Семья а пахмутовой. Александра пахмутова - биография, песни, фото, личная жизнь композитора. Начало семейной жизни

06.08.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Пахмутова Александра Николаевна - настоящая легенда музыкального олимпа СССР, автор музыки к сотням песен, которые в своё время звучали гимном эпохи. Талант Александры Николаевны сопровождает нас с самого детства, во многих советских мультфильмах звучит музыка именно её авторства («Ну погоди», «Кто пасётся на лугу?»). Далее её творчество активно представлено в советском кинематографе, включая культовый фильм «Девчата». Пахмутова является Народной артисткой СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, многократным лауреатом госпремий и наград, что лишний раз подтверждает её значимость в истории музыки. Её имя навсегда увековечено в космосе, в её честь назван астероид, открытый в 1968 году.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Александра Пахмутова - легендарный композитор, чьи песни в прошлом столетии напевали все от мала до велика, да и сегодня её творчество не чуждо, как старшему поколению, так и молодежи.

Огромный вклад в развитие российской музыки объясняет внимание к персоне Пахмутовой со стороны журналистов и блогеров. Последних интересует: Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой? Сегодня можно чётко ответить на все поставленные вопросы. Рост Александры Николаевны составляет 149 см, вес 45 кг, возраст - 88 лет, 63 из которых она счастлива в творческом и семейном тандеме с Николаем Добронравовым.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.

В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.

Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» - десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.

Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты - входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь - Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.

Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.

Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова родилась в семье тружеников. И мать и отец трудились на местно электростанции. Музыкальные наклонности передались её от отца, он сам освоил игру на балалайке, фортепиано и скрипке и привил любовь к музыке дочери. Кроме Александры, семье Пахмутовых воспитывались ещё две дочери и сын. Семья и дети Александры Пахмутовой - вопрос интересующих многих по нескольким причинам. С одной стороны семейный дуэт Пахмутова-Добронравов - звездный дуэт советской эстрады, именно в соавторстве с супругом были написаны лучшие песни, вошедшие в золотой фонд музыки СССР.

С другой стороны, у пары, давно пережившей «золотую свадьбу», никогда не имеющей размолвок, по крайней мере на публику нет детей. На эту тему Пахмутова откровенничать не любит. Известно лишь, что брак Пахмутовой и Добронравова был, зарегистрирован 6 августа 1956 года и с тех пор супруги неразлучны ни в жизни, ни в творчестве. Секрет их успеха прост: прислушиваться друг к другу и не придираться к мелочам. А Николай Добронравов секрет долголетия и крепости брака видит в неприкосновенном выполнении правила, завещанного нам Антуаном Де-Сентом-Экзюпери «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Вот и смотрит в одном направлении корабль под названием семейный союз «Пахмутова-Добронравов» уже без малого 65 лет, являясь практически эталонным «звёздным семейством», где никто не тянет одеяло на себя.

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов - заслуживает отдельного внимания. При всём таланте супруги, поэт Николай Добронравов не остался в её тени. Его имя не менее ярко вписано в историю советской эстрады. Кроме супруги он работал с такими известными композиторами как: Арно Бабаджанян, Евгений Мартынов, Муслим Магамаев. Его песни исполняли ведущие на то время эстрадные исполнители: Йосиф Кобзон Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие. А сколько было тех, кто лишь мог мечтать заполучить в свой репертуар песню Добронравова, не говоря уже о том, чтобы заполучить в его лице закадычного друга и товарища.

Николай Николаевич является лауреатом государственной премии СССР, обладателем множества наград и премий - практически дублирует наградной арсенал супруги. Сегодня, как и супруга, Николай Николаевич, передаёт свой опыт начинающим творческим людям, является почётным профессором МГУ.

Википедия Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова без сомнения является яркой звездой на музыкальном небосклоне СССР Её имя навсегда вписано в историю музыки. Есть в интернете и Википедия Александры Пахмутовой. На личной странице композитора представлена вся информация о её творчестве, самых ярких моментах жизни, полный перечень песен её авторства и фильмография.

Стоит отметить, что среди прочего Александра Пахмутова привнесла немало нового и в кинематограф, принимая участие в основном в документальных проектах. Что касается социальных сетей, то их Пахмутова так и не освоила, поэтому вся информация о ней ограничена лишь википедией и прочими медиа-ресурсами, в которые едва ли просочатся семейные фотографии композитора, а то, что по-настоящему дорого и близко сердцу этой талантливой женщины, хранится лишь в семейных фотоальбомах, доступ к которым она открывает лишь немногим. Впрочем, в интернете есть исчерпывающая информация о вкладе этой гениальной женщины в развитие искусства, чего вполне достаточно для простого обывателя. Статья найдена на alabanza.ru

Герой Социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин городов Москвы, Волгограда, Луганска, Братска

Музыка Александры Пахмутовой стала, если образно выразиться, музыкальным сопровождением, саунд-треком к многосерийному документальному фильму о жизни нашей страны. Ее песни на слуху и на устах поколений; они звучали на «стройках века», собраниях, парадах, концертах, школьных балах и сельских танцплощадках. Даже заказные, политизированные ее произведения столь талантливы, что существуют вне любой пропаганды. А еще есть симфонии, оратории, концерты, музыка к любимым всеми фильмам. Сложилось устойчивое словосочетание - «феномен Пахмутовой». Последовательно отмечая все исторические события, ее песни с честью и признанием пережили «оттепель» 1960-х, «развитой социализм», эксперименты перестройки. И теперь, когда, казалось бы, закончилась романтизированная и воспетая ею эпоха, они продолжают жить, восхищать слушателей самого разного возраста и социального уровня.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка. Отец - Пахмутов Николай Андрианович (1902–1983), мать - Пахмутова (Кувшинникова) Мария Амплиевна (1897–1978). Супруг - Добронравов Николай Николаевич (1928 г. рожд.), поэт, лауреат Государственной премии СССР.

Детство Александры прошло в поселке Бекетовка на Волге, в 18 километрах от Сталинграда (ныне - Волгоград), с почти деревенским бытом: куры, сено, огород. Еще свежи были в памяти родителей ужасы смутного времени гражданской войны. Дед, Андриан Виссарионович, помощник командира полка, был зарублен белоказаками в 1921 году. Много позже его соратник написал о Пахмутовой, тогда уже известном композиторе: «...она молодец... внучка стоит своего так трагически погибшего деда».

Мать в неполные 20 лет осталась вдовой с двумя детьми, но справилась с бедой, самоучкой стала парикмахером, вышла замуж за Николая Андриановича. Он работал на электростанции и был многогранно талантлив: писал маслом, играл на домре, балалайке, пианино; в местном клубе организовал оркестр народных инструментов и чудом добыл пианино, на котором профессионально таперствовал, озвучивая немые фильмы, аккомпанировал «синеблузникам», исполнял Шопена, Бетховена, Чайковского.

Музыкальная одержимость отца, его вечернее музицирование оказали огромное влияние на девочку. Классическая музыка, популярные и народные песни, русские романсы - самые светлые впечатления Алиного детства. Она и помнит-то себя с первых попыток в три с половиной года подобрать на пианино услышанные в кино мотивы; а первая композиция, навеянная родным двором, - «Петухи поют» написана ею в 5 лет. Удивительно, но детские нотные записи уцелели.

Решено было дочь серьезно учить. «Благодаря маме, - рассказывает Александра Николаевна, - моя учеба, моя судьба стали самым главным в семье, в которой было еще трое детей постарше (Михаил, Зоя, Людмила)». Аля в 7 лет поступила в общеобразовательную школу в Бекетовке и в музыкальную - в Сталинграде, куда ездила с мамой три раза в неделю на поезде, что отнимало много сил. «Сейчас я понимаю внутреннее состояние родителей, - продолжает Александра Николаевна. - Они боялись, что я не смогу получить настоящего музыкального образования и жизнь у меня сложится, как у отца, который мог бы стать и пианистом, и живописцем, у него были для этого все данные, но он так и остался самодеятельным музыкантом и художником».

Уже через полгода в переполненном клубе, на вечере памяти Ленина, Николай Андрианович и его 8-летняя дочь Александра исполнили на рояле в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Моцарта. Кстати, через 38 лет удостоенная многих почестей композитор Пахмутова повторила эту музыку в зальцбургском доме-музее композитора, на его клавикорде, и записала в книге посетителей: «Когда люди будут жить на других планетах, то и там будет звучать Моцарт».

В 1941 году Аля окончила 4-й класс музыкальной школы и получила направление в интернат при Ленинградской консерватории. Утром 22 июня на городской олимпиаде детской художественной самодеятельности она отыграла вальс и прелюдию собственного сочинения. Сразу вслед за этим кто-то выбежал на сцену: «Война!!».

Дальше были бомбежки, пожары, эвакуация - мучительный месячный переезд в Караганду. «Мы увидели немецкий бомбардировщик... он стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел...», - вспоминает Александра Николаевна. Потом шли пешком в стылый осенний Темир-Тау. Начались жизнь в бараках на берегу речки Нуры, голод, зима, детские игры в войну, сбор и отправка на фронт посылок со сбереженными от школьных завтраков и высушенными на сухари булочками, самовязанными варежками и носками. Пианино не было. По счастью, вместе с бекетовским клубным имуществом привезли аккордеон, который девочка легко освоила.

Весной 1943 года семья вернулась домой, в хаос и неустроенность. Только что закончились бои, Сталинград лежал в развалинах, многие жили в землянках; погибла любимая учительница музыки. Аля много пела для солдат под аккордеон популярные песни тех лет (и первые собственные, на стихи Иосифа Уткина - «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая...»). Болезненно ощущалась необходимость учиться дальше, но Ленинград стал недоступен. Отец взял ее с собой в командировку, чтобы показать в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Завуч Екатерина Мамоли и педагог Теодор Гутман прослушали Алю и определили ее в 6-й класс: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвижности [сказались два года без фортепиано], но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приютили жившие в коммуналке на Большой Бронной друзья детства Пахмутовых, семья Спициных. Нарком электростанций, услышав историю дожидавшейся отца в коридоре наркомата девочки, выделил ей пропуск в ведомственную столовую (он хранится в семье до сих пор), талоны на костюм и пальто. А рабочие продовольственные карточки высшей категории дети получали в ЦМШ.

Город жил с затемнением, буржуйками, противотанковыми ежами на окраинах. Музыкальные домашние задания Аля делала в школе до начала уроков, поспевая туда пешком рано утром, пока еще не ходил трамвай. Носила бурки, сшитые мамой из шинели, штопаные кофточки. И была счастлива. В школе преподавали легендарные музыканты, профессора Московской консерватории: Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий. Александр Гольденвейзер рассказывал о встречах со Львом Толстым, Чайковским, Рахманиновым, Юрий Шапорин - о знакомстве с Блоком. Школьников приобщали к музыкальным событиям: играл на органе Александр Гедике; Сергей Прокофьев дирижировал своей Пятой симфонией; итальянский дирижер Карло Цекки репетировал с оркестром оперу Россини; Ойстрах вместе с румынским скрипачом, дирижером и композитором Джордже Энеску играл концерт для двух скрипок Баха; Энеску управлял исполнением Четвертой симфонии Чайковского... Однажды Аля играла для венгерского композитора и музыковеда Золтана Кодая. Еще она вспоминает:

«Моих товарищей и меня Дмитрий Борисович Кабалевский приглашал к себе домой послушать музыку, поиграть... это просто свалилось неслыханное счастье, судьба... было такое время, когда были живы великие музыканты... И они возились с нами. Они нас учили...».

Режиссер Вера Строева без лишнего умиления перед «вундеркиндами» запечатлела в скромной ленте («Юные музыканты», 1945) лучших учеников ЦМШ, и среди них - Пахмутову, игравшую скерцо из своей сонатины для фортепиано. А первая публикация о ней, с фото за роялем, появилась в 1946-м в «Московском комсомольце».

Александра окончила школу с отличием как пианистка в 1948 году. Классный руководитель Дмитрий Сухопрудский напутствовал ее в письме: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... мы можем гордиться тобою». Она должна была поступить на фортепианный факультет консерватории. Но задолго до окончания школы преподаватель Ираида Васильева показала композиции своей ученицы директору консерватории и художественному руководителю ЦМШ Виссариону Шебалину, усмотревшему в них незаурядность.

Девочку приняли в школьную факультативную группу по сочинению, которую курировал этот выдающийся педагог. «Он считал, что в композиторском хозяйстве должен быть абсолютный порядок во всех деталях вплоть до самых незначительных штрихов и оттенков, - вспоминает Александра Николаевна, - презирал поверхностное отношение к делу... Его глазами мы смотрели на партитуры великих мастеров, где нет места случайности и небрежности...». В итоге заниматься она стала на теоретико-композиторском факультете у Шебалина.

В консерватории Александра зарекомендовала себя как автор разноплановый: написала «Русскую сюиту» и «Концерт для трубы с оркестром», но уделила особое внимание сочинению песен. «Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар (ведь никто не знает, как заниматься с композиторами), - замечает Александра Николаевна в интервью «Московскому комсомольцу» (09.11.2009). - И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да, писала академическую музыку. Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя «Походная кавалерийская». [ст. Юлии Друниной, 1953]».

Вот строчки из документов экзаменационной комиссии: «Александра Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично». Представлены: Кантата на стихи А. Твардовского «Василий Тёркин»; Симфоническая сюита; «Походная кавалерийская» - массовая песня». В журнале «Смена» появилась статья Шебалина с отзывом: «Александра Пахмутова - талантливый музыкант. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом... я верю в ее дальнейшие успехи».

В аспирантуре написана диссертация «Партитура оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Но на вопрос (в том же интервью МК) - почему она не осталась «в лоне классической музыки», Александра Николаевна отвечает: «Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина, «оттепель», полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем! Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. К тому же... вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его, может быть, похвалят в Малом зале консерватории. И все. А если успех у песни - то успех шумный, сразу на всю страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда?» - смеется Пахмутова.

Появились ее первые популярные песни, одна из которых - «Лодочка моторная» (стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, 1956) положила начало знаковому союзу композитора с поэтом Николаем Добронравовым. Александра познакомилась с ним весной 1956-го на Всесоюзном радио, где он читал свои стихи в детских передачах. Глава музыкальной редакции Ида Горенштейн сказала: «Начинаются летние каникулы. Ну напишите про это какую-нибудь песенку!» «На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни», - улыбается Николай Николаевич. «6 августа была жуткая жара, - вспоминает Александра Николаевна. - Но как только мы подъехали к загсу, полил дождь. Говорят, это к счастью! Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сшили мне костюм - такой красивый, розовый».

Этот трепетный, идиллический, детский взгляд на мир они перенесли во все совместные песни, и даже в «главные», посвященные Ленину, Октябрю, комсомолу.

Родион Щедрин как-то сказал о творениях супругов: «Им Бог фонариком посветил...». А Добронравов часто в интервью вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это направление за всю совместную жизнь ни разу их не подвело.

К снятой Фёдором Филипповым в 1958 году картине «По ту сторону» Пахмутова написала музыку и пять песен на стихи Льва Ошанина, в том числе эпохальную «Песню о тревожной молодости». «Первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной... Две индивидуальности сталкиваются впервые - непременно будет яркая вспышка». Так писал об этом успехе Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен».

В 1961–1962 годах создана музыка к фильму Юрия Чулюкина «Девчата», песня из которого - «Старый клён» на стихи Михаила Матусовского тоже сделалась невероятно популярной.

С 1962 года Пахмутова много ездила в творческие командировки по стране вместе с соавторами - мужем и Сергеем Гребенниковым. Посетили Усть-Илим, Братскую ГЭС, воинские и флотские части. В Братске ей вручили «наряд на работу»: «Фамилия: Пахмутова. Профессия: композитор. Задание: написать песню, достойную наших ребят». Ответом стал цикл из 13 достойных песен («Таежные звезды», 1962–1963, стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре» и другие).

Она живо откликалась на все ключевые события, однако при этом в своей «песенной публицистике» органично уходила от штампов, делая главный акцент на общечеловеческих ценностях. Писала точные восхищенные песни о профессионалах своего дела - спортсменах, летчиках, строителях, геологах, космонавтах. Ее гражданская лирика проникала под кожу и вызывала слезы - весь мир плакал, когда улетал олимпийский Мишка на стадионе в Лужниках в 1980-м.

А еще были пронзительные песни о войне и любви. Невероятно, но некоторые из этих шедевров сначала имели трудную историю.

В фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Пахмутова сначала отказывалась писать для «тетки, приехавшей в Москву мясом торговать», но сразу согласилась после просмотра видеоряда с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым («Нежность», стихи Н. Добронравова, 1965). Иосиф Кобзон первоначально не захотел петь «Надежду» (стихи Н. Добронравова, 1974), сочтя ее «женской». Изысканно и проникновенно спела ее Анна Герман.

Евгений Светланов в своей статье восторгается пахмутовской способностью создавать в каждой песне «мелодическую изюминку», которая «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании. Мало кто может так быстро завоевать слушателя, как это удается Пахмутовой».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, - соглашается Александра Николаевна. - Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, развито ее тематическое зерно, сделана партитура, запись в студии - все это не последние вопросы, и из всего этого тоже складывается образ».

А это слова Михаила Плетнёва, пианиста, дирижера, композитора: «Музыка Пахмутовой - ...простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, «Битлз»: богаче фантазия, совершеннее форма».

Она обладает неисчерпаемой любознательностью и готовностью впитывать новое: в официальном «олимпийском» фильме «О спорт, ты - мир!» написала виртуозное соло для эстрадного ударника; в фильме «Полынь - трава горькая» использовала сочетание электронного звука с русскими народными инструментами и сама с наслаждением играла на синтезаторе. «Учиться нужно не только у тех, кто старше тебя. Обязательно надо учиться у тех, кто моложе; они идут вперед смелее и в некоторых аспектах искусства могут оказаться впереди», - подтверждает Пахмутова.

Она создала огромное количество произведений: симфонические «Русская сюита» (1952), Концерт для трубы с оркестром (1955), Концерт для оркестра (1971), Концерт для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita» (1989), скерцо для оркестра «Веселые смычки» (2009) и симфоническую поэму «Птица-тройка» (2009); увертюры «Юность» (1957), «Русский праздник» (1967) и «Веселые девчата» (1954); «Динамо-марш» (1965); балет «Озаренность» (1973); кантаты «Василий Тёркин» (1953), «Красные следопыты» (1962), «Отрядные песни» (1972) и «Прекрасная, как молодость, страна» (1977).

Написала музыку к спектаклям «Великие голодранцы» (1970), «Неизвестный солдат» (1971), «Сказ о гранитном памятнике» (1973), «Нина» (1975), «Город Мир» (1983), «Волшебный апельсин» (1990); радиопостановкам: «Противная сторона» (1955), «У самого синего моря» (1956), «Не проходите мимо» (1956) и «Педагогическая поэма» (1958); фильмам «Экран жизни» (1955), «За рулем автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Рожденная революцией» (1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Полынь - трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004).

Около 40 из почти 400 песен вошли в 7 песенных циклов, среди которых «Обнимая небо» (1965–1966, стихи Н. Добронравова: «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты»; стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Нежность»); «Созвездье Гагарина» (1970–1971, стихи Н. Добронравова: «Запевала звездных дорог», «Знаете, каким он парнем был» и другие).

Вехами времени стали песни на стихи Добронравова: «Орлята учатся летать» (1965), «Мелодия» (1973), «И вновь продолжается бой» (1974), «Нам не жить друг без друга» (1974), «Белоруссия» (1975), «Беловежская пуща» (1975), «Как молоды мы были» (1976), «Команда молодости нашей» (1979), «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза» (1988), «Остаюсь» (1991), в его соавторстве с Гребенниковым: «Куба - любовь моя» (1962), «Трус не играет в хоккей» (1968) и десятки других; «Ненаглядный мой» (стихи Риммы Казаковой, 1970); «Горячий снег» (стихи Михаила Львова, 1974), а также на стихи Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова, Инны Гофф, Евгения Долматовского, Николая Заболоцкого, Марка Лисянского, Роберта Рождественского и других больших поэтов. Исполнители - выдающиеся певцы и актеры: Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Юрий Гуляев, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Сергей Лемешев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Нонна Мордюкова, Георг Отс, Эдита Пьеха, София Ротару, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль и другие; прославленные коллективы - Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством Виктора Попова, а также ВИА «Верасы», «Добры молодцы», «Песняры», «Пламя», «Самоцветы» и «Сябры», группы Стаса Намина, «Living Sound» (Англия) и другие.

В альбоме «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона» (ее лидер Егор Летов был страстным противником официальной культуры) замечательно звучат пахмутовские песни. Тогда же в Санкт-Петербурге состоялся совместный концерт композитора и бельгийского гитариста Франсиса Гойи, приуроченный к выпуску его альбома «Посвящение Александре Пахмутовой». А апологет тяжелого рока, популярная немецкая группа «Раммштайн» иногда заканчивает концерты мощным исполнением пахмутовской «Песни о тревожной молодости» на русском языке.

С 1960 года выпущено множество дисков, среди которых: «Советские композиторы - Армии: песни Александры Пахмутовой» (1971), «Любовь моя - спорт» (1980), «Птица счастья» (1981), «Шанс» (1990), компакт-дисков «Симфонические произведения» (1995), «Как молоды мы были» (1995), «Зарево любви» (1996), «Александра Пахмутова. 100 любимых песен» (2009), «Никто не забыт. Песни Александры Пахмутовой» (2010). В США вышел компакт-диск Лайзы Верзелла «Труба XX века» с Концертом для трубы с оркестром (2000). Изданы нотные сборники: «Песни тревожной молодости» (1963), «Чьи песни ты поешь» (1965), «Звездопад» (1972), «Солнце любви твоей» (1990), «Вираж» (1990), «Звездопад» (2001), «Земля моя златая» (на стихи С. Есенина, 2001) и многие другие.

Много лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров; секретарем правления Союза композиторов СССР (1968–1991) и России (1973–1995); депутатом Моссовета (1969–1973); депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1990); избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1968 года более 20 лет возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

А.Н. Пахмутова - народная артистка СССР (1984) и РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1971), Герой Социалистического Труда (за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность, 1990).

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Среди ее наград - ордена Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, Франциска Скорины (Белоруссия).

Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015), премий: Ленинского комсомола (1966), «Российский национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004), Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004), Межгосударственной премии «Звезды Содружества» (2009). Обладает титулом «Живая легенда» от Российской национальной премии «Овация», «Золотым диском» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».

Почетный гражданин Москвы, Волгограда, Братска и Луганска.

Ее именем названа и зарегистрирована в Планетном центре в Цинциннати (США) малая планета - астероид Pakhmutova №1889.

Биография Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова – это дама, музыка которой стала настоящим знаком советской эры. Ее композиции выполняли первые звезды СССР, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях СССР. Как раз исходя из этого с течением лет наша сегодняшняя героиня стала одним из самых глубокоуважаемых композиторов своего времени.

Но какие конкретно еще факты и события стоит отыскать в памяти, ведя обращение о жизни и творчестве Александры Пахмутовой? Определить все самое увлекательное из жизни данной выдающейся дамы вы сможете из нашей статьи.

Ранние годы, детство и семья Александры Пахмутовой

Александра Николаевна Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в маленьком населенном пункте называющиеся Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как отмечается в большинстве источников, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в трехлетнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а потому придумывать свои первые композиции начала уже весьма и весьма рано. По сообщениям большинства биографов, свою первую мелодию девочка написала уже в пять лет. Пьеса для фортепиано Петухи поют до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой.

Видя тягу дочери к музыкальному искусству, родители Саши в семь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, где она потом обучалась пять лет – вплоть до начала ВОВ. В 1941-м году Пахмутова покинула учебу, а вместе с ней и родной Сталинград, отправившись вместе с другими детьми в Караганду, где размешались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова продолжила обучение в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, скоро был присвоен статус училища).

Ее обучение проходило гладко. Александра планомерно совершенствовала свое мастерство. Но в один красивый момент осознала, что желает большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. На дворе стоял 1943-й год.

В самый разгар Второй мировой данный поступок казался сумасшествием. Но Александра не планировала сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Столичной гос. консерватории имени Чайковского. В этом месте она начала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно посещать кружок юных композиторов.

Интервью с Александрой Пахмутовой

В это время ее педагогами и наставниками были выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Щебалин. Последний кроме этого стал ее куратором по окончании того как женщина поступила на композиторское отделение консерватории. У Щебалина Пахмутова кроме этого проходила курс обучения в аспирантуре.

Звездный путь композитора Александры Пахмутовой

В течение своей жизни Александра Пахмутова работала в самых разнообразных жанрах. Она писала музыку для оркестров, и создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку нашей сегодняшней героини поставлены балетные спектакли в столичном Громадном театре, а также в Одесском государственном оперном театре.

Данные удачи сделали Александру Пахмутову признанным деятелем искусства СССР, и принесли ей многие государственные награды. Но, не обращая внимания на это, громаднейшую славу актрисе обеспечили произведения, созданные для массовой культуры. Так, например, музыка композитора звучит в таких кинофильмах как Девчата, Три тополя на Плющихе, Полынь — трава неприятная, Сын за отца, Битва за Москву, О спорт, — ты мир!, Семья Ульяновых, Моя любовь на третьем курсе, и многих других картин. Помимо этого, Александрой Пахмутовой создан множество песенных произведений, каковые потом исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Как раз они, фактически, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве СССР.

Таисия Повалий и Александра Пахмутова — Нежность

В различные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой вышли такие песни как Беловежская пуща (Песняры), Основное, парни, сердцем не стареть (Лев Барашков), До свиданья, Москва, (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), И снова длится бой (Иосиф Кобзон), Нежность (Майя Кристалинская), Трус не играется в хоккей (Вадим Мулерман), и многие другие превосходные композиции. Помимо этого, песни композитора выполняли кроме этого такие звезды тех лет как Михаил Боярский. Тамара Гвердцители. Эдита Пьеха. София Ротару. Анна Герман и другие исполнители. Композиции Пахмутовой кроме этого находятся в репертуаре некоторых оркестров, а также нескольких детских студий. В данном контексте стоит подчернуть, что Александра Пахмутова довольно часто создавала композиции для детских коллективов. В различные годы ею было написано около сорока песен, каковые потом раздались в мультфильмах, и попали в репертуар детских ансамблей.

не меньше яркой была будущее и других ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, стали культовыми хитами уже во времена СССР. Многие из них остаются настоящими шлягерами и сейчас. В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Альянса композиторов СССР. Покинуть данный пост Пахмутовой пришлось только по окончании его упразднения.

Александра Пахмутова в настоящее время

За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор была награждена званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР, заслуженый артистки РСФСР и заслуженый артистки СССР.

Помимо этого, в ее коллекции имеется Орден Франциска Скорины (Беларусь), русский премия Овация и другие награды. В настоящее время Александра Николаевна кроме этого есть почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска. Все это еще раз говорит о высоком признании заслуг композитора.

В последние годы наша сегодняшняя героиня ведет негромкий образ жизни. Иногда она кроме этого появляется на концертах, и придумывает новые мелодии. Но музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже лишь для души.


Личная жизнь Александры Пахмутовой

Солидную часть своей жизни Александра Пахмутова прожила с одним мужчиной – композитором и поэтом Николаем Добронравовым, в сотрудничестве с которым ею было написано множество хитов. Пара живет в Москве. Детей у них нет.

Найдя ошибку в тексте, выделите ее и надавите Ctrl+Enter

Вам это понравится:

Публикации раздела Музыка

Александра Пахмутова. «В песне жизнь моя»

«Нежность» и «Надежда», «Беловежская пуща» и «Команда молодости нашей». «Мелодия» и «Старый клен». Песни-истории. Песни эпохи. Даже одной хватило бы для всесоюзной славы. Александра Пахмутова написала более четырехсот. Песни Пахмутовой украшают любимые фильмы и помогают совершать музыкальные путешествия - от Кубы до Испании, от Камчатки до Воронежа. У каждой песни - своя жизнь, у их создателя - жизнь в песне. Подробнее о творческой биографии композитора - Наталья Летникова.

«Петухи поют»

Композитор Александра Пахмутова. 1961 год. Фотография: kompozitor.su

Александра Пахмутова, Николай Добронравов (за ней), Иосиф Кобзон (второй справа), Фред Юсфин (слева) на стройплощадке будущей Усть-Илимской ГЭС. 1961 год. Фото из семейного архива Пахмутовой и Добронравова. Фотография: trud.ru

Александра Пахмутова. Фотография: pakhmutova.ru

В 1943 году Александра Пахмутова поступила в музыкальную школу при Московской консерватории, а спустя два года как лучшая ученица исполнила скерцо из сонатины для фортепиано собственного сочинения в документальном фильме «Юные музыканты».

«Песня о тревожной молодости»

Принесла Александре Пахмутовой славу композитора-песенника. Автор текста - Лев Ошанин. «И снег, и ветер, / И звезд ночной полет…» - затянула вся страна вслед за героями фильма «По ту сторону» в 1958 году. Не только в Советском Союзе. Свою мелодию Александра Пахмутова услышала в Японии, на большом празднике. Знакомые строчки запел популярный ансамбль «Поющие голоса Японии», а в 2002 году патриотическую песню советского времени исполнила немецкая группа Rammstein.

«Лодочка моторная»

Особая песня в творческой биографии композитора. Начало творческого союза, который 60 лет назад стал союзом семейным. Александра Пахмутова и Николай Добронравов познакомились на радио в студии детского вещания. Пахмутова писала музыку к радиопостановкам, Добронравов, работая в ТЮЗе, читал свои стихи в «Пионерской зорьке». Композитору и поэту поручили творческое задание - написать песню к предстоящим каникулам. Так появилась «Лодочка моторная» и новая семья, которая, как и поется в этой песне - «объедем весь родимый край» , объехала всю страну. Начали со свадебного путешествия - в Абхазию.

В качестве путевого дневника творческой пары - песни. «Беловежская пуща» - музыкальные впечатления о посещении уникального заповедника. Песня породила легенду - про слезы на глазах итальянского посла во время исполнения Большим детским хором Всесоюзного радио. Впечатлительный итальянец сказал, что ничего лучше этой песни и «Ave Maria» детского Миланского хора в жизни не слышал. Мелодия полюбилась всей стране.

Песни для фильмов

Схожая судьба ожидала сотни произведений композитора. Полные особой гармонии песни стали неотъемлемой частью множества кинокартин. Фильм «Девчата» невозможно представить без строчек Михаила Матусовского и задорной мелодии Пахмутовой. Конечно, «было б скучно, наверно, на свете без девчат» , а «Старый клен» часто по ошибке причисляют к разряду народных.

«Три тополя на Плющихе» - это и песня «Нежность» . Хотя изначально Александра Пахмутова была не слишком настроена писать песню для «тетки, которая приехала на рынок мясом торговать» . Но увидела Доронину и глаза Ефремова … Мелодия родилась буквально за несколько шагов - от Студии Горького до стоянки такси. Песню полюбили и зрители, и космонавты, которые не понаслышке знали, как «дарят звезды свою нежность» .

Песни-посвящения

Юрий Гагарин был другом Александры Пахмутовой, и к первому полету в космос была написана песня «Орлята учатся летать» . Первооткрывателю космоса композитор посвятила вокальный цикл из пяти произведений - энергичных и лирических. «Созвездье Гагарина» . Рассказ о космонавтах-героях и просто людях. «Знаете, каким он парнем был» , - трогательные строки о человеческом обаянии и задоре первого космонавта.

«Мелодия» - музыкальное посвящение для Муслима Магомаева - Тамаре Синявской , которая в тот момент находилась на стажировке в Италии. Магомаев звонил каждый день и даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня Пахмутовой и Добронравова… Тамара ее услышала по телефону.

Песня - как сувенир на память

Александра Пахмутова буквально из каждого путешествия привозила новые песни. Особенно если поездки по заданию. К примеру, в Сибирь - от ЦК комсомола. В начале 60-х «в этот край таежный» отправилась творческая группа: композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников, певец Иосиф Кобзон. Поддерживали молодежь на комсомольских стройках от Иркутска до Братска. В результате родился целый цикл героико-романтических песен «Таежные звезды» и в их числе легендарная «Главное, ребята, сердцем не стареть» .

Больше чем песни

Еще в консерватории Александра Пахмутова писала произведения для симфонического оркестра. В конце 50-х годов ХХ века немецкий музыкальный критик Карл Фриц Бернхардт отмечал оригинальность и содержательность Концерта для трубы с оркестром молодого композитора. В Большом театре на музыку Пахмутовой поставили балет «Озаренность».

Александра Пахмутова - автор многих инструментальных произведений: «Русской сюиты» , увертюр, концертов для оркестра, музыки для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita, музыкальных циклов к кинокартинам «Битва за Москву», «О спорт, ты - мир!».

Картина о советских спортсменах с музыкой Пахмутовой хранится в особой видеотеке Международного олимпийского комитета. А песня «До свидания, Москва» , полная лирики и ностальгии, придала московской Олимпиаде особенно трогательные нотки. Как и практически каждая песня Пахмутовой. Даже если мелодии на стихи о комсомоле - в этой песне непременно обнаружится и любовь, и весна.

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.

Александра Пахмутова, 1930 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, — «Лодочка моторная» — ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком.

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).

Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г. Фото: РИА Новости / Б. Елин

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери : «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский , и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев ?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину.

Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну — «Мелодию» — для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую — «Прощай, любимый» — для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.



Последние материалы сайта