретил мешать сыну познавать жизнь.

После окончания университета Штольц-старший отправил сына в Петербург. Он считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он узнал Европу, "как свое имение", "видел Россию вдоль и поперек". Он сделал карьеру, "служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги". Он поддерживал связи с золотопромышленниками, бывал в Киеве – торговом центре свеклосахарной промышленности, Нижнем Новгороде, знаменитом ежегодными ярмарками, Одессе – крупнейшем центре хлебного экспорта из России, складочном месте иностранных товаров, посещал Лондон, Париж, Лион – торговые и промышленные центры Европы. Таковы масштабы деятельности Штольца. Труд становится целью и смыслом жизни Штольца. Об этом он так говорит Обломову: "Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей". Штольц никогда не перестает трудиться. Он всегда в действии.

Портрет Штольца подчеркивает его динамичность: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости". У него нет лишних движений: "Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно". Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе. Он "жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль".

В нравственной жизни Штольц также управлял своими печалями и радостями, как и контролировал дела. Герой привык быть лидером. В дружбе с Обломовым он выполняет роль сильного наставника. Именно Штольц пытается спасти друга из плена обломовщины. Ему удается совершить невероятное: он заставляет Обломова подняться с дивана и после многолетнего отсутствия появиться в свете. Штольц пишет другу письма из-за границы, приглашает приехать его в Швейцарию и Италию.

Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: "Уж с надеждами на будущность кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю". И все же он предлагает Илье Ильичу "избрать маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить". Штольц старается внушить Обломову уверенность в своих силах: "…все ты должен и можешь делать".

Верность Штольца идеалам юности проявляется в том, что он спасает друга от нищеты, оформляет доверенность на свое имя и берет Обломовку в аренду. Энергичный и деятельный Штольц привел в порядок имение друга, много изменил в Обломовке: построил мост, возвел дом под крышу, назначил нового управляющего.

Даже в любви и женитьбе Штольц прошел "школу наблюдения, терпения, труда". Встретив Ольгу Ильинскую в Париже, Штольц стремится разгадать ее ум и характер. Он действует, завоевывает ее любовь. Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни. Они жили "как все, как мечтал и Обломов", но это не было растительным существованием. Они "думали, чувствовали, говорили вдвоем".

"Человек действия" для Гончарова – это личность, в которой нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни того времени. Штольц стремится к личной независимости, это буржуазный делец, но не хищник. Гончаров любуется кипучей энергией, предприимчивостью Штольца, но показывает и его слабости. В Андрее Ивановиче нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. Его деятельность направлена только на личное благополучие, он отказывается идти на "дерзкую борьбу с мятежными вопросами". Деятельность Штольца – замаскированная форма "обломовщины". Герой желает достичь покоя, избавиться от "тумана сомнений, тоски вопросов" о смысле жизни.

Меню статьи:

Образ Андрея Ивановича Штольца в романе Гончарова «Обломов» является одним из самых привлекательных. Его деятельность и умение распорядиться свободным временем наталкивают на мысль об идеальности и гармоничности личности, однако, это не совсем так.

Происхождение Андрея Штольца

Андрей Штольц родился в небольшой деревне Российской империи. Отец его по происхождению был немцем, который впоследствии окончательно осел в России. Мать его походила из обедневшего дворянского рода. Благодаря такому симбиозу культур, Андрей Штольц смог обрести такие черты характера и качества, которые бы позволили ему стать с жизни успешным, но при этом не потерять свой моральный облик.

Отношения в семье и вопрос о воспитании Штольца

Родители в семье Штольцев жили гармонично. Несмотря на то, что между ними возникали различные разногласия, это не способствовало появлению конфликтов в семье.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с в одноименном романе Ивана Гончарова.

Мать в воспитании придерживалась традиционного русского взгляда. Она, подобно многим дворянам, прививала своему сыну любовь к искусствам и размеренному образу жизни. Именно благодаря матери, Андрей узнает азы музыки и песнопения, знакомится с живописью и литературой. Андрей в детстве часто бывал у Обломовых, их размеренная, ленивая жизнь утомляла мальчика, но была вполне естественной для матери – такое поведение дворян (за исключением некоторых моментов в жизни Обломовых) могла бы послужить эталоном жизни аристократов.

Отец Андрея в жизни и соответственно в воспитании придерживался другой позиции – он считал, что в жизни нужно обладать практичными навыками, позволяющими организовать себя и свою работу с наибольшей продуктивностью. Маленький Андрей был в восторге от стиля воспитания отца – ему было интересно на фабрике и в поле. Вскоре маленький Штольц работал с отцом на равных и при необходимости с легкостью в работе мог заменить отца.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Иван Гончаров.

Мать с ужасом наблюдала за этими всеми манипуляциями – ее мечта о белых воротничках и блестящей светской жизни сына постепенно таяла, но женщина не отчаивалась. Она еще более усердно принималась обучать сына азам светской жизни.

Таким образом, в семье Штольцев осуществилось вполне удачное сочетание прагматичного и душевного. При этом воплощением прагматики выступал отец, а душевного начала – мать.


Ранний уход из жизни матери не позволил осуществлять воспитание в тех же рамках – отец его не умел быть таким эмоциональным, порой он даже не может найти слов, чтобы поддержать сына, напутствовать его, поэтому дальнейшее воспитание Штольца уверенно обрело черты прагматики и дисциплины.

После окончания университета отец не дал Андрею долго бездельничать –он отправляет сына в самостоятельное плавание. Такая традиция была принята в европейском обществе – родители обеспечили все условия для гармоничного существования Андрея, и теперь Штольц должен сам заботиться о себе.

Сцена прощания отца с сыном в понимании русских крестьян также выглядит странной – отец ведет себя крайне скупо в эмоциональном плане и никто из окружающих (разве, что сам Андрей) не догадывается, что на самом деле Ивана Штольца в это время переполняет гордость за сына.

Влияние воспитания на дальнейшую жизнь

Идеалы и привычки, привитые нам в детстве, так или иначе, влияют на нашу дальнейшую жизнь. Эта же тенденция заметно прослеживается и в жизни Андрея Штольца.

Требовательность отца к своему сыну и раннее включение его в трудовую деятельность (Иван Штольц принял на работу своего сына и даже выплачивал ему зарплату, как и всем своим работникам) способствовало общественной закалке сына. Андрей с самого детства знал, что в жизни часто случаются неудачи, они порой никак не связаны с предвзятым отношением окружающих, а являются следствием погрешностей в его работе. Чтобы их избежать или исправить, нужно приложить усилия и усердно работать. Такое понимание привело к тому, что, будучи уже взрослым, Штольц уверено преодолевает трудности, они не наносят на его жизнь столь значимый отпечаток отчаяния и апатии, как это случается с Обломовым.

Отношение к обучению

Андрей Штольц в детстве был очень непоседливым мальчиком – он обожал различные шалости и придавался им при первом же удобном случае. Однако такая непоседливость не стала препятствием в получении качественного образования.

Первоначальное образование Андрей Штольц получил дома – мать его учила музыкальной грамоте и французскому. Впоследствии Андрей развил эти навыки и часто играл с матерью в четыре руки. Знания французского для него стали также необходимы в дальнейшей жизни – Андрей постоянно общался с аристократами, знания французского позволяло ему оставаться на должном уровне по отношению к высшему обществу.

В это же время области познания Штольца были обширные – он с отцом активно изучал географию и немецкий, читал различные книги – от Священного Писания до басен Крылова. С матерью изучал Священную историю.

Дальнейшее свое обучение Андрей Штольц продолжил в пансионате, руководителем которого стал его отец. В этот период Андрей смог укрепить свои знания и расширить их границы. Учеба давалась ему легко – Андрей время от времени помогал своим друзьям по пансионату выполнять их задания.

После окончания пансионата последовало обучение в университете Российской империи. Об этом периоде жизни Штольца Гончаров мало что рассказывает. Известно, что Андрей был дисциплинированным и трудолюбивым, обучение для него стало легким занятием.

Дружба с Обломовым

С Ильей Ильичем Обломовым Андрей Штольц был знаком с самого детства. Однако тесное их взаимоотношение началось во время обучения в пансионате. В этот период мальчики были очень похожи между собой: они оба были очень любопытными и активными. Однако вскоре воспитание сыграло с Ильей злую шутку – родители Обломова были в ужасе от такой манеры поведения сына и всячески пресекали возможные проявления любознательности и активности. В их понимании ребенок должен быть уравновешенным и спокойным. Со временем, Илья таким и стал – апатичным и пассивным.

Отец Штольца, наоборот, всегда поощрял активность сына. Он даже разрешал ему уходит из дому на несколько дней, при условии, что сын выполнил все его поручения. В результате активность и желание развиваться сохранилось у Штольца и в его взрослый период жизни.

Несмотря на то, что в дальнейшем жизнь Штольца и Обломова сформировала из похожих личностей диаметрально противоположные, дружба их не закончилась, а продолжалась всю жизнь. Андрей время от времени навещал Обломова и интересовался его делами. Делал это Штольц не из-за личной выгоды или этических норм, а потому, что он действительно был неравнодушен к судьбе своего друга.

После окончания университета Илья Ильич некоторое время пытался следовать традиционной схеме жизни – и для этого поступил работать в канцелярию, но первые же сложности на работе стали причиной депрессии и паники у Обломова. Так, чрезмерная опека родителей заранее спровоцировала ситуацию неуспеха. Штольц же наоборот активно включился в дела службы и смог заслужить себе звание аристократа.

После такой крупной неудачи Обломов безвылазно живет в своей съемной квартире. Он перестал появляться на людях и даже перестал следить за порядком в доме – все дни напролет Обломов пролеживал на диване, время от времени впадая в дремоту.

Никто из знакомых Ильи Ильича не мог вытащить его из этого болота. Единственным человеком, который мог расшевелить его, оставался Андрей Штольц. В один из своих визитов к Обломову Штольц стал свидетелем забавной картины – Илья Ильич намерен был поколотить своего слугу за то, что тот его пытался разбудить. От души посмеявшись, Штольц начинает упрекать Обломова в апатичности и бездействии и решает окончательно расшевелить Обломова. Штольц вытаскивает Обломова в свет. Сначала подобный режим жизни невероятно утомляет Обломова, но затем Илья Ильич влюбляется – у него появляется стимул поддерживать свою активность. Однако со временем обломовщина вновь затягивает Илью – в этот раз Штольц уже не нашел силы, чтобы реанимировать своего друга к жизни, хотя его судьба была все также небезразлична Андрею Ивановичу. Штольц время от времени приводит дела Обломова в родовом поместье в порядок, навещает своего друга. Связь Обломова с Агафьей неприятно удивляет Штольца, он не понимает такого поведения своего друга, однако после его кончины не отказывается от своих слов и берет на воспитание сына Обломова – мальчика, названого в честь Штольца Андреем. Скорее всего, в последние годы дружбу Обломова и Штольца удерживают воспоминания о детской дружбе и необычное умение Обломова проявлять нежность и чувственность, которое не свойственны Штольцу.

Отношения с Ольгой Ильинской

Гончаров во время изображения взаимоотношений в рамках Обломов- Штольц- Ильинская романе использует один из парадоксов: в то время как личности Обломова и Штольца кажутся очень разными по своей сути, личности Ольги Ильинской и Андрея Штольца кажутся сродными. Детальный анализ показывает, что это первое впечатление ошибочно. На самом деле образы Штольца и Обломова, особенно в детстве, имеют много сродных качеств, а образы Ильинской и Штольца очень различны – ведь мотивацией для выявления их качеств и социальной активности у них становятся разные чувства и мотивы.

В начале романа у Штольца не возникает романтических чувств по отношению к Ольге, хотя при этом нельзя сказать, что в их взаимоотношениях нет симпатии. Андрей Иванович – человек не романтичный, поэтому он не смог настолько пленить девушку как нежный и эмоциональный Илья Ильич.

Прагматичный ум Штольца позволяет найти ответ фактически на любой вопрос из мира рационального, но только не из мира чувственного, полного романтики – здесь его разум бессилен. После разрыва с Обломовым девушка едет с тетей в Швейцарию, где случайно встречается с Андреем Ивановичем. В это время Штольц еще ничего не знает о печальном опыте взаимоотношений Ольги и продолжает с ней общаться как прежде. Андрей Иванович приносит девушке новые книги, ноты, иногда цветы, успокаивая себя тем, что это надолго увлечет Ольгу, но девушка всегда очень быстро читает произведения и разучивает ноты, а затем, как правило, осыпает Штольца вопросами.

В глазах Ольги – Штольц интересный собеседник, для девушки он выступает кем-то вроде учителя, который знает больше своего ученика и всегда умеет занять чем-то интересным. Штольц же, напротив, сумел разглядеть в девушке женщину и влюбился в нее не как в личность, а как в представительницу женского пола. Исходя из этой дисгармонии и происходят большинство парадоксов в их дальнейших отношениях.

Плененный Ольгой Андрей Иванович делает девушке предложение – недолго думая, Ольга соглашается. Она не испытывает страсти к Штольцу, но ее пленяет уровень знаний этого человека – он кажется ей необыкновенно умным и смышленым и это становится главным фактором для принятия окончательного решения.

В виду своего способа жизни и возраста, Штольц начинает мечтать о спокойной и размеренной жизни – аналоге так яро гонимой им самим Обломовщины. Ольга же не понимает такого предпочтения мужа, она полна решимости действий и желания к развитию. Благодаря тому, что все это время Штольц активно занимался саморазвитием, у них в браке существовала гармония, но, судя по всему, как только Штольц прекратит активное свое развитие, он перестанет быть кумиром Ольги и сразу же после этого последует разочарование и дисгармония.

Штольц всегда посвящал жену в свои дела и даже дела Обломовки, позволяя жене принимать активное участие в них, однако вскоре женщина начинает испытывать тоску – ее жизнь кажется ей скучной и однообразной, о чем она неоднократно говорит мужу. Отсутствие нежности и романтики в отношениях Ольги и Андрея становится все заметнее – их союз умов в конечном счете стремительно начинает приближаться к деструкции и дисгармонии. Гончаров наталкивает читателя на мысль, что наличие общего стремления и идей не делает людей счастливыми в браке. Для гармоничного брака нужна любовь.

Характеристика личности

Жизнь Андрея Штольца все время проходила в рамках активного познания мира и саморазвития. Отец его старался привить сыну такие качества характера, которые бы позволили ему не утонуть в пучине жизни и стать успешным человеком.

Андрей Иванович постоянно чему-то учится. Кажется, что в жизни Штольца ни одна минута жизни не была потрачена даром – Андрей Иванович умеет распределить свое время наиболее выгодным образом, чтобы успеть совершить много полезных дел за день.

Положительную службу в этом деле Штольцу дает его неромантический характер – Штольц никогда не предается мечтаниям и грезам. Он не понимает, как люди могут быть по уши влюблены в кого-то.

Андрей Иванович обладает твердым и решительным характером. Штольц всегда очень требователен к себе. Благодаря своему трудолюбию, настойчивости и дисциплинированности, Штольц становится успешным человеком в рамках своей карьеры и даже дослуживается до чина надворного советника, что дает ему право обрести личное дворянство. На этой должности Штольц не задержался – он решил выйти в отставку, стал заниматься торговлей и достиг существенных достижений в этом занятии. Вскоре его капитал из отцовских сорока вырос до трехсот тысяч, что было предметом восхищения и зависти многих помещиков.

Штольц – очень сдержанный человек, он умеет сдерживать свои эмоции. В своих неудачах Андрей Иванович не винит окружающих, как обычно это любят все делать – в первую очередь он ищет причины в себе – это позволяет ему быстро искоренить возникшую проблему и не допускать ее появления в дальнейшем.

Неэмоциональность Штольца позволяет ему не теряться в различных ситуациях и находить из них самый привлекательный и выгодный выход.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц наделен множеством положительных качеств характера. Большинство из них являются типичными для европейского бюргера, но в то же время очень необычны, и в некой мере, странные для обывателя Русской империи. Благодаря своей беспринципности и трудолюбию Штольц сумел достичь существенных высот в делах службы, а также умножить свой капитал, однако Штольц так и не сумел обрести гармонию в браке – его отношения с Ильинской обречены на крах, так как являют собой союз ума, а не чувств.



Последние материалы сайта