Конкурсно- игровая программа"береги природу". Экологические сценарии для летнего лагеря

15.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ЭКОПОЛИС

Возраст участников: 13-15 лет.

Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий.
    Первое задание - разминка.
    (см. приложение, страница 3)

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    ЭКОПОЛИС

    Интеллектуально-познавательная игровая программа по ЭКОЛОГИИ

    Возраст участников: 13-15 лет.

    Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
    Первое задание - разминка.
    Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3) , написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    Ведущий объясняет правила выполнения задания.

    • Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время - 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
    • На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
    • Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов - команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.

    Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.

    Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».

    Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% - трудоспособное население; 30% - дети и обучающаяся молодежь; 25% - пенсионеры.

    Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.

    Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3) . Время работы - 15 минут.

    Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
    «...Громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».

    Команды составляют список ошибок.

    Ошибки

    1. Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
    2. Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы - деревья».
    3. Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
    4. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки - 100 лет.
    5. Костер следует забросать землей или залить водой.
    6. Трогать яйца птиц нельзя - птица может не сесть на яйца.
    7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
    8. Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
    9. Прятаться во время грозы под деревом опасно.
    10. Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

    Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.

    Ведущий.

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она - твой давний добрый лекарь,
    Она - союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она - одна.
    В. Шефнер

    Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:

    Производственная сфера

    Объект Стоимость объекта Доход от объекта Сумма экологического ущерба в год Количество работающих
    Нефтехимический комбинат 1000
    350
    300
    4000
    Целлюлозно-бумажный комбинат 800
    180
    800
    6000
    Металлургический завод 1000
    200
    180
    6000
    Кирпичный завод 500
    250
    30
    1600
    Пищекомбинат 700
    150
    80
    1400
    Часовой завод
    500
    150
    5
    1500
    Тепличное хозяйство
    300
    70
    5
    300
    Завод по переработке урана
    1500
    1000
    700
    4000
    Механический завод
    800
    220
    30
    5500
    Швейная фабрика
    270
    100
    2
    1500
    Строительная фирма
    500
    250
    15
    1000

    Социальная сфера и сфера бытового обслуживания

    Объект Стоимость объекта
    Доход от объекта
    Сумма экологического ущерба
    в год
    Количество работающих
    Школа
    50
    -
    -
    70
    Детский сад
    50
    -
    -
    50
    Сквер
    20
    -
    -
    1
    Дом культуры
    50
    10
    -
    50
    Магазин
    30
    40
    2
    20
    Автопарк
    200
    100
    50
    80
    Дом быта
    140
    70
    5
    90
    Стадион
    30
    5
    -
    20
    Парк
    20
    5
    -
    10
    Бассейн
    50
    15
    1
    15
    Ателье
    75
    20
    -
    45
    Санаторий
    200
    30
    -
    80
    Театр
    80
    5
    -
    28
    Кабельное телевидение
    150
    70
    -
    20
    Салон красоты
    80
    20
    2

    Дополнительные условия

    Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».

    Пример карты для конкурса "Экополис"

    Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

    «За природу в ответе и взрослые и дети»

    Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

    Звучит песня «Чистые пруды»

    Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!

    Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!

    ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

    Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5.

    Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!

    Слайд

    Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.

    Слайды «Природа» после каждой строчки

    Природа – это дом, в котором мы живем,

    И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

    Под небом голубым, под солнцем золотым,

    Хотим мы в доме том жить вовеки.

    Природа – это дом, украшенный трудом,

    Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?

    Что будет, если в нём крыша под огнем,

    Что будет, если в нем сломаем стены?

    Природа – это дом, в котором день за днём

    Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

    И этот дом и смех – один, один на всех,

    Другого дома нет на целом свете.

    Слайд

      Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.

      В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.

      Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.

      Начинаем 1 этап нашей игры.

    Слайд «Кот в мешке»

    Слайд «Сектора»

    30 кипарисов

      ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

      ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади).

      КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

      ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

      КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/

      НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

      КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

      САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/

      КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

      НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

      КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

      ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

        ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

        ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

        КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

        ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/

        ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

        ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/

        С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/

        КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

        САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

        КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

      ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

          КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/

          ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/

          ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/

          КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/

          КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/

          КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/

          КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/

          КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/

          САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/

          САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/

      ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

      1. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/

        КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/

        ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» — у них на брюшке насечки/

        КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/

        КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/

        НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/

        У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/

        ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА

    В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА.

    ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК,

    БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/

    9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА.

    ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/

    10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК,

    ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ.

    ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ,

    СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/

      ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

      1. ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/

        КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/

        КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/

        К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/

        ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/

        КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/

        ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

        КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/

        КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

        РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

      Закончился 1 этап экологического турнира.

      Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!»

      Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.

      Все богатства русского пейзажа

    В полное владенье нам даны:

    Вьюжны зим серебряная пряжа,

    Кружева зелёные весны.

    Летний полдень в поволоке зноя,

    Вечер, заглядевшийся в ручей.

    Узорочье луговин цветное,

    Теплый воск желтеющих полей,

    Расписные листья листопада

    Над бездонной синевой озер –

    Все это твоё, и сердце радо

    Целый мир влюбить в родной простор.

      Начинаем 2 этап нашего турнира.

    Слайд «Турнир цветочный»

      — Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/

    Слайды на все 9 вопросов

    1. Я поэт, зовусь я Цветик,
    От меня вам всем приветик. — Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).

    2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. — Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц)

    3. Продолжите стихотворение:

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!

    (“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой )

    4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — полетят в воздухе лёгкие семена. — О каком цветке идёт речь? (Одуванчик )

    5. О ней поют поэты всех веков,
    Нет в мире ничего нежней и краше,
    Чем этот свиток алых лепестков,
    Раскрывшийся благоуханной чашей — О каком цветке идёт речь? (О розе )

    6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов )

    7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка )

    8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек )

    9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )

    — 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/

    — Ваша задача придумать знак и нарисовать его.

    — Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки»

    — В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/

    Слайды /9 шт./

    Слайд-заставка

    — Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

    Родина нас окружила
    Дивной своей красотой,
    Родина нам подарила
    Воздух степной и лесной,
    Берег крутой с быстрой рекой,
    Синее небо над головой.

    — Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!

    — Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

    — Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.

    ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя»

    Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3.

    5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»

    Слайд

    Слова для команд

    1 команда 2 команда 3 команда

    /25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/

    Слайд-заставка

    6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/

    — Чтобы любить природу, нужно её знать.

    Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )

    Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )

    Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )

    Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )

    Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )

    Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )

    — Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой — всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

    — Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/

    Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.

    Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.

    Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин

    СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/

    На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»

    Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.

    Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».

    Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

    Слайд

    — Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.

    Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

      Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.

      Услышу ль у сосен в полдневный час

    Журчанье струй средь камушков и брода. –

    О, люди, мыслю я, у всех у нас

    Есть мать одна, по имени Природа!

    У ней для нас хватает доброты,

    И мы живем, запечатлев в душе навеки

    Её прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.

    Но если…

    Впрочем, в наш жестокий век понятно всем

    Что это «если» значит?

    О, человек!

    Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

    Ни росных трав, ни голубых озер…

    Цени её доверие, Природы!

    Не обмани его!

    И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!

      Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

      Ты, дружок, смотри не подкачай!

    Правдивым быть и добрым обещай!

    Не обижай ни птахи, ни сверчка,

    Не покупай для бабочки сачки.

    Люби цветы, леса, простор полей –

    Всё, что зовётся Родиной твоей!

    Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ.

    Объявление результатов и награждение команд дипломами.

      Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.

    В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.

    Список использованной литературы:

    Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11.

    Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. — № 8.

    Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1.

    Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5

    Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5

    Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.

    Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить».

    218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок «STEP », победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

    Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

    Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

    Цели игры:

    1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

    2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

    3. учить применять свои силы и знания на практике;

    4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

    Подготовка к игре.

    1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

    2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

    3. Определяется состав жюри.

    Условия игры.

    1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

    2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

    3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

    Ход игры.

    1. Объявление темы и целей игры.

    2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

    3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

    4. Знакомство с правилами игры.

    5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

    6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

    7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

    Конкурсы:

    1. "Чёрный ящик".

    Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

    2. "Устами младенца".

    В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

    1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

    2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

    3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

    4. Это зимой и летом одним цветом.

    5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

    2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

    2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

    3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

    4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

    5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

    3) 1. Её изобрели китайцы.

    2. Из неё получается много мусора.

    3. Она легко горит.

    4. Её получают из дерева.

    5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

    4) 1. Его делают из песка.

    2. Чаще всего оно прозрачное.

    3. Когда падает оно разбивается.

    4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

    3."Эрудит".

    Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

    Вопросы команде "Рябинки".

    1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

    2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

    3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

    4. Самое крупное животное суши? (слон)

    5. Самое крупное животное океана? (кит)

    6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

    7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

    8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

    9. Перелётные животные? (летучие мыши)

    10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

    11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

    12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

    13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

    14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

    15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

    Вопросы команде "Клёны".

    1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

    2. Кого ловит кошка? (мышей)

    3. Что наступает после осени? (зима)

    4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

    5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

    6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

    7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

    8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

    9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

    11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

    12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

    13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

    14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

    15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

    4. "Эстафета" - весёлые художники.

    "Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

    5. "Перевёртыши".

    К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

    1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

    2. Сахарица (кислица)

    3. Своевременник (безвременник)

    4. Здоровоголов (болиголов)

    5. Заячье лыко (волчье лыко)

    6. Зверолюб (зверобой)

    7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

    8. Марья - кофе (Иван - чай)

    9. Мухолюб (мухомор)

    10. Забывалка (незабудка)

    11. Позднецвет (первоцвет)

    12.Подопушник (подорожник)

    13. Огородник (пустырник)

    14. Варёнка (сыроежка)

    15. Волчий глаз (вороний глаз)

    16. Бессоница трава (сон трава)

    6. "Мозаика".

    Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

    7. "Автографы".

    От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

    8. "Кто быстрее?"

    Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

    9. "Блиц - турнир".

    Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

    Вопросы команде "Рябинки".

    1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

    2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

    3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

    Вопросы команде "Клёны".

    1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

    2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

    3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

    Игра с залом

    Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!

    Экологическая конкурсно-игровая программа

    «Всё это называется природой»

    Программа проходит под девизом:

    «Мы хотим от человека всю природу оградить»

    Цели:

      Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее.

      Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.

      Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.

      Формирование ответственности за свои действия и поступки.

      Развитие речи и эстетического вкуса.

    Планируемые результаты:

      Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.

      Заложить основы природоохранного поведения.

    Место проведения: актовый зал

    Время проведения: 1 час

    Оборудование:

    Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;

    аудиозапись «Звуки природы»;

    фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;

    презентация по теме «Запрещающие знаки»;

    карточки с запрещающими знаками;

    заповеди юного эколога;

    цветные карандаши, фломастеры, бумага;

    цветные салфетки, ножницы, клей.

    Оформление:

      Зал оформлен плакатами и высказываниями. (Приложение № 1 7 )

      Выставка книг по экологии.

      Красная книга.

    Ход программы

    Вступление:

    (звучит музыка «Звуки природы)

    Чтец:

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда её жалей;
    В увеселительных походах
    Не растопчи её полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить её спеши:
    Она – твой давний
    Добрый лекарь,
    Она союзница души.
    Не жги её напропалую.
    И не исчерпывай до дна,
    И помни истину простую:
    Нас много, а она – одна.

    В. Шефнер

    Запомните заповеди юного эколога:

      не только смотри, а наблюдай,

      не шуми, а слушай и понимай,

      не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.

    Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.

    Ведущий:

    Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на конкурсно-игровой программе «Всё это называется природой».

    Все мы - жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества появились и большие проблемы. К числу самых - волн уемых относятся проблемы экологии.

    Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

    Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.

    Надеюсь, что конкурсно-игровая программа «Всё это называется природой». поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!

    Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

    Прошу команды представиться.

    Представление команд. (Приложение № 1).

    Команды занимают место за столом.

    Ведущий:

    Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно выполните задание.

    Команды получают конверты с заданиями.

    Ведущий:

    Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево. (Приложение № 2)

    Жюри оценивает конкурс.

    Каждая команда получает маршрутный лист, в который она будет заносить свои баллы. (Приложение № 3, 4)

    Станция 1 «Природная аптечка»

    Ведущий:

    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

      Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

      Золотая середина и лучи идут кругом.

    Это может быть, картина –

    Солнце в небе голубом? (ромашка)

      Вся в белое платье одета,

    В сережках в листве кружевной,

    Встречает горячее лето

    Она на опушке лесной. (береза)

      Кто ни прикасается, за того цепляется,

    Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

      Нам запах свежести лесной

    Приносит позднею весной

    Цветок душистый, нежный,

    Из кисти белоснежной. (ландыш)

      Тонкий стебелек у дорожки,

    На конце его сережки.

    На земле лежат листки – маленькие лопушки.

    Нам он, как хороший друг,

    Лечит раны ног и рук. (подорожник)

      Растет зеленый кустик

    Цветы ангельские,

    Когти дьявольские –

    Дотронешься укусит. (шиповник)

      Такого модника как этот

    Ещё не видела земля,

    Он очень любит среди лета

    В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)

    После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.

    Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»

    Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?

    За правильно собранный одуванчик и быстроту «их» команде приплюсовывается дополнительные баллы. (Приложение № 6)

    Станция 2 «Музыкальная»

    Ведущий:

    Командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях, растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда . (Приложение № 7)

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Станция 3. «Загадки из земли»

    Ведущий:

    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда .

      Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

    Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

      Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

      На кухне у мамы помощник отличный,

    Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

      Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

      Без неё машина даже километра не пройдёт,

    Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

      Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

      Она варилась долго в доменной печи,

    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

      А ну, скорей снимите шляпу!
      Я дочь космического папы.
      И вездесуща и легка, -
      Я лед, я пот, я - облака.
      Я иней, чай, бульон, туман,
      Река, ручей и океан.
      Когда я злюсь, то закипаю;
      А от мороза - застываю. (Вода)

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Станция 4 «Экознаки»

    Ведущий:

    Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к доске).

    Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки. (Приложение № 8)

    Ведущий:

    Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)

    А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков на цифры и факты.

    Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске. (Приложение №9)

    Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий комментирует.

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»

    Ведущий:

    Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

    Ключевые слова:

    1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Ответ: Береги лес – наше богатство.

    Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. (Приложение № 10)

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Игра с болельщиками

    Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо собраться в группу. (Приложение № 11)

    Станция 6 «Жалоба»

    Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

    Жалоба №1.

    Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!

    А польза от меня людям большая.

    Ответ:

    Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (Приложение № 12)

    Жалоба № 2

    На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.

    Ответ:

    Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает насекомых. (Приложение № 13)

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Станция 7 «Птичий базар»

    Ведущий:

    Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую зиму.

    Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под соответствующими названиями (перелётные или зимующие).

    Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец, сорока, утка, сова. (Приложение № 14)

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Станция 8 «Капитаны»

    Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

    Каждая команда получает словосочетание которое необходимо расшифровать.

    АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)

    (Приложение № 15)

    Ведущий:

    Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.

    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

    Жюри подводит окончательные итоги.

    Объявляется и награждается команда победитель. (Приложение № 16)

    Ведущий:

    Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно-игровая программа «Земля – наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

    Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».

    Чтец:

    Мы хотим, чтоб птицы пели,

    Чтоб вокруг леса шумели,

    Чтобы были голубыми небеса,

    Чтобы речка серебрилась,

    Чтобы бабочка резвилась

    И была на ягодах роса!

    Мы хотим, чтоб солнце грело

    И березка зеленела,

    И под елкой жил смешной колючий еж.

    Чтобы белочка скакала,

    Чтобы радуга сверкала,

    Чтобы летом лил веселый дождь!

    Чтец:

    Давайте будем беречь планету!

    Во всей Вселенной красивей нету,

    Во всей Вселенной она одна,

    Что будет делать без нас она!

    Литература

      Сквозь призму природы / авт.-сост.: В.Н.Юхновская, А.А.Варакса. – Мозырь: Содействие, 2009

      Делиться радостью со всеми: В 3ч.: Сценарии школьных праздников / авт.-сост.: К.В.Лавринович. – Мозырь: Белый ветер, 2010

      Внеклассные мероприятия: 4 класс. / авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Т.И.Цибина. – М.:ВАКО, 2007

      Загадки -

      http://stranamasterov.ru (аппликация «Одуванчик»)

      http://www.audiopoisk.com/artist/detskie-pesni/ (детские песни)

      http://nsportal.ru

      http://www.proshkolu.ru

    Задачи:

    образовательная: формировать познавательные интересы учащихся через игровую деятельность по теме «Природа: растительный и животный мир»;

    коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, связную (монологическую и диалогическую) речь, смысловую память, произвольное внимание, мыслительные процессы (анализ, сравнение), коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, обогащать словарь и расширять кругозор учащихся;

    воспитательная: воспитывать чувство доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; учить уважительно относиться ко всем участникам игры.

    Оборудование: карточки с заданиями, игрушки - лиса и заяц, компьютер, запись голосов птиц.

    В игровой программе принимают участие две команды.

    1 Разминка.

    Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы.

    Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест.)

    Самая маленькая птичка в мире. (Колибри.)

    Как называется птичий домик? (Скворечник.)

    Как называется будущий цветок? (Бутон.)

    Рыба с усами. (Сом.)

    Птица - лесной доктор. (Дятел.)

    Какое самое крупное наземное животное? (Слон.)

    Ствол деревьев покрывает и надежно защищает. (Кора.)

    Как зовем мы человека, что зимой полезет в реку? («Морж».)

    Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Крапива.)

    2 Конкурс загадок .

    Отгадывают по командам.

    Рос шар бел. Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик.)

    Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

    Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста)

    Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)

    Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать. (Лиса.)

    Гребень имеет, а им не чешется, шпоры имеет, а верхом не ездит. (Петух.)

    Озорной мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей.)

    Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)

    Не портной, а с иголками не расстается. (Ёж.)

    В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

    3 Конкурс «Лесные веселушки».

    Дети выстраиваются друг за другом в команды. Учитель называет любого обитателя леса (птицу, зверя, насекомого), а игроки по очереди показывают способ передвижения этого животного и его голос. Игроки, стоящие первыми прыгают, бегут до заранее указанного места и обратно. Дети, стоящие вторыми, изображают повадки другого животного и так далее. Учитель может назвать: «Заяц», «Медведь», «Комар», «Волк», «Пчела», «Кукушка», «Лиса».

    4 Конкурс «Продолжи пословицу»

    Команды поочередно продолжают поговорку или пословицу.

    Красна птица пером, а …(человек - умом).

    Солнце на лето, …(зима - на мороз).

    Январь - году начало, а …(зиме - середина).

    На чужой сторонушке, рад …(родной воронушке).

    Волков бояться - (в лес не ходить).

    Мала пчёлка, да и та …(работает).

    Мороз и метели …(под февраль полетели).

    Мороз не велик, …(да стоять не велит).

    5 Конкурс «Кто где живет?»

    Команды отвечают по очереди в быстром темпе.

    Собака - …(в конуре)

    Пчела - …(в улье)

    Мышь - …(в норе)

    Лошадь - …(в конюшне)

    Медведь -…(в берлоге)

    Сова -…(в дупле)

    6 Конкурс «Определи лишнее слово».

    Нужно найти в каждом ряду одно лишнее слово и доказать правильность своего ответа.

    Лисица, медведь, заяц, дятел, бурундук.

    Гнездо, муравейник, курятник, нора, берлога.

    Дятел, летучая мышь, соловей, синица, грач.

    Комар, жук, синица, пчела, бабочка.

    Берёза, сосна, липа, рябина, дуб.

    Корова, свинья, овца, кабан, коза.

    7 Игра «Мишки и шишки».

    Выбирают по одному человеку из каждой команды. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

    8 Музыкальный конкурс «Узнай птицу по голосу».

    8 Игра «Веселая физкультминутка».

    На месте ведущего один из игроков - «ёжик». Он проводит со всеми ребятами игру. Ребята вместе с ним произносят слова и повторяют движения.

    Прибежали - прибежали (бегут на месте)

    -Ёжики - ёжики (показывают растопыренные пальцы)

    Наточили - наточили (трут ладонью о ладонь)

    Ножницы - ножницы (показывают руками ножницы)

    Прискакали - прискакали (скачут на месте)

    Зайчики - зайчики (показывают уши)

    Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе! (все мальчики громко кричат: «Мальчики!», а все девочки кричат: «Девочки!»)

    9 Конкурс «Кто больше назовёт животных».

    Каждый игрок команды называет по одному животному. Команда, назвавшая животное последней, побеждает.

    10 Конкурс «Выбери правильный ответ».

    Каждая команда получает карточку с заданием. Игрокам нужно, посовещавшись, прийти к единому мнению и ответить на вопрос.

    1)Чем хвойные растения отличаются от лиственных?

    Хвойные растения всегда выше лиственных

    Хвойные растения растут только в лесу

    У хвойных растений нет листьев

    У хвойных растений - листья-хвоинки.

    2) Какой признак характерен только для зверей?

    Их тело покрыто перьями

    У них шесть ног

    Они выкармливают детенышей молоком

    Их тело покрыто чешуёй.

    11 Игра «Лиса и зайчик».

    Все участники игры встают в один общий круг. Двум из них, стоящим напротив друг друга, дают игрушки: одному - лису, другому - зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц старается «убежать», а лиса его «догнать».

    Подведение итогов.



    Последние материалы сайта