Формы и виды внеклассной работы. «Формы организации и проведения внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся по биологии

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Введение

Перед школой стоит чрезвычайно важная задача – воспитание подрастающего поколения, которому предстоит вести работу в самых разнообразных отраслях производства, науки, культуры, которые очень быстро развиваются в связи с научно-техническим прогрессом. Особую актуальность приобретает обучение предметам биологического цикла в наши дни, когда биологическая наука вступила в период бурного развития и ясно наметилось ее сближение с другими естественными науками - физикой, химией, а также с математикой, когда перед человечеством встал вплотную вопрос о жизненной необходимости охраны природных богатств нашей родины.

Широкое ознакомление учащихся с основными проблемами, стоящими перед различными отраслями биологии, вооружение школьников элементарными практическими умениями и навыками работы с живыми объектами, привлечение подрастающего поколения к практической общественно полезной работе в природе и сельском хозяйстве невозможно осуществить только на уроках биологии. В процессе преподавания у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, стремление к охране природы, приумножению ее богатств. Лишь сочетание урочной, внеурочной и внеклассной работы в единой системе открывает пути к решению всех трех указанных задач.

Внеурочная работа тесно связана с уроками. На уроках учащиеся получают задание провести во внеурочное время тот или иной опыт или определенное наблюдение в природе, на учебно-опытном участке и т.д. Результаты своих опытов или наблюдений учащиеся демонстрируют или устно докладывают на уроках. Таким образом, данный вид работы органически включается в содержание многих уроков.

Основной особенностью внеурочной работы является ее обязательность для всех учащихся. Отдельные ученики или группы получают определенные задания, которые после их выполнения и доведения до сведения других учащихся оцениваются во время уроков отметками в классном журнале.

В общеобразовательной школе для учащихся VIII - ХI классов организуются факультативные курсы. Выбор того или иного факультативного курса осуществляется на добровольных началах. Факультативные занятия проводятся по специальным программам и учебникам по специальному расписанию.

Со школьниками также вне урока проводится внешкольная работа станциями юных натуралистов и опытников сельского хозяйства и т. д. Для внешкольных учреждений издаются специальные программы занятий.

Внеклассная работа не является обязательной для всех учащихся. Она охватывает, главным образом, тех школьников, которые проявляют особый интерес к данному предмету. Лишь в массовые формы внеклассной работы вовлекаются все учащиеся школы. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значит выходит за ее приделы и определяется в основном интересами учащихся. В процессе внеклассной натуралистической работы учащиеся развивают свои творческие способности, инициативу, наблюдательность и самодеятельность, приобретают практические умения и навыки, получают знания о растениях и животных и, наконец, у них формируются правильные научные взгляды на природу.

Целью данной работы является определение места внеклассной работы по биологии в учебном процессе.

В качестве основных задач можно выделить следующие:

изучить связь внеклассной работы по биологии с учебно-воспитательным процессом и ее роль в становлении личности;

определить ее роль в процессе образования;

сформировать основные этапы развития интереса к предмету биологии;


1 Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе

Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной. Цель ее – удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Н.М. Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют эту форму обучения биологии: «Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии».

В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение.

Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-либо животному, задача учителя – расширить кругозор учеников, воспитать образованного человека, любящего природу, науку, сформировать исследовательские умения.

Хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение, так как в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются возможности для обсуждения отдельных открытий в биологии, для наблюдений и постановки опытов разной сложности и продолжительности. При проведении экспериментов и длительных наблюдений за явлениями природы (в разной местности и в разные сезоны) у школьников формируются конкретные представления об окружающей их материальной действительности. Проводимые самими учащимися наблюдения, например, за развитием растения (появление семядольных листьев у клена, развитие растения в течение одного вегетационного периода) или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Может возникнуть вопрос – не перегружают ли внеклассные занятия учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями. Массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации наоборот способствует лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Это подтверждается психологическими особенностями развития школьников. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д.Ушинский: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью».

Важно заметить, если школа не организует увлекательной и разнообразной деятельности учащихся в их свободные часы, они все равно будут заниматься какими-нибудь «делами», нередко в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Поэтому нужно привлекать школьников к такой деятельности, которая была бы им полезна, развивала бы их положительные качества и творческие способности, одновременно являлась и отдыхом. Внеклассные занятия по биологии предоставляют такую возможность. Вместе с тем необходимо предостеречь учителя от ошибок в организации внеклассных занятий наподобие классных уроков и других обязательных занятий, от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес у школьников, активизировать их творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.

Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовление коллекций, гербария, поделок из природного материала, зарядка аквариумов, ремонт оборудования уголка живой природы, работа на учебно-опытном участке, заготовки для зимней подкормки птиц, почвы для пересадки комнатных растений, уход за растениями и животными уголка живой природы, посадка деревьев и кустарников у школы и в городском парке, обслуживание экологической тропы и др. Несомненно, такая работа требует от учащихся умения доводить начатое дело до конца, формирует ответственность за порученное им дело. Безусловно, трудовые занятия должны сочетаться с постановкой опытов, наблюдениями в природе, развитием натуралистических интересов и углублением знаний по биологии.

Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех внеклассных занятий в школе.

Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газеты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно полезных работ (уборка территории, поддержание порядка на учебно-опытном участке), проведение экскурсий в природу с учащимися младших классов, с дошкольниками. Все эти виды внеклассных занятий тесно связаны между собой и с основной формой – уроком. Они дополняют друг друга, обогащают урок, расширяют и углубляют программу обязательного образовательного минимума по биологии. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсиями, внеурочными и домашними работами.

Ключевые понятия. Внеклассная работа как форма организации обу­чения биологии, виды внеклассной работы, общая методика внекласс­ной работы.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение внеклассной работы. 2. Называть и характеризовать основные виды вне­классной работы по биологии. 3. Описывать общую и разрабатывать кон­кретную методику внеклассной работы.

Внеклассная работа по биологии открывает широкие возмож­ности для развития личности школьников и культуры их отноше­ния к окружающей среде. Она может осуществляться в природе, кабинете биологии, школьном саду, на территории учебно-опыт­ного участка. Внеклассная работа - это такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осу­ществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объек­тами различных видов их деятельности для стимулирования по­знавательных интересов и проявления творческого потенциала в дополнение школьной программы по биологии.

В зависимости от материально-информационной базы школы и пожеланий учащихся возможны различные направления вне­классной работы. Если в кабинете биологии имеются световые микроскопы и (или) микроскопы типа Intelplay, то возникают объективные условия для поддержания познавательного интереса и реализации творческой самодеятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня. При нали­чии базы для проведения стационарных экскурсий, полевых прак­тик, экспедиций возможно организовать учебно-исследователь­скую и преобразовательную деятельность на основе познания яв­лений организменного, популяционно-видового и биоценотиче-ского уровней. На базе учебно-опытного участка и (или) при­школьного сада удобно организовать работы по выяснению усло­вий произрастания культурных растений и факторов, оказываю­щих влияние на их состояние.

Все виды внеклассных работ связаны между собой и дополня­ют друг друга. Некоторые из них в школах иногда возникают спон- танно. Однако в любом случае интерес к познанию живых компо­нентов природы рождается обычно на уроке. Особенно заинтере­сованные учащиеся, кроме работ по заданиям учителя, обязатель­ных для всех, выполняют добровольно взятые на себя более слож­ные задачи. Важно, чтобы результаты их решения докладывались на уроках по соответствующим темам. Как правило, оригинальные материалы, полученные самими учащимися и представленные од­ноклассникам, вызывают у последних интерес и побуждают к со­ответствующим действиям. Поэтому учителю необходимо посто­янно поддерживать связь между уроком и внеклассной работой.

Внеклассная работа будет эффективной, если ее рассматривать как модель реальной действительности, обеспечивающую возмож­ность познания и усвоения учащимися дополнительных знаний, умений и ценностей, нравственно-этических и эстетических норм поведения в природе. Такая модель создает условия для реализа­ции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Именно в этих отношениях учащийся выступает в большей степе­ни как их творец, чем созерцатель.



Приоритетными видами деятельности, которые важно реали­зовать в совокупности во время внеклассной работы по биологии, являются следующие: 1) познавательная - изучение биологиче­ских объектов различных уровней и систематических групп, их особенностей и реакций на факторы окружающей среды; 2) цен-ностно-ориентационная - определение ценностей объектов жи­вой природы и реализация установок на их преобразование и со­хранение; 3) эстетическая - реакция на привлекательность и кра­соту живых систем и способность выражать их художественными средствами; 4) этическая - определение нравственных отноше­ний к живым существам; 5) преобразовательная - выполнение конкретных работ по сохранению живых объектов природы и улучшению пространства их функционирования; 6) коммуника­тивная - реализация общения как условия познания живой при­роды, выработки ценностей и соответствующих способов преоб­разования окружающей среды. Подчеркнем, что пояснительные суждения отражают общее содержание видов деятельности как объектов, на которые ориентировано внимание учащихся.

Для разработки методики внеклассной работы важно иметь представление об их видах. В педагогике и методике преподава­ния биологии единой позиции по этому вопросу не обнаружива­ется. Известные методисты Н.М.Верзилин и В. М. Корсунская, И. Н. Пономарева с соавторами их выражают по количеству учас­тников - индивидуальные, групповые и массовые; по реализа­ции занятий во временных рамках - эпизодические и постоянно действующие; по содержанию - ботанические, зоологические, ана-томо-физиологические и общебиологические. Педагог Н.Е.Щур-кова представляет виды внеклассной работы по видам деятельно­сти - познавательные, преобразовательные, ценностно-ориента-ционные и художественные; по пространству деятельности - в природе, городе, парке, музее; по содержанию взаимодействия - эстетические, трудовые, познавательные, экологические, нрав­ственные и др.; по масштабности осмысливаемого явления «Моя школа», «Мой район», «Мой город», «Моя республика», «Моя стра­на», «Мой континент».



Каждая из этих классификаций представляется по одному ос­нованию. Для школьной биологии возможна классификация по нескольким основаниям, обозначенным в определении понятия о внеклассной работе. Первым основанием будет вид деятельности с ее объектом, а вторым - способ организации взаимодействия с объектом деятельности. Тогда картина разнообразия видов вне­классных занятий предстанет более широкой (табл. 8.11).

Вопросы для актуализации материала. 1. Как формулировалось определение внеклассной работы при изучении педагогики? 2. С какими классификациями внеклассной работы вы знакомились при изучении курса?

Из представленной разности внеклассных занятий учитель мо­жет выбрать для себя наиболее удобный вариант, в который дол­жны включаться один-два постоянно действующих вида внекласс­ного занятия, а другие виды могут быть эпизодическими. В каче­стве первых традиционно выбираются кружки, наблюдения, опыт­ническая работа, работа в уголке живой природы и кабинете био­логии. Однако в последнее время все большее распространение получают полевые практикумы, исследовательское и практико-ориентированное проектирование, мониторинг состояния окру­жающей среды, редких и исчезающих видов растений и живот­ных, сообществ и экологических систем.

Кружок юных биологов объединяет учащихся, особо интересу­ющихся живой природой и познанием ботанических, зоологичес­ких, анатомо-физиологических и общебиологических явлений. Обычно кружок объединяет на добровольной основе 10-15 уча­щихся. Они под руководством учителя занимаются один раз в две-три недели на протяжении 1,5 - 2 часов. В школьной практике традиционно функционируют следующие кружки: в 6 классе - юных ботаников, растениеводов, цветоводов, кактусоводов, садо­водов; в 7 классе - юных зоологов, ихтиологов, орнитологов, гид­робиологов; в 8 классе - юных физиологов, медиков; в 9-11 классах - юных цитологов, микробиологов, биохимиков, генети­ков, экологов. Такое распределение кружков по классам обуслов­ливается логикой школьных программ по биологии, уровнем зна­ний учащихся и их возрастными особенностями.

Работа кружка строится на основе разработанной руководите­лем программы и тематического плана. В него входят теоретические и практические занятия, беседы, подготовка и проведение итоговых занятий - выставок, конференций, презентаций. Осо­бое внимание следует уделять организации наблюдений и опы­тов. Они должны быть научными, выполнимыми, целесообраз­ными и доступными в условиях общеобразовательной школы. Если темы исследования удовлетворяют названным требованиям, то они будут иметь не только развивающую и практическую, но и науч­ную ценность.

Полевой практикум по биологии представляется как форма организации обучения учащихся для познания ими биологиче­ских объектов и улучшения состояния социоприродной среды. Задачи, достигаемые при этом, следующие: 1) конкретизация зна­ний о биологических объектах, их структуре, функционировании и изменениях из-за естественных и антропогенных причин; 2) развитие умений изучать биологические объекты - наблюдать, распознавать, устанавливать взаимосвязи, описывать и объяснять явления; 3) формирование этических и эстетических позиций личности при выяснении, обсуждении и оценке отношений мест­ного населения к лесу, водоемам, растениям и животным; 4) фор­мирование практических умений улучшения состояния социо­природной среды - расчистка, озеленение, изготовление и разве­шивание щитов.

Полевые практикумы могут быть двух видов - многодневная экспедиция и стационарный полевой практикум. Второй из них для школьной биологии представляется более удобным - одни и те же объекты изучаются основательнее, глубже выясняются их изменения и сравниваются многолетние данные. Полевые прак­тикумы лучше проводить в системе. После 4 класса они организу­ются для конкретизации общих представлений о природе, ее жи­вом и неживом компонентах, многообразии видов живых существ, экологических явлениях, способах охраны природной и социопри­родной сред. После 8 класса полевой практикум проводится с це­лью распознавания видов грибов, растений и животных, выясне­ния особенностей их существования в условиях сообществ, изуче­ния вертикальной и горизонтальной структур сообществ и их из­менений под влиянием антропогенных факторов, выполнения прак­тических работ по охране отдельных видов, а также фитоценозов. После 10 класса полевой практикум организуется для конкретиза­ции эволюционных, экологических и генетических представлений.

Важна предварительная подготовка к проведению полевого практикума - составление программы, определение места, выбор формы дневника, разработка маршрутных экскурсий, индивиду­альных и групповых заданий, установление формы отчета и под­ведения итогов практикума.

Наблюдение как целенаправленное восприятие биологическо­го объекта позволяет анализировать, обобщать разрозненные факты

из жизни природы и объединять их в понятия и закономерности. Одна из трудностей организации таких наблюдений заключается в правильном выборе объекта. При этом необходимо учитывать три требования: 1) вести наблюдение за выбранным биологичес­ким объектом постоянно; 2) объект должен иметь научно при­знанное значение; 3) оборудование для наблюдения должно быть доступным для учащихся. В школьных условиях можно вести фе­нологические наблюдения за растениями и животными, экологи­ческие наблюдения за состоянием сообществ и экосистем, физи­ологические наблюдения за растениями, развивающимися в усло­виях гидропоники, воздействия на них экологических факторов. Обработка собранных материалов наблюдения заключается в со­ставлении графиков, выполнении элементарных математических расчетов, написании небольших текстов. Эти материалы важно представлять на уроках, что позволит стимулировать познаватель­ный интерес учащихся.

Проектирование как разработанная научная тема или план со­хранения какого-либо биологического объекта в последнее время используется широко. Тематика исследовательских и практико-ориентированных проектов может быть разной. Однако предпоч­тение необходимо отдавать темам местного и регионального зна­чения. Можно предложить такие темы: «Исчезающие виды расте­ний региона: причины и перспективы сохранения», «Видовой со­став синантропных птиц своего города», «Сокращение биологи­ческого разнообразия на территории своего региона», «Меры ох­раны видового разнообразия земноводных на территории своего региона» и др. Проекты по продолжительности и широте темы могут быть микро-, мезо- и макропроектами, а по использованию материала школьных предметов моно-, меж- и надпредметными. Смысл общей методики проектирования заключается в следую­щем: 1) выдвижение идеи проекта; 2) составление письменного плана выполнения; 3) выполнение проекта; 4) завершение проек­та; 5) подготовка отчета по проекту; 6) представление отчета и его оценка.

Высоких результатов учитель биологии может достичь в слу­чае, если проектное обучение используется с 6 класса. Важно в определенной последовательности, зависимости от раздела био­логии и возраста учащихся определить совокупность тем проек­тов с 6 по 11 класс. Одним из вариантов планирования может быть следующий: «Как растения нашей местности улучшают (ухуд­шают) здоровье?», «Что надо делать для сохранения растений в нашей местности?» (6 кл.); «Привлекаем птиц в наш сад», «Что надо делать для сохранения редких и исчезающих видов насеко­мых (земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих) в нашей местности» (7 кл.); «Гигиеническое состояние школьного поме­щения», «Санитарное состояние своего села (микрорайона, рай-

274 она)», «Возможности народной природотерапии» (8 кл.); «Выяс­няем фенотипические проявления у особей местных сортов зла­ковых, произрастающих в разных условиях»; «Изучаем признаки приспособленности организмов растений к своей местности» (9 кл.); «Перспектива сохранения видового разнообразия своей местнос­ти»; «Что необходимо делать для устойчивого развития своего рай­она» (10 кл.).

Мониторинг биологических явлений предполагает проведение длительных наблюдений, оценку, контроль и элементарный про­гноз состояния живых систем. На уроках его использовать невоз­можно, ибо он предполагает выполнение действий на протяже­нии долгого времени. На уроке обычно применяются результаты мониторинга. При его организации важным является выбор объек­та. Таковыми могут быть пруд, участок леса, луга. Из-за трудно­стей использования конкретных методик мониторинга лучше орга­низовать изучение отдельных их компонентов - изменения не­которых физических и химических показателей среды обитания растений, животных, человека; составление на основе получен­ных сведений будущего состояния биологической системы; выяс­нение опасностей для живых организмов; определение условий достижения устойчивости сообществ при использовании целена­правленных мер.

Представленные виды внеурочных занятий относятся в основ­ном к групповым. Они, как правило, «поддерживаются» индиви­дуальными видами - чтением литературы и ее анализом, поис­ком информации в Интернете, подготовкой выступлений, пре­зентаций, аннотаций, рецензий и др.

По инициативе учителя биологии, кружковцев, наблюдателей, проектировщиков, участников полевых практикумов при помо­щи администрации и актива школы организуется массовая вне­классная работа. К ней относят такие виды: кампании («День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия» и др.), биологические вечера и олимпиады; встречи с учеными, писате­лями-натуралистами и работниками биологической промышлен­ности, медиками; КВН, конференции, защиты исследователь­ских и других проектов; выставки творческих работ учащихся - гербариев, коллекций, дневников наблюдений, отчетов об опы­тах и др.

Вопросы для актуализации материала. 1. На основе знаний из курса педагогики скажите, что служит основой выбора учителем какого-либо вида внеклассного занятия. 2. Расширения каких видов внекласс­ной работы требуют особенности обучения школьной биологии в сред­ней школе?

Внеклассная работа - это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.

В наше время изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная социализация личности в период обучения и после его окончания, самореализация являются важными задачами учебно-воспитательного процесса. В системе школьного обучения, биологическая дисциплина занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Но существует проблема привлечения внимания и интереса школьников на уроке. Эта проблема может быть решена с помощью проведения ряда внеклассных мероприятий. Организация внеклассной работы по биологии должна быть составной частью учебно-познавательной деятельности учащихся, вызывать интерес у детей, увлекать различными видами деятельности. Цель внеклассных занятий - укрепление и расширение знаний по биологии в условиях свободного выбора тематики занятий и отсутствии строгого регламента учебного времени при выполнении работ. В число основных учебно-воспитательных задач внеклассных занятий входят:

удовлетворить запрос учащихся, особо интересующихся и увлекающихся биологией, проявляющих любовь к живому, желающих лучше узнать свойства природы;

заинтересовать учащихся знаниями о живой природе, развить навыки наблюдения и экспериментирования, воспитать бережное отношение к природе;

создать благоприятные условия для проявления творческих способностей в области предметной биологической деятельности (натуралистической, экологической, физиологической, общебиологической и др.);

развить самостоятельность в исследовательской и проектной деятельности по биологии в тесном единстве с работой в коллективе;

осуществлять прямые и обратные связи внеклассных занятий с уроками биологии [Верзилин 1983: 27].

Знания и умения по биологии приобретаемые учащимися на уроках находят на внеклассных занятиях значительное углубление и осознание учебного материала, что оказывает влияние на повышение интереса к предмету. Например, тематические мероприятия во внеклассной работе позволяют ученикам изучить новый материал или углубить изученный в процессе игровой деятельности, что значительно повысит интерес к учебному материалу, а также к биологии, как к учебной дисциплине в целом. Кроме того, по современным стандартам образования часы проведения уроков по биологии сокращены, в связи с этим возникает проблема нехватки учебного времени на изучения материала. Одним из вариантов решения этой проблемы также может стать проведение внеклассной работы с детьми, что позволит не только компенсировать недостаток времени, но и получить дополнительную информацию по предмету, сформировать ответственное отношение к природе, развить интерес к биологической науке.

Внеклассная работа в отличие от уроков, должна организовываться по желанию, как учителя, так и учеников. Кроме того учитывать интересы и склонности учащихся в данном возрасте, позволять выбирать детям вид внеклассной занятий. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его - задача учителя. Также задачей учителя является привлечение всех без исключения учеников к такой работе. Интересы учащихся часто бывают ограничены коллекционированием, любительским отношением к отдельным растениям или какому-то животному, поэтому еще одной задачей учителя является расширение кругозора учеников, воспитание образованного человека, любящего природу, науку, формирование исследовательских и творческих умений. Внеклассное мероприятие может включать не только детей одной возрастной категории, но и объединять учащихся из разных классов, что будет способствовать развитию коммуникации между детьми, сплочению школьного коллектива и позволит проводить контроль более старших школьников над младшими. Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамками программы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Например, учитель может дополнить учебную работу углубленным изучением местной флоры и фауны, элементарными исследованиями по микробиологии, генетике, физиологии, истории научных открытий и др.

Помогая организовать внеклассное мероприятие, дети учатся организаторским навыкам, это умение им пригодится как в дальнейшем обучении в школе, так и после его окончания. Также внеклассная работа помогает осуществить связь между теорией и практикой, при проведении наблюдений за биологическими явлениями и объектами, экспериментов. Кроме того задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений у учащихся. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов. Эта деятельность способствует не только развитию мышления учащихся, но и формирует волевые качества (необходимость довести начатое дело до конца), воспитывает бережное отношение к живым объектам, которые изучаются [Трайтак 2002: 32].

Проводя внеклассное мероприятие, учитель имеет возможность ближе познакомиться со своими учениками, а также использовать результаты мероприятия на уроках, например, наглядные пособия, также внеклассную работу можно использовать для оценивания учеников на основных уроках. Участвуя в игровом процессе, викторинах, размышляя о различных проблемах биологии, ученики учатся делать выводы, развивают логическое мышление. Если школа не организует увлекательную и разнообразную деятельность учащихся в их свободные часы, то это время ученики нередко проводят в ущерб своему здоровью и нравственному развитию. Внеклассная работа отвлекает детей от "пустого" время провождения, она является полезной, развивает положительные качества и творческие способности школьников, и в то же время является отдыхом для детей. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за различными интересными объектами и явлениями, экспериментам, уходу за домашними растениями и животными, чтению научной биологической литературы. У детей с плохой успеваемостью по биологии при систематическом проведении внеклассных занятий, как правило, возникает интерес к предмету биологии, улучшается успеваемость. А также внеклассная работа приобщает детей к трудовой деятельности и любви к животным и растениям: уход за растениями и животными в уголке живой природы, поделка и ремонт клеток, заготовка корма на зиму, посадка деревьев, кустарников и цветов на пришкольном участке. У детей возникает чувство ответственности перед учителем и товарищами за порученное дело, ответственность перед самим собой, умение доводить начатое дело до конца. Кроме того массовая практика обучения показывает, что внеклассные занятия при правильной организации не перегружают учащихся, достаточно загруженных и без того обязательной учебной работой в школе и домашними заданиями, а наоборот способствуют лучшему выполнению обязательных учебных заданий. Такую особенность детей хорошо выразил еще К.Д. Ушинский: "Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и однородностью" [Ушинский 1954: 111]. Таким образом, внеклассные занятия осуществляют прямую и обратную связь с основной формой обучения - уроком, а также со всеми дополнительными - экскурсией, внеурочными и домашними работами. Но внеклассные занятия не должны превращаться в дополнительные уроки по биологии. В таком случае интерес к внеклассным занятиям у учеников может ослабеть и исчезнуть.

При оформлении результатов внеклассной работы при помощи школьных газет, наглядных пособий, участии в выставках развиваются творческие способности ученика, которые необходимы как в других школьных дисциплинах, так и в большинстве будущих профессий после окончания школы. Если внеклассная работа связана с участием в различных биологических олимпиадах, конкурсах она вызывает потребность школьников в научно-популярной литературе и приобщает их к внеклассному чтению для дополнительного источника информации по интересующим вопросам биологии и других дисциплин естественнонаучного цикла.

То есть, хорошо организованная внеклассная работа по биологии способствует:

повышенному интересу к дисциплине, следовательно, более углубленным познаниям в биологии;

развитию творческих способностей, инициативности;

развитию чувства ответственности перед природой, любви к ней;

самостоятельности, развитию организаторских навыков;

развитию логического мышления, умение делать выводы;

умению использовать полученные знания на уроках биологии и в жизни.

Внеклассная работа по биологии дает возможность глубже осуществлять связь теории с практикой, реализовать принцип политического обучения. Она приобщает школьников к различному посильному труду: поделке и ремонту клеток для животных уголка живой природы и зоотехнического отдела учебно-опытного участка, заготовке корма, ухода за животными, подготовке почвы и постановке опытов и наблюдений над растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников и т.п., а это в свою очередь воспитание у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

В тоже время внеклассная работа по биологии не сводится только к опытным и наблюдениям. Значительное место в ней имеют занятия по изготовлению наглядных пособий, организации биологических олимпиад, выставок, выпуск стенных газет, общественно полезная работа по охране природы, в сельском хозяйстве и лесничествах.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занять важное место в деятельности каждого учителя биологии.

внеклассная работа урок биология

Список литературы

  • 1. Верзилин Н.М. Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
  • 2. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.
  • 3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.2. - М.: 1954. - 584 с.

Презентация подготовлена для проведения игры по биологии в 5-6 классах. УМК любой.

Цель: Расширение кругозора учащихся о раннецветущих растениях.

Задачи: способствовать развитию познавательной активности учащихся; развивать интеллектуальные способности и логическое мышление; познакомить учащихся с первоцветами на примере загадок.

В презентации даны загадки, ответы к ним и иллюстрации о раннецветущих растениях. Смена слайдов и объектов на них производится по щелчку. Сначала выходит текст загадки, затем - название растения и иллюстрация. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Внеклассное мероприятие «Здоров будешь, всё добудешь» проходит в форме интеллектуальной игры.

Цель интеллектуальной игры через игровые моменты программы настроить учащихся на здоровый образ жизни, воспитать привычки здорового образа жизни, познакомить с новой информацией.

  • выявить, насколько хорошо обучающиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни
  • способствовать формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся

Оборудование: кабинет оформлен плакатами с высказываниями писателей, ученых, поговорками о здоровом образе жизни, мультимедийный проектор, презентация.

Данная игра предназначена для детей 5 класса. Подойдет для проведения в рамках недели биологии. Количество участвующих команд может быть различным, но не более 5.

Игра состоит из двух раундов. В I раунде необходимо выбрать категорию и стоимость вопроса. При нажатии на стрелку часов, начнется отсчет времени, данного на обсуждение вопроса. Нажав на листочек в правом нижнем углу, вы сможете вернуться на слайд с выбором вопросов. Во II раунде команды по очереди убирают категорию, на вопрос которой они не хотят давать ответ. Когда останется один вопрос, нужно нажать на листочек и вопрос высветится. Время на обсуждение данного вопроса можно выбрать самостоятельно.

Целевая аудитория: для 5 класса

Что такое ЖИЗНЬ? Зачем я живу? В чем мое предназначение?

В ненавязчивой для подростков форме автор предлагает найти ответы и понять смысл жизни: семья, друзья, спорт, учение, путешествия. И, самое главное, дает уверенность в том, что будущее зависит от нас самих, что жизнь - бесценный дар, которым нужно дорожить.
Презентация настроена автоматически. Дополнительно оснащена звуковым файлом М. Бернеса «Я люблю тебя, жизнь» (минусовка), который необходимо поставить на негромкое прослушивание.

Целевая аудитория: для 10 класса

Презентация виртуальная экскурсия «Рекорды в растительном мире» создана для проведения внеклассного мероприятия по биологии в 6 классе.

Данный ресурс содержит интересные факты о необычных растениях нашей планеты с использованием фото и видео материалов.

Также презентация может быть использована на классном часе, во внеурочной деятельности, или на внеклассном мероприятии учителями начальных классов.

Целевая аудитория: для 6 класса

Ресурс состоит из двух информационно-игровых блоков:
«Загадки о грибах»
Интерактивный тест «Собери пазлы»
Данный ресурс может быть использован на уроках биологии в 5-6 классах при изучении царства грибов, во внеурочной деятельности учителя, при проведении недели естественнонаучных дисциплин.
Игра может быть реализована как в команде, так и на личное первенство.
Презентация создана в программе Microsoft Office PowerPoint 2013. Основной шрифт Calibri кегль 24.
Использованы технологические приемы: «яблочко на тарелочке», «анимированные пазлы». Применяются управляющие кнопки, триггеры, гиперссылки.

Целевая аудитория: для 6 класса

Данная викторина проводилась в группе продлённого дня в День Земли с учениками средних классов. Данный материал также могут использовать в своей работе классные руководители, учителя экологии, биологии для внеклассного мероприятия. Викторина расширяет знания о птицах,животных, насекомых,земноводных,рыбах и морских животных. Она воспитывает у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на земле.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация подготовлена для проведения внеклассного мероприятия по биологии. Можно также использовать и на уроке биологии. Данное мероприятие направлено на развитие логического мышления, интереса к предмету биологии. Игра сопровождается музыкальными заставками. Звуковое сопровождение осуществляется автоматически. В процессе игры на слайдах последовательно появляются вопросы, затем ответы. Благодаря настроенным триггерам к фигурам, в правом углу слайда отображается сумма, которую игрок получает в результате правильного ответа. При этом одновременно происходит изменение цвета фигуры верного ответа, исчезновение прямоугольников с неверными ответами. В некоторых слайдах при щелчке верного ответа одновременно исчезает вопрос и появляется картина верного ответа. Во время игры очки суммируются, ведущий их демонстрирует на слайде. Под вопросом на каждом слайде есть два поле и одна кнопка «Игрок». Ведущий вводит очки в первое поле и нажимает на кнопку. В результате на втором поле появляется заработанный балл. На следующем слайде очки от предыдущей игры ведущий заносит в первое поле и нажимает на кнопку «Игрок». Далее заработанный балл заносится в первое поле,и очки автоматически суммируется, нажав на кнопку. К презентации прилагается конспект мероприятия.

Лекция Внеурочная, внеклассная и внешкольная работа по биологии.

Сегодня нам нужно разобраться с этими тремя понятиями. Чем они отличаются, какие виды работ бывают. Давайте сначала с вами вместе порассуждаем.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя. Внеурочная работа обязательна для всех учащихся, ее задает, а главное потом проверяет учитель. Организация такого рода работ диктуется необходимостью проведения длительных наблюдений за объектами природы. Бывает так, что для того чтобы увидеть результаты опытов их нужно заложить за несколько дней до урока. Учитель своевременно дает задание учащимся. Примеры таких опытов:

По ботаники

- прорастание семян гороха – 2 дня

- прорастание зерновки пшеницы – 4-5 дней

- прорастание семени тыквы – 5-6 дней

- образование крахмала в листе в процессе фотосинтеза – 2-3 дня

- движение воды с минеральными солями по стеблю – 3 дня

- развитие корней у стеблевого черенка традесканции – 5-7 дней

- развитие корней на листе бегонии – 2 месяца

- выращивание проростка мха из споры – 15-20 дней

- распадение таллома лишайника на водоросль и гриб - 7 дней

По зоологии

- различные фазы развития (метаморфоз у жуков – мучной хрущак)

- развитие плодовой мухи дрозофилы

- размножение аквариумных рыб

- поведение домашних животных (кошки, собаки, попугайчики)

- поведение пауков

- выработка рефлексов у птиц (на примере зимней подкормки синиц и воробьев)

Такие наблюдения можно проводить в живом уголке, дома или на природе. Иногда задания необходимо перенести на весенне-летний период, тогда их необходимо сопроводить четкой инструкцией. Учащиеся должны вести свои записи в дневнике.

Внеурочная работа имеет большое значение:

- развивает самостоятельность

- прививает интерес к биологическим объектам и явлениям природы

- школьники овладевают исследовательскими умениями

- развивается аккуратность и трудолюбие

Учитель имеет возможность обогатить кабинет биологии различными объектами давая ученикам индивидуальные задания на лето. Но летние задания не должны быть лишь сбором любого биологического материала. Учащиеся должны иметь задание и осмыслять его выполнение. Учитель объясняет, что нужно стремиться к качеству собранного материала, а не к его количеству. Необходимо хорошо, правильно подготовить (зафиксировать или засушить объект).

В современной программе урокам биологии отводится всего лишь один час в неделю, но бывают школьники, увлекающихся биологией. И их интересы гораздо шире программных. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. В рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной.

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширении и дополнении школьной программы по биологии.

Как вы думаете, какими должны быть внеклассные занятия по биологии?

Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Правильно организованная внеклассная работа не перегружает школьников. Вместе с тем необходимо предостеречь учителя от ошибки в организации внеклассных занятий наподобие школьных уроков и других обязательных занятий, от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес у школьников, активизировать их творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.

Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовлению коллекций , гербария, поделок из природного материала и т. д., что имеет большое воспитательное значение. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников. заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам:

ü с учетом количества участников внеклассной работы выделяют индивидуальные, групповые и массовые (фронтальные) виды внеклассных занятий (табл. 5);

ü по реализации занятий во временных рамках – эпизодические (вечера, походы, олимпиады, конференции) и постоянно действующие (кружки, факультативы, общества);

Таблица 5. Внеклассные занятия по биологии

Организация занятия

Виды занятия

Групповые занятия

Кружковая работа.

Экспедиции.

Походы в природу.

Факультативы

Массовые занятия

Просмотр кинофильмов.

Участие в олимпиадах.

Экскурсии и походы в природу.

Научные вечера, конференции.

Выставки работ учащихся.

Общешкольные кампании: «День урожая», «День птиц», «Неделя биологии», «Недели экологии».

Издание журналов, стенгазет, альбомов

Индивидуальные занятия

Научные исследования и опыты по теме (например, «Фенологические явления в жизни птиц», «Изучение загрязнения территории прилежащей к школе»).

Подготовка к олимпиадам.

Внеклассное чтение.

Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы

Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности.

Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, учитель предлагает им прочитать ту или иную научно-популярную книгу , провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Иногда, удовлетворяя любознательность отдельных школьников, учитель не ставит перед собой какой-либо цели, не направляет эту внеклассную работу в определенное русло и даже не считает, что он ее проводит. Такая картина часто наблюдается у учителей, не имеющих достаточного опыта работы.

Опытные учителя выясняют биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле своего зрения, ставят перед собой задачу развить их интересы к биологии, подбирают для осуществления этого соответствующие индивидуальные занятия, постепенно усложняя и расширяя их содержание. Некоторые учащиеся создают свои домашние уголки живой природы. Таким учащимся учитель дает указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, изготовление искусственных гнездований и наблюдения за их заселением, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов, многое другое.

В проведении индивидуальной работы очень важен учет индивидуальных особенностей учащихся для углубления и развития их интересов в соответствующих направлениях. Внеклассные занятия также могут способствовать выбору будущей профессии, оказывают непосредственное влияние и на профильную направленность обучения в школе, на выбор специальности и на послешкольное образование.

Массовые эпизодические занятия организуются по инициативе учителя биологии и проводятся при активном участии кружка юных натуралистов, школьного ученического актива, администрации школы, учителей-предметников. Планы проведения массовых мероприятий утверждают педагогические советы школы.

К массовой работе привлекается большое число учащихся - параллельные классы, вся школа. Для нее характерна общественно полезная направленность. Обычно в школе проводят такие виды массовой работы, как школьной биологической олимпиады, (Школьные биологические олимпиады проводятся ежегодно в несколько туров. За неделю до назначенного срока вывешивают объявление о порядке её проведения, список рекомендуемой литературы и требования к письменным работам, которые представляют на олимпиаду.)

Недели биологии, (Неделя биологии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, конкурсы заданий, газет, рефератов. Проведение недели биологии в школе позволяет показать, как поставлена в школе учебная и внеклассная работа по предмету. Это показ достижений по предмету, а также пропаганда биологических знаний.)

Недели здоровья, праздника «День птиц» , «День земли», кампании по посадке деревьев и кустарников, сбору семян и другого корма для зимней подкормки птиц; изготовлению и развешиванию птичьих гнездовий.

Эпизодические мероприятия могут быть также групповыми. Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету, подготовить и провести доклады, художественные номера для праздника. Обычно после завершения какого-либо массового мероприятия работа эпизодической группы прекращается. Для проведения другого массового мероприятия учитель привлекает учащихся прежней эпизодической группы или создает новую.

Эпизодическая групповая внеклассная работа организуется и в связи с желанием учителя глубже заняться изучением живой природы своего края, например, провести инвентаризацию древесной и кустарниковой растительности, выяснить видовой состав птиц, населяющих места возле водоемов ; изучить суточную активность животных тех или иных видов, «биологические часы» растений. Необходимость в организации такой эпизодической групповой работы обычно возникает при отсутствии в школе кружка юных натуралистов.

Одной из важных групповых форм внеклассного обучения являются биологические кружки.

Биологический кружок – это организационный центр внеклассных занятий.

Принципы организации юннатских кружков

Принимать в кружки всех желающих, в том числе и слабоуспевающих и недостаточно дисциплинированных. Последние нередко начинают интересоваться биологией и вести себя значительно лучше, чем на уроках. Поэтому работу в кружке следует рассматривать и как средство воспитания.

Количество учащихся в кружке не должно превышать 15 человек. Если желающих больше, то организуются 2 группы.

Работа кружка должна осуществляться на ученическом самоуправлении. Поэтому надо избрать актив Совета для самоуправления: староста, 3-4 звеньевых-помощников старосты, редколлегия для выпуска газеты, бюллетеней, объявлений о начале работы кружка и т. д.

Руководителями кружков должны быть учителя-предметники, а в младших и средних классах могут быть юннаты-старшеклассники -10-11 классы.

Составление плана работы кружка с учетом краеведения, экологии, природоохраной и особенно природоприумножающей деятельности.

Количество занятий кружка - от 2 до 4 в месяц.

Подведение итогов работы кружка после изучения темы, или за четверть, полугодие, год. Наиболее эффективной и наглядной является отчетность и подведение итогов в виде научных вечеров, конференций, ролевых игр, выставок, конкурсов, олимпиад, написания и защиты рефератов, отчетов, натуралистических кампаний и т. д. Так при подведении итогов групповая юннатская работа переходит в массовую и в общественно полезный труд.

Планирование работы кружка.

При составлении плана следует исходить из охраны, обогащения и изучения родной природы и проведения исследовательской деятельности в форме опытничества с растениями. В этой связи целесообразно запланировать такие темы-разделы:

Охрана природы родного края:

а) выявление объектов природы, подлежащих охране (вековые дубы, редкие растения, животные, заповедные парки и т. д.);

б) охрана птиц, рыб, зверей (изготовление кормушек и подкормка птиц, зверей в зимнее время - зимой гибнет 7-8 синиц из 10);

в) работа "зеленых" и "голубых" патрулей.

Обогащение природы родного края:

а) расселение полезных животных по новым местам обитания (но только не муравьев, клопов и колорадского жука!);

б) выращивание малораспространенных растений на своих огородах и пришкольном учебно-опытном участке (разновидности капусты, японская редька Дайкон и т. д.);

в) озеленение родного края (закладка садов, скверов, парков, цветников у школы, в селении).

Изучение природы родного края:

а) экскурсии, туристские походы, путешествия по родному краю (все кружки во все времена года, особенно в летнее каникулярное время);

б) сбор литературных сведений о природе родного края и изучение их;

в) создание школьных краеведческих музеев;

г) исследовательская деятельность в форме опытничества на пришкольном учебно-опытном участке, на индивидуальных огородах, садово-огородных участках.

План работы кружков составляется на полугодие или год.

Требования к работе кружков юннатов.

Чтобы юннатская работа была педагогически эффективной, учитель должен помнить о требованиях, которые необходимо предъявлять к ней:

а) начатая работа всегда должна быть доведена до конца, проанализирована и подытожена.

б) юннатов надо всегда и целенаправленно заинтересовывать в этой работе.

в) руководители юннатских кружков всегда и во всем должны быть положительным примером для юннатов.

Многие темы юннатской деятельности очень полезно заканчивать общественно-полезной работой (неделя леса и сада, Дни птиц, Для развития общественных и трудовых навыков целесообразно проводить взаимные посещения кружков юннатов разных школ, проводить беседы, показ работы кружка, обмениваться опытом, проводить совместные юннатские вечера, выставки, экспедиции, походы и т. д. Интересные и ценные результаты дает переписка с кружками других районов, областей страны и обмен пасынками с семенами и черенками особенно новых, ценных, редких, экзотических для данной местности растений.

Биологические кружки по содержанию можно разделить на группы:

1. Занимательные. Их основная задача – привлечение учащихся к изучению биологии, привитие интереса к предмету. Они формируют лишь поверхностный интерес к биологии, без углубления изучения каких-либо вопросов.

2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

3. Кружки. На которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (цветоводов, фенологов, аквариумистов).

4. Кружки, посвященные специальным вопросам биологии, изучаемым на уроках (орнитологов, энтомологов). Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела биологии.

За последние годы в развитии кружковой работы наметились тенденции усиления экологической и краеведческой работы; повысился уровень их научности.

Особым видом внеклассной работы являются факультативы . Небольшие группы учащихся 15 – 17 человек работают по программам или по авторским программам учителя. Цель факультативных занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы.

Факультативные занятия, второй вид групповых занятий, также строятся на добровольной основе. Они отличаются от юннатских кружков тем, что проводить их надо с небольшими группами (не более 10-15 человек) учащихся по особым более усложненным, углубленным и расширенным программам Министерства образования или по программам, составленным руководителем (учителем или специалистом) факультатива.

Цель факультативной подготовки - дать учащимся знания и практические умения по различным разделам биологической, сельскохозяйственной, методической, педагогической науки в объеме, значительно превышающем школьную программу. Она имеет также большое значение для профессиональной ориентации учащихся, т. к. на факультативные занятия записываются только те, кто собирается работать в сельском хозяйстве или продолжать образование в специальных учебных заведениях (сельскохозяйственных, педагогических, биологических, медицинских и т. д.). Другими словами, наиболее целесообразны сейчас факультативы профилей: биологический, педагогический, агрономический (полеводы, овощеводы, садоводы, пчеловоды, механизаторы, фермеры, предприниматели, менеджеры, животноводы), медицинский, экологический.

Посещение занятий для записавшихся учащихся обязательны. Они проводятся по твердому расписанию и работа руководителя-учителя факультативных занятий оплачивается. Весьма целесообразно, чтобы факультативные занятая проводились не только и нестолько школьными учителями-предметниками, но и приглашенными учеными вузов и НИИ, опытных станций, высокопрофессиональными практиками специалистами производства - агрономами, зоотехниками, инженерами, врачами и т. д. Итогами работы факультативов может быть не только подготовка полеводов, животноводов, механизаторов, водителей, киномехаников, фотографов и прочих специалистов, но и изготовление оборудования для кабинета биологии, живого уголка, пришкольного учебно-опытного участка. Короче, формы факультативной и юннатской работы разнообразны, объемны и значимы с прикладной и педагогической точек зрения, ибо здесь присутствует не только углубление и расширение знаний и формирование умений, но и воспитание трудовое, нравственное, эстетическое, а также воспитание чувства гордости за себя, свою школу и т. д. Факультативные занятия накладывают на учителя повышенную ответственность, т. к. тут особо интересующиеся и одаренные учащиеся жаждут получить новое, актуальное, оригинальное знание. Плохо и недопустимо, чтобы факультативы превращались в дополнительные внеурочные занятия, например, по решению задач, примеров, упражнений, подготовке к контрольной работе , зачетам, экзаменам. В отличие от обычных предметных классно-урочных занятий на факультативных должны преобладать более активные формы подготовки: лекции, семинары, деловые и ролевые игры, самостоятельная лабораторная и практическая работа с литературой не только учебной, но и специальной дополнительной, написание и защита рефератов и, наконец, самостоятельное выполнение практической и особенно исследовательской экспериментальной работы. Все это в комплексе способствует развитию и формированию умений самостоятельно и творчески применять полученные на факультативе знания на практике, в жизни.

Нельзя заставлять учащихся посещать те предметы, которые они не избрали сами. Но некоторые учителя принуждают учащихся к посещению своих факультативов. Нередко такие учителя не ставят высокие оценки (4 и 5) в четверти тем учащимся, которые не ходят к ним на факультативные занятия. Основание - не ходит на факультатив, значит не интересуется предметом, а потому больше тройки не заслуживает. Это недопустимо, непедагогично.

Группа "ассистентов" создается для того, чтобы оборудовать и поддерживать в должном порядке биологический кабинет, живой уголок, пришкольный учебно-опытный участок. Несомненно, они должны выполнять то, что им посильно и органично связано с процессом обучения биологии. В частности, они изготавливают учебные пособия , приборы, инструменты, инвентарь, таблицы. Подготавливают раздаточный материал, клетки для мелких животных (кроликов, птиц и т. д.), полочки для комнатных растений – День окружающей среды;

Эффективность любой экологической акции зависит от качества проведения её на местах с использованием краеведческого материала.

Все вышеперечисленные формы и виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Интерес к работе с живыми организмами обычно возникает у школьников при выполнении индивидуальных заданий. Выполнив удачно те или иные задания учителя, они обычно просят дать им дополнительную внеурочную работу. Если в классе окажется несколько таких школьников, то учитель объединяет их во временные натуралистические группы, а в последствии - в кружки юных натуралистов, работая в которых они принимают активное участие в подготовке и проведении массовых натуралистических мероприятий.

Использование на уроках результатов индивидуальной, эпизодической групповой и кружковых работ (например, демонстрации изготовленных пособий, сообщения о проведенных наблюдениях, доклады, подготавливаемые на основе внеклассного чтения) способствуют вовлечению во внеклассную работу учащихся, не проявивших к ней ранее должного интереса. Часто некоторые школьники, принимавшие вначале пассивное участие в массовой внеклассной работе по озеленению школьной территории, изготовлению птичьих домиков, в качестве слушателей, впоследствии становятся либо юннатами, либо активно включаются в индивидуальную или групповую эпизодическую работу, проводимую по заданиям учителя.

Изучение опыта работы школ показывает, что внеклассную работу по биологии проводят во всех ее формах. Почти в каждой школе имеется натуралистический кружок, проходят различные массовые мероприятия, организуются индивидуальные и групповые эпизодические занятия. Однако часто внеклассная работа сводится лишь к организации выставок летних работ учащихся, проведению олимпиад, Недели биологии, Дня птиц. В остальное время обычно осуществляется уход за комнатными растениями, выпуск бюллетеней на основе использования материалов из научно-популярных периодических изданий, проводятся «Часы занимательной биологии». Между тем специфика внеклассной работы по биологии - науке, изучающей живое, связана с такими видами работы, которые включают самостоятельные исследования школьников, ставят их в положение первооткрывателей, вызывают настоящий интерес к познанию природы.

Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов. Организация этой работы в школе служит одним их критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.



Последние материалы сайта