Истории дениски. Денис Драгунский: Вся правда о "Денискиных рассказах". Детский фильм Денискины рассказы – Капитан

22.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Денискины рассказы Драгунского. Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. Его отчимом стал И. Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 году. В 1922 году появился другой отчим - актёр еврейского театра Михаил Рубин, вместе с которым семья объездила всю страну. В 1925 году переехали в Москву. Но однажды Михаил Рубин уехал на гастроли и домой не вернулся. Что произошло - так и осталось неизвестным.
Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино (фильм «Русский вопрос», режиссёр Михаил Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвёзды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно - участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре». Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948-1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда: Всероссийское театральное общество), где в то время директорствовал Александр Моисеевич Эскин. Пародийные весёлые спектакли имели настолько шумный успех, что Драгунский был приглашён создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька».
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении.
С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так звали его сына.
Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства (1970)», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.
Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964 г.) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой - клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему.
Но более всего известны и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы».
В 1960-х большими тиражами выходят книги из этой серии:
«Девочка на шаре»,
«Заколдованная буква»,
«Друг детства»,
«Похититель собак»,
«Двадцать лет под кроватью»,
«Волшебная сила искусства» и др.
В 1970-е:
«Красный шарик в синем небе»,
«Разноцветные рассказы»,
«Приключение» и др.
Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года.
Вдова В. Драгунского Алла Драгунская (Семичастная) издала книгу воспоминаний: «О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей», ТОО «Химия и жизнь», Москва, 1999.

Виктор Драгунский.

Денискины рассказы.

«Он живой и светится...»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Потом Мишка говорит:

– Написал?

Я говорю:

– Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.

И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Я говорю:

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?

Мишка покраснел:

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.

И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:

– Давай задачи задавать!

– Давай, – сказал Мишка.

В это время пришел папа. Он сказал:

– Здравствуйте, товарищи студенты…

И сел к столу.

Я сказал:

– Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.

Я тогда сказал:

– Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

– Сдаюсь!

Я сказал:

– Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать: – Это меня тетя Мила научила!..

Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:

– А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.

– Давай задавай, – сказал я.

Папа походил по комнате.

– Ну слушай, – сказал папа. – Один мальчишка учится в первом классе "В". Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса "В". На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.

Когда мальчишка из первого класса "В" просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.

Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого "В" и что ему грозит, если это будет продолжаться? Все!

Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во все горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали.

Я сказал:

– Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили.

И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу:

А он скажет:

«Тебе привет от мамы…»

А я скажу:

«Спасибо… Как она поживает?»

А он скажет:

«Ничего».

А я скажу:

«Наверно, она забыла своего единственного сына?»

А он скажет:

«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»

– Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет?

Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:

– Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!

И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.

Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:

– Надо иметь чувство юмора, – сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!

И я засмеялся.

И он тоже.

И мы пошли в комнату.

Слава Ивана Козловского

У меня в табеле одни пятерки. Только по чистописанию четверка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать! У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы все равно соскакивают. Просто чудеса какие-то! Один раз я целую страницу написал чисто-чисто, любо-дорого смотреть – настоящая пятерочная страница. Утром показал ее Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера ее не было! Может быть, она с какой-нибудь другой страницы просочилась? Не знаю…

Драгунский В.Ю. - известный писатель и театральный деятель, автор повестей, рассказов, песен, интермедий, клоунад, сценок. Наиболее популярен в списке произведений для детей его цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской литературы их рекомендуют для учеников 2-3-4 классов. Драгунский описывает типичные для каждого времени ситуации, блестяще раскрывает психологию ребенка, простой и яркий слог обеспечивает динамичность изложения.

Денискины рассказы

Цикл произведений «Денискины рассказы» повествует о забавных приключениях мальчика Дениса Кораблева. В собирательном образе главного героя переплелись черты его прототипа - сына Драгунского, ровесников, самого автора. Жизнь Дениса наполнена веселыми происшествиями, он активно воспринимает мир и живо реагирует на происходящее. У мальчика есть близкий друг Мишка, с которым они вместе проказничают, развлекаются, преодолевают трудности. Автор не идеализирует ребят, не учит и не морализирует - он обозначает сильные и слабые стороны подрастающего поколения.

Англичанин Павля

Произведение рассказывает о Павлике, который пришел в гости к Дениске. Он сообщает, что давно не приходил, поскольку все лето изучал английский язык. Денис и его родители пытаются узнать у мальчика, какие же новые слова ему знакомы. Оказалось, что Павля за это время выучил на английском языке только имя Петя - Пит.

Арбузный переулок

Рассказ повествует о Дениске, который не хочет есть молочную лапшу. Мама огорчается, но приходит папа и рассказывает мальчику историю из своего детства. Дениска узнает, как голодный малыш во время войны увидел грузовик, доверху наполненный арбузами, который разгружали люди. Папа стоял и наблюдал за их работой. Вдруг один из арбузов разбился, и добрый грузчик отдал его мальчишке. Папа до сих пор помнит, как он и друг наелись в тот день и еще долго ежедневно ходили в «арбузный» переулок и ждали нового грузовика. Но он так и не приехал… После папиной истории Денис съел лапшу.

Бы

Произведение повествует о рассуждениях Дениса, если бы все было устроено наоборот. Мальчик представляет, как воспитывает собственных родителей: маму он заставляет кушать, папу - мыть руки и стричь ногти, а бабушку отчитывает за то, что она легко одета и принесла с улицы грязную палку. После обеда Денис усаживает родственников выполнять домашнее задание, а сам собирается в кино.

Где это видано, где это слыхано…

Произведение рассказывает о Дениске и Мише, которых пригласили спеть сатирические песни на концерте. Друзья волнуются перед выступлением. Во время концерта Миша сбивается и поет одну и ту же песню несколько раз. Вожатая Люся тихо просит Дениса выступить одному. Мальчик собирается духом, готовится и снова поет те же строки, что и Миша.

Гусиное горло

Произведение рассказывает о сборах Дениски на день рождения лучшего друга. Мальчик приготовил ему подарок: вымытое и очищенное гусиное горло, которое отдала Вера Сергеевна. Денис планирует его высушить, внутрь положить горошины и зафиксировать узкую горловину в широкой. Однако папа советует купить конфеты и отдает Мише свой значок. Денис радуется, что сделает другу 3 подарка вместо одного.

Двадцать лет под кроватью

Произведение повествует о ребятах, которые играли в прятки в квартире у Миши. Денис прошмыгнул в комнату, где жила старушка и спрятался под кроватью. Он ожидал, что будет смешно, когда ребята его найдут, и Ефросинья Петровна тоже обрадуется. Но бабушка неожиданно запирает дверь, выключает свет и ложится спать. Мальчику становится жутко, и он ударяет кулаком по корыту, лежащему под кроватью. Раздается грохот, старушка пугается. Положение спасают ребята и папа Дениса, пришедший за ним. Мальчик выбирается из укрытия, но не отвечает на вопросы, ему кажется, что он провел под кроватью 20 лет.

Девочка на шаре

Рассказ повествует о походе Дениски с классом в цирк. Ребята смотрят выступления жонглеров, клоунов, львов. Но на Дениса производит впечатление маленькая девочка на шаре. Она показывает необыкновенные акробатические номера, мальчик не может отвести взгляд. В конце выступления девочка смотрит на Дениса и машет рукой. Мальчик хочет снова пойти в цирк через неделю, но у папы дела, и они попадают на представление только через 2 недели. Денис очень ждет выступления девочки на шаре, но она так и не появляется. Оказалось, что гимнастка уехала с родителями во Владивосток. Грустные Денис и его папа уходят из цирка.

Друг детства

Произведение повествует о желании Дениса стать боксером. Но ему нужна груша, а папа отказывается ее покупать. Тогда мама достает старого плюшевого Мишку, с которым мальчик когда-то играл и предлагает тренироваться на нем. Денис соглашается и собирается отрабатывать удары, но вдруг вспоминает, как ни на минуту не расставался с медведем, нянчил, сажал с собой обедать, рассказывал ему сказки и любил всей душой, готов был отдать жизнь за друга детства. Денис сообщает маме, что он передумал и никогда не будет боксером.

Живой уголок

Рассказ повествует об открытии в школе у Дениса живого уголка. Мальчик хотел привести в него зубробизона, бегемота или лося, но учительница просит завести маленьких животных, чтобы ухаживать и заботиться о них. Денис отправляется за покупкой для живого уголка белых мышей, но не успевает, их уже продали. Тогда мальчик с мамой поспешили за рыбками, но узнав их цену, передумали. Так Денис и не решил, какое животное ему принести в школу.

Заколдованная буква

Произведение рассказывает о Дениске, Мише и Аленке, которые наблюдали за выгрузкой из машины большой елки. Ребята смотрели на нее и улыбались. Алена хотела сказать друзьям, что на елке висят шишки, но не смогла выговорить первую букву и у нее получилось: «Сыски». Ребята смеются над девочкой и укоряют ее. Миша показывает Алене, как нужно правильно произносить слово: «Хыхки!» Они спорят, ругаются, и оба ревут. И только Денис уверен, что слово «шишки» простое, и он-то знает, как говорить правильно: «Фыфки!»

Здоровая мысль

Рассказ повествует о том, как Денис и Миша по дороге из школы запускали кораблик из спичечного коробка. Он попадает в водоворот и исчезает в водостоке. Ребята собираются домой, но оказывается, что мальчишки путают подъезды, поскольку они одинаковые. Мише повезло - он встречает соседку, и та его отводит в квартиру. Денис по ошибке заходит в чужой дом и попадает к незнакомым людям, у которых он уже шестой заблудившийся мальчик за день. Они помогают Денису найти свою квартиру. Мальчик предлагает родителям повесить на дом мамин портрет, чтобы он больше не заблудился.

Зеленчатые леопарды

Произведение рассказывает о споре ребят, какая болезнь лучше. Костя перенес корь и поведал друзьям, что ему подарили переводные картинки. Мишка рассказал, как съел банку малинового варенья, когда болел гриппом. Денису пришлась по душе ветрянка, потому что он ходил пятнистый как леопард. Ребята вспоминают об операции на гландах, после которой дают мороженое. По их мнению, чем тяжелее болезнь, тем лучше - тогда родители купят все, что пожелаешь.

Как я гостил у дяди Миши

Рассказ повествует о поездке Дениса к дяде Мише в Ленинград. Мальчик знакомится с двоюродным братом Димой, который показывает ему город. Они рассматривают легендарную Аврору, посещают Эрмитаж. Денис знакомится с одноклассницами брата, ему нравится Ира Родина, которой мальчик решает написать письмо по возвращении домой.

Кот в сапогах

Произведение рассказывает о школьном карнавале, для которого нужно подготовить костюм. Но у Дениса уезжает мама, и он так сильно скучает, что забывает о мероприятии. Миша наряжается гномом и помогает другу с костюмом. Они изображают из Дениски кота в сапогах. Мальчик получает главный приз за свой костюм - 2 книги, одну из которых отдает Мише.

Куриный бульон

Рассказ повествует о том, как Денис и его папа варят бульон из курицы. Они считают, что это очень простое и легкое в приготовлении блюдо. Однако повара чуть не сжигают курицу, когда хотят подпалить перья, затем пытаются отмыть птицу от сажи мылом, но она выскальзывает у Дениса из рук и оказывается под шкафом. Положение спасает мама, которая возвращается домой и помогает горе-кулинарам.

Мой знакомый медведь

Произведение рассказывает о походе Дениса в Сокольники на новогоднюю елку. Мальчика пугает огромный медведь, неожиданно нападающий на него из-за елки. Денис вспоминает, что нужно притвориться мертвым и падает на пол. Приоткрыв глаза, он видит, что зверь склоняется над ним. Тогда мальчик решает напугать животное и громко кричит. Медведь шарахается в сторону, а Денис бросает в него ледышку. Впоследствии оказывается, что под костюмом зверя скрывается актер, решивший подшутить над мальчиком.

Мотогонки по отвесной стене

Рассказ повествует о Денисе, который был чемпионом двора по езде на велосипеде. Он демонстрирует перед ребятами различные фокусы как артист в цирке. Однажды к Мише приехал родственник на велосипеде с мотором. Пока гость пил чай, ребята решают без спроса опробовать транспорт. Денис долго катается по двору, но затем не может остановиться, поскольку ребята не знают, где находится тормоз. Положение спасает родственник Федя, вовремя остановивший велосипед.

Надо иметь чувство юмора

Произведение повествует о том, как Миша и Денис делали уроки. Во время списывания текста они разговаривали, из-за чего совершили множество ошибок и пришлось переделывать задание. Затем Денис задает Мише веселую задачу, которую тот не может решить. В ответ папа дает сыну задание, на которое он обижается. Отец говорит Денису, что надо иметь чувство юмора.

Независимый горбушка

Рассказ повествует о том, как в класс Дениса пришел знаменитый писатель. Ребята долго готовились к визиту гостя, и он был тронут этим. Оказалось, что писатель заикается, но дети вежливо не заострили на этом внимания. В конце встречи одноклассник Дениса просит автограф у знаменитости. Но дело в том, что Горбушкин тоже заикается, и писатель обижается, подумав, что его дразнят. Пришлось Денису вмешаться и разрешить неловкую ситуацию.

Одна капля убивает лошадь

Произведение рассказывает о папе Дениса, которому доктор советует бросить курить. Мальчик переживает за отца, он не хочет, чтобы капля яда убила его. В выходные приходят гости, тетя Тамара дарит папе портсигар, за что Денис злится на нее. Отец просит сына подрезать сигареты, чтобы они поместились в коробочку. Мальчик намеренно портит папиросы, отрезая табак.

Он живой и светится

Рассказ повествует о Дениске, который ждет во дворе маму. В это время приходит Мишка. Ему нравится новый самосвал Дениса, и он предлагает поменять машину на светлячка. Жучок завораживает мальчика, он соглашается и долго любуется приобретением. Приходит мама и удивляется, почему сын обменял новую игрушку на маленького насекомого. На что Денис отвечает, что жук лучше, ведь он живой и светится.

Подзорная труба

Произведение рассказывает о Дениске, который рвет и портит одежду. Мама не знает, что делать с сорванцом, и папа советует ей смастерить подзорную трубу. Родители сообщают Денису, что теперь он под постоянным контролем, и они могут увидеть сына всегда, как только пожелают. Для мальчика наступают трудные дни, все его прежние занятия становятся запретными. Однажды Денису попадает в руки мамина подзорная труба, и он видит, что она пустая. Мальчик понимает, что родители его обманывали, но он счастлив и возвращается к своей прежней жизни.

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Рассказ повествует о Денисе и Мише, которые играли в хоккей и опоздали в школу. Чтобы их не ругали, друзья решили придумать уважительную причину и долго спорили, что именно выбрать. Когда мальчики пришли в школу, гардеробщица отправила Дениса в класс, а Мише помогла пришить оторванные пуговицы. Кораблеву пришлось одному рассказывать учительнице, что они спасли из пожара девочку. Однако вскоре вернулся Миша и поведал классу, как они вытащили провалившегося под лед мальчика.

Поют колеса - тра-та-та

Рассказ повествует о Дениске, который поехал с папой в Ясногорск на поезде. Рано утром мальчику не спалось, и он отправился в тамбур. Денис увидел мужчину, бежавшего за поездом и помог ему забраться. Тот угостил мальчика малиной и рассказал про своего сына Сережу, который с матерью находится далеко в городе. На селе Красном мужчина соскочил с поезда, а Денис поехал дальше.

Приключение

Произведение рассказывает о Дениске, который гостил у дяди в Ленинграде и полетел один домой. Однако аэропорт в Москве закрыли из-за неблагоприятных погодных условий, и самолет вернулся обратно. Денис позвонил маме и сообщил о задержке. Ночь он провел на полу в аэропорту, а утром на 2 часа раньше объявили об отправлении самолета. Мальчик разбудил военных, чтобы они не опоздали. Поскольку самолет прилетел в Москву раньше, папа не встретил Дениса, но офицеры помогли ему и доставили домой.

Рабочие дробят камень

Рассказ повествует о друзьях, которые ходят купаться на водную станцию. Однажды Костик спрашивает Дениса, сможет ли тот спрыгнуть в воду с самой высокой вышки. Мальчик отвечает, что запросто. Друзья не верят Денису, считая, что ему слабо. Мальчик залезает на вышку, но ему становится страшно, Миша и Костя смеются. Тогда Денис повторяет попытку, но снова спускается с вышки обратно. Ребята потешаются над приятелем. Тогда Денис решается в 3 раз забраться на вышку и все-таки прыгает.

Ровно 25 кило

Произведение рассказывает о походе Мишки и Дениса на детский праздник. Они участвуют в конкурсе, в котором приз получит тот, кто весит ровно 25 килограмм. Денису до победы не хватает 500 грамм. Друзья придумывают выпить 0,5 литра воды. Денис побеждает в конкурсе.

Рыцари

Рассказ повествует о Дениске, который решил стать рыцарем и подарить маме на 8 марта коробку конфет. Но денег у мальчика нет, тогда они с Мишкой придумали вылить вино из буфета в банку, а бутылки сдать. Денис дарит маме конфеты, а папа обнаруживает, что коллекционное вино разбавлено пивом.

Сверху вниз, наискосок!

Произведение рассказывает о ребятах, которые решили помочь малярам в покраске, когда те ушли на обед. Денис и Миша красят стену, белье, которое сушится во дворе, подругу Алену, дверь, управдома. Ребятам здорово влетело, а маляры позвали их работать к себе, когда дети вырастут.

Сестра моя Ксения

Рассказ повествует о маме Дениса, которая знакомит сына с новорожденной сестрой. Вечером родители хотят купать малышку, но мальчик видит, что девочка боится и у нее несчастное лицо. Тогда брат протягивает сестре руку, и она крепко хватает его за палец, словно одному ему доверяет свою жизнь. Денис понял, как Ксении трудно и страшно и полюбил ее всей душой.

Слава Ивана Козловского

Произведение рассказывает о Дениске, который получил тройку на уроке пения. Он смеялся над Мишкой, который пел очень тихо, однако ему поставили пятерку. Когда учитель вызывает Дениса, он исполняет песню громко, что было сил. Однако преподаватель оценил его выступление только на 3. Мальчик считает, что дело в том, что он пел недостаточно громко.

Слон и радио

Рассказ повествует о походе Дениса в зоопарк. Мальчик взял с собой радиоприемник, и слона заинтересовал предмет. Он выхватил его у Дениса из рук и положил себе в рот. Теперь из животного доносилась программа о физзарядке, а окружающие клетку ребята с радостью принялись исполнять упражнения. Работник зоопарка отвлек слона, и тот отдал радиоприемник.

Сражение у Чистой речки

Произведение рассказывает о походе в кино класса Дениса Кораблева. Ребята смотрели фильм о нападении белых офицеров на Красную армию. Чтобы помочь своим, мальчики в кинотеатре стреляют из пистолетов по неприятелям, применяют пугачи. Ребята получают выговор от директора школы за нарушение общественного порядка, оружие у детей отбирают. Но Денис и Миша считают, что помогли продержаться армии до прибытия красных кавалеристов.

Тайное становится явным

Рассказ повествует о Дениске, которому мама пообещала пойти в Кремль, если он съест манную кашу. Мальчик положил в блюдо соль, сахар, добавил кипятку и хрена, но не смог проглотить и ложки и выбросил завтрак в окно. Мама обрадовалась, что сын все съел, и они начали собираться на прогулку. Однако неожиданно приходит милиционер и приводит пострадавшего, шляпа и одежда которого испачкана кашей. Денису становится понятен смысл фразы о том, что тайное всегда становится явным.

Третье место в стиле баттерфляй

Произведение рассказывает о хорошем настроении Дениса, который спешит сообщить папе, что занял 3 место по плаванию. Отец горд и интересуется, кому принадлежат первые два и кто следует за сыном. Как оказалось, 4 место не занял никто, поскольку 3 место распределили на всех спортсменов. Папа утыкается в газету, а у Дениса пропадает хорошее настроение.

Хитрый способ

Рассказ повествует о маме Дениса, которая устала мыть посуду и просит изобрести какой-нибудь способ, чтобы облегчить жизнь, иначе она отказывается кормить Дениса и его папу. Мальчик придумывает хитрый способ - он предлагает кушать из одного прибора по очереди. Однако у папы вариант лучше - он советует сыну помочь маме и самим мыть посуду.

Чики-брык

Произведение повествует о семье Дениса, которая собирается выехать на природу. Мальчик берет с собой Мишу. Ребята высовываются в окно электрички и папа Дениса, чтобы их отвлечь, показывает различные фокусы. Отец подшучивает над Мишей и срывает с его головы шляпу. Мальчик расстраивается, думая, что ее сорвало ветром, но великий маг возвращает предмет одежды.

Что я люблю и чего не люблю

Рассказ повествует о том, что нравится и не нравится Дениске. Он любит выигрывать в шашки, шахматы и домино, в выходной день утром залезать к папе в постель, дышать носом маме в ушко, смотреть телевизор, звонить по телефону, строгать, пилить и многое другое. Денис не любит, когда родители уходят в театр, лечить зубы, проигрывать, надевать новый костюм, кушать яйца всмятку и так далее.

Другие истории из цикла «Денискины рассказы»

  • Белые амадины
  • Главные реки
  • Дымка и Антон
  • Дядя Павел истопник
  • Запах неба и махорочки
  • И мы!
  • Красный шарик в синем небе
  • На Садовой большое движение
  • Не пиф, не паф!
  • Не хуже вас, цирковых
  • Ничего изменить нельзя
  • Похититель собак
  • Профессор кислых щей
  • Расскажите мне про Сингапур
  • Синий кинжал
  • Смерть шпиона Гадюкина
  • Старый мореход
  • Тиха украинская ночь
  • Удивительный день
  • Фантомас
  • Человек с голубым лицом
  • Что любит Мишка
  • Шляпа гроссмейстера

Он упал на траву

Повесть «Он упал на траву» рассказывает о девятнадцатилетнем юноше Мите Королеве, который по причине детской травмы ноги не был призван в армию, но пошел в ополчение. Он роет противотанковые рвы под Москвой совместно с товарищами: Лешкой, Степаном Михалычем, Сережей Любомировым, казахом Байсеитовым и прочими. По окончании работы, когда ополченцы ждут прибытия советской армии, неожиданно на них совершается нападение немецких танков. Оставшиеся в живых Митя и Байсеитов добираются до своих войск. Юноша возвращается в Москву и записывается в партизанский отряд.

Сегодня и ежедневно

Повесть «Сегодня и ежедневно» повествует о клоуне Николае Ветрове, способном сделать великолепной даже самую слабую цирковую программу. Но в реальной жизни артисту непросто и неуютно. Его любимая женщина встречается с другим человеком, и клоун понимает, что впереди расставание. Собравшись с друзьями в ресторане, цирковой артист высказывает мысль о собственном предназначении - доставлять радость, смех детям вопреки жизненным неудачам. Он знакомится с воздушной акробаткой Ириной, выполняющей сложные номера. Однако во время исполнения трюка девушка разбивается и гибнет. Николай уезжает в цирк во Владивосток.

© Драгунский В. Ю., наследники, 2014

© Драгунская К. В., предисловие, 2014

© Чижиков В. А., послесловие, 2014

© Лосин В. Н., иллюстрации, насл., 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Про папу моего


Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. А я кричала: «Это мой папа, папа, папа!!!» И начинала драться. Все думали, что он мой дедушка. Потому что он был уже совсем не очень молодой. Я – поздний ребенок. Младшая. У меня есть два старших брата – Леня и Денис. Они умные, ученые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают гораздо больше, чем я. Но раз уж не они стали детскими писателями, а я, то написать чего-нибудь про папу обычно просят меня.

Мой папа родился давным-давно. В 2013 году, первого декабря, ему исполнилось бы сто лет. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку, за счастьем и богатством. Про счастье – не знаю, но с богатством у них совсем не сложилось. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы. И они вернулись обратно в Гомель, а через некоторое время переселились в Москву, на Покровку. Там мой папа плохо учился в школе, зато любил читать книжки. Потом он работал на заводе, учился на актера и работал в Театре сатиры, а еще – клоуном в цирке и носил рыжий парик. Наверное, поэтому у меня волосы – рыжие. И в детстве я тоже хотела стать клоуном.

Дорогие читатели!!! Меня часто спрашивают, как поживает мой папа, и просят, чтобы я его попросила еще что-нибудь написать – побольше и посмешней. Не хочется вас огорчать, но папа мой давно умер, когда мне было всего шесть лет, то есть тридцать с лишним лет назад получается. Поэтому я помню совсем мало случаев про него.



Один случай такой. Папа мой очень любил собак. Он все время мечтал завести собаку, только мама ему не разрешала, но наконец, когда мне было лет пять с половиной, в нашем доме появился щенок спаниеля по имени Тото. Такой чудесный. Ушастый, пятнистый и с толстыми лапами. Его надо было кормить шесть раз в день, как грудного ребенка, отчего мама немножко злилась… И вот однажды мы с папой приходим откуда-то или просто сидим дома одни, и есть что-то хочется. Идем мы на кухню и находим кастрюльку с манной кашей, да с такой вкусной (я вообще терпеть не могу манную кашу), что тут же ее съедаем. А потом выясняется, что это Тотошина каша, которую мама специально заранее сварила, чтобы ему смешать с какими-то витаминами, как положено щенкам. Мама обиделась, конечно.

Безобразие – детский писатель, взрослый человек, и съел щенячью кашу.

Говорят, что в молодости мой папа был ужасно веселый, все время что-нибудь придумывал, вокруг него всегда были самые клевые и остроумные люди Москвы, и дома у нас всегда было шумно, весело, хохот, праздник, застолье и сплошные знаменитости. Этого я, к сожалению, уже не помню – когда я родилась и немножко подросла, папа сильно болел гипертонией, высоким давлением, и в доме нельзя было шуметь. Мои подруги, которые теперь уже совсем взрослые тетеньки, до сих пор помнят, что у меня надо было ходить на цыпочках, чтобы не беспокоить моего папу. Даже меня к нему как-то не очень пускали, чтобы я его не тревожила. Но я все равно проникала к нему, и мы играли – я была лягушонком, а папа – уважаемым и добрым львом.

Еще мы с папой ходили есть бублики на улицу Чехова, там была такая булочная, с бубликами и молочным коктейлем. Еще мы были в цирке на Цветном бульваре, сидели совсем близко, и когда клоун Юрий Никулин увидел моего папу (а они вместе работали в цирке перед войной), он очень обрадовался, взял у шпрехшталмейстера микрофон и специально для нас спел «Песню про зайцев».

Еще мой папа собирал колокольчики, у нас дома целая коллекция, и теперь я продолжаю ее пополнять.

Если читаешь «Денискины рассказы» внимательно, то понимаешь, какие они грустные. Не все, конечно, но некоторые – просто очень. Я не буду сейчас называть, какие. Вы сами перечитайте и почувствуйте. А потом – сверим. Вот некоторые удивляются, мол, как же это удалось взрослому человеку проникнуть в душу ребенка, говорить от его лица, прямо как будто самим ребенком и рассказано?.. А очень просто – папа так всю жизнь и оставался маленьким мальчиком. Точно! Человек вообще не успевает повзрослеть – жизнь слишком короткая. Человек успевает только научиться есть, не пачкаясь, ходить, не падая, что-то там делать, курить, врать, стрелять из автомата, или наоборот – лечить, учить… Все люди – дети. Ну, в крайнем случае – почти все. Только они об этом не знают.

Помню про папу я, конечно, не много. Зато умею сочинять всякие истории – смешные, странные и грустные. Это у меня от него.

А мой сын Тема очень похож на моего папу. Ну, вылитый! В доме в Каретном Ряду, где мы живем в Москве, живут пожилые эстрадные артисты, которые помнят моего папу молодым. И они Тему так и называют – «Драгунское отродье». И мы вместе с Темой любим собак. У нас на даче полно собак, а те, которые не наши, просто так приходят к нам пообедать. Однажды пришла какая-то полосатая собака, мы ее угостили тортом, и ей так понравилось, что она ела и от радости гавкала с набитым ртом.

Ксения Драгунская


«Он живой и светится…»


Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.



Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.



Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Тайное становится явным

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

– …Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!

Я сказал:

– Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала:

– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

– Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.

– Что вам нужно? – строго спросила мама.

– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

– Не клевещите. Ничего я не выливаю!

– Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

– Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.



А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?

И я ответил:

Не пиф, не паф!

Когда я был дошкольником, я был ужасно жалостливый. Я совершенно не мог слушать про что-нибудь жалостное. И если кто кого съел, или бросил в огонь, или заточил в темницу, – я сразу начинал плакать. Вот, например, волки съели козлика, и от него остались рожки да ножки. Я реву. Или Бабариха посадила в бочку царицу и царевича и бросила эту бочку в море. Я опять реву. Да как! Слезы бегут из меня толстыми струями прямо на пол и даже сливаются в целые лужи.

Главное, когда я слушал сказки, я уже заранее, еще до того самого страшного места, настраивался плакать. У меня кривились и ломались губы и голос начинал дрожать, словно меня кто-нибудь тряс за шиворот. И мама просто не знала, что ей делать, потому что я всегда просил, чтобы она мне читала или рассказывала сказки, а чуть дело доходило до страшного, как я сразу это понимал и начинал на ходу сказку сокращать. За какие-нибудь две-три секунды до того, как случиться беде, я уже принимался дрожащим голосом просить: «Это место пропусти!»

Мама, конечно, пропускала, перескакивала с пятого на десятое, и я слушал дальше, но только совсем немножко, потому что в сказках каждую минуту что-нибудь случается, и, как только становилось ясно, что вот-вот опять произойдет какое-нибудь несчастье, я снова начинал вопить и умолять: «И это пропусти!»

Мама опять пропускала какое-нибудь кровавое преступление, и я ненадолго успокаивался. И так с волнениями, остановками и быстрыми сокращениями мы с мамой в конце концов добирались до благополучного конца.

Конечно, я все-таки соображал, что сказки от всего этого становились какие-то не очень интересные: во-первых, очень уж короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, не обливаться слезами, и потом все же после таких сказок можно было ночью спать, а не валяться с открытыми глазами и бояться до утра. И поэтому такие сокращенные сказки мне очень нравились. Они делались такие спокойные. Как все равно прохладный сладкий чай. Например, есть такая сказка про Красную Шапочку. Мы с мамой в ней столько напропускали, что она стала самой короткой сказкой в мире и самой счастливой. Мама ее вот как рассказывала:

«Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла проведать свою бабушку. И стали они жить-поживать и добра наживать».

И я был рад, что у них все так хорошо получилось. Но, к сожалению, это было еще не все. Особенно я переживал другую сказку, про зайца. Это короткая такая сказочка, вроде считалки, ее все на свете знают:


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает…

И вот тут у меня уже начинало пощипывать в носу и губы разъезжались в разные стороны, верхняя направо, нижняя налево, а сказка в это время продолжалась… Охотник, значит, вдруг выбегает и…


Прямо в зайчика стреляет!

Тут у меня прямо сердце проваливалось. Я не мог понять, как же это получается. Почему этот свирепый охотник стреляет прямо в зайчика? Что зайчик ему сделал? Что он, первый начал, что ли? Ведь нет! Ведь он же не задирался? Он просто вышел погулять! А этот прямо, без разговоров:


Пиф-паф!



Из своей тяжелой двустволки! И тут из меня начинали течь слезы, как из крана. Потому что раненный в живот зайчик кричал:


Ой-ой-ой!

Он кричал:

– Ой-ой-ой! Прощайте все! Прощайте, зайчата и зайчиха! Прощай, моя веселая, легкая жизнь! Прощай, алая морковка и хрустящая капуста! Прощай навек, моя полянка, и цветы, и роса, и весь лес, где под каждым кустом был готов и стол и дом!

Я прямо своими глазами видел, как серый зайчик ложится под тоненькую березку и умирает… Я заливался в три ручья горючими слезами и портил всем настроение, потому что меня надо было успокаивать, а я только ревел и ревел…

И вот однажды ночью, когда все улеглись спать, я долго лежал на своей раскладушке и вспоминал беднягу зайчика и все думал, как было бы хорошо, если бы с ним этого не случилось. Как было бы по-настоящему хорошо, если бы только все это не случилось. И я так долго думал об этом, что вдруг незаметно для себя пересочинил всю эту историю:


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает…
Прямо в зайчика…
Не стреляет!!!
Не пиф! Не паф!
Не ой-ой-ой!
Не умирает зайчик мой!!!

Вот это да! Я даже рассмеялся! Как все складно получилось! Это было самое настоящее чудо. Не пиф! Не паф! Я поставил одно только короткое «не», и охотник как ни в чем не бывало протопал в своих подшитых валенках мимо зайчика. И тот остался жить! Он опять будет играть по утрам на росистой полянке, будет скакать и прыгать и колотить лапками в старый, трухлявый пень. Этакий забавный, славный барабанщик!

И я так лежал в темноте и улыбался и хотел рассказать маме про это чудо, но побоялся ее разбудить. И в конце концов заснул. А когда проснулся, я уже знал навсегда, что больше не буду реветь в жалостных местах, потому что я теперь могу в любую минуту вмешаться во все эти ужасные несправедливости, могу вмешаться и перевернуть все по-своему, и все будет хорошо. Надо только вовремя сказать: «Не пиф, не паф!»

Что я люблю

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес.

Я люблю также смотреть телевизор: все равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы.

Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.

Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.

Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю.

Люблю читать сказки про Канчиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. Когда мы будем жить просторней, мы купим себе Канчиля, он будет жить в ванной. Еще я люблю плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно.

Я люблю на демонстрациях махать красным флажком и дудеть в «уйди-уйди!».

Очень люблю звонить по телефону.

Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить.

Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или еще что-нибудь.

Я люблю гостей.

Еще очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» – и убегает из комнаты.

Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно.

Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:

– Ты что скачешь?

А я сказал:

– Я скачу, что ты мой папа!

Он понял!



Я люблю ходить в зоопарк! Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Я выстрою ему гараж.

Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин.

Люблю ходить в кафе – есть мороженое и запивать его газированной водой. От нее колет в носу и слезы выступают на глазах.

Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами.

Очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

– Ты открой её, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шёпотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Слава Ивана Козловского

У меня в табеле одни пятёрки. Только по чистописанию четвёрка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать! У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы всё равно соскакивают. Просто чудеса какие-то! Один раз я целую страницу написал чисто-чисто, любо-дорого смотреть – настоящая пятёрочная страница. Утром показал её Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера её не было! Может быть, она с какой-нибудь другой страницы просочилась? Не знаю…

А так у меня одни пятёрки. Только по пению тройка. Это вот как получилось. Был у нас урок пения. Сначала мы пели все хором «Во поле берёзонька стояла». Выходило очень красиво, но Борис Сергеевич всё время морщился и кричал:

– Тяните гласные, друзья, тяните гласные!..

Тогда мы стали тянуть гласные, но Борис Сергеевич хлопнул в ладоши и сказал:

– Настоящий кошачий концерт! Давайте-ка займёмся с каждым индивидуально.

Это значит с каждым отдельно.

И Борис Сергеевич вызвал Мишку.

Мишка подошёл к роялю и что-то такое прошептал Борису Сергеевичу.

Тогда Борис Сергеевич начал играть, а Мишка тихонечко запел:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок…

Ну и смешно же пищал Мишка! Так пищит наш котёнок Мурзик. Разве ж так поют! Почти ничего не слышно. Я просто не мог выдержать и рассмеялся.

Тогда Борис Сергеевич поставил Мишке пятёрку и поглядел на меня.

Он сказал:

– Ну-ка, хохотун, выходи!

Я быстро подбежал к роялю.

– Ну-с, что вы будете исполнять? – вежливо спросил Борис Сергеевич.

Я сказал:

– Песня гражданской войны «Веди ж, Будённый, нас смелее в бой».

Борис Сергеевич тряхнул головой и заиграл, но я его сразу остановил.



Последние материалы сайта