В чем смысл названия обломов. Имена литературных героев в романе «Обломов. Мечта или жизнь

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Роль имен собственных в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Цель урока:

Доказать, что для И. А. Гончарова в его романе «Обломов» выбор имени и фамилии героя принципиально важен, что они, как правило, являются одними из ключевых слов текста и обычно сосредотачивают в себе символические смыслы;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование: портрет И. А Гончарова, чистые плакаты и диаграммы.

Ход урока:

Учитель: Во многих исследованиях, посвященных художественной речи, постоянно отмечаются огромные экспрессивные возможности и конструктивная роль имен собственных в тексте. Имена собственные участвуют и в создании образов героев литературного произведения, развертывании его основных тем и мотивов, формировании художественного времени и пространства, способствуют раскрытию идейно – эстетического содержания текста, часто выявляя его скрытые смыслы.

Далее учитель формулирует цели урока. Отмечается, что в процессе подготовки урока все учащиеся класса получили задание: поработать с именами и фамилиями романа, используя толковые словари В. И. Даля, МАС и «Толковый словарь» под ред. Ожегова. Параллельно с этим работали творческие группы, занимавшиеся более детальным исследованием имен собственных.

Итак, сколько фамилий вы нашли в тексте? Одинаковое ли значение имеют эти фамилии?

Слово предоставляется творческой группе, занимавшейся данным вопросом.

Учитель: Согласны ли вы с выводами наших исследователей?

Сколько имен в романе? Играют ли они какую – либо роль в тексте?

Слово предоставляется второй творческой группе, занимающейся этим вопросом.

Учитель: Согласны ли вы с ее исследованием?

Я специально просила не касаться 4-х первых фамилий главных героев, зная, что класс проделал большую работу по их исследованию и отыскиванию лексических значений тех слов, от которых, по их мнению, образованы эти фамилии. Конечно, первой в этом ряду стоит фамилия главного героя. Лексические значения каких слов вы искали в словарях для объяснения этой фамилии?

Ответ: Обломок, облый, обломать, облом.

Учитель: Какое из этих слов вы бы поставили на первое место?

Ответ: Обломок. Значение – остаток чего – либо, прежде существовавшего, исчезнувшего.

Учащиеся объясняют, что это символ прошлого.

Учитель: Что же символизирует прошлое в романе?

Ответ: Обломовка.

Ответ подтверждается цитатами.

Учитель: Какой отпечаток наложил на Обломова прежний мир?

Ученики говорят о воспитании, полученном Обломовым в Обломовке, и о том, каким он вырос, благодаря этому воспитанию.

На большом плакате, озаглавленном «Обломов», появляется первая запись:

Обломов – житель Обломовки – обломок прошлого мира, наложившего на героя свой отпечаток (воспитание, дальнейшая жизнь).

Учитель: Только ли Обломов – обломок прошлого?

Ответ: Нет, еще Захар.

Учащиеся приводят доказательства: указание на связь Захара с фамилией Обломов, обращают внимание на значение его имени. Он бережно хранит память о прошлом и дорожит ею, как святыней. (Все доказательства подтверждаются цитатами).

Учитель: Некоторые учащиеся вашего класса нашли связь фамилии «Обломов» с старевшим прилагательным «облый» - круглый. Так у нас образовалась третья творческая группа. Предоставим ей слово.

После выступления творческой группы на плакате появляется еще одна запись: круг – символ замкнутости, отсутствие развития, неизменность порядка (образы сна, камня, потухания), гаснуть – угасание сил, духа; круг – это биографическое время героя, попытки вырваться из которого ни к чему не привели.

Учитель: Почему стало возможным возвращение Обломова в циклическое время?

Что принесло ему такое возвращение?

Почему? Ведь вроде бы он обрел то, что было для него идеалом?

Есть ли в тексте подсказки, что Обломов останется прежним?

Ответ: Сочетание имени и фамилии Илья Ильич – вялая жизнь, отсутствие однообразия.

Учитель: Лексические значения каких слов вы еще выписывали? Докажите, что они связаны с фамилией героя.

Ответ: Обломать – обломить края, концы чего – либо, облом – место, где что – либо обломалось, обломилось.

Ученики вспоминают фразу об обломанных крыльях. На плакате появляется еще одна запись: обломал крылья – мечты, лучшие стремления.

Учитель: Давайте обратим внимание на других героев романа. Кто является антиподом Обломова?

Ответ: Штольц.

Учащиеся, доказывая ответ, сравнивают звукопись имен и фамилий героев, черты их характера. Отмечается, что противопоставление идет и по именам собственным. Штольц – в переводе с нем. «гордость». Имя Илья – старинное имя – неземной, мечтательный, Андрей – мужественный, мужчина, храбрый, по названию имений: Обломовка – обломок прошлого, Верхлево – верхлявый – подвижный – нарушение однообразия, статики. Все подтверждается цитатами. Выводы записываются на втором плакате, озаглавленном «Обломов – Штольц».

Учитель: Что же объединяло этих разных людей?

Учащиеся подтверждают свои ответы текстом.

Учитель: Есть ли еще в тексте романа антиподы?

Ответ: Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.

Выводы записываются на третьем плакате, озаглавленном «Ильинская» - «Пшеницына».

Учитель: О чем говорит фамилия «Ильинская»?

Учащиеся отмечают звукопись и говорят, что Ольга больше подходит Обломову, отмечают общность их интересов.

Учитель: Почему же Ольга не осталась с Обломовым?

Есть ли в тексте подсказки, что она не будет с Обломовым?

Ответ: Неоднократное подчеркивание такого качества ее характера, как гордость. Это намек, что она будет со Штольцем.

Учащиеся сравнивают героинь по внешности (брови – локти), по именам, отмечают сходство имени Агафья с именем святого Агафия – защитника людей от огня.

Учитель: Может быть, упоминание о святом сделано напрасно?

Ученики говорят о мотиве огня в романе. Ольга – огонь чувств и действий (слова Обломова, ее порывы), Агафья связана с огнем как хранительница домашнего очага. Жизнь Обломова – угасание. Она, как и святой, защищает его от огня.

Ответ: Она послана герою Богом как воплощение его мечты.

Учитель обращает внимание на плакат и спрашивает, закончен ли он.

Ответ:В конце романа Агафья Матвеевна изменяется и сближается с Ольгой Ильинской. Ольга мечтала возродить Обломова, но в результате возрождается Агафья Матвеевна. Недаром ее фамилия происходит от слова «пшеница», а пшеница являлась христианским символом возрождения.

Учитель: Происходит ли в романе объединение двух антиподов Обломов – Штольц?

Ученики говорят о сыне Обломова Андрее, взявшем от отца фамилию и отчество, а от Штольца – имя и воспитание. Они находят в этом два смысла: либо он возьмет лучшее от обоих героев, либо обломовщина бессмертна.

В конце урока учащиеся делают письменные выводы.

У Гончарова, как и у Гоголя, в произведениях присутствует логически выверенная система личного называния, которая касается как главных героев, так и эпизодических:

1. Илья Ильич Обломов . Имя : перекликается с именем фольклорного богатыря, а также с именем бога громовержца (Илья-пророк), связанного с культом плодородия. Отчество : то, что имя и отчество дублируются, указывает на тесную связь героя со своими предками., с отцом. «Дублетность» имени показывает неизменность, замкнутый характер обломовского мира Этимология фамилии: oblo – кругло, «облако, обволакивать», обломок –своего прошлого, часть целого, «обломчивый» - хрупкий, ломкий (по краям), диалектное «обломон» - сон, облокотиться (связано с особой ролью такой детали, как голые руки Агафьи Матвеевны, выражающие семантику округлости, мягкости, неги и лени).

2. Ольга Ильинская . Приём связи героев друг с другом посредством имён очевиден. Фамилия Ольги указывает на её близость к образу Обломова. Её фамилия и имя-отчество героя вместе составляют полный круг абсолютного созвучия, трижды повторённого имени «Илья». Имена героев уже с самого начала устанавливают скрытый контакт, общение Ольги и Ильи предрешено с самого начала – инициалы героев зеркально отражают друг друга. Ольга и Андрей Штольц тоже связаны друг с другом.

3. Штольц stolz – гордость, гордость. Само прилагательное «гордость» маркирует качество, приписываемое иностранцам стереотипным сознанием русских людей. Русскому человеку, согласно этим представлениям, свойственно смирение, покорность, а иностранцу – гордорсть, даже некоторая высокомерность. Гордость издавна считалась на Руси одним из семи смертных грехов. Даль: «гордым быть- глупым слыть», «В гордости дьяволу утеха». (Пример гордости Андрея. Отец советует ему, приехав в Петербург, пойти к приятелю Ивана Богдановича (отец Андрея) Рейнгольду: «Он научит…Мы вместе из Саксонии пришли…У него четырёхэтажный дом. Я тебе адрес скажу ». Андрей: «Не надо, не говори, я пойду к нему, когда у меня будет четырёхэтажный дом, а теперь обойдусь без него ». Когда Ольга согласилась стать его женой, он «шёл домой с гордостью». Гордость есть и в Ольге: читает письмо Ильи и плачет «от гордости», потом говорит: «За гордость я наказана». Ольга и Штольц находятся словно на границе двух миров: «своего» и «чужого». В «чужом» мире гордость приветствуется, в «своём» осуждается. В русском сознании концепт «гордость» связан с индивидуализмом, себялюбием, рассматривается как негативный, связанный с чувством стыда и вины.

4. Гости Обломова:

ü Волков персонаж, который постоянно совершает «визиты». Его фамилия соответствует его характеру и напоминает известное выражение: «Волка ноги кормят». Волков советует Илье пойти к Горюновым , Тюменевым , Муссинским , Мездровым - Волков перечисляет ряд фамилий, которые имитируют благозвучные фамилии дворян средней руки. (пространство текста наполняется «внесценическими», «закадровыми» персонажами), Мусинский – от слова «муза», Аполлон Мусагет, Мездров – от «мездра» - тонкий подкожный слой клетчатки у животных, «мездряк» (диалектное) – плакса, слабый человек.

ü Судьбинский постоянным трудом добивается чинов, денег. Фамилия этого персонажа становится намёком на концепт «судьбы», который будет развит в дальнейшем. Благодаря Судьбинскому в тексте появляется ряд фамилий бывших сослуживцев Обломова: Свинкин (потерял «дело» в департаменте, за что был лишён награды. Фамилия ассоциируется с распространённым сравнением нерадивого работника со свиньёй: работать по-свински. Но грубый стиль смягчён за счёт суффикса ^ «К») .

Метафизика финала

Вс. Сечкарёв : «Четвёртая часть романа – самая восхитительная и самая метафизически значимая часть романа». Обаяние гончаровской прозы нелегко подаётся дешифровке. Большой художественный талант Гончарова – это своего рода Венера Милосская: его красота чувствуется, его сила не подлежит сомнению, но анализу и определению почти не поддаётся.

Ритм и колорит четвёртой части романа задан фразой: «Всё погрузилось в сон и мрак около него ». Розово-сиреневый цвет, сопровождающий летний роман (два нежно-розовых пятна на щеках взволнованной Ольги, розоватые лучи солнца), сменился белым – цветом снега, медленно падающего на землю: «Всё умерло и окуталось в саван ». Эти слова могут быть прочитаны метафорически: под снегом, как и под саваном, были погребены его любовь, его надежда. Хотя Илья проживёт ещё семь лет (значимая цифра!) – это будет только доживание. Как признается герой: «Когда-то жил, был в раю », теперь «горькая, убитая жизн ь». На последних страницах, как в фокусе, концентрируются все идеи романа. Мотив «хрустальной души » (благородства, доброты, чистоты натуры) обречённого на гибель Обломова не просто заявлен, как в первой части, но убедительно воплощён (сцена искренней радости Ильи Ильича при сообщении о семейном счастье Штольца и Ольги). Проблематика «романа воспитания» вновь оживает в размышлениях героя об «идеале жизни» и «назначении человека».

Смерть Ильи Ильича

Его уход совершился органично и безболезненно, стал шагом в привычном направлении: «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обычно смерть героя воспринимается как благословенная Богом. Забывается такая фраза: «Он предчувствовал близкую смерть и боялся её». Эта фраза не проходная, не случайная, она – в логике ведущей темы всей истории Обломова: детские страхи, пугающие фантазии – порождение несвободной, монотонной жизни. Возможно, философский подход к смерти, который Илья культивировал в себе последние годы, изменил ему под самый конец, обнажилась душа маленького мальчика. Робость, страх, которые зародились в самом детстве, окрасили и последние дни пребывания героя не земле.

В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича - все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа - Илья Ильич Обломов - человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич - приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она «не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом... Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые - признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза - «серовато-послушные», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: «Какая она... простая». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.

Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его... На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат... Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу...» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь - это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.

Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе «Обломов» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову «обломок»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие «сон-обломон», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого - «гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство»).

Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, «которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как «пшеничная булочка»). Имя этой героини - Агафья - в переводе с греческого языка означает «добрая, хорошая». Агафья Матвеевна - тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого - «исполнение, польза, завершение») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.

Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально «сражалась» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская ).

Фамилия «друга» Обломова, Тарантьева , несет в себе намек на слово таран . В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый , которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом . В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля - все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

Что это? - спросил он только, поглядев на халат.

Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле».

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова - бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов - Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов - пухлый, полный, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, «он беспрестанно в движении». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, «голубиную нежность и внутреннюю чистоту». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.

Два ключевых женских образа романа - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына - также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга - сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна - добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во «Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь - погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Тест по произведению

ОБЛОМОВ

Герой романа И.А. Гончарова «Обломов».


Роман был написан в период с 1848 по 1859 г. Илья Ильич Обломов - помещик, потомственный , образованный человек 32–33 лет. В молодости был чиновником , но, прослужив всего 2 года и тяготясь службой, ушел в отставку и стал жить на доходы от имения.
Фамилия героя романа образована от слов облом , обломить , что, действительно, соответствует его характеру: Обломов не может противостоять трудностям жизни и решать возникающие проблемы. Он сломлен жизнью, пассивен и ленив. Но вместе с тем, это симпатичный, искренний, душевный человек, доверчивый сам и располагающий к себе людей.
Вся предыдущая жизнь Обломова полна неудач: учение в детстве он считал за наказание, и голова его наполнялась хаотичными бесполезными знаниями; служба не удалась: он в ней не видел смысла и боялся начальников; любви не испытал, потому что это требовало, по его мнению, больших хлопот; управление поместьем тоже не удалось, и его участие в хозяйстве ограничивалось мечтаниями на диване о переустройстве жизни. Обломов постепенно прекращает всяческую связь с обществом и даже с близкими ему людьми - другом детства Штольцем, слугой Захаром, любимой девушкой Ольгой.
Символом лени Обломова выступает его халат, в котором в основном и проходит жизнь Ильи Ильича. Какими бы благами, даже личным счастьем ни манила Обломова жизнь, он снова и снова и, наконец, окончательно возвращается в свой халат на свой диван, где пребывает в мечтаниях, полудреме и сне.
Роман Гончарова многократно инсценировался и несколько раз экранизировался. Последняя экранизация - режиссера Н.С. Михалкова 1988 г. Роль Обломова в фильме исполнил популярный артист Олег Табаков .
Фамилия Обломов для русских стала нарицательной для обозначения ленивого, безвольного человека, равнодушного к жизни. От «говорящей» фамилии образовано слово обломовщина , обозначающее апатию, безволие, состояние бездеятельности и лени.
И.А. Гончаров. Литография. 1847 г. Иллюстрация к роману. Художник Н.В. Щеглов. 1973 г.:

Кадр из фильма Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Ольга - Е. Соловей, Обломов - О. Табаков:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ОБЛОМОВ" в других словарях:

    обломов - См … Словарь синонимов

    ОБЛОМОВ - герой романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848 1859). Литературные источники образа О. гоголевские Подколесин и старосветские помещики, Тентетников, Манилов. Литературные предшественники О. в произведениях Гончарова: Тяжеленко («Лихая болесть»), Егор … Литературные герои

    Обломов - У этого термина существуют и другие значения, см. Вася Обломов. Обломов Жанр: социально психологический роман

    обломов - (иноск.) ленивый, апатичный Обломовщина апатия, тяжеловесная сонливость русской натуры и недостаток в ней внутреннего подъема Русская лень; равнодушие к общественным вопросам и отсутствие энергии; неподвижность умственная и нерешимость. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Обломов - герой одноим. ром. И. А. Гончарова (1859), исповедующий отказ от активности, бездеятельность, душевное спокойствие как гл. жизненный принцип. После статьи Н. А. Добролюбова Что такое обломовщина? понятия Обломов и обломовщина приобрели обобщающий … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Обломов - Обломовъ (иноск.) лѣнивый, апатичный. Обломовщина апатія, тяжеловѣсная сонливость русской натуры и недостатокъ въ ней внутренняго подъема. Поясн. Русская лѣнь; равнодушіе къ общественнымъ вопросамъ и отсутствіе энергіи; неподвижность умственная и … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Обломов - м. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ человека, характеризующегося вялым равнодушием к общественным интересам, нежеланием принимать какие либо решения или совершать какие либо поступки, считающего, что это должны делать другие … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Обломов - Обл омов, а … Русский орфографический словарь

    Обломов - (2 м) (лит. персонаж; тип бездеятельного человека) … Орфографический словарь русского языка

    обломов - а; м. О ленивом, апатичном, бездеятельном человеке; сибарите. ◁ Обломовский, ая, ое. О ая лень, скука. Черты характера обломовского типа. По обломовски, нареч. Томиться бездельем по обломовски. ● По имени Обломова героя одноимённого романа… … Энциклопедический словарь



Последние материалы сайта