Композитор александра пахмутова личная жизнь. Биография пахмутовой. Самые известные песни

06.08.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Биография Пахмутовой Александры Николаевны начинается с ее появления на свет в небольшом поселке Бекетовка, теперь уже являющемся частью Кировского района города Волгограда. Улица, на которой раньше жила Александра Николаевна, теперь называется Омская.

Ее родители еще с раннего возраста разглядели в дочери предрасположенность к музыке и в трехлетнем возрасте отдали девочку на фортепиано. Не прошло и года, как маленькая Саша начала придумывать и наигрывать собственные незатейливые мелодии.

Годом рождения ее первой самостоятельно написанной пьесы для фортепиано, считается 1934 год. Александра Николаевна оттачивала свое мастерство игры на музыкальных инструментах вплоть до начала вторжения гитлеровских войск на территорию Советского Союза. Тогда семью Пахмутовых эвакуировали в Караганду, где девочка продолжила обучение.

Дорога к профессиональной карьере

После окончательной победы над гитлеровскими войсками Александра Пахмутова в 14-летнем возрасте, оставив родительский кров, уехала в столицу и поступила на обучение в Центральную музыкальную школу, которая была организована при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Юная девушка мечтала обучаться игре на фортепиано. В свободное от учебы время девушка также посещала кружок юных композиторов, который вели преподаватели Николай Пайко и Виссарион Шебалин.

Под их наставничеством музыкальное образование получило большое количество будущих звезд советской эстрады.

Закончив это учебное заведение, Александра Николаевна продолжила обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Она остановила свой выбор на композиторском факультете и закончила его в 1953 году. Пусть в аспирантуру был открыт, чем амбициозная девушка и воспользовалась, подав соответствующие документы. На выпускную аттестационную работу она выбрала тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки ». Защита диссертации прошла безукоризненно.

Музыкальное творчество

Изучение даже краткой биографии Александры Пахмутовой невозможно без ее музыкального творчества. В ее послужном списке есть работы даже для симфонических оркестров, такие как «Русская сюита» и увертюра «Юность». Композитор написала музыкальное сопровождение для балета «Озаренность». Пахмутова оставила свой след в кинематографе. Ее музыка звучит в таких кинолентах, как «Девчата», патриотической «Битва за Москву», «Три тополя на Плющихе», фильму, посвященному Олимпийским играм в Москве и многим других.
Но наиболее известные и полюбившиеся не одному поколению людей песни «Старый клен», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Орлята учатся летать» и сотни других. Эти песни и поныне звучат из многих окон и дороги сердцу.

Личная жизнь

У Пахмутовой дружная и крепкая семья. Ее супругом является поэт Николай Добронравов. Они познакомились во время одной из радиопередач, где Николай читал стихи, а Александра должна была написать к ним музыку. С тех пор ими было написано немало совместных песен.

Собственных детей у супругов нет.

В наши дни Пахмутова не пропускает ни одного музыкального фестиваля и продолжает творить. Композитор увлекается футболом и любит поддерживать сборную России и клуб Ротор.

В честь нее в 1968 году был назван астероид.

Пахмутова является героем социалистического труда и лауреат многих премий СССР и России, народная артистка СССР.

Александра Николаевна Пахмутова - одна из легенд советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой,

Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одарённостью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.

Начавшаяся в июне 1941 года война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с Александрой Пахмутовой учились будущие лауреаты Международных конкурсов Е.Малинин, Л.Берман, И.Безродный, Э.Грач, Х.Ахтямова.

По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1953 году она заканчивает консерваторию, а в 1956 году - аспирантуру с диссертацией на тему Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра (Русская сюита, Концерт для трубы с оркестром, Увертюра Юность, Концерт для оркестра, Ода на зажжение огня, Музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita), и сочинения кантатно-ораториального жанра (Василий Тёркин, Прекрасная, как молодость, страна, кантаты для детского хора и симфонического оркестра Красные следопыты, Отрядные песни). На музыку А.Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет Озарённость.

Большую часть своей жизни Александра Николаевна прожила с одним мужчиной – супругом Николаем Добронравовым, и благодарит судьбу за то, что она подарила ей встречу с таким человеком. В этом браке дети Александры Пахмутовой, о которых она, как и любая другая женщина, конечно же, всегда мечтала, не появились на свет, и эту нишу она заполнила творчеством и любовью к своему мужу, вместе с которым прожила почти шестьдесят лет.

Они познакомились весной 1956 года, а через три месяца уже стали мужем и женой. Муж Александры Пахмутовой в то время работал в Московском ТЮЗе, выступал на радио, читая стихи в детских передачах «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». На радио они и встретились, а их любовь началась с совместной работы – Александра Николаевна писала музыку для детских передач, и вместе с Добронравовым они сочинили песенку «Лодочка моторная».

После свадьбы на медовый месяц они уехали к родственникам Николая в Абхазию. Поэт и композитор Николай Добронравов стал для Александры Николаевны не только мужем, но и коллегой, вместе с которым она написала множество песен, ставших настоящими хитами.

Они всегда были очень гармоничной парой и плодотворным творческим союзом, поэтому и прожили такую долгую и счастливую жизнь. Добронравов и Пахмутова стараются давать, как можно меньше интервью, а на вопросы о личной жизни не отвечают вообще, но тот факт, что вместе они прожили рекордное число лет свидетельствует о том, что она у них была счастливой.

Музыка Александры Пахмутовой стала настоящим символом советской эпохи, а ее песни звучали на всех радиостанциях и с экранов телевизоров. Несмотря на то, что собственных детей Александры Пахмутовой и Николая Добронравова судьба так и не подарила, они немало сделали для детей всего Советского Союза, написав множество детских песен, на которых выросло не одно поколение.

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова – музыка этой женщины стала настоящим символом советской эпохи. Композиции Пахмутовой исполняли первые звезды Советского Союза, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях СССР. Именно поэтому спустя года наша сегодняшняя героиня очутилась одним из самых уважаемых композиторов своего времени, пишет uznayvse.ru

РАННИЕ ГОДЫ, ДЕТСТВО И СЕМЬЯ АЛЕКСАНДРЫ ПАХМУТОВОЙ

Александра Николаевна Пахмутова родилась на свет девятого ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как пишется во многих источниках, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в 3-х летнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а значит сочинять свои 1-е композиции стала уже очень и очень рано. По сообщениям многих биографов, свою 1-ю мелодию девочка написала уже в 5-ть лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» и теперь считается 1-м произведением в карьере Александры Пахмутовой.
Видя тягу девочки к музыкальному искусству, родители Саши в 7-мь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, там она впоследствии училась 5-ть лет – вплоть до начала Великой отечественной войны. В тысяча девятьсот сорок первом году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и покинула родной Сталинград, уехав вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова далее обучалась в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища). Ее обучение было гладко. Александра ровно совершенствовала свое мастерство. Но в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, поехала в далекую Москву. На дворе стоял тысячу девятьсот сорок третий год. В самый разгар Второй мировой войны данный поступок был безумием. Но Александра не хотела сворачивать с намеченной дороги. Доехав до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, работавшую при Московской гос. консерватории имени Чайковского. В ней она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно ходить в кружок юных композиторов.
В данный период ее педагогами и наставниками являлись выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Щебалин. Последний еще и стал ее куратором после поступления Александры на композиторское отделение консерватории. У Щебалина Пахмутова еще проходила курс обучения в аспирантуре.

Александра Пахмутова

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРЫ ПАХМУТОВОЙ

В течении своей жизни Александра Пахмутова писала в самых различных жанрах: музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку Пахмутовой поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а еще в Одесском государственном театре оперы и балета. Эти успехи сделали Александру признанным деятелем искусства Советского Союза, а еще принесли ей многие государственные награды. Но, несмотря на это, наибольшую славу актрисе принесли произведения, созданные для массовой культуры. Так, в особенности, музыка композитора звучит в кинофильмах:«Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, — ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а еще многих других картин. Кроме этого, Александрой Пахмутовой создан много песенных произведений, которые потом исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно эти произведения, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве СССР.
В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой выпорхнули песни:«Беловежская пуща» (Песняры), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а еще многие иных замечательные композиции. Кроме этого, песни композитора исполняли и такие звезды тех лет:Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман и некоторые иные исполнители. Композиции Пахмутовой еще находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе и детских студий. В этом контексте стоит заметить, что Александра Пахмутова часто писала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около 40-ка песен, которые потом прозвучали в мультипликационных фильмах, а еще попали в репертуар детских ансамблей. Не менее яркой была судьба и иных ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, явились культовыми хитами уже во времена Советского Союза. Многие из них и теперь — настоящие шлягеры. В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна была на почетном посту секретаря правления Союза композиторов СССР. Ушла с него лишь после его упразднения.

Александра Пахмутова

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор награждена такими званиями: Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки СССР.
Кроме этого, в ее коллекции имеется Орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые иные награды. В данное время Александра Николаевна также состоит почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска. Все это еще раз говорит о огромном признании заслуг композитора. В последние годы Пахмутова ведет спокойный образ жизни. Время от времени она еще появляется на концертах, и сочиняет новые мелодии. Но музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для себя.

Александра Николаевна Пахмутова. Родилась 9 ноября 1929 года в пос. Бекетовка Нижне-Волжского края (ныне район Волгограда). Советский и российский композитор, автор песен. Секретарь Правления Союза композиторов СССР (1968-1991) и Союза композиторов России (1973-1995). Народная артистка СССР (1984). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982) и Государственной премии РФ (2014).

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, которая ныне является частью Волгограда.

Отец - Николай Андрианович Пахмутов (1902-1983), был партийным работником и при этом очень творческим человеком - играл на фортепьяно, балалайке, скрипке, арфе, конструировал и собирал полупроводниковые устройства, чинил фотоаппараты, столярничал, писал картины маслом и акварелью.

Мать - Мария Амплеевна Пахмутова (1897-1978).

Уже в трехлетнем возрасте Александра сама села за домашнее пианино и стала на слух подбирать услышанные ею мелодии. А в пять лет сочинила свое первое произведение - фортепианную пьесу «Петухи поют». Уникальную музыкальную одарённость девочки заметили педагоги.

В семь лет - в 1936 году - она стала учиться в городской музыкальной школе. В девять лет вместе с отцом в бекетовском клубе на вечере памяти Ленина играла в четыре руки первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Начавшаяся Великая Отечественная война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. С 6 августа 1942 по 1943 год она была в эвакуации в Караганде. Там же продолжила учёбу в местной музыкальной школе (в 1952 году школа, где она училась, была преобразована в Карагандинское музыкальное училище, а ныне это Карагандинский колледж искусств имени Таттимбета).

Осенью 1943 года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у педагога М.В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством Виссариона Яковлевича Шебалина и Николая Ивановича Пейко.

В 1948-1953 годах училась в Московской государственной консерватории у профессора Виссариона Шебалина.

В 1956 году закончила аспирантуру с диссертацией на тему «Партитура оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила"».

В самом начале карьеры Пахмутова написала одно из лучших своих оркестровых симфонических сочинений - Концерт для трубы с оркестром. Критик немецкого журнала Music und Gesellschaft Карл Фриц Бернхардт в 1957-м отмечал достоинства концерта, мелодика которого показалась ему особенно оригинальной и содержательной.

Другие произведения Пахмутовой для симфонического оркестра: «Русская сюита», увертюра «Юность», Концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Это сочинения кантатно-ораториального жанра: «Василий Теркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни». На музыку Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность». Чаще симфоническую музыку Пахмутовой играют и издают за границей.

Широкую популярность ей принесла музыка к кинофильмам и творчество в жанре эстрадной песни. Ею написана музыка к кинофильмам «Семья Ульяновых», «Девчата», «Жили-были старик со старухой», «Три тополя на Плющихе», «Закрытие сезона», «Моя любовь на третьем курсе», «Полынь - трава горькая», «Баллада о спорте», «О спорт, ты - мир!», «Битва за Москву», «Сын за отца» и др.

На счету композитора около 400 песен, которые были или остаются в репертуаре таких разнохарактерных исполнителей как , , и др.

Также песни Пахмутовой звучали в исполнении Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей «Песняры», «Самоцветы», «Надежда», «Верасы», «Сябры», «Пламя», группы Стаса Намина и др.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Римма Казакова и др. Но наиболее плодотворным стал творческий союз Александры Пахмутовой с Николаем Добронравовым - поэтом и супругом.

По песням Александры Пахмутовой можно изучать советскую историю. В ее песнях - судьба страны и судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги летчиков и строителей, романтика путешественников и комсомольцев. И вечные темы - добро и зло, любовь и ненависть. У нее получалось делать из любых, даже идеологических песен настоящие суперхиты. Даже воспевая ленинско-комсомольскую романтику, она (как и супруг) так и не вступила в ряды КПСС. Сама Пахмутова говорила: «Мы никогда не были членами партии, но эффектно сжигать партбилет не стали бы».

Пахмутовой подвластны все жанры и направления - от простенькой бардовской песни до сложной оратории. Она говорила: «Когда-то Джоаккино Россини сказал: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку". Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла».

«Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандеж", то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным», - отмечала композитор.

Александра Пахмутова - один из главных хит-мейкеров советского времени, на ее счету сотни песен, ставших золотым фондом страны.

Знаменитые песни Александры Пахмутовой

«Старый клен» для к/ф «Девчата». Стихи написал Михаил Львович Матусовский. Однажды он принес ей стихи. А Пахмутова сразу сыграла ему мелодию. Она вспоминала: «Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как песенный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное, принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня "Старый клен"».

«Нежность» для к/ф «Три тополя на Плющихе». Ее до сих пор наизусть знает вся страна. Интересно, что поначалу Пахмутова отказывалась сочинять песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать». Но режиссер картины Татьяна Лиознова уговорила композитора посмотреть фильм. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова». В итоге она сочинила мелодию, пока шла после просмотра ленты от студии Горького до стоянки такси. Стихи к песне написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Удивительно, но первое исполнение песни «Нежность» в Колонном зале Дома союзов было абсолютно провальным: ушла со сцены в полной тишине.

«Как молоды мы были» на музыку Пахмутовой и стихи Добронравова появилась в 1976 году, ее исполнил отец русского рока, певец и композитор Александр Градский. Последний говорил: «Я спел ее, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: "Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь».

«Ты моя мелодия» - эту песню Пахмутова и Добронравов написали специально для Муслима Магомаева, когда он переживал, по словам певца, «романтическую пору своей жизни». Тогда его будущая жена стажировалась в миланском «Ла Скала», и он каждый день звонил ей из своего номера в гостинице «Россия». Когда к певцу с новой песней пришли в номер Пахмутова и Добронравов, он сразу же принял ее без изменений, хотя обычно всегда просил авторов что-то поправить «под себя». Через несколько дней была готова студийная запись. Первой ее услышала Тамара Синявская - по телефону в далекой Италии.

«Надежда» была написана с расчетом, чтобы ее пел Иосиф Кобзон. Однако певец отказался от нее. Тогда они послали слова и ноты нескольким исполнителям, в том числе и . Именно в ее исполнении «Надежда» получилась лучше всего и стала классикой. А у космонавтов вошло в традицию слушать эту песню перед полетом.

«Трус не играет в хоккей» - легендарная песня, ставшая хоккейным маршем. Мелодия знакома всем, она звучит во время каждого матча. Кто не знает слова:

Звенит в ушах лихая музыка атаки,
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь,
И все в порядке, если только на площадке
Великолепная пятерка и вратарь!

«До свидания, Москва» - одна из знаменитейших песен Пахмутовой и Добронравова - прощальная песня Олимпиады 1980 года. Песня должна была быть пафосной, торжественной. Супругам заказ властей показался не очень интересным, но в дело вмешалась политика. Пахмутова вспоминала: «За несколько месяцев до начала Олимпиады в Москве в 1980 году нам с Николаем Добронравовым заказали песню с основной темой: "До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!" Но в это время США решили бойкотировать московскую Олимпиаду в связи с войной в Афганистане, нам предложили написать просто лирическую песню-прощание с Москвой и Олимпиадой».

Со своей стороны Лев Лещенко рассказывал: «Когда записывали на "Мосфильме", Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно. Но никто не знал, что получится в итоге, - ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль "Самоцветы". Все держалось в строжайшей тайне. Так что окончательный вариант я услышал только на стадионе во время закрытия».

В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России.

С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета. С 1980 по 1990 год - депутат Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года.

Именем Пахмутовой назван открытый в 1968 году астероид Pakhmutova.

31 мая 2011 городское собрание депутатов Магнитогорска утвердило в качестве гимна города песню «Магнитка» композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова.

«Песни - как люди, вот судьба под человека: красивый, умный, добрый, все - а счастья у него нет. А другой человек ничего, даже какой-то значительный, и счастливый, и сытый, и все при нем - вот так бывает с песнями» , - говорила Пахмутова.

«Нынешней эстраде мешает то, что мешает многому в стране, - все диктуют деньги» , - отмечала прославленный композитор.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов в программе "Сегодня вечером"

Рост Александры Пахмутовой: 149 сантиметров.

Личная жизнь Александры Пахмутовой:

Муж - , советский и российский поэт-песенник.

Познакомились весной 1956 года на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа и семейная жизнь.

«На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни», - шутя говорил Николай Добронравов.

Поженились в августе 1956 года. Пахмутова вспоминала: «6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара. Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались... Расписала нас милая женщина в маленькой комнатке. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм - красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию».

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывали в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, стал самым счастливым в их жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы.

Относительно секрета их семейного счастья Пахмутова говорила: «Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам». В свою очередь Николай Добронравов часто вспоминал слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».

Своих детей у пары нет. Но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

В своей жизни они не раз чудом избегали смертельной опасности.

Так было, например, в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене, когда они входили в советскую делегацию. В один из дней спортивного праздника Пахмутова и Добронравов возвращались из Зальцбурга в Мюнхен. Супруги даже представить не могли, какая опасность им угрожала: 5 сентября террористы захватили 11 членов израильской олимпийской сборной. В тот день смерть пронеслась совсем рядом с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Александра Пахмутова вспоминала: «На Олимпиаде в Мюнхене меня долго провожали домой Добронравов и Рождественский, и мы на полчаса разминулись с террористами».

В мае 2000 года Александра Пахмутова и Николай Добронравов попали в тяжелое ДТП. Авария произошла около деревни Щелканка в трёх километрах от Переславля-Залесского. Водитель автомобиля «ВАЗ-21099», который двигался в московском направлении, пошёл на обгон грузовика и, выехав на встречную полосу, лоб в лоб столкнулся с «Волгой», в которой были Пахмутова и Добронравов. Их доставили в Ярославскую больницу имени Соловьёва. У Пахмутовой была черепно-мозговая травма, у Добронравова - переломы руки и рёбер.

Много лет Александра Пахмутова является болельщицей футбольного клуба «Ротор» (Волгоград).

Фильмография Александры Пахмутовой:

1965 - Семь советских песен (документальный)
1965 - Новогодний календарь



1986 - Сибирские адреса ее песен (документальный)
1990 - Монологи о Юрии Гуляеве (документальный)
1999 - Чтобы помнили. Юрий Пузырев (документальный)
2008 - Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2009 - Песня остается с человеком. Аркадий Островский (документальный)
2011 - Валентина Толкунова. Буду любить я вас всегда... (документальный)
2012 - Александра Пахмутова. Отвечу за каждую ноту (документальный)
2013 - Бульварное Кольцо - эпизод (нет в титрах)
2014 - Симфония экрана (документальный)

Работы Александры Пахмутовой в кино как композитора:

1957 - Семья Ульяновых
1958 - По ту сторону
1961 - Девчата
1962 - Яблоко раздора
1964 - Жили-были старик со старухой
1967 - Три тополя на Плющихе
1973 - Созвездие Гагарина (документальный)
1973 - Весёлая карусель. Кто пасется на лугу. Фильм 5 (анимационный)
1974-1977 - Рождённая революцией
1974 - Закрытие сезона
1976 - Моя любовь на третьем курсе
1976 - Мелодия. Песни Александры Пахмутовой (короткометражный)
1977 - Диск (документальный)
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный)
1979 - Баллада о спорте (документальный)
1980 - О спорт, ты - мир! (документальный)
1982 - Полынь - трава горькая
1982 - Любимые песни (короткометражный)
1984 - Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
1985 - Битва за Москву
1986 - Встречи в субботний вечер (короткометражный) - песня «Мы - молодые» (слова Н. Добронравова)
1989 - Ты помнишь наши встречи... (короткометражный)
1993 - Трагедия века
1995 - Сын за отца
1995 - Великий полководец Георгий Жуков
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
2018 - Крепкая броня

Песни Александры Пахмутовой:

«Ах, печаль, ты моя печаль» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Н. В. Мордюкова;
«Беловежская пуща» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Песняры», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова (солист Виталий Николаев), Б. А. Руденко и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, ансамбль «Сябры»;
«Белоруссия» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Песняры»;
«В одном почтовом ящике» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. И. Д. Кобзон;
«В песнях останемся мы» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Виктор Мамонов и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, ВИА «Верасы», Н.В. Басков;
«Ваня» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Г. Готовцева;
«Вера» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. М. Гурченко, И. И. Шведова;
«Весна 45-го года» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. Ю. И. Богатиков;
«Виноградная лоза» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Павел Дементьев;
«Вишнёвый сад» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. И. Богатиков, Витас;
«Во имя жизни» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Р. А. Гареев;
«Вся надежда на метро» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко;
«Где ты, где ты, отчий дом?» (сл. С. А. Есенина) - исп. Наталья Губа, Л. Г. Зыкина;
«Где-то в поле возле Магадана» (сл. Н. А. Заболоцкого) - исп. И. Д. Кобзон;
«Где-то под Бекетовкой» (родина А. Н. Пахмутовой) (сл. Г. Киреева) - исп. Л. Г. Зыкина, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Геологи» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. И. С. Бржевская, группа «Hi-Fi»;
«Герои спорта» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Главное, ребята, сердцем не стареть!» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Л. П. Барашков, после его смерти песню исполняет И. Д. Кобзон, Э. С. Пьеха;
«Говорили-балакали» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Н. Г. Бабкина и Т. И. Саванова;
«Город нашей славы» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко;
«Горькая моя Родина» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Наталья Губа в сопровождении Кубанского казачьего хора;
«Горячий снег» (сл. М. Д. Львова) - исп. Ю. А. Гуляев, Ян Осин;
«Да разве сердце позабудет» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль, Н.В. Басков, Марк Тишман;
«До отправления поезда осталось 5 минут» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Надежда»;
«До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80) (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. дуэты Т. В. Анциферовой и Л. В. Лещенко, Л. В. Лещенко и Валерии, М. М. Магомаев;
«До третьих петухов» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Песняры»;
«Добрая сказка» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ж. Г. Рождественнская и О. С. Рождественская, Л. П. Сенчина;
«Зачем меня окликнул ты?» (сл. Л. И. Ошанина) - исп. Л. Г. Зыкина, В. В. Толкунова;
«Звезда рыбака» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Звёздная наша пристань» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВИА «Надежда», ВИА «Музыка»;
«Звездопад» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ВК «Аккорд»;
«Звёзды Мехико» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. П. Барашков и Н. П. Караченцов;
«Звёзды над тайгой» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон и Е. А. Камбурова;
«Звёзды становятся ближе» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. С. М. Ротару;
«Знаете, каким он парнем был» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. А. Гуляев, И. Д. Кобзон. Посвящается Юрию Гагарину;
«И вновь продолжается бой» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, Л. В. Лещенко. Есть в исполнении Е. Летова;
«И меня пожалей» (сл. И. А. Гофф) - исп. М. В. Кристалинская, А. Герман;
«Как молоды мы были» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Б. Градский, Э. С. Пьеха, З. Н. Тутов, Т. М. Гвердцители, А. Н. Асадуллин, Е. А. Камбурова, Иво Бобул, Д.А. Хворостовский;
«Команда молодости нашей» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. М. Гурченко;
«Комсомольская путёвка» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. ВИА «Надежда»;
«Кто отзовётся?» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, М. В. Кристалинская, Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого;
«Куба - любовь моя» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, И. Кобзон, ВИА «Надежда»;
«ЛЭП-500» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. Н. Пузырёв, Ю. А. Гуляев;
«Люби меня» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан;
«Любовь, Комсомол и Весна» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Малая земля» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, Л. Г. Зыкина;
«Мать и сын» (сл. Н. Н. Добронравова) Песня была написана специально для дуэта Л. Г. Зыкина и Юлиан, Ян Осин;
«Мелодия» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев, В. В. Ободзинский, после его смерти песню исполняет М. М. Кизин, Р. И. Ибрагимов, Н.В. Басков;
«Миновали годы» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Г. В. Хазанов;
«Мне с детства снилась высота» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Н. Асадуллин, С. Г. Беликов, А. Б. Градский;
«Мой друг» (сл. Д. Л. Костюрина) - исп. Юлиан;
«Молодеет вся планета» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) исп. Ансамбль советской песни Всесоюзного радио, Ансамбль советской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио;
«Море стало строже» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Моя страна - твой верный друг» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. ансамбль «Панорама»;
«Мы учим летать самолёты» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. А. Гуляев;
«На взлёт!» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. А. И. Королев, Э. А. Хиль;
«Надежда» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Герман, Э. С. Пьеха, М. Магомаев, участники проекта «Старые песни о главном»;
«На Мамаевом кургане тишина» (сл. В. Ф. Бокова);
«Нам не жить друг без друга» (сл. А. Н. Пахмутовой и Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Наша судьба» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Не зря тебя назвали „Москвичом“» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Не покину тебя» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Я. Леонтьев, М. М. Магомаев;
«Не расстанусь с комсомолом» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон, Н. В. Гнатюк;
«Нежность» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. М. В. Кристалинская, Ю.А. Гуляев, Т. Синявская, А. Н. Баянова, Т. Ю. Петрова, Т. И. Буланова, Томас Андерс (на английском языке исполнена 23 апреля 2009 года на концерте в Кремле), Д.А. Хворостовский, А.С. Бон;
«Ненаглядный мой» (сл. Р. Ф. Казаковой) - исп. М. В. Кристалинская, .М. Л. Пахоменко;
«Новая дорога» (сл. М. С. Лисянского) - исп. ВИА «Надежда». Посвящена строительству Байкало-Амурской магистрали;
«Новый день» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. Магомаев, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Ну, погоди!» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Обнимая небо» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль, Ю. А. Гуляев, Л. В. Лещенко, Ю. Cлободкин;
«Орлята учатся летать» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова;
«Парус алый» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Я. Леонтьев;
«Передний край» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Песня о горе Магнитной» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко. В настоящее время песня является гимном крупного города Магнитогорска;
«Песня о тревожной молодости» (сл. Л. И. Ошанина) - исп. Юрий Пузырёв и Сергей Фёдоров, Е. Г. Кибкало и М. С. Решетин, Ю. А. Гуляев, В. И. Копылов и В. Л. Матусов, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, ВИА «Смена», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, Ян Осин;
«Песня ракетчиков» (бывшие позывные «Полевой почты» на радио «Маяк») (сл. Б. М. Яроцкого) - исп. Б. В. Кузнецов и Л. В. Полосин;
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» (сл. В. Ф. Бокова) - исп. Волжский народный хор;
«Письмо на Усть-Илим» (сл. Н. Н. Добронравов) - исп. М. В. Кристалинская;
«По Ангаре» («Девчонки танцуют на палубе») (на слова С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон и М. В. Кристалинская;
«Пока не поздно» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. И. Д. Кобзон;
«Поклонимся великим тем годам…» (сл. М. Д. Львова) - исп. И. Д. Кобзон, Л. Г. Зыкина, Н.В. Басков;
«Прощай, любимый» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Т. И. Синявская;
«Прощание с Братском» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. Н. Пузырёв и А. С. Ведищева, И. Д. Кобзон;
«Птица счастья» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. Я. Леонтьев, ВИА «Здравствуй, песня», Н. В. Гнатюк, Н. А. Чепрага, Витас, Ян Осин;
«Русский вальс» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан, Н.В. Басков, Марк Тишман;
«Русь» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. М. В. Кристалинская;
«Северная песня» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан;
«Севернее всех» (сл. А. А. Вознесенского) - исп. Л. В. Лещенко;
«Слушай, тёща» (сл. Н. В. Дружининского) - исп. М. М. Кизин, Ю. И. Богатиков, ВИА «Песняры»;
«Смелость строит города» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Э. А. Хиль;
«Смоленская дорога» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. Г. Зыкина;
«Снегурочка» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. С. Я. Лемешев, В. А. Нечаев, Н.В. Басков;
«Стадион моей мечты» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. М. М. Магомаев;
«Старт даёт Москва» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. В. Толкунова и Л. В. Лещенко;
«Старый клён» (сл. Михаила Матусовского) - исп. Л. И. Овчинникова и Н. Н. Погодин, А. А. Абдалова и Л. В. Лещенко, сейчас М. М. Кизин, Н.Бабкина и ансамбль «Русская песня»;
«Счастья тебе, Литва!» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Б. Петриките;
«Темп» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. София Ротару;
«Только б дождаться» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. Г. Рюмина;
«Только лебеди пролетали» (сл. Е. А. Долматовского) - исп. И. Д. Кобзон;
«Только так победим!» («Ленин, Партия, Комсомол!») (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. трио И. Д. Кобзон, С. М. Ротару и Л. В. Лещенко, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (солист - Дима Машнин);
«Трус не играет в хоккей» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Л. П. Барашков, В. И. Мулерман, Э. А. Хиль, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, вместе С. В. Мазаев, В. М. Сюткин и В. В. Рыбин;
«Ты - моя надежда, ты - моя отрада» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Л. В. Лещенко, Н.В. Басков;
«Ты танцуешь, я пою» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Юлиан;
«Усталая подлодка» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. И. Богатиков, Ю. А. Гуляев, И. Д. Кобзон;
«Хорошие девчата» (сл. М. Л. Матусовского) - исп. ВК «Улыбка», группа «Девчата», Л. А. Долина и И. А. Отиева, М. В. Девятова, группа «Фабрика»;
«Чайка над волной» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ирина и Елена Базыкины;
«Чёрно-белая судьба» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. Ю. А. Шиврин;
«Шумят хлеба» (сл. С. Т. Гребенникова) - исп. Г. М. Белов;
«Это мы (Марш молодых строителей)» (сл. Ю. И. Визбора, М.Кусургашева) - исп. Е. Г. Кибкало;
«Я люблю тебя всегда» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. В. Ободзинский, Л. В. Лещенко;
«Я не могу иначе» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. В. В. Толкунова;
«Яростный стройотряд» (сл. Н. Н. Добронравова) - исп. А. Б. Градский.

Детские песни Александры Пахмутовой:

«15 костров» (сл. Н. Н. Добронравова);
«В земле наши корни» (сл. Е. А. Долматовского);
«Вопрос» (сл. Р. И. Рождественского);
«Всегда готовы!» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Гайдар шагает впереди» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Горнист» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Гудит завод» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Дарите радость людям» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Дерево дружбы» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Дикая собака динго» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Доктор Айболит» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Жили-были» (сл. Ю. Е. Черных);
«Замечательный вожатый» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Здравствуй, русская зима!» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Кто пасётся на лугу?» (сл. Ю. Е. Черных);
«Лодочка моторная» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Мальчиш-Кибальчиш» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Мы - гагаринцы» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Мы на огненных мчались конях» (сл. С. Т. Гребенникова);
«Мы тоже Советская власть» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Орлята учатся летать» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Песня красных следопытов» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Песня о библиотеке имени Ленина» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Песня о пионерах-героях» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Принимаем тебя в пионеры» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Про нашу Советскую Родину» (сл. М. Ивенсена);
«Просьба» (сл. Р. И. Рождественского);
«Путевая пионерская» (сл. Н. Найдёновой);
«Сигнальщики-горнисты» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Страна Пионерия» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова);
«Турнир эрудитов» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Улица Мира» (сл. Н. Н. Добронравова);
«Утро, здравствуй» (сл. С. Т. Гребенникова);
«Хор хороший» (сл. Н. Н. Добронравова).

Призы, награды и почетные звания Александры Пахмутовой:

Герой Социалистического Труда (29 октября 1990) - за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность;
Два ордена Ленина (6 ноября 1979, 29 октября 1990);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971);
Орден Дружбы Народов (1986);
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009) - за выдающиеся заслуги в развитии отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999) - за большой личный вклад в развитие музыкального искусства;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 сентября 2014) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи;
2017 год - номинирована на награду за многолетний добросовестный труд и профессионализм в сфере искусства и культуры на церемонии награждения Национальной премии «Великие Люди Великой России» при Правительстве Москвы;
Государственная премия СССР (1975) - за песни последних лет (1971-1974);
Государственная премия СССР (1982) - за музыкальное оформление фильма «О, спорт, ты - мир!» (1981);
Государственная премия Российской Федерации (8 июня 2015) - за выдающиеся достижения в гуманитарной области 2014 года;
Премия Ленинского комсомола (1966) - за цикл песен о молодёжи и комсомоле;
Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союзного государства (10 марта 2004 г.);
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2006);
Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства - за вклад в развитие культуры (2016);
Народный артист СССР (1984);
Народный артист РСФСР (1977);
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971);
Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000 г.);
Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993 г.);
Почётный гражданин Луганска (1971);
Почётный гражданин Братска (26 августа 1994 г.);
Почётный гражданин города Магнитогорска;
Первый почётный гражданин города Усть-Илимска (9 ноября 1979 г.);
Почётный профессор МГУ (2015);
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 3 апреля 2000 г.) - за активную деятельность по развитию и укреплению белорусско-российских культурных связей;
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002);
Премия «Российский Национальный Олимп» (2004);
Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008);
Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 9 ноября 2014 года);
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;
Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург);
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы».


✿ღ✿История любви Пахмутовой и Добронравова✿ღ✿

Николай Добронравов и Александра Пахмутова.

Знаменитый композитор Александра Пахмутова и её супруг, поэт Николай Добронравов, считают, что для счастья в семейной жизни не надо «принципиальничать».

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, - «Лодочка моторная» - ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком.

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).


Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г.

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский, и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину.

Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну - «Мелодию» - для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую - «Прощай, любимый» - для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.




Последние материалы сайта